Джузеппе Верди — интересные факты из жизни композитора


Краткая биография

Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди

(итал. Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 10 октября 1813 года, в итальянской деревне Ле Ронколе, расположенной в северной части Ломбардии, на нижнем притоке реки По, близ города Буссето, Французская империя — 27 января 1901 года, Милан, Италия) — итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.

Композитором созданы 26 опер и один реквием. Лучшие оперы композитора: «Бал-маскарад», «Риголетто», «Трубадур», «Травиата». Вершина творчества — последние оперы: «Аида», «Отелло», «Фальстаф».

Ранняя жизнь

Прославленный композитор Джузеппе Верди родился Джузеппе Фортунино Франческо Верди 9 или 10 октября 1813 года в общине. Ле Ронкол, недалеко от Буссето в провинции Парма, Италия. Его мать, Луидия Уттини, работала прядильщиком, а его отец, Карло Джузеппе Верди, зарабатывал на жизнь местным владельцем гостиницы.

Верди впервые развил музыкальные таланты в молодом возрасте, после переезда с семьей из Ле Ронкол в соседний город Буссето. Там он начал изучать музыкальную композицию. В 1832 году Верди подал заявку на поступление в Миланскую консерваторию, но был отклонен из-за своего возраста. Впоследствии он начал учиться у Винченцо Лавинья, известного композитора из Милана.

Ранний период

Родился Верди в семье Карло Джузеппе Верди и Луиджи Уттини в Ле Ронколе — деревне близ Буссето в департаменте Таро, которая в тот момент была частью Первой Французской империи после присоединения княжеств Парма и Пьяченца. Таким образом, будущий великий итальянский композитор официально родился во Франции.

Верди родился в 1813 году (в один год с Рихардом Вагнером

, в будущем его главным соперником и ведущим композитором немецкой оперной школы) в Ле Ронколе, неподалёку от Буссето (Пармское герцогство). Отец композитора, Карло Верди, содержал деревенский трактир, а мать — Луиджа Уттини — была пряхой. Семья жила бедно, и детство Джузеппе было тяжёлым. В деревенской церкви он помогал служить мессу. Музыкальной грамоте и игре на орга́не учился у Пьетро Байстрокки. Заметив тягу сына к музыке, родители подарили Джузеппе спинет. Этот весьма несовершенный инструмент композитор сохранил до конца своей жизни.

На музыкально одарённого мальчика обратил внимание Антонио Барецци — богатый торговец и любитель музыки из соседнего города Буссето. Он верил, что Верди станет не трактирщиком и не деревенским органистом, а великим композитором. По совету Барецци десятилетний Верди переехал для учёбы в Буссето. Так началась новая, ещё более тяжёлая полоса жизни — годы отрочества и юности. По воскресным дням Джузеппе отправлялся в Ле Ронколе, где играл на органе во время мессы. У Верди появился и учитель композиции — Фернандо Провези, директор «Филармонического Общества» Буссето. Провези занимался не только контрапунктом, он пробудил в Верди тягу к серьёзному чтению. Внимание Джузеппе привлекают классики мировой литературы — Шекспир, Данте, Гёте, Шиллер. Одно из самых любимых его произведений — роман «Обручённые» великого итальянского писателя Алессандро Мандзони.

В Милане, куда Верди отправился в возрасте восемнадцати лет, дабы продолжить образование, в Консерваторию (сегодня носящую имя Верди) его не приняли «из-за низкого уровня фортепианной игры; кроме того, в консерватории были возрастные ограничения». Верди начал брать частные уроки контрапункта, посещая в то же время оперные спектакли, а также просто концерты. Общение с миланским бомондом убедило его всерьёз подумать о карьере театрального композитора.

Вернувшись в Буссето, при поддержке Антонио Барецци (Antonio Barezzi — местный купец и любитель музыки, поддерживающий музыкальные амбиции Верди), Верди дал своё первое публичное выступление в доме Barezzi в 1830 году.

Очарованный музыкальным даром Верди, Барецци предлагает ему стать учителем музыки для своей дочери Маргариты. Вскоре молодые люди горячо полюбили друг друга и 4 мая 1836 года Верди женится на Маргарите Барецци. Вскоре Маргарита родила двух детей: Вирджинию Марию Луизу (26 марта 1837 — 12 августа 1838) и Ицилио Романо (11 июля 1838 — 22 октября 1839). В то время как Верди работал над своей первой оперой, оба ребёнка умирают в младенческом возрасте. Через некоторое время (18 июня 1840 года) в возрасте 26 лет супруга композитора Маргарита умирает от энцефалита.

Детство

Джузеппе Верди родился 10 октября в Ле Ронколе – местности неподалеку от города Буссето Пармской губернии. Так уж вышло, что ребенку очень повезло – он стал одним из немногих людей того времени, которые имели честь родиться во время появления Первой Французской Республики. При этом дата рождения Верди также связана с еще одним событием – рождением в этот же день Рихардо Вагнера, который впоследствии был заклятым врагом композитора и постоянно пытался конкурировать с ним на музыкальном поприще.

Отец Джузеппе был помещиком и содержал большой по тем временам деревенский трактир. Мать была обычной пряхой, которая иногда подрабатывала прачкой и нянькой. Несмотря на то, что Джузеппе был единственным ребенком в семье, жили они очень бедно, как и большинство жителей Ле Ронколе. Конечно, отец имел некоторые связи и был знаком с управляющими других, более известных трактиров, но их хватало разве что на покупку самого необходимого для содержания семьи. Лишь изредка Джузеппе вместе с родителями выбирались в Буссето на ярмарки, которые начинались ранней весной и длились практически до середины лета.

Большую часть детства Верди провел в церкви, где и научился читать и писать. Параллельно он помогал здешним служителям, которые взамен кормили его и даже учили тому, как играть на органе. Именно здесь Джузеппе впервые увидел красивый, огромный и величавый орган – инструмент, который с первой секунды покорил его своим звучанием и заставил навечно влюбиться. К слову, как только сын начал набирать первые ноты на новом инструменте, родители подарили ему спинет. По утверждениям самого композитора, это стало поворотным моментом в его судьбе, а дорогой подарок он сохранил у себя на всю жизнь.

Начальное признание

Первая постановка оперы Верди («Оберто, граф Бонифачьо») (Oberto

) в миланской «Ла Скала» была одобрена критиками, после чего импресарио театра, Бартоломео Мерелли, предложил Верди контракт на написание двух опер. Ими стали «Король на час» (
Un giorno di regno
) и «Набукко» («Навуходоносор»). Жена и двое детей Верди умерли, когда он работал над первой из этих двух опер. После её провала композитор хотел перестать писать оперную музыку. Однако премьера «Набукко» 9 марта 1842 года в «Ла Скала» сопровождалась большим успехом и утвердила репутацию Верди как оперного композитора. За один последующий год опера ставилась в Европе 65 раз и с тех пор занимает прочное место в репертуаре ведущих оперных театров мира. За «Набукко» последовали сразу несколько опер, в том числе «Ломбардцы в крестовом походе» (
I Lombardi alla prima crociata
) и «Эрнани» (
Ernani
), которые ставились и имели успех в Италии.

В 1847 году опера «Ломбардцы», переписанная и переименованная в «Иерусалим» (Jérusalem

), была поставлена Парижской Оперой 26 ноября 1847 года, став первым произведением Верди в стиле
гранд-опера
. Для этого композитору пришлось несколько переработать эту оперу и заменить итальянских персонажей на французских.

Мастер

В возрасте тридцати восьми лет у Верди возник роман с Джузеппиной Стреппони, певицей (сопрано), к тому времени заканчивающей карьеру (они поженились лишь через одиннадцать лет, а их сожительство до свадьбы рассматривалось как скандальное во многих из тех мест, где им приходилось жить). Вскоре Джузеппина прекратила выступления, и Верди, следуя примеру Джоаккино Россини, решил закончить карьеру вместе с женой. Он был состоятелен, знаменит и влюблён. Возможно, именно Джузеппина убедила его продолжить писать оперы. Первая же опера, написанная Верди после «ухода на покой», стала первым его шедевром — «Риголетто». Либретто оперы, написанное по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется», подверглось значительным изменениям в угоду цензуре, и композитор несколько раз намеревался бросить работу, пока, наконец, опера не была завершена. Первая постановка состоялась в Венеции в 1851 году и имела грандиозный успех.

Джузеппина Стреппони

«Риголетто» является, возможно, одной из лучших опер в истории музыкального театра. Артистическая щедрость Верди представлена в ней в полную силу. Прекрасные мелодии разбросаны по всей партитуре, арии и ансамбли, ставшие неотъемлемой частью классического оперного репертуара, следуют друг за другом, а комическое и трагическое сливаются вместе.

«Травиата», следующая великая опера Верди, была сочинена и поставлена через два года после «Риголетто». Либретто написано по мотивам пьесы Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Затем последовали ещё несколько опер, среди них — постоянно исполняемые сегодня «Сицилийская вечеря» (Les vêpres siciliennes

; написана по заказу Парижской Оперы), «Трубадур» (
Il Trovatore
), «Бал-маскарад» (
Un ballo in maschera
), «Сила судьбы» (
La forza del destino
; 1862 год, написана по заказу Императорского Большого Каменного театра Санкт-Петербурга), вторая редакция оперы «Макбет» (
Macbeth
).

В 1869 году Верди сочинил «Libera Me» к Реквиему памяти Джоаккино Россини (остальные части были написаны ныне малоизвестными итальянскими композиторами). В 1874 году Верди написал свой Реквием на смерть почитаемого им писателя Алессандро Мандзони, включив в него переработанную версию ранее написанной «Libera Me».

Джузеппе Верди

Одна из последних великих опер Верди, «Аида», была ему заказана правительством Египта, дабы отметить открытие Суэцкого канала. Вначале Верди отказался. Будучи в Париже, он получил повторное предложение через дю Локля. На сей раз Верди познакомился со сценарием оперы, который ему понравился, и согласился написать оперу.

Верди и Вагнер, каждый — лидер своей национальной оперной школы, — всегда недолюбливали друг друга. За всю жизнь они ни разу не встретились. Сохранившиеся комментарии Верди о Вагнере и его музыке малочисленны и недоброжелательны («Он всегда выбирает, совершенно напрасно, нехоженую тропу, пытаясь лететь там, где нормальный человек просто пойдёт пешком, достигая гораздо лучших результатов»). Тем не менее, узнав, что Вагнер умер, Верди сказал: «Как грустно! Это имя оставило огромный след в истории искусства». Известно лишь одно высказывание Вагнера, относящееся к музыке Верди. Прослушав Реквием, великий немец, всегда красноречивый, всегда щедрый на (нелестные) комментарии по отношению ко многим другим композиторам, сказал: «Лучше ничего не говорить».

«Аида» была поставлена в Каире в 1871 году с огромным успехом.

Творческая деятельность

Слава и богатство буквально преследовали Верди. В течение короткого времени после того, как Стреппони отговорила супруга от решения закончить писать музыку, Джузеппе создаёт новый шедевр – «Риголетто». Либретто Верди писал, вдохновляясь пьесой «Король забавляется» Виктора Гюго. Позднее композитору приходилось переписывать отдельные фрагменты оперы, чтобы она идеально подходила по всем нормам тогдашней цензуры. У Джузеппе порой не выдерживали нервы, его раздражал тот факт, что необходимо перекраивать сюжет и смысл для цензоров, поэтому он то бросал работу, то вновь к ней возвращался. В 1851 году была объявлена премьера «Риголетто» в Венеции, где Джузеппе ждал очередной триумф.

Через два года гений заканчивает работу над «Травиатой», на этот раз вдохновением Верди послужил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Одно из самых исполнений Травиаты принадлежит Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti), смотрите видео с его выступлением в Бриндизи (Brindisi) 1993 года:

Затем следует несколько не менее талантливых произведений, среди которых выделяются «Сицилийская вечерня» («Les vêpres siciliennes»), «Трубадур» («Il Trovatore»), «Сила судьбы» («La forza del destino») и вторая редакция оперы «Макбет» («Macbeth»).

В 1869 году Джузеппе сочиняет «Libera Me», дополнение к Реквиему, который он посвятил светлой памяти Джоаккино Россини. Некоторые части принадлежат перу нескольких других, менее известных итальянских композиторов. Это же дополнение Верди перерабатывает спустя пять лет, чтобы посвятить его смерти Алессандро Мандзони, так как творчество писателя композитору было близко.

«Аида», одно из легендарных произведений гения, заказана египетскими властями к открытию Суэцкого канала. Сперва Верди отказывается, но когда он пребывал в Париже, получил письмо с очередным предложением через Камиля дю Локля (Camille du Locle). Тогда композитор внимательно изучил представленный ему сценарий и, наконец, соглашается взяться за работу. К сожалению, «Аида» причисляется к последним произведениям гения. В 1871 году она была впервые поставлена в Каире, публика приняла произведением продолжительным рукоплесканием. Это был очередной успех.

Противостояние Верди и Вагнера

Противостояние Верди и Вагнера длилось на протяжении жизни каждой из сторон. Они были представителями разных оперных школ, поэтому вряд ли бы смогли найти точки соприкосновения.

Они никогда не встречались. Высказывания Верди о Вагнере и его произведениях были немногословны и весьма недоброжелательны. Подобных комментариев сохранилось мало, но даже по ним можно понять его мысли: «Такие, как Вагнер, всегда выбирают толпу, он старается лететь там, где любой другой пошёл бы пешком и достиг бы более высоких результатов». Когда Джузеппе узнал о смерти Рихарда, он произнёс всего одну фразу: «Как же грустно! Теперь его имя останется следом в истории».

Известно только одно высказывание Вагнера о творчестве Верди. Прослушав его Реквием, Рихард, по натуре нескупой человек на восторженные отзывы, которых он не жалел для многих знаменитых авторов, вымолвил: «Лучше ничего не говорить».

Последние годы и смерть

Статуя на площади Джузеппе Верди, Буссето

В последующие двенадцать лет Верди работал очень мало, медленно редактируя некоторые свои ранние вещи.

Бюст Джузеппе Верди работы Антонио Уго рядом с театром Массимо в Палермо, Италия.

Опера «Отелло» (Otello

), написанная по мотивам пьесы Уильяма Шекспира, была поставлена в Милане в 1887 году. Музыка этой оперы «непрерывна», она не содержит традиционного для итальянской оперы деления на арии и речитативы — данное новшество было введено под влиянием оперной реформы Рихарда Вагнера (после смерти последнего). Кроме того, под влиянием той же вагнеровской реформы стиль позднего Верди приобрел большую степень речитативности, что придавало опере эффект большей реалистичности, хотя и отпугивало некоторых поклонников традиционной итальянской оперы.

Могила Верди

Последняя опера Верди, «Фальстаф» (Falstaff

), либретто которой Арриго Бойто, либреттист и композитор, написал по пьесе Шекспира «Виндзорские проказницы» (
Merry Wives of Windsor
) в переводе её на французский язык, сделанном Виктором Гюго, развивала манеру «сквозного развития». Блестяще написанная партитура этой комедии, таким образом, гораздо ближе к вагнеровским «Мейстерзингерам», нежели к комическим операм Россини и Моцарта. Неуловимость и искромётность мелодий позволяет не задерживать развитие сюжета и создает неповторимый эффект сумбурности, столь близкий духу этой шекспировской комедии. Опера заканчивается семиголосной фугой, в которой Верди в полной мере демонстрирует своё блестящее владение контрапунктом.

Мемориал Верди в Парме
Мемориал Верди в Парме

21 января 1901 года во время пребывания в отеле «Grand Et De Milan» (Милан, Италия) у Верди случился инсульт. Будучи поражённым параличом, он мог внутренним слухом читать партитуры опер «Богема» и «Тоска» Пуччини, «Паяцы» Леонкавалло, «Пиковая дама» Чайковского, но то, что он думал об этих операх, написанных его непосредственными и достойными наследниками, осталось неизвестным. Верди слабел с каждым днём и шесть дней спустя рано утром 27 января 1901 года умер.

Изначально Верди был похоронен на Монументальном кладбище в Милане. Через месяц его тело было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti, также в Милане, в дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Он был агностиком. Его вторая жена, Джузеппина Стреппони, охарактеризовала его как «человека мало верующего».

Музыкальные произведения Джузеппе Верди

Риголетто — «Сердце[en]красавицы»
«Тоска» (из оперы Пуччини). Исп. Ванесса Мэй
«Сицилийская Вечерня» (Тема из «Крёстного Отца»)
«Застольная». Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас
«Травиата — Застольная песня», исп. Иван Козловский
«Триумфальный Марш»
«Песенка Герцога. Ручей»
«Хор пленных евреев» из оперы «Набукко»
Реквием «9. Confutatis»
Риголетто «Джильда» — Мария Каллас
Трубадур — «Ария Леоноры»

Похожее:

Con Te Partiro, опера «Аида» (Франческо Сартори (музыка) и Лучио Кварантото (текст))

Фильмы и сериалы о жизни и творчестве Дж. Верди

  • «Джузеппе Верди» (на русском языке известен под названием «История одной жизни»; 1938, Италия). Режиссёр — Кармине Галлоне. В главной роли — Фоско Джакетти.
  • «Джузеппе Верди» (1953, Италия). Режиссёр — Рафаэлло Матараццо. В гл. роли — Пьер Крессуа.
  • «Жизнь Джузеппе Верди (Верди)» (1982, Италия — Франция — ФРГ — Великобритания[en] — Швеция). Режиссёр — Ренато Кастеллани. В главной роли — Рональд Пикап.

Джузеппе Верди скончался

27 января 1901 года в Милане. Похоронен на Монументальном кладбище в Милане. По всей Италии был объявлен национальный траур. На похоронах композитора звучал хор из его оперы «Набукко».

Через месяц тело великого композитора было перенесено в Casa Di Riposo в Musicisti — дом отдыха для пенсионеров-музыкантов, который создал Верди.

Стиль

Предшественники Верди, повлиявшие на его творчество — Россини, Беллини, Мейербер и, самый важный — Доницетти. В двух последних операх, Отелло и Фальстаф, заметно влияние Рихарда Вагнера. Уважая Гуно, которого современники считали величайшим композитором эпохи, Верди тем не менее не позаимствовал ничего у великого француза. Некоторые пассажи в «Аиде» указывают на знакомство композитора с вещами Михаила Глинки, которого Ференц Лист популяризировал в Западной Европе, вернувшись из турне по России.

На протяжении всей карьеры Верди отказывался использовать высокое «до» в теноровых партиях, ссылаясь на то, что возможность спеть именно эту ноту перед полным залом отвлекает исполнителей и до, и после, и во время исполнения ноты.

Несмотря на то, что временами оркестровка у Верди мастерская, композитор полагался в основном на свой мелодический дар для выражения эмоций героев и драматизма действия. В самом деле, очень часто в операх Верди, особенно во время сольных вокальных номеров, гармония намеренно аскетическая, и весь оркестр звучит, как один аккомпанирующий инструмент (Верди приписываются слова: «Оркестр — большая гитара!» Некоторые критики утверждают, что Верди уделял техническому аспекту партитуры недостаточно внимания, поскольку ему недоставало школы и утонченности. Сам Верди сказал как-то, «Из всех композиторов я — самый малознающий». Но поспешил добавить, «Я это серьёзно говорю, но под „знаниями“ я подразумеваю вовсе не знание музыки».

Тем не менее, было бы неверным утверждать, что Верди недооценивал выразительную силу оркестра и не умел использовать её до конца, когда ему это было нужно. Более того, оркестровое и контрапунктное новаторство (например, струнные, взлетающие по хроматической гамме в сцене Монтероне в «Риголетто», дабы подчеркнуть драматичность ситуации, или, тоже в «Риголетто», хор, мычащий близкостоящие ноты за кулисами, изображая, весьма эффектно, приближающуюся бурю) — характерно для творчества Верди — характерно настолько, что другие композиторы не посмели позаимствовать у него некоторые смелые приёмы из-за их мгновенной узнаваемости.

Верди был первым композитором, специально занимающимся поиском такого сюжета для либретто, который бы лучше всего отвечал особенностям его композиторского дарования. Работая в тесном сотрудничестве с либреттистами и зная, что именно драматическая экспрессия является главной силой его таланта, он добивался устранения из сюжета «ненужных» деталей и «лишних» героев, оставляя лишь персонажи, в которых кипят страсти, и богатые драматизмом сцены.

Трудная любовь

Как же ей было с ним трудно! Они уехали в Буссето — городок, где Верди родился и провел свое детство, и это был кошмар. Они никого не принимали, никуда не выходили, если Верди встречал знакомых, он поджимал губы и высокомерно кивал. Приветливой Джузеппине это разбивало сердце. Но это бы ладно — в Буссето ее считали просто любовницей гениального земляка, и при встрече все спешили выразить ей свое презрение.

Если она шла по улице одна, с ней никто даже не здоровался.

В этом заключении Верди был почти счастлив. Он с большим удовольствием ворчал на слуг, язвил про соседей, фыркал на Джузеппину. Внезапно увлекся сельским хозяйством, с утра брал собак и шел на поля проверять посевы. Кто бы теперь узнал гения в этом дотошном земледельце! Джузеппина говорила:

«Любовь Верди к сельской жизни стала манией, безумством, сумасшествием».

Страдала ли Джозеппина от такой жизни? Да. Сбежала ли она от этого деспота в свою привычную артистическую среду? Куда там! Верди наконец-то решил на ней жениться, и они тайно обвенчались. Не было никакого торжества, знакомым ничего не сказали, а свидетелями были кучер и звонарь.

Великий композитор, определенно, знал, как вскружить голову женщине!

Оперы Джузеппе Верди

Джузеппе Верди в Vanity Fair

, 1879

  • Оберто, граф ди Сан-Бонифачо (Oberto, Conte di San Bonifacio)
    — 1839
  • Король на час (Un Giorno di Regno)
    — 1840
  • Набукко, или Навуходоносор (Nabucco)
    — 1842
  • Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi’)
    — 1843
  • Эрнани (Ernani)
    — 1844. По одноимённой пьесе Виктора Гюго
  • Двое Фоскари (I due Foscari)
    — 1844. По пьесе лорда Байрона
  • Жанна д’Арк (Giovanna d’Arco)
    — 1845. По пьесе «Орлеанская дева» Шиллера
  • Альзира (Alzira)
    — 1845. По одноимённой пьесе Вольтера
  • Аттила (Attila)
    — 1846. По пьесе «Аттила, вождь гуннов» Захариуса Вернера
  • Макбет (Macbeth)
    — 1847. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Разбойники (I masnadieri)
    — 1847. По одноимённой пьесе Шиллера
  • Иерусалим (Jérusalem)
    — 1847 (Версия
    Ломбардцев
    )
  • Корсар (Il corsaro)
    — 1848. По одноимённой поэме лорда Байрона
  • Битва при Леньяно (La battaglia di Legnano)
    — 1849. По пьесе «Битва при Тулузе» Жозефа Мери
  • Луиза Миллер (Luisa Miller)
    — 1849. По пьесе «Коварство и любовь» Шиллера
  • Стиффелио (Stiffelio)
    — 1850. По пьесе «Святой отец, или Евангелие и сердце», авторство Эмиля Сувестра и Эжена Буржуа.
  • Риголетто (Rigoletto)
    — 1851. По пьесе «Король забавляется» Виктора Гюго
  • Трубадур (Il Trovatore)
    — 1853. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса
  • Травиата (La Traviata)
    — 1853. По пьесе «Дама с камелиями» А. Дюма-сына
  • Сицилийская вечерня (Les vêpres siciliennes)
    — 1855. По пьесе «Герцог Альба» Эжена Скриба и Шарля Деверье
  • Джованна де Гусман (Giovanna de Guzman)
    (Версия «Сицилийской вечерни»).
  • Симон Бокканегра (Simon Boccanegra)
    — 1857. По одноимённой пьесе Антонио Гарсиа Гутьерреса.
  • Арольдо (Aroldo)
    — 1857 (Версия «Стиффелио»)
  • Бал-маскарад (Un ballo in maschera)
    — 1859. На основе реального убийства Густава III, легшего в основу пьесы Эжена Скриба
  • Сила судьбы (La forza del destino)
    — 1862. По пьесе «Дон Альваро, или сила судьбы» авторство Анхеля де Сааведры, герцога Риваса. Премьера состоялась в Большом (Каменном) театре в Санкт-Петербурге
  • Макбет (Macbeth
    ) — 1865. Вторая редакция оперы по заказу парижской
    Grand Opéra
  • Дон Карлос (Don Carlos)
    — 1867. По одноименной пьесе Шиллера
  • Аида (Aida)
    — 1871. Премьера состоялась в Оперном театре Хедива в Каире, Египет
  • Отелло (Otello)
    — 1887. По одноимённой пьесе Шекспира
  • Фальстаф (Falstaff)
    — 1893. По «Виндзорским насмешницам» и двум частям «Генриха IV» Шекспира

Верди, Джузеппе

(1813-1901) итальянский композитор

Джузеппе Верди стал последним великим классиком в трехвековой истории итальянской оперы. Хотя она представлена такими шедеврами, как оперы В. Беллини, Джоакино Россини и Г. Доницетти, именно Верди превратил итальянскую оперу в поистине народное искусство.

Он родился в маленькой деревушке неподалеку от города Буссето, где его отец был трактирщиком. Первым инструментом, на котором мальчик научился играть, был старый спинет (предшественник клавесина). Учил будущего композитора органист деревенской церкви Байстрокки.

Занятия музыкой Джузеппе Верди не прекратил и во время учебы в школе, после окончания которой поступил на службу в контору купца Антонио Барецци. Хозяин Верди был большим любителем музыки, и именно в его доме проявилась необычайная музыкальная одаренность юноши.

Работая у купца, Джузеппе Верди уже в 15 лет не только играл на органе в городском соборе, но и дирижировал городским филармоническим оркестром, заменяя штатного дирижера.

В 1831 году он получил стипендию и отправился поступать в Миланскую консерваторию. Однако его не приняли, поскольку он происходил из низшего сословия, поэтому пришлось брать частные уроки у дирижера театра «Ла Скала» Винченцо Лавинья.

Именно в это время, Джузеппе Верди пришлось заменить своего учителя во время одного из концертов. Выступление Верди прошло настолько успешно, что дирекция театра заказала ему сочинение оперы. Однако материальные условия вынудили Верди занять должность директора филармонического общества в Буссето. Одновременно он подрабатывал в том же городе церковным органистом.

Концерты с участием Джузеппе Верди были настолько популярными, что в церковь, где он играл, собирались жители со всего города. Поворотным в жизни будущего композитора стал 1839 год, когда на сцене «Ла Скала» состоялась премьера его первой оперы «Оберто». Она прошла с огромным успехом, после чего Джузеппе Верди получил заказ написать еще несколько опер.

В 1842 году вся Италия аплодировала новым операм композитора — «Набукко» и «Ломбардцы в крестовом походе». Тема освобождения от вражеского гнета, звучавшая в их музыке, вызвала огромный политический резонанс. Оперы Верди стали такими популярными, что их одновременно поставили в нескольких городах Италии.

Европейская известность пришла к нему в 1847 году, когда на сцене Лондонского театра прозвучала его опера «Макбет». После ее премьеры, Джузеппе Верди на некоторое время остался в Англии, где получил заказ на новую оперу. Однако, узнав о революции под руководством Дж. Гарибальди, композитор немедленно отправился в Италию и в 1848 году написал гимн гарибальдийцев. Сами же революционные события были отражены в опере «Битва при Леньяно», которая была поставлена на сцене римской оперы в январе 1849 года.

Пятидесятые годы были временем, когда Джузеппе Верди стал живым классиком итальянской музыки. Менее чем за десять лет он написал восемь опер, каждая из которых явилась шедевром этого жанра. Среди них — «Риголетто», «Трубадур», «Травиата», «Симон Бокканегра», «Бал-маскарад», «Сицилийская вечерня».

Произведения Джузеппе Верди являлись прежде всего реалистическими операми, где блистательная музыка соседствовала с прекрасной драматургией. Верди тщательно прорабатывал сценарий каждого спектакля, считая, что главное заключено в скрытом драматизме сюжета. Зритель до самого конца не должен был догадываться о его развязке.

Мелодии этих произведений сразу же становились известными всей Италии. В каждой из опер была своя, особенная партия, которая повторялась на протяжении всего действия, особенно тщательно прорабатывалась композитором и легко интерпретировалась как в инструментальном, так и в вокальном плане. Вот почему буквально на следующий день после премьеры песенку герцога «Сердце красавицы склонно к измене» распевала вся Италия.

Любопытно, что в России оперы Джузеппе Верди далеко не сразу были приняты публикой. Даже крупные композиторы и критики — В. Стасов, А. Серов, П. Чайковский — лишь какое-то время спустя оценили их достоинства. Причина была в том, что напряженная драматургия и яркая музыка требовали незаурядных способностей, что оказалось не по силам имевшимся в то время в России певцам и исполнителям.

В следующее десятилетие творчество Верди было менее интенсивным. Но каждая из его опер представляла собой монументальное произведение. Центральное место занимают оперы «Дон Карлос» по драме Ф. Шиллера, а также «Аида» по египетской легенде.

Оперы поражают своим размером, исполнение их длилось не менее пяти часов. Кроме того, был задействован большой состав инструментов и огромное количество исполнителей. Джузеппе Верди увлекался народными сценами, поэтому часто эти пьесы происходили в естественных декорациях: например, «Аида» часто ставилась вблизи Каира на фоне пирамид.

Композитор строил оперу на противопоставлении больших драматических сцен, главная роль в которых принадлежала музыке. Разные по напряженности моменты сочетались друг с другом по принципу контраста, лирический монолог соседствовал с народными сценами.

Джузеппе Верди стремился к созданию музыкальной драмы, где музыка и драматургия соединялись бы в единое целое и каждый герой получал бы завершенную музыкальную характеристику. Примером такой оперы является «Отелло» — последняя опера Верди, премьера которой состоялась в феврале 1887 года. Композитор сам руководил постановкой и даже показывал отдельные сцены актерам, среди которых был великий итальянский певец Ф. Таманьо. Дирижировал оперой Артуро Тосканини.

Спектакль стал подлинным триумфом композитора. Все улицы вокруг театра были заполнены народом, и после окончания спектакля, публика донесла Джузеппе Верди на руках до его дома.

После постановки «Отелло» он прожил еще целых 14 лет. Последней его оперой был «Фальстаф». Верди обратился к духовной музыке, а также к благотворительной деятельности. На средства, полученные от постановок своих опер, он открыл дом для престарелых музыкантов.

Джузеппе Верди умер 27 января 1901 года на своей вилле Сан-Агата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]