Режиссер Юрий Быков: «Аудитория авторского кино – в интернете»


Биография

Юрий Быков родился в небольшом городе Рязанской области. Мать трудилась на арматурном заводе, а отец был шофером. Жила семья в рабочей зоне в вагончике. Когда мальчику было 6 лет, отец ушел от них: «Родители рано развелись, потому что их поженили по деревенскому обычаю, они из Сапожковского района рядом с Касимовым. Мать была из бедной семьи, отец лет в шесть, когда мне было, уехал в Тюмень, и больше я его не видел. Мама второй раз вышла замуж, стала домохозяйкой». Детство Юры выпало на кризисные 90-е годы. Чтобы добыть деньги на еду, он связался с криминальной группировкой: «Где-то что-то там свистнуть, машину перевернуть». Однако вовремя завязал с этим занятием. Несмотря на эти жизненные обстоятельства, будущий актер увлекался литературой, писал стихи, ходил в музыкальную школу, играл в различных группах, в качестве аранжировщика работал в студии. «Приход в специальность был достаточно тривиальным. Я почувствовал, что мне нравится заниматься искусством. Я рисовал, учился в музыкальной школе, печатался в районной газете со стихами и рассказами, — говорит о своем творческом пути Быков. После окончания школы пошел работать грузчиком и, благополучно проработав 2 недели, понял, что у меня нет ни работы, ни профессии, ни возможности на тот момент поступить в какое-то серьезное учебное заведение. Потом я проработал 2-3 года в местном клубе культуры оператором дискотеки, машинистом сцены и решил поступать в творческий ВУЗ в Москве. Поступал не на режиссера, а на актера. И это моя вечная драма. Выбор между актерством и режиссерством для меня и на сегодняшний день остается проблемой. Я не режиссер в чистом виде. Поехал поступать во ВГИК, Щепкинское училище, Театральный институт имени Щукина. Никуда не поступил. И тут в Новомичуринск приезжает Народный артист России Борис Георгиевич Невзоров. И ему меня показали — вот парень, может работать. Он пригласил меня в Москву, и я приехал, поступил на его дочерний курс при ГИТИСе и через полгода сбежал. ВГИК — это единственное место, куда я прошел без конкурса. У них освободилось место, и я перевелся из ГИТИСа во ВГИК на это место и проучился там 4 года».

В 2005 году Юрий Быков окончил ВГИК, мастерская В. Грамматикова. Затем продолжил обучение в том же учебном заведении, но на режиссерском факультете. Он вспоминает: «В 2007-2008 годах я понял, что пора объединить все те навыки, которые у меня были, развить их и попытаться рискнуть. Я поступил к Вадиму Абдрашитову на режиссерский факультет на первый курс. И у меня был выбор — снять короткометражку, к которой я уже был готов (у меня были накоплены деньги, был написан сценарий, была проведена внутренняя творческая подготовка), или заплатить деньги за обучение во ВГИКе, по крайней мере, за первый курс. И я выбрал снять короEt Cetera», Театре Луны п/р С. Проханова, МХАТе имени Максима Горького, Театре Российской Армии. В последнем исполнил главную роль в спектакле «Женитьба Белугина», но ушел во время репетиции из-за низкой зарплаты и потери интереса. Более шести лет проработал клоуном-аниматором в детском клубе «Яуза».

Детство и юношеские годы

Юрий родился в Новомичуринске, небольшом городе-спутнике при Рязанской ГРЭС. Его родители, простые деревенские жители, приехали на заработки, когда поселок только начинал строиться. Мать устроилась арматурщицей на завод, отец работал шофером. Первое время семья с маленьким ребенком ютилась в строительном вагончике, пока не получила крошечную квартиру в «хрущевке». Когда Юре исполнилось шесть лет, отец отправился на заработки в Тюмень и больше в семью не вернулся. Несколько лет мать воспитывала сына одна, пока снова не вышла замуж.


Новомичуринск – родной город Юрия Быкова

Юра рос довольно замкнутым ребенком, с детства погруженным в свои мысли. Несмотря на непростые жизненные обстоятельства, он хорошо учился, живо интересовался литературой и искусством, посещал музыкальную школу. В подростковом возрасте начал писать стихи и небольшие рассказы, которые даже публиковали в районной газете.

После окончания школы юноша устроился в местный Дом Культуры, где работал оператором дискотеки и машинистом сцены. Параллельно посещал театральную студию и занимался организацией школьных праздников.

Юрий Быков на заре актерской карьеры

В 2001 году Быков решил кардинально изменить свою жизнь и отправился в Москву покорять столичные театральные вузы. Ни в один из них он не прошел по конкурсу, однако смог попасть на дополнительный курс ГИТИСа к Борису Невзорову. С ним Юрий познакомился еще в Новомичуринске, где знаменитый актер выступал со своим творческим вечером. Увидев Быкова на сцене местного ДК, он оценил его способности и посоветовал профессионально попробовать себя в актерстве. Проучившись полгода, Юрий перевелся во ВГИК на курс Владимира Грамматикова, который успешно окончил в 2005-м году.

Кинематограф

Дебют в кино Юрия Быкова состоялся в 2006 году в комедийном фильме «Все смешалось в доме…». Он исполнил роль Геннадия Петровича Демидова. Далее засветился в эпизодах таких сериалов, как «Любовь как любовь», «Морская душа», «Право на счастье», «Солдаты-13». В 2008 году актер принял участие в съемках популярного ситкома «Моя прекрасная няня». В этом же году его фильмография пополнилась еще тремя картинами: «Ранетки», «С. С. Д.», «Солдаты. Дембельский альбом». Следующими небольшими работами отметился в проектах: «Всегда говори «всегда»-5″, «Две сестры-2», «Дикий», «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-3», «Солдаты-16. Дембель неизбежен», «Танки грязи не боятся» и других. В 2013 году состоялась премьера драмы «Майор», где Юрий выступил и как актер, и как режиссер. Фильм повествует о сотрудниках российской полиции, которые попадают в непростые жизненные ситуации. Далее сыграл Худого в первом сезоне телесериала «Метод», вышедшего на экраны в 2020 году. Также в детективе снимались Константин Хабенский, Паулина Андреева, Алексей Серебряков, Александр Цекало, Виталий Кищенко, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников и многие другие.

«Огни большой деревни»

В комедии «Огни большой деревни» режиссера Ильи Учителя артист предстал в образе главы провинциального города. Лента вышла на телеканале «Россия 1» в 2020 году. Сюжет: «Родина» в опасности! Мэр решил закрыть маленький кинотеатр и открыть на его месте магазин. Спасти «Родину» может только успешная премьера. И выход здесь один — снять успешный фильм. Его партнерами по съемочной площадке были Кирилл Фролов, Дмитрий Дюжев, Максим Емельянов, Анастасия Мытражик, Василий Кортуков, Тагир Рахимов, Карен Мартиросян, Кирилл Полухин, Анна Воркуева.

Фильмы

Творческую биографию в кинематографе Юрий Быков начинал как актер, дебютировав на экране в 2006 году в комедийном сериале «Все смешалось в доме…» в роли Геннадия Петровича Демидова. Через год Юрий засветился в эпизодах сериалов «Любовь как любовь», «Морская душа», «Право на счастье», «Солдаты-13». В 2008 году актер принял участие в съемках популярного ситкома «Моя прекрасная няня», появившись в последней серии «Люби и саночки возить». В этом же году фильмография Быкова-актера пополнилась тремя картинами: «Ранетки», «С. С. Д.», «Солдаты. Дембельский альбом».

Режиссер Юрий Быков

В 2009 году на экраны вышел приключенческий военный фильм «Танки грязи не боятся», в котором Быкову досталась роль Вадима Смирнова. В криминальном детективе «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -3» Юрий Быков перевоплотился в героя Жору Семенова, в сериале «Солдаты-16. Дембель неизбежен» актер сыграл роль рядового Сопонаря.

Юрий Быков в сериале «Закон и порядок»

В 2009 году состоялся также режиссерский и продюсерский дебют Юрия. Быков снял короткометражную ленту «Начальник», в которой главную роль капитана ФСБ сыграл сам. В фильме участвовали также актеры Александр Голубков, Андрей Булатов, Софья Ануфриева. В этом же году картина получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «лучший короткометражный фильм».

В 2010 году на студии «Рок» Юрий приступил к работе над полнометражным художественным фильмом «Жить», за который получил премии кинофестивалей «Золотой Феникс» и «Амурская осень». В драме рассказывалось о том, как случайный свидетель преступления, местный сельский житель Михаил, спасает жизнь жертве убийц Андрею и пускается вместе с ним в побег. Продюсерами картины выступили Алексей Учитель и Кира Саксаганская, сценарий и музыку режиссер написал самостоятельно. Главные роли в фильме сыграли Владислав Толдыков, Денис Шведов, Константин Стрельников и Алексей Комашко.

Кадр из фильма Юрия Быкова «Жить»

В 2011 году Юрий Быков приступил к работе над криминальным сериалом «Инкассаторы», в котором главных героев сыграли Даниил Страхов, Елена Лядова, Алексей Комашко и Денис Шведов. Премьера фильма состоялась в 2012 году на украинском канале «Интер». В России впервые сериал был показан в 2020 году в эфире «Пятого канала».

В 2013 году в фильме «Майор» режиссер вновь обратился к теме нравственного выбора человека: понести заслуженное наказание за совершенное преступление или пойти на сделку с совестью. Премьера фильма состоялась на кинофестивале в Каннах в рамках «Недели критики».

Юрий Быков в фильме «Майор»

Картина собрала ряд премий, в том числе XVI Шанхайского МКФ, «Кинотавра», а также фестивалей Франции, Германии, Польши, Ирана. В основной актерский состав вошли Денис Шведов, Ирина Низина, Илья Исаев. Юрий Быков появился в кадре в роли Павла Коршунова, антагониста главного героя Соболева.

Съемки фильма Юрия Быкова «Дурак»

В 2014 году на экраны вышла социальная драма Быкова «Дурак». В картине речь велась о добровольце, который самостоятельно пытается помочь жителям аварийного общежития, но в результате сталкивается с непониманием властей, родных и жильцов ветхого дома. Премьера состоялась на МКФ «Кинотавр-2014», где получила приз за лучший сценарий. Помимо еще одной премии кинофестиваля в Локарно, в 2015 году фильм вошел в первую пятерку топ-списка популярных кинокартин по версии американского издания The New York Times.

Юрий Быков в фильме «Метод»

В 2014 году Юрий вошел в режиссерскую команду комедии «Елки 1914» вместе с Тимуром Бекмамбетовым, Дмитрием Киселевым, Александром Коттом, Александром Карпиловским. Юрий снял для комедии эпизод «Медведь».

В октябре 2020 года на Первом канале состоялась премьера триллера «Метод» с Константином Хабенским, Паулиной Андреевой, Алексеем Серебряковым в главных ролях. Фильм стал номинантом на премию «Золотой орел» в категории «лучший телесериал года».

Режиссер

В 2009-ом состоялся режиссерский дебют Юрия. В короткометражной ленте «Начальник» он выступил также и как продюсер и актер, сыграв главную роль капитана ФСБ. В фильме участвовали артисты Александр Голубков, Андрей Булатов, Софья Ануфриева. В этом же году картина получила главный приз кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучший короткометражный фильм». Затем Быков снял свой первый полный метр «Жить». В остросюжетной драме рассказывается о том, как случайный свидетель преступления, сельский житель Михаил, спасает жизнь жертве убийц Андрею и пускается вместе с ним в побег. Продюсерами проекта стали Алексей Учитель и Кира Саксаганская. Главные роли в фильме сыграли Владислав Толдыков, Денис Шведов, Константин Стрельников и Алексей Комашко. «Я очень недоволен своей картиной «Жить». Недоволен, прежде всего, потому, что она снята в голове совершенно по-другому. Ощущение, что ты мог бы сделать гораздо больше, не покидает меня. Я не могу, к сожалению, нести ответственности за конечный результат. А вот на уровне сценария и задумки, обсуждения с оператором и актерами могу. Хотя мой педагог однажды сказал, что если вы думаете, что могло бы получиться что-то другое, то знайте, что получилось ровно то, что могло получиться в этих обстоятельствах. Это помогает не сойти с ума. Картина «Жить» была показана на «Кинотавре». Продюсеры, которые хотели со мной работать, когда посмотрели «Начальника», вдруг расхотели со мной работать. Попытка сделать жанровое кино не получилась. Оказалось, что кино — это сегмент. Вы должны понимать, для чего вы делаете кино: для фестиваля, для коммерческого проката, для телевизионного показа. Мне казалось, что я сделал кино для всех. Колоссальная юношеская ошибка. Кино для всех не бывает. Потому что не понимать, для какого сегмента ты делаешь кино, нельзя категорически. Например, Звягинцев понимает, что он целится на большой западный фестиваль. После картины «Жить» в моей жизни наступил следующий этап — приспособление. Это такой момент, когда у тебя есть навыки, тебя знают, ты уже умеешь говорить «стоп-мотор», ругаться с режиссером, рвать на себе волосы. То есть ты недорогой, не спившийся режиссер и тебя можно поставить на достаточно дешевый и относительно не рисковый сериал», — рассказывает режиссер. И эта драма была отмечена призами на международном фестивале «Сталкер» и фестивалях в Смоленске и Благовещенске. Позже Юрием Быковым были сняты такие фильмы, как: «Инкассаторы», «Майор», «Дурак», «Елки 1914». А в 2015 году прошла премьера триллера «Метод» с участием звезд российского кино — Константином Хабенским, Паулиной Андреевой, Алексеем Серебряковым в главных ролях. О том, каким образом Быков влился в проект, он вспоминает: «Попал третьим эшелоном, что называется. Александр Евгеньевич Цекало наладил контакты с весьма экстравагантным сценаристом — Дмитрием Ивановым.

Вторым эшелоном стала необходимость в звезде. Кажется, Хабенский уже вел переговоры с Цекало по предыдущим проектам и согласился при условии, что будет режиссер. В какой-то момент вопрос о постановщике встал ребром. Для Хабенского требовался достаточно серьезный драматический режиссер, а всех самых топовых они на тот момент уже перебрали. Я же таким топовым не был, да и сейчас, скорее всего, не таков. Но, когда всплыла моя фамилия, Костя сказал, что он меня знает и что ему понравилась моя картина «Майор», так что меня пригласили». Отметим, что картина стала номинантом на премию «Золотой орел» в категории «Лучший телесериал года». В 2020 году постановщик участвовал в работе над историческим фильмом «Время первых» о жизни космонавта Алексея Леонова, который совершил первый выход в открытый космос. Однако в ходе возникших разногласий с продюсерами картины Юрий был отстранен от съемок. «Поначалу ничто не предвещало беды. В этот раз меня пригласил на съемки сам Бекмамбетов, он дал мне необходимые вводные. Потом мы в основном общались с Женей Мироновым, который, в сущности, целый год руководил проектом, — рассказывает Быков. — Тимур в это время занимался своей собственной картиной «Бен-Гур». Когда закончил съемки «Бен-Гура», взял бразды правления в свои руки. И вскоре поменял меня на другого режиссера». Также неудачей закончились съемки в сериале «Станица», Юрий ушел прямо с режиссерского «мостика», так как не захотел, по его словам, «снимать халтуру». В 2020 году режиссер окончил работу над сериалом о спецслужбах «Спящие», а в настоящее время завершает социальную драму «Завод».

Юрий Быков

dnipro19

• 06.04.2020 в 21:36 • Отрицательный
«Cторож», 2019
……Весь просмотр меня не покидало ощущение, что Юрий Быков настолько погрузился в своего персонажа во время съемок, что и режиссуру свою он подстроил под этого парня, сделав ее максимально апатичной, унылой, серой, депрессивной и т.п. Истины для, в «Стороже» есть отдельные сцены, которые пытаются оторваться от земли, говоря метафорически, в эмоциональном плане, но так и не отрываются……Автор использует какое-то поразительное количество клише и штампов в своей работе. Такое поразительное, что я сначала не поверил своим глазам, ибо буквально угадывал в некоторых местах развитие событий надолго вперед. Мало того, но режиссер не гнушался задействовать и сцены, рассчитанные вызвать чувство физического дискомфорта у зрителя, и сделано это было очень топорно, к сожалению……Все персонажи в картине прописаны крайне крупными мазками. Часть истории главных героев раскрывается по ходу сюжета, в том числе ближе к концу фильма. Проблема в том, что самый незатейливый зритель догадывается об их поднаготной практически сразу же. Слишком упрощенные проблемы, слишком сгущенные краски, слишком обозначена безысходность. Некуда идти, ничего не исправить — зачем тогда все это кино?….

…….Что сразу бросается в глаза – это крайне натужная актерская игра, из категории « совсем не верю». Даже пара сцен, на которых должен был быть сосредоточен накал – смотрелись весьма пресно. Когда герои раскрывают секреты своих шкафов, те самые спрятанные скелеты выглядят как безэмоционально озвученные, словно чужие, а не собственные беды и тайны, не как шокирующие откровения персонажей, к которым тот же зритель должен проникнуться симпатией……Хуже всех выступили в этом кино Быков-сценарист и Быков-композитор. Первый судя по всему к середине перестал понимать к чему он ведет весь этот хоровод событий, махнул рукой и сконцентрировался на сюжетных поворотах (их много, спасибо, видимо это важно) в надежде на то, что Быков-режиссер во всем потом сам разберется, а Быков-композитор написал к этому всему ничем ни примечательный саундтрек, с пианинкой на затертой до дыр гармонии, в полной уверенности, что это кино будет хорошим даже под удары ложкой по ведру…..Следующее и тоже основное слабое место фильма — главный персонаж. Он непонятен. Сторож, которого играет сам Юрий Быков — неудачник с чувством вины. Он выглядит как ипохондрик, но в некоторых сценах неожиданно появляется мужской стержень. Немногословность персонажа только добавляет вопросов.

……А сам фильм абсолютно ни о чем. Каменная и безразличная рожа сторожа. Алла Юганова в роли алкоголички и женщины, легко меняющей приоритеты (если бы главным героем была бы собака, ее героиня легла бы под собаку). Влад Абашин, который возможно (но это только возможно) пытается вытянуть весь фильм, чтобы зритель хотя бы понял о чем он……Вот уже и актеров, способных, а главное, согласных, на роль Быкова у Быкова не нашлось. Наверное, потому Быков и пригласил на нее унылого полуинтеллигентного сторожа, а по-совместительству сценариста-графомана Быкова — олицетворителя туманной Быковской алко-действительности. Потом подкрепил свой сюжет бесцельно разгуливающей по опустевшему санаторию алко-зависимой и беспринципно-принципиальной Верой, которую рано или поздно, но кто-то должен изнасиловать прямо в кадре…..НЕ некомендую

Личная жизнь

Актер не женат, у него нет детей. В одном из интервью Юрий Быков признается: «Когда я задумываюсь про семью, про детей, у меня возникает естественный ступор: как я могу привести человека в эту жизнь, если я сам не счастлив? Завести ребенка, потому что мне скучно, было бы цинично. Ребенка надо рожать, как мне кажется, понимая, что ты можешь сделать его счастливым. Что ты сможешь показать ему эту дорогу счастья. Потому что, если человек рождается в потемках, то что он может? Ничего. Детей должны рожать счастливые люди».

Интервью

Провинциальное воспитание

«Воспитывали меня люди, которые городские только в первом поколении, и то относительно. Потому что с мамой и ее первым мужем, моим отцом, мы начинали жить в вагончике. Ну, в чем провинциальное воспитание? В достаточно четком определении: что такое «хорошо», что такое «плохо». И что такое «проблема», и что такое «нет проблем». То есть видение жизни, оно, в основном, сосредоточено на том, что… когда тебе нечего есть, или когда ты болеешь, или когда тебе негде жить — это проблема. Когда наоборот — у тебя нет проблем. Вот это, собственно говоря, и есть воспитание, которое мне дала мама. Ну, кроме того, что «крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…» и так далее. Вот это я считаю нормальным провинциальным воспитанием».

Про Москву и…

«Есть такая пословица — «Найти своих и успокоиться». За 15 лет жизни в Москве я понял, что никаких своих я не нашел. Но, возможно, растерял тех, кто действительно были своими мне там.

В Москве люди живут фанатичным поиском чего-то несуществующего. Чего-то, не имеющего отношения к действительности. Мне кажется, жизнь человеческая настолько коротка, что человек в какой-то момент должен обрести среду. А если он постоянно все меняет — и в 40, и в 50, и в 60 лет — это значит, что у него какие-то проблемы с психикой. Если у человека нет семьи, дома, того самого дерева, если он не любит жизнь и все время хочет перевернуть ее с ног на голову, если ему все время неинтересно — то либо он нескончаемый романтик, либо дурак. Понятное дело, мы благодарны Господу Богу за то, что он делает из нас дураков, и мы — дураки — делаем мир красочней. Но нам самим-то от этого не легче».

О творчестве и коммерции

«В силу того, что люди естественным образом не образованы, они не понимают, что существует разделение на авторское кино, неавторское кино, коммерческое, некоммерческое кино. И претензии ко мне достаточно простые: почему бы не снять что-то веселое, доброе, жизнеутверждающее. На что я очень просто всегда отвечаю, что есть немало человек, которые снимают веселое, доброе, жизнеутверждающее. Но, я поэтому и не лезу, не навязываюсь в друзья каким-то богатым людям, чтобы мое кино выходило каким-то огромным количеством копий в нашей стране и вылетало с каждого экрана, из каждого утюга. Нет, я снимаю кино, которое не распространяется с точки зрения навязывания зрителю, а просто ищется тем зрителем, который, как говорит молодежь, в подобном контенте нуждается. Грубо говоря, если я хочу посмотреть реалистичное, серьезное, вдумчивое кино, то я лезу в интернет, посмотреть, что снимается, пишется, сочиняется и так далее, и в какой-то момент нахожу Сигарева, Хлебникова, Быкова, например. Мне кажется это нормальный процесс. Потому что коммерческое, оно… ну это же официантская ниша, это сфера обслуживания. Оно, конечно, должно приносит людям максимальное количество удовольствия. Причем незамысловатого. Оно для этого и сделано. Как только широкий кинематограф перешел в разряд официантства, в этот момент и появились определенные правила игры. И это просто правила игры, это не хорошо, и не плохо. Так сейчас устроен широкий формат, широкий экран, что в основном это развлекательное кино. И это, во-первых, дорого стоит. И не каждый в нашей стране — ну, я же знаю, какие зарплаты, у меня мать у самого за 5 тысяч санитаркой работает — я знаю, что потратить лишние 200-300 рублей, чтобы пойти в выходной с детьми… ну, не пойдешь ты на фильм «Дурак», где бьют по голове и орут благим матом. Ты какую-нибудь сказку посмотришь. Или комедию. Чтобы отдохнуть. И с телеконтентом то же самое. Если тебе нужно погладить вещи, сварить суп и пропылесосить одновременно — ты будешь смотреть сериал «След», ну не «Войну и мир» же. Поэтому, я к этому очень просто отношусь: есть люди, которые работают в сфере обслуживания, есть те, которые занимаются творчеством. Все по-разному. Кто-то деньги зарабатывает. Кто-то хочет высказаться. Я вот… для меня деньги не самое главное. Поэтому я снимаю то, что снимаю».

Про своего зрителя

«Это люди уже в достаточно зрелом возрасте. Люди, которые имею право и возможность принимать собственные решения в жизни. И они пытаются отыскать некие ориентиры. Опять же «что такое хорошо» и «что такое плохо». Но не с примитивной точки зрения, не с точки зрения родительской доктрины, на уровне шестилетнего ребенка. А с точки зрения реальной жизни, когда нужно самим адаптироваться, понимать до какого предела можно дойти в компромиссе, до какого нельзя. То есть такие же как и я молодые люди, которые пытаются жить более и менее, по совести. Если это получается, конечно. Это где-то двадцать-сорок пять-пятьдесят лет. Ну, младше это не нужно даже показывать, наверное, чтоб не травмировать детскую психику. Да так никто и не поймет. Это все равно, что Достоевского в 8-м классе преподавать. Это глупости, конечно. Кому ты объяснишь, что такое «кантилена», «перспектива» и так далее. Так же и после 50-ти, 60 лет люди уже пожили, им бы успокоиться надо, в порядок себя привести, камни собирать, к смерти приготовиться. Ну, зачем их тоже травмировать и говорить, что они всю жизнь неправильно жили или не так жили. Нет, я достаточно спокойно, с моей точки зрения, и разумно отношусь к тому — зачем смотреть мои фильмы. Я своей матери свои фильмы не показываю. Ну, а зачем? У нее и так проблем хватает. Она знает, что сын там что-то снимает, режиссером работает, кусок хлеба зарабатывает, на улице не валяется, не пьяный, не рваный — ей достаточно».

Про веру в Бога

«Я для себя пребываю в ощущении, что что-то такое, конечно, существует. Ведь все состоит из ничего. Иногда у меня даже до панической атаки доходит. Во всем есть форма, есть развитие, есть строение и композиция — и это все придумал «никто»?

Может быть, суть жизни в том, чтобы однажды сойти с ума? Потому что, как можно принять в здравом уме, что ты никогда не узнаешь, из чего все состоит? Если есть какой-то замысел, то, наверное, я его найду. Самое страшное для меня, если замысла нет. По логике вещей, не имея способа лично и получить ответ, как мы можем что-то знать наверняка? Догадываться? На мой взгляд, способность веры — это такая же данность, как рука и нога. У кого-то есть, а у кого-то нет. Какая циничная вещь получается… Кому-то дано верить, а кому-то не дано. И что человеку, которому не дано, делать? Мучиться?

Познание увеличивает скорбь. На самом деле я понимаю, что нужно было в какой-то момент остановиться в своих поисках сути и не копать дальше. А я накопал. И что мне теперь делать?

Вот, что обидно. Как только человек нагулялся, отбухался, откололся — сразу начинает верить в Бога. После депрессухи — все сразу в православие. И как бы мне не было больно, я все-таки отдаю себе отчет, что верить в мифы — оскорбление здравого смысла. Я не говорю, что Бога нет. Он есть. Но это не человек с бородой. Бог — это, в принципе, все. Бог — не хорошо, не плохо. Он тот, кто формирует все это пространство, независимо от наших желаний и молитв.

У человека можно отнять все — семью, здоровье, руки, ноги. Но единственное, что остается с человеком до смерти — его здравомыслие».

Моменты радости

«Еда. Музыка. Фильмы. Эстетическое удовольствие. И то, ближе к вечеру. Преодоление. Когда я понимаю, что мне было очень хреново, прямо до смерти, и я это преодолел, то мне становится лучше. Такое бывает каждый день и по многу раз. Но и это все приносит мне не столько радость, сколько облегчение. Радости как таковой, наверное, в моей жизни нет».

Посыл «Дурака» и «Майора»

«Система ценностей свой-чужой разрушает общество. Возникает феодальная система, которая не может работать в современном мире, слишком много социальных связей. Поэтому, когда политики, чиновники, бандиты создают эту систему, они, в конце концов могут от нее пострадать и часто страдают. Посыл фильма «Майор» — если вы оставляете эту систему ценностей, вы также умрете как те, кого вы убиваете. Посыл фильма «Дурак» — один в поле не воин. «Хорошо» должно родиться из логического стечения обстоятельств. Исправить ситуацию можно, только если большое количество людей не захочет давать, например, взятку гаишнику. Я вижу целесообразность съемки подобных картин. Надо вызвать общественную дискуссию.»

Режиссер Юрий Быков: «Аудитория авторского кино – в интернете»

Юрия Быкова знают по таким эмоционально сильным проблемным картинам, как «Жить», «Майор», «Дурак», «Завод», а также по успешным сериалам, которые набирали высокие рейтинги на телевидении.

Изначально туляков пригласили на встречу с режиссером, просмотр и обсуждение фильма «Завод», но буквально за день программа изменилась. Вместо «Завода» гостям творческого индустриального кластера «Октава» показали фильм с уже пятилетней историей.

Как выяснилось, «Дурака» в нашем городе знают и любят, режиссера засыпали вопросами, а сам Юрий Анатольевич с удовольствием вспомнил те дни, когда снимал картину в Туле. Но для начала Быков сделал комплимент нашей «Октаве»:

– Это офигенное место, я даже не знал, что тут всё с такими масштабами. На входе было написано «кластер». Это круто, что у вас есть такое место, пространство, где вы все можете собраться, на кого-нибудь накинуться и, по возможности, получить честные ответы. Кстати, сегодня я был на улице Металлургов, 85, видел общежитие, которое снимал в «Дураке», спустя пять лет. Была зима, чуть больше полутора месяцев мы снимали.

Это был один из самых тяжелых периодов в жизни вообще, и он еще совпал с зимней ночной картиной.

Ну не буду рефлексировать, короче, я съездил на памятные места посмотрел — по большому счету, ничего не изменилось. Общежитие стоит, рядом «СПАР», идет трамвай, только лето, зелень — уже повеселее. Тогда тоже было весело, но с помощью других вещей, помимо солнца и голубого неба (смеется). А теперь я жду ваших вопросов.

— Вы говорили, что на широкий показ фильма «Дурак» Вы не рассчитывали. Зачем тогда снимать авторское кино, если его увидит небольшое количество зрителей?

– Это сложный и интересный вопрос. Есть фильмы, которые вам нравятся? Назовите любой.

— «Форрест Гамп».

– Согласен, его посмотрело большое количество людей. Но есть люди, которые его не смотрели, и со временем число таких людей будет умножаться. Здесь действует очень простой принцип: фильм, безусловно, снимается для зрителей, снимать для себя — сумасшествие, хотя и такие режиссеры бывают. Есть известное высказывание: если произведение искусства понятно художнику и Богу, это великое произведение искусства, а если художнику, Богу и жене художника — оно уже чуть похуже. Но все же все, что делает художник, музыкант, поэт, режиссер, — это для контакта с другим человеком, для получения отклика. Но даже такой фильм, как «Форрест Гамп», сейчас не будет так же интересен зрительской аудитории, как «Мстители». Меняется аудитория, меняются поколения. Второй момент: аудитория широкого экрана — сейчас тоже условное понятие. И это аудитория не взрослая. Если вы спрашиваете меня, то я могу отвертеться и сказать, что меня смотрят в интернете, так же как и большое количество других авторских режиссеров.

Я думаю, вы и сами возьмете детей за руки, мужа или подружку и пойдете в субботу смотреть более-менее позитивное кино, которое вам принесет позитивные эмоции, чтобы провести с удовольствием вечер. В 60-е и 70-е годы молодые люди, особенно в Европе и в Америке, ходили на кино сложное: «Полуночный ковбой», «Охотник на оленей», «400 ударов» — и у этих фильмов была касса. Взрослая аудитория ушла из кинотеатров, поэтому вопрос сейчас не в том, для кого ты снимаешь. Можно снять фильм, выложить его в интернет, и на следующий день у режиссера, например Хлебникова, будет миллион просмотров. Другой момент, как это монетизировать, как возвращать те деньги, которые были вложены в картину. В интернете у нас нет культуры подписки.

Иногда какие-то странные люди пишут мне: давай я вышлю тебе 500 рублей. Я говорю, давай, мы купим картошки, грибов, нажарим это и съедим вместе (смеется).

— Почему для «Дурака» выбрали именно Тулу и улицу Металлургов?

– Всё очень просто, никакой мистики. Нам нужно было общежитие. В Москве снимать очень дорого, поиск сосредоточился вокруг Липецка и Тулы, еще рассматривались Владимир и Ярославль. Но в итоге мы сошлись на Туле. Это прямая транспортная линия связи с Москвой — и автомобильная дорога, и железнодорожные пути, это недалеко, можно возить артистов. Как-то ехали, увидели общежитие, стоящее на возвышении, относительный пустырь, хотя «СПАР» мешал создать ощущение заброшенности (смеется). Но зато туда можно было бегать покупать еду и много чего еще интересного (смеется).

— Как Вам пришло в голову использовать в фильме песню Виктора Цоя? Это очень сильная сторона фильма.

– Этот прием на самом деле очень лобовой. Он мне был нужен, чтобы подчеркнуть, что герой фильма Дима Никитин не из этого времени. «Спокойная ночь» Виктора Цоя олицетворяет некое художническое отчаяние, серьезную взрослую фрустрацию. Это песня из того времени, когда герой обладал советско-пионерским сознанием и желанием от этого багажа избавиться. У Димы Никитина все-таки черно-белое сознание — он с детства знает, что такое хорошо и что такое плохо. У сегодняшней молодежи, которая хочет изменить мир, сознание другое. Они более свободны. Мне кажется, что музыка здесь сработала так же, как песни в «Брате» Алексея Балабанова. Проход героя по улицам Тулы под музыку Цоя — это манипуляция. Вот как этот «дурачина-простофиля», упавший с печки Емеля оказался в этом времени? И я применил образ очень харизматичного героя того времени, который пел про то, что «мы хотим перемен».

— Если бы у Вас была возможность снять сериал — бюджет неограничен, сюжет — какой Вы хотите, о чем был бы этот сериал?

– Я бы тогда ничего не снял (смеется). Я человек, который работает только тогда, когда нужно выходить из ситуации. Я пробовал работать с большим бюджетом, у меня ничего не получилось. Я и сейчас думаю, что после той заветной паузы, которую мне придется сделать по разным обстоятельствам, я хотел бы вернуться к тому формату, который был у меня в фильме «Майор». Когда всё очень минимально, а значение имеют только смыслы. Про меня однажды мой товарищ сказал: «Ты стесняешься жить». Я много ошибок делал в своей жизни. Но я всё делал через ощущение, что мне много не надо, и я особо ни на что не претендую. Вот дайте мне спичечный коробок, ножик, две щепки, и я вам что-нибудь сооружу. А дай мне неограниченные возможности — у меня глаза разбегутся. У меня свобода выбора в той зоне комфорта, когда и выбора-то особо нет. Для меня микрокосмос гораздо важнее, чем макро. Чем больше сложностей, тем проще придумать. А когда говорят – на, бери что хочешь, я уже ничего и не хочу. Это, по большому счету, как и с девушками (смеется).

Из досье Myslo

Юрий Анатольевич Быков Родился 15 августа 1981 года в Новомичуринске, Рязанская область. Российский кинорежиссер, сценарист, композитор, продюсер и актер. В детстве увлекался литературой, писал рассказы и стихи в местную газету, ходил в музыкальную школу, играл в музыкальных группах, работал аранжировщиком в местной студии. Окончил актёрский факультет ВГИК (мастерская В. Грамматикова). После ВГИКа играл в театрах: МХАТ, Et Cetera, Театре Луны, Театре Российской Армии. Как режиссер снял фильмы: «Начальник» (короткометражный), «Жить», «Инкассаторы» (телесериал), «Майор», «Дурак», «Ёлки 1914» (новелла «Медведь»), «Метод» (телесериал), «Спящие» (телесериал), «. Фильм «Дурак» получил приз за лучший сценарий и диплом «За бескомпромиссность художественного высказывания» на «Кинотавре»-2014.

Галерея

показать все фотографии

Премии и награды

  • Премия «Ника» за лучший сценарий к фильму «Дурак» (2015)
  • Матрешка на кинофестивале Жорж за лучшую российскую драму года. Картина «Дурак» (2015)
  • Специальный приз «за гуманизм» на кинофестивале в Локарно за фильм «Дурак» (2014)
  • Награда за Лучший сценарий и Диплом имени киноведов и кинокритиков на «Кинотавре» за фильм «Дурак» (2014)
  • «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме «Майор» (2013)
  • Награда от прессы на Каннском кинофестивале за картину «Майор» (2013)
  • Специальный приз Генерального продюсера фестиваля «Амурская осень» Антона Калюжного – режиссер Юрий Быков, фильм «Жить» (Благовещенск) (2010)
  • Кинотавр 2009. Главный приз конкурса Короткий метр. Фильм «Начальник» (2009)

По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, kino-teatr.ru, nn.ru, 24smi.org, tvtambov.ru, eclectic-magazine.ru, igromania.ru, kinopoisk.ru,

Фильмография: Актер

  • Высокие каблуки (2018)
  • Спящие (2017)
  • Огни большой деревни | Big village lights (2016)
  • Метод (2015), сериал
  • Майор (2013)
  • Инкассаторы (2011)
  • Цепь (2009)
  • Танки грязи не боятся (2009)
  • Солдаты-16. Дембель неизбежен (2009), сериал
  • Начальник (2009)
  • Закон и порядок: Отдел оперативных расследований -3 (2009), сериал
  • Дикий (2009)
  • Две сестры-2 (2009), сериал
  • Всегда говори «всегда»-5 (2009), сериал
  • Висяки-2. Отдел контрольных преступлений (2009), сериал
  • Ранетки (2008-2010), сериал
  • С.С.Д. (2008)
  • Солдаты. Дембельский альбом (2008), сериал
  • Моя прекрасная няня (2008), сериал
  • Солдаты-13 (2007), сериал
  • Право на счастье (2007), сериал
  • Морская душа (2007), сериал
  • Любовь как любовь (2006-2007), сериал
  • Все смешалось в доме… (2006), сериал
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]