Родион Щедрин: биография, фото, творчество

Крупнейший советский композитор Щедрин Родион Константинович считается одним из самым удачливых из своих современников, и не только потому, что послушать его произведения по сей день приходит многотысячная армия слушателей, но и потому, что он был женат на самой легендарной из балерин своего времени — невероятной красавице Майе Плисецкой. Далее в статье читайте о жизни и деятельности Родиона Щедрина. Кратко мы также расскажем об истории любви этой красивой, и не менее талантливой пары. Кстати, они оба носили звание Народного артиста СССР. Для творческих людей советского периода это считалось наиболее почетным званием.

Родион Щедрин: биография, родословная

Родился будущий композитор в середине декабря 1932 года, в столице нашей страны. Его отец — Константин Михайлович, был музыкальным деятелем – теоретиком и педагогом. А вот мама – Конкордия Ивановна не имела к музыке никакого отношения. Дед Родиона по отцу был православным священником в Тульской губернии, в местечке Алексино. Тропинка, которая вела к той церкви, где он проводил службу, была окрещена прихожанами «щедринкой». Одним словом, отец композитора, Константин, все свое детство провел в маленьком провинциальном городке Алексино. Он обладал редкостными музыкальными данными, абсолютным слухом, мог запомнить музыку с одного прослушивания. Однажды в Алексино приехала актриса В. Н. Пашенная, она заметила талант мальчика и отправила его за свой счет в Москву, на учебу в консерваторию.

Детство и юность, семья

Родился Родион Щедрин в конце 1932 года Москве в музыкальной семье по отцу, Константин Михайлович был музыкальным теоретиком и педагогом. Больше к музыке никто в семье Щедриных причастен не был. Дед был Тульским священником, а мама, Конкордия Ивановна совсем не имела музыкального образования, хотя любила музыку.
У отца Родиона, Константина Михайловича, был абсолютный музыкальный слух, ему хватало один раз услышать музыку, чтобы он мог безошибочно её воспроизвести. Актриса В.Пашенная, случайно оказалась в маленьком Алексино, оценила самобытность таланта и отправила Родиона Щедрина на свои деньги на учёбу в московскую консерваторию.

Родион Щедрин в детстве
Поэтому Родион с самого начала своей биографии попал в руки своего музыкального отца. Мальчик слышал дома игру на самых разных музыкальных инструментах, ими владели отец и дядя. Родион учился в музыкальной школе, хотя кругом шла война. Перед самой эвакуацией школу закрыли, а Щедрины переехали в Куйбышев.

Сюда же приезжает композитор Дмитрий Шостакович. Мальчик следит за всеми репетициями оркестра. Когда семья Щедриных вновь вернулась в столицу, Родион возобновил занятия музыкой. В начале 40-х годов в Москве юноша продолжил свою музыкальную учебу в хоровом училище. В одиннадцатилетнем возрасте Родиону удавалось два раза убегать на фронт.

Родители не стали насильно заставлять учиться и определили в Ленинградское Нахимовское училище. Но оказалось, что для Щедрина главным занятием продолжала быть музыка. Только теперь усилился интерес к фольклорной музыке, элементы которой Родиону удавалось органично вплетать в сочиняемую музыку. Даже в названии Первого концерта, сочинённого для исполнения оркестром, были народные мотивы, он назывался «Озорные частушки».

Произведение звучало в концертной программе на пленуме Центрального Комитета партии в исполнении автора, после чего Родион Щедрин был принят в члены Союза композиторов. Это произошло на четвёртом курсе учёбы в консерватории, а затем последовала аспирантура.

Детство Р. Щедрина

Родившись в семье музыкального теоретика, Родин Щедрин с самого раннего детства был окружен музыкой. Его отец и дяди виртуозно владели игрой на музыкальных инструментах и часто давали домашние концерты. В 1941 году, несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны, мальчика отдали в Центральную музыкальную школу при консерватории г. Москвы. Кроме этого, он начал брать частные уроки по игре на фортепиано у М. Л. Гехтман. Однако вскоре школа была вынужденно закрыта, а семья Щедриных отправилась в эвакуацию в Куйбышев — город, который имел строго засекреченное значение, поскольку там был построен огромный тайный бункер для вождя и членов ЦК. Сюда для завершения работы над Седьмой симфонией приехал Дмитрий Шостакович, который в то время был председателем Союза композиторов СССР, а отец был ответственным секретарем Союза. В Самару были также переброшены многие деятели культуры, в том числе труппа большого театра. Мальчику часто приходилось находиться на репетициях оркестра Шостаковича. В 1943 году у них появилась возможность вернуться в Москву и Родион Щедрин, биография которого представлена в этой статье, вновь стал посещать Центральную музыкальную школу. Однако у него самого на свой счет были совершенно другие планы. Он считал, что не должен заниматься пустым делом – изучением гамм, а должен защищать Родину. 11-летним мальчишкой он дважды убегал на фронт, и ему однажды даже удалось дойти до Кронштадта. Родители решили не заставлять сына учиться в музыкальной школе, а определили его в Нахимовское морское училище, которое находилось в Ленинграде. В то время казалось, что мечта отца видеть своего сына музыкантом провалилась, но позже произошли события, которые предопределили его дальнейшую судьбу и изменили жизнь Родиона Щедрина невероятным образом.

Родион Щедрин сейчас

В конце 2020 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.

Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».

Родион Щедрин в 2018 году

Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.

Новых контрактов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.

Путь в мир музыки. Музыкальное образование

В начале 1945 годов в Союзе открылось Московское хоровое училище, куда брали одних мальчиков. Его основателем и директором был известный хормейстер А. Свешников. Он пригласил в свое учебное заведение Константина Михайловича Щедрина преподавать музыкально-теоретические предметы, а также историю музыки. А тот, в свою очередь, решил привести сюда учиться своего Родю, у которого, как и у отца, был идеальный музыкальный слух и неплохой голос. К этому времени он уже не учился в Нахимовке.

Становление в качестве композитора

С первых же дней учебы в училище хоровое пение захватило Р. Щедрина. Позже первые его произведения были связаны именно с хором. Кстати, уже во время учебы в училище многие из воспитанников делали опыты в музыкальной композиции, а их директор давал юным композиторам возможность сразу же исполнять сочиненные ими произведения. В 1947 даже был проведен конкурс будущих композиторов, причем председателем жюри был сам Арам Ильич Хачатурян. И вот победителем конкурса стал Родион Щедрин – композитор хоть и совсем юный, но, безусловно, талантливый. К великому счастью многих студентов училища, для них организовывались встречи с великими отечественными композиторами: Шостаковичем, Хачатуряном, Флиером, Гинзбургом, Рихтером, Гилельсом, И. Козловским и др. Кроме этого, в училище особое внимание обращалось на владение студентами игры на фортепиано. К окончанию учебного заведения, Родион мог бы соперничать с именитыми пианистами. Его педагог считал его невероятно одаренным юношей и стал готовить его к поступлению в консерваторию.

Еще одна ступень к успеху преодолена

В 1950 году Родион Щедрин поступил в Московскую консерваторию, причем сразу на два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Его учителем стал профессор Яков Владимирович Флиер. Юноша так увлеченно занимался игрой на любимом инструменте, что даже подумывал уйти с композиторского факультета, однако его педагог не одобрял этого решения юноши. За период учебы он получил огромный запас знаний, а также развил свой музыкальный вкус. В композиторском же классе его учителем был Юрий Александрович Шапорин. Здесь царила прекрасная атмосфера. От него студенты учились не только профессиональным навыкам, но и приобретали множество знаний обо всем. Шапорин был настоящим эрудитом, интересным рассказчиком и острословом и просто очень душевным человеком. Он рассказывал ребятам подробности знакомства и общения с такими великими личностями, как Блок, Толстой, Горький, Бенуа, Петров-Водкин и т. д.

Музыкальное образование

Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.

Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.

Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.

Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.

Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.

С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.

Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.

Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.

После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.

Творчество Родиона Щедрина: ранний период

К великому удивлению многих преподавателей, Родиона Щедрина – сына музыкального теоретика — стала интересовать русская фольклорная музыка, элементы которой он использовал в своих произведениях. Он органично синтезировал различные отрывки из народных песен и частушек, в результате чего у него получалась весьма своеобразная и очень красочная музыка. Родион Щедрин участвовал в фольклорных экспедициях, записывал на магнитофон народные песни, которые с удовольствием для него исполняли сельские жители. Особенно нравились Щедрину частушки, и он любовь к ним пронес через всю свою жизнь. Кстати, Первый концерт для оркестра, который он написал в 1963 году, был назван «Озорные частушки». А через 33 года, в 1999 году, он представил ценителям его искусства его новый вариант — «Частушки», сольный концерт для фортепиано.

Творчество

Будучи студентом Щедрин сочинил Первый концерт для фортепиано, который во время пленума ЦК КПСС был введён в концертную программу. Музыкальное произведение виртуозно исполнял сам автор, после чего был принят в Союз композиторов Советского Союза. Это произведение звучало на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводился в 1955 году в Варшаве, Родион получил за него премию.

Следующее его сочинение – балет «Конёк-Горбунок», его поставили в Большом театре в 1960 году. Слушатели сразу обратили внимание на это произведение и по достоинству его оценили, стало понятно, что в мире музыки появилась новая творческая своеобразная личность. Помимо этого Щедриным было написано ещё четыре балета:

  • «Кармен-сюита» (1967);
  • «Анна Каренина» (1972);
  • «Чайка» (1980);
  • «Дама с собачкой» (1985).

Ещё в консерватории многие преподаватели удивлялись тому, что сын музыкального теоретика Родион Щедрин всё чаще стал интересоваться народным фольклором. И это был не праздный интерес, частушки, народные песни и кантилены он использовал в своих произведениях. Композитор хотел думать и творить музыку на родном языке.

Родион ездил в фольклорные экспедиции, где деревенские жители с удовольствием и азартом исполняли народные песни, а он записывал их на магнитофон. Особенно сильно он увлекался частушками, даже его Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, имел название «Озорные частушки».

В 1961 году Щедрин сочинил свою первую оперу «Не только любовь», она раскрыла уже зрелый талант музыканта. За свою творческую деятельность Родион Константинович написал ещё шесть опер:

  • 1977 – «Мёртвые души»;
  • 1992 – «Лолита»;
  • 2002 – «Очарованный странник»;
  • 2006 – «Боярыня Морозова»;
  • 2013 – «Левша»;
  • 2015 – «Рождественская сказка».

В 1987 году Щедрин сочинил музыкальный шедевр – «Стихиру на тысячелетие крещения Руси». Эта тема имела для него особенное значение, ведь дедушка Родиона был священником. Премьера произведения состоялась в США в Кеннеди-центре.

Много композиций писал Родион Константинович для театральных постановок и кино. Его музыка звучит в таких известных фильмах:

  • «Высота»;
  • «Коммунист»;
  • «Люди на мосту»;
  • «Нормандия – Неман»;
  • «А если это любовь?»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Сюжет для небольшого рассказа».

Щедриным была написана музыка для следующих спектаклей:

  • «Они знали Маяковского»;
  • «Первая симфония»;
  • «Мистерия-буфф»;
  • «Дамоклов меч»;
  • «Гроза»;
  • «Баня»;
  • «Тёркин на том свете».

Даже в мультипликационных фильмах можно послушать музыкальные произведения Родиона Константиновича:

  • «Петушок – Золотой гребешок»;
  • «Колобок»;
  • «Баня».

За творческие достижения Щедрина неоднократно премировали и удостаивали самых высоких правительственных и государственных наград – Орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней, Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Родион Константинович имеет звание почётного профессора консерваторий в Москве, Санкт-Петербурге, Пекине, а также МГУ имени Ломоносова. В 1970 году Щедрину присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году – Народного артиста РСФСР, в 1981 году – Народного артиста Советского Союза.

Щедрин Родион: личная жизнь

В 1958 году в жизни молодого композитора началась романтическая полоса. Он познакомился с известной балериной, примой Большого театра Майей Плисецкой. А случилось это вот как. Родион был вхож в круг знакомых Лилии Брик, музы Владимира Маяковского, и был частым посетителем ее знаменитых вечеров. Кстати, он писал музыку для пьесы “Они знали Маяковского”, автором которой являлся муж Лилии — писатель и литературовед Василий Абгарович Катанян.

Однажды хозяева дома дали Родиону Константиновичу прослушать запись, сделанную на магнитофонной пленке, где Майя Плисецкая пела мелодию балета «Золушка» (Прокофьева). Композитор был просто изумлен: он знал Майю как талантливую балерину, но то, что она умеет так правильно и точно воспроизводить сложнейшие мелодии, даже не мог предположить. Ее нежный голос запал ему в душу, и вот однажды он получил приглашение от Лилии на вечер, который она устраивала в честь приезда в Россию Жерара Филиппа. Среди приглашенных была также Плисецкая. Родион Щедрин, конечно же, при первом же удобном случае познакомился с ней. В этот день он играл на фортепьяно только для нее, хотя в будуаре собрался весь московский бомонд. Затем он вызвался развести ее и других почетных гостей на своем авто по домам. В конце поездки в автомобиле остались только он и Майя. Некоторое время они беседовали о том о сем. Затем, прощаясь, она попросила его записать для нее ноты мелодии из фильма “Огни рампы”. Он с радостью взялся сделать это для нее, ведь благодаря этому он должен был еще раз встретиться с ней.

Детские годы

Родион Константинович появился на свет 16 декабря 1932 года в столичном музыкальном семействе. Все члены семьи пели и играли на музыкальных инструментах, часто устраивали музыкальные вечера.

Первым учителем музыка маленького Родиона стал его отец. Мужчина окончил Московскую консерваторию, и обладал редкими музыкальными способностями: абсолютным слухом и так называемой «магнитофонной» памятью – способность запоминать музыку с первого раза.

В 1941 году Родиона записали в Музыкальную школу при Московской консерватории, однако учебе помешала война. Семейство Щедриных было эвакуировано в Самару, где познакомилось с выдающимся композитором Дмитрием Шостаковичем. Родион присутствовал на генеральной репетиции его знаменитой Седьмой симфонии, и это событие произвело на мальчика большое впечатление.

Начало отношений

Двух талантливых людей окончательно сблизил балет «Конек-Горбунок», написанный Щедриным и включенный в репертуар Большого театра. Он приходил на репетиции не только для того, чтобы руководить оркестром, но и посмотреть на Майю. Будучи известной балериной, она часто бывала на гастролях по миру, поэтому постоянно находилась под пристальным наблюдением КГБ. Заметив интерес Щедрина к ней, друзья из верхов предупредили его об этом, однако ему было все равно, и он продолжал всюду следовать за ней. В том же 1958 году они стали жить вместе, но не зарегистрировали отношения. Затем они провели поистине райское лето в Доме отдыха творчества Композиторов в Сортавале, на Ладожском озере. Продолжением свадебного месяца стало путешествие из Москвы в Сочи на автомобиле Щедрина. Однако в Сочи их ждало разочарование. Согласно советскому закону, незарегистрированным парам не предоставлялись совместные номера. По возращении в Москву Родион Щедрин решил узаконить свои отношения с Майей. Это был настоящий брак по искусству, который сохранился на всю жизнь. Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.

Творчество зрелого композитора

Большинство балетов Щедрина были связаны с его супругой, Майей Плисецкой. Так, в “Коньке-Горбунке” балерина исполняла партию “Царь-Девицы”. К окончанию аспирантуры в 1959 году Щедриным были созданы следующие произведения: несколько фортепианных сочинений, хоры, Первая симфония, «Веселый марш монтажников-высотников» — песня из кинофильма «Высота» и т. д. В 60-х было создал самое исполняемое сочинение, которое создал Родион Щедрин – “Кармен сюита”. К этому периоду также относится написанная им первая опера «Не только любовь» (он посвятил ее Плисецкой). Были созданы концерты для оркестра — “Звоны” и “Озорные частушки”, а также две крупные оратории «Ленин в сердце народном» и «Поэтория» и, пожалуй, самое масштабное из его произведение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги, которые входили во Второй концерт для фортепиано. Параллельно с сочинительством он преподавал в Консерватории.

О других произведениях Р. Щедрина

Родион Щедрин – автор 3 симфоний, 5 концертов для оркестра, 14 концертов для солирующих инструментов с оркестром, множества вокальных и инструментальных произведений, хоров a cappella на стихи А. Пушкина, А. Твардовского, А. Вознесенского и др., фортепьянных пьес, камерно-инструментальных сочинений, а также музыки для театра и кино (в том числе к кинофильму «Высота» («не кочегары мы не плотники»), 1957, «Коммунист»,1958, «Нормандия — Неман»,1960, «А если это любовь?», 1961, «Анна Каренина», 1967, «Сюжет для небольшого рассказа», 1969).

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада». В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну. Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер — «Мертвые души», «Лолита», балетов — “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

80-е

В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха. Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе. Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.

В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР. В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку. Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Политика

Во второй половине 80-х Родион Щедрин решил заняться политикой, и в 1989 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Он входил в группу, членами которого были Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Гдлян, Попов и др. Все чаще между Щедриным и Горбачевым возникали перепалки. Композитор выступал за реабилитацию Галины Вишневской и М. Ростроповича. В 1987 году, в связи с 1000-летием принятия крещения, он написал грандиозное произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Для него, внука священника, данная тема была особенно близка. Для первого исполнения композитор послал это произведение Ростроповичу, в Штаты. Таким образом, премьера состоялась в Кеннеди-Центре в Вашингтоне.

Прощание с музой

С 1991 года супруги Щедрин-Плисецкая поселились в Мюнхене. Здесь они занимались свободным творчеством. Это была прекрасная пара, которая уже давно стала одним целым. Вместе они прожили 57 лет. Майи не стало в мае 2020 года. Для ее супруга это было страшной потерей, особенно с учетом того, что ничто не предвещало ее кончины. За месяц до этого они приехали в Россию на премьеру его “Левши”. Всемирно известная балерина чувствовала себя прекрасно и до утра сидела рядом с мужем во время премьерного банкета. Родион Щедрин после смерти Плисецкой сообщил о том, что они вместе составили завещание, в котором записана их последняя воля. Похорон ни у нее, ни у него не должно быть. Они желают, чтобы их тела были кремированы, пепел смешан друг с другом, а затем развеян над Россией. Как понимаете, это должно быть тогда, когда произойдет смерть Родиона Щедрина. А пока урна с ее прахом хранится в доме композитора. Дай бог ему долгих лет жизни!

Личная жизнь

Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо банальных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.

Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на девушку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.

Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».

Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:

«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».

Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.

Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.

В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]