Биография
Советский и казахстанский актер театра и кино, заслуженный артист Казахстана Владимир Толоконников родился во время Великой Отечественной войны. Отец ушел на фронт, мама одна воспитывала сына.
В послевоенные годы жили очень бедно. Владимир с раннего возраста помогал матери, подрабатывал. С детства много читал, хорошо рисовал.
В школьные годы Владимир занимался в драматическом кружке, где у него и возникла мечта стать актером.
В течение трех лет пытался поступать в театральные вузы Москвы, но неудачно.
После армии Владимир Толоконников вновь отправился в Москву. Подал документы во ВГИК и в четвертый раз не прошел. Тогда он поехал в Ярославль, где в 1973 году окончил актерский факультет театрального училища.
Детство и юность
Будущий актер появился на свет 25 июня 1943 года в Алма-Ате, являвшейся в те годы приютом для раненых солдат и эвакуированных мирных жителей. Один из таких бойцов, квартировавших в доме матери будущего актера, и стал его отцом. Поправив здоровье, солдат уехал, оставив женщину еще до рождения сына.
Рос Вова в бедности и голоде. Его мама работала на биокомбинате, получая очень скромную зарплату. Сын, чем мог, ей помогал, по крайней мере, в доме у них всегда была идеальная чистота и порядок. Он замечательно рисовал, мечтал стать летчиком, как многие советские мальчишки, а также придумывал себе героического отца, рассказывая о нем друзьям разные небылицы.
Владимир Толоконников в юные годы
Он в принципе был большим фантазером, уже тогда проявлял артистические задатки и с блеском выступал на школьных вечерах. Когда он читал истории деда Щукаря из «Поднятой целины» Шолохова, зал буквально рыдал от смеха. Всем было понятно, что место парнишки на сцене.
В старших классах он посещал драмкружок, работавший под руководством режиссера и педагога Михаила Азовского, кстати, одновременно с Александром Филиппенко и Львом Темкиным.
Кино
В кино Толоконников дебютировал в 1981 году в боевике «Последний переход».
Всероссийскую известность он получил только семь лет спустя, после фильма Владимира Бортко «Собачье сердце», в котором выступил в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Правда, сам Владимир Алексеевич не очень любил, когда его ассоциировали с этим персонажем. Роль принесла Толоконникову государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
Затем актер неоднократно появлялся на киноэкранах. Среди его работ: «Облако-рай», «Мечты идиота», «Небо в алмазах», «Коля – перекати поле», «Призрак», «Тот, кто нежнее», «Хоттабыч», «Паршивые овцы», «СуперБобровы.Народные Мстители» и другие.
Дальнейшая карьера
В творческом багаже артиста были и другие интересные и значимые работы, однако столь громких, как «Собачье сердце», с ним уже не случилось. Когда ажиотаж вокруг фильма утих, Толоконников вернулся в Алма-Ату, начал строить дом, проводил счастливые часы с семьей, работал на местном телевидении и иногда снимался в кино.
В 1990 он талантливо воплотил колоритный образ Филомеева в трагикомедии Николая Досталя «Облако-рай». Спустя год он появился в роли Ивана в боевике «Призрак», где главного персонажа играл Никита Высоцкий, сын легендарного барда.
Владимир Толоконников в фильме «Облако-рай»
В 1993 он перевоплотился в Адама Козлевича в российско-французской комедии «Мечты идиота», снятой по роману Ильфа и Петрова «Золотой теленок». Его партнерами по площадке стали Алика Смехова, Сергей Крылов, Евгений Дворжецкий, Станислав Любшин, Владимир Этуш.
Владимир Толоконников и Станислав Любшин в фильме «Мечты идиота»
В 1996 вышло 4 кинопроекта с участием артиста. Среди них следует выделить казахский сериал «Перекресток», сделавший его очень популярным на родине, и драма «Шанхай», в которой он стал исполнителем ключевой роли деда Степаныча. Именно эта работа вместе с «Собачьим сердцем» была наиболее знакома и любима американскими зрителями, что выяснилось во время гастрольной поездки артиста в США в 2003.
В 1999 актера можно было увидеть в комедийном боевике «Небо в алмазах» в роли президента России. В 2001 он сыграл небольшую роль судмедэксперта в многосерийном проекте «Гражданин начальник», где его коллегами по съемкам являлись Юрий Степанов, Егор Бероев, Надежда Маркина.
Одновременно артист работал на телевидении Казахстана в качестве ведущего передачи «На кухне с Толоконниковым», встречая и беседуя с гостями, гастролирующими звездами экрана, и в партнерстве с Геннадием Балаевым в 2001-2004 гг. вовсю хохмил в скетчкоме «Толобайки», аналоге российского «Городка».
Владимир Толоконников в сериале «Заколдованный участок»
В 2002 году артист был выбран для роли дяди Саши в сериале «Убойная сила 5», в актерский состав которого входило множество звезд – Константин Хабенский, Андрей Федорцев, Джулиано Ди Капуа, Жерар Депардье и пр. Затем – блестяще сыграл второстепенного персонажа, бухгалтера Юлюкина в сериале «Участок» с Сергеем Безруковым, в 2006 – главного героя, джина-компьютерного аса в приключенческой комедии «Хоттабыч», став кумиром зрителей нового поколения и получив кинонаграду MTV в категории «Лучшая комедийная роль».
В 2007 году на экраны вышел сериал «Солдаты», где он был задействован в роли дяди прапорщика Шматко. Затем – минисериал «Громовы», в нем ему досталась роль Пахомыча. В 2009 он предстал в образе партизана Андреева в военном телесериале «Исчезнувшие», снятом по произведению И.Болгарина и В.Смирнова «Обратной дороги нет». В том же году за большой вклад в развитие искусства кино он был удостоен Ордена Дружбы.
Владимир Толоконников в фильме «Исчезнувшие»
Коллеги об актере
Актеры высоко оценивают человеческие качества Толоконникова. «Ему были чужды пафос, чванство, самоуспокоенность… Владимир Алексеевич был очень азартным человеком – с легкостью дал согласие участвовать во флешмобе в Алма-атинском аэропорту, выйдя к авиапассажирам в костюме Городничего из спектакля «Ревизор». Хотя теоретически мог отказаться, сославшись на занятость», — рассказывают актеры театра, в котором служил Владимир Алексеевич. По их воспоминаниям, он был примером для молодежи и никогда не подводил родной театр.
Владимир Бортко: «Он запомнился мне по нашей с ним совместной работе, хотя это и было тридцать лет назад, но она оказалась достаточно удачной. И эта удачность в значительной степени связана с ним. Мне в жизни повезло, что я встретил такого актера. Я хотел бы сказать, что он был очень большим и хорошим человеком», — рассказал режиссер.
Последние годы жизни
В 2010-е, несмотря на солидный возраст, артист, способный потрясающе воплощать на экране и сцене разноплановые образы, продолжал активно и успешно сниматься в фильмах и сериалах. В 2010 с его участием было выпущено в прокат шесть кинопроектов, в 2011 – пять.
В основном это были комедии, с невысоким рейтингом, но большой аудиторией: «Смешанные чувства», «Корпоратив», «Бабушка легкого поведения» (вышел через месяц после смерти Владимира). Были и более серьезные проекты, например, драмы «Дед» и «Дух балтийский», в которых Толоконников исполнил главные роли.
Владимир Толоконников в фильме «Дух балтийский»
В 2020 он появился в семейной комедийной картине «СуперБобровы», сыграв одну из ключевых ролей главы семейства, члены которого обрели невероятные качества после попадания в их дом метеорита. В частности, сам он стал бессмертным, его зять получил способность телепортации, а внучки – среди прочего, умение летать.
До последних дней жизни Владимир Толоконников оставался частью труппы театра в Алма-Ате, снимался в кино. Как вспоминал его сын Родион, актеру часто поступали предложения сняться в рекламе в образе Шарикова за большие деньги, сулили даже квартиру в Москве, но он оставался непреклонным и не хотел эксплуатировать свою самую удачную роль.
Фильмография: Актер
- СуперБобровы.Народные Мстители (2018)
- СуперБобровы (2016)
- Я не я (2010)
- Паршивые овцы (2010)
- Китайская бабушка (2010)
- Мы из джаза-2 (2010)
- Правосудие волков (2009)
- Исчезнувшие (2009)
- Захватчики (2009)
- Дело было в Гавриловке-2 (2008)
- Царапина (2007)
- Солдаты-12 (2007), сериал
- Прапорщик Шматко или Е-мое (2007)
- Громовы. Дом надежды (2007), сериал
- Хоттабыч (2006)
- Заколдованный участок (2006), сериал
- Коля-перекати поле (2005)
- Мастер и Маргарита (сериал) (2005)
- Спецназ по-русски-2 (2004)
- Солдаты (2004 — 2007), сериал
- Участок (2003), сериал
- Витрина (2000)
- Небо в алмазах (1999)
- Омпа (1998)
- Горький дым осени (1997)
- Тот, кто нежнее (1996)
- Шанхай (1996)
- Мечты идиота (1993)
- Шоу для одинокого мужчины (1992)
- Счастливого рождества в Париже! (1991)
- Призрак (1991)
- Облако-рай (1991)
- Жизнь — женщина (1991)
- Ночь длинных ножей (1990)
- Гарем Степана Гуслякова (1990)
- Волки в зоне (1990)
- Гарем Степана Гуслякова (1990)
- Романтик (1989)
- Собачье сердце (1988)
- Балкон (1988)
- Последний переход (1981)
Личная жизнь Владимира Толоконникова
Артист, бывший, по словам коллег, человеком редкой внутренней красоты и обаяния, мягким и очень интеллигентным, был женат на учительнице физики Надежде Николаевне. Она подарила мужу двоих сыновей. В 1983 появился их первенец Иннокентий, спустя 8 лет – Родион. Повзрослев, сыновья переехали в Москву. Младший пошел по стопам отца, окончил ВГИК и стал актером.
Семья Владимира Толоконникова
Владимир Алексеевич был страстным садоводом, разводившим розы. Он здоровался с ними по утрам, беседовал, а обрезая стебли, извинялся, считая их живыми. Одним из самых любимых его писателей был Булгаков.
Владимир Толоконников был страстным садоводом, разводившим розы
Отрывок, характеризующий Толоконников, Владимир Алексеевич
– Шапку то сними… шапку то, – заговорили в толпе, обращаясь друг к другу. Переводчик обратился к одному старому дворнику и спросил, далеко ли до Кремля? Дворник, прислушиваясь с недоумением к чуждому ему польскому акценту и не признавая звуков говора переводчика за русскую речь, не понимал, что ему говорили, и прятался за других. Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада. – Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота. Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу. В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад. Послышалось еще три выстрела из ворот. Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади. Несколько мгновений после того, как затихли перекаты выстрелов по каменному Кремлю, странный звук послышался над головами французов. Огромная стая галок поднялась над стенами и, каркая и шумя тысячами крыл, закружилась в воздухе. Вместе с этим звуком раздался человеческий одинокий крик в воротах, и из за дыма появилась фигура человека без шапки, в кафтане. Держа ружье, он целился во французов. Feu! – повторил артиллерийский офицер, и в одно и то же время раздались один ружейный и два орудийных выстрела. Дым опять закрыл ворота. За щитами больше ничего не шевелилось, и пехотные французские солдаты с офицерами пошли к воротам. В воротах лежало три раненых и четыре убитых человека. Два человека в кафтанах убегали низом, вдоль стен, к Знаменке. – Enlevez moi ca, [Уберите это,] – сказал офицер, указывая на бревна и трупы; и французы, добив раненых, перебросили трупы вниз за ограду. Кто были эти люди, никто не знал. «Enlevez moi ca», – сказано только про них, и их выбросили и прибрали потом, чтобы они не воняли. Один Тьер посвятил их памяти несколько красноречивых строк: «Ces miserables avaient envahi la citadelle sacree, s’etaient empares des fusils de l’arsenal, et tiraient (ces miserables) sur les Francais. On en sabra quelques’uns et on purgea le Kremlin de leur presence. [Эти несчастные наполнили священную крепость, овладели ружьями арсенала и стреляли во французов. Некоторых из них порубили саблями, и очистили Кремль от их присутствия.] Мюрату было доложено, что путь расчищен. Французы вошли в ворота и стали размещаться лагерем на Сенатской площади. Солдаты выкидывали стулья из окон сената на площадь и раскладывали огни. Другие отряды проходили через Кремль и размещались по Маросейке, Лубянке, Покровке. Третьи размещались по Вздвиженке, Знаменке, Никольской, Тверской. Везде, не находя хозяев, французы размещались не как в городе на квартирах, а как в лагере, который расположен в городе. Хотя и оборванные, голодные, измученные и уменьшенные до 1/3 части своей прежней численности, французские солдаты вступили в Москву еще в стройном порядке. Это было измученное, истощенное, но еще боевое и грозное войско. Но это было войско только до той минуты, пока солдаты этого войска не разошлись по квартирам. Как только люди полков стали расходиться по пустым и богатым домам, так навсегда уничтожалось войско и образовались не жители и не солдаты, а что то среднее, называемое мародерами. Когда, через пять недель, те же самые люди вышли из Москвы, они уже не составляли более войска. Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались ценны и нужны. Цель каждого из этих людей при выходе из Москвы не состояла, как прежде, в том, чтобы завоевать, а только в том, чтобы удержать приобретенное. Подобно той обезьяне, которая, запустив руку в узкое горло кувшина и захватив горсть орехов, не разжимает кулака, чтобы не потерять схваченного, и этим губит себя, французы, при выходе из Москвы, очевидно, должны были погибнуть вследствие того, что они тащили с собой награбленное, но бросить это награбленное им было так же невозможно, как невозможно обезьяне разжать горсть с орехами. Через десять минут после вступления каждого французского полка в какой нибудь квартал Москвы, не оставалось ни одного солдата и офицера. В окнах домов видны были люди в шинелях и штиблетах, смеясь прохаживающиеся по комнатам; в погребах, в подвалах такие же люди хозяйничали с провизией; на дворах такие же люди отпирали или отбивали ворота сараев и конюшен; в кухнях раскладывали огни, с засученными руками пекли, месили и варили, пугали, смешили и ласкали женщин и детей. И этих людей везде, и по лавкам и по домам, было много; но войска уже не было. В тот же день приказ за приказом отдавались французскими начальниками о том, чтобы запретить войскам расходиться по городу, строго запретить насилия жителей и мародерство, о том, чтобы нынче же вечером сделать общую перекличку; но, несмотря ни на какие меры. люди, прежде составлявшие войско, расплывались по богатому, обильному удобствами и запасами, пустому городу. Как голодное стадо идет в куче по голому полю, но тотчас же неудержимо разбредается, как только нападает на богатые пастбища, так же неудержимо разбредалось и войско по богатому городу.
Несправедливо оболганный
После этой картины актер Владимир Толоконников на некоторое время пропадает из поля зрения, и это дало право «борзописцам» смешивать его с грязью. А Владимир Алексеевич жил в своем любимом городе, строил дом, растил двух сыновей и играл на сцене любимого театра. И роли были очень хорошие – и Квазимодо в «Соборе Парижской Богоматери», и Шариков в «Собачьем сердце». Этот спектакль был поставлен сотни раз, и Полиграф Полиграфович там столь же блистательный, но несколько иной – артист очень требователен к себе и все время работает над улучшением уже сыгранных ролей.
Смерть
В ночь с 15 на 16 июля 2020 года Владимир Толоконников умер, вернувшись в Москву со съемок второй части «СуперБобровы», которые проходили в Геленджике. Сердце актера остановилось на 75-м году жизни. Артист долгое время страдал от бронхита, на фоне чего развилась сердечная недостаточность. Тем не менее, Толоконников продолжал работать.
Прощание с Владимиром Толоконниковым
Перед смертью артист снимался в военном фильме «Пес Рыжий» и в комедии «Бабушка легкого поведения». В 2020 году готовится к выпуску драма «Рисунки дождем», в которой Владимир сыграл роль второго плана.
Похороны состоялись в Москве на Троекуровском кладбище, отпевание – в Сретенском монастыре.
Родился 25.06.1943, Алма-Ата, Казахстан
Заслуженный артист Республики Казахстан Лауреат Государственной премии России Кавалер ордена Дружбы (2009)
Детство
Владимир Толоконников родился в 1943 году в Алма-Ате. В годы войны в Казахстан отправляли раненых солдат, подселяя их для поправки здоровья к одиноким женщинам. Один из таких солдат и стал отцом будущего артиста. Позже он исчез, не оставив даже фотографии, но мама Владимира никогда не отзывалась о нем плохо…
Мама Владимира Толоконникова работала на биокомбинате и одна воспитывала сына. Послевоенные годы были тяжелыми, голодными, денег не хватало, и Владимир, чем мог, помогал. Безусловно, каждый мальчишка ощущает потребность в отце. Вот и Володя, будучи мальчиком мечтательным, придумывал себе отца, наделяя его всевозможными положительными качествами, а затем рассказывал о нем друзьям. При этом его рассказы были столь убедительными, что ему верили!
Володя рос талантливым мальчиком. Он замечательно рисовал и даже одно время собирался поступать в художественное училище. Еще, как и многие его сверстники, мечтал стать летчиком, бредил Валерием Чкаловым, бесконечно выспрашивая у мамы, почему она не назвала его в честь этого героя. В классе Володя был настоящим лидером и любимцем, он с блеском выступал на школьных вечерах, уже тогда демонстрируя артистические задатки.
Упорство
Первым увидел в юноше актера руководитель драмкружка Михаил Азовский. В то время у Азовского занималось немало талантливых ребят, впоследствии ставших знаменитыми, это и Лев Прыгунов, и Вадим Абдрашитов, и Лев Темкин. Благодаря Азовскому поверил в себя и Владимир Толоконников.
До армии Владимир Толоконников успел поработать в молодежной студии Ю. Б. Померанцева на телевидении и даже попасть во вспомогательный состав республиканского академического драмтеатра театра им. Лермонтова. Периодически он появлялся на сцене в массовках. Одновременно с этим юноша начал штурмовать столичные театральные училища. Три года! И все безуспешно. И вроде бы он нравился приемным комиссиям, но почему-то не брали, советуя приехать на следующий год…
Затем была служба в армии, в Германии, в ракетных войсках, о которой Владимир Алексеевич вспоминает с благодарностью. Он считает, что прошел хорошую школу мужества, научившись терпению и дисциплине. В армии, помимо боевой подготовки, Владимир занимался и самодеятельностью, готовя концерты и пародируя начальников-офицеров.
Закончив службу, Владимир Толоконников вновь отправился в Москву. Подал документы во ВГИК и вновь не прошел. На этот раз ему объяснили, что у него слишком специфическая внешность, и есть опасность остаться актером одной роли…
Разочарование было сильное, но Владимир уже не видел себя в другой ипостаси, нежели актером. Он отправился в Куйбышев и устроился там в местный ТЮЗ. Проработав один сезон и сыграв более десяти ролей, Владимир Толоконников затем все же поступил в театральное училище, только не в одно из столичных, а в Ярославское. Впрочем, впоследствии об этом он никогда не жалел.
Театр
Окончив обучение, Владимир Толоконников вернулся в родную Алма-Ату, отработал один сезон в местном ТЮЗе, а затем был приглашен в Республиканский Академический театр русской драмы имени Лермонтова, крупнейший театр Казахстана. Начинал, как и многие, с эпизодов, но никогда на это не жаловался. Он вообще считал и считает, что эпизоды – это хорошая актерская школа. Ведь маленькую роль сыграть очень непросто, чтобы она удалась, актер должен ставить перед собой сверхзадачу.
Первой большой ролью актера на сцене театра им. Лермонтова стал Леший в «Василисе Прекрасной» (позже Толоконников играл в этом спектакле еще и Старика). И хотя роль была отрицательной, но как нравился этот персонаж детям!
Затем были роли Кардинала Вулси в «Королевских играх» Григория Горина, Луки в «На дне» Максима Горького, Сэлздон Моубрей и Грабитель в спектакле «Шум за сценой» М.Фрейна. Толоконников не всегда появлялся на сцене в главных ролях, в тех же «Уроках французского» он играл роль второго плана пастора Жозефа. Но зрители шли на спектакль именно в надежде увидеть своего любимого артиста.
В числе наиболее удачных театральных работ Владимира Толоконникова — Квазимодо из спектакля «Собор Парижской Богоматери». Вот как о его работе отзывались критики: «Актер не боится быть некрасивым, потому что понимает: главное — не внешнее, главное — то, что в душе. Вот он трогательно приносит цыганочке Эсмеральде цветы, влюбленный, заботится о ней, и цыганочка в минуту страшного отчаянья зовет именно его, чувствуя рядом доброе сердце…»
Шариков
Если в театре дела Владимира Толоконникова шли хорошо, то для кинематографа он долгое время оставался вне поля зрения. И это при том, что сам актер очень хотел сниматься. Нет, не для славы. Просто он чувствовал, что созрел для кино, ему есть, что сказать зрителю…
Дебют актера на экране состоялся уже в зрелом возрасте, а «открыл» Толоконникова массовому зрителю Владимир Бортко. Режиссер долго не мог определиться с кандидатурой на роль Шарикова в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Бортко неловко признаваться, но он, выбирая актера, попросил принести фотографии самых некрасивых. «Было сказано: найдите мне, пожалуйста, людей, которые похожи на собак», — вспоминает режиссер. Ему принесли фотографии восьми актеров, среди которых были знаменитые Николай Караченцов, Алексей Жарков. Самым последним было фото никому неизвестного алма-атинского актера Владимира Толоконникова, предложенное ассистенткой режиссера Галиной Гальцевой. Он и Жарков оказались отобранными Бортко для финальных проб. На пробах Толоконников и покорил режиссера. Владимир Бортко вспоминает: «Толоконников убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!». Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».
По странному совпадению судьбы как раз в это же время Толоконникова утвердили на роль Шарикова в его родном Республиканском академическом театре русской драмы имени Лермонтова. На сцене эту роль Толоконников сыграл не менее блистательно, чем в кино, но совсем по-другому. Актер сокрушается, что тот спектакль в свое время не сняли на пленку. Зрителям было бы интересно сравнить эти две работы…
И слава, и клеймо…
Успех «Собачьего сердца» превзошел все ожидания. Вслед за удачным дебютом в Советском Союзе, картина триумфально прошла еще по 32 странам мира и была включена в сто лучших фильмов столетия. Владимир Толоконников в одно мгновение стал звездой мирового масштаба. Роль Шарикова, гениально сыгранная 45-летним актером, принесла ему официальное признание в виде Государственной премии и, что намного важнее, всенародную любовь.
Правда, всенародная популярность долгое время была весьма оригинальной. К Владимиру Толоконникову нередко подходили на улице за автографом. «А вы хоть фамилию мою знаете?» — спрашивал актер и получал ответ: «Знаю – Шариков». Нередко ему доводилось слышать на улице возгласы: «Смотри, Шарик идет!», что тоже не доставляло удовольствия. У уж совсем раздражало и раздражает актера, когда его, сыгравшего после Шарикова на киноэкране уже не один десяток ролей, журналисты продолжают расспрашивать про «Собачье сердце».
Впрочем, такова судьба не одного Владимира Толоконникова. Александр Демьяненко, например, так и остался в памяти зрителей Шуриком, а Вячеслав Тихонов Штирлицем. А вот Толоконникову достался Шариков. Актер понимает, что сняться в произведении такого мастера как Михаил Булгаков — это счастье, просто обидно, что о других его работах говорят мало. А ведь многие этого достойны…
90-е годы
О том, что Толоконников не российский, а казахстанский актер, для многих является откровением. Поэтому, когда в 90-е годы после «Собачьего сердца» он выпал из поля зрения российского зрителя, о нем чего только не написали в газетах. Мол спился, живет, как собака в какой-то будке… А он, тем временем, успешно работал в родном театре, снимался в кино (как в лентах казахских режиссеров, так и российских), строил дом, воспитывал сыновей. Словом жил полноценной жизнью.
Как-то без особого шума на экранах прошла блистательная трагикомедия Николая Досталя «Облако-рай» (1990), собравшая на кинофестивалях кучу наград. Владимир Толоконников там бесподобно сыграл Филомеева. В 1993 году актер снялся в комедии «Мечты идиота» (по знаменитому произведению Ильфа и Петрова «Золотой теленок»). Фильм получился неудачным, но даже в самых разгромных статьях отмечали отличную игру Толоконникова в роли Адама Козлевича. Эта роль дорога и самому актеру.
У себя на родине Владимир Толоконников стал культовой фигурой после первого казахского сериала «Перекресток», вышедшего на экраны в середине 90-х — актер сыграл там механика Пашу. Стоит отметить и работы Толоконникова в фильмах «Небо в алмазах», «Шанхай», «Тот, кто нежнее».
Телепроекты
По иронии судьбы Владимир Толоконников некоторое время был гораздо более известен в России, нежели у себя на родине в Казахстане. Ситуацию изменило участие в сериале «Перекресток» и других казахских лентах. Затем последовал проект «На кухне с Толоконниковым», начавший выходить на местном телевидении. В этой передаче актер встречался со многими российскими знаменитостями, приезжавшими в Казахстан. Сам Толоконников признается, что именно после этой передачи его фамилию на родине, наконец-то, выучили.
Еще один телепроект Владимира Толоконникова – юмористическая программа «Толобайки». В какой-то мере это – аналог российского «Городка». Вместе с Геннадием Балаевым они разыгрывают на экране различные байки, анекдоты. Толоконников сам подбирает костюмы ко всем сценам, сочиняет сюжеты… Программа не один год с успехом идет на казахстанском канале КТК. Одно время она демонстрировалась в России, где также нашла своих поклонников.
Новый век
Владимир Толоконников по-прежнему живет в Алма-Ате, работает в театре, на телевидении и, несмотря на огромное расстояние, отделяющее его от Москвы, с удовольствием принимает предложения из России. Он снимался в известных сериалах: «Гражданин начальник» (судмедэксперт), «Две судьбы» (дедушка Нади), «Участок» и «Заколдованный участок» (бухгалтер Юлюкин), «Убойная сила-5» (дядя Саша), «Солдаты» (Евгений Петрович), «Прапорщик Шматко» (дядя Женя), «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» (учитель русского языка Аким) и других.
В 2005 году актер снялся в продолжении картины Николая Досталя «Облако-рай» — «Коля – перекати поле», сыграв все того же Филомеева. Колоритный, запоминающийся персонаж! Его фразы из фильма, такие как «Земля-то круглая, да жизнь плоская», стали крылатыми.
Не прошел мимо внимания зрителей и фильм Петра Точилина «Хоттабыч», где Владимир Толоконников сыграл главную роль. Поначалу продюсер картины относился к кандидатуре Толоконникова скептически, — какой из него Хоттабыч. И сдался только тогда, когда Точилин, взяв фотографию Владимира Алексеевича, пририсовал к нему в фотошопе бороду. Толоконников, создавая образ, старался абстрагироваться от всем известного образа 1956 года. Его Хоттабыч получился совсем другим. «Мой Хоттабыч, выдавил из себя раба, ему надоело много лет исполнять чужую волю. Он, получается, герой… А потом опять попадает в кувшин. И уже оттуда — в Интернет», — рассказывает о своем персонаже Владимир Алексеевич…
Недостатка в предложениях сниматься актер не испытывает. Да, некоторые роли ему так и не удалось сыграть. Вот, например, Воланда в «Мастере и Маргарите» — он чувствует, что эта роль у него бы получилась. Что ж, приходится играть то, что предлагают. Среди последних работ актера: безногий инвалид Николай Трофимович в мистической драме Владимира Фатьянова «Правосудие волков», директор склада Александр Леонидович Казаков в криминальной мелодраме Радды Новиковой «Захватчики».
Символ дружбы России и Казахстана
Владимир Алексеевич доволен своей жизнью. Жена, два сына, интересная работа, собственный дом с камином. Особая гордость актера – собственный розарий. Как он любит свои розы! Выходя утром во двор с чашкой кофе и сигаретой (от этой вредной привычки избавиться не может никак), он всегда здоровается со своими цветами. Поливает их, обрезает. Вообще Владимир Алексеевич в жизни – полная противоположность своему экранному герою Шарикову. Он, как раз, прекрасно понимает, как опасны для общества такие бездуховные существа. Может быть, именно благодаря этой противоположности и получился столь запоминающийся образ.
Владимира Алексеевича помнят и любят в России. И за Шарикова, и за Филомеева, и за дядю прапорщика Шматко. На свое 65-летие Толоконников получил официальную поздравительную телеграмму от Сергея Миронова, председателя Совета Федерации России. А в 2009 году президент России подписал указ о награждении замечательного актера орденом Дружбы. «Сия награда говорит о том, что для искусства нет преград, что это символ дружбы России и Казахстана. А я, как связующее звено: работаю здесь в театре, снимаюсь в основном в России», — говорит Владимир Алексеевич.
Игорь BIN
Использованные материалы: «Владимир Толоконников мечтает сыграть Воланда», «Театральная Алма-Ата», https://mylove-theatre.narod.ru; «Владимир Толоконников. Неизвестные факты», https://www.kazakh.ru; Валерия Морозова, «Владимир Толоконников: «А мне достался Шариков», 13.09.2006, https://www.redstar.ru; Елена Жернова, «Владимир Толоконников: «Ненавижу наглецов!», «Российская газета» — Неделя» №3639 от 26.11.2004; «Владимир Толоконников. Чисто сердечное признание», «Rolling Stone», №26; Надежда Рублева, «Владимир Толоконников: Угадал Булгаков все, что с нами будет…», https://www.semsk.kz; «Владимир Толоконников наконец получил орден Дружбы», https://www.today.kz
В сотне лучших
Актерская карьера развивалась поступательно, но весьма успешно – от роли Лешего в «Василисе Прекрасной» до Луки в пьесе «На дне». Но актер мечтал о кино, зная, что сможет раскрыть там свой талант еще больше. И раскрыл, да еще как! Фильм «Собачье сердце» демонстрировался в 32 странах всегда с неизменным успехом – к В. А. Толоконникову пришла мировая слава. Конечно, весь актерский состав фильма блистателен: и Борис Плотников в роли Борменталя великолепен, и в творческой биографии Евгения Евстигнеева профессор Преображенский стоит не на последнем месте. И то, что никому не известный актер ничуть не хуже «асов профессии» сыграл Шарикова, заслуживает только восхищения. А ведь на эту роль пробовались и Николай Караченцов, и Андрей Жарков. Об этой роли, как и фильме в целом, написано много, и он по достоинству оценен – его внесли в сотню лучших картин всех времен и народов.
Всеобщий любимец
Одно время В. А. Толоконников был не очень известен в родном Казахстане, популярность пришла после сериала «Перекресток». Были и программы на местном телевидении – «На кухне с Толоконниковым» и «Толобайки». В последнем телепроекте вместе с актером Г. Балаевым Владимир Толоконников как будто бы повторяли «Городок» с Олейниковым и Стояновым. Владимир Алексеевич, который сам придумывал костюмы и сценарии, утешал себя тем, что и российские коллеги «слямзили» проект у Бенни Хилла. Сейчас В. А. Толоконников в Казахстане фигура культовая, и знают его все, и на каток «Медео» (сейчас «Медеу») пропускают бесплатно.