Игорь Владимиров: биография, семья и личная жизнь, путь к успеху, фильмы, фото


Детство и юность

Игорь Петрович Владимиров появился на свет 1 января 1919 года в Украинской Народной Республике, в городе Екатеринославе. Сейчас это город Днепр. После рождения мальчика семья перебралась в Харьков и жила в нем до 1932 года. В этом же году они перебрались в Ленинград.


Игорь Владимиров в молодости

После переезда Игорю пришлось учиться в новом учебном заведении. В 1936-м парень окончил среднюю школу №25 и поступил в кораблестроительный институт. В 1941 году началась Великая Отечественная война, и 4 июля Владимиров добровольно пошел воевать в 3-й стрелковый полк 2-й стрелковой дивизии Ленинградской армии народного ополчения.

Будущий актер служил 2 года на Ленинградском фронте. Игоря наградили медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».


Игорь Владимиров

В 1943 году парня демобилизовали, чтобы он защитил диплом. Владимиров благополучно окончил институт и получил специальность инженера-судостроителя. Будущего актера сразу взяли на работу в Центральное конструкторское бюро – 51 в городе Горьком. Парень проработал там до 1944 года, а потом стал сотрудником «Рыбсудпроекта» в Ленинграде и трудился там до 1947-го.

Биография

Игорь Владимиров родился 1 января 1919 года в Екатеринославе (ныне Днепропетровск).

Игорь Владимиров фотография

В 1943 году Игорь окончил Ленинградский кораблестроительный институт, однако вскоре понял, что его призвание — театр. Поступил на актёрский факультет Ленинградского театрального института, который окончил в 1948 году.
Реклама:
После окончания института был принят в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, где играл роли молодых героев. Творческую судьбу во многом определила встреча с Георгием Товстоноговым, возглавившим театр в 1949 году. Молодой актёр не только был занят в спектаклях Георгия Товстоногова, но и приобщился к азам режиссёрской профессии, ассистируя мастеру. В 1956 году вместе с Г. Товстоноговым перешёл в Большой Драматический театр. Прошёл у Г. Товстоногова режиссёрскую стажировку.

В 1960 году был назначен главным режиссёром в Театр им. Ленсовета, переживавший творческий кризис после ухода художественного руководителя Н. Акимова. Театром им Ленсовета Игорь Петрович Владимиров руководил до конца своей жизни.

Умер Игорь Владимирович 20 марта 1999 года.

Личная жизнь

Был женат на актрисах Зинаиде Шарко и Алисе Фрейндлих.

В браке с Алисой Фрейндлих у него родилась дочь — Варвара.

Тесть − Бруно Фрейндлих, актер, народный артист СССР (1974).

Творчество

Постановки в театре

К 1960 году творческая индивидуальность Игоря Владимирова сформировалась вполне отчетливо. Яркое чувство юмора режиссёра, умение работать с музыкальной партитурой спектакля, ориентация на работу с молодёжью определили новое лицо театра им. Ленсовета, вырвавшегося на новый виток своего развития. Владимиров тщательно и скрупулёзно подбирал в труппу новых актёров, сумев за короткое время собрать в театре созвездие творческих индивидуальностей. Основную ставку с самого начала режиссёр делал на молодых актёров: Д. Баркова, Л. Дьячкова, Георгия Жжёнова, Н. Пенькова, Алексея Петренко, Анатолия Равиковича, В. Харитонова. Одной из самых главных удач стал приход в труппу театра Алисы Фрейндлих, чьё имя на долгие годы стало неразрывно связанным с театром и наиболее весомыми работами режиссёра Владимирова.

Театр им. Ленсовета внес новые черты в театральную палитру Ленинграда того времени с самого начала работы Игоря Владимирова. Органичный синтез яркой игровой формы, лирической публицистики и всепроникающей музыкальной стихии формировал поистине новаторскую театральную стилистику. Если в первый период работы Владимирова можно было говорить о двух репертуарных линиях — ‘проблемной’ («Мой бедный Марат» и «Таня» Алексея Арбузова, «Пигмалион» Бернарда Шоу, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира) и ‘музыкально-комедийной’ («Женский монастырь» В.Дыховичного и М.Слободского), то к 1966 году, с постановкой «Трёхгрошовой оперы» по Бертольду Брехту, в театре Ленсовета сформировался особый синтетический жанр, сочетающий в себе лучшие черты эксцентрики и трагедии, публицистики и лиризма, музыкального и драматического действа. Именно в этом жанре в театре им. Ленсовета Игорем Владимировым были поставлены лучшие спектакли 1970-х, имевшие огромный зрительский успех: «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти», «Левша», «Трубадур и его друзья». Эти спектакли на много лет опередили триумфальное шествие по российским сценическим площадкам жанра мюзикла. Среди спектаклей других жанров — «Игроки» Гоголя, который сохраняется в репертуаре театра.

В 1976 году, после двадцатилетнего перерыва, Владимиров вновь вышел на сцену своего театра в качестве актёра. Он играл в таких спектаклях, как «Интервью в Буэнос-Айресе» (Карлос Бланко), «Эльдорадо» (Он), «Вишневый сад» (Гаев), «Вы чье, старичье?» (Багорыч), «Газовый свет» (Раф), «Песнь о городе» (Режиссёр), «Круглый стол под абажуром» (Пришивин), «Собачье сердце» (Преображенский).

Весь период работы в театре им. Ленсовета Игорь Владимиров уделял очень много внимания формированию труппы. Режиссёр приглашал в свой театр талантливых актёров, замеченных им на провинциальных сценах, таких Алексей Петренко, Ефим Каменецкий, Галина Никулина. Среди учеников Владимирова, выросших на сцене театра им. Ленсовета в серьёзных мастеров сцены, — Сергей Мигицко, Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Олег Леваков, Ирина Мазуркевич, Е. Баранов, В. Матвеев, А. Пузырев, Т. Яковлева, А. Алексахина, М. Девяткин, Л. Леонова, Е. Маркина, Семён Стругачёв, А. Семёнов, Е. Филатов и многие другие. Фактически это несколько поколений актёров, выращенных режиссёром Игорем Владимировым. Много лет Владимиров вел актёрскую мастерскую в ЛГИТМиКе (ныне — СПГАТИ), и его ученики органично вливались в труппу.

Последовательная опора Владимирова на молодёжь привела к беспрецедентной для Ленинграда акции: в 1979 году при театре им. Ленсовета открылся его филиал — Молодежный театр, основу которого составили ученики Владимирова по ЛГИТМиКу. Актёры филиала были заняты в спектаклях основного репертуара театра им. Ленсовета, а на малой сцене играли свой самостоятельный репертуар. В 1980 году Молодежный театр во главе с его режиссёром С. Спиваком выделился в отдельную театральную структуру, сохранив при этом свое название (сегодня — Молодёжный театр на Фонтанке).

В конце 1980-х Игорю Владимирову и его театру не удалось избежать творческого кризиса, характерного практически для всех ленинградских театров того времени. Труппу покинули многие актёры: Галина Никулина, М. Боярский, А. Равикович, И. Мазуркевич, Е. Каменецкий, Л. Дьячков, Елена Соловей, Петр Шелохонов. Огромной потерей для театра стал уход Алисы Фрейндлих.

Однако многие спектакли Владимирова остались в репертуаре театра им. Ленсовета. Это «Крошка» Ж. Летраза, «Любовь до гроба» А. Николаи, «Гусар из КГБ» В. Рацера и В. Константинова, «Игроки» Н. Гоголя.

Лучшие недели

Богат и знаменит Посетило:996Украшает мужика борода Посетило:1064Маргарита Дуглас Посетило:1005

Театр

Еще в молодости Игорь Владимиров понял, что хочет посвятить свою жизнь театру. В 1945 году он поступил в Ленинградский театральный институт. 4 года артист проучился на актерском факультете и окончил его в 1948-м.


Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в спектакле «Вишневый сад»

После окончания института Игорь служил в Ленинградском областном театре оперетты и Ленинградском гастрольном театре до 1949 года. Это был начальный этап карьеры Владимирова. Следующие 7 лет он выходил на подмостки в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (сейчас театр «Балтийский дом»). В основном Игорь Петрович играл молодых персонажей.

Карьера Владимирова взлетела после знакомства с режиссером Георгием Александровичем Товстоноговым. Игорь не только принимал участие в его спектаклях, но и параллельно изучал режиссерскую профессию.


Игорь Владимиров на репетиции

В 1956 году Игорь Петрович вместе с Товстоноговым перешли в Большой драматический театр им. Горького. Артист трудился там до 1960 года в качестве режиссера-стажера. Владимиров даже успел самостоятельно поставить несколько спектаклей. Параллельно работал сам на себя и ставил постановки в других ленинградских театрах.

В ноябре 1960 года Владимиров вступил в должность главного режиссера и художественного руководителя Ленинградского театра им. Ленсовета. Мужчина работал на этой должности 39 лет, вплоть до смерти. Помимо актерства, с 1963 по 1998 годы Игорь Петрович был преподавателем в Ленинградском институте театра. В 1980-м получил научную степень, он стал профессором.

Театральная жизнь

Актерский факультет вышеназванного учебного заведения Владимиров окончил с отличием и начал работать сразу в нескольких театрах, среди которых был и Театр имени Ленинского комсомола. Этот храм служителей Мельпомены сыграл в жизни Владимирова особенную роль – именно там будущий режиссер познакомился с легендарным Георгием Товстоноговым. Мэтр сразу увидел в молодом актере задатки талантливого режиссера-постановщика и принялся, не жалея сил, обучать того азам профессии.

Параллельно с работой в театрах и обучением режиссуре Игорь играл и в кино – фактурного молодого актера приглашали на съемки все чаще. Он стал достаточно известным, исполнив главную роль в ленте «Тайна двух океанов». После выхода данной картины на Владимирова буквально посыпались предложения. Однако Игорь уже все для себя решил – он выбрал режиссуру, став верным учеником Товстоногова. Вслед за Георгием Александровичем Игорь ушел в БДТ имени Горького – как его стажер. Здесь он поставил шесть спектаклей, прежде чем решился пуститься в самостоятельное плавание и перебрался в Театр имени Ленсовета. Это произошло в 1960 году. С того же года Игорь Петрович стал его главным режиссером и художественным руководителем.

Иногда мы носим бюстгальтер неправильно: способы, которые вредят здоровью

Звезда сериала «Султан моего сердца» рассказал о выборе будущей жены

Когда зубная паста приносит вред детям: допустимые возрастные дозы

Фильмы

Театр был не единственной сферой деятельности в жизни Владимирова. Артист также снимался в фильмах. Конечно, кинематограф не стоял у него на первом месте, но тем не менее в его фильмографии есть много известных картин. Дебют актера состоялся в фильме «Тайна двух океанов». Игорь снялся в главной роли Андрея Скворешни.


Игорь Владимиров в фильме «Тайна двух океанов»

Еще одной известной картиной стал фильм «Старомодная комедия», который снят в 1978 году. Игорь Владимиров сыграл роль главного врача Родиона Николаевича. Артист работал вместе со своей второй женой Алисой Фрейндлих, которая получила вторую главную роль пациентки Лидии.

Игорь Петрович стал режиссером взрослой сказки «Лишний билет». В главных ролях снимались он совместно с Еленой Соловей и Михаилом Боярским. Картина экранизирована в 1983 году и стала пользоваться большой популярностью у граждан Советского Союза.


Алиса Фрейндлих и Игорь Владимиров в фильме «Старомодная комедия»

За всю свою актерскую карьеру, начиная с театров и заканчивая фильмами, Владимиров был удостоен наград и званий. Так, в 1966 году он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. В 1974-м его назвали народным артистом РСФСР, а в 1978-м Игоря Петровича удостоили звания «Народный артист СССР».

«Золотая эра» театра

В ту пору Ленсовет переживал упадок. Владимиров не только вывел его из кризиса, но и вдохнул новую жизнь. Он отстраивал его с чёткостью и последовательностью инженера, сочетая со страстью артиста и воображением художника. Его оригинальные идеи, смелые решения и эксперименты помогли театру выйти на новый уровень. В том числе и благодаря обновлённому актёрскому составу. Худрук активно искал талантливых, молодых и перспективных артистов, собирал по провинциальным сценам, переманивал. И сам весь отдавался театру — мог работать сутками, поэтому многие спектакли выходили за две-три недели. «Актёр — высшая и конечная инстанция театрального искусства, именно он соприкасается со зрителем, принимает на себя все хорошее и плохое» — говорил Владимиров интервью журналу в 1983 году.

Свою роль он видел в том, чтобы создать ситуацию, в которой у актера создается обманное в известной степени ощущение, что это все придумал он сам. «Когда актер сознает, что он может сам что-то придумать, он начинает себя уважать. Фонтанировать предложениями… Остается только повернуть его в нужном направлении». И это работало. Живые, интересные и яркие спектакли — разили публику на повал. Билетов было недостать, зрители готовы были часами простаивать в очередях в кассу лишь бы попасть в любимый театр.

Он взрастил почти пять поколений артистов — плеяду блестящих советских и российских звёзд. С его театром ассоциируют имена А. Б. Фрейндлих, А. В. Петренко, Е. А. Каменецкого, Г. И. Никулина, Л. Р. Луппиан, О. А. Левакова, И. С. Мазуркевич, Т. М. Яковлева, А. Я. Алексахина, Л. В. Леонова, А. А. Семёнова, Е. А. Филатова и многих других.

Ученики его боготворили, любили и относились, как к отцу. По словам народного артиста России Сергея Мигицко, Владимиров был щедро одарен от Бога, и как актёр, и как педагог, и как личность. «Он все делал талантливо: играл на сцене, проживал жизнь, учил студентов, водил автомобиль, ухаживал за женщинами, выпивал. Он учил и нас фанатично, самозабвенно отдаваться профессии и жизни… Потрясающе живо на нас реагировал, если хохотал, то до слез, если радовался, то, как ребенок… Был прирожденным комедиантом — такого чувства юмора, как у Владимирова, я не видел ни у одного режиссёра».

Статья по теме

Один за всех. Семь лучших фильмов Михаила Боярского

Михаил Боярский не раз признавался, что у него был один режиссёр — Владимиров. «Это был наш Господь Бог. Я учился у Макарьева, меня не взяли ни в один театр. Владимиров взял меня только потому, что я спел „Ничего на свете лучше нету…“ Я — Буратино, он меня „вырубил“, — рассказывал актёр. — Порой бывал несдержан в выражениях, мог сильно обидеть, но так, что это шло на пользу и подстегивало тебя, давало шанс».

По словам актрисы Елены Руфановой, благодаря мэтру в театре было легко. «Игорь Петрович все делал с большой любовью. В театре все были его „детьми“, все „одной группы крови“. Молодому человеку, будущему артисту, важно знать, что его любят — это дает свободу, право на ошибку».

Наряду с напряженной работой в театре он снимался в кино, пробовал себя в качестве режиссёра и сценариста.


На съёмках фильма «Твой современник», 1967 г. Елизавета Кондратьевна и Игорь Владимиров. Фото: РИА Новости/ Б. Балдин

Личная жизнь

Личная жизнь Игоря Владимирова была насыщенной. Актер 3 раза заключал официальный брак, у него двое детей. Первой женой стала Зинаида Шарко, которая тоже работала в театре им. Ленсовета. В 1953 году они поженились, и через 3 года у них родился сын Иван. В 1960-м супругам пришлось развестись. По каким причинам – неизвестно до сих пор.


Игорь Владимиров и Зинаида Шарко с сыном Иваном

Второй женой актера стала знаменитая актриса Алиса Фрейндлих. Она известна по фильмам «Служебный роман», «Д’Артаньян и три мушкетёра» и «Исполняющий обязанности». Владимиров познакомился с ней на съемочной площадке.


Игорь Владимиров и Алиса Фрейндлих

Ходят слухи, что он изменял Зинаиде с Алисой, потому что поженились они сразу после развода с первой женой, в 1960-м. В 1968 году у них родилась дочка Варвара, которая в будущем тоже стала артисткой. В 1981-м супруги решили развестись.


Игорь Владимиров и Инесса Перелыгина

Третьей женой актера стала Инесса Перелыгина. Девушка была на 44 года младше Владимирова, но тем не менее они полюбили друг друга и поженились. Детей от этого брака не было.

Театр имени Ленсовета

В те годы Театр имени Ленсовета переживал кризис. Игорь Владимиров стал тем человеком, который подарил ему вторую жизнь. Он полностью обновил состав труппы (кстати, с 1962 года в труппе театра играла и Алиса Фрейндлих), переманивал актеров из других учреждений, денно и нощно искал новых «звездочек», работал сутки напролет.

Театр был одной огромной любовью Владимирова, его жизнью – он всего себя отдавал театру, и его ученики, его подчиненные платили ему той же монетой – искренним уважением и любовью. Во главе Театра имени Ленсовета Игорь Петрович стоял до конца своих дней.

Смерть

Последние годы жизни стали для Игоря Петровича тяжелыми. Он серьезно болел и постоянно ездил по больницам. Артист перенес несколько операций, но болезнь стала причиной смерти.


Могила Игоря Владимирова

20 марта 1999 года Владимиров умер на 80-м году жизни в Санкт-Петербурге. Его могила находится на Большеохтинском кладбище, рядом с родителями. На фотографии видно, что на памятнике артиста выгравирован его портрет, а под ним надпись «Народный артист СССР».

Любовь и подмостки

Личная жизнь Владимирова бурлила так же, как и театральная. Он был страстным мужчиной и умел находить ключи к женском сердцу. В Ленсовете он повстречал свою первую гражданскую жену — Зинаиду Шарко. Говорят, влюбившись, Владимиров воскликнул с восхищением: «Вам не понять, в ней черт сидит!» Они не узаконили отношения, но дали жизнь сыну — Ивану. Однако режиссёр был слишком темпераментный. Он ревновал молодую жену, но потому что сам был неверен. Расстались шумно, со скандалами. Как вспоминал спустя много лет его сын, однажды Зина нашла записную книжку отца с донжуанским списком: «Она промолчала, но когда отец в очередной раз устроил дикий скандал из-за ее прошлых увлечений, сказала: «Из твоих девиц можно создать третьесортный бордель, а из моих мужиков — лучший театр Европы!».

На подмостках он познакомился и со второй супругой — Алисой Фрейндлих. Молодая артистка играла в «Случайных встречах» в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. Он был покорен ею и переманил в свой театр.

— Игорь Владимиров взял меня всем, — вспоминала Алиса Бруновна. — Был старше на 16 лет, мудрее, легок в общении, а чувство юмора просто ошеломило меня.

Она стала его примой и музой. Из их любви родились блестящие спектакли и дочь Варвара. И хотя на репетиции они понимали друг друга без слов, в личной жизни этой слаженности не было. Талантливый, умный, харизматичный худрук привлекал множество женщин. Кроме того, ему было тяжело мириться с успехом супруги. Ей уделяли в прессе больше внимания, писали восторженные рецензии, о нем — ни слова. Да и обуздать свою романтичную натуру он не смог. В какой-то момент, оба поняли, что уже не могут быть вместе, как супруги.


Василий Губанов. Съёмки фильма «Твой современник». Фото: РИА Новости/ Б. Балдин

Последней его любовью стала актриса Инесса Перелыгина. Они встретились на прослушивании, долго присматривались друг к другу. Разница в возрасте была 44 года, но они поженились и не расставались до самого конца. В последние годы жизни Игорь Владимиров тяжело болел, лежал в больницах, перенес несколько операций. Он ушел в 80 лет, в марте 1999 года. Как и хотел, его похоронили на Большеохтинском кладбище рядом с матерью, а не на престижном Волковском, известном как «Литераторские мостки».

Владимиров — выходил на подмостки в десятках спектаклей и поставил около 80 своих, снял около 10 кинолент и сыграл в 33 фильмах. Он стал «крёстным отцом» многих выдающихся актёров и навсегда вписал своё имя в летописи отечественного театра.

Личная жизнь Владимира Бортко

О своей частной жизни режиссер предпочитает не распространяться, считая, что это сугубо личная тема, которую не стоит выставлять на всеобщее обозрение.
Супругу Бортко и мать его единственного сына Владимира зовут Наталия (1950 г.р.), по профессии она сценарист, работала с супругом над его фильмами «Собачье сердце», «Цирк сгорел, и клоуны разбежались», «Удачи вам, господа».


Владимир Бортко с женой Наталией

Владимир Бортко-младший успешно окончил Санкт-Петербургский университет, в совершенстве владеет китайским языком. Он – тангутовед, т.е. ученый, изучающий языки древнекитайской народности тангутов. Таких специалистов в мире чуть больше десятка. Владимир Бортко-младший уже сделал своего отца счастливым дедушкой. «Линия жизни»: Владимир Бортко

Владимир Бортко: «Путин мне не товарищ, он господин»

«Я считал, что, если снять «Собачье сердце», моей стране будет лучше»

— Владимир Владимирович, что с вами произошло? Вы, знаменитый режиссер, снявший знаковый фильм «Собачье сердце», может быть, один из лучших в истории российского кино, снявший «Идиота», «Мастера и Маргариту», вдруг стали таким заядлым сталинистом.

— Я стал заядлым государственником, каковым был всегда. Я ничего не меняю, дорогой мой, это всегда были мои убеждения. Попробую объяснить. Довольно давно я начал думать: почему Россия такая, какая она есть? Почему это не Франция, не Германия?.. Вовсе не потому, что существуют загадочная русская душа и писатель Достоевский. А потому, что в территорию Российской Федерации входят национальные территории других государств: Татарстана, Якутии, Дагестана и т.д., чего нет ни во Франции, ни в Германии. Даже большое количество турок в Германии и арабов во Франции ничего не меняют в этом смысле. Россия может существовать только при жесткой централизации. Кроме того, страну должна скреплять идея, которая цементирует все ее многочисленные земли и народы в единое целое. Сталин хорошо понимал это. Но когда либералы говорят о Сталине, они говорят только о репрессиях. И не любят вспоминать, что под его руководством страна стала занимать вторую позицию по экономике в мире. Я совершенно не поклонник репрессий. Но есть идея, которая мне дорога. Это идея социализма. Эта идея гораздо лучше скрепляет страну, чем монархия, и гораздо лучше, чем то, что сейчас, когда нас ничего не скрепляет. И уж точно лучше, чем когда 10% граждан владеют 90% национальных богатств. А это сейчас. Вот так я стал заядлым сталинистом.

— Это единственная столь уникальная страна?

— Есть еще Китай, устроенный примерно так же. И кто там во главе? Коммунистическая партия. Уберите ее — и Китай развалится.

— Но вы же сами своим «Собачьем сердцем» вбили чуть не последний гвоздь в крышку гроба Советского Союза. А теперь раскаиваетесь?

— Абсолютно не раскаиваюсь. Я не вбивал гвозди в крышку гроба Советского Союза. Я хотел его исправить. Как, собственно, и автор повести. Иначе, как вы понимаете, Булгаков вряд ли дожил бы до естественной смерти. Нигде в своих книгах Булгаков ничего не сказал против советской власти. Помните, в «Собачьем сердце» профессор Преображенский: «…Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный ход? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?..» Вот этот роковой вопрос и меня тогда интересовал. Более того, он меня и по сей день интересует. А вот из варианта «Мастера и Маргариты» — Воланд о Сталине: «…У него мужественное лицо, он правильно делает свое дело, и вообще все кончено здесь. Нам пора!» Другое дело, что Булгаков никогда не был сторонником советской власти. Он был скорее наблюдателем. Следил за ней со стороны. Из подвала. Как Мастер. И если вы экранизируете книгу, вы обязаны разделять взгляды писателя, иначе ничего хорошего не получится.


«Мастер и Маргарита».

— Я бы вас сравнил, может, и не очень уместно, с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, который создал водородную бомбу, а потом ужаснулся от дела рук своих и стал самым главным диссидентом. Вы тоже ужаснулись от того, что сделали в своем фильме, и стали… только не диссидентом, а правоверным сталинистом.

— Я не ужаснулся. Я огорчился, что фильм используют для атаки на социализм. Но я считал, что если снять «Собачье сердце», моей стране будет лучше.

— А что это за страна такая, если при нелюбимом вами Горбачеве, чуть только приоткрыли форточку под названием гласность, стали выходить такие замечательные фильмы, как ваш, как «Покаяние», и все рухнуло, распалось?

— Вот только боюсь, что список этих замечательных фильмов будет трудно продолжить. Тогда как за время столь нелюбимой советской власти их было гораздо больше. Что касается, что все было фальшиво, все рухнуло… Гитлер тоже думал, что все рухнет, однако случилось другое…

— Знаете, Великая Отечественная не обсуждается. Безусловно, это беспримерный подвиг народа и Коммунистической партии, которая возглавляла страну.

— Я люблю свою страну, какая бы она ни была. Может, это не лучшая страна в мире, да и народ какой-то неказистый попался, есть народы лучше. Вот немцы, например: пьют раз в неделю, переходят только на зеленый, и на работу в семь утра… Но я-то сын своего народа. Я — это они… Знаете, в чем разница между либералами и государственниками? Либеральная идея неплоха, наоборот, очень даже прекрасна: есть отдельный человек, и надо сделать так, чтобы человеку было хорошо. Замечательная идея! Но я-то хочу, чтобы не вообще человеку, а моему народу было лучше. Не отдельному человеку, а большинству народа.

— Это прекрасно, но все подобные идеи почему-то в результате оказываются основной для истребления миллионов людей. А вы же против репрессий.

— Боюсь, что мы с вами здесь сильно разойдемся в цифрах. Не в этом дело, любая репрессия — это плохо. Но опять же где вы их все ищете, репрессии? Царя к отречению склонили коммунисты? Нет, либералы. Империю к развалу готовили коммунисты? Опять же — либералы. Точно такие же, как сегодня. Почитайте тогдашние газеты империи — и послушайте сегодняшнее «Эхо»… Но эта страна существует только так, как существует, по-другому не получается. И если это не устраивает лучшую, по-вашему, часть населения — что делать? Остальные по-другому жить не могут.

— Но в одном телевизионном ток-шоу вы сказали, что готовы пожертвовать своей семьей, лишь бы жила страна родная. Это как понимать?

— «…Ну что сынку, помогли тебе твои ляхи? Так продать… Продать веру, продать друзей, продать землю. А ну, слезай с коня! Стой и не шевелись!.. Я тебя породил, я тебя и убью…» Вот примерно так и понимать. И уже неважно, буду ли я жить после этого.

— Прямо как в Гражданскую: сын на отца, брат на брата…

— Я рассуждаю как человек, который понимает, где он живет, в какой стране, сыном какого народа он является. И выхода другого у меня практически нет. Вот мы вступили в ВТО. Спрашивается, зачем? Ведь все, что сделано здесь, будет стоить дороже, чем там.

— Слушайте, не погружайте меня в ваши думские разборки…

— Это не думские разборки, это наша жизнь с вами. Кто это сделал? Те, кто торгует нефтью, металлами. Им это очень выгодно. А нам с вами?

— Не хочу больше про ВТО. О вашей семье… Если вы так готовы ею пожертвовать, то сами себя считаете щепкой?

— Не щепкой, а частью — это большая разница.

— Помните выражение вашего усатого кумира: «Лес рубят — щепки летят»?

— Он этого никогда не говорил. Я хорошо знаю все его высказывания. Я пытаюсь думать и разобраться, что же здесь происходит, почему я здесь, что меня окружает. И найти выход из этой ситуации. Выход для всего народа, для страны.

«Никита Сергеевич служит царю, а я служу идее»

— И поэтому вы вступили в КПРФ?

— Да, на сегодняшний день эта партия наиболее близка моему идеалу. Другой я пока не вижу.

— Да у вас ручная партия, которая в нужный момент всегда подставит плечо «Единой России». Вы бы лучше к Навальному пошли, вот было бы интересно.

— Нет, я не могу вступить к Навальному: не все его идеи меня устраивают. В общем, он вредит моей стране.

— И что надо с ним сделать в таком случае?

— Ничего. Не обращать внимания.

— Просто по вашей логике: он вредит моей стране — он враг моей страны…

— Вот морская битва. И наш корабль, получив пробоины, сражается с вражескими кораблями. Капитан умело маневрирует, экипаж защищается от абордажа. И в это время из трюма раздается крик: «Слышь, капитан, а солонины-то не хватает!.. И первый помощник твой — вор! Да и канонир…» Правильно кричат из трюма? Может, и правильно, только не совсем ко времени, мягко говоря.


«Идиот».

А что у нас? «Эхо» работает? «Дождь» работает? РБК? «Новая газета»?.. Разгул демократии! И если 90% проголосуют за Навального, никакие подтасовки не помогут. Но беда в том, что вы и сами объединиться не можете. А вообще… Есть две вещи — Конституция и Уголовный кодекс. Конституция — то, что можно, а Уголовный кодекс — то, что нельзя. Надо их соблюдать и все.

— Отличные слова, их надо отлить в граните, как говорил наш предыдущий президент Дмитрий Анатольевич Медведев. Тоже либерал, кстати.

— Недавно он у нас в Думе выступал. С отчетом. Я считаю, что это был лучший и самый фантастический рассказ, который можно было бы сделать в течение 40 минут. Ну, что-то вроде как «следующее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Поэтому я весьма скептически смотрю на деятельность господина Медведева и его правительство.

— А я скептически смотрю на наш телевизор, в котором вы периодически выступаете в разных политток-шоу. В этом телевизоре есть «можно» и есть «нельзя». Так вот, можно ругать Медведева, всех депутатов, даже «Единую Россию», экономический блок правительства, но никак нельзя ругать товарища Путина.

— Почему товарища? Он господин.

— Ну да, он вам не товарищ. Но вы его ругать не можете.

— Почему же, это запросто. За внутреннюю политику. Внешнюю — мы одобряем.

— Ну скажите тогда про панамские офшоры, про его друга-виолончелиста. Не хотите сделать заявление для печати?

— Нет, не хочу. Есть Флаг, Гимн, Президент. Нравится вам цвет этого флага или не нравится; нравится вам музыка Александрова или не нравится, но тем не менее это Гимн.

— Согласен.

— А это — Президент. Который скрепляет страну. Ибо страну скрепляют три вещи: Президент, правоохранительные органы (теперь еще — Национальная гвардия) и телевидение. Убрав любую из них, мы получаем разваливающуюся страну, причем очень быстро.

— Должно скреплять страну не телевидение, о котором я пишу каждую неделю, а политические и гражданские институты. А то вы рассуждаете, как ваш коллега Никита Сергеевич Михалков, слуга царю.

— Мы с ним рассуждаем по-разному. Никита Сергеевич служит царю, а я служу идее. А вы говорите: «Бортко — матерый сталинист, сошел с ума, у него старческий маразм…»

— Этого я не говорил, Владимир Владимирович, не надо.

— А еще по «Эху Москвы» г-н Невзоров, которого я хорошо знаю, сказал, будто «Собачье сердце» я украл у итальянского режиссера Альберто Латтуада. Забыв, что главный международный приз за этот фильм я получил в Италии. Уж там, наверное, видели оба фильма. Но скоро выборы… И не такое услышим.

— Все, не буду вас больше мучить политически…

— Мучайте, я получаю большое удовольствие.

«Евстигнеев играл, будто скрипка Страдивари»

— Давайте об артистах. Вы же их любите, судя по всему.

— Да, конечно, очень. Это для меня основные инструменты.

— Но в виде инструмента у вас был, например, такой великий артист, как Евстигнеев.

— А скрипка — это инструмент или нет? Что же, артист тоже инструмент. Только играет он на себе. При этом, правда, один — Страдивари, а другой — производства пятой мебельной фабрики…


«Собачье сердце».

— Ну и как вам игралось на этой скрипке под названием Евстигнеев?

— Замечательно. Мы сдружились. Моя задача — объяснить человеку, что он должен делать. Если он со мной согласен, то что-то получается. Если не согласен, он просто не снимается. Евстигнеев играл, будто скрипка Страдивари.

— Но Евстигнеев играет там такого либерала… вам сейчас ненавистного.

— Я делал только то, что написал Булгаков.

— Да, вы были честны перед Булгаковым, безусловно. Как и перед Достоевским в «Идиоте», и перед тем же Булгаковым в «Мастере и Маргарите».

— Это моя профессия. Я пытаюсь перевести то, что писатель сказал литературным языком, на кинематографический. Хотя абсолютно это невозможно. Но я должен быть честен по отношению к писателю.

— А скрипка под названием Андрей Миронов в «Блондинке за углом»?

— Это было очень сложно, особенно вначале. Ведь Миронов — кумир миллионов. Андрей Александрович однажды так и спросил: «Вы что, будете учить меня, как играть?» — «Ну а что же мне делать? — отвечаю. — Я же за это деньги получаю». Так что отношения поначалу были натянутые. Потом, к концу, все как-то образовалось. Помню наш разговор с Мироновым и автором сценария «Блондинки» Сашей Червинским в «Астории». Сидели, решали, что нам делать, вносить ли цензурные поправки, которые от нас требовали. Если не вносить, фильм сразу положат на полку, и все. Но очень хотелось, чтобы фильм вышел, вот и пошли на уступки. Это было наше общее решение всех троих.

— А с Микеле Плачидо давно не встречались?

— Вот как закончился последний съемочный день «Афганского излома», я сказал: «Стоп, снято!»… — все, больше его не видел.

— Есть ли какая-то разница в его школе, манере игры по сравнению с нашими артистами?

— Нет, все везде одинаково. Я работал с Макдауэллом, Жаклин Боннэр — везде все одинаково. И если ты профессионал, на что я тайно надеюсь, больших сложностей не будет.

— А сейчас вы что-то снимаете или одно депутатство на уме? Вот ваш коллега Станислав Говорухин все снимает и снимает новые фильмы в свободное от Думы время.

— Я недавно снял фильм под названием «Душа шпиона», который стал, мягко говоря, уникальным в моей биографии. Хотя бы потому, что продюсеры сняли свои имена с титров.

— Почему?

— Им так сильно не понравилось. Поэтому этот фильм никто не видел. Его показывают только в самолете, который летит в Америку. Но снимать я имею право, поскольку по регламенту нашей Думы, столь ненавистной для вас, написано, что депутатам можно заниматься двумя вещами — преподавательской и творческой деятельностью.

— Ненавистной — это вы зря. Скорее забавной.

— Ой, думаю, что новая Дума, 7-го созыва, не покажется вам забавной. Думаю, все будут относиться к ней очень серьезно. Мы ждем перемен!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]