БИОГРАФИЯ
Раиса Рязанова родилась в городе Петропавловске, расположенном на севере Казахстана. Будущая актриса была внебрачным ребенком. Ее отцом был заезжий шофер, которого мать Раи, полуживого, нашла на дороге и выходила. В Мичуринске, откуда родом был мужчина, его ждала жена и шестеро детей. «Думаю, что я — дитя любви, и расставание родителей не было легким для обоих. Это стало настоящей человеческой драмой, когда война, разбросав одних и сблизив других, поставила двух людей перед непростым решением вечного конфликта между чувством и долгом», — рассказывает актриса.
В раннем возрасте Рая вместе с мамой переехала в подмосковный город Раменское. После окончания школы девушка поступила в Рязанское музыкальное училище по классу баяна. Получив диплом, Рязанова целый год преподавала в музыкальной школе.
Раиса очень любила ходить в театр, по несколько раз могла пересматривать один и тот же спектакль. «Однажды я попала в Рязанский драмтеатр на «Ромео и Джульетту» и поняла: все, я пропала! Влюбилась в Ромео, ходила на каждый спектакль, плакала навзрыд. И дело дошло до того, что артисты меня уже знали. И, по сути, я срывала спектакли. Вот тогда баянистка Рая твердо решила стать актрисой и играть Джульетту, чтобы умирать на сцене и чувствовать, как над моим телом рыдает Ромео», — рассказывает Рязанова. Она приехала в Москву и поступила в Щепкинское училище, однако в сентябре весь курс перевели в ГИТИС. Его Раиса Ивановна окончила в 1969 году.
Детство и юность
Раиса Ивановна родилась 31 октября 1944 года (знак зодиака — Скорпион). Первые годы прошли в Петропавловске, Казахстан, а затем мать и Раиса переехали в подмосковное Раменское. Сказать точно о национальности артистки сложно: эту информацию она не афиширует в прессе. Детство было сложным. Мать родила девочку вне брака от командированного водителя. Он был женат и воспитывал шестерых детей. Женщина не захотела разрушать семью.
Окончив школу, Рая поступила в музыкально-педагогическое училище в Рязани. После выпуска она год учила детей игре на баяне в музыкальной школе, а в свободное время ходила на спектакли городского драмтеатра. Там у нее и проявилась страсть к сцене. Она часто представляла себя в той или иной роли, мечтала, что однажды сыграет Джульетту.
КИНО
Раиса Рязанова дебютировала на экране в 1968 году, исполнив главную роль в телеспектакле «Гуля Королева». После этого были роли в картинах: «День и вся жизнь», «Золотые рога», «Это мы не проходили…», «Безотцовщина», «Белый Бим Черное ухо», «Приезжая» и других.
«Москва слезам не верит»
Всенародную известность принесла Раисе роль Тоси Буяновой в картине Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Ее героиня в фильме – единственная из трех подруг, которая сразу обрела простое женское счастье. После этой работы актриса сразу проснулась знаменитой, ее стали узнавать на улице и просить автографы. Актриса признается: «Я благодарна удаче, что сыграла в картине, которая стала буквально народным достоянием».
На сегодняшний день фильмография актрисы насчитывает более 200 работ в кино. Раиса Ивановна продолжает активно работать, радуя зрителей новыми ролями. Она снималась в картинах: «Не ходите, девки, замуж», «Любовь», «Петербургские тайны», «Барышня-крестьянка», «Леди Босс», «Всегда говори «всегда», «Жених для Барби», «Рельсы счастья», «Варенька. Испытание любви», «Измена», «Семейный детектив», «Верю не верю», «Срочно выйду замуж» и многих других.
Фильмы
В кино Раиса дебютировала сразу в главной роли. Девушка сыграла Гулю Королеву в одноименной картине. В молодости у актрисы был плотный график съемок. Главные и эпизодические роли чередовались, а ее героини были похожи — простые русские девушки. Рослая исполнительница (рост 175 см) с длинной косой правдоподобно воплощала на экране предлагаемые образы.
В 1969 году был снят советский художественный фильм режиссера Юрия Григорьева «Один день и вся жизнь», который вышел на экраны в конце мая 1970-го. Раиса сыграла женщину, которая в трудные военные и послевоенные годы одна воспитывает сына. Роль ее киноребенка досталась сыну артистки — маленькому Дане. Мальчик рос на съемочной площадке, постоянно следуя за матерью, и периодически получал эпизодические роли в разных картинах.
В 1972-м Раису Ивановну пригласили на главную роль Евдокии в советский полнометражный художественный фильм-сказку «Золотые рога», который стал последней работой режиссера Александра Роу.
Раиса Рязанова в фильме «Москва слезам не верит».
Опубликовано Кинокомпания АРСИ-фильм Пятница, 23 августа 2019 г.
Раиса Рязанова в молодости в фильме «Москва слезам не верит»
В 1978 году артистку утвердили на роль Тони в картине «Москва слезам не верит». Режиссер Владимир Меньшов остановился на двух кандидатурах — Нины Руслановой и Раисы Рязановой. Утвердили Рязанову, потому что ее героиня получалась интересней. Русланова обиделась на режиссера и съемочную группу. Успех ленты превзошел все ожидания: она получила «Оскар» и много других призов.
Сложный период в актерской биографии начался в эпоху перестройки. Актрисы ее типажа оказались невостребованными. Затишье продолжалось до 2000-х — эпохи сериалов. Как ни странно, для Раисы Рязановой этот период стал спасением. Женщина начала часто сниматься в многосерийных фильмах.
За время кинокарьеры у Раисы Рязановой сложились актерские дуэты с другими знаменитыми советскими исполнителями. Больше всего артистка снималась вместе с Юрием Назаровым, Михаилом Жигаловым, Александром Числовым и Львом Дуровым.
В 2020 году с ее участием состоялась премьера сериала «Моя чужая жизнь». Это мелодрама о женщине, потерявшей в жизни любимую работу, семью и едва выжившей в автоаварии. Главные роли в фильме исполнили Елена Полянская и Роман Полянский. Раиса Ивановна перевоплотилась в героиню второго плана.
Еще одна новинка от актрисы — роль в детективной драме «Галка и Гамаюн», где вместе с ней снимались Ирина Пегова и Анна Снаткина.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Раиса Рязанова была замужем за своим однокурсником Юрием Перовым. В 1969 году у пары родился сын Данила. Однако семейная жизнь Раисы и Юрия не сложилась, и вскоре после рождения сына супруги подали на развод. Актриса признается: «Я честно сказала мужу, что я влюбилась и нам надо расстаться. Это был первый раз, когда все затрепетало и задрожало во мне. Я счастлива, что это было в моей жизни. И всем было понятно, что я чувствую».
Подробно о личной жизни актриса рассказала в интервью Борису Корчевникову в программе «Судьба человека».
Сын Раисы Рязановой не решился уйти из семьи к любовнице
Актер Данила Перов умер в 51 год, как и его отец
Единственный сын народной артистки Раисы Рязановой, сыгравшей маляра Тосю в оскароносном фильме «Москва слезам не верит», внезапно умер в ночь на 22 января — оторвался тромб. Данила Перов тоже был артистом: служил в театре «Содружество актеров Таганки», снимался в кино и сериалах, в том числе в популярных — «Всегда говори «всегда»», «Марш Турецкого», «Универ», «Паутина», «Отель «Элеон»».
В фильме Владимира Меньшова Рязанова исполнила роль самой счастливой из трех подружек-провинциалок. Ее стеснительная и неприхотливая Антонина вышла замуж по любви за простого рабочего, родила троих сыновей и скромно, но благополучно жила в столице. Повторить этот путь самой актрисе не удалось.
Рая была внебрачным ребенком: ее мать, женщина из деревни, нагуляла дочь от заезжего шофера, который имел жену и шестерых детей. Окончив школу и музучилище по классу баяна, Рязанова поняла, что ее призвание — актерство. Поступила в ГИТИС, где влюбилась в однокурсника Юрия Перова — и вскоре стала его женой.
больше по теме
Раисе Рязановой стало плохо у гроба сына
В театре «Содружество актеров Таганки» простились с 51-летним актером Данилой Перовым – единственным сыном звезды картины «Москва слезам не верит», народной артистки России Раисы Рязановой. Данила внезапно умер во сне из-за оторвавшегося тромба.
— Мы прожили всего несколько лет, — рассказывала Раиса Ивановна. — Поженились на втором курсе, а на четвертом у нас родился Данила. Уехала сниматься и влюбилась. Приехала и сказала Юре: «Все, я люблю и больше так жить не могу». Он меня уговаривал остаться. Измены-то как таковой не было. Но я настояла на разводе. Муж потом завел свою семью. Сейчас его нет в живых (умер в 51 год от сердечного приступа. — И. С.) А у меня и с той моей любовью тянулось десять лет. А потом как бы и кончилось.
Данила стал единственной опорой одинокой пожилой матери, недавно отметившей 75-летие. Он пошел по ее стопам, но никогда не прикрывался родством. Не хвастался звездными корнями и его сын Андрей, внук Раисы Ивановны. Тоже получив диплом артиста, тот стал играть с отцом на одной сцене в театре «Содружество актеров Таганки».
В прошлом году Данила Перов отметил жемчужную свадьбу с супругой Аленой — 30 лет совместной жизни.
Перов и Африкантова мечтали пожениться. Фото: Facebook.com
— Данина жена вроде не актриса, в нашем кругу она никогда не появлялась, — поделилась с «Экспресс газетой» коллега Перова по театру Ирина Померанцева. — У Дани некоторое время назад сложились близкие отношения с нашей актрисой Катей Африкантовой. Они очень любили друг друга, но у него семья и сын, которые всегда стояли на первом месте. Да и мама Раиса Ивановна никогда бы не позволила Дане развестись. Талантливейший и добрейший человек, он скоропостижно умер дома после спектакля — оторвался тромб. Скончался в том же возрасте, что и его отец, — в 51 год. Возможно, даже не понял, что ушел на небо. Ужас! Он был очень хорошим сыном и отцом.
На церемонии прощания Раиса Рязанова еле держалась на ногах, задыхалась от рыданий, горстями пила успокоительное, внук и невестка обмахивали ее веером.
— Я с тобой не прощаюсь, отец, — стоя у гроба, сказал 30-летний Андрей. — Я знаю, что рано или поздно мы встретимся. Теперь до конца жизни мне придется справляться без твоей мудрости и поддержки.
Похоронили Данилу Перова на Троекуровском кладбище, рядом с могилой певицы Юлии Началовой.
ИНТЕРВЬЮ
О работе на съемочной площадке
«Я снималась у Марка Семеновича Донского, который стоял у истоков кинематографа и был одним из первых режиссеров студии имени Горького. Мы снимали картину, где я играла жену революционера, крестьянку. Я должна была влететь в класс и закричать: «Там стачка, а вы тут сидите». Мне еще 30 не было. И он, седой уже, показывал мне, как влетать, как дышать, как говорить, заикаться. Сейчас режиссеры не учат. Им подсказываешь. Со мной удобно: мне не надо долдонить по несколько раз. И операторы меня любят, потому что мне не надо объяснять, что в камеру не смотреть, я и свет чувствую, знаю, когда нос уже будет в тени. И за этим слежу. А молодые не следят, поэтому и второй, третий дубль. А если я с ними в кадре, приходится же и мне отдуваться по столько раз. Поэтому, когда играю с такой «дочкой-внучкой», поворачиваю ее потихонечку в камеру. Чтобы сняли хоть что-то. Потом подходит оператор: «Раиса Ивановна, спасибо!». Сейчас вообще в кино больше дублей, чем в советское время — потому, что они сами не знают, чего хотят. Штук десять сделают, чтобы было из чего выбирать. Но чудес не бывает. Когда во всех десяти глаза пустые, тут не выберешь».
О счастье
«Оно маленькое, оно мое, оно бесконечное – это моя дача, это моя земля, это мой труд — вот это мое счастье. Там я отдыхаю, получаю жизненные силы и здоровье. Ну это ли не счастье?».
По материалам сайтов: russia.tv, 7days.ru, vokrug.tv, kino-teatr.ru, aif.ru, kp.ru, starhit.ru, kinopoisk.ru.
Любовь к женатому скромницы Тоси. Раиса Рязанова и два ее страстных романа
Раиса родилась в Казахстане, вне брака, у простой деревенской женщины, которая обладала красотой и женским обаянием и чуть не увела из семьи молодого шофера, у которого уже было шестеро детей. Однако решила не вмешиваться в течение чужих дел, родила девочку, ничего не ожидая от ее отца.
Чтобы не мозолить глаза неудавшемуся кавалеру, женщина с совсем маленькой дочкой на руках переезжает в Подмосковное Раменского, где Раиса оканчивала школу.
Дочке хотела дать все самое лучшее и, хоть никакими особенными пристрастиями к искусству не обладала, всеми силами болела за Раечкины увлечения, помогала ей, чем могла и неустанно верила в таланты малышки.
Девочка увлеклась музыкой и после школы отправилась в Рязань — поступать в музыкальное училище. Выучилась по классу баяна, а после выпускного осталась в Рязани и стала преподавать.
Ромео
к/ф «День и вся жизнь» (1969)
Тем временем в Рязанском драматическом театре ставили «Ромео и Джульетту». С первого взгляда Раиса влюбилась в артиста, который играл Ромео. Ходила на спектакль ежедневно, каждый раз искренне оплакивая смерть своего героя в конце.
Скоро актеры Раю заприметили и стали над ее наивностью посмеиваться. Ромео чуть ли ни концовку спектакля срывал, не умея удержать нахлынувший хохот каждый раз, когда взгляд падал на снова рыдающую Рязанову.
Общаться с ним она стеснялась, испытывая перед актером священный трепет. Но каждый день шла за ним по пятам, когда тот после спектакля спешил домой. Однажды с любимого слетела шляпа, и взору влюбленной девчонки открылась плешь романтического красавца. Он оказался старым, а вблизи, без грима, еще и вовсе не красивым!
Тут же девушка решила отомстить мерзавцу. А за что? Сама по сей день не знает. Решила тогда: тоже стану артисткой! Буду так же играть на сцене, и докажу ему, что я не хуже!
Бойкий характер никогда не давал Рязановой сомневаться в своих силах, поэтому она твердо решила: надо поступать в ГИТИС!
Театральный
к/ф «Гуля Королёва» (1968)
Она тогда и не подумала, что срывается с места в саму Москву, где в театральные вузы стоит очередь из абитуриентов. Никакой поддержки в виде репетиторов, никакой протекции в экзаменационной комиссии — чистая импровизация.
«Я Рая Рязанова из Рязани», — начинала свою программу абитуриентка и образом простой веселой девчушки из глубинки поражала строгих педагогов. На втором туре переволновалась и забыла монолог. Пересказала своими словами, что помнила — наплела, в общем, что пришло в голову…
Насмотревшись на других поступающих и поняв, что многие уже выбрали амплуа, блестяще подготовлены и поступают не по первому разу, Раиса Ивановна упала духом. Она и списки поступивших пошла смотреть только для того, чтобы убедиться, что ее там нет. Но ошиблась. Рязанова была зачислена в ГИТИС с первого раза.
Не веря в свое счастье, Раиса с головой окунулась в учебу. Допоздна сидела в библиотеке, тщательно выполняла все упражнения. Однажды на курс пришел новый педагог, миссией которого было показать молодым, нетронутым студентам «настоящую жизнь».
Настоящая жизнь
к/ф «Ищу человека» (1973)
Читали с ним ту лирику Маяковского, которая содержит нецензурщину, а на следующее занятие он приказал распределиться по парам и готовить сцену с поцелуями. Рая — милая деревенская девочка с женским воспитанием только краснела и старалась отойти в сторонку. Однокурсницы же атаковали новенького — Юрку Перова. Красавца только что вернувшегося из армии, и зачисленного на их курс.
А тот глаз положил на скромную Раю. Решил приударить за ней, но тоже застенчиво, без напора. Картинно подавал руку, выходя из трамвая, а однажды привел в гости и напоил кофе с первой в жизни Раисы сигаретой. Актриса признается: эту привычку не смогла бросить до сих пор!
А замуж позвал случайно и неожиданно, а она так же случайно и неожиданно согласилась. Свадьбу сыграли в костюмах из вузовской костюмерной, а после застолья родственники оставили их вдвоем. Первая брачная ночь для влюбленных действительно оказалась первой.
Спустя год у молодых появился сын Даня. На академический отпуск времени не было, поэтому малыш оканчивал ГИТИС со своими родителями-студентами. Пока репетировали дипломный спектакль, коляска стояла за кулисами под присмотром то одних, то других приятелей — не занятых в сцене.
Когда вырос, сын пошел по стопам родителей, стал актером. Раиса Ивановна этому не удивляется — кем же еще?
Измена
к/ф «Приезжая» (1977)
После театрального Раиса Рязанова сама пошла устраиваться в театр, но в первый же посещенный ею актрису не взяли. Благо, к тому времени она уже начала сниматься в кино, да так там и осталась, то и дело задействованной то в той, то в другой роли.
На одних таких киносъемках познакомилась с женатым режиссером, имени которого никогда не произносила, но роман с которым никогда не скрывала.
На съемках вспыхнула стремительная страсть. Она тут же почувствовала, что этот мужчина может оказаться роковым, любовью всей ее жизни. Так увлекло актрису в мир новых эмоций, щедро подаренных этим взрослым и мудрым человеком, что на миг она забыла и о том, что замужем, и о маленьком сынишке.
Когда с режиссером они остались вдвоем впервые, он спросил ее, вышла бы ли она за него замуж. А Раиса тут же ответила: «А как же тогда Юра?!». Любовник был потрясен и больше никогда не задавал Рае этого вопроса.
Вернувшись после съемок, Раиса тут же обо всем рассказала мужу и подала на развод. Тщетно он просил ее не принимать конченого решения, подумать. Юра был готов простить свою очаровательную и честную супругу, считал, что ее легкая интрижка больше не повторится. Но актриса еще не раз назовет последующее за теми съемками десятилетие самым счастливым в ее жизни.
Только на «вы»
к/ф «Любовь» (1991)
Роман продолжился и в Москве. С женатым режиссером уже разведенная Рая бродила по столице, подолгу разговаривала обо всем на свете, заглядывала восторженно в глаза и говорила с любимым только на «вы».
Он будто занимался ее образованием — деликатно и ненавязчиво вводил в кинематографический круг, делая из деревенской простушки настоящую столичную актрису. Он так и не развелся, предпочитая жить двойной жизнью, тем более, что Раиса не ревновала его, никогда не пыталась сама найти встречи с любимым, а только лишь с благодарностью принимала его ухаживания.
Когда роман только начинался, они как без воздуха, не могли обходиться друг без друга и встречались ежедневно. Потом — через день, пару раз в неделю и, наконец, совсем редко. Спустя десяток лет звонить Раисе Ивановне он перестал, а она с легкостью отпустила своего любимого.
Больше Раиса Ивановна замуж не выходила и о своих романах не распространялась. Сегодня актриса благодарит судьбу за чудесного сына, невестку и внука, а также — за внезапно исполнившуюся мечту. Рязановой уже стукнуло 60, когда ее вдруг пригласили в театр. Она долго отказывалась, объясняя, что ГИТИС закончила 40 лет назад, и совершенно не знает себя, как театральную актрису. Но в «Табакерке» и знать ничего не хотели: нужна именно она!
Так Раиса Ивановна впервые вышла на подмостки, вспоминая своего Ромео. Также актрису часто зовут на возрастные роли в кино и сериалы. Она востребована и совершенно счастлива.
Москва слезам не верит (1979)
Без особого риска (1983)
Дамское танго (1983)
Если бы я был начальником… (1980)
По законам военного времени (1982)
ФИЛЬМОГРАФИЯ: АКТРИСА
- Моя чужая жизнь (2018)
- Желтый глаз тигра (2018), сериал
- Срочно выйду замуж (2015)
- Верю не верю (2014), сериал
- Я больше не боюсь (2014), сериал
- Там, где ты (2014), сериал
- Крутые берега (2011), сериал
- Варенька. И в горе, и в радости (2011), сериал
- Я тебя никому не отдам (2010)
- Кукушка (2010)
- С приветом, Козаностра (2010)
- Дворик (2010), сериал
- Экскурсантка (2010)
- Путейцы-2 (2010), сериал
- Пенсионеры (2010)
- Любовь вне закона (2010)
- Женить миллионера! (2010)
- Дворники (2010)
- Вышел ежик из тумана (2010), сериал
- Вы заказывали убийство (2010), сериал
- Спальный район (2009), сериал
- Ласковый май (2009)
- Хозяйка тайги (2009), сериал
- Райские яблочки. Жизнь продолжается (2009), сериал
- Одна семья (2009), сериал
- Литейный (2009), сериал
- Отдел контрольных преступлений (2009), сериал
- Варенька. Испытание любви (2009), сериал
- Срочно в номер-2 (2008), сериал
- Поцелуй не для прессы (2008) Монтекристо (2008),сериал
- И все-таки я люблю… (2008), сериал
- Женщина, не склонная к авантюрам (2008)
- Дочка (2008)
- Две сестры (2008), сериал
- Висяки (2008), сериал
- А я люблю женатого (2008)
- Софии (2007)
- Солдаты-12 (2007), сериал
- Предел желаний (2007), сериал
- Платки (2007)
- Королев. Главный Конструктор (2007)
- Дом кувырком (2007), сериал
- Ангел-хранитель (2007), сериал
- Час пик (2006)
- Рельсы счастья (2006)
- Под Большой медведицей (2006), сериал
- Нежный барс (2006)
- Грозовые ворота (2006)
- Варенька (2006)
- Не родись красивой (2006), сериал
- Я не вернусь (2005), сериал
- Туристы (2005), сериал
- Требуется няня (2005)
- Сыщики-4 (2005), сериал
- Солдаты-3 (2005), сериал
- Свой человек (2005), сериал
- Рождественские истории (2005)
- Парни из стали (2005), сериал
- Охота на асфальте (2005), сериал
- Ой, мороз, мороз! (2005)
- Казус Кукоцкого (2005), сериал
- Здравствуй, Гриша! (2005)
- Дополнительное время (2005)
- Девятого мая… (2005)
- Рокировка (2004), сериал
- О любви в любую погоду (2004)
- Кавалеры морской звезды (2004)
- Всегда говори «всегда»-2 (2004), сериал
- Близнецы (2004), сериал
- Спас под березами (2003), сериал
- С новым годом, с новым счастьем! (2003)
- Русские бабы (2003)
- Покаянная любовь (2003)
- Пассажир без багажа (2003)
- Огнеборцы (2003), сериал
- Жених для Барби (2003), сериал
- Желанная (2003), сериал
- Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1 (2003), сериал
- Сволочь ненаглядная (2003), сериал
- Другая жизнь (2003), сериал
- Всегда говори «всегда» (2003), сериал
- Next-3 (2003), сериал
- Черемушки (2002), сериал
- Провинциалы (2002), сериал
- Моя граница (2002), сериал
- Женская логика (2002)
- Подари мне лунный свет (2001)
- Ночь на кордоне (2001)
- Не покидай меня, любовь (2001)
- Леди Босс (2001), сериал
- Леди Бомж (2001), сериал
- Клетка (2001)
- Идеальная пара (2001), сериал
- Дальнобойщики (2001), сериал
- Любовь.ru (2000), сериал
- Опять надо жить (1999)
- Не послать ли нам… гонца? (1998)
- Му-Му (1998)
- На заре туманной юности (1997)
- Королева Марго (1996), сериал
- Дела смешные — дела семейные (1996)
- Барышня-крестьянка (1995)
- Петербургские тайны (1994), сериал
- Перед рассветом (1994)
- Русский бизнес (1993)
- Убийство на Ждановской (1992)
- Три августовских дня (1992)
- Очаровательные пришельцы (1991)
- Любовь (1991)
- Записки юного врача (1991)
- Болотная street, или Средство против секса (1991)
- Русский отдел (1990)
- Потерпевший (1990)
- Овраги (1990), сериал
- Процесс (1989)
- Перед рассветом(1989)
- Князь Удача Андреевич (1989)
- Кербез. Неистовый беглец (1989)
- Стукач (1988)
- Мудромер(1988)
- Цирк приехал (1987)
- Спасенному — рай (1987)
- Посторонним вход разрешен (1987)
- По траве босиком (1987)
- Башня (1987)
- Повод (1986)
- Первый парень (1986)
- Опасный приз(1986)
- Кто войдет в последний вагон(1986)
- Конец операции «Резидент» (1986)
- Зловредное воскресенье (1986)
- Алый камень (1986)
- Не ходите, девки, замуж (1985)
- Не имеющий чина (1985)
- Искренне Ваш (1985)
- Внимание! всем постам… (1985)
- Предел возможного (1984)
- Потерялся слон (1984)
- Очень важная персона(1984)
- Клиника (1984)
- Хозяин (1984)
- Человек на полустанке (1983)
- Утро без отметок (1983)
- Срок давности (1983)
- Дамское танго (1983)
- Без особого риска (1983)
- Предел желаний (1982)
- По законам военного времени (1982)
- Инспектор ГАИ (1982)
- Женатый холостяк (1982)
- Детский мир (1982)
- Хочу, чтоб он пришел (1981)
- Фронт в тылу врага(1981)
- От зимы до зимы(1981)
- Если бы я был начальником (1980)
- Старые долги (1979)
- Москва слезам не верит (1979)
- Возвращение чувств (1979)
- Хомут для Маркиза (1977)
- Приезжая (1977)
- Красный чернозем (1977)
- А у нас была тишина… (1977)
- Поле перейти (1976)
- Огненный мост (1976)
- Долги наши (1976)
- Белый Бим Черное ухо (1976)
- Безотцовщина (1976)
- Это мы не проходили (1975)
- Отроки во вселенной (1974)
- Контрабанда (1974)
- Письмо из юности (1973)
- Москва — Кассиопея (1973)
- Ищу человека (1973)
- Два дня тревоги (1973)
- Надежда (1972)
- Золотые рога (1972)
- Старый автобус (1971)
- В Москве, проездом… (1970)
- Дорога домой (1969)
- День и вся жизнь (1969)
- Гуля Королева (1967)
Работа в кино
Ее дебютом в кино стала роль в фильме «Гуля Королева», в 1967 году. Она снялась там еще во время учебы в ГИТИСе. Этот фильм является экранизацией пьесы «Четвертая высота», авторство которой принадлежит Елене Ильиной. Затем были удачные роли в целом ряду фильмов. Раиса сыграла Катерину в «В Москве проездом», девушку Евдокию в «Золотых рогах», маму Алексея в одном из самых популярных советских фильмов «Белый Бим, черное ухо», и во многих других картинах.
Однако самой известной ее ролью стать отечественный киношедевр, удостоенный премии «Оскар» под названием «Москва слезам не верит».
В этом фильме она перевоплотилась в девушку по имени Тоня, которая была лучшей подругой главной героини. На роль Тони выдвигались самые известные актрисы советского кино, например, Нина Русланова, Людмила Зайцева, но режиссер был восхищен образом Раисы Рязановой, поэтому взял именно ее. Как вспоминает сама актриса, Нина Русланова очень обиделась на режиссера кино «Москва слезам не верит» и на саму нее, что сыграла эту роль. Но поделать уже было ничего нельзя – Раису утвердили на роль Тони.
После работы в этом фильме, известная актриса Раиса, стала лауреатом Государственной премии СССР. После этого она снялась в кино «Фронт в тылу врага», а также перевоплотилась в сестру главного героя фильма «Инспектор ГАИ».
Когда в стране наступила тяжелая эпоха 1990 годов, съемки в кино стали реже, и Раиса все меньше появлялась на экранах телевизоров. Когда все сферы деятельности настиг кризис, Рязанова сдавала свою квартиру в аренду, иногда занималась прибыльным частным извозом. За это время она прекрасно научилась водить машину, а в 2003 году даже получила премию «Автоледи», после чего стала лучшим водителем России среди женщин.
В начале 21 века ее актерская карьера возобновляется, Раиса пробует другое амплуа – актрису в сериалах. Она появляется в таких многосерийных проектах, как:
- «Огнеборцы»;
- «Другая жизнь»;
- «Всегда говори всегда»;
- «Не родись красивой»;
- «И всё-таки люблю…» и др.
Перечислять все роли этой прекрасной актрисы просто невозможно – в ее фильмографии более двухсот ролей!
Также Раиса Рязанова появилась и в театре. Александр Мохов, известный театральный деятель, пригласил Раису сыграть пьесу «Кукла для невесты». Рязанова вспоминает, что играть на сцене театра намного сложнее, чем в кино, однако, она все же решила и дальше играть в спектаклях. На данный момент она работает актрисой в театре Олега Табакова.
В 2014 году она решила немного попробовать нового в своей деятельности и стала ведущей шоу «Дело ваше» на Первом канале. Также она играет в рекламе различных товаров, к примеру, она рекламировала порошок «Ариэль» и каталог «На дом».
В 2020 году актриса сделала перерыв в карьере и не была задействована ни в одном проекте, но спустя год она вновь вернулась на экраны. Сейчас она снимается в криминальной драме «Желтый глаз тигра», совместно с Павлом Прилучным, Агнией Кузнецовой и другими актерами. Картина повествует о тяжелом 1988 году, в котором недавние школьники решили заняться антикварным бизнесом.