БИОГРАФИЯ
Валентина Теличкина родилась в селе Красное Нижегородской области. Она была самым младшим ребенком в многодетной семье бывшего раскулаченного крестьянина. На долю родителей выпало немало тяжелых испытаний, но они сумели выстоять. Отец, который был приговорен к расстрелу, чудом избежал наказания и начал жизнь практически с нуля – устроился работать слесарем, построил новый дом для своей семьи.
Девочка росла очень активным ребенком, и с ранних лет обожала выступать на публике. «Я просто не помню себя, что бы я не выступала. Как мне рассказывали, года в два с половиной или в три я спела частушку в детском садике. И потом каждый утренник меня заставляли повторять это выступление. Чуть позже к моему «концерту» прибавились танцы, я лихо отплясывала «Барыню». Помню, для меня не было большей радости, чем выступить дома перед гостями. Потом я подросла и пошла в школу. Началась художественная самодеятельность. Мне даже доверили вести три кружка: танцевальный, драматический и художественное слово», — вспоминает актриса.
Окончив школу, Валентина поехала в Москву и с первого раза поступила во ВГИК (мастерская Владимира Белокурова), где училась с 1963 по 1967 год.
Валентина Теличкина: биография звезды
Будущая звезда появилась на свет в 1945 году в Нижегородской области, став для своих родителей седьмым ребенком. Ее отец был обеспеченным человеком, сколотившим капитал еще до революции, поэтому подвергался преследованию советской власти. Семья несколько раз лишалась имущества, ее главе даже грозила одно время расстрельная статья. Все это произошло до того, как родилась Валентина Теличкина, личная жизнь, семья которой много лет спустя стали представлять огромный интерес для прессы, поэтому подробности не известны.
К моменту появления на свет Вали многодетная семья уже жила достаточно скромно. Мать девочки трудилась продавцом, отец отказался от дела, приносившего ему когда-то неплохой доход (производство валенок), превратившись в обыкновенного слесаря. Тем не менее он всегда учил детей никого не обвинять в своих неудачах, сохранять преданность Родине.
ТЕАТР
После окончания института актриса была принята в труппу Государственного театра киноактера. Актриса рассказывает: «Те две работы, которые я сделала в театре киноактера, критики считали удачными. «Семьи» в театре не получилось, хотя изначально мечтала о сцене и представляла себя только там. Говорят, что театр – это семья, а кино – бригада, которая собирается на несколько месяцев. Но знаете, и театр может не оказаться семьей. Бывает, что это, скорее всего, иллюзия семьи. А может быть, и террариум. Чаще всего так и бывает».
Семейные радости
«Одиножды один», 1974 год.
Они не торопились регистрировать свои отношения. Прежде чем расписаться, они несколько лет прожили в гражданском браке. Неофициальный статус супругов привносил некоторый дискомфорт в их жизнь: их нигде не селили вместе. Свою роспись они едва не проспали, настолько несерьезно относились к бюрократической процедуре. Но к назначенному времени в ЗАГС всё же успели. Некоторые коллеги актрисы считали, что она тянет на себе всю семью, но Валентина гордо сообщила, что Владимир – архитектор, настоящий глава и кормилец семьи.
Валентина Теличкина и Владимир Гудков с сыном Иваном.
Вскоре у супругов родился сын Иван. Актриса стала мамой в 35 лет. Валентина Ивановна никогда не мечтала о ребенке, она не испытывала страстного желания познать радость материнства. Наоборот, она очень боялась, что рождение ребенка помешает её артистической карьере. Ей страшно было оказаться забытой. Но все изменилось в тот момент, когда она впервые взяла сына на руки, испытав одновременно невероятную нежность и всеобъемлющее счастье.
КИНО
Валентина Теличкина начала сниматься после окончания второго курса. В 1965 году начинающая актриса исполнила небольшую роль в картине «Таежный десант» режиссеров Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. А уже через два года Теличкина сыграла одну из своих самых знаковых ролей – журналистку Валю Королькову в фильме Сергея Герасимова «Журналист». О своей героине актриса рассказывает: «Валя — невероятно смешная девушка, она очень хотела стать журналисткой и старалась, несмотря на то, что «с эпитетами у нее бедновато».
После роли в картине «Журналист» на молодую актрису посыпались предложения от разных режиссеров. Теличкина ообречена» на успех. Главное — уметь воспользоваться такой удачей».
Фильмография Валентины Теличкиной насчитывает более 70 работ в кино. Зрители помнят ее по ролям в картинах: «Зигзаг удачи», «Начало», «Счастье Анны», «Не может быть!», «Пять вечеров», «Впервые замужем», «Портрет жены художника», «Где находится нофелет?». Актриса снималась у Гайдая, Михалкова, Панфилова, Рязанова и у других именитых режиссеров. От многих предложений она отказывалась, о чем никогда не жалела.
«Любовь не картошка»
В 2013 году на телеканале «Россия» состоялась премьера многосерийной мелодрамы «Любовь не картошка», где Валентина Теличкина исполнила роль деревенской женщины Пани. По сюжету, она всю жизнь прожила в деревне. Муж умер, из родственников остался только племянник, который уговаривает Паню перебраться к нему. А все ради того, чтобы продать дом родственницы и на вырученные деньги купить машину. Паня устала отбиваться и в шутку сказала, что выходит замуж. Теперь ей нужно найти настоящего жениха, иначе племянник не отстанет…
В картине также снимались: Таисия Вилкова, Марина Яковлева, Александр Михайлов, Виктор Хориняк и другие.
«Большой»
Одна из последних больших работ актрисы – картина Валерия Тодоровского «Большой», премьера которой состоялась в апреле 2017 года. В центре сюжета – история молодой танцовщицы Юлии Ольшанской. Девушку из маленького шахтерского городка замечает бывший артист балета Потоцкий (Александр Домогаров), который прочит ей будущее великой балерины. Юля переезжает в Москву и поступает в балетную школу. Девушке предстоит узнать, что большой балет — это не только белизна пачек, золото лож и скольжение шелковых лент. Но никакие препятствия не остановят того, у кого есть Большая Мечта.
Валентина Теличкина исполнила в картине роль Унтиловой — преподавательницы балетной школы. О своей героине актриса рассказывает: «Когда я прочитала сценарий фильма, сразу поняла, что моя героиня – персонаж из фильма «Пролетая над гнездом кукушки». Но мне не хотелось, чтобы она была такой зловещей, и я сказала об этом Валерию Тодоровскому. Он предложил встретиться с действующим директором училища при Большом театре. И я пошла к ней беседовать. О нашем разговоре я рассказала режиссеру, и он внес изменения в сценарий».
Валерию Тодоровскому удалось собрать в картине уникальный актерский ансамбль. Партнерами Валентины Теличкиной стали: Алиса Фрейндлих, Александр Домогаров, Игорь Ясулович и другие.
Валентина Теличкина: «Сожалею, что родила одного ребенка. Чувствую свою вину»
Валентина Теличкина
10 января Валентина Теличкина отметила юбилей — актрисе исполнилось 75 лет. Одним из первых артистку поздравил премьер-министр России Дмитрий Медведев. «Ваше обаяние и тонкое чувство сценического образа, способность к перевоплощению привлекают к себе зрителей всех поколений. Ваши героини — всегда натуры искренние, яркие и непосредственные. Это женщины, которые хотят найти свое счастье и место в жизни, покоряют душевной красотой. И Вы глубоко чувствуете каждый образ», — заявил политик.
Медведев добавил, что Теличкина также стала автором удивительно светлых картин, которые дарят незабываемые впечатления. Отметим, что Валентина Ивановна увлекается живописью. Несколько лет назад вынужденное профессиональное затишье довело актрису до депрессии. По просьбе сына Ивана артистка стала рисовать, чтобы украсить дом. Так психотерапевтический прием перерос в полезное хобби. «Я начала рисовать и выяснилось, что многие мои друзья тоже рисуют. Мы организовали клуб», — делилась знаменитость.
40-летний Иван Гудков во всем поддерживает звездную маму. У наследника давно есть своя семья, но он по-прежнему проводит много времени с родителями. По словам Теличкиной, сын — единственная опора, ведь других детей у актрисы нет.
«Сожалею, что родила одного ребенка. Мама с папой семерых имели. Я чувствую свою вину, потому что могла бы троих воспитать», — призналась Валентина Ивановна.
Иван Гудков часто навещает родителей
Через год после рождения наследника Теличкина расписалась с отцом ребенка — архитектором Владимиром Гудковым. Иван не пошел по стопам родителей. Звездный наследник окончил МГИМО и устроился работать юристом в «Газпроме». «Женское счастье — это иметь семью, взаимопонимание с мужем, иметь детей и внуков, которые радуют. А еще это любимое дело. Я с удовольствием и сегодня работаю в кино, имею возможность выбрать материал, за который не стыдно», — сообщила Валентина Ивановна.
В 2014 году народная артистка России стала бабушкой — у Ивана родился сын. По словам Теличкиной, мальчика назвали Николаем в честь двух прадедов по материнской и отцовской линии. Актриса уверена, что детей следует называть именами, которые и ранее звучали в семье. Валентина Ивановна также почитает святого Николая Чудотворца, поэтому, как говорит артистка, внук — настоящий подарок для нее.
Валентина Теличкина и Владимир Гудков более 40 лет вместе
Рассказывать о жизни с мужем Валентина Ивановна не любит. По словам артистки, еще в детстве она узнала поговорку «Дурак хвалит жену, умный родителей». Отец объяснил Теличкиной, что, нахваливая супруга, жена предлагает мужчину другой, которая может увести его из семьи.
«В семейной жизни очень важно уважать личность другого. Мне было достаточно легко уважать своего мужа, потому что он личность. И он уважал во мне личность. Если бы он выказывал свое неуважение ко мне претензиями, требованиями и критикой, то вряд ли получилось бы семейное счастье», — подытожила Теличкина.
Нелегкая судьба Валентины Теличкиной: ранняя слава и мучительное ожидание любви
Также Валентина Ивановна надеется, что в скором времени Иван подарит еще ей внуков, ведь места в их большом доме хватит на всех.
Фото: Legion-Media, кадры из документального фильма «Валентина Теличкина. Нефертити из провинции»
ИНТЕРВЬЮ
О ролях
«Мне нравятся все мои роли. Я их люблю не потому, что они хорошо получились. Каждая из ролей — это определенный кусок жизни, знакомство с окружающим миром, с людьми, партнерами. Мне важнее не удачно сыграть роль, а пережить какие-то сложные эмоции».
«Я не сыграла бы ничего, что несет за собой соблазн или растление. В любой, даже самой привлекательной форме. Я бы не стала своим творчеством проповедовать сомнительные ценности. И я рада, что мне удается следовать своим принципам. Даже когда очень нуждалась в средствах, я смогла отказаться от нескольких ролей, обещавших мне безбедное существование, но весьма сомнительных по своему духовному смыслу».
О съемочном процессе
«В прошлые времена мы репетировали, разминали сцену, ложились спать, и нередко ночью возникали удивительные мысли. Ужас современного кино – в поспешности, в суете. Все хорошее рождается не просто так, а в муках. Со сценой и текстом нужно поспать. В противном случае, получаются «говорящие головы». Актеры произносят тексты, а вжиться в роль не успевают – нет времени. А актеры современные – дивные. Не говоря уже о том, сколько сегодня красавцев и красавиц!».
Об актерской индивидуальности
«Индивидуальности воспитываются, а не находятся. К тому же, при всеядности ролей сохранить индивидуальность невозможно. Мы знаем много примеров, когда актеры повторяются, и то, что прелестно было в 18, странно неприятно в 45 лет. У меня была подруга, которая всех восхищала в институте своей непосредственностью, а когда это же было и в 45 лет, все мы понимали, что она просто играет в наивность, и это штамп. Индивидуальность складывается из интересов человека, из предпочтений, вкусов, а подражание – страшное дело. К сожалению, в театральных вузах сегодня зачастую учат не индивидуальности, а подражанию, копированию».
О состоянии российского кино
«В последнее время я прочла несколько сценариев. С сожалением отметила, что в этом жанре ситуация меняется довольно трудно: очень много макулатуры, какое-то безличностное письмо на уровне даже не средней, а начальной школы. Такое ощущение, что люди, которые пишут сценарии, просто ничего не читали, ничего не пережили, не перечувствовали. Да и на мой возраст почти ничего не рассчитано. А так хочется поразмышлять, еще и эмоции не утрачены».
О светских мероприятиях
«На кинофестивалях я иногда бываю, а тусовки – это не моя среда. Каждый человек понимает, что его возбуждает в жизни, а что не возбуждает. Меня это никак не возбуждает».
По материалам сайтов rg.ru, vm.ru, proficinema.ru, vokrug.tv, dailytalking.ru, peoples.ru, kino-teatr.ru, kinopoisk.ru.
Маленькая артистка
В детстве актриса Теличкина была фантазеркой и хулиганкой. Жизнь виделась ей бесконечной сказкой, героиней которой она себя воображала. В своих грезах она представляла себя Золушкой, мечтающей о неожиданной встрече с красавцем-принцем, Царевной-Лягушкой, скидывающей шкуру, даже вредной Бабой Ягой.
Всего в 2.5 года впервые проявила себя как талантливая актриса Валентина Теличкина. Биография звезды содержит упоминания о том, что в этом возрасте она так поразила воспитателей, продекларировав частушку, что это стало ее постоянным номером на всех утренниках. Год спустя номер был дополнен танцем, на радость зрителям маленькая Валя отплясывала «Барыню». Конечно же, любили смотреть ее выступления и домашние, а также друзья семьи.
Актриса Валентина Теличкина сумела заявить о себе как о творческой натуре и в школе. Девочке даже поручили ведение нескольких кружков, среди которых присутствовал и театральный. Будущая звезда выступала в качестве актрисы, режиссера и сценариста, занимаясь подготовкой концертов. Разумеется, у нее не могла не появиться мечта связать свою жизнь со сценой.
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТРИСА
- Большой (2017)
- Чужое (2014)
- Домик у реки (2014), сериал
- Третья мировая (2013), сериал
- Тетушки (2013)
- Любовь — не картошка (2013), сериал
- Группа счастья (2011)
- Огни большого города (сериал) (2009)
- Гоголь. Ближайший (2009)
- Почтальон (2008), сериал
- Гаишники (2008), сериал
- Кто приходит в зимний вечер… (2006)
- Большие девочки (2006), сериал
- Есенин (2005), сериал
- Бригада (2002), сериал
- Кадриль (1999)
- Незнакомое оружие, или Крестоносец-2 (1998)
- Классик (1998)
- Волшебный портрет (1996)
- Незабудки (1994)
- Менялы (1992)
- Отдушина (1991)
- Живодер (1990)
- Песнь, наводящая ужас (1989)
- Человек свиты (1987)
- Ловкачи (1987)
- Забавы молодых (1987)
- Где находится нофелет? (1987)
- По главной улице с оркестром (1986)
- Мужчины и все остальные (1985)
- Сестра моя Люся (1985)
- Сильная личность из 2 «а» (1984)
- Васса (1983)
- Безумный день инженера Баркасова (1983)
- Наше призвание (1981)
- Факты минувшего дня (1981)
- Портрет жены художника (1981)
- Добряки (1979)
- Впервые замужем (1979)
- Здравствуй, река! (1979)
- Пять вечеров (1978)
- Пятое время года (1978)
- Трясина («Нетипичная история») (1977)
- Встретимся у фонтана (1976)
- Не может быть! (1975)
- У самого Черного моря (1975)
- Потому что люблю (1974)
- Одиножды один (1974)
- Капитан (1973)
- Синие зайцы (1973)
- Где это видано, где это слыхано (1973)
- Стоянка поезда — две минуты (1972)
- Шаг с крыши (1970)
- Чайка (1970)
- Счастье Анны (1970)
- Начало (1970)
- У озера (1969)
- Золотые ворота (1969)
- Первая девушка (1968)
- Необыкновенная выставка (1968)
- Зигзаг удачи (1968)
- Три дня Виктора Чернышева (1967)
- Осенние свадьбы (1967)
- Журналист (1967)
- Таежный десант (1965)
Москва
Счастье Анны (1970)
Теперь актриса и сама удивляется, и признается, что не рискнула бы поступать во второй раз, если бы не прошла в первый. Но все сложилось удачно. Тихую красоту провинциальной девушки с талантом актрисы и необычным нижегородским говорком рассмотрели быстро.
Позднее она расскажет, что путевку в жизнь ей дал сам Герасимов, пригласивший на одну из ролей в свой фильм «Журналист». Это было второе появление Теличкиной на экране — дебют у нее состоялся на два года раньше, в «Таежном десанте». Но заметили актрису только после работы с Герасимовым.
Удивительная манера говорить, хрупкая красота и копна мягких волос, рассыпанных по плечам, стали визитной карточкой актрисы.
Некоторые кинокритики и сегодня усматривают подражание ее манерам. Например, напевный говорок Теличкиной слышится в речи Ренаты Литвиновой. Валентина Ивановна протестует: Рената разве что чем-то смахивает на одну из героинь, сыгранных актрисой, — на ту самую Валю Королькову из «Журналиста».
Тогда, в СССР, насмотревшись на актрису с яркой индивидуальностью, вся страна стала одеваться и краситься «под Теличкину». Актриса рассказывает, что уже в наши дни, спеша на фестиваль в Ялте, взяла такси из аэропорта, а водитель признался: женился когда-то только потому, что девушка так напоминала ее!