Как складывается судьба вдовы Георгия Буркова – актрисы Татьяны Ухаровой

Имя: Георгий Бурков Дата рождения: 31 мая 1933 г. Место рождения: г. Пермь Рост: 178 см Национальность: русский Дата смерти:19 июля 1990 г. Отчего умер: тромбоэмболия Где похоронен: Ваганьковское кладбище

Георгий Бурков, биография, личная жизнь которого не так уж насыщена событиями, был выдающимся актёром. Профессиональный рост артиста начинался с провинциальных театров. Уже переехав в столицу, он успел сняться во многих известных фильмах. Его высказывание из киноленты «Старики-разбойники» – «ерунда, бандитская пуля» быстро превратилось в крылатую фразу.

Бурков Георгий Иванович появился на свет в Перми весной 1933 года (31 мая) в семье простого рабочего. Национальность актёра – русский. Папа Бурков Иван Григорьевич работал главным механиком на заводе имени Ленина. Мама Мария Гоголева не трудилась, и всё свободное время посвящала единственному сыну Георгию и домашнему быту. После окончания школы № 49 Буркова не взяли ни в одно театральное училище. Согласно сайту Википедия, в 1952 он поступил на юрфак Пермского государственного университета, однако через пару лет бросил ВУЗ ради театра. С 1955 по 1958 год обучался в вечерней студии, позже трудился в театрах таких городов как, Пермь, Кемерово, Березники.

Биография Георгия Ивановича насчитывает более 7 театров. В середине 1960-х артист попал в труппу драмтеатра имени Константина Станиславского. В начале 1970-х годов работал в «Современнике». Вначале 1980-х ушёл во МХАТ им. Горького. После художественного театра три года был участником труппы театра им. Пушкина. На пару лет актёр вернулся во МХАТ им. Горького. С 1988 года был худруком Центра культуры им.В.М. Шукшина. Мечтой Буркова всегда была работа режиссёром.

Бурков имел тесную дружбу с Василием Макаровичем Шукшиным. Совместно они хотели создать собственный театр и даже придумали для него рабочее название. По просьбе Буркова Шукшин написал произведение «До третьих петухов». С этой работой актёр хотел дебютировать в качестве режиссёра.

Детство и юность актёра

Детство и юность актёра прошли как у самого обычного человека. Бурков был простым дворовым мальчуганом: играл с друзьями во дворе в футбол, бегал в догонялки и очень любил читать. В 6 лет маленького Жору положили в больницу, врачи подозревали, что у парнишки брюшной тиф. Специалисты сильно настаивали на проведении операции, и родители актёра ответили положительно. Однако что-то пошло не по сценарию и операция не принесла положительных результатов.

Мальчик стал переносить операции всё чаще. Он был под наблюдением лучших врачей города Пермь. Однако всё было нерезультативным. Ребёнка поместили в палату, которую за глаза прозвали «для смертников». Медики уже не давали родителям Буркова ни малейшей надежды на выздоровление Жоры. Родители решили забрать мальчика из больницы домой. Мать приглашала для терапии Жоры знахарок. Целительные травки и любовь родителей эффективно подействовали на мальчишку, и он быстро пошёл на поправку.

Бурков отлично учился в школе, много читал. Нравился Буркову и театр, куда они частенько заглядывали с матерью. Школьные годы закончились, а юноша никак не мог определиться, с чем он хочет связать своё будущее – пойти учиться на серьёзную профессию либо отдать свою жизнь искусству.

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юрфак госуниверситета Перми. Но и увлечение театром не давало ему покоя. Юноша стал ходить в вечернюю студию при местном драмтеатре.

Через пару лет Бурков окончательно решил, что свяжет жизнь только с театром, поэтому он бросил юрфак и начал активно искать работу актёра. Практически сразу его взяли в театр в Березниках. С этой небольшой сцены началась карьера Георгия Буркова. Чуть позже артист перешёл в Кемеровский областной театр, дальше был Пермский.

Карьера Георгия Буркова в Москве, фильмография

В 1964-м году во время гастролей в Перми Московского драматического театра им. К. Станиславского Георгий Бурков решился показаться руководителю труппы режиссеру Львову-Анохину. Тот пригласил провинциального актера на прослушивание, а затем и на работу в Москву. Георгию дали общежитие и устроили в московский театр Станиславского. Именно с этого момента в карьере актера-самоучки начался стремительный подъем.
В 1966-м году он исполнил одну из центральных ролей в спектакле «Анна», заслужив тем самым любовь зрителей и признание режиссеров. В этом же году актер дебютировал в кино. Однако первые значимые роли пришли к нему несколько позже. В семидесятые годы Георгий Бурков отметился в таких ярких лентах как «Случай с Полыниным», «Калина красная», «Они сражались за Родину», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Служебный роман», «Гараж» и других.

Георгий Бурков, Фитиль В этот период Георгий Бурков стал одним из наиболее востребованных актеров советского кинематографа. Ему часто доставались второстепенные роли, однако без его участия не проходил ни один более-менее значимый фильм.

В 1980-м году пермский самородок получил звание Заслуженного артиста РСФСР. В этот период он также часто играл в кино, совмещая кинематографические роли с работой в театре. В обозначенный период времени Георгий Бурков стал играть в театре Горького, а затем и в театре А. С. Пушкина. Его любили зрители и уважали коллеги. Возможно, именно поэтому в 1988-м году именно имя Георгия Ивановича стало первым в списке кандидатов на должность художественного руководителя Центра культуры им. Шукшина.

Теперь актер мог не только играть в театре и сниматься в кино, но и делиться своим опытом с молодыми актерами.

В 1990-м году наш сегодняшний герой исполнил последнюю роль в кино – в детективной ленте «Убийство свидетеля». С этого момента актер больше не снимался. В последние годы он активно работал над систематизацией своих дневников, которые впоследствии были изданы в виде полноценной книги.

Однако этого момента Георгий Бурков уже не застал. В начале июля он случайно сломал бедро, потянувшись на дальнюю полку за любимой книгой. Из-за данного повреждения в сердце актера оторвался тромб, который, в конце концов, и стал причиной смерти актера. Девятнадцатого июля 1990-го года у Георгия Ивановича остановилось сердце. Несколько дней спустя актер был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. В Перми, на доме Буркова, установлена памятная мемориальная доска в память об именитом уроженце.

Георгий Бурков умер в 1990 году, его могила находится в Москве

Работа в театре

До 1965 года Бурков трудился в местных театрах, пока однажды к ним на спектакль не заехал известный театральный критик из Москвы. Он был восхищен игрой Георгия. По приезде в столицу критик посоветовал Борису Львову-Анохину обратить внимания на провинциального талантливого артиста. Знаменитый театральный режиссёр пригласил Буркова в столицу на просмотр. Георгий поразил руководство своим талантом и буквально сразу был включён в труппу.

У Буркова с детства были нарушения в речи. Он разговаривал невнятно и очень своеобразно. Не все понимали, что хотел сказать артист. Этот дефект всегда мучал актёра и он постоянно трудился над коррекцией своего говора.

После переезда в столицу в разное время актёр успел поработать в таких театрах, как «Современник», «МХАТ им. Горького», «Театр им. Пушкина». С 1988 года Георгий Иванович стал руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Самая яркая роль Буркова на театральных подмостках была в спектакле «Анна» в 1966 году.

Parmaday

Пермь, 31 мая 1933 год, в простой рабочей семье, родился будущий народный любимец Георгий Иванович Бурков. В детстве, маленький Жора, перенес несколько серьезных заболеваний. Пережить эти трудные моменты ему помогали отцовская забота и нежность матери, с которой у Буркова оставались теплые отношения до последних дней. Георгий рос любознательным ребенком, с живым умом и прекрасным чувством юмора, и оставался таким всегда.

Закончив пермскую среднюю школу №49, Георгий решил стать актером. Его любовь к театру была настолько сильной, что после окончания школы, он четыре года подряд безуспешно пытался поступить в театральные ВУЗы Москвы. И после очередного провала, Бурков, казалось бы, смирившись с неудачами, вернулся на родину и поступил на юридический факультет местного университета. Но страсть к театру не угасала. Вечерние курсы актерского мастерства, которые были организованы при Пермском драматическом театре, стали его первой ступенью в актерской карьере.

Школа № 49 в Мотовилихе, где учился Георгий Бурков

Университетские лекции, для творческой души, были невыносимыми. Долгие часы в библиотеке им.Горького, спасали молодого студента от скучных лекций. Книги для Буркова были важной частью его жизни и развития. Его решение бросить институт, родители приняли спокойно, доверяя выбору сына. Уйдя с третьего курса, он начинает театральную карьеру в ряде театров. Затем, Георгия Ивановича пригласили в Пермский театр драмы, в котором он проработал более 10 лет.

Однажды во время спектакля в Пермском театре, талант сибирского самородка заметила московская зрительница, критик и журналистка. Театральный образ артиста очень впечатлил столичную гостью. Вернувшись в Москву, журналистка вдохновила своего знакомого, Бориса Львова-Анохина, режиссера театра им.Станиславского, посмотреть на «необычного артиста».

Получив приглашение в 1965 году, Бурков уехал в Москву – не раздумывая. Это был значительный период в его жизни. Он работал с невероятным усердием над каждой своей ролью, над собой, и буквально «создавал самого себя». Такое стремление к совершенству, возможно, было простым желанием доказать коллегам, что он настоящий актер, а не самородок из провинции.

Дом, где жил Георгий Бурков в детстве

Здесь в театре Бурков встречает свою будущую супругу Татьяну Ухарову. Ей 19, ему 32. Начало супружеской жизни было нелегким, но любовь между двумя талантливыми актерами была настоящей, и помогла преодолеть все ухабы судьбы.

Следующий, яркий этап в жизни Буркова связан с рождением дочери Маши и началом кинокарьеры.

«…От силы, от уверенности, от безграничности собственных возможностей захватывает дух…» — Георгий Бурков всегда испытывал себя. Кто я и чего хочу, что могу? Эти вопросы вели его за пределы актерского мастерства. Он мечтал создать собственный театр, и театральную школу. Писал пьесы, а незадолго до смерти Бурков снял фильм «Байка».

Сегодня в фильмографии Георгия Буркова более 100 кинокартин и мультфильмов с его участием.

Его внутренний мир, все переживания, Бурков доверял своим дневникам. Обнаружила его записи, супруга Татьяна Буркова-Ухарова, уже после смерти мужа. «Я хочу снять фильм о нем, на основании его дневников…» — сказала Татьяна Сергеевна.

Мемориальная доска Георгию Буркову и его отцу на доме по Уральской 111

Георгий Иванович Бурков обладал удивительной риторикой, и умением излагать глубоко и интересно свои мысли на бумаге…эти строки, наполненные искренностью и опытом, должны стать публичным достоянием.

Комедийный актер, заслуженный артист РСФСР, Георгий Бурков, был комиком для зрителя и трагик в душе. Роли, принесшие ему славу, определили и его судьбу. Он считал себя заложником типажа «интеллигентного алкоголика». Георгий мечтал о серьезных ролях и писал: «Играть я имею право только масштабные, и годные для открытий роли, я готов играть Гамлета, Ричарда, Ван Гога, Дон Кихота…я готов и отвечаю за гениальность исполнения…».

К счастью, были режиссеры, которые разглядели его остроту ума, его внутреннюю высоту, и Бурков сыграл несколько серьезных ролей.

Живя в столице, Георгий Иванович всегда оставался добродушным, интеллигентным пермяком. Он любил свой город и часто приезжал к своей семье, к друзьям. Он часто вспоминал свой дом, детство, соседей. Говорил, что у каждого из них своя судьба, о которой можно написать книгу.

Георгий Иванович, одаренный артист, прекрасный человек, внезапно ушел из жизни в 1990 году. Ему было всего лишь 57 лет. Смерть любимого актера была шокирующей неожиданностью, и настоящей трагедией для его семьи, коллег и зрителей. Он многого не успел…

К 80-му юбилею со дня рождения советского актера театра и кино, на доме, в котором родился и вырос Георгий Бурков, была установлена памятная доска.

Фильмография

Фильмография у Буркова богатая. Дебютом в кино для Георгия Ивановича стала лента «Зося», которая была снята в 1966 году. Роль актёру досталась небольшая, эпизодическая. После этого Бурков сыграл главного героя в картине «Хмырь», которая была снята по рассказу Василия Шукшина.

Заметную роль Бурков получил в 1967 году, он сыграл алкоголика Петю в комедийном кино Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Режиссёр оценил талант актёра и вскоре пригласил Георгия на съёмки известных кинолент «Гараж» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром».

Далее последовало участие в таких работах как «Каратель», «Освобождение» и «Наши знакомые». В 1970-м году Бурков снялся в фильме «Случай с Полыниным» вместе с Вертинской, Ефремовым, Табаковым и Мордюковой.

Актёр принял участие в 1971 году в съёмках киноленты «Егор Булычев и другие», в которой прослеживается установление советской власти в маленьких русских городах. В этой картине актёр сыграл Алексея Достигаева.

Рязанов снова пригласил Буркова на съёмки комедии «Старики-разбойники» в этом же году . Актёру досталась роль милиционера Федяева. Одна фраза из картины стала впоследствии крылатой. После того как картина вышла на большие экраны, фраза «ерунда, бандитская пуля» навсегда засела в головах любителей советского кино.

Следующей картиной Буркова стала роль работника органов капитана Галушко.

Георгий Иванович был близким другом Шукшина. Последний часто приглашал Буркова в свои картины. Так актёр участвовал в съёмках таких картин Василия Макаровича, как «Печки-лавочки», «Беда», «Подранки» и «Калина красная». После выхода картин на широкие экраны, они быстро вошли в число любимых фильмов зрителей.

Бурков продолжает активно сниматься, он становится желанным гостем на многих съёмочных площадках. Практически все фильмы с актёром автоматически становились успешными и известными.

В середине 1970-х Буркова пригласили на роль первого плана в фильм «Они сражались за Родину». Рядовой Копытовский у актёра получился живой и естественный. Сергей Бондарчук был восхищен актёрской игрой Георгия Ивановича.

Спустя год, в 1976 году Георгию Буркову снова улыбнулась удача, его сняли в «Кадкина всякий знает» в главной роли. По сюжету герой артиста пришёл с фронта с маленьким ребёнком, которого он увидел и взял его с собой по дороге домой.

В 1977 году вышла кинолента «Хождение по мукам», где Бурков сыграл Сапожкова. Вместе с Георгием Ивановичем в ленте участвовали такие именитые артисты как Алфёрова, Пенкина, Соломин и Козаков.

Конец 1970-х стал очень плодотворным у актёра. Фильмы с участием Георгия Ивановича выходили один за одним. Самым успешным проектом стала кинолента «Так начиналась легенда», в которой Бурков сыграл отца легенды – первого космонавта Юрия Гагарина.

В 1980-е годы Буркова заваливали предложениями о съёмках. Самые известные работы тех лет – «Зимний вечер в Гаграх» и «Гостья из будущего». Последней работой в фильмографии актёра числится лента «Убийство свидетеля», вышедшая на экраны в 1990 году. Бурков сыграл главаря преступной банды Крайникова.

Творческий путь Георгия Ивановича оказался весьма продуктивным. В копилке актёра 80 кинокартин. Георгию Буркову одинаково хорошо удавались как комедийные и детективные роли, так и драматические персонажи.

«Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным»

В Москву Буркова пригласил главный режиссер Театра имени Станиславского Борис Львов-Анохин. Ему рекомендовали актера знакомые критики, и он решил познакомиться с ним. Для показа столичному режиссеру Бурков выбрал роль Поприщина из «Записок сумасшедшего» Гоголя. После просмотра Львов-Анохин поинтересовался театральным образованием актера. Бурков запросто ответил: «Никакого. А разве по игре этого не видно?» Бурков был принят в труппу, получил роль в новой постановке. Накануне своей премьеры Бурков загулял со старым кемеровским приятелем, из-за чего спектакль отменили. Только личное заступничество режиссера позволило Буркову остаться в театре.

Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или C легким паром!»

Кадр из к/ф «Гараж»

«В работе актера значительно труднее добиваться утверждения своей творческой темы. Ведь не всегда играешь те роли, на материале которых можно изложить свои мысли и идеи. Но и в искусстве актера возможно создавать на любом материале свою тему. Для этого нужно остроумие». Буркову действительно давали не те роли, о которых он мечтал. Позже, работая в «Современнике», он сетовал: «Очень боюсь остаться непонятым, непрочитанным. Боюсь, что меня втиснут в привычную для них типажность, и я стану рядовым комиком. Если «Вишневый сад», то я обязательно Яша, если «Мольер» — то Бутон и т. д.».

В кино ситуация была не лучше. Больших ролей Буркову не предлагали, хотя диапазон его актерских работ был довольно широк — от комедийных и характерных персонажей в картинах Рязанова («Зигзаг удачи», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Гараж») до драматических ролей в фильмах «Они сражались за Родину» и «Подранки». Но для Буркова все это было не то: «В театре пора играть Дон Кихота, Гамлета, Федю Протасова, Галли, Тимона, Левшу, Ван Гога. В кино давно пора писать на меня сценарии. Пришла зрелость, и молодость не ушла еще. Могу всё! Хочу писать, ставить спектакли, играть роли. Всё! Но в театре всё рушится. В кино не находится режиссер, который бы поверил в меня и увидел бы меня».

Режиссёрские работы и сценарии

За несколько лет до кончины актёр увлёкся работой режиссёра. Его единственная кинолента «Байка» снята в 1987 году. Автор сценария – Нина Семенова, а главные роли сыграли Усатова и сам Бурков. Режиссёр картины он же.

Главные герои Жора и Малаша знакомятся на станции в районном центре. Жора починил девушке туфли, и Малаша в благодарность приглашает парня отдохнуть к себе в деревню. Столкновение интересов (Малаша любит животных, Жора – таксидермист) и возникнувшее недопонимание быстро сменяется взаимными любовными чувствами.

БУРКОВ Георгий Иванович

31.05.1933, Пермь — 19.07.1990, Москва

Заслуженный артист РСФСР (1980)

Детство

Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми.

В возрасте шести лет Георгий Бурков чуть не умер. Он заболел брюшным тифом, началось заражение крови. Ему сделали несколько операций без наркоза (боялись за сердце). Перед седьмой операцией он уже лежал в палате смертников. И тогда мать забрала его и выходила дома травами и любовью.

«Я рос на опере и балете ленинградского театра имени Кирова. Знал целые спектакли наизусть, видел Чабукиани, Дудинскую, Уланову, слушал Нэлеппа и других знаменитых певцов» — из книги «Хроника сердца», изданной по дневникам Георгия Буркова.

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

В 1952 году Георгий Бурков поступил на юридический факультет Пермского университета, где проучился два года. Одновременно с учебой он занимался в вечерней студии при Пермском драматическом театре.

С 1954 года Бурков стал профессиональным актером, работал в театре в Березняках, потом — в Пермском областном театре, в Кемеровском театре.

Когда Московский драматический театр имени К. С. Станиславского в 1964 году находился на гастролях где-то в провинции, к главному режиссеру Б. А. Львову-Анохину приехал показаться молодой неизвестный актер. Даже не такой уж молодой — ему как раз исполнилось тридцать два года. Это был Георгий Бурков. Приехал он из самой глубины Сибири — города Кемерово, где служил на сцене городского театра вот уже несколько лет. Там его заметил кто-то из столичных критиков, поведал о нем Львову-Анохину, а тот в свою очередь телеграммой пригласил молодое дарование для знакомства.

Показывался Бурков художественному совету театра в роли Поприщина из гоголевских «Записок сумасшедшего». Провинциальный артист произвел хорошее впечатление.

— Какое у вас театральное образование? — спросил Львов-Анохин. — Никакого, — ответил Бурков. — А разве по игре этого не видно?

Члены художественного совета рассмеялись. Бурков был принят в труппу театра. Так недоучившийся юрист и артист-самоучка объявился в столице. Его поселили в общежитии, дали роль в новой постановке. А через несколько месяцев наступил день премьеры, первой премьеры Буркова на столичных подмостках.

Утром этого дня неожиданно в общежитии объявился дружок, прибывший из Кемерово. Встреча, разумеется, была очень радостной. Не станем внимательно прослеживать все этапы этого злосчастного в биографии Буркова дня. Короче говоря, премьеру пришлось отменить. Директор театра метал громы и молнии, и его можно понять! Наутро за кулисами вывесили приказ, где сообщалось, что за срыв премьеры артист Г. Бурков уволен из театра. Его артистическая карьера в Москве кончилась, не успев начаться.

Что произошло бы с Бурковым и как сложилась бы его дальнейшая жизнь, если б его не пригласил к себе в кабинет, прежде чем расстаться, Б. Львов-Анохин, неизвестно. Главному режиссеру театра было жаль терять талантливого артиста, и он предложил Буркову такой вариант: поработать несколько месяцев в труппе, не будучи зачисленным в штат, на общественных началах, что ли. Как бы пройти испытательный срок по линии поведения, доказать, что срыв премьеры был случайностью. А он, Львов-Анохин, договорится с директором театра, что, если Жора выдержит испытание, его снова вернут в труппу. Вид у Бориса Александровича Львова-Анохина был огорченный, расстроенный, Жора тоже после случившегося не выглядел бодрячком.

— Спасибо большое, — сказал Бурков, поняв, что главным режиссером руководят добрые намерения. И вдруг спохватился. — А на что я буду жить? Мне же есть надо…

Наступила пауза. Как решить эту проблему, было неясно. И тут Львов-Анохин принял решение, делающее ему честь.

— Какая у тебя зарплата? — спросил он у артиста. — Сто рублей! — ответил артист святую правду. — Ладно, — вздохнул Борис Александрович. — В день зарплаты приходи ко мне, я тебе буду сам платить.

И Львов-Анохин действительно платил актеру из своего кармана. А затем Бурков был зачислен в штат театра и проработал там до 1980 года.

Личная жизнь

В 1965 году Георгий Бурков женился на актрисе Татьяне Ухаровой. В 1966 году у них родилась дочь Маша. Она была замужем за актером Сергеем Вельяминовым. В 1992 году у них родился сын, которого назвали в честь деда — Георгий Бурков.

Воспоминания вдовы Георгия Буркова Татьяны Ухаровой: «В театре имени Станиславского давно обсуждали, что Львов-Анохин берет артиста из провинции — шепелявого, но необыкновенно самобытного. В феврале 65-го я его увидела: худой, сутулый, странный, в красном свитере с белыми крапинками (мухомор!) На моем лице, кроме жалости, наверное, ничего не выразилось: готовилась увидеть этакого «картавого монстра», а тут интеллигент, похожий на библиотекаря. «Здравствуйте, я Ухарова!» Он хитровато улыбнулся: «Я Бурков. Нам завтра репетировать. Вы — Маленький Принц, я — Лис». Любви с первого взгляда не было. Но сердце заколотилось почему-то, возникла материнская нежность, и это чувство не покидало до конца, до последних минут в больнице… После роли Рябого в спектакле «Анна» заговорили об открытии актера, Жора начал сниматься в кино. В 66-м родилась Маша, стали жить лучше. А потом наступил период самый страшный в нашей жизни: Жора не выдержал обрушившихся на него признания и популярности. Он очень тратился на съемках — его подогревали, подливали, и закружилось… А в театре мрак: после ухода Львова-Анохина, который любил Жору, как сына, началась чехарда главных режиссеров, борьба за влияние».

О том времени Георгий Бурков упомянул в своих дневниках: «Вот уже скоро месяц, как меня лечат от хронического алкоголизма. Лечат все. Начиная от жены и кончая доктором К., общепризнанным авторитетом на алкогольном фронте».

Театр. 70-е — 80-е годы

В 1970-1971 Бурков уходил работать в театр «Современник». Об этом периоде вспоминает Татьяна Ухарова: «Познакомившись с Ефремовым, он ушел в «Современник» (на один сезон — Ефремова ждал МХАТ). Вернулся в Станиславского, а там главный — режиссер из Перми: он так и не простил Буркову уход из того театра и играть ничего не давал. Жора не вступал в партию, совершенно не умел разговаривать с официальными людьми. Хотя с ним было интересно всем — коллегам, режиссерам, рабочим сцены. Врожденная интеллигентность не позволяла ему обидеть собеседника. На творческих встречах со зрителями он не читал, не играл — он разговаривал с залом. Встреча с Шукшиным перевернула жизнь всей нашей семьи. Они сразу заговорили на понятном им одним наречии, Жора преобразился, стал много писать. Замечательные два года под названием ВАСЯ ШУКШИН!»

В 1980 году Бурков перешел Московский Художественный Академический театр. Татьяна Ухарова о причинах ухода: «Театр Станиславского был для Жоры родным домом. Там его любили, но до конца не понимали. Играл, снимался — все нормально, казалось бы. Но жизнь ума, его ума, протекала не так гладко. Он занервничал, остановился — так ему казалось».

В МХАТе Бурков проработал до 1983 года. Татьяна Ухарова: «Никто не понял, почему Жора ушел от Ефремова. Толчком послужила ерунда (этого и Олег Николаевич не знал) — уважаемая актриса погрозила пальчиком: «Веди себя хорошо на гастролях, Жора, мы за тебя поручились в райкоме партии!» А он просто не поехал на эти зарубежные гастроли — и уволился. Мне он объяснил, что не состаялся авторски, личностно, так сказать.»

В 1984-1987 годах Бурков выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина.

С 1988 года он стал художественным руководителем Центра культуры им. В. М. Шукшина. Последние годы он целиком посвятил Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу…

Кино

В кино Георгий Бурков впервые снялся в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в советско-польской картине «Зося». Через год состоялась встреча актера с режиссером, который во многом определил его творческий путь в кино, — Эльдар Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль симпатичного алкоголика ретушера Пети в комедии «Зигзаг удачи».

Этой работой было положено начало союзу Рязанова и Буркова. Актер играл доброго, компанейского парня Мишу в «Иронии судьбы, или С легким паром». Был позером и нелепым лгуном Федяевым в «Стариках-разбойниках». Трагикомическим «предателем Родины» Фетисовым в «Гараже». Холуйствующим, опасным плебеем Артюховым в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово». Играл небольшую роль в фильме Рязанова «Одинокая мелодия для флейты».

Актерский диапазон Буркова был достаточно широк. Одними из лучших стали работы актера в картинах, поставленных его другом Василием Шукшиным, — окрашенная комическими красками роль «конструктора» Виктора в «Печках-лавочках» и безжалостный убийца Губошлеп в «Калине красной». С комедийной легкостью изображал мнимого дипломата Аркадия Павловича в фильме Губенко «Из жизни отдыхающих». Интересны и драматические роли Георгия Буркова в фильмах «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука и «Подранки» Николая Губенко.

В лучших ролях Буркова ощутимо взаимопроникновение лирики и фарса, иногда трагифарса: его неотразимая убедительность оправдывала самые невероятные ситуации, в которые попадали его герои.

Всего же за свою творческую жизнь актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров — в психологических драмах, в комедиях, в детективах. На съемочной площадке он работал с такими режиссерам, как Виктор Трегубович, Александр Зархи, Сергей Соловьев, Юрий Озеров, Карен Шахназаров.

Режиссер

Георгий Бурков выступил в качестве театрального режиссера, поставив в Московском областном театреспектакль «В стране лилипутов» по Джонатану Свифту.

В последние годы жизни он занялся и кинорежиссурой, сняв в 1987 году комедию «Байка» по сценарию Нины Семеновой, и сам сыграл главную роль.

Литературное наследие

Скончался Георгий Бурков от тромбоэмболии 19 июля 1990 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Георгий Иванович Бурков не писал мемуаров. Но он оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадок, исписанных быстрым неразборчивым почерком, в которых сокровенные мысли и потаенные желания перемежались с размышлениями об искусстве и набросками в жанре эссеистики. Писал он их для себя.

Вдова актера Татьяна Ухарова не только дала разрешение на публикацию «тайных трудов» ее мужа, но и подготовила их к печати. Книга под названием «Хроника сердца» вышла в издательстве «Вагриус».

Выдержки из книги «Хроника сердца»: «Нехорошие предчувствия. Запрещают пьесы у Эфроса, у Любимова. Постепенно сжимается вокруг нас кольцо ограничений и цензуры. Наша интеллигентская тряпичность выйдет боком. Бандиты будут играть с народом еще долго в завинчивание гаек и в выпускание пара, но никогда никаких искренних движений души по отношению к народу у них не будет. Искусство из последних сил обороняется, уходит в подполье, изворачивается. Что приближается? 37-й год? Или другое? Остались ли чудаки? Дон Кихоты?

Государство любит тех, кто ниже его. Особенно раздражают его отдельные личности, отбивающиеся от стада.

У меня другой счет, я живу в другом обществе: Христос, Платон, Сократ, Шиллер, Вийон, Разин, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Булгаков, Станиславский, Есенин, Шукшин. Единственное требование общества людей: не будь рабом, будь тем, кем ты призван быть на земле, будь человеком. Мы редко встречаемся, например я с Ш (Шукшиным). Но это общество освобождает меня от жизни в другом обществе — в государственном.

Мы перестали быть патриотами своей Родины. Мы свернули шею себе, заглядываясь на Запад, окосели от ложной зависти на чужие деньги и на блеск чужой славы, лихорадочно листаем Библию, чтобы как-то соответствовать терминологии модного мифотворчества. Псевдореволюционеры счастливы, что пристроились в хвост западным мэтрам, обивают пороги Голливуда и Бродвея, выпрашивая постановки.

Добрый ли я? Многие скажут, что да, добрый. Тем более, что мнение это авторитетно закреплено за мной самим Шукшиным. Все равно что звание получил, все равно что это возведено в степень закона. А все же это не так. Или не совсем так. Не знаю еще. Просто мне стыдно. За что? За кого? А ни за что, ни за кого. Или за все, за всех. Вот что роднит меня с большинством, делает меня народным — беспричинный и беспредметный стыд. Именно он заставляет меня быть постоянно веселым, заставляет развлекать всех. Стыд заставил меня и на сцену пойти. И талантлив я от стыда, а не от ума. Вот меня и любят за то, что мне, как и большинству, стыдно жить.

Друзей у меня нет. Единственный друг, который у меня был (Шукшин), ушел из жизни. И строить свою дальнейшую жизнь надо исходя из этого.

Будь моя воля, закрыл бы все театральные училища. Они, кроме вреда, ничего не приносят искусству. Если и появляются интересные актеры среди выпускников, то благодаря тому, что они сами в училище оберегали свой талант от педагогов.

Я артист. Я сжег себя. Почему об этом никто не должен знать? Я сжег себя — по призванию — ради людей.

Болит сердце. И ничего-то поделать с собой не могу…»

Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО «Медиа-Сервис 2000); «Прошу мою жизнь считать недействительной» (газета «Комок» https://www.komok.ru/statyi/67-00/BURKOV.shtmll); Вячеслав Мищенко, «Сначала посадят в тюрьму, а потом дадут «Оскара»» («Культура» №15 (7175) 22 — 28.04.1999 https://www.kultura-portal.ru); Актерские байки «Полным рублем» https://www.kulichki.com; «День рождения Георгия Ивановича Буркова, актера и режиссера» (Обозреватель, история 458 https://www.obozrevatel.com)

Фильмы о Георгии Буркове

Программы и фильмы о Буркове начали выходить спустя пару лет после его кончины. В 1993 года вышла документальная лента «Незнакомый Бурков. Письма к другу». В 1997 году на телеканале «ОРТ» вышла программа Леонида Филатова «Чтобы помнили», в которой ведущий рассказал про жизнь и творчество известного актёра. «Первый канал» показал три документальные ленты про талантливого Буркова. В 2008 году вышла лента «Больше чем любовь. Георгий Бурков и Татьяна Ухарова» про семейные отношения и совместную жизнь актёра и его супруги.

Личная жизнь и семья

Личная жизнь актёра совсем не богата событиями. Он женился один раз и навсегда. Будущую жену Татьяну Ухарову артист встретил в театре. Учась в Щукинском училище, девушка уже работала актрисой. Молодые люди довольно долго встречались и только потом решили пожениться.

Свадьбу сыграли в 1965 году. Георгий Иванович был намного старше девушки.

Семейная жизнь молодых была несладкой в связи с тяжёлым материальным положением. В 1966 году у супругов родилась дочь Мария Георгиевна Буркова, в которой отец души не чаял. Семья жила бедно, но очень дружно. Дочь стала актрисой, у неё тоже есть дети – сын (внук актёра), названный в честь деда – Георгием. Буркова никогда не интересовали другие женщины. Все друзья отмечали искреннюю преданность артиста своей семье. В быту Георгий Иванович был скромен, денег на себя почти не тратил.

«Дальше жизнь закончилась»: вдова Георгия Буркова рассказала о его трагической гибели

Георгий Бурков. Кадр из фильма «Они сражались за Родину»

Вдова заслуженного артиста РСФСР Георгия Буркова

побывала в гостях программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» на телеканале «Россия 1». Актер полюбился зрителям после ярких ролей в фильмах «Ирония судьбы, или с легким паром!», «Печки-лавочки», «Гараж», «Профессия — следователь», «Они сражались за Родину» и других.

Несмотря на то, что Буркова не стало 28 лет назад, миллионы россиян по‑прежнему помнят его и с удовольствием пересматривают картины с его участием.

72-летняя Татьяна Ухарова

рассказала, что познакомилась с Георгием Ивановичем в театральном училище — она была младше артиста на 13 лет. Актриса безумно любила его всю жизнь, и Бурков отвечал ей тем же. После обретения всесоюзной популярности Георгия Ивановича преследовали поклонницы, и Татьяна нередко ревновала. Однажды она даже расцарапала ему лицо — эта царапина вошла в фильм Василия Шукшина «Печки-лавочки».

Георгий Бурков и Татьяна Ухарова в молодости. Кадр из программы «Судьба человека»

Родители Татьяны возражали против ее брака с Георгием, но девушка настояла на своем: «Мой отец был резко против. Когда узнал, что я за него замуж собралась, то ударил меня по спине скакалкой в первый раз в жизни. Когда меня увидела мама Буркова, то она окаменела. Я была маленькой и очень худой.

Я сразу поняла, что мне конец, потому что у нее потекли слезы. Она даже сказала Жоре, чтобы он выбирал между мной и матерью», — вспоминает Ухарова.

В результате свадьба Татьяны и Георгия прошла без родителей: «Моя мама не могла приехать на свадьбу из-за того, что папа был против», — объясняет актриса. Однако даже этот факт не омрачил счастье молодоженов — они не расставались до самой смерти Буркова.

Кадр из программы «Судьба человека»

Георгий Иванович всегда хотел детей, но первые беременности Татьяны закончились трагически: «У меня были выкидыши, два мальчика. Я падала… Врачи не спасли. Сейчас бы смогла, но тогда не было таких возможностей», — печально вспоминает актриса.

В мае 1966 года у супругов родилась долгожданная дочь Мария.

После появления девочки на свет свекровь Татьяны приехала в гости: «Его мама оттаяла на короткое время, чтобы посмотреть на внучку». Однако даже появление Маши не смягчило свекровь окончательно. А Бурков стал замечательным папой: «Он очень нежный и трогательный отец, очень аккуратно занимался дочкой, придумывал с ней сказки и все время подкладывал ей книжки», — рассказала Татьяна. Дочь подтвердила слова матери: «Он меня возил в детский сад на пятидневку. Очень любил, обожал. Я даже мечтала, когда была совсем маленькой, выйти замуж за него».

Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Татьяна рассказала, что Бурков никогда не лечился от алкоголизма, несмотря на многочисленные слухи об этом: «Да, он выпивал, были моменты неприятные, но легенд больше ходит. Не лечился он от алкоголизма и не страдал от него.

Он лежал в больнице, но не по причине алкоголизма, у него нервы были, устал».

Артиста с теплом вспоминают многочисленные друзья: «Вокруг него всегда собирались толпы. У него было качество, которое не всем дано. Если он видел, что у человека что-то не так, например, чем-расстроен, то начинал рассказывать какие-то смешные истории про себя, человек сразу веселел», — вспомнила Татьяна.

View this post on Instagram

#Цитата «Самое прекрасное — стремление сделать что-то необыкновенное.» #ГеоргийБурков Георгий Бурков — советский актер театра и кино, Заслуженный артист РСФСР 31 мая 1933 — 19 июля 1990 Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, но проучился там всего два года и бросил. Тогда же Георгий увлекся актерской деятельностью — занимался в театральной студии при университете — и страстно мечтал о профессии актера. Несколько лет подряд он ездил в Москву — поступать в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, но проваливал экзамены. Хотя попытки покорить театральные ВУЗы столицы окончились неудачей, Георгий все же решил стать актером. С 1954 года он работал в театрах Березняков, Перми и Кемерово, одновременно занимаясь в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Общий уровень образования он повышал сам — зачитываясь различной литературой в библиотеках. Вновь в Москву провинциальный актер без специального образования приехал в 1964 году — в драматический театр имени К.С. Станиславского, чтобы показаться главному режиссеру Б. Львову-Анохину. Его игра произвела хорошее впечатление, и он был принят в труппу этого театра, где проработал до 1980 года, а затем перешел в МХАТ к Олегу Ефремову. В 1984—1987 годах он выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина. Практически после первой же роли Буркова в спектакле «Анна» на сцене драматического театра имени Станиславского о нем заговорили, как о профессиональном актере, роли последовали одна за другой. На сценах столичных театров он сыграл во многих спектаклях — «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Маленький принц», «Живой труп», «Записки сумасшедшего» и других. Георгий пробовал себя и в качестве театрального режиссера, в 1976 году он поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов». Актерский талант Буркова, конечно же, был замечен и кинематографистами. Дебютировал Георгий в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в картине «Зося», а через год состоялась его встреча с режиссером Э. Рязановым, который во многом определил творческий путь актера в кино…

A post shared by Николай Клименко (@niklimenko78) on May 31, 2017 at 12:41am PDT

Галерея из 10 фото

В возрасте 57 лет Георгий Бурков получил приглашение Эльдара Рязанова сыграть Президента в его новом фильме «Небеса обетованные». Артист очень обрадовался, но не успел даже получить сценарий, поскольку сломал ногу. После травмы у него обострилось ожидание гибели:

«Какая-то цыганка ему сказала, что он проживет до 55-ти. Видимо, ему это запало в голову», — сокрушается вдова актера.

«Я пришла к нему в больницу, он радостный такой был с ногой перебинтованной и поднятой вверх. Но он не просто упал, у него во время падения оторвался тромб… Все как в кино было: свернутый матрац… Его увезли в кардиологию, он был белого цвета. Сказал мне: «Ты только не уходи», — со слезами вспомнила Татьяна Сергеевна. Вечером жена и дочь Буркова уехали домой. Как только они вошли в квартиру, зазвонил телефон: «В 19.05 его не стало, тромбоэмболия. Дальше — все, дальше жизнь закончилась».

View this post on Instagram

В этот день, 31 мая, родился Георгий Иванович Бурков (1933−1990).Вспомним фильмы с его участием:»Зигзаг удачи»,»Старики-разбойники»,»Калина красная»,»Ирония судьбы, или С лёгким паром!»,»Они сражались за Родину»,»Кадкина всякий знает»,»Гараж»,»Профессиям следователь»,»Жестокий романс» и другие. Вечная память. ———————————- «Ребята, положение безвыходное… За Галю надо выпить.» «Паша, положись на меня. Я никогда не пьянею.» ———————————- — Я за гараж Родину продал! — Ключики мы вам не отдадим! Мы вам не Буратины какие-нибудь! — Да у нас, если хотите, до сих пор рыба в реке водится, несмотря ни на что, несмотря ни на какие институты. — Где директор рынка? Дайте мне его. Я из него мясной ряд сделаю. ——————————— #деньрождения #актер #актеркино #киноактер #СССР #чтобыпомнили #георгийбурков #гараж #actor #birthday #USSR

A post shared by Иван Садовников. From Russia. (@ivan.sadovnikov) on May 31, 2020 at 12:34am PDT

На эту тему: «Я не хотела принимать его смерть»: Тамара Гвердцители рассказала о гибели мужа

Фото: Pesona Stars @niklimenko78 @ivan.sadovnikov

Смерть и память об актёре

В 1990-м году легендарный режиссёр Эльдар Рязанов приступил к съёмкам киноленты «Небеса обетованные». Актёр получил роль в фильме. Он много репетировал, повторял свои реплики и никак не подозревал, что эту роль ему уже не суждено сыграть. Случайная травма оказалась роковой, отчего умер актёр. Георгий Иванович хотел достать книгу с верхней полки, потянулся за ней и резко упал. У Буркова повредился бедренный сустав и оторвался тромб. Актёра срочно госпитализировали, провели операцию, однако его состояние продолжало быстро ухудшаться. Медики не смогли спасти актёра и он умер. Причина смерти – тромбоэмболия.

По рассказам Рязанова, после того как Бурков сломал ногу, кто-то из актёров пошутил, что Георгий Иванович сможет сыграть роль и на костылях. Однако такого, к сожалению, не случилось.

Дата смерти актёра – 19 июля 1990 года. Похороны состоялись через несколько дней. На прощании с Бурковым были только близкие и друзья артиста. Могила актёра расположена на Ваганьковском кладбище. Чуть позже на месте, где похоронен актёр был установлен памятник.

После кончины Буркова жена Татьяна Ухарова разрешила опубликовать записи дневника артиста, который он вёл с 1953 года. В 1998 году вышла книга «Хроники сердца», содержащая все очерки Георгия Ивановича.

Годы жизни актёра были насыщены творческими работами. Возможно, зритель бы не раз ещё лицезрел Георгия Ивановича на экране. Коллеги были шокированы, когда умер актёр, которому было всего 57 лет.

Смерть

В 1990 году Георгию Буркову предложили роль в киноленте «Небеса обетованные». Актер тщательно готовился к этой роли, но летом того же года случилась трагедия. Бурков потянулся за книгой, лежавшей на верхней полке домашней библиотеки, и упал, сломав бедро. Из-за перелома случился отрыв тромба. Тромбоэмболия стала причиной смерти актера. Буркову сделали операцию, и актер даже начал поправляться, но вскоре самочувствие ухудшилось. К сожалению, великого актера не удалось спасти. 19 июля 1990 года у него остановилось сердце. Похороны прошли скромно, в кругу близких людей.

Могила Георгия Буркова

Могила Георгия Ивановича находится на Ваганьковском кладбище в Москве. В Перми, в память о знаменитом актере и отце установлена памятная мемориальная доска с изображением артиста.

В память о Георгии Буркове были выпущены телепередачи из серии «Чтобы помнили», «Как уходили кумиры», «Мой серебряный шар».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]