Владимир Меньшов, биография, новости, фото

Биография

Владимир Валентинович Меньшов родился в Азербайджане. Его папа служил моряком, затем работал в Народном комиссариате внутренних дел. Мама была домохозяйкой. Из-за работы отца семья несколько раз переезжала: из Баку в Архангельск, затем в Астрахань.

К выпускному классу Владимир уже твердо решил, что станет актером. Он обожал советские фильмы, участвовал в театральных кружках. И после окончания школы, в 1957 году, уехал в Москву поступать в Институт кинематографии. К сожалению, Владимир Меньшов провалился на экзаменах.

Вернулся в Астрахань и пошел работать на судоремонтный завод имени Карла Маркса. Сначала был учеником токаря, потом токарем.

Затем работал шахтером в Воркуте, матросом экспедиционного отряда на Каспии. Актерскую карьеру начал в 1958 году в дополнительном составе Астраханского драматического театра.

В 1961 году поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТ. После окончания – в 1965 году – два года работал актером и ассистентом режиссера в Ставропольском краевом драматическом театре имени Лермонтова.

В 1970 году окончил аспирантуру ВГИКа на кафедре режиссуры художественного фильма. Обучался в мастерской Михаила Ромма.

С 1970 по 1976 год Владимир Меньшов работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. Он снял короткометражную учебную работу «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы». Также сделал инсценировку романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд», которая была поставлена в Ленинградском ТЮЗе. По заказу «Ленфильма» написал сценарий «Я служу на границе».

Дочь Владимира Меньшова – Юлия Меньшова

Дочь Владимира Меньшова – Юлия Меньшова – появилась на свет в 1969 году, она была ребенком желанным и долгожданным. Девушка была невероятно талантливой, еще в детском саду она писала сценки и стишки, а в школьные годы выступала с серьезными эссе и рассказами. Юля несколько лет назад скрупулезно вела дневники, а еще мечтала стать журналистом.

После окончания школы девушка хотела подавать документы в Литературный институт Горькова, но у нее не было трех опубликованных в периодической прессе работ, поэтому ее не допустили к экзаменам.

Юля расстроилась и даже плакала, а потом решила временно поступить в МХАТ просто, чтобы не терять год, но настояла на том, чтобы сдавать экзамены под фамилией Большова. Она была принята, а приемная комиссия находилась в шоковом состоянии после того, как узнали, чья дочь перед ними. После окончания Школы-студии Меньшова играла в театральных постановках, снималась в кинофильмах или сериалах, работала на телевиденье. Юлия замужем и воспитывает двух прекрасных детишек.

Актер

Актерская карьера Владимира Меньшова в кино началась в семидесятые годы. Дебютом стала главная роль в дипломной работе своего однокурсника Александра Павловского «Счастливый Кукушкин». Фильм снимался на Одесской киностудии. Владимир Меньшов выступил в нем также в качестве соавтора сценария. Картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71», и уже на следующий год Меньшов получил приглашение от режиссера Алексея Сахарова на главную роль в фильме «Человек на своем месте». После того как на VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате Меньшов был удостоен первой премии за лучшее исполнение мужской роли, он оказался активно востребован кинематографом.

В актерской биографии Владимира Меньшова более 70 ролей, он снялся в фильмах: «Соленый пес» (1973), «Собственное мнение» (1976), «Гиблое дело» (1981), «Магистраль» (1983), «Год теленка» (1986), «Курьер» (1986), «Где находится нофелет?» (1987), «Город Зеро» (1988), «Куколка» (1988), «Отче наш» (1989), «Убийство на Монастырских прудах» (1990), «Отдушина» (1991), «Новый Одеон» (1992), «Генерал» (1992), «Русский регтайм» (1993), «Китайский сервиз» (1999), «Ночной дозор» (2004), «Сумеречный дозор» (2007), «Код Апокалипсиса» (2007), «Каникулы строгого режима» (2009),»Легенда №17″ (2013) и др.

Играл в телевизионных сериалах: «Остановка по требованию» (2000, 2001), «Участок» (2003), «Александровский сад» (2007), «Течет река Волга» (2009), «Ликвидация» (2007), «Екатерина» (2014), «Кукушечка» (2016) и др.

Ранние годы и юность актёра

Владимир Валентинович Меньшов появился на свет в Баку, в сентябре 1939 года. Родители артиста были родом из Астрахани. Жителями Азербайджанской ССР они стали потому, что отец сотрудник НКВД был обязан служить родине там, куда его отправят.

Владимир Меньшов в молодости

Знакомство родителей актёра произошло совершенно случайно, поскольку мать Владимира, Антонина Александровна была дочкой богатого из деревни Чаган, Астраханской области. Опасаясь последствий революции, девушка решает покинуть семью и спасти таким образом себе жизнь, она устраивается на корабль горничной, который совершает рейсы из Баку в Иран, именно на судне она встретилась со своим будущим супругом, который в то время, работал помощником капитана.

И уже в 1938 году Валентин Михайлович и Антонина Александровна связали себя узами брака и уже совсем скоро в 1939 году они стали родителями первенца Владимира, а в 1941 году у четы родилась дочь Ирина.

Своё детство Владимир провёл в Баку, здесь же на свет появилась его сестра Ирина. В 1947 году отца Владимира перевели в Архангельск, и семейство сменило место жительства. Поменялась и обстановка, в которой росли дети, природа севера завораживала парня.

Владимир Меньшов в фильме «Человек на своем месте»

Школьные годы Владимира начались в Архангельске. Ему очень нравилось учиться, а больше всего читать книги, он читал их с неимоверной скоростью, сначала он читал приключения, а став старше перешёл на классику. Владимир до сих пор является активным читателем и даже собрал огромную библиотеку.

В 1950 году семейство вновь сменило место жительства, на этот раз в Астрахань. Вечно занятые родители уделяли мало внимания детям. Парня практически воспитали книги и кинематограф. Он пересматривал фильмы, читал книги и постепенно вникал в мир киноискусства.

Окончив школу с серебряной медалью, Владимир начал задумываться над будущей профессией. Родители были, мягко говоря, не довольны выбором сына, однако они не стали мешать сыну воплотить мечту в реальность. В 1957 году Владимир приехал в Москву и подал пакет документов во ВГИК, ему не удалось поступить с первого раза, поскольку он провалил экзамены.

Владимир Меньшов в фильме «Курьер»

Он возвращается в Астрахань, но эта неудача закалила его, и он разузнал всё, что ему нужно было о театральном училище. В Астрахани он пошёл на завод имени Карла Маркса работать токарем. Параллельно он готовился к повторному поступлению в театральное училище.

Совсем скоро Владимира пригласили в труппу Астраханского драмтеатра, где первое время, он играл во втором составе труппы. Он получил много полезного опыта. Меньшов не торопился во второй раз поступать в театральное. Парень перепробовал себя во многих профессиях: шахтёра, токаря, матроса. Четыре года спустя, в 1961 году, Владимир приехал в Москву с целью — покорить её. Успешно сдав экзамены, он стал студентом актёрского факультета Школы-студии МХАТ.

Режиссер Владимир Меньшов на съемочной площадке

«Москва слезам не верит»

В 1978 году Владимир Меньшов приступил к съемкам своей второй картины — «Москва слезам не верит». Центральную роль в кинофильме режиссер отдал жене актрисе Вере Алентовой. На другие роли пригласил известных артистов Алексея Баталова, Олега Табакова, Ирину Муравьеву, Раису Рязанову и Александра Фатюшина.

«Владимир Меньшов не вел себя как мэтр, он вел себя, как пацан, мальчишка, который с нами обращался, как с девчонками, он нас так и называл, и поэтому отношение к нему было с одной стороны как к режиссеру, а с другой, как к товарищу, хоть и чуть постарше,» — рассказала Рязанова, вспоминая съемки картины.

Сначала критики и киноначальство отозвались о картине как о довольно дешевой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. «Зрители валом валили на фильм. Мне рассказывали, что люди выходили из кинозала и тут же покупали билет на следующий сеанс. Но во мне родилось немало комплексов. Я искренне пытался понять неприятие коллег, несмотря на то, что умные люди меня убеждали: ничего, кроме зависти, в этом нет», — рассказал Владимир Валентинович в интервью «МК».

В первый год проката картину увидели 90 миллионов зрителей. Права на демонстрацию фильма купили более сотни разных стран. В 1981 году в США «Москва слезам не верит» получила «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». На родине Владимир Меньшов с командой других создателей картины были удостоены Государственной премии СССР.

Кстати, в 1985 году Рональд Рейган посмотрел не менее восьми раз фильм «Москва слезам не верит» перед первой встречей с Михаилом Горбачевым, пытаясь постичь «загадочную русскую душу», но так ничего и не понял.

Карьера в качестве режиссёра

Для себя Владимир Меньшов решил, что актёрство всего лишь хобби, а вот режиссура дело всей его жизни. В 1967 году актёр поступил на факультет режиссуры во ВГИК. Михаила Ромма лично проводил собеседование на конкурсном отборе. Михаилу Ильичу очень понравился Владимир, и он сразу взял его на второй курс, специально для Меньшова разработали программу аспирантуры по режиссуре художественного фильма. Три года спустя и в качестве дипломной работы, он снимает первую короткометражку.

Режиссер Владимир Меньшов на съемках художественного фильма «Зависть богов»

С 1970-го и последующие шесть лет работает по контракту на «Мосфильме», «Ленфильме» и на Одесской киностудии. В 1976-ом на экраны вышла первая кинолента Меньшова «Розыгрыш», которая рассказывает о жизни простых школьников в 70-ых годах. Картина принесла своему создателю Государственную премию РСФСР.

В 1978 году Меньшов начал снимать легендарную киноленту «Москва слезам не верит», сценаристом стала — Валентина Черных. Владимир практически полностью переделал сценарий, ввёл новых героев, а самым фильм стал двухсерийным. Главная женская роль Кати Тихомировой досталась его супруге Вере Алентовой. В 1981 году в Америке картина получила одну из самых престижных кинематографических наград мира – «Оскар» в одной из номинаций «Лучший зарубежный фильм».

Владимир Меньшов с Оскаром

«Любовь и голуби» стала одной из самых любимых у советских зрителей. Из-за алкогольной антикампании, фильм вышел лишь спустя полгода, но это не помешало ей стать одной из лучших в кинопрокате того года. Как и прошлые работы, данная кинолента в Испании на фестивале кинокомедий «Любовь и голуби» получил главный приз – «Золотую ладью».

В 1995 «Ширли-мырли» порадовала своим релизом телезрителей. Владимир Меньшов исполнил три роли сразу режиссёра, актёра и сценариста. В ленте сыграли самые известные актёры.

В 2000 году мир увидел мелодраму «Зависть богов», о тяжёлом времени в период холодной войны. Последняя работа Владимира Меньшова в качестве режиссёра называется «Большой вальс».

Владимир Меньшов во время награждения с президентом Владимиром Путиным

«Любовь и голуби»

В 1984 году Меньшов снял картину «Любовь и голуби» по одноименной пьесе Владимира Гуркина. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз — «Золотую ладью» в 1985 году.

«Любовь и голуби»- один из тех фильмов, которые зрители будут с наслаждением смотреть и через много лет. Шутки из него вошли в нашу жизнь.

Главные роли исполнили Александр Михайлов, Нина Дорошина, Людмила Гурченко, Сергей Юрский и его супруга Наталья Тенякова. А в эпизодах играл и сам Владимир Меньшов.

Владимир Меньшов также поставил фильмы: «Ширли-мырли» (1995), «Зависть богов» (2000), «Большой вальс» (2008).

В настоящее время он является генеральным директором и художественным руководителем ООО «Киностудия «Жанр», входящей в киноконцерн «Мосфильм».

Владимир Меньшов: «С уходом сексуального начала уходит и талант…»

За «Москву…» меня травили, а Гайдай вообще был изгоем

— Если бы вам предложили прожить еще один день на выбор, какой бы выбрали: 11 февраля 1980 года или 1 апреля 1981-го?

— Вопрос провокационный… 11 февраля — это день премьеры фильма «Москва слезам не верит». 1 апреля стало известно, что картине присудили «Оскара». Но и премьера, и награда — это все прилагающееся к фильму. Главное событие, что фильм состоялся, что он, к немалому моему удивлению, оказался таким долгожителем и собирается жить и дальше.

— Вопрос в том, когда вы чувствовали себя более счастливым?

— Это было даже не 11 февраля, а через несколько дней, когда я увидел толпу перед кинотеатром. Я не преувеличиваю, вся площадь Пушкина была заполнена людьми. Это действительно произвело на меня сильнейшее впечатление, потому что перед этим был период, когда я вообще просыпался с ощущением, что ничего не получилось, дай бог, нам не опозориться. И я был счастлив, что наш труд получил такую отдачу.

Программа к юбилею Владимира Меньшова на радио «КП» 97.2 Fm

00:00

00:00

— Совсем немного не дотянули до абсолютного рекорда по числу зрителей.

— «Москва слезам не верит» стоит на втором месте после фильма «Пираты ХХ века». «Пираты…» вышли в том же году и тоже сделали огромный сбор: у них где-то 92 миллиона зрителей, у нас — 89. Но если считать по заработку, то там несравнимо: у нас две серии, а это в два раза больше по деньгам.

— На церемонию вручения «Оскара» вас не выпустили. Как приз все же к вам попал?

— На самой первой церемонии вручения премии «Ника» организаторы решили восполнить этот пробел и вручить мне «Оскара». Правда, они хотели вручить и тут же забрать. Но, взяв его на сцене в руки, я у зала попросил разрешения задержать его у себя хотя бы на одну ночь. Ну зал сказал: да, да. А за кулисами сказали: отдай. Но я, разумеется, не отдал и правильно сделал, потому что я бы его потом не нашел. Это начинался как раз полный бардак. Министры менялись, замминистры менялись, кабинеты переезжали, а он стоял где-то в задней комнате у министра…

— Вы говорили, что время после выхода картины и до «Оскара» было одним из самых тяжелых в вашей жизни.

— Картина шла вразрез всем модам того времени. Были в моде картины медленные, раздумчивые. Были в моде картины «незрительские», фестивальные. Это было противоборство интеллигенции с советской властью, которое такие формы принимало. И одна из дикостей, которая сопровождала «Москву…», это разговоры, что в принципе такой фильм легко создать, но порядочные люди этого не делают. Сейчас ваше поколение в голову взять не может, что Гайдай был изгоем в среде кинематографистов. Изгоем, совершенно неуважаемой личностью! Это человек, который пошел на уступки зрительскому вкусу. И каждая его картина сопровождалась этими словами. И никакого внимания не обращалось на зрительский успех, потому что «зритель — дурак, зрителя легко взять на обманку».

В то время если кого-то что-то заставили вырезать и он несколько дней сопротивлялся, то это уже обрастало легендами, уже говорили: это та самая картина, из которой заставили вырезать, а режиссер, бедный, пал жертвой… Это давало большие плюсы картине. А если фильм на некоторое время положили на полку, если конфликт более глубокий и режиссер более упорный, то картина становилась суперзвездой. Я никогда не пользовался этим аргументом, хотя из картины «Москва слезам не верит» меня что-то заставляли вырезать. У меня по фильму «Любовь и голуби» было такое: полгода я бодался с руководством, поскольку оно требовало сделать невыполнимые совершенно поправки.

— Что хотели?

— Начиналась борьба с алкоголем, надо было убрать всю линию. Юрского убрать.

— Как убрать Юрского?!

— Ну как? Вот представьте себе, как. И я также говорил: «Вы что, с ума сошли?» Меня даже со всеми моими наградами отстранили от картины, назначили другого режиссера. Но я рассказываю это вам только сейчас, и мало кто про это вообще знает. Я не сделал ни одной поправки, они уступили в конце концов. Но в принципе с этим можно было бы до сих пор ходить, как со знаменем — я пострадавший от советской власти…

«Никакой порносцены у Табакова и Алентовой не было»

— Говорят, что из «Москвы…» вырезали какую-то очень откровенную сцену.

— Нет, нет, это все какие-то странные легенды. И мне странно, когда сейчас я слышу даже от Алексея Баталова, от Олега Табакова, что существовали какие-то подобные сцены. Они же участвовали в съемках и при этом рассказывают, что там было такое снято, что потом заставили вырезать, и что директор «Мосфильма» показывал наиболее знатным гостям в виде порнушки, клубнички. Я изумленно, раскрыв глаза, слушаю — откуда это?!

— Но не на пустом же месте эти разговоры?

— Сцена с Табаковым была чуть длиннее, мне пришлось там серединку вырезать. Она не принципиальна совсем, эта серединка. Даже поцелуй практически остался, там страстный поцелуй, мне было важно, что это отношения уже взрослой женщины, что это не девочка уже. Ну примерно та же история, что и «Зависть богов». Одно дело — Рудик, соблазнение… А это уже вполне матерая женщина, которая знает цену сексу, она рожавшая женщина, потому это было по-другому снято. Там они раздевались судорожно друг перед другом, Табаков выходил в трусах. Мне сказали: «Ой, ой, даже не думай, сразу уберите». И там есть такая прорезка — вставлена дверь, когда теща звонит в дверь. И сразу же они уже раздетые. Но эта серединка, ей-богу, не заслуживает того, чтобы ее показывать каким-то высокопоставленным гостям «Мосфильма»: вот что мы можем снять, но показать народу не можем.

«Меня запросто могли посадить на пять лет»

— Вы ведь фаталист?

— Несомненно.

— Который не верит в Бога. Как такое возможно?

— Меня каким-то образом ну совершенно не задело религиозное сознание. И уже во взрослом состоянии попытки мои воцерковиться, ходить в церковь для меня никогда не были привлекательными. Но я не могу избавиться от ощущения, что присутствует в жизни людей, с которыми я сталкивался, некая сила, которая их вытаскивала в самые катастрофические моменты.

— В вашей жизни был момент, когда прошли по краю. Чуть-чуть в сторону — и могло непоправимое случиться?

— Я прочел у Михаила Ульянова о том, как он приехал в Москву в первый раз в 1947 году и с какого-то перепугу привез с собой пистолет. И его на вокзале патруль попросил открыть чемодан. Вот это был край! Сюда или сюда! На его счастье, не стали рыться. Вот как после такого сказать, что нет судьбы?

Я про себя один случай расскажу. Когда я в театральное училище не поступил, работал на шахте в Воркуте. Даже карьеру стал делать, уже дослужился до стволового. В общежитии выпили мы все прилично, и наш товарищ пошел куда-то, я прихожу, мне говорят: «Забрали его в милицию». Я, как благородный человек, пошел выяснять, за что. Мне в отделении сказали по-хорошему: «Идите, товарищ». Я не успокоился: «За что вы его забрали?» — «Идите отсюда». Как потом рассказывали те, кто видел, я вышел на крыльцо, на мне сидит милиционер, еще двое с обеих сторон, драка серьезная. В отделении милиции драка! Мы полночи просидели, а потом нас отпустили. На следующий день меня вызывают к прокурору. И прокурор мне говорит: «Это вы вчера дрались с милицией?» «Да, я». — «Это вы кричали: «Фашисты, сволочи, убить вас всех мало», — на представителей власти?» Я не помню, в драке это было, но понимаю, что это или года три тюрьмы, или целых пять… Но вот пожалел он меня в этот момент и сказал: «Ладно, 15 суток, идите». Спокойно мог заработать срок — и все.

— Считаете, ваша судьба тоже была предопределена?

— Я хорошо понимаю, что, если бы в конце концов не сумел сменить вектор судьбы и не сумел поступить после долгих попыток в Студию МХАТ, то прожил бы не свою жизнь. Отец хотел сделать меня, как он сам, военным, но это было не мое.

— Может, все же не случайно роли военных вам постоянно предлагают в последнее время?

— Вчера остановился на светофоре, из соседней машины какая-то компания руками машет: «Мужик, ну ты генерала сыграл вот так вот!» Кроме отца, с армией меня ничто не связывает, но случилось, что я сгодился для ролей генералов и маршалов. Благодаря последним ролям пошла новая волна популярности, которая мне начинает даже мешать.

«Дочь заставила пойти работать в булочную»

— Вас жизнь сильно кидала, но вы все равно выбирались. Откуда такое упорство?

— Я думаю, эта черта появилась во мне самовоспитанием. Я даже могу вспомнить, когда это случилось. Лет в 10 — 12 у меня была такая книжка — «Алеша Птицын воспитывает характер». Я из этой книжки узнал, что существуют дневники, что люди в дневниках ставят перед собой какие-то цели. Отмечают, добились они или не добились. И я тоже завел дневник. Он был малоинтересный, но я писал и все время ставил задачи, подражая Алеше Птицыну. Разумеется, подавляющее большинство этих всех пожеланий к самому себе не исполняется. Ну какое-нибудь там — бросить курить с первого числа. Не получилось. С пятого числа бросить курить! Снова не получилось… Но в конце концов какая-то тренировка воли все равно идет…

— Если сейчас кому-то рассказать, что Владимир Меньшов, уже окончив Студию МХАТ, долго скитался по общежитиям и работал по ночам в булочной, они не поверят.

— Юля уже должна была появиться на свет, и надо было думать, что к нашему крайне ограниченному бюджету добавятся расходы на ребенка. Сначала я пытался подрабатывать, разносить по утрам почту, это была очень тяжелая работа, потому что надо было вставать в пять утра, в диком темпе разносить и получать за это 20 рублей в месяц. А тут Вера увидела объявление, что в булочной рядом с нашим домом требуется ночной рабочий. И вот туда я, аспирант ВГИКа, пришел наниматься в качестве рабочего. Это было еще не широко распространенным явлением, это был 1969 год. На меня потрясенно смотрела заведующая, она сказала: «Давайте тогда я вас заведующим назначу. То есть рабочие будут под вашим началом, вы будете заведующий смены. Материально ответственным лицом, зарплата на 20 рублей больше». Это было, конечно, жутко соблазнительно, и я согласился. Потом сто раз проклял это, потому что рабочий — лицо безответственное, они часто и не выходили на работу, и я за всех пахал. Я за все расписывался, и отчитывался, и недостачи должен был покрывать из своей зарплаты.

Зато в эту булочную все мои друзья приходили, ночи там были очень веселые, творческие — выпивки, разговоры, там было замечательное место. Дома — дочка, общежитие, а здесь я был полный хозяин, они сидели в моей комнате. Вместе со мною принимали хлеб, который привозили ночью, грузили, отламывали себе свежака такого горяченького. Пили мы тогда в основном вино недорогое. Там было написано два сценария больших, серьезных. Три года я отработал и ушел оттуда, потому что начал сниматься в кино, уже появились, к счастью, другие заработки. И все равно дневники мои были полны записями, как я ленив, как я мало работаю, как я мало добился и так далее.

— У вас есть ответ, почему Москва вашим слезам так долго не верила?

— Это норма. Я был не отсюда, я приехал из другого мира. Мои однокурсники, которые также приехали из другого мира, они не адаптировались. Они стали актерами, но не вошли в этот мир. А у меня-то амбиции были стать хозяином этого мира, не прислужником, а равным самым большим людям. Вот эта претензия во мне и ощущалась, и я ее не скрывал. Но если ты вырос в Москве, а еще лучше — на Николиной Горе, то гораздо легче люди поймут твои претензии.

«Я еще что-то сниму. Наверное»

— Семьдесят лет, по вашим ощущениям, это много?

— Ненавижу эту дежурную фразу «я не чувствую возраста, я еще способен…». Да нет, конечно, и не способен, и уже начинает… Не сглазить бы, но при том, что я вел совсем неправедную жизнь, у меня вроде пока еще все ничего. Хотя некоторые компоненты организма уже начинают доказывать, что им 70.

— Среди режиссеров идет спор: можно ли снять хорошее кино после пятидесяти лет?

— Я думаю, что истина конкретна. Вот этот может снимать, а кому-то… Талант ведь вещь конечная, имеет некую продолжительность. Это страшно — объявить человеку, что его талант выдохся. Вместе с возрастом, с угасанием каких-то биологических функций, может, с уходом сексуального начала, скорее всего, уходит и талант.

— То есть сексуальное начало все же важно для режиссера?

— Ну, я не знаю, я предполагаю… У японцев была замечательная традиция: с достижением возраста, 60 или 70 лет, знаменитый художник ставил точку, менял имя, уезжал в провинцию и вел другую жизнь, как будто он совсем другой человек. Это, конечно, здорово, это снимает все вопросы: когда, черт его знает, что с ним делать? Он великий, а снимает ерунду. Или на сцене играет плохо, а тем не менее он великий, и сказать ему об этом — значит убить его.

— Вы какой выбор сделали?

— Вот тут мой фатализм и держит на поверхности. Я долго держал паузу после «Любовь и голуби», но сделал «Ширли-Мырли» и «Зависть богов». Сейчас опять пауза. Я хотел снимать «Большой вальс» и даже начал, но не случилось этой картины.

Полный текст читайте дальше…

xHTML-код

Лучшие роли Владимира Меньшова.

Сценарист

Владимир Меньшов написал сценарии к фильмам: «Я служу на границе» (1973), «Ночь коротка» (1981), «Ширли-мырли» (1995), «Большой вальс» (2008), был продюсером нескольких кинокартин, среди которых: «Любовь зла» (1998), «Китайский сервиз» (1999), «Кадриль» (1999), «Зависть богов» (2000), «Сосед» (2004), «Время собирать камни» (2005), «Платки» (2006), «Большой вальс» (2008).

Первые шаги на актерском поприще

Однако столица СССР не очень радушно встретила пылкого юношу. В институт его не приняли, даже несмотря на серебряную медаль и довольно неплохую подготовку.

Но будущий режиссер не пал духом. Он вернулся в Астрахань, где в то время проживали его родители, и добился того, что его приняли в местный драматический театр в качестве актера вспомогательного состава. Обучаясь театральным премудростям на практике, Владимир зарабатывал себе на жизнь работой токаря на одном из местных заводов. Позже сменил еще ряд профессий: от шахтера до матроса.

Четыре года работы в других сферах не остудили желание стать актером. Поэтому в 1961 г. Меньшов снова штурмует Москву, и на этот раз удачно: талантливого юношу принимают в Школу-студию МХАТ.

Учеба во МХАТе не только помогла раскрыть его талант, но и позволила завести полезные знакомства среди актеров и режиссеров. Кроме того, именно здесь Владимир познакомился с очаровательной второкурсницей Верой Алентовой, которая стала главной любовью его жизни.

Несмотря на то что многие преподаватели утверждали, что отличный актер Владимир Меньшов, не один театр в Москве не взял его на работу после МХАТа. Место удалось найти лишь в Ставрополе, куда выпускник отправился работать на целых 2 года.

Эта неудача не сломила Владимира Меньшова — он решил стать режиссером.

Личная жизнь

Вся жизнь Владимира Меньшова связана лишь с одной женщиной – актрисой Верой Алентовой. Они познакомились на 2-ом курсе школы-студии МХАТ. В 1965-ом пара временно рассталась. Меньшов уехал на два года в Ставрополь, так как в Москве не смог устроиться на работу, а Алентова продолжала работать в Москве. После возвращения в столицу Владимир и Вера поженились . Летом 1969 года у них родилась дочь Юлия. Сегодня она – известная актриса и телеведущая.

Личная жизнь Владимира Меньшова

Личная жизнь Владимира Меньшова вроде бы и открыта всем вокруг, поскольку сам режиссер не делает из нее тайны, однако, белые пятна в ней все-таки существуют. Мало, кто знает, что счастливая пара Алентовой и Меньшова была на грани разрыва, поскольку в 1965 они расходились с грандиозным скандалом.

Дело в том, что Владимира Валентиновича подозревали в интрижке с Людмилой Туевой, которая была актрисой. У нее родился сынишка Саша, которого Меньшов считал своим наследником, но женщина, которая была младше режиссера на девять лет, смогла доказать, что это лишь ее малыш.

Стоит отметить, что режиссеру и актеру Владимиру Меньшову грозит 15 лет за то, что он поддерживал непризнанную Донецкую Народную Республику. Власти Украины запретили въезд на территорию страны и грозят тюремным сроком мужчине по статье финансирования террористов. Дело в том, что Владимир Валентинович передал властям ДНР ноутбук и 1 000 000 российских рублей на приобретение медикаментов для ополченцев.

Звания и награды

  • Лауреат Государственных премий РСФСР (1976) и СССР (1981)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)
  • Народный артист России (1989)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Призы за актерскую работу» за 1973 год
  • Премия «Оскар» в номинации «Иностранный фильм» за 1980 год
  • 2014 — премия «Золотой орел» за лучшую мужскую роль второго плана («Легенда №17»)

По материалам сайтов: КиноПоиск, телеканала «Россия», StarAndStar.ru, Кино-театр.ру, Lifeactor.ru, РИА «Новости», Википедия, «МК».

Занимательные факты

  • За «Розыгрыш» Меньшов стал лауреатом премии им. Н. К. Крупской, а за фильм «Москва слезам не верит» удостоился Государственной премии СССР.
  • С 1984 г. Владимир Меньшов является заслуженным деятелем искусств РСФСР, а через 5 лет после этого получил еще и звание народного артиста РСФСР.
  • Участвовал в озвучке игр «Дневной дозор» и «Ночной дозор». Исполнил роль Гесера.
  • Является идейным коммунистом, не поменявшим свое мировоззрение после распада СССР. Из-за этого, будучи ведущим церемонии MTV 2007, в прямом эфире отказался вручать награду кинокартине «Сволочи». Подобная ситуация повторилась с картиной «Утомлённые солнцем 2: Цитадель». Меньшов выразил протест против номинации ее на «Оскар» от РФ.
  • Имеет двух внуков: Андрея и Таисию.
  • В 2007 г. артист получил звание почетного гражданина города Астрахани.
  • Озвучил мэра Зверополиса в одноименном мультфильме 2020 г.

Владимир Меньшов далеко не сразу смог покорить столицу СССР. Он добился многого, став одним из наиболее успешных режиссеров и актеров отечественного кино за всю его историю. Несмотря на свои заслуги, Меньшов и сегодня не почивает на лаврах, а активно трудится на благо культуры. Кроме работы в кино, он также делится своим бесценным опытом с молодым поколением, преподавая в актерско-режиссерской мастерской во ВГИКе.

Фильмография: Актер

  • Крик тишины (2019)
  • Кукушечка (2016), сериал
  • Зеленая карета (2015)
  • Выстрел (2015), сериал
  • На краю добра (2014)
  • Москва. Центральный округ-4 (2014), сериал
  • Экспириенс (2014)
  • Екатерина (2014), сериал
  • Дед Мазаев и Зайцевы (2014)
  • Бегущая строка (2014), сериал
  • Третья мировая (2013), сериал
  • Легенда №17 (2013)
  • Бальзаковский возраст, или Все мужики сво… 5 лет спустя (2013)
  • Мебиус (2013) / Mоbius
  • Личные обстоятельства (2012)
  • О чем еще говорят мужчины (2011)
  • Елки-2 (2011)
  • Generation П (2011)
  • Маруся (2010)
  • Москва. Центральный округ-3 (2010)
  • Любовь-морковь-3 (2010)
  • Выкрутасы (2010)
  • Любовь под прикрытием (2010)
  • О, счастливчик! (2009)
  • Каникулы строго режима (2009)
  • Течет река Волга (2009)
  • Каникулы строгого режима (2009)
  • Шаг за шагом (2008)
  • Судебная колонка (2008)
  • О, счастливчик! (2008)
  • Платки (2007)
  • Первый дома (2007)
  • Громовы. Дом надежды (2007), сериал
  • Ликвидация (2007), сериал
  • «Ноль-седьмой» меняет курс (2007)
  • Александровский сад (2007), сериал
  • Диверсант. Конец войны (2007), сериал
  • Сумеречный дозор (2007)
  • Код апокалипсиса (2007)
  • Заколдованный участок (2006), сериал
  • Дневной дозор (2006)
  • У.Е. (2006)
  • Брежнев (2005), сериал
  • Время собирать камни (2005)
  • Время жестоких (2004), сериал
  • 32-е декабря (2004)
  • Сосед (2004)
  • Диверсант (2004), сериал
  • Только ты… (2004), сериал
  • Москва. Центральный округ-2 (2004), сериал
  • Ночной дозор (2004)
  • Бальзаковский возраст, или все мужики сво… (2004), сериал
  • Участок (2003), сериал
  • Москва. Центральный округ (2003), сериал
  • Здравствуй, столица! (2003)
  • Спартак и Калашников (2002)
  • Остановка по требованию-2 (2001), сериал
  • Остановка по требованию (2000), сериал
  • 8 1/2 долларов (1999)
  • Досье детектива Дубровского (1999)
  • Китайский сервиз (1999)
  • Царевич Алексей (1997)
  • Ширли-Мырли (1995)
  • Чтобы выжить (1994)
  • Троцкий (1993) /Trotsky/
  • Русский регтайм (1993)
  • Новый одеон (1992)
  • В той области небес (1992)
  • Генерал (1992)
  • Депрессия (1991)
  • Абдулладжан, или посвящается Стивену Спилбергу (1991)
  • Отдушина (1991)
  • Адвокат (1990)
  • Самоубийца (1990)
  • Ивин А. (1990)
  • Город Зеро (1989)
  • Отче наш (1989)
  • Куколка (1988)
  • Где находится нофелет? (1987)
  • Год теленка (1986)
  • Прости (1986)
  • Перехват (1986)
  • Курьер (1986)
  • Снегурочку вызывали? (1985)
  • Любовь и голуби (1984)
  • Магистраль (1983)
  • Если враг не сдается (1982)
  • Время для размышлений (ТВ) (1982)
  • Под одним небом (1982)
  • Гиблое дело (1981)
  • Собственное мнение (1976)
  • Сказ про то, как царь Петр арапа женил (1976)
  • Розыгрыш (1976)
  • Ар-хи-ме-ды! (1975)
  • Последняя встреча (1974)
  • Соленый пес (1973)
  • Человек на своем месте (1972)

Фильмы

В фильмографии Меньшова-актера свыше сотни разноплановых ролей. Мэтр кино уверен, что только из человека, познавшего нюансы, тяжесть актерского труда, получается хороший режиссер.

Сам он дебютировал в картине однокурсника Владимира Павловского «Счастливый Кукушкин», где выступил и соавтором сценария. Первую награду принесла мелодрама «Человек на своем месте». С этого момента Владимир уже не ждал подолгу новых предложений.

Зрителям запомнилась eго игра в фильмах «Соленый пес», «Прости», «Где находится нофелет?», «Курьер», «Китайский сервиз». Неоднократно Меньшов перевоплощался в реальных исторических персонажей: граф Меншиков в «Царевиче Алексее», Георгий Жуков в «Ликвидации», Иван Конев в «Если враг не сдается».

View this post on Instagram

A post shared by Арт-холдинг Ангажемент (@angazhement) on Sep 17, 2020 at 12:00am PDT

Не привыкать актеру сниматься в образе главы государства или еще какого-нибудь чиновника, как в боевике «07-й меняет курс», триллере «Мёбиус», сериале «Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского».

Без участия знаменитости не обошлись популярные проекты «Диверсант», «Ночной» и «Дневной дозор», «Легенда № 17», «Любовь-морковь» и «Ёлки».

По словам дочери Юлии, режиссерские работы отца — это способ удивить мать, актрису Веру Алентову. Но сначала Владимир Валентинович в 1977-м удивил публику драмой «Розыгрыш», после которой взошла звезда Дмитрия Харатьяна.

View this post on Instagram

A post shared by ⭐Городской Дворец культуры⭐ (@gdk_zheleznovodsk) on Jun 5, 2020 at 11:01am PDT

В 1980-м с разрешения Леонида Брежнева на экраны вышел, пожалуй, главный фильм Меньшова «Москва слезам не верит». В первый год проката картину увидели 90 млн зрителей, права на показ купили более сотни стран. В разгар холодной войны американцы удостоили продукт советского кинематографа высшей награды — «Оскара».

Не менее популярна и любима комедия «Любовь и голуби», прошедшая трудный путь к сердцу зрителя. Снятая в разгар антиалкогольной кампании, oна год пролежала на полке, поскольку режиссер отказался вырезать провокационные кадры с пьющими героями.

Картину «Ширли-мырли», где сыграли Армен Джигарханян, Олег Табаков и Инна Чурикова, не оценили уже коллеги Меньшова. И все потому, как сказала жена и исполнительница главной роли, что фильм без прикрас показал царившую в стране ситуацию и опередил время. Но зато появилось новое звездное имя Валерий Гаркалин.

Чутье Владимира на актеров проявилось и в мелодраме «Зависть богов». Главную роль здесь получил Анатолий Лобоцкий, до этого не имевший опыта киносъемок. Эпизод согласился сыграть сам Жерар Депардье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]