06.08.2018 Джулия Норман 2 комментария
Жан Маре – известнейший французский актер ХХ века. Он играл роли рыцарей, дворян, благородных разбойников в приключенческих исторических фильмах, большинство которых вошло в Золотой фонд кинематографа. Костюмы времен королей необыкновенно шли артисту, а его мужественная внешность и красивое лицо заставляли девичьи сердца учащенно биться.
Фильмы с Жаном Маре, снятые в 40-е, 50-е и 60-е годы, поражают динамикой и обилием трюков. Во всех сложных и опасных эпизодах актер участвовал без каскадера. Более того, с риском для жизни он делал по несколько дублей. К счастью, Маре не пострадал и дожил до глубокой старости. Прекрасная физическая подготовка позволила ему сниматься в кино и играть в театре до середины 90-х. Зрители, выросшие на его костюмных картинах, по-прежнему любили его героев и хотели видеть актера на сцене.
Детство и юность
Жан Альфред Виллен-Маре родился в портовом Шербуре 11 декабря 1913 года. Его отец Альфред был по профессии ветеринаром, а красавица-мать Алин Мари – домохозяйкой. В семье было двое детей: Анри и Жан. Дочь супругов умерла незадолго до рождения младшего брата.
В 1914 году отца Жана призвали на военную службу, и он вновь воссоединился с родными уже после окончания Первой мировой войны. В раннем детстве Анри и Жан часто оставались с бабушкой, так как Алин Мари воровала вещи в магазинах, чтобы потом продать. Время было тяжелым, и она таким образом содержала семью. Жан обожал мать, и для него разлука с ней являлась настоящей трагедией.
Вернувшись с войны, Альфред Виллен-Маре развелся с женой и отказался помогать ей и сыновьям. Женщина с детьми и матерью переехала в Париж, разумно полагая, что в столице больше возможностей, чем в небольшом Шербуре.
Правда, младший сын не радовал ее успехами в учебе, постоянно попадая в скандальные истории с розыгрышами учителей и одноклассников. Он хорошо рисовал, и живопись была одной из немногих освоенных им наук. Жану казалось, что он прекрасно читает стихи и готов стать артистом без траты времени на обучение профессии.
При поступлении в Парижскую консерваторию он проваливался 3 года подряд и тщетно пытался получить хотя бы небольшую роль в театре. Однажды молодому человеку повезло – его пригласили на пробы в кино. Посмотрев отснятый материал, Маре пал духом: с экрана на него смотрел юноша с вытаращенными, испуганными глазами, который фальцетом произносил слова роли.
На жизнь Маре зарабатывал на фабрике, а позже в фотоателье, позволявшем бесплатно распечатывать свои портреты, чтобы рассылать их по студиям. Первая пробная съемка продемонстрировала необходимость получения специального образования, и в 1933 году Жан поступил на актерские курсы Шарля Дюллена. Еще до начала творческой карьеры, он избавился от неблагозвучной части своей фамилии и оставил только краткую – Marais.
Биография Жана Маре
Жан-Альфред Виллен-Маре появился на свет 11 декабря 1913 года в городе Шербур. Отец был ветврачом, но Жан его не помнил, так как родители развелись, когда ему исполнилось пять лет. С раннего возраста мальчик мечтал стать артистом.
В возрасте тринадцати лет он бросает школу и идет работать. Подрабатывал в радиомастерской, на заводе, был учеником фотографа. Несмотря ни на что, он оставался верен своей мечте — играть в кино и не переставал рассылать свои фотографии в разные киностудии в надежде, что его заметят.
Маре поступал на актерское отделение парижской консерватории, но трижды терпел поражение. Все же в 1930 году его зачислили в школу актерского мастерства Шарля Дюллена. Спустя три года, ему дают маленькую роль, после которой его постоянно приглашали играть различные эпизоды в фильмах.
Знакомство с режиссером Жаном Кокто повлияло на карьеру и судьбу будущего актера. В 1938 году он предложил Маре роль в кинокартине «Рыцари круглого стола». Впоследствии Жан играл в большинстве его фильмов.
После начала Второй мировой войны актер ушел на фронт. Там он водил бензовоз. За проявленную в период военных действий отвагу и мужество Жану вручили Военный крест.
Карьера
В 1943 г. после кинофильма «Вечное возвращение» он стал звездой. Но, несмотря на успех, всегда был к себе критичен и не страдал звездной болезнью. Он оставался по-прежнему добродушным и естественным.
Жан снимался в комедиях и кинокартинах приключенческого жанра, самостоятельно исполнял все сложные трюки. Всегда находясь в хорошей физической форме, исполнял роли отважных героев. Его образы были романтичными и авантюрными одновременно.
С 1950 г. он стал знаменитым и востребованным киноактером Франции. Ему предлагали роли великие режиссеры : Лукино Висконти, Абель Ганс и другие.
В 1960 г. Маре сыграл вместе с выдающимся Луи де Фюнесом в популярной кинокартине «Фантомас». Роль в этой трилогии одна из самых удачных его ролей. Кинофильм «Граф Монте-Кристо» так же имел огромный успех. Две эти кинокартины стали бестселлерами французского кинематографа.
С 1968 Маре начал заниматься гончарным и скульптурным искусством. Его работы высоко оценил сам Пабло Пикассо. Одной из его популярных работ стала скульптура «Человек, проходящий сквозь стену», увидеть ее можно на Монмартре в Париже.
Он писал также мемуары. В это время он редко играл в театре и кино. В период с 1970 — 1995 годов Маре снялся лишь в семи кинокартинах.
Жан Маре-художник
В 1975 издается его автобиографическая книга «Истории из моей жизни». Спустя два года выходит еще одна книга – «Сказки Жана Маре».
Он самостоятельно выполнял все иллюстрации к ней. Он увлекался и живописью. Выставка его картин прошла в Париже в 1995 году. Художник Маре был награжден Орденом искусств Франции.
Начало творческой карьеры
В 1934 году Жан Маре исполнил крошечные роли в фильмах «Скандал» и «Искатель приключений» режиссера Марселя Л’Эрбье. После выхода картины дебютант едва обнаруживал себя на экране, но упорно посещал кастинги студий и театров, и время от времени ему удавалось получать работу.
Судьбоносная встреча молодого актера с гениальным писателем и режиссером Жаном Кокто состоялась в 1938 году. Студенты различных актерских курсов общались меду собой и обменивались информацией о готовящихся постановках.
Услышав о наборе статистов в спектакль «Царь Эдип» по произведению Кокто, Жан Маре пришел на сбор труппы и познакомился с режиссером. Того поразила мужественная внешность Маре и достоинство, с которым тот держался.
В результате актер едва не получил главную роль, но под давлением остальных участников спектакля Кокто вынужден был отказаться от этой идеи. Публика принимала «Царя Эдипа» плохо, и Жан Маре, выходивший на сцену в небольшой роли, бросал грозные взгляды на первые ряды, чтобы успокоить смутьянов.
Уже в следующей постановке – «Рыцари круглого стола» в театре «Эфр» – актер играл главного героя. Дружба с Жаном Кокто содействовала взлету его карьеры.
Помимо театральных работ, режиссер снимал его в своих фильмах и познакомил с культовыми личностями: Коко Шанель, Эдит Пиаф, Лукино Висконти, Пабло Пикассо и др. Вначале те воспринимали Маре как смазливого юнца, но каждая его новая роль в фильмах «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Орфей» заставляла менять мнение.
Кокто видел в протеже романтического героя и задействовал его в соответствующих картинах, однако гораздо большую известность Жан Маре приобрел, снимаясь в фильмах «плаща и шпаги».
Фильмы
В первых фильмах Жан Маре появлялся эпизодически. Его главный успех связан с именем режиссера и сценариста Жана Кокто. Именно их дуэт подарил миру такие картины, как «Вечное возвращение», «Красавица и чудовище», «Ужасные родители» и многие другие. Большинство из совместных работ признаны мировыми шедеврами, но особняком стоит фэнтезийная притча «Орфей», которая в современной форме показывает древнегреческий миф о поэте, спустившемся в ад за своей женой.
В главной роли в фильме «Орфей» | Кино-Театр
Фильмы Жана Маре чаще всего являются приключенческими, да и его амплуа – неотразимый, отважный, физически крепкий герой. И что наиболее важно для женской половины зрителей – неизменно романтичный. Кстати, Маре, как и еще один знаменитый французский актер Жан-Поль Бельмондо, был одним из очень немногих, кто абсолютно все трюки выполнял самостоятельно. Он великолепно дрался на шпагах, ездил верхом, выпрыгивал из окон, нырял в воду с мостов.
С Лией Амандой в фильме «Граф Монте-Кристо» | Кино-Театр
Любители ретро-кино наслаждаются игрой Жана в таких картинах, как «Кожаный нос», «Стеклянный замок», «Граф Монте-Кристо», «Горбун», «Капитан Фракасс», «Принцесса Клевская» и «Парижские тайны». Все эти фильмы были созданы до начала 60-х годов. Позднее в фильмографии Жана Маре появляется неподражаемая комедийная трилогия «Фантомас», «Фантомас разбушевался» и «Фантомас против Скотланд-Ярда». Его дуэт с Луи де Фюнесом производит очередной фурор, и по всей Европе люди помногу раз ходят на показ кинокартин, а мальчишки играют в Фантомаса. Кстати, Маре сыграл там сразу две роли – и загадочного преступника в маске, и журналиста Фандора.
В фильме «Фантомас разбушевался» | Кино-Театр
С возрастом Жан снимался меньше. Его большой ролью в 80-х можно считать лишь Виктора Блеза из «Родственных связей», а в 90-е годы на экраны выходили только модернистская экранизация романа Виктора Гюго «Отверженные» и мелодрама «Ускользающая красота», где ему досталась небольшая роль мсье Гийома.
Самые известные фильмы с участием Жана Маре
В Советском Союзе любой фильм с участием французской звезды становился значимым событием. Зрители стояли в очереди за билетами, а мальчишки во дворах разыгрывали сцены из увлекательной ленты. В 50-е годы популярность Жана Маре была высочайшей во всем мире.
Красивые и благородные персонажи исторических картин вызывали не меньший интерес, чем личность самого актера. Многих его роли заставили изучать историю Франции и мечтать о путешествии в эту страну.
«Граф Монте-Кристо»
Герой романа А. Дюма, превратившийся после заточения в темнице из моряка во всемогущего графа, по признанию публики и журналистов, был лучшим Эдмоном Дантесом всех времен. Маре гармоничен и эффектен в этой роли.
Превосходство графа Монте-Кристо над врагами очевидно, но все равно он вызывает огромное сочувствие.
«Капитан»
Картины «Капитан», «Горбун» и «Тайны Бургундского двора» стали результатом сотрудничества актера с кинорежиссером Андре Юнебелем. В его фильмах он играл отважных дворян, сражающихся за будущее страны. В «Капитане» Маре играет де Капистана, спасающего трон юного Людовика XIII.
Фильмы 50-х отличаются роскошными костюмами и декорациями. Кроме того, режиссеры по-прежнему снимают в них исключительно красивых актеров и актрис. Эта традиция французского кино исчезнет только при «Новой волне» в конце 60-х.
«Горбун»
«Горбун» в некотором роде стал предшественником «Фантомаса». В исторической ленте Маре меняет свой облик, превращаясь из шевалье Лагардера в мрачного горбуна. Он защищает дочь предательски убитого герцога де Невера, которая впоследствии становится его женой.
Множество схваток и дуэлей держат зрителя в напряжении до конца действия, хотя невозможно поверить, что кто-то сумеет победить героя Жана Маре.
Серия фильмов «Фантомас»
Обнаружив оригинальный сценарий о таинственном злодее Фантомасе, Андре Юнебель задумал объединить в одной картине мужественность и харизму Маре с комедийным даром Луи де Фюнеса. Зрители пришли в восторг от экранной пары, после чего появилось еще два фильма этой серии.
Жан Маре сыграл в них сразу две роли: журналиста и Фантомаса, а де Фюнес – инспектора Жюва, тщетно пытающегося совладать с преступным гением последнего. В первые же месяцы показа каждая картина становилась лидером проката, потому что ее пересматривали по много раз.
Карьера в кино
Изначально Жан Маре стал появляться в фильмах в эпизодических ролях. Затем он стал сотрудничать с режиссером Жаном Кокто, в результате чего появились известные картины «Ужасные родители», «Красавица и чудовище» и др., большинство из которых кинокритики признают мировым шедевром.
Однако больше всего выделяют работу над фильмом «Орфей», который представляет собой современную обработку древнегреческого мифа, где поэт спускается в ад за своей женой. Большинство фильмов, в которых снимался Жан Маре, были приключенческими, а его герой – романтический, отважный и физически крепкий.
Во время съемок Жан Маре всегда самостоятельно исполнял все трюки: ездил верхом, играл сцены с дракой на шпагах, нырял с большой высоты и выпрыгивал из окон. В 60-х гг. Жан Маре снялся в таких знаковых фильмах, как:
- «Граф Монте Кристо»;
- «Горбун»;
- «Парижские тайны»;
- «Принцесса Клевская»;
- «Стеклянный замок».
В трилогии «Фантомас» Жан играл сразу 2 роли – Фантомаса и Фандора
Позднее в свет выходит трилогия фильмов про Фантомаса, где Жан Маре играет в дуэте с Луи де Фюнесом. Эти фильмы производят сильное впечатление на публику, и люди по нескольку раз стали ходить на кинопоказы этих картин, а дети даже стали играть в игры с участием героя Фантомаса. Постепенно Жан Маре стал сниматься в кино реже.
В период 80-90-х гг. отличительные роли были в картинах «Отверженные», «Родственные связи» и «Ускользающая красота».
Другие грани таланта
Жан Маре прекрасно рисовал, и всегда находил время, чтобы посвятить его этому занятию. Он любил изображать портреты друзей и коллег и, кроме того, делал наброски будущих скульптур. Ваяние было его страстью и неизменно ему удавалось.
В конце жизни на вилле под Каннами Маре отвел большое помещение под мастерскую и в нем в одиночестве творил. Эльдар Рязанов, снимая передачу о знаменитом актере, был удивлен его мастерством скульптора. Произведения Маре хвалили и Пабло Пикассо, и другие известные художники.
Личная жизнь
Маре не скрывал своей бисексуальности. Имя артиста всегда связывают с писателем Жаном Кокто. Этот талантливый прозаик и поэт влюбился в красивого юношу с первого взгляда, и несколько лет с 1938 по 1942 гг. они жили вместе.
Кокто заинтересовал Маре чтением классики, изучением искусства. Актерское мастерство Жана сделало колоссальный скачок после начала работы с режиссером. Под руководством наставника Маре хотел учиться, и ему это легко давалось. В свою очередь он, как мог, боролся с наркотической зависимостью Кокто. В артистических кругах их называли «Два Жана».
В 1942 году артист женился на партнерше по фильму «Кровать с балдахином» Миле Пирели. На съемках у них завязался страстный роман, и они сняли общую квартиру.
Кокто не устраивал возлюбленному сцен, но именно в то время написал для него лучшие сценарии фильмов. Костюмы для одного из них, «Красавицы и чудовища», изготавливали Кристиан Диор и Пьер Карден. Нередко картины Кокто частично спонсировала Коко Шанель.
Спустя 2 года брака Маре увлекся актрисой Мишель Морган и подал на развод, но она, одна из немногих, устояла перед его обаянием. Ее любовью был Анри Видаль, и пара вскоре связала себя официальными узами.
После войны у Маре завязались бурные отношения с Марлен Дитрих. В 50-е он познакомился с привлекательным танцовщиком Жоржем Райхом и появлялся с ним на вечеринках и фестивалях на протяжении почти 10 лет.
Начало 60-х выдалось для актера непростым. После продолжительной болезни скончался его отец. Маре ездил к нему в Шербур, чтобы попытаться наладить отношения. По возвращении в Париж мать сообщила ему, что Виллен-Маре ему не родной отец, а биологическим на самом деле является его крестный.
В это же время тяжело заболел старший брат Жана, Анри. Артист помогал ему, но болезнь победила, и тот умер в Париже. В 1963 году Маре потерял и Жана Кокто, с которым всегда поддерживал теплые отношения.
После всех утрат и расставания с Жоржем Райхом Маре решился на усыновление подростка-сироты. Им стал цыган Серж Айал. Если актер мечтал о повторении тех отношений, которые были у них с Кокто, то он жестоко ошибся.
Серж оказался тщеславным и ленивым и не собирался получать образование и трудиться ради карьеры. Он тратил деньги приемного отца и пропадал на вечеринках. Перед смертью Жан Маре аннулировал свое отцовство, чтобы завещать состояние супружеской паре гончаров, которая следила за его домом, но Серж затеял судебное дело и отсудил часть наследства.
Можно долго перечислять прекрасные качества Жана Маре как актера и как человека. Но одно из них следует выделить особо: простота характера, которая была ему свойственна всю жизнь. В силу этой особенности актер считал, что всеобщая любовь к нему беспочвенна, так как любить его не за что. Первым же человеком, который признался ему в любви, был не кто иной, как известнейший кинорежиссер Жан Кокто. В ту пору Жану Маре было более двадцати лет, он уже поработал и продавцом газет, и ассистентом фотографа. У него не было специального кинематографического образования: в учебе в консерватории Жану Маре было отказано… Двадцатидвухлетний красавец, который в детстве любил переодеваться в женское платье и уже имел связи с мужчинами, познакомился со знаменитым драматургом и режиссером исключительно ради карьеры и с первой же встречи был внутренне готов к тому, что тот предложит ему переспать. Кокто дал ему желанную роль, не спросив ничего взамен. И вдруг — телефонный звонок: «Приходите немедленно, случилась катастрофа!» Эгоцентричный актер подумал, что у него хотят отобрать роль или что-то в том же роде. Но когда Марэ приехал, Кокто сказал: «Катастрофа… я влюблен в вас». Что оставалось делать Марэ? «Этот человек, которым я восхищаюсь, дал мне то, чего я хотел больше всего на свете. Ничего не требуя взамен. Я не люблю его. Как может он любить меня… это невозможно». Марэ солгал и ответил: «Я тоже влюблен в Вас». Под влиянием таланта и доброты Кокто ложь стала правдой, Марэ полюбил Кокто. Вскоре он переехал жить в дом Кокто: здесь и комфортнее, и теплее… Начавшееся в 1937 году содружество актера с выдающимся французским режиссером Жаном Кокто продолжалось много лет. Жан Кокто в немалой степени способствовал становлению Жана Маре как актера, Жанно — это имя дал ему Кокто, который настолько был привязан к Маре, что все стены своего дома завесил портретами. Тот не остался в долгу — никогда не давал в обиду своего учителя. Мог и тумаков надавать любому, кто намекал на их совместную жизнь. Именно учитель вел по жизни Жана Маре, постоянно давая ему советы. Так, перед съемками фильма «Принцесса Клевская» по одному из романов Радиге (талантливого молодого писателя, умершего в возрасте 23 лет, стоит заметить, что заодно и бывшего любовника Кокто, который помогал и ему в становлении литературного таланта), Кокто рекомендовал актеру сначала прочитать не сценарий картины, а сам роман. Кстати, в этом фильме Жан Маре снимался вместе с Мариной Влади. Среди их совместных работ такие шедевры мирового кино, как «Орфей» и «Возвращение Орфея». Среди других работ актера — съемки у Лукино Висконти, роли во многих костюмно — исторических лентах («Граф Монте — Кристо», «Капитан», «Отверженные»). Одними из самых кассовых французских фильмов стали три серии о противостоянии Фантомаса и комиссара Жюва, которых сыграли Жан Маре и Луи де Фюнес. Тем не менее возраст берет свое, Марэ увлекается молодыми мужчинами. Кокто это видит, и однажды Марэ находит под дверью письмо: «Мой обожаемый Жанно! Я полюбил тебя так сильно (больше всех на свете), что приказал себе любить тебя только как отец… Я смертельно боюсь лишить тебя свободы… Мысль о том, что я могу стеснить тебя, стать преградой для твоей чудесной юности, была бы чудовищна. Я смог принести тебе славу, и это единственное удовлетворение, какое дала моя пьеса, единственное, что имеет значение и согревает меня. Подумай. Ты встретишь кого-нибудь из твоих ровесников и скроешь это от меня. Или мысль о боли, которую мне причинишь, помешает любить его. Лучше лишить себя частицы счастья и завоевать твое доверие, чтобы ты чувствовал себя со мной свободнее, чем с отцом и матерью». Растроганный Марэ порвал легкомысленные связи, но ненадолго. Со временем у Кокто появился другой любовник, однако дружба между писателем и актером сохранилась до самой смерти Кокто. И в своей книге мемуаров маре отзывается о своем талантливом друге только в превосходных степенях. Привязанность Маре к Кокто объяснима, ему нужна была мужская опора, ведь Жан почти не знал отца. В 1914 году, когда мальчугану и года не было, отец, врач по профессии, ушел на войну. Когда же вернулся, Жану было уже пять лет. Но родители развелись. На руках матери осталось двое сыновей. Мать Жана была очень красивой женщиной, дерзкого ума, больших страстей и странностей. Время от времени она появлялась в шикарных магазинах, выбирала горжетки голубого песца, прятала их под юбку и преспокойно уходила. В день развода она разукрасила весь дом и устроила иллюминацию. А в Париж поехала в специальном спальном вагоне, в котором полагалось ездить лишь президенту Французской республики. Возможно, болезнь матери передалась и ребенку, но не развилась до больших пределов. Однажды Жан уволок целый ящик с масляными красками. Чтобы как-то их использовать, стал пробовать рисовать. Так у него зародилась любовь к живописи, а впоследствии и к скульптуре, ставшими самой большой его страстью после кино. Если бы не кино, Жан Маре мог стать неплохим художником. Однажды Пикассо, увидев одно из творений Маре, сказал: «Он мог бы и не заниматься такой ерундой, как кино». Когда началась Вторая мировая война, Жан Маре сразу явился на мобилизационный пункт и случайно услышал разговор офицеров, которые жаловались на нехватку автомобилей. Маре тут же предложил им свой. Положение шофера при собственной машине позволило ему получить некоторые льготы. А когда узнали, что этот шофер и есть киноактер Жан Маре, то ему позволили питаться не в солдатской столовой, а в ресторане. Жану Маре на этой войне не удалось совершить геройских поступков. Впоследствии актер об этом сказал так: «Я не бежал от героизма, но героизм упрямо бежал от меня». В 1943 году французский кинематограф произвел рекордное число фильмов — 82. Парадоксальным образом оккупация Франции способствовала оживлению кинопроизводства. А произошло это потому, что доступ во французский прокат американских фильмов был закрыт, хотя до войны во французских кинотеатрах показывалось очень много картин из-за океана. Немецкие же фильмы не собирали зрителей. Французские кинематографисты, не желая сотрудничать с оккупантами, стали создавать детективные ленты и экранизировать «аполитичную» классику, приглашая на съемки Жана Маре, который снялся в тот период в фильмах «Рдеет вьющийся флаг», «Кармен», «Кровать под балдахином», «Вечное возвращение». Последняя картина, снятая Жаном Кокто, имела громадный успех. Это был как раз тот случай для Жана Маре, про который говорят: «На следующее утро он проснулся знаменитым». Имя Маре встречалось чуть ли не в каждой газетной колонке. А жаккардовый свитер, вывязанный по средневековому образцу и заблаговременно приобретенный в Риме специально для съемок в фильме, произвел революцию в мужском костюме. Свой успех в этой картине Маре объяснял тем, что в съемках принимал участие Мулук. Так звали собаку, которую Маре подобрал в Провансе. Пес был привязан к дереву и с тоской смотрел на проходящие мимо машины. И Маре, пожалев пса, взял его к себе. После этого он уже никогда не расставался со своим новым другом. Кокто, тронутый такой привязанностью, ввел собаку в сценарий. После съемок в этом фильме, несмотря на то, что Жан Маре был уже признанной кинозвездой и кумиром публики, он отправился на фронт, где в его распоряжении был бензовоз, доставивший топливо для танков. Во время одной из бомбардировок он не покинул машину и за храбрость был включен в список представленных к награде — Военному кресту. Затем дивизион отвели на отдых в Шатору, а Маре разрешили на время съемок фильма «Красавица и зверь» находиться в Париже. После окончания войны, в пятидесятых годах, Жан Маре с головой уходит в мир театра, где… создает декорации и, изумляя публику новыми, неожиданными гранями своего таланта, пожинает лавры вместе с Анни Жирардо. Не случайно поэтому его 80-летие было широко отмечено на сцене парижского театра, где присутствовали такие звезды, как Марина Влади, Мишель Морган, Катрин Денев. Для достижения вершин Олимпа наличия внешних данных было явно недостаточно. Нужно было иметь еще и отвагу, а этого Маре было не занимать. Он сам выполнял трюки, и от полученных ран не раз вынужден был лечиться. При этом не уставал смеяться, как веселый дьявол. Любопытно, но Маре не придерживался никакого режима, который помогал бы ему постоянно находиться в форме для выполнения каких-нибудь сложных трюков. Уже будучи в возрасте, он словно не чувствовал опасности. Один пример. В 1963 году Маре приехал в качестве члена жюри на Московский международный кинофестиваль. После очередной пресс-конференции, проведенной, как всегда, на двенадцатом этаже гостиницы «Москва», фоторепортер потащил Маре на балкон и там попросил взобраться на парапет, выпрямиться во весь рост да еще как-то немыслимо запрокинуться, чтобы в кадр попала одна из звезд Кремля. Маре легко и изящно все исполнил, словно и не стоял над сорокаметровой бездной.
Награды и номинации
За военную службу во время Второй мировой войны актер получил Военный Крест. Он водил бензовоз на передовую для заправки военного транспорта.
За первую же главную роль в картине Жана Кокто он получил премию «Бемби». Всего у артиста 4 этих немецких медиа-премии. Также он был награжден призом венецианского МКФ «Серебряный лев» и Орденом Почетного легиона.
В 1993 году Маре получил почетный «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе. Многие картины, в которых играл Жан Маре, выдвигались на различные международные премии и завоевывали их.
Последние годы жизни и смерть
С возрастом Маре стал сниматься реже. По его собственному признанию, в конце 60-х ему еще предлагали кинороли благородных борцов за справедливость, но он отказывался от них. Не раз сыгранный образ казался ему навязчивым и надоедливым.
В 70-е годы предложений практически не стало, и он сосредоточился на театральных постановках. Маре сам режиссировал пьесы Жана Кокто и подбирал для них декорации и костюмы.
Купив виллу на Лазурном берегу, в Вилларисе, он занялся живописью и изучал гончарное ремесло. В 1988 году ему диагностировал рак костного мозга, но окружающие скрыли от него диагноз. Актер продолжал работать в театре и считал недомогания признаками надвигающейся старости.
Жан Маре сильно простудился в 1996 году и заболел пневмонией, после чего его здоровье уже окончательно не восстановилось. С журналистами он шутил, что перед премьерой спектакля по пьесе Шекспира «Буря» попал под ливень и едва остался жив.
Название бессмертного произведения будто вызвало «всемирный потоп». В начале 1998 года он еле передвигался и 8 ноября скончался от отека легких. На его надгробии установлены сказочные животные по его же эскизам.
Вся Франция оплакивала своего любимца. Люди слушали прощальную речь Жана Маре и рыдали прямо на улицах. Другой кумир зрителей, артист Ален Делон, отменил празднование Дня рождения, так как смерть его друга и коллеги пришлась как раз на эту дату.
Президент страны Жак Ширак отметил, что вклад Жана Маре в развитие французского искусства неоценим.
Причина смерти актера
Ничто не проходит бесследно. Многочисленные травмы, полученные актером при исполнении сложных трюков, дали о себе знать в старости. У Маре начались обмороки. При обследовании врачи поставили неутешительный диагноз: рак костного мозга. Он мужественно и терпеливо переносит боль. Пройдя курс лечения и приняв решение изменить течение своей жизни, актер уединился на своей вилле, понемногу рисовал и писал мемуары. Умер он 08.11.1998 в возрасте 85 лет. Причина смерти — отек легких. Не многие знают, где похоронен французский актер. Его могила находиться на Старом кладбище Валлориса, которою в январе 2020 ограбили вандалы, забрав с надгробия одну из фигур льва. Скульптуры выполнены по эскизам Жана Маре.
Немногие знают, но это остается фактом, что накануне кончины, почувствовав ухудшение, актер оставил аудиозапись своего обращения к поклонникам со словами искренней благодарности и признанием в любви всем зрителям его фильмов. Обращение было настолько трогательным, что, когда в день похорон оно прозвучало на соборной паперти Валориса, рыдали все собравшиеся. Дело дошло и до обмороков. Страна обожала своего кумира.
Личная жизнь Жана Маре неотъемлема от истории французского кинематографа. Огромный вклад талантливого актера в развитии отечественного искусства высоко оценил президент страны Жак Ширак. В интернете можно найти множество книг, написанных про французского актера и прочитать онлайн. В сети также имеется музыка группы Jean Mare, но ничего общего с героем нашей статьи она не имеет.
Интересные факты
До конца жизни Жан Маре восхищался творчеством Жана Кокто и, подобно тому, написал несколько книг и самостоятельно иллюстрировал их. Одним из произведений стали детские сказки, остальные посвящены воспоминаниям о Кокто.
Собственную биографию Маре изложил честно и без прикрас. Он не скрывал ни недостатков характера, ни призрачных детских надежд на будущую славу. Единственное, про что он никогда не рассказывал, – каких огромных усилий стоила подготовка трюков и преодоление сложностей во время съемок.
Коллеги отзывались об актере, как о чрезвычайно харизмтичном и приветливом человеке, который, правда, мог и вспылить. Это случалось, когда к нему относились неуважительно и опаздывали на встречи или без причины отвергали его точку зрения на съемочный эпизод или сцену из спектакля.
Сам он был трогательно заботлив: оплачивал друзьям такси, когда они уезжали из его дома, и никогда не позволял им забирать счет в ресторане. Несколько лет Маре с Бурвилем возглавляли общество помощи актерам, потерявшим трудоспособность, и делали для нуждающихся все возможное.