Актер удивительного комического дарования — Мишулин Спартак Васильевич. Он прожил непростую жизнь, полную испытаний и творчества. Его роли входят в золотой фонд театрального и киноискусства России. Мишулин – это целая эпоха, и сегодня его биография продолжает интересовать поклонников его таланта. Расскажем о жизненном и творческом пути этого удивительно актера и необычного человека.
Происхождение
22 октября 1926 года в Москве появился на свет Мишулин Спартак Васильевич. Его происхождение окутывала тайна, которую сам актер с удовольствием сопровождал мифами и выдумками. Доподлинной истории никто никогда не узнает. Но есть несколько версий его прихода в мир. История матери совершенно логична. Анна Васильевна Мишулина, заместитель наркома по промышленности, была высокопоставленным и благополучным советским чиновником. Она родила сына вне брака, дала ему свою фамилию и отчество по имени дедушки. О настоящем отце ребенка она никогда не говорила.
Позже Спартак придумал себе несколько историй происхождения. Чаще всего он говорил, что его отцом был видный советский писатель Александр Фадеев, автор знаменитого романа «Разгром». У матери мальчика был долгий роман с писателем, и поэтому подозрения выглядели вполне обоснованными. Тем более он еще с раннего детства увлекся сочинительством и всю жизнь писал для себя стихи и рассказы.
Другая версия была более фантастической. Спартак некоторое время думал, что он был среди детей, привезенных из Испании во времена революции, об этом ему якобы говорило его внешнее сходство с этим народом. Мишулин Спартак Васильевич, национальность которого никогда не вызывала сомнений (его все считали русским), упорно пытался найти в себе горячие южные крови. Отсюда появилась и третья версия его рождения. Мишулин говорил, что его отцом был проезжий цыган. На эту мысль его наталкивали собственный темперамент и жгучая внешность. Но все его фантазии не нашли никакого документального подтверждения. А вот по линии матери он происходил из очень благополучной, образованной семьи.
Спартак Мишулин родился 22 октября 1926
года в Москве в обеспеченной семье. Его мать работала заместителем наркома золотопромышленности и входила в круг партийно-хозяйственной номенклатуры. Что касается родного отца нашего героя, то он его ни разу не видел, так как мать забеременела в гражданском браке. Как утверждает Спартак Мишулин, есть данные, что его отцом мог быть Александр Фадеев. Поэтому мальчика воспитывал его дядя — ректор Академии общественных наук при ЦК ВКП(б). Кстати, имя мальчику — Спартак — придумал именно он. Дядя писал работы по истории Древнего Рима (его перу принадлежит также учебник по истории для средних классов) и из гладиаторов больше всех любил Спартака и Аристоника».
«В конце 30-х годов мать Мишулина арестовали как «врага народа», и он остался на попечении отчима, своего дяди и его жены. Отчим был пьющим, поэтому в воспитании ребенка (да еще чужого) применял только один метод — кулаки. В конце концов Спартаку это надоело, и он уехал из Москвы: увидел на улице объявление о наборе в 1-ю артшколу и поехал по указанному адресу (его ввела в заблуждение приставка «арт» — он подумал, что это школа артистов). На самом деле это была артиллерийская школа в Анджеро-Суджинске (под Кемеровом). На дворе стоял 1942
год.
Именно в артиллерийской школе в юноше впервые проснулся зуд творчества: Мишулин стал руководителем художественной самодеятельности и силами учеников поставил спектакль. Однако в местном клубе не оказалось лампочек, и, чтобы не сорвать премьеру, Спартак отправился в клуб соседнего села и тайком свинтил в нем все лампочки. Но у этого преступления нашлись свидетели. Они «заложили» молодого режиссера, и того сразу после премьеры арестовали как расхитителя социалистической собственности. Уже попутно следователи разоблачили и другие «преступления», совершенные Спартаком Мишулиным: кражу из библиотеки книги «История гражданской войны» и порчу плаката, на котором был изображен товарищ Сталин (будущий актер на обратной стороне плаката писал приключенческий роман «Золотой гроб»). За все эти «преступления» Спартак получил несколько лет тюрьмы. Ему могли впаять и более суровый приговор, однако следователи учли его юный возраст, выкинули из дела 58-ю статью (политическую) и классифицировали дело как хулиганство.
В тюрьме Мишулину повезло — он встретил бывшего шофера своего дяди. Тот был при должности и устроил Спартака на хорошее место — прицепщиком на трактор. Работа была простая: дернул за веревку — плуг поднялся. Казалось бы, работай себе потихонечку и жди конца срока. Однако и здесь Мишулину не повезло. Однажды он пошел за водой для своего сменщика, но по дороге решил прилечь на борозду и отдохнуть. Тут его и разморило. И в это время сменщик, уставший его ждать, завел трактор и начал работать без него. Спартак проснулся только в тот момент, когда трактор уже начал наезжать на него и выбраться из-под него возможности никакой не было. И его начало засасывать под задний мост. Сменщик увидел это слишком поздно, поэтому, когда он все-таки остановил трактор, Мишулин уже не подавал никаких признаков жизни. Врачи, узнавшие, в какой переплет попал юный заключенный, даже не стали его по-настоящему осматривать и сразу определили в морг. А он через какое-то время там очнулся.
Однако, как говорит пословица: «Нет худа без добра». Попав после этого случая в разряд калек, Спартак Мишулин был назначен начальником пожарного отделения на мельницу. Но и здесь ему не удалось обойтись без происшествия. Он решил помочь зекам, которые голодали, и стал тайно привозить им муку в бочке вместо воды. Но однажды какой-то начальник попросил у Спартака напиться, а в бочке воды не оказалось. Короче, впаяли ему за воровство еще полтора года».
В 1995
году у Мишулина сгорела дача.
«Более двух лет Мишулин восстанавливал разрушенное. Для этого ему пришлось потратить все свои сбережения, страховку, подключить к этому делу друзей-актеров. Те сыграли вместе с ним три концерта и заработали около 50 миллионов. Кроме этого, какое-то время актеру пришлось даже приторговывать в палатке около «Мосфильма». Спартак Мишулин торговал водкой. Причем, чтобы люди его не узнали, одевал на себя накладные усы, бороду».
Актёр скончался 17 июля 2005
года от сердечной недостаточности. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
www.calend.ru ↑ свернуть
Детские годы
Так вышло, что мама не хотела воспитывать ребенка сама. Сразу после рождения она решила отдать сына на попечение государства. Но из детского дома малыша забрал брат Анны Васильевны — ректор Академии общественных наук при ЦК КП, профессор Александр Васильевич Мишулин. Он же дал племяннику героическое имя.
Детство свое Мишулин Спартак Васильевич, национальность которого не подлежала обсуждению, провел преимущественно в доме дяди, в самом центре Москвы. Он рос шумным, артистичным мальчиком с богатой фантазией. Когда Спартаку исполнилось 10 лет, мать забрала его жить к себе. Но счастья это мальчику не принесло. Мама к нему не привыкла и была очень холодна, а отчим и вовсе не любил его и мог даже в пьяном состоянии поднимать на пасынка руку. Все это привело к тому, что мальчик старался проводить больше времени вне дома, посещал разные кружки.
Также он несколько раз убегал из дома. На его счету несколько «героических» побегов. Один раз он в самом начале войны подговорил команду друзей по двору отправиться на фронт, стащил у матери паспорт и купил всем билеты на поезд. Некоторое время компания скиталась по военным эшелонам и была все-таки возвращена в Москву.
Спартак Мишулин: фантазии и горькие скандалы «лучшего Карлсона СССР»
В жизни добродушного неунывающего Карлсона, в образе которого запомнился советским детям артист Спартак Мишулин, было немало горького: он рос без отца, какое-то время жил в детдоме, неоднократно сбегал от родной матери… 22 октября, в день рождения любимого актера, мы вспоминаем главные события его жизни.
Характер Карлсона — фантазера и выдумщика — на самом деле близок Спартаку Мишулину. Став взрослым, артист рассказывал о своем детстве и юности столько небылиц, что скоро всех запутал, и стало непонятно: на самом ли деле он сидел в тюрьме, кем был его настоящий отец, почему артист называл разные даты своего рождения?
Испанец или сын писателя?
В роли Пана Директора, «Кабачок «13 стульев»
Мама, Анна Васильевна Мишулина, родила Спартака в 1926 году в гражданском браке и об отце ему не рассказывала. Неизвестность дала мальчику простор для фантазии. То он придумывал, что его отец — писатель Александр Фадеев, который был однокурсником его матери в Московской горной академии. То Спартак рассказывал друзьям, что на самом деле он — испанский ребенок, множество которых во время войны в Испании оказались в СССР.
Еще одна версия гласила о том, что отцом Спартака был цыганский барон, проезжающий с табором поблизости и увлекший маму. При этом артист напоминал сомневающимся, что он отлично исполняет цыганские танцы, даже первые места за них получает на конкурсах самодеятельности.
Фантазия мальчишки простиралась еще дальше: приятели, открыв рот, слушали его рассказы о том, что его вырастили в пробирке…
Из детского дома — в семью профессора
А вот тот факт, что мать сразу после рождения отдала ребенка в детский дом, доказан. Женщина считала: она достаточно поработала на государство и имеет право «подкинуть» ему своего ребенка.
Некоторое время спустя мальчик попал в семью своего дяди — маминого брата, профессора истории Александра Васильевича Мишулина. Среди его основных увлечений была история Древнего мира. Дядя и дал мальчику необычное имя — в честь любимого героя. Впрочем, Спартаку еще повезло: родного сына профессор нарек Аристоником.
Непокорный подросток
Кадр из фильма «Поцелуй Чаниты», 1974 г.
До 10 лет мальчик жил у дяди. Потом дядя настоял на том, чтобы Спартак переехал к матери: видимо, почтенный профессор надеялся на пробуждение совести у сестры. Однако и мать, и ее новый муж приняли ребенка неохотно и обращались с ним откровенно плохо: отчим часто выпивал и бил Спартака, мать его почти не замечала, живя своей жизнью…
Не собираясь терпеть такое отношение, свободолюбивый мальчишка то и дело сбегал из холодного дома, где его никто не любил. Проводил время в компаниях, нередко становясь участником «приключений», за которые попадал в милицию.
Стремление на фронт
Кадр из фильма «Песни над облаками», 1976 г.
Когда началась война, семью Спартака эвакуировали из столицы. Они оказались в далеком Дзержинске. Но 13-летний подросток не собирался отсиживаться в тылу. Вместе с друзьями они решили сбежать на фронт. Но как? Билеты на поезд продавали только по паспортам. Находчивый Спартак утащил материн паспорт и вписал пятерых своих друзей в графу «Дети». «Братья и сестры» приобрели на всех билеты, предвкушая военные подвиги. Но до фронта они так и не доехали — все ограничилось путешествием в военном эшелоне, который увез их лишь до Подмосковья.
Спартак, впрочем, не сдавался. Через год он снова сбежал в Москву, чтобы оттуда попасть на фронт. В столице он познакомился с мальчишкой, рассказавшим ему жалостливую историю: его зачислили в артшколу, а он не может ехать, потому что здесь останется одинокая мать. Спартак решил выручить нового приятеля и заодно приблизиться к мечте стать артистом: он поехал в артшколу вместо мальчика, решив, что «арт» — значит артистическая. На самом деле школа была артиллерийской…
Как будущий «Карлсон» оказался в тюрьме
Кадр из фильма «Что такое «Ералаш»?», 1986 г.
Об этом эпизоде артист тоже рассказывал по-разному. По одной версии — его «замели» за использование портретов Иосифа Сталина, на обороте которых Спартак, за неимением другой бумаги, писал свои литературные произведения. По другой — Спартак «позаимствовал» электрические лампочки в Доме культуры, чтобы улучшить освещение на сцене, где он проводил концерт. По третьей — ему не дали книгу в библиотеке, и он пробрался за ней ночью, выбив окно…
Любовь к искусству
С раннего детства Мишулин Спартак Васильевич, биография которого складывалась непросто, мечтал стать актером и участвовал в самодеятельности. В начале войны он во время очередного побега из дома встретил на улице плачущего мальчика, своего ровесника. Он рассказал, что его записали в артшколу, а ехать он не хочет, потому что мама останется одна. Спартак решил, что приставка «арт» означает искусство и предложил парню занять его место. Так, к своему удивлению, он оказался в Анжеро-Судженске в артиллерийском училище. Но Спартак и здесь остался верен себе, он возглавил местную самодеятельность и начал готовить большой концерт для местного населения в Доме культуры.
Так как клуб стоял заброшенный, то в нем не было даже электрических лампочек. И чтобы концерт состоялся, Мишулин решил позаимствовать лампы в соседском клубе. На этой краже он попался, получил строгий выговор и был взят на заметку. В следующий раз он вновь пострадал на «ниве искусства». Он начал писать роман, и для получения достоверных фактов украл книгу из библиотеки. Началось следствие, а тут еще выяснилось, что Спартак писал на обороте портретов Ленина свои произведения. Это было расценено как измена Родине, и тут Мишулину уже дали реальный срок.
↑ Артист? Нет, артиллерист!
Когда началась Великая Отечественная война, семья Мишулиных вынуждена была жить в эвакуации. Их пристанищем в это время стал город Дзержинск недалеко от Горького (Нижнего Новгорода). Спартак, и так росший непоседливым ребёнком, и там продолжал свои проделки.
Однажды он с друзьями захотел попасть на фронт. Однако из города выпускали только по паспортам. Спартак сразу нашёлся – выкрал у мамы (которая к тому времени освободилась) паспорт и записал в него своих пятерых друзей как её сыновей.
роль Саида в фильме Белое солнце пустыни фото
По паспорту ему продали билеты в Москву, через которую можно было попасть на место событий. Паспорт Спартак вернул на место и с друзьями рванул в столицу. Туда ребята попали успешно, однако на фронт их не взяли. Пришлось возвращаться обратно.
В это время Спартак Мишулин всерьёз задумался о том, чтобы стать артистом. Он узнал, что в Анжеро-Судженске (точнее, в существовавших тогда на его месте посёлках Анжер и Судженка) существует артспецшкола, и поступил в неё – думал, что она артистическая; но это оказалась школа артиллеристов. Так что Спартак сначала научился стрелять, а уже потом пытался реализовать свои актёрские планы.
Кабачок 13 стульев. С.Мишулин в роли пан директора фото
Он активно занимался самодеятельностью, за что однажды и пострадал. Во время организации одного спектакля в анжерском клубе понадобилось достать несколько электрических лампочек. Время было тяжёлое, и Спартак решил вывинтить их на некоторое время в соседнем судженском клубе, оборудованном чуть лучше. Спектакль состоялся, но на Спартака кто-то донёс как на «вора».
Годы лишения свободы
Следователи приняли во внимание юность Мишулина и убрали из дела страшную 58 статью. Его приговорили только к полутора годам колонии за хулиганство. В заключении он работал помощником тракториста. Однажды он уснул на поле от усталости, и на него наехал трактор. В больнице врачи долго боролись за его жизнь и едва спасли. Здоровье его было слабым, поэтому ему позволили заниматься уже привычным делом – руководить тюремной самодеятельностью. Он создал оркестр народных инструментов, хор, готовил концерты. Тогда он понял окончательно, что никем, кроме как артистом, он быть не желает.
Начало творческого пути
После освобождения Мишулин Спартак Васильевич начал думать, как ему осуществить свою мечту. По приглашению товарища он приезжает в маленькое село Брусов, где становится руководителем художественной самодеятельности. Успех его труппы быстро заметили и пригласили Спартака в более крупное селение Удомля. Потом он решил попробовать свои силы и прошел конкурс в театр г. Калинина. Но тут его наконец нашел дядя, который потерял племянника во время войны из виду.
Спартак приезжает в Москву, мечтая получить театральное образование. Дядя устроил ему прослушивание в ГИТИСе, но его туда не смогли принять по причине отсутствия среднего образования. Дядя попытался пристроить его в училище им. Б. Щукина, но ректор сильно не любил тех, кого присылали «сверху», и отказал Мишулину. Тогда дядя помог племяннику поступить в труппу Калининского театра. Там он проработал 5 лет.
За это время в полной мере проявился его комический талант и актерское дарование. За эти годы он сыграл более 40 крупных ролей. Несколько лет он проработал в Омском театре, где показал глубину своего драматического таланта. Здесь Спартак начал писать песни, некоторые из которых звучали в спектаклях, также ему довелось поработать с режиссером В. Мотылем. Затем он снова вернулся в Калинин. Мишулин был доволен своей судьбой: он занимался любимым делом, у него было много разных ролей, но своего предела он пока не достиг.
Театр Сатиры
В 1960 году с гастролями Калининского театра Спартак Васильевич приезжает в Москву. Его игра была такой впечатляющей, что он получил сразу три приглашения в столичные театры. Актер выбрал Театр сатиры и прослужил в нем следующие 45 лет. Его вхождение в новую труппу было достаточно легким, а вот творческий путь не был простым. Сначала его ждал небольшой успех на вводах в гастрольные спектакли, а вот первая главная роль оказалась провальной, но виной тому была не игра актера, а качество пьесы.
Но постепенно у него складывается свой репертуар. Он играет в «12 стульях» и «Золотом теленке», в «Проделках Скапена». А в 1968 году он получает главную роль в пьесе «Малыш и Карлсон». Человечка с пропеллером он играл следующие 30 лет. Очень быстро Мишулин Спартак Васильевич, фото которого и сегодня висит в фойе театра, стал одной из звезд Театра сатиры. На его спектаклях всегда были аншлаги. Но, как ни удивительно, за столь длительную театральную историю у него было всего 16 ролей в Театре сатиры. Все изменилось позже, в 90-х годах. Он сыграл несколько ролей в Новом драматическом театре, работал в антрепризе.
Биография Спартака Мишулина
В 1942 году Мишулин учился в артиллерийской школе в городе Анджеро‑Суджинске Кемеровской области, где руководил художественной самодеятельностью.
По доносу был осужден за порчу плаката с изображением Сталина и провел несколько лет в заключении.
После освобождения Спартак Мишулин работал художественным руководителем агитбригады в домах культуры деревень Брусово и Удомля Тверской области.
В начале 1950‑х годов поступил во вспомогательный состав Калининского драматического театра. Проработав там несколько лет, перешёл в труппу Омского драматического театра, затем снова вернулся в Калинин.
Играл в спектаклях «Свадьба с приданым» Николая Дьяконова (Курочкин), «Иркутская история» Алексея Арбузова (Сергей), «На той стороне» Анатолия Барянова (Денисов), «Три сестры» Антона Чехова (Тузенбах) и др.
В 1960 году, после гастролей Калининского театра в Москве, Спартак Мишулин был приглашён сразу в три столичных театра — Ленком, ЦАТСА и Сатиры. Он выбрал Московский академический театр сатиры, где работал до последних дней.
Играл роли Остапа Бендера в «Двенадцати стульях» по Илье Ильфу и Евгению Петрову, Скапена в «Плутнях Скапена» Жана Батиста Мольера, Пичема в «Трехгрошовой опере» Бертольда Брехта. Среди его работ — Калабушкин в «Самоубийце» Николая Эрдмана, Крамнэгел в одноименном спектакле Питера Устинова, Хлынов в «Горячем сердце» Александра Островского, Бораенко в «Счастливцеве‑Несчастливцеве» Григория Горина, Джениаро в спектакле «Неаполь ‑ город миллионеров» по Эдуардо де Филиппо.
В течение 35 лет Спартак Мишулин играл Карлсона в детском спектакле театра «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по Астрид Линдгрен.
В Московском новом драматическом театре Мишулин исполнял главные роли в спектаклях «Малыш и Карлсон» (1996) и «Журден» (1998) по пьесе Мольера.
В 1999 году специально для Спартака Мишулина режиссер театра «Модернъ» Светлана Врагова поставила «Счастливое событие» по пьесе Славомира Мрожека.
Популярность артисту принесла телевизионная развлекательная программа «Кабачок «13 стульев» (1968‑1981), в которой актер играл роль пана Директора.
Одна из наиболее известных его ролей в кино — роль Саида в «Белом солнце пустыни» (1968). В 1971 году он сыграл Илью Тараканова в приключенческом детективе Владимира Бычкова «Достояние республики». Спартак Мишулин снимался в фильмах «Нет дыма без огня» (1972), «Талисман» (1983), «Перикола» (1984), «Хорошо сидим!» (1986), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Частный детектив, или Операция «Кооперация» (1989), «Очарованный странник» (1990), «Бравые парни» (1993), «Мастер и Маргарита» (1994), «Бедная Саша» (1997), «Бременские музыканты и Со» (2000), сериале «Не в деньгах счастье» (2005) и др.
Последней его ролью в кино стал персонаж Дед Щукарь в фильме «На реке Девице» режиссера Василия Панина.
Актер до последнего времени продолжал играть на сцене Театра Сатиры ‑ он был занят в юбилейном спектакле «Нам все еще смешно» (2004).
17 июля 2005 года Спартак Мишулин скончался в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
В 1981 году Мишулину было присвоено звание Народный артист РСФСР. Он был лауреатом Государственной премии РФ в области литературы и искусства 1997 года, награжден орденом Почета (1996) и орденом Дружбы (2002). Актер был удостоен Премии имени И. Смоктуновского и Премии имени братьев Люмьер.
Спартак Мишулин был женат. Его дочь Карина стала актрисой и работает в Театре Сатиры.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Лучшие роли в театре
За долгие годы работы в Театре сатиры у Мишулина было несколько успешных проектов. Безусловно, лучший Карлсон СССР – это Мишулин Спартак Васильевич. Дети его обожали, и на его спектаклях выросло несколько поколений ребят. Это, наверное, одна из его самых знаменитых ролей, тем более что исполнял он ее так долго. Также к удачам актера относятся роль Пичема в «Трехгрошовой опере», Короля в «Обыкновенном чуде», Калабушкина в «Самоубийце», Бораенко в «Счастливцев-Несчастливцев».
«Кабачок 13 стульев»
В 1966 году у Мишулина начинается новая жизнь. Его пригласили вместе с другими актерами Театра сатиры сняться в телепередаче «Кабачок 13 стульев». Программа с юмористическими сценками и музыкой на языках стран соцлагеря была настоящим глотком свежего воздуха на советском телевидении. Поэтому популярность проекта сегодня трудно даже представить. Во время показа очередной серии пустели улицы, а на следующий день вся страна обсуждала выпуск. Спартак Васильевич играл Пана Директора и в полной мере смог реализовать свой комедийный дар в этой роли. К тому же на программе он нашел свою вторую половинку.
Мишулин Спартак Васильевич, жена которого работала ассистентом режиссера, смог в этом проекте достичь всего, о чем мечтал: славы, творческой реализации и личного счастья.
Фильмы
Дебют на телевизионном экране Спартака Мишулина сразу же принес ему всесоюзную известность. В телесериале «Кабачок «13 стульев» он сыграл Пана Директора и наряду с Ольгой Аросевой и Валентиной Шарыкиной стал народным любимцем, появляясь в этой роли на протяжении 14 лет.
Спартак Мишулин в телесериале «Кабачок «13 стульев»
Еще более знаменита картина 1969 года «Белое солнце пустыни», где Спартак сыграл мужественного жителя Средней Азии Саида, который ищет своего кровного врага и помогает красноармейцу Сухову в борьбе против местных жителей. После этого комедийного истерна Спартак Мишулин и Анатолий Кузнецов стали в один ряд с самыми популярными актерами. Сам фильм назвали культовым, а многие фразы, произносимые актерами, превратились в афоризмы.
Спартак Мишулин в фильме «Белое солнце пустыни»
В дальнейшем у актера были весьма разнообразные роли. Он снова сыграл Карлсона в телевизионной постановке по мотивам сказки «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше», сумев завоевать авторитет не только у взрослой, но и у детской части аудитории.
Спартак Мишулин в фильме «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
В вестерн-комедии «Человек с бульвара Капуцинов» предстал перед зрителями в образе индейского вождя, а в экранизации легендарного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» продемонстрировал свое видение такого персонажа, как директор ресторана Арчибальд Арчибальдович. В последний раз Мишулин снялся в кино перед самой смертью. Это была фантастическая сага «Азирис Нуна», в которой он появился в роли сторожа.
Работа в кино
В 1969 году Мишулин Спартак Васильевич впервые играет в кино, его позвал на роль Саида в ленту «Белое солнце пустыни» В. Мотыль. К тому времени актер уже имел всероссийскую популярность. В. Плучек, худрук Театра сатиры, категорически запрещал своим актерам сниматься в кино, и Мишулину приходилось тщательно скрывать свое участие в работе В. Мотыля. Лента непросто шла к зрителю, цензура никак не хотела соглашаться со многими фрагментами, но после выхода на экраны картина была расхватана на цитаты и с каждым годом становилась только популярнее. Успехи в кино у Спартака Васильевича были скромнее, чем в театре. Ему в основном предлагали роли второго плана, никто не видел в нем героя. Но и в небольших ролях он создавал яркие и запоминающиеся образы.
Фильмография артиста
Фильмография Спартака Мишулина насчитывает несколько десятков фильмов. Среди последних картин, в которых успел сняться известный актер, стоит отметить такие, как:
Спартак Мишулин в роли Карлсона
- 2006 год. Фильм «Азирис Нун» (вышла после смерти артиста). Спартак Мишулин сыграл роль сторожа.
- 2005 год. Фильм «Не в деньгах счастье».
- 2004 год. Фильм «Ночной продавец». Спартак Мишулин сыграл роль покупателя.
- 2003 год. Фильм «Спасибо». Спартак Мишулин сыграл роль дарителя.
- 2003 год. Фильм «Козлёнок в молоке». Спартак Мишулин сыграл роль Костожогова.
Отдельное место в биографии артиста занимает его работа в театре. Спартак Васильевич сыграл приблизительно в 20 спектаклях. Еще стоит вспомнить участие артиста в телеспектаклях. Их насчитывается около 8. Кроме работы в театре и съемок в кино, Спартак Мишулин занимался озвучкой детских мультфильмов. Свой последний мультфильм он озвучил в 2004 году – «Незнайка и Барабас».
Кадр из фильма «Белое солнце пустыни»
У Спартака Васильевича был и опыт работы на радио. Некоторое время он вел передачу на станции «Радио-1» (Москва). Его программа была посвящена цирковому искусству.
Личная жизнь
Мишулин Спартак Васильевич, личная жизнь которого до сих пор интересует зрителей, всегда нравился женщинам. Но в брак он, несмотря на немалое количество романов, впервые вступает уже в зрелом возрасте. Со своей женой Валентиной он познакомился на телевидении, и шесть лет они встречались, прежде чем пожениться. В 54 года Мишулин стал отцом. Сказать, что он любил своих жену и дочку, это значит – ничего не сказать. Он делал для них абсолютно все. Его жена рассказывала, что ей со Спартаком жилось лучше, чем у Христа за пазухой. С дочерью Кариной он проводил каждую свободную минуту, впоследствии девочка тоже стала актрисой.
Последние годы жизни
В 90-х годах начался непростой период в жизни актера. У него испортились отношения с Плучеком, в театре новых ролей не было, в кино был кризис, и жить стало трудно. Мишулин Спартак Васильевич, дочь и жена для которого были главным объектом беспокойства, был готов на все, чтобы заработать денег для благополучия своих девочек. Одно время он даже продавал пиво в ларьке возле «Мосфильма», чтобы отремонтировать сгоревшую дачу. К началу 2000-х годов жизнь снова стала налаживаться. Появились возможности работать в других театрах, стало много антрепризных спектаклей, понемногу возвращалось кино. За пять лет он снялся в 9 фильмах.
Смерть и память
Всю жизнь актер не испытывал больших проблем со здоровьем. Но легко поверил врачам, которые сказали, что ему нужно сделать шунтирование сердца, они давали почти 100 % хороший прогноз операции. Но случилось так, что после проведения вмешательства он прожил всего 3 дня. Он скончался 17 июля 2005 года. Мишулин Спартак Васильевич, могила которого находится на Ваганьковском кладбище, остается в памяти благодарных зрителей и сегодня. Даже молодое поколение помнит его Саида и повторяет его фразы.
Дата и причины смерти
Рисунок 1. Спартак Мишулин сыграл роль Карлсона больше 2000 раз
17 июля 2005 года скончался известный российский актер Спартак Мишулин. Накануне по настоянию врачей Мишулин сделал несложную операцию на сердце – аортокоронарное шунтирование. После врачебного вмешательства актер прожил всего три дня, не дожив два месяца до своего 79-летия.
Актер часто жаловался на острую боль в сердце и ему нередко вызывали скорую прямо в театр. На госпитализации настояли коллеги. Директор Театра Сатиры Мамед Агаев уговорил Мишулина пройти обследование в Центре кардиохирургии. Врачи убедили актера, что несложное хирургическое вмешательство пойдет ему на пользу. Артист планировал в ближайшее время вновь вернуться к работе, однако его сердце не выдержало и навсегда остановилось.