Почему Анатолий Васильев не хочет видеть бывшую жену Татьяну Васильеву?


Биография

Народный артист России Анатолий Васильев известен старшему поколению по фильму «Экипаж», а молодежи – по роли дедушки-профессора в комедийном сериале «Сваты».

Анатолий родился 6 ноября 1946 года в Нижнем Тагиле. Отец был влиятельным советским чиновником, мать занималась домом и воспитанием сына. Женщина была поклонницей театра и музыки, с детства приучала к этому сына.

Когда Анатолию было 9 лет, родители переехали в Брянск: переезд был связан с карьерой отца. В новой школе мальчик адаптировался быстро, так же быстро завоевал авторитет среди одноклассников. В Брянске Анатолий Васильев начал посещать драмкружок. Тогда же мальчик впервые всерьез задумался о профессиональной актерской карьере.

Актер Анатолий Васильев
Актер Анатолий Васильев

После школы юноша собирался поступать в театральный вуз, но отец настоял на том, чтобы сын пошел в машиностроительный техникум. Два года Васильев исправно учился в техникуме, затем бросил и уехал в Москву, чтобы стать актером.

Анатолию повезло – молодой человек поступил в МХАТ с первой попытки. Естественно, отец не одобрил выбор сына, а мать заступилась за Васильева-младшего. Женщина всегда знала, что у ребенка есть талант. В 1969 году Анатолий Васильев успешно окончил МХАТ.

Анатолий Васильев: биография, семья

Герой этой статьи появился на свет в Нижнем Тагиле. Произошло это в ноябре 1946 года. Из биографии Анатолия Васильева следует, что его родители не имели отношения к миру драматического искусства. Отец был чиновником, занимал высокий пост. Мать занималась домашним хозяйством. Когда Анатолию исполнилось девять, семья перебралась в Брянск. Переезд был связан с профессиональной деятельностью отца.

Интерес к драматическому искусству у мальчика возник благодаря матери. Она была большой поклонницей театра, часто брала сына с собой на спектакли. В Брянске ребенок начал заниматься в драмкружке.

Театр

После окончания театрального института Васильев устроился в Театр сатиры, где проработал 4 года. Затем перешел в Театр Советской Армии – 22 года актер отдал этой сцене. В 1995 году устроился в Театр имени Моссовета, где работает по сей день. На сцене этого театра актер сыграл свои лучшие роли, среди них – роль Анатолия в спектакле «Школа неплательщиков», Андерсона в постановке «Ученик дьявола», Адамова в «Мужчине по выходным».

Анатолий Васильев в театре

В 2011 году состоялся премьерный показ спектакля «Розыгрыш», в котором Анатолий Васильев появился на сцене с экс-супругой и сыном от первого брака. Актерам даже не пришлось перевоплощаться – Васильевы показывали на сцене самих себя, бывших мужа и жену, связанных общим ребенком.

Что нового

В настоящий момент Анатолий продолжает играть на сцене театра имени Моссовета. Последний сериал с его участием был представлен на зрительский суд в 2014 году. Это был телепроект «Полоса отчуждения», в котором он сыграл Сергея Ивановича.

Какое-то время Васильев не мог сниматься из-за проблем со здоровьем. Поклонники не перестают надеяться на то, что однажды талантливый актер вернется на съемочную площадку.

Фильмы

Анатолий Васильев дебютировал в кинематографе в 1977 году. Режиссер Сергей Бондарчук пригласил артиста на роль Дымова в картине «Степь» по рассказам А. Чехова. Старт был удачным – режиссеры обратили внимание на актера. Через год с участием Васильева завершились съемки двух картин — мелодрамы «Близкая даль», где партнершей актера стала Жанна Прохоренко, и драмы «Иванцов, Петров, Сидоров», в которой актер предстал в эпизодической роли.

Анатолий Васильев в фильме «Экипаж»

В 1979 году Анатолий Васильев появился в основном актерском составе культовой советской картины Александра Митты «Экипаж», которую с удовольствием смотрят зрители разных поколений. Анатолий сыграл летчика Валентина, мечтающего вернуться в большую авиацию. Вместе с Васильевым в кадр попали Георгий Жженов, Леонид Филатов, Александра Яковлева.

Персонаж Васильева получился трогательным и правдивым, актеру удалось передать личную драму героя. Этой работой Васильев начал новый этап в собственной творческой биографии. В 1980 году последовала работа в военном фильме «Корпус генерала Шубникова», где Анатолий Васильев воплотил на экране образ генерал-майора, участвующего в контратаке против фашистских танковых войск. В драме также снялись Марина Яковлева, Сергей Проханов, Петр Щербаков.

Анатолий Васильев в фильме «Дамское танго»

Образ военного, но теперь уже наших дней, Васильев претворяет в драме «Крик гагары». В этом же году с участием Анатолия Васильева стартует показ производственной драмы «Чрезвычайные обстоятельства» о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода.

Через год артист засветился в комедийной мелодраме Петра Тодоровского «Любимая женщина механика Гаврилова» с Сергеем Шакуровым и Людмилой Гурченко в главных ролях, сыграл главного героя — археолога Левашова в фильме «Яблоко на ладони». В 1982 году вновь обратился к военной теме в фильмах «Если враг не сдается…» и «Ворота в небо». Анатолий Васильев также сыграл первого секретаря Фомина в «Надежде и опоре», а в мелодраме «Дамское танго» предстал в роли женатого рабочего Федора, закрутившего роман с Екатериной (Валентина Федотова).

В телефильме «Михайло Ломоносов» Анатолий Васильев появился перед зрителями в образе отца будущего ученого и общественного деятеля. Фильм получил положительные отзывы кинокритиков и любовь зрителя. В середине 80-х популярный актер снимается также в главных ролях в фильмах «Тихие воды глубоки», «Грубая посадка», «Оглашению не подлежит», «Без мундира».

Анатолий Васильев в фильме «Борис Годунов»

В совместном советско-германском проекте – драме «Борис Годунов» сыграл Петра Басманова. В экранизации романа Валерия Брюсова «Захочу – полюблю!» актер предстал в роли свободного художника Элерского, возлюбленного главной героини Натальи Полонской (Вера Сотникова).

В 90-х, когда советское кино переживало не лучший период, актер продолжал сниматься, правда, уже в другом амплуа. Зрители видели Васильева в роли аристократа в картине «Ваши пальцы пахнут ладаном» и в образе начальника уголовного розыска в фильме «Зачем алиби честному человеку?». В 2000-х Анатолий Васильев снялся в сериалах «Времена не выбирают», «Новогодние мужчины», «Татьянин день», «Короткое дыхание», «Майор Ветров», «Все мужики сво…».

Анатолий Васильев в сериале «Сваты»

В 2008 году актера пригласили на главную роль в комедийном сериале «Сваты». Актер сыграл дедушку-профессора Юру, мужа Ольги Ковалевой (Людмила Артемьева). Анатолий Васильев вспоминает, что целиком и полностью погрузился в работу, проникся образом жизни героя, старался максимально правдоподобно передать характер персонажа.

Так продолжалось до четвертого сезона «Сватов», но потом между Васильевым и артистом Федором Добронравовым вспыхнул конфликт. Причиной этого стал сценарий, в котором герой Добронравова постоянно подтрунивал над героем Васильева. Тогда Анатолий Александрович заявил, что «Сваты» больше ему не интересны, потому что любой фильм, даже комедийный, должен не унижать человеческое достоинство, а возвышать. После чего актер покинул проект.

Позднее Васильев сыграл главного героя в сериале «Семейный детектив». В 2013 году актер появился в драме «Крик совы», где перевоплотился в вора в законе. В фильме речь пошла о событиях 1957 года, разворачивающихся в одном провинциальном городке. Через год Анатолий Васильев засветился в мелодраме «Полоса отчуждения», где сыграл роль отца героя Павла Дунаева (Никита Зверев).

Анатолий Васильев:Моя жена Ия Саввина

Фото: Гелла Слабко Ежегодные сборы в Дорофееве — это особое состояние организма: души и тела. Длится это состояние около месяца. Что-то покупается, пакуется, трамбуется, перекладывается старыми газетами то, что может разбиться, герметизируется то, что может пролиться, и так далее… Вполне понятная усталость от этих трудов, тем не менее, абсолютно компенсируется поющим состоянием души.

Ожидание скорой поездки в рай будоражит воображение, по ночам снятся тамошние леса и в них красавцы грибы, налетают звуковые галлюцинации: пение соловья, пронзительные крики коршуна, далекая кукушка. Нарастает приятное беспокойство: «Скорей, скорей ехать. Скорей в машину и ехать!»

Так было двадцать пять лет. В этот раз все было иначе. Нет, тело исполняло свои обязанности вполне добросовестно и толково: носило, грузило, укладывало, а вот души НЕ БЫЛО! На ее месте была дыра, каверна, залатать которую было нечем. Там свистело сквозняком.

Прооперированная удачно (так казалось) меланома, молчавшая три года (!), проснулась, чему способствовали (абсолютно в этом убежден) предварявшие трагические события, создавшие эту черную драматургию: смерть Севы и затем микроинсульт. Свою дальнейшую судьбу Ия определила сама, категорически отказавшись от химиотерапии. Почему — не объясняла. Решение было окончательным.

Самочувствие Ии вызывало безнадежную тревогу. Мы оба понимали, что это ее последняя поездка в Дорофеево, и это определяло обязательность посещения «домика». С другой стороны, мы делали вполне естественный вид (старались делать), что все хорошо, все в порядке, и у нас этот вид получался, слава Богу!

Фото из личного архива

Выезжаем, как всегда, рано — часа в четыре утра. Пустая Москва, ни машины в наших переулках, солнечное тихое утро. Медленно едем по Гагаринскому, и я вижу, как чуть впереди пара голубей перебегает переулок. Мы все ближе и ближе, а те взлетать не собираются, черт бы их побрал! Делаю единственно возможный маневр — пропускаю их между колес и в тот же момент слышу противный, тошно­творный звук лопнувшего мяча. Смотрю в зеркало заднего вида и вижу столб птичьих перьев, взмывший над асфальтом. Я абсолютно не подвержен мистике и всяким суевериям, более того, всегда останавливал моих друзей, когда они пытались посвятить меня в свои видения и предвидения. Но это происшествие сделало со мной что-то, вызвавшее ощущение страшной тоски. Противно засосало под ложечкой, внутри поселился холод, и возникло нервное настойчивое желание — не ехать! Тем не менее угомонил себя «действенными» словами и решил не посвящать Ию в мои потусторонние страсти.

Играла магнитола, делались бутербродики для сына Сережи, пили кофе из термоса — все как всегда. Но, черт возьми, не покидало ожидание чего-то непредвиденного. И — случилось!

Так когда-то Аннушка разлила масло. Ремонтирующие что-то у дороги работяги решили послать за пивом своего парня. Тот впрыгнул в стоящую на обочине «ГАЗель», как специально дождался, когда мы подъедем, и, не посмотрев, не предупредив, рванул на разворот, то есть в нас. Это было как во сне. Огромная морда «ГАЗели» влетела в правую сторону нашей машины, отбросив ее в страшном грохоте на противоположную сторону дороги. В трехсекундной паузе, повисшей в разбитой, засыпанной битым стеклом машине, Ия спокойным голосом произнесла: «Другую купим».

Потом я бегал по дороге, кричал на виновника аварии, вызывал по 112 милицию, скорую и эвакуатор. Нас возили в Суздаль на медицинскую экспертизу. И наконец, на эвакуаторе повезли (триста километров!) в Дорофеево, где мы оказались поздней ночью.

Эскиз к фильму «Дама с собачкой»

Бытовые хлопоты — благодатное и сильно отвлекающее от мрачных мыслей занятие. Наладить водоснабжение, электричество, газ, окосить участок, по мелочам одно-другое. Так прошла неделя. Ия, как правило, проводила время в своей комнате, изредка выходя на террасу, что давалось ей со все большим трудом. Да еще почему-то именно в это лето развелось несметное количество всяких летающих существ, изрядно донимавших нас, особенно малоподвижную Ию. И все-таки она находила возможность шутить по этому поводу и с удовольствием цитировать Пушкина: «Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи».

Пришлось наведаться в Кинешму, купить синтетическую сетку и обтянуть ею полдома, включая террасу и беседку, которую мы торжественно величали «бунгало». Там любила Ия посидеть за утренним кофе и с обязательным кроссвордом. В Дорофеево из Москвы привозились отслужившие свое книги и журналы, образовавшие за эти годы своеобразную вторичную библиотеку, которую Ия сейчас взялась перечитывать. Процесс этот был тщателен и нетороплив. Нередко я заставал ее с лежащей на коленях раскрытой книгой и взглядом, направленным в себя. Что-то она пересматривала, что-то передумывала. Что?

Темп жизни ее сильно замедлился, да и вообще наше существование, подчиненное и иному самочувствию, замедлялось естественным образом, не требуя специальных усилий и стараний: от завтрака до обеда, от укола до укола, от измерения давления до измерения температуры. В этой размеренности была спрятана щемящая тоскливая тревога: мы как будто ждали чего-то и именно медлительностью как бы оттягивали это «что-то». А «оно» совершенно неожиданно проявилось непредвиденным загадочным, пугающим происшествием. Ранним утром, выходя из дому, я чуть было не наступил на неведомо откуда взявшуюся белоснежную голубку! Даже не пытаясь взлететь, она спокойно сделала несколько шажков в сторону и принялась что-то искать и находить в траве. На голове ее красовалась зеленая отметина, говорящая о том, что она из чьей-то голубятни. Из чьей? Тут во всей округе никогда не слыхали про голубятников, их здесь просто нет и не было! Единственное место, откуда она могла прилететь, — Заволжск, но это двадцать пять километров. Мистика, в которую я не верю, вещественным образом внедрялась в нашу жизнь.

Когда я рассказал Ие про это, она немного помолчала, как бы обдумывая услышанное, потом откинулась на подушку и тихо произнесла: «Это моя смерть прилетела».

Когда-то давно по телевидению показывали отрывки из спектакля «Петербургские сновидения», где Ия играла Соню Мармеладову. Тогда она, глядя на себя на экране, сказала мне: «Смотри, какие глаза белые». И действительно, бывали моменты, когда, сообразно настроению, ее глаза приобретали необыкновенную прозрачность, в которой пропадали их цвет и зрачки. И сейчас, глядя на меня этими глазами, она, чуть растянув главное слово, так же тихо произнесла: «Мне ЦЕНЗУРА».

Я принялся дежурными словесами нести какую-то бесполезную ерунду, пытаясь поменять настроение. Она дождалась паузы в моей болтовне и повторила: «Мне ЦЕНЗУРА». Она знала и понимала про себя и про свое положение всё.

Маша — женщина из соседней деревни, которая помогала Ие по хозяйству, — рассказала мне, что Ия, уезжая навсегда из Дорофеева, наказала справить по ней поминки, а затем отметить девять дней и сороковины, и просила, чтобы на них были все, кого она знала. А Вовке Коровкину, часто навещавшему нас соседу, сказала на прощание: «Тебе будет скучно без меня», — что теперь и подтверждается: Вовка (мужику за сорок) без Ии тоскует до слез.

…Если ж это голубь Господень Прилетел сказать: Ты готов! – То зачем же он так не сходен С голубями наших садов?
Н. Гумилев
Этот том Н. Гумилева до сих пор хранит закладки, сделанные Ией. Их три. Одна отметила это стихотворение — «Птица»!

Другая — знаменитого «Жирафа».

…Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Третья притаилась у стихотворения, когда-то не замеченного мной, пропущенного, — «Мне снилось»:

Мне снилось: мы умерли оба, Лежим с успокоенным взглядом. Два белые, белые гроба Поставлены рядом…

Закладки говорят о том (легко догадаться), что Ия время от времени перечитывала эти стихи. Между тем голубка без малейшей боязни, даже по-хозяйски бродила по двору. За делами я забывал про птицу, и когда неожиданно взгляд натыкался на нее, заставляя вздрогнуть в настоящем испуге, из подкорки наружу вырывалось жуткое видение — столб голубиных перьев над асфальтом. Я вымаливал случай, чтобы она улетела. Но она не улетала, даже наоборот, казалось, что она своими неторопливыми перемещениями занимает все больше и больше места. И однажды я обнаружил ее почти в избе, сидящей на створке окна. Вроде бы можно было попытаться прогнать ее, но что-то останавливало меня. Мнилась какая-то возможная месть от нее. Улетела она, исчезла за день до нашего отъезда. Как скомандовала: «Пора!».

Я не помню, почему мы решили уезжать из Дорофеева вдвоем, оставив (пока!) Сережку с Машей в деревне. В нынешнем июле и наступающем августе подобные решения (и многие другие) принимались не исходя из логики житейских событий, а по смутным велениям душевного состояния — моего и Ии. Этот путь мы проходили с ней вместе и поэтому внимательно и осторожно прислушивались к сигналам, поступающим к нам извне. Мы не обсуждали, как быть с Сережей на это время. Все сложилось как-то само собой. Предрешая возможный нелегкий разговор с ним в близком будущем, я перед отъездом спросил его: «Сережа, а почему ты не спрашиваешь, где папа?» — «А где папа?» — «Он умер». — «Да? — нет волнения ни в голосе, ни в глазах. — Ну, я свечку поставлю». У него традиция: каждую субботу посещает церковь и ставит множество свечек за всех родных и знакомых. Воспринимается им это действо как маленький праздник, красивый спектакль. Потом мне объяснили, что у «них» отсутствует понятие «смерть». Наверное, это незнание спасительно, наверное, так. Но вскоре прояснилось для меня, что у «них» об этом есть свое, не ясное нам понимание — другое.

Фото из личного архива

В Москве постепенным образом соорудился «уголок Ии». Уголок памяти. Основу его составляет старинный граммофон с огромной трубой латунного металла, с огромным же раструбом и с маленьким фарфоровым медальоном на корпусе, обозначающим автора этой красоты: «Робертъ Кенцъ». Как-то не основательно и толком не продуманно (пока, на время) на диск встала и прислонилась к раструбу большая цветная фотография Ии. Рядом — маленькая иконка и лампадка, которую я изредка зажигаю. Так это и существует по сей день, вот уже шесть лет. Сергей, проходя рядом, иногда останавливается, мелко крестится и, очень конкретно обращаясь к Ие, произносит: «Спи спокойно, дорогая мамочка».

…Когда шесть лет назад мы с Сергеем выезжали из дорофеевского лета (или уже осени), он вдруг наклонился ко мне через спинку сиденья и почти в ухо тихо спросил: «А она где лежит?» — «Кто?» — «Мамочка». — «На Новодевичьем». — «Мы к ней пойдем?» — «Пойдем». Нет, что-то «они» знают про «смерть».

В день нашего с Ией отъезда из Дорофеева жители деревни (те самые «дачники») решили всем коллективом взяться за ремонт дороги, размытой очередными дождями. Когда мы подъехали к ним, они как по команде воткнули лопаты в землю и медленно ползущую на подъеме машину бесконечно долго провожали грустными глазами. Маша плакала. Ия сквозь оконное стекло помахала им на прощанье рукой. В ответ — невнятный жест дорофеевцев. Тягостность момента придавила, приморозила эмоции: все знали — Ия уезжает НАВСЕГДА. Ɔ.

Личная жизнь

Анатолий Васильев был дважды женат. С первой супругой Татьяной Ицыкович молодой человек познакомился в 20 лет. Позднее актер признался, что особых чувств к девушке не питал, но Татьяна настойчиво завоевывала актера. Молодые поженились и прожили вместе 17 лет. Когда Татьяна и Анатолий решили развестись, сыну Филиппу было 5 лет. Татьяна Васильева прославилась в театре и кино под фамилией мужа.

Анатолий Васильев и Татьяна Ицыкович

Развод дался супругам непросто, отношения Васильевы не поддерживают, о том периоде жизни не рассказывают. Известно, что причиной разрыва стал уход Татьяны к актеру Георгию Мартиросяну.

В 1991 году личная жизнь актера вновь наладилась – Анатолий Васильев женился во второй раз. На этот раз избранницей стала сотрудница телевидения Вера. Через год в этом браке родилась дочь Варвара. Анатолий помогал жене после рождения дочери, отказывался от некоторых ролей, чтобы супруга не бросала работу.

Актер говорит, что было тяжело, но усилия и жертвы того стоили, ведь семейное счастье бесценно. Семейные фото артиста и информация о приватной жизни редко попадают в СМИ, так как Васильев дорожит спокойствием родных.

Анатолий Васильев с женой и дочерью

В спектакле с бывшей женой и сыном Анатолий Васильев участвовал только из-за гонорара, потому что в то время было трудно с финансами. Незадолго до постановки актер перенес инфаркт, поэтому на роли в театре и кино артиста не приглашали. Дальше театральной сцены эти отношения не пошли.

Другие интересные кадровые перестановки

Когда Васильев объявил о своем уходе, сценаристам пришлось в ускоренном темпе переписывать сценарий. Чтобы избежать очернения образа Анатолия, отказались от идеи его долгосрочной командировки или развода. По фильму семья Ковалевых крепкая и образцовая, воспитывающая сына Максима интеллигентным молодым человеком. Если бы Ольга с Юрием развелись, это наложило бы отпечаток на его светлый образ. Поэтому в первых сериях 5 сезона объявили, что он умер – сердце не выдержало.

Его место занял Александр Феклистов, который был его другом и коллегой Берковичем. Он покорил сердце вдовы и прочно вошел в семью Ковалевых-Будько. По мнению многих поклонников такая утрата стала ощутимой для сериала.

Читайте:

Самые грязные люди и народы в мире

В первом сезоне Максима Ковалева играл Денис Роднянский. Во 2 части его убрали, а роль отдали Даниилу Белых. Хоть родители Женечки часто и не появляются на экранах, но поклонники заметили подмену.

После начала конфликта между Украиной и Россией сериал «заморозили» на несколько лет. Позже начались съемки шестого сезона, но проходили они уже в Беларуси.

Недавно прошел слух, что возможно продолжение о жизни семей Будько и Ковалевых в молодости. По этому поводу высказался и Анатолий Васильев. На вопрос, вернется ли он, тот ответил, что вполне может быть. Но главным условием продолжения работы над сериалом, Васильев называет возвращение первого режиссера Юрия Морозова. По мнению актера, именно он принес такую славу телесериалу, благодаря своей любви и преданности делу.

Фильмография

  • 1978 — «Степь»
  • 1979 — «Экипаж»
  • 1980 — «Корпус генерала Шубникова»
  • 1981 — «Любимая женщина механика Гаврилова»
  • 1983 — «Ворота в небо»
  • 1985 — «Грубая посадка»
  • 1986 — «Михайло Ломоносов»
  • 1990 — «Захочу — полюблю!»
  • 1993 — «Ваши пальцы пахнут ладаном»
  • 2004—2007 — «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…»
  • 2007 — «Татьянин день»
  • 2008 — «Сваты»
  • 2012 — «Семейный детектив»
  • 2014 — «Полоса отчуждения»
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]