Дочери Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича о родителях


Биография Галины Вишневской. Детство

В 1926 году на свет появилась великая и неповторимая Галина Павловна Вишневская. Местом ее рождения является Ленинград. Первой фамилией тогда еще неизвестной никому девушки была Иванова, узнавать же ее стали уже по имени Галина Вишневская. Биография ее юности связана с огромным количеством сложных периодов. Когда Галина была еще совсем маленькой девочкой, ее родители приняли решение оформить развод. В итоге воспитывать девочку пришлось бабушке.

По словам самой Галины Вишневской, биографию своих родителей она не знает, и знать не желает, так как для нее они — просто чужие люди. Все, что было известно актрисе, это то, что в годы войны отца репрессировали. Мать же, после тринадцати лет разлуки и вовсе не узнала свое дитя. Бабушка была главной опорой для будущей оперной дивы.

Галина Вишневская — Галина. История жизни

1 …161

Галина Павловна Вишневская

Галина. История жизни

Славе, Ольге, Елене

1

Яркий солнечный день… Я бегу по зеленому изумрудному лугу — мне неполных четыре года — и с размаха вслед за мальчишками прыгаю с крутого берега в речку… В памяти навсегда остался мутно-зеленый цвет воды, я стою на дне, сжимая и разжимая ладошки вытянутых на поверхность рук — вероятно, чтобы ухватиться за что-то… Мои руки и увидели с берега взрослые и вытащили меня. Я, наверное, не успела испугаться, но помню, что отлупила меня мать как следует. А я ревела и не понимала, почему меня ругают, а мальчишек — нет. Почему им можно нырять, а мне нельзя? Как это так — я не умею плавать? Раз они умеют — значит, и я умею! Вероятно, тогда я впервые пыталась отстаивать свое человеческое достоинство и право на свободу действий.

Это лето — 1930 года — я живу с матерью и отцом «на даче», в небольшой деревне. Взяли меня от бабушки — погостить.

Я не помню своей привязанности к родителям — они всегда были мне чужими. Возможно, оттого, что с самого младенчества — шести недель — меня взяла на воспитание бабушка и все мое детство я слышала обращенное ко мне жалостливое слово «сиротка».

Моя мать — наполовину цыганка, наполовину полька: мать ее была цыганкой, но я никогда не знала деда и бабушку с материнской стороны — они умерли еще до моего рождения.

Когда мой отец впервые увидел свою будущую жену, ему было лишь 20 лет, ей же не исполнилось и восемнадцати. Незадолго перед тем порвав со своим прежним возлюбленным, беременная от него, она переживала тогда свою первую жизненную драму. Мой отец полюбил ее и женился на ней. Вскоре она родила сына, а через два года появилась я. Мать была очень красива — среднего роста, черноглазая блондинка, с длинными, стройными ногами. Помню ее поразительно красивые руки. Но я всегда восхищалась ею как бы со стороны, она никогда не была «моей».

Наверное, от нее — в крови — передалась мне страсть к пению: она играла на гитаре, пела цыганские романсы, а я, конечно, за нею повторяла «Очи черные», «Бирюзовые колечки» или городские романсы. Бывало, соберутся гости, и тут же: «Галя, спой!» В таких случаях я почему-то залезала под стол. Публики я совершенно не боялась — наоборот, очень рано почувствовала в ней потребность: петь для себя самой было неинтересно, нужны были сопереживатели, сочувствующие. Но, вероятно, мне хотелось особой, таинственной атмосферы, хотелось уйти от реальности и создать свой мир. И вот из-под стола несется: «Очи чер-ные, очи страст-ные, очи жгучие и прекра-а-а-а-с-ные…» Мне только три года, а голос мой как у взрослой. Я родилась с поставленным от природы голосом, и окружающим странно было слышать такой сильный грудной звук, воспроизводимый горлом совсем маленькой девочки. Услышав аплодисменты, я вылезала из-под стола, раскланивалась и, окрыленная успехом, начинала изображать то, что пою. Вот такая, например, песенка:

Девушку из маленькой таверны Полюбил суровый капитан, Девушку с глазами дикой серны И с улыбкой, как ночной туман.

Я исполняла этот «шедевр», стоя на стуле, — такая мизансцена казалась мне очень эффектной, потому что, когда подходил смертный час несчастной девицы «с глазами дикой серны», можно было кинуться в море с маяка (то есть со стула на пол) и изображать утопленницу. Все были в восторге. Тут же я плясала цыганочку, трясла-поводила плечами и кричала: «Чавелла!»

У матери, от природы музыкальной, был небольшой приятный голос. Отца Бог наградил замечательным драматическим тенором. Когда-то он мечтал стать певцом, но, как многие русские люди, был подвержен «слабости», весьма распространенной, — пьянству.

Напившись, любил петь ариозо Германа из «Пиковой дамы»:

Что наша жизнь? — Игра!

Тот единственный год, что я прожила со своими родителями, оставил в моей памяти лишь несколько коротких, но на всю жизнь четко запомнившихся эпизодов.

Вот я сижу у окна нашей «дачи». Это такая же изба, как и все остальные в деревне, только чистая, с ситцевыми занавесками на окнах, да еще с городской мебелью. Осенняя слякоть, идет дождь, но по улице бегут люди, что-то крича и плача. Из распахнутых дверей избы напротив какие-то мужчины выволакивают узлы, кастрюли, одеяла, подушки и кидают в телегу, запряженную тощей лошадью. Рядом стоит хозяйка избы, за ее подол ухватились ревущие дети, с которыми я всегда играю на улице. А у телеги мечется и воет их бабка. Она вцепилась своими корявыми руками в медный самовар, и ни за что не хочет отдавать его двум здоровенным мужикам, и все кричит только одно:

— Ироды!.. Ироды!.. ироды!..

В детскую память навсегда врезалась картина того осеннего хмурого дня: грязная дорога, толпа крестьян, и на их серо-черном фоне — прыгающий в руках старухи ярко-желтый, блестящий солнцем медный самовар. И еще — впервые услышанное странное слово «ироды».

Через много лет я пойму, что это было начало коллективизации, «раскулачивание», что мой детский мозг запечатлел картину разорения русского крестьянства.

А вот мы с матерью идем лесной дорогой, и вдруг из машины, идущей навстречу, какой-то мужчина на ходу выбрасывает нам две буханки хлеба. Мать прячет эти сокровища в сумку, а мне велит никому не рассказывать. Того незнакомца я встречу потом у нас в доме. Я очень хорошо понимаю, что мать не любит отца. Когда его нет дома, появляются мужчины, мать совершенно преображается, становится еще красивей. Мне кажется, что она и меня не любит. Я за нею тихонько наблюдаю, подсматриваю — каким-то странным чутьем ощущаю, что мать меня боится — боится, что расскажу отцу. Меня это ужасно обижает. Когда отец дома, то и дня не проходит без скандала — наверное, соседи рассказывают ему, что в его отсутствие часто бывают гости.

Однажды ночью я проснулась от крика: мать в одной рубашке бегала по комнате, а за нею с топором в руке — пьяный, совершенно обезумевший отец. Я закричала — вероятно, он опомнился, во всяком случае, удар пришелся не по матери, а по зеркальному шкафу. Грохот был страшный, зеркало разлетелось вдребезги. Отец схватил меня, кричит: «Говори, кто был у мамы? Какой мужчина? Как его зовут?»

Я видела устремленные на меня огромные глаза матери — она не умоляла молчать, она просто на меня смотрела. Возможно, я впервые почувствовала, что никогда не буду предательницей, — бессознательно, как маленькая женщина, я встала на сторону матери, хотя и не была к ней близка и хорошо знала, «как его зовут».

1 …161

Юность певицы

В шестнадцатилетнем возрасте биография Галины Вишневской (фото ее представлено) была полна потерь, неопределенности и сомнений. Ее бабушка, к сожалению, не смогла пережить блокаду, что очень сильно подкосило моральное состояние девушки.

Оставшись в абсолютном одиночестве, ей удалось попасть в одну из частей ПВО. Здесь у солдат появилась возможность наслаждаться голосом Галины Вишневской. Биография ее музыкального творчества получила первую свою волну как раз в части. На тот момент еще Иванову Галю зачастую приобщали к участию в подбадривающих концертных программах для военных. Ее голос звучал и в море, и на суше.

Спустя год службы девушку взяли на работу в Дом культуры Выборга. Здесь в биографию Галины Павловны Вишневской вписалась строка о работе в должности помощника осветителя. Война подходила к концу, и жизнь в городе вновь налаживалась. Одной из первых была восстановлена местная музыкальная школа. Тогда, не думая ни секунды, в эту школу на обучение направилась великая певица Галина Вишневская. Биография ее с этого момента открыла новую главу – работа в хоре Ленинградской оперетты. Спустя небольшое количество времени Галина с блеском исполняла сольные партии.

Музыка в жизни Вишневской

Краткую биографию Вишневской Галины Павловны невозможно описывать двумя словами. Особенно это касается ее музыкальной деятельности, переломным моментом в которой стал 1952 год. В этот период ей удается пройти кастинг в труппу Большого театра. То, что ее взяли на стажировку, было для певицы огромной удачей, ведь классического музыкального образования у нее не было. Ее талант сразу покорил руководство. И практически с первых дней ей представилась возможность исполнять партию Леоноры в опере «Фиделио».

Роскошные вокальные данные очень быстро превратили обычную девушку в приму Большого театра. На тот момент ей принадлежали пять главных партий в различных операх. До шестидесятых годов ее можно с уверенность назвать очень успешной певицей. В этот период оперную диву отправляли с гастролями за рубеж. Там она покорила множество американских городов, а также Милан и Париж.

В 1966-м в биографии Галины Вишневской появилась история работы в кино. Ей посчастливилось сыграть главную роль в произведении Шостаковича «Катерина Измайлова». В этом же году певица экстерном окончила московскую консерваторию.

Галина Вишневская:«Я не хотела бы ничего в своей жизни переигрывать»

Сегодня остановилось сердце великой певицы Галины Вишневской. В последние годы болезни как будто преследовали ее, особенно после смерти Мстислава Ростроповича.

«За полтора года после смерти Славы пять раз болела пневмонией. Ничто не проходит бесследно», — рассказала нам однажды Галина Вишневская. Вернулась из Германии Галина Павловна в конце минувшей недели.

А в понедельник из Баку прилетела ее старшая дочь Ольга. В столице Азербайджана проходил ежегодный международный фестиваль имени Ростроповича. Ольга обстоятельно и подробно поделилась с матерью впечатлениями. Кто бы мог подумать в тот час, что это их последний разговор…

На следующий день Галины Павловны не стало.

С Наиной Ельциной и дочерью Ольгой

С Наиной Ельциной и дочерью Ольгой

Церемония прощания с народной артисткой СССР, полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством» состоится 13 декабря в Центре оперного пения (ул. Остоженка, 25, строение 1). Отпевание пройдет 14 декабря в храме Христа Спасителя. Похоронят Галину Павловну на Новодевичьем кладбище рядом с мужем.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким советской и российской певицы.

Дмитрий Медведев также выразил соболезнования в связи со смертью певицы.

СЛОВА ПРОЩАНИЯ

Юрий Лужков о Галине Вишневской: «Я называл ее царицей»

— С огромной болью и огромным сожалением я говорю об этом несчастье, — сказал нам Лужков. — Это — несчастье для близких, несчастье для друзей, несчастье для всей нашей страны. Это — грандиозная утрата для национальной и мировой культуры.

Я называл ее Царицей. Она была настоящей Царицей вокала. Она несла потрясающие принципы порядочности, величие Женщины и величие того Учителя, которого Россия и все мировое искусство получили после тех невероятных испытаний, выпавших на долю Галины Павловны не по ее вине, а из-за непорядочных действий властей нашей страны. Вопреки своей воли она была вынуждена покинуть страну, но даже несмотря на то, что ее приняли на Западе с распростертыми объятьями, и она снискала там уникальное признание мировой общественности — вместе с ее мужем — Славой Ростроповичем — они всегда стремились быть рядом с родной страной, быть рядом с ее народом.

На дне рождения Галины Вишневской 25 октября 2012

Елена Образцова: «Время было невластно над нею»

— Мы виделись с Галиной Павловной в последний раз на открытии Большого театра после реконструкции. Она была еще очень хороша и время было не властно над нею… Со сцены она, конечно, ушла уже давно, но мы часто встречались на светских раутах. Она была выдающейся певицей и это несоизмеримая утрата для искусства. Я вот сейчас сижу и плачу…

Мы очень много работали с ней, пели колоссальное количество опер. Она была пытливая, ни на кого непохожая, совершенно индивидуальная. Галина Павловна пела и западную музыку и современных композиторов, исполнила очень много произведений Шостаковича, Прокофьева. Шостакович, Бриттен посвящали ей свои произведения и она была первой их исполнительницей. Я скорблю, это невосполнимая потеря.

Борис Немцов о Галине Вишневской: «Таких больше нет. Вечная память»

— Не стало Галины Павловны Вишневской… Мне посчастливилось много раз общаться с этой легендарной и необыкновенной женщиной. Один эпизод врезался в память. 95 год. Слава Ростропович и Галина Вишневская приехали в Нижний для участия в Сахаровском фестивале. Мы решаем вместе построить роддом. Галина Павловна настаивает, чтобы это было в сельской местности, где низкая рождаемость и молодые люди бегуткуда глаза глядят лишь бы подальше от безнадеги.

Выбрали райцентр Вачу. Договорились, что я, как губернатор, отвечаю за строительство, а фонд Ростроповича-Вишневской за акушерское оборудование и подготовку медперсонала. В течении года построили роддом, в Ваче появились необычные контейнеры Нью-Йорк — Вача с современным медоборудованием от Вишневской -Ростроповича.

Сельские врачи прошли стажировку в лучших клиниках США. Лето 96. Июль. Открытие роддома. Приезжает царица Галина в платье как у империатрицы Екатерины. Мы втроем идем по Ваче. Грязь, пыль, мухи кругом. Галина Павловна смотрит на Славу и меня явно не дружелюбно. И вещает

-Дурни вы, дурни, какого черта здесь строили роддом??! Смотри еще день деньской, а мужики кругом пьяные, ни на что не способные. К деторождению не пригодны. И тут Слава ей и говорит: А мы с Борисом на что?? Мы ж специально выбирали место, чтоб без конкуренции)))).

И тут я увидел Галину Павловну в гневе… Это было страшно. Царица метала громы и молнии-наотмаш, жестко и величественно. Слава стал сразу маленьким и послушным. Долго мы ее успокаивали, успокаивали… Столько страсти и экспрессии, столько силы и таланта было у царицы Галины….Таких нет больше. Вечная память….

1966 год. Галина Вишневская в роли Лизы в опере П.И. Чайковского «Пиковая дама»Фото: РИА Новости

Олег Табаков: «Галина была человеком в полном смысле слова…»

«Мы виделись буквально месяц назад, в Консерватории. И говорить о том, что она была, а не есть, глупо и больно…

Она была из тех немногих людей нашего театрального цеха, кто отстоял человеческое достоинство в годы социализма, кто никогда не делал того, чего не хотел.

Галина из очень узкого круга братьев по актерскому ремеслу, кто сохранил себя в целости и сохранности.

Жила в СССР, была изгнана из этой страны, а вернувшись, не меньше любила свою землю и свою Родину, и делала столько, сколько могла, чтобы прославить Россию.

Гамлет говорил про своего отца: «Он человек был в полном смысле слова!» Эти слова хочется сказать и про Галину. Светлая память…»

Александр Сокуров: » Я ее очень любил!»

Шесть лет назад Александр Сокуров снял о Галине Вишневской документальный фильм «Элегия жизни», а через год вышла его художественная картина «Александра», где певица исполнила главную роль. Этот фильм стал последним для Галины Павловны.

— Я не знаю, что сказать… — не сдерживает слез режиссер. — Мне отчаянно, обидно и горько. Отчаянно обидно и горько. Я ее очень любил…

Олег Табаков о Галине Вишневской

00:00

00:00

Личное дело

Галина Павловна Вишневская (урожденная Иванова), народная артистка СССР, родилась в Ленинграде 25 октября 1926 года. Перенесла блокаду, в возрасте шестнадцати лет служила в частях ПВО. В 1944 году поступила в Ленинградский областной театр оперетты.

Первый брак (два месяца) — с военным моряком Георгием Вишневским. Второй — с директором театра оперетты Марком Рубиным.

В 1952-м была принята в Большой театр, где исполнила более 30 партий, среди которых — Татьяна в «Евгении Онегине» и Лиза в «Пиковой даме», Купава в «Снегурочке», Донна Анна в «Каменном госте», Аида в опере Верди, партии в «Тоске» и т. д.

В 1955-м, спустя четыре дня после знакомства, вышла замуж в третий раз — за виолончелиста Мстислава Ростроповича. В 1974 году вместе с ним была вынуждена уехать на длительные гастроли за рубеж (следствие травли Ростроповича за поддержку Александра Солженицына), проживала в США, во Франции. Вишневская и Ростропович были лишены советского гражданства. В 1990 году этот указ был отменен, и они вернулись в Россию. Супруги прожили вместе52 года.

С 2002 года — руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской в Москве.

Анна Ахматова под впечатление от пения Галины Вишневской написала стихотворение

«ЖЕНСКИЙ ГОЛОС»

Женский голос как ветер несется, Черным кажется, влажным, ночным, И чего на лету ни коснется Все становится сразу иным.

Заливает алмазным сияньем, Где-то что-то на миг серебрит И загадочным одеяньем Небывалых шелков шелестит.

И такая могучая сила Зачарованный голос влечет, Будто там впереди не могила, А таинственный лестницы взлет.

А чтобы сверкать, надо иметь талант, другого пути я не знаюФото: РИА Новости

Зарубежные скитания

Спад карьеры оперной певицы для Вишневской пришелся на 1960 год. Главной причиной этого стал тот факт, что Вишневская вместе со своим третьим мужем Ростроповичем всячески оказывали поддержку Солженицыну, исключенному в то время из Союза Писателей.

О Вишневской стали в негативном ключе писать в печатных СМИ, ей запрещали гастролировать и записывать новые пластинки. Последний свой шанс Вишневская видела в отъезде за границу. Первым на запад «на разведку» отправился супруг певицы. Затем под предлогом длительной поездки уехала и она сама. Дочери Галины Вишневской, биография которых затронута в разделе «Личная жизнь» отправились в путешествие вместе с родителями.

Первым местом дислокации этой семьи стала Франция. Затем они немного пожили в Америке и Англии. В итоге было принято решение приобрести собственное жилье на территории горячо любимой Франции. В связи с этим гражданство СССР было отобрано у семьи Галины Вишневской. В биографии национальность певицы указана, как русская, а вот гражданство в то время у нее стало французским. Вишневская не переживала по этому поводу. Во Франции она выступала на лучших сценах, здесь ее обожали и ценили. Завершив оперную карьеру, она стала заниматься постановкой спектаклей. Также важную роль в ее творчестве имело написание мемуаров, первый из которых был напечатан в Вашингтоне.

Галина Вишневская в эмиграции

В конце шестидесятых годов семья Галины Павловны поддержала Александра Солженицына, который в тот период был исключён из Союза писателей. Это послужило причиной того, что о Вишневской прекратили писать в журналах и газетах, хотя она и продолжала петь со сцены Большого театра.

Вскоре её гастроли оказались под запретом, не разрешали выезжать за границу, а также записывать пластинки. Всё это стало причиной того, что Галина Павловна уговорила мужа уехать за границу. Это было весной 1974-го года. Сначала на зарубежные гастроли отправился Мстислав Ростропович, который был мужем певицы, позже Вишневская отправилась вслед за ним вместе с дочерьми. Официально это было оформлено, как длительная заграничная командировка. На самом же деле, возвращаться они не собирались. Семья жила во Франции, в США и в Великобритании. Когда же в Союзе стало известно, что Вишневская с мужем купила квартиру в Париже, их лишили советского гражданства.

Спустя некоторое время Ростропович был приглашён в США. Национальный симфонический оркестр предложил ему место главного дирижёра. Семья переехала вслед за ним. Галина Павловна всё время выступала на сценах лучших театров. Только в середине восьмидесятых годов гениальная певица перестала выходить на сцену, закончив карьеру выступлением в «Гранд-опера» в Париже. Она занялась постановкой спектаклей, выступая в качестве режиссёра, преподавала, снималась в кино и писала мемуары.

На похороны Галины Вишневской собрались тысячи поклонников таланта певицы

Её книга вышла в Вашингтоне и была названа «Галина». В ней, в расчете на иностранного читателя, описывалась жизнь в Союзе, благодаря чему читатели, как выразилась Галина Павловна, могли понять, что же такое – Россия.

Развитие карьеры в России

С 1993 года Вишневская приступила к работе в чеховском театре. Здесь ей досталось несколько главных ролей. Через девять лет ей представилась возможность вступить в должность руководителя Московского Центра Оперы. Для Вишневской это было главное дело всей жизни, она всегда мечтала заниматься именно этим и была счастлива, что достигла этой цели. В своем центре она преподавала пять дней в неделю. В выходные же проводила дополнительные мастер-классы. Билеты продавались на них быстро, люди скупали их в считанные минуты.

В 2007 году произошло еще одно важное событие в творческой жизни Вишневской – она снялась в главной роли в фильме «Александра».

Личная жизнь

В биографию Галины Вишневской брак вписался в годы юности. Простой, но талантливой девушке тогда было 17 лет. Ее избранником стал моряк дальнего плавания по имени Георгий Вишневский. Брак оказался недолгим и продлился всего несколько месяцев, а вот фамилия первого супруга прошла с певицей весь жизненный путь.

Второй брак случился у Вишневской с Марком Рубиным. Муж был старше певицы более чем на двадцать лет. В браке у Галины Павловны родился сын Илья, ушедший из жизни, будучи еще совсем младенцем. С Рубиным она прожила десять лет и, возможно, жила бы и дальше, но на ее пути появился другой мужчина.

Знакомство с Мстиславом Ростроповичем на молодежном фестивале заставило Вишневскую полностью изменить свою жизнь. Она очень быстро вышла за него замуж и родила супругу двух дочерей. Вместе звездные супруги прожили больше пятидесяти лет. Жизнь их была долгой и поистине счастливой, так как они души не чаяли друг в друге. Узнать подробнее об их счастливой жизни можно из документального фильма «Двое в мире». Самые главные слова певицы о том, что несмотря на все гонения и сложности в их жизни, семейные отношения были у пары идеальными. Вишневская ни за что не хотела бы хоть что-нибудь поменять.

Памятные места

Эпоха Галины Вишневской была полна ярких событий, невероятных ролей и завораживающих партий. Память о великой певице живет и по сей день. В ее честь названы следующие объекты:

  • Улица Вишневской – находится в Новокосино. Данное решение было принято в 2013 году правительством Москвы.
  • Лайнер «Г. Вишневская» — так именуется один из аэробусов .
  • Колледж Вишневской – находится он в Москве. Сфера деятельности музыка и театральное искусство.
  • Музыкальная школа Галины Вишневской – располагается в Кронштадте.
  • Малая планета – именем Галины Павловны Вишневской назван объект Солнечной системы под номером 4919.

Память[ | ]

Лайнер Airbus A321 авиа «Г. Вишневская»

В честь Г. Вишневской названы:[источник не указан 1477 дней

]

  • Улица Галины Вишневской в московском районе Новокосино. 26 июня 2013 года Правительство Москвы решило присвоить проектируемому проезду № 326, расположенному на территории района Новокосино Восточного административного округа города Москвы между Суздальской и Новокосинской улицами, наименование — улица Галины Вишневской[33].
  • Улица Галины Вишневской в Видном Московской области.[34]
  • Лайнер Airbus A321 авиа «Г. Вишневская»[35]
  • Колледж музыкально-театрального искусства № 61 имени Г. Вишневской в Москве[36]
  • Именем Г. Вишневской названа Детская музыкальная школа № 8 в Кронштадте.
  • Именем Г. Вишневской названа малая планета Солнечной системы № 4919[37]
  • Мемориальная доска Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской открыта в Москве в 2020 году. Установлена в Газетном переулке, на доме, где проживали супруги.
  • Медиафайлы на Викискладе

Награды

Почетные звания и награды Вишневской очень сложно сосчитать.

Впервые певица получила звание Заслуженной артистки РСФСР в 1955 году. Затем ей дали звание Народной.

В ее копилке также находятся десять медалей разного уровня. В их числе медали «За оборону Ленинграда» и «Ветеран труда».

Также Галина Павловна пять раз была награждена орденами разной степени. Среди них орден Ленина и орден «За заслуги перед отечеством».

Во времена жизни во Франции певице были вручены самые разные награды. Среди них орден Почетного легиона и Алмазная медаль города Парижа.

Почётные звания и награды

Заслуженная артистка РСФСР (1955) Народная артистка РСФСР (1961) Народная артистка СССР (1966) Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за 2011 год — за создание школы оперного пения Премия Правительства Санкт-Петербурга (2008) — за исполнение главной роли в фильме «Александра»
Благодарность Президента Российской Федерации (25 октября 2001) — за большой вклад в развитие музыкального искусства и активную благотворительную деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2011) — за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры, многолетнюю педагогическую и просветительскую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1996) — за большой личный вклад в развитие музыкального искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2006) — за выдающийся вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю плодотворную творческую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (1 декабря 2012) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры и музыкального искусства

Орден Ленина (1971) Медаль «За оборону Ленинграда» (1942) Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «Ветеран труда» Медаль «В память 850-летия Москвы» Медаль «В память 250-летия Ленинграда» Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» Офицер ордена искусств и литературы (Франция, 1982) Командор ордена Почётного легиона (Франция, 1983) Орден Святой равноапостольной княгини Ольги 1 степени (РПЦ, 2004)

Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2011) — во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 85-летием со дня рождения

Алмазная медаль города Парижа (1977) Орден Петра Великого I-й степени (Академия проблем безопасности обороны и правопорядка, 2004) Знак чести «Серебряный крест» (2004, общественная организация «Георгиевский союз») Международная награда — орден «За вклад в Победу» (2005) Царскосельской художественной премии (2000)

Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» (Российская Академия бизнеса и предпринимательства, 2002 и 2007

Международная премия имени Дж. Пуччини (2002)

Национальная премия «Россиянин года» (2005) — за беззаветное и талантливое служение искусству, гражданское мужество, силу и щедрость человеческого духа

Кинопремия «Белый слон» в номинации «Лучшая женская роль» (фильм «Александра», Гильдия киноведов и кинокритиков России, 2007) Премия «Хрустальный симург» лучшему исполнителю 26-го Международного кинофестиваля «Фаджр» (Тегеран, 2008) Почётный доктор Российского химико-технологического университета (2006) Почётный профессор МГУ им. Ломоносова (2007) Доктор гуманитарных наук honoris causa Ривер-колледжа (Нашуа, Нью-Хемпшир, США) Почётная степень доктора музыки Гамильтонского колледжа (Онтарио, Канада) Доктор музыки университета Сент-Лоуренс (Кантон, штат Нью-Йорк, США) Почётный профессор Московской консерватории Почётный гражданин города Кронштадта (1996) Почётный гражданин Нижегородской области (2002)

Список самых ярких оперных партий в Большом Театре

Всего за время работы в Большом Театре Галина Павловна Вишневская исполнила более 20 партий. В ее исполнении зритель смог познакомиться со множеством самых разных персонажей. В их числе:

  1. Прекрасная Татьяна в опере Чайковского «Евгений Онегин».
  2. Неповторимая Маргарита в произведении Гуно под названием «Фауст».
  3. Душевная Зинка в «Судьбе человека» Дзержинского.
  4. Чувственная Наташа Ростова в легендарной постановке Прокофьева по роману Л. Н. Толстого «Война и мир».
  5. Романтичная Франческа в опере «Франческа да Римини»

Помимо Большого Театра, певица выступала и в других. Ей доводилось выступать в роли таких персонажей, как Иоланта, Лиу, Дездемона, Леди Макбет. Что касается фильмографии Вишневской, то она снималась в 4 фильмах. Неоднократно она работала на озвучке. В числе ее работ такие оперные фильмы, как «Евгений Онегин», «Вольный ветер», «Борис Годунов».

Также на счету Вишневской многократное участие в документальных фильмах. В разное время ей удавалось сняться в таких картинах, как «Наш любимый юный дед», «Женское лицо войны», «Галина Вишневская. Роман со славой».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]