Сложное детство Вячеслава Шалевича
Вячеслав Шалевич родился Москве. Мать Вячеслава, Елена Ивановна, на момент знакомства с отцом работала машинисткой в Министерстве обороны. А отец будущего артиста, Анатолий Иванович, бывший белый офицер, который позже переметнулся в НКВД женился, чтобы отомстить другой женщине. Когда мама Вячеслава Шалевич узнала о том, почему супруг на ней женился, она уже была на восьмом месяце беременности. Тогда Елена Ивановна приняла смелое решение и переехала в Москву. Там и родился будущий артист. Своего отца он впервые увидел, когда ему было 38 лет. Мама пресекала все попытки бывшего мужа увидеть сына.
Вячеслав Шалевич в детстве с мамой
Когда Вячеславу было всего семь лет, началась Великая Отечественная Война, его эвакуировали в детдом под Саратовом, где он прожил до 1943-го, потом его вернули матери.
Артиста России Вячеслава Шалевича зрители любили за внутреннюю силу экранных образов
Отец знаменитого советского артиста Вячеслава Шалевича, известного по картинам «Капитанская дочка», «Три тополя на Плющихе», «Виринея» и многим другим, был офицером госбезопасности, в свое время служил в Полоцке, затем — в Мозыре. На восьмом месяце беременности мать Шалевича уехала из Минска в Москву, говорят, из-за ревности. В 1938-м отец был осужден, с сыном не виделся. И только в 1972 году, когда Вячеславу Шалевичу было уже 38 лет, он встретил на гастролях в Алтайском крае мужчину, который представился Анатолием Шалевичем. Но говорить им было не о чем. Время умеет разъединять людей, даже самых близких. 27 мая Вячеславу Шалевичу могло бы исполниться 85 лет. Телеканал «Культура» предлагает телезрителям в эти дни фильм режиссера Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» и архивную программу «Линия жизни», в которой принимал участие Вячеслав Анатольевич.
Шалевич бывал в Минске, когда сюда еще в советское время приезжал на гастроли театр имени Вахтангова, в котором он отработал почти 60 лет после окончания Щукинского училища. Актер признавался:
фото mir24.tv
— Мне всегда хотелось быть хорошим спортсменом, журналистом или артистом. Спортсмен из меня никакой, о профессии журналиста я подумывал, но артистом мечтал стать всегда. После окончания Щукинского училища меня приняли в театр имени Вахтангова. И это большое счастье, потому что я застал на сцене великих мастеров, которые жили этим театром. Однажды я опоздал после напряженных съемок в фильме «Хоккеисты» на спектакль, меня собрались увольнять. Но Рубен Николаевич Симонов отстоял меня, более того — предложил художественному совету дать мне главную роль в новом спектакле.
Последний раз актер вышел на сцену театра имени Вахтангова 1 декабря 2020 года в спектакле Римаса Туминаса «Пристань», в одной из новелл которого (по мотивам произведения Бертольда Брехта) он сыграл Галилео Галилея. «Пристань» была задумана Туминасом как дань уважения к старейшим актерам труппы, которыми он восхищался. К сожалению, спектакль-бенефис, где у каждого из них была своя тема, свой герой, своя исповедь, постепенно становился все короче и короче: уходили актеры — Юрий Яковлев, Владимир Этуш… Шалевичу стало плохо прямо во время действия. Врачи скорой помощи констатировали повышенное давление, однако от госпитализации он отказался. И все же спустя два дня попал в реанимацию Боткинской больницы с судорожным синдромом, затем впал в кому. Не приходя в сознание, актер умер 21 декабря 2016-го на 83-м году жизни.
«Три тополя на Плющихе»
Вячеслав Анатольевич прожил сложную жизнь, в том числе личную. У него было четыре брака. Роман с актрисой Валентиной Титовой, которая в итоге предпочла Владимира Басова, был долгим и мучительным. На экране же все виделось по-другому: Шалевич одним взглядом своих жгучих глаз покорял женские сердца. Его героев, пусть они иногда и были окрашены в негативные тона, зрители искренне любили за внутреннюю силу и мощь характера.
Когда советский кинематограф рухнул, фактура Шалевича была востребована и в 1990-е. Название одной из его картин того периода — «Любовь немолодого человека» — стало пророческим. Его последняя жена Татьяна была младше на 35 лет, что породило определенные пересуды. В 2001 году у них родилась дочь Анна.
Конечно, после больших и серьезных работ в картинах Татьяны Лиозновой, Юлия Карасика, Алоиза Бренча приходилось понижать планку. Задачи ставились уже другие. Вячеслав Анатольевич активно снимался в картинах, которые не претендовали на то, чтобы стать художественным открытием: «Американский дедушка», «Муж собаки Баскервилей», «Фиктивный брак», «Женщин обижать не рекомендуется».
«Боец»
Много легенд и домыслов было связано с пропавшим на время (а на самом деле спрятанным продюсерами) фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Но, как оказалось, слухи о его художественных достоинствах были сильно преувеличены. Фильм рассыпается на отдельные куски, выглядит плакатным и неряшливым. Он снят в духе популярного в 1990-е «кооперативного кино». Хотя в этом фильме Шалевич добросовестно и убедительно исполнил роль первосвященника Иудеи Иосифа Каифа. Его человеческое обаяние подошло духу романа Булгакова, но не спасло картину от провала.
Позже, когда настала сериальная пора, Шалевич одинаково убедительно играл как отставных военных, так и криминальных авторитетов, советских политических деятелей и авантюристов. И зритель ему опять верил. Появились популярные телевизионные проекты: «Марш Турецкого», «Московская сага», «Брежнев», «Звезда эпохи», «Боец», «Женская логика». Последней его работой в кино стала роль Леонида Ильича Брежнева в детективном сериале «Дело гастронома № 1». Конечно, актер замечал все огрехи на съемочной площадке, вздыхал, но ничего поделать не мог. Снова став «молодым отцом», он должен был зарабатывать деньги. По поводу съемок в сериалах Шалевич говорил: «Все сериалы сейчас похожи один на другой. Артисты, которые в
«Семнадцать мгновений весны»
них заняты, тоже все похожи. Я вспоминаю «Семнадцать мгновений весны», было пятьсот человек артистов, и все делали то, что обычно не делают. Татьяна Лиознова сама мне позвонила, пригласила на пробы, чтобы увидеть меня непохожим, другим, — вот это была редкая забота со стороны режиссера. Таких людей становится мало. Но я не понимал тогда, что снимаюсь у блестящего режиссера. Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой еще не знал кинематограф. На площадке она много импровизировала: этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Когда же шла работа над фильмом «Три тополя на Плющихе», она очень хотела, чтобы в картине звучала музыка Пахмутовой, однако та сперва отказалась. Лиознова пригласила ее посмотреть отснятый материал, и Александра Николаевна, увидев лицо Ефремова, когда он кладет руки на руль, ахнула и согласилась. Режиссеров, подобных Лиозновой, я не встречал».
Справедливости ради заметим, что и актеров уровня Вячеслава Шалевича сегодня не становится больше…
ФАКТ
С 1998 по 2012 год народный артист России Вячеслав Шалевич возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, одновременно играя роли в театре имени Вахтангова.
Школьные годы Вячеслава Шалевича
Учился будущий артист в средней школе №73 в Москве, потом в школе Метростроя №4. В школьные годы Шалевич много хулиганил. Мама много работала и воспитанием мальчика занималась его тётя, которая была заядлой театралкой. Именно эта родственница и привила племяннику любовь к театру. Также важным фактором, повлиявшим на выбор профессии, стала близость к его дому театра Вахтангова и Щукинского училища. Он часто посещал спектакли, был знаком с многими артистами, пробирался на репетиции.
78-летний Вячеслав Шалевич: Рождение дочери стало шоком
Она младше его на 35 лет. Их отношения вызывали пересуды. Ее пытались обвинить в меркантильности, а его – в безрассудстве. А они просто любили. Актер Вячеслав Шалевич и его жена Татьяна преодолели все условности ради того, чтобы стать счастливыми.
Знаменитый актер, человек-легенда, галантный и деликатный мужчина, любимец женщин – Вячеслав Шалевич никогда не женился на актрисах. Это было табу. Только романы. За его плечами три брака. Есть дети и внучка. Его четвертая жена Танечка – врач по специальности. Она младше мужа почти вдвое. В ее прошлой жизни, до встречи с Шалевичем, все было хорошо. Закончив Московский мединститут, а затем ординатуру, она работала врачом-гинекологом. А несколько лет назад сменила профессию и стала работать в театре под руководством своего мужа. Их дочка родилась, когда актеру стукнуло 70 лет.
– Расскажите, как вы встретились?
Вячеслав Шалевич: – Совершенно случайно, на дне рождения моего друга, артиста Миши Воронцова. В Театре Рубена Симонова все это было. Стоял большой стол, множество закусок, хорошо сидели. А сбоку от меня оказалась Татьяна Викторовна. Я тогда вдовец был. И как только видел красивую женщину, в шутку всегда говорил: «Я женюсь!» И я как взглянул на это очарование, естественно, тут же сказал: «Ну, я на вас женюсь!» А Михаил Иванович: «Ты осторожнее! У нее двое детей!» Я так и запнулся. Общаюсь, а про себя все просчитываю, думаю: двое детей, мне только этого не хватало.
Татьяна Виноградова: – Моя мама много лет дружила с Михаилом Ивановичем Воронцовым. Она когда-то была терапевтом его мамы. Поэтому мы вместе и оказались на дне рождения. Конечно, я бы никогда не подумала, что со мной может такое случиться.
Вячеслав: – А потом я так осторожничал, думаю: надо окститься потихонечку. Были какие-то праздники, встречи, на которых мы пересекались. Таня приходила в театр. И мне передали, что она очень нервничает и интересуется, почему я с ней больше не общаюсь. Ну я и отважился.
Татьяна: – Меня прямо что-то тянуло в театр. Я не могла все это оставить в покое. На самом деле все было не так легко. Мы примерно лишь через год поехали за грибами.
Вячеслав: – Жена Воронцова, актриса Елена Ивочкина, очень любит собирать грибы. И мы собрались за грибами. Помню, машина стояла в переулке, и я вышел в надежде увидеть Татьяну. А она пришла со своей дочкой. Четыре годика ей тогда было. Я увидел два замечательных лица. Лиза торжественно улыбалась. Это была такая очаровательная и радостная улыбка. И я подумал: а почему такое чудо не может быть моим достоянием?! Все ушли за грибами, а мы с Лизой сидели у костра, готовили и очень мило беседовали. Так процесс пошел. Я побывал в гостях у Тани. Просто приехал, познакомился еще с одним ребенком, чудные ребята. С тещей познакомился.
– И сделали предложение руки и сердца?
– Нет, предложение было сделано гораздо позже. Мы сначала просто решили жить вместе.
– А как к вам отнеслась мама Тани?
– Честно вам скажу, у меня лучшая теща в мире. Но вначале Вера Ивановна, королева роскошная, была категорически против. Она как узнала, что у нас с Таней что-то намечается, даже перестала с ней разговаривать. Конечно, что скрывать, разница в возрасте. Это понятно. Однажды в каком-то городе ко мне подбежала одна очаровательная женщина: «Ой, здравствуйте! Вы мой самый любимый артист! Я думала, вы умерли!»
Нормально, естественно. Это все наша непосредственность. Это замечательно. Поэтому я Веру Ивановну понимал. Помню, мы в ресторане отмечали Татьянин день и с Таней пошли танцевать. И видя обеспокоенный взгляд ее мамы, мы с ней танцевали за колоннами, чтобы она поменьше волновалась. Потом, как выяснилось, Михаил Иванович Воронцов провел с ней беседу, и, в общем, все успокоилось. А потом, да и сейчас, Вера Ивановна как-то меня полюбила и относится ко мне очень нежно.
– Вы стали жить вместе, а дети остались с бабушкой?
Вячеслав: – Почти год Таня жила на два дома. Боже мой, как она все успевала! Столько сил и терпения. Вечером – ко мне, а рано утром уезжала к себе домой, чтобы собрать детей в школу, детский сад, отвезти, туда, сюда. Вот подвиг настоящий. А потом мы решили сделать ремонт и жить вместе. Перевезли детей. Как-то все было естественно. Мы сразу поехали вместе отдыхать в Грецию. Дети восприняли меня очень хорошо. Жизнь налаживалась. В общем, все было хорошо. И мы стали думать о ребенке.
Татьяна: – Мы очень хотели ребенка. И как раз в этот момент решили официально расписаться. У нас не было никакой громкой свадьбы. Мы очень тихо пошли в загс и расписались. Причем у нас было одно обручальное кольцо, прабабушкино еще, которое мне мама наконец отдала. Когда я первый раз замуж выходила, она мне его не дала. А тут, что называется, передала по наследству. И вот у нас было одно обручальное кольцо, и дама в загсе говорит: «У вас есть кольца?» «Да, у нас одно», – отвечаем. Она: «Ну вы тогда как-нибудь сами в коридоре». Вот мы так сами и расписались – в коридоре, с кольцом, совершенно без свидетелей.
– Ваши отношения наверняка вызывали разные толки, пересуды и не только среди близких?
Татьяна: – Вначале много о нас говорили. Было всякое. И звонки были поначалу, и что только я не выслушала – много всего. Звонили люди, представлялись театральной общественностью и говорили разные неприятные слова, интересовались: «А все-таки вышла замуж-то! Такая разница в возрасте! Какая-то выгода должна быть?» Выгода только одна – просто любовь. В первое время спрашивали: «Ну, ты, наверное, не из Москвы?» Я говорю: «Нет, из Москвы». Не унимаются: «Ну, наверное, квартиры нет?» Я говорю: «Квартира трехкомнатная в центре». Продолжают: «Машины-то у тебя раньше не было?» И опять мимо: «И машина у меня раньше была». В общем, меркантильный интерес отсутствовал. А мы просто были вместе, и все остальное в какой-то момент уже переставало существовать.
– Как Вячеслав Анатольевич ухаживал?
– Очень красиво. Меня поразило, что когда он пришел ко мне домой, можно сказать, на одно из первых наших свиданий, то был с тюльпанами. Это знак для меня. Никто никогда в жизни мне не дарил тюльпанов. А они мои самые любимые цветы. Поэтому я сразу подумала: все не просто так. Так все было естественно. Появилось такое ощущение, будто мы уже много лет вместе. Но с другой стороны – вот уже тринадцать лет прошло, а вроде недавно познакомились. У нас все эти годы – как один день. – Ревновали?
– Конечно (смеется). Была одна поклонница, которая приходила на каждый спектакль с бордовой розой. И когда я дома видела одну бордовую розу, я прямо вся негодовала.
– А вы ревнуете жену?
– Да, я ревную! Может бессмысленно. Таня очень обижается.
– Каково в семьдесят стать отцом?
Вячеслав: – Это невероятное ощущение счастья. У нас Анечка родилась летом. Когда я пришел в театр и на открытии сезона коллеги узнали, что у меня родилась дочка, все были в шоковом состоянии. Смотрели на меня с невероятным испугом.
Татьяна: – Вячеслав Анатольевич сильно переживал. Ему все время казалось: что-то будет не так. Все время звонил знакомым врачам и спрашивал, не будет ли у нее какого-нибудь родимого пятна. Она родилась ночью, в два часа. А утром ты вошел ко мне, уже держа ее на руках, со словами: «А у нее все в порядке? У нее нет шести пальцев? У нее все, как у всех?» (Смеется.)
Вячеслав: – Да, это живчик. Тот еще динамит. Помню, я что-то ей сказал, а она мне: «Папа, не противоречь мне». У меня слов таких нет. Я когда куда-нибудь еду, говорю: «Ань, чего тебе привезти?» А она: «Привези мне что-нибудь изысканное». Вот такие вещи поражают. И конечно, энергия, невероятный характер.
– Таня, вы были успешным врачом и вдруг поменяли профессию?
– Каждый вечер мы разговаривали только о театре. Я уже знала абсолютно все, что там происходит. А в девять утра мне нужно было быть уже на работе. Это было тяжело. И потом, о моей работе особо не поговоришь, я врач-гинеколог, не очень интересно. Сейчас у меня должность – заместитель художественного руководителя. Все хозяйственные вопросы на мне – бумаги, договоры, чисто административная работа. Но мы на работе практически не видимся. Вячеслав Анатольевич занимается исключительно творчеством, только иногда подписывает документы.
Вячеслав: – Если раньше мы приходили домой, я рассказывал ей о театре, она о своих проблемах, теперь наши проблемы соединились и мы больше говорим о любви. Что-то новое появилось в наших отношениях.
– Кто в доме хозяин?
Вячеслав: – Таня. Кто командует, тот и хозяин. Я целиком и во всем подчиняюсь влиянию Татьяны.
Татьяна: – Это мой мужчина. Я бы никогда не потерпела мужчину, который что-то там на кухне делает. Не люблю этого. Я сама готовлю. Вячеслав Анатольевич даже не знает, как открыть холодильник. Надо все приготовить, поставить на стол, и мне так удобно.
Вячеслав: – Не говоря о том, что я не знаю, как вбить гвоздь или как повесить картину. Весь ремонт был на Тане – и дачи, и квартиры, и езда по магазинам, и выбор строительных материалов. Все на тебе.
Татьяна: – Конечно. Поэтому на 8 марта ты подарил мне дрель. До сих пор все смеются. Так и живем (смеется). Нам очень легко. Мы понимаем друг друга с полуслова. Я что-нибудь скажу, а Слава: «Я только что об этом подумал». Или наоборот.
– Когда приходится уезжать, волнуетесь?
Вячеслав: – Все время на телефоне. Как дети, что дома, все ли в порядке. Конечно, волнуюсь. По голосу уже узнаешь, порядок в доме или нет. Мне Таня всегда: «Что у тебя с голосом – ты устал? А ты ел?» Иногда говорю: «Ты помнишь, что я тебя люблю? Что я тебя не забываю?». А она: «Да, да, помню, помню!»
Татьяна: – По голосу сразу все определяется. Правда, однажды я не сразу поняла, что случилось. Жду дома. Мы должны были ехать на дачу после спектакля. И вдруг звонок. Позвонил чуть раньше. «Я, – говорит, – сейчас отъеду, ты не волнуйся». А я понять не могу: «Куда ты отъедешь? Мы же на дачу едем?» – «Сегодня не могу, сейчас еду в больницу». И все. Тут у меня все сразу и опустилось. Слава тогда в театре получил серьезную травму. Было море крови, швы накладывали. Но чувство юмора его не покидает никогда. Он всех врачей веселил. Рассказывал анекдоты. И мне все шутил в трубку: «Ты слышишь сирены? Это я еду!» Все время с юмором. Любая женщина в первую очередь мать, и я все равно вольно или невольно даже к мужу отношусь, как к ребенку.
Вячеслав: – Когда меня спрашивают, что же все-таки главное в вашей жене, я говорю: «Она – мать, прежде всего». Дети ее обожают невероятно.
– Вячеслав Анатольевич, вы для себя вывели формулу любви?
– Никакой формулы любви у меня нет. Если она возникает, хотелось бы, чтобы она никогда не кончалась и не затухала. Иногда я сижу, смотрю на Таню, и она говорит: «Чего смотришь?», а я говорю: «Нравишься и все!»
Еще о личном
Первый раз Вячеслав Шалевич женился на первом курсе училища. Со своей будущей женой он учился в параллельных классах. Их брак просуществовал всего 15 дней. Во втором браке у артиста родился сын. Они прожили с женой три года и развелись. Причиной разрыва стала любовь к актрисе Валентине Титовой. Это было похоже на сумасшествие. «Я совершал невероятные поступки. После спектакля садился в «Красную стрелу», чтобы утром подарить ей цветы», – рассказывал в одном из интервью Вячеслав Анатольевич. Но Титова получила роль в фильме «Метель» у режиссера Владимира Басова, и они поженились.
Третья жена актера Галина была художником-модельером, мастером спорта по фигурному катанию. Как говорит Вячеслав Анатольевич, он влюбился без оглядки. У супругов родился сын Иван. Они прожили вместе 31 год. Смерть жены была тяжелым ударом для Шалевича. Влияние улицы и уход матери сломили Ивана. Он пристрастился к наркотикам… Но сейчас все позади. Сын увлекся журналистикой. Четвертая жена актера Татьяна помогла Ивану преодолеть тягу к наркотикам. Сейчас Иван работает в театре у отца звукорежиссером.
Справка
Вячеслав Шалевич – народный артист России. Свою первую роль сыграл в спектакле, который поставил режиссер вахтанговского театра Рубен Симонов в 1958 году. А через 40 лет Вячеслав Анатольевич возглавил Московский драматический театр имени Рубена Симонова. Наиболее известные его роли в фильмах: «Капитанская дочка», «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны», «Московская сага», «Брежнев», «Охота на Беркута».
Наталья Лазарева
Щукинское училище
Парень выбирал между двумя близкими ему увлечениями – актёрством и журналистикой. Вячеслав был большим ценителем литературы, очень грамотным и начитанным. Окончив школу, он подал документы в два ВУЗа одновременно: Щукинское театральное училище и в пединститут на филфак. Выбрал Шалевич театральное. Туда он поступил с первой попытки. Учился на курсе режиссёра Иосифа Матвеевича Рапопорта, также своим учителем актер называет великого Рубена Симонова.
Третьекурсником Шалевич уже стал играть в постановках театра имени Вахтангова, сначала – в качестве актера массовых сцен.
Начало творческого пути Шалевича в театре
Шалевич окончил «Щуку» в 1958 году. Тогда он без приглашения сам отправился в театр им. Вахтангова и настоял на том, чтоб его прослушали. Как говорится, «наглость города берет». Такая настойчивость молодого артисте вкупе с талантом сделали свое дело – Шалевич был принят в труппу. Интересно, что молодого артиста могли распределить в город Норильск, где собирались открыть филиал театра Вахтангова, но это решение позже отменили.
Дебютировал Шалевич с ролью Степана в постановке Рубена Симонова «Неписаный закон». В этом спектакле артист работал в паре с актрисой Юлией Борисовой, которую он сам называет своей идеальной партнершей по сцене. Позднее с Борисовой Вячеслав Анатольевич сыграл еще в нескольких спектаклях: «Потерянный сын», «Без вины виноватые» и др.
«НА КВАРТИРУ ЕГО ЗАРИШЬСЯ, НА СЛАВУ?»
– Наверное, многие в актерской тусовке были против вашего брака?
– Звонили незнакомые люди: «Кто ты такая, зачем вцепилась в артиста – на квартиру его заришься, на славу?» Я очень переживала. Пыталась оправдаться: я ведь тоже не «бесприданница».
Родилась в Москве, в обеспеченной семье. Папа был инженером, мама – известный врач. И я работаю – акушер-гинеколог. Своя отдельная квартира – трехкомнатная, в районе станции метро «Таганская» почти самый отдали в пользование Ивану – сыну Шалевича от третьего брака. – Ред.). Имеются машина, дача…
Заподозрить меня в стремлении к самопиару трудно: все-таки я не из публичной профессии, и пиар мне не нужен. Но все равно шептались за спиной. Слава реагировал мудро, советовал мне: «Не обращай внимания, поговорят и забудут».
Не могу сказать, что он меня по-отечески опекал. Наоборот, порой я ощущала себя даже старше. Поскольку я по характеру – «мама», мне нужно всех и каждого обиходить, накормить.
– На шоу Малахова говорили, будто вы «подмяли под себя» Театр имени Рубена Симонова, где Шалевич был худруком, а вы некоторое время – директором. Будто из-за вашего неграмотного руководства театр в конечном счете и развалился.
– Театр имени Рубена Симонова Вячеслав Анатольевич возглавил незадолго до нашего с ним знакомства. До него худруком там был Яковлев. Но Юрий Васильевич покинул пост по собственному желанию – потому что руководить театром очень непросто. Должность предложили Шалевичу, он согласился.
Работал с огромным энтузиазмом – подбирал интересные пьесы и режиссеров, находил спонсоров. И постановки имели успех, собирали полные залы. Были успешные гастрольные поездки, в том числе за границу. Назначить меня на пост директора было идеей самого Вячеслава Анатольевича. Умер прежний директор – Валерий Калужанов. Найти нового верного помощника – сложно, долго. Поэтому однажды муж произнес: «Таня, мне нужна твоя помощь в театре. Чтобы ты ушла из своей поликлиники и стала в театре директором».
Я пыталась возражать: у меня нет опыта руководства, этому надо учиться не один год. Но муж сказал: «Научишься в процессе. Это очень важно для меня – твоя поддержка не только дома, но и в театре». И я согласилась. Снова шептались за спиной – что Шалевич устроил жену-гинеколога в театр. Но я уже научилась не реагировать. Мы работали, честно делали свое дело. Ну а когда муж стал болеть, дела театра отошли на второй план. Так вышло…
Киноработы Шалевича, фильмография
Сниматься в кино Шалевич начал на 4-м курсе. Первой его ролью на киноэкране стал Швабрин в «Капитанской дочке» (1958) режиссёра Владимира Каплуновского. Олег Стриженов сыграл в этой ленте протагониста Гринева. Актеры были очень похожи внешне, что вызвало сомнения режиссёра при подборе исполнителей на противоположные роли, поэтому пробы Шалевича оказались под угрозой. Но позже это сходство было сочтено выгодным, так как все акценты переносились на различия в характерах изображаемых персонажей.
В 1959-м у Шалевича была роль в фильме «Спасенное поколение», который снял режиссёр Георгий Победоносцев. В 1961-м артист сыграл главную роль – летчика-испытателя в научно-популярной художественной ленте режиссёра Никиты Курёхина «Барьер неизвестности».
Потом были роли Стэна в ленте «Теперь пусть уходит» (режиссёр – Сергей Алексеев, 1963) и Волошина в спортивном фильме «Серебряный тренер» (режиссёр – Виктор Ивченко, 1963).
В 1964-м Шалевич сыграл одну из своих известнейших ролей – капитана команды «Ракета» Анатолия Дуганова, — в ленте «Хоккеисты» (режиссёр – Рафаил Гольдин). Что интересно, до участия в съёмках артист ни разу не катался на коньках. Этот образ принес артисту всесоюзную славу.
Вячеслав Шалевич стал известен на всю страну благодаря работе в театре и в кино
В 1967-м актер играет еще одного антагониста – Григория, мужа-тирана главной героини Нюры в ленте Татьяны Лиозновой «Три тополя на Плющихе».
В 1968-м Шалевич играет Якова Блюмкина в исторической картине «Шестое июля», режиссёра Юлия Карасика.
В 1970-м артист исполнил в фильме «Красная площадь» роль начдива Николая Кутасова. В 1973 снимался в легендарном многосерийном фильме «Семнадцать мгновений весны» режиссёра Татьяны Лиозновой. В эпопее Лиозновой артист играет роль Аллена Даллеса, руководителя американских разведывательных служб, у которого был реальный прототип
В 70 -80-х годах артист создал ряд запоминающихся персонажей как положительного, так и отрицательного склада.
В 90-х артист снимался мало. В 2000-х Шалевича стали снова приглашать в кино, по большей части в историческое. Он сыграл Косыгина в фильме «Брежнев» 2005-го, второй раз за карьеру снялся в фильме под названием «Красная площадь» (2005), где ему досталась роль генерального прокурора СССР Александра Рекункова. В 2005-м была работа в сериале «Звезда эпохи». До этого, в 2001-м, артист снимался сериале «Марш Турецкого-2». В 2011-м актер сыграл Леонида Ильича Брежнева в сериале «Дело гастронома №1».
виноватые» и др.
Фильмы
Дебютной ролью в кино Вячеслава Шалевича стал персонаж Алексея Швабрина из экранизации пушкинской «Капитанской дочки». Затем артист сыграл в военной драме «Спасенное поколение», триллере «Барьер неизвестности», трагедии «Теперь пусть уходит». Первую известность актеру принес образ капитана команды Анатолия Дуганова в спортивной драме «Хоккеисты».
Вячеслав Шалевич в фильме «Кодовое название «Южный гром»
Следующими громкими работами Шалевича были семейная история «Три тополя на Плющихе», юмористическое шоу «Кабачок «13 стульев», военно-историческая лента «Красная площадь. Два рассказа о рабоче-крестьянской армии», мелодрама «Моя улица» и военный фильм «Город под липами».
В фильмографии Вячеслава много картин на военную тематику. Нельзя пройти мимо политического памфлета «Райские яблочки», телесериала «Семнадцать мгновений весны» и военной драмы «Кодовое название «Южный гром». Артист с легкостью перевоплощается в красноармейских комиссаров («Красная площадь»), белогвардейских генералов («Чокан Валиханов»), советских офицеров («Особое подразделение»). В репертуаре артиста 70-80-х годов герои разных национальностей – грузины, американцы, поляки, англичане.
Вячеслав Шалевич в фильме «Дело гастронома № 1»
Лучшими работами 90-х годов стали главные роли в фильмах «Любовь немолодого человека» и «Прощение». В 1994 году артист перевоплотился в первосвященника Иосифа Каифу в мистической драме «Мастер и Маргарита» Юрия Кары. Вместе с Шалевичем главных героев сыграли Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Николай Бурляев, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов.
Шалевич одинаково убедительно смотрелся в роли аристократа, режиссера, композитора. Вячеслав Анатольевич за актерскую карьеру дважды сыграл советских политических деятелей – в автобиографической ленте «Брежнев» перевоплотился в Алексея Косыгина, а в историческом сериале «Дело гастронома № 1» исполнил роль Леонида Брежнева.
Вячеслав Шалевич в фильме «Боец. Рождение легенды»
В новом веке Вячеслав Шалевич стал сниматься в телепроектах, среди которых особой популярностью пользовались криминальная лента «Инструктор», боевики «Боец», «Боец. Рождение легенды», приключенческая мелодрама «Наследство» и драма «Московская сага».
Театральные работы Вячеслава Шалевича
Снимаясь в кино, Шалевич не прекращал работать на сцене театра Вахтангова. Артист сыграл барина-англомана в постановке по Ф.М. Достоевскому «Идиот», одновременно три роли – ведущий, Герцог, Дон Карлос, — в «Маленьких трагедиях». Кроме этого, в его послужном списке есть и еще десятки ролей в этом театре.
Окончив 79-м Высшие режиссёрские курсы ГИТИСа, Шалевич пришел на сцену театра им. Вахтангова уже в качестве режиссёра. Он поставил спектакль «Тринадцатый председатель» по пьесе Азата Абдуллина с Василием Лановым в главной роли.
С 1998-го Вячеслав Анатольевич возглавляет Московский театр им. Р.Симонова. В театре, которому до прихода Шалевича грозило закрытие, за 2 сезона выпустили сразу 11 новых спектаклей. Под управлением В.Шалевича на сцене театра ставятся спектакли по произведениям А.Пушкина, М.Цветаевой, М.Зощенко, М.Рощина, Ю.Полякова и другие, которые занимают призовые места на международных театральных спектаклях, выигрывают престижные премии и неизменно пользуются большой популярностью у зрителей.
Вячеслав Шалевич: карьера и судьба советского артиста
Вячеслав Шалевич
Вячеслав Анатольевич Шалевич — известен зрителям по множеству исполненных им ролей в кино и театральных постановках. Его знали и любили многие телезрители на протяжении нескольких десятилетий. Он прекрасно сыграл в таких знаменитых картинах, как «Семнадцать мгновений весны», «Хоккеисты», «Три тополя на Плющихе» и многих других советских и российских фильмах.
Слава и успех к Вячеславу Шалевичу пришли сравнительно быстро. Но вот жизнь актера начиналась совсем непросто. Будущий знаменитый артист появился на свет в 1934 году в Москве. Его мать уехала от своего мужа, офицера НКВД, из-за ревности. Вскоре после рождения сына, отец Вячеслава был арестован и репрессирован советскими властями. Долгие годы после этого Вячеслав Шалевич ничего не знал о своем родителе и считал его погибшим.
В 1954 году Вячеслав окончил Театральное училище имени Бориса Щукина. С этого времени начинается его театральная карьера. Он был принят в труппу театра им. Вахтангова. Здесь молодой артист сыграл множество интересных ролей. Но для массового зрителя Вячеслав Шалевич стал узнаваем только после начала съемок в кино. Здесь ему пришлось начинать с малого. В 1955 году Шалевичу дали очень короткую эпизодическую роль в картине Андрея Фролова «Доброе утро». Там он играл соседа главного героя по общежитию. Фамилию Вячеслава Шалевича при этом даже не указали в титрах к данному фильму.
Вскоре, однако, приглашений сняться в кино становится все больше. Уже в 1958 году Вячеслав Анатольевич играет беззастенчивого негодяя Швабрина в экранизации «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
Роль эта начинающему актеру вполне удалась, поэтому его карьера в кино начала стремительно развиваться. Последовала серия фильмов, в которых Шалевич играл первые и второстепенные роли. Наиболее запоминающимися лентами с его участием стали фильмы «Хоккеисты», где он исполнял роль целеустремленного капитана хоккейной команды, и «Три тополя на Плющихе».
В последнем фильме он играет ревнивого супруга главной героини.
В знаменитой картине «Семнадцать мгновений весны» Вячеслав Шалевич сыграл не главную, но весьма интересную роль легендарного руководителя ЦРУ Алена Даллеса.
Слава и успех Вячеслава Анатольевича не закончились после окончания советской эпохи. Он сыграл во многих российских фильмах и телесериалах (Прощение (1992), Американский дедушка (1993), Мастер и Маргарита (1994), Марш Турецкого (2001) и т.д.).
В последние годы Вячеслав Шалевич продолжал играть в своем любимом театре имени Вахтангова. 1 декабря 2020 года, во время одного из спектаклей, состояние актера сильно ухудшилось, но Шалевич продолжил играть. Через два дня он попал в реанимацию. Актер ушел из жизни 21 декабря 2020 года.
Вячеслав Шалевич оставил после себя богатое художественное наследие. Сюда входя его многочисленные роли в кино, театре и кино-спектаклях. Они продолжают радовать зрителей и многочисленных поклонников творчества этого блистательного актера и человека.
Личная жизнь Вячеслава Шалевича
Шалевич сейчас женат в четвёртый раз. Его супруга — врач-гинеколог Татьяна Виноградова. В этой семье воспитывается дочка. Последний раз артист стал отцом в 2001 году.
Первый раз Вячеслав Шалевич женился еще на первом курсе. Его юношеская любовь была страстной, но недолгой. Брак продлился всего 15 дней.
Вячеслав Шалевич с женой Татьяной Виноградовой и дочкой
Второй брак оказался более долгим — он продлился 3 года и закончился по причине увлечения Вячеслава актрисой Валентиной Титовой. Вторая супруга родила ему сына. Третий раз артист женился на художнице-модельере Галине, их брак длился 31 год. К сожалению его третья супруга умерла, от третьего брака у артиста есть сын.
Личная жизнь
Когда Вячеслав Шалевич учился в 8 классе средней школы, юноша начал встречаться с девушкой, своей ровесницей. Хотя во многих биографиях актера утверждают, что молодые люди были одноклассниками, это неверно: актер учился в школе только для мальчиков. По достижении 18-летнего возраста возлюбленные тут же отправились в ЗАГС и оформили отношения. Но этот опрометчивый союз продержался чуть более двух недель, и молодые люди расстались.
Валентина Титова и Вячеслав Шалевич
В начале 60-х годов артист женился повторно. Со второй женой прожил три года, у супругов родился сын Владимир. Но и эта семья распалась, на этот раз из-за любви Вячеслава к актрисе Валентине Титовой. Коллеги стали встречаться и некоторое время даже жили вместе, в личной жизни Вячеслава наступила гармония. Но затем женщина ушла от возлюбленного к актеру и режиссеру Владимиру Басову, за которого вышла замуж официально.
Вячеслав Шалевич с третьей женой Галиной
После второго брака у Шалевича была череда громких звездных романов. Так как артист всегда оставался джентльменом, имена этих актрис Вячеслав не называет и общественности известны только романтические отношения с Эльзой Леждей просто из-за того, что эта связь была на виду. Тем не менее, никто из актрис не смог околдовать Шалевича настолько, чтобы тот решился на следующий брак. А вот художник-модельер по имени Галина очаровать артиста смогла, и супруги прожили вместе более 30-ти лет, вплоть до смерти третьей жены Вячеслава. От этих отношений у актера остался второй из детей – сын Иван.
Вячеслав Шалевич и Татьяна Виноградова с дочерью Анной
Артист невероятно тяжело пережил уход Галины. У него ухудшились отношения с младшим сыном, который втянулся в страшное увлечение наркотиками. Выйти из тупиковой ситуации и Вячеславу Анатольевичу, и Ивану помогла Татьяна Виноградова, врач по специальности, которая стала четвертой и последней супругой артиста. В 2001 году, когда Шалевичу было уже 67 лет, актер вновь стал отцом: родилась дочка Анна, которая уже проявляет интерес к театру и занимается в студии актерского мастерства.