Биография
Елена Папанова родилась в актерской семье. Ее папа – народный артист СССР Анатолий Дмитриевич Папанов, а мама – актриса Надежда Юрьевна Каратаева. Из-за жилищных проблем и постоянных гастролей родителей, девочка до пятнадцати лет жила у бабушки с дедушкой по материнской линии. Образованием Лены мало кто занимался, ей все приходилось делать самой.
Лишь после восьмого класса родители забрали дочь к себе. Однако о детстве актриса вспоминает с теплотой: «У меня было очень счастливое детство, я обожала свою бабушку, Марию Васильевну, до сих пор считаю, что она — моя вторая мама. Любила наш двор — мне нравилось играть во все дворовые игры, выдумывать всякие развлечения, гулять с подружками по близлежащим улицам и переулкам».
Училась Лена хорошо, по собственной инициативе посещала всевозможные театральные кружки и студии, вместе с тем была очень спортивной девочкой. «Я с пяти лет занималась фигурным катанием, ходила в спортшколу. Умела делать вращение, пистолетик, ласточку, даже получила спортивный разряд. Но в пятом классе оставила фигурное катание. Сейчас ловлю себя на мысли, что очень тянет на каток, надеюсь, как-нибудь выберусь», — поделилась актриса.
После десятого класса нужно было определяться с выбором профессии. Елена вспоминает: «Когда оканчивала школу, родители ждали, что я буду поступать в институт иностранных языков. А я мечтала стать актрисой, хотя и не говорила об этом, считая себя недостаточно красивой». Мама с папой отговаривали дочь от поступления в театральный: «Не надо. Для женщины это вообще очень тяжелая профессия. Еще была бы у тебя внешность подходящая, играла бы героинь. А ты у нас не красавица».
Не послушав родных, девушка все же подала документы в Школу-студию МХАТ. Но ее ожидало разочарование — набиравшая в тот год курс Алла Тарасова была строга с абитуриенткой: «Во-первых, вы плохо подготовились. А потом, подумайте, нужно ли вам вообще становиться актрисой». Елену ужасно расстроил такой провал: «Еще один удар по самолюбию. Домой я пришла зареванная и тут уж все рассказала встревоженной маме. Тогда на семейном совете было решено: раз мне так хочется в актрисы — ладно, пробуй». Родители наняли дочке педагога, и девушка успешно сдала экзамены сразу в три вуза: ГИТИС, Щепкинское и Щукинское училище. Решено было пойти в первое, так как его оканчивали мама с папой.
Так будущая актриса, вопреки наставлению родителей и советам педагогов, стала постигать тайны актерской профессии в ГИТИСе на курсе Владимира Андреева. Елена Папанова доказала всем, и прежде всего себе, что сделала верный выбор: на госэкзаменах получила «отлично».
В 1976 году молодая артистка окончила ГИТИС. И снова оказалась перед дилеммой, на этот раз решался вопрос, в каком театре служить. Актриса рассказывает: «Папа работал в Театре сатиры, я тоже бы, конечно, не отказалась там работать. Были идеи совместной постановки… Но потом он сказал: «Ну что скажут в театре? Что Папанов привел свою дочку. Нет…» И поэтому я оказалась в Театре Ермоловой, где работаю до сих пор. И с отцом мы так ни разу и не поработали ни на сцене, ни в кадре…»
Елена Папанова: «Свою молодость я посвятила семье»
Она стала по-настоящему знаменитой после скандального фильма Валерии Гай-Германики «Школа». Между тем Елена окончила ГИТИС и более 30 лет работает в Театре имени Ермоловой.
Принесла счастье
Ее отец – легендарный актер Анатолий Папанов. Со своей женой Надеждой Каратаевой артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой. Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга. Карьера Папанова сложилась не сразу. Лишь в 1954 году Папанов смог раскрыть свой талант в спектакле «Поцелуй феи». Его дебют совпал с рождением дочери, Елена родилась 20 ноября.
Надежда Каратаева говорила: «До появления дочки Анатолий Дмитриевич очень мало играл, и в основном роли ему доставались небольшие. И именно в те дни, когда я находилась в роддоме, мужу впервые улыбнулась удача. Все получилось случайно: заболел один актер, и в спектакль срочно ввели Анатолия Дмитриевича. После этого в него поверили. Я помню, как муж потом всегда говорил: «Это мне Лена счастье принесла».
Родители поздно возвращались после спектаклей, у них все время были репетиции, гастроли. Чтобы Елена не росла брошенным ребенком, не возилась в пыли за кулисами и не сидела с гримерами, как дети многих актеров, до 14 лет ее воспитывали бабушка с дедушкой. Потом родителям дали квартиру. Улица там была вся разрыта из-за строительства пятиэтажек, и, когда Лена приезжала туда, ей всегда приходилось надевать резиновые сапоги. Только через десять лет Папановы взяли дочь к себе.
«Я очень хотела быть актрисой, но, поскольку родители меня сильно отговаривали, на всякий случай готовилась в иняз, – вспоминает Елена. – Но все равно я стала поступать в театральные. В Школу-студию МХАТ я провалилась, а в остальные училища прошла, и родители порекомендовали ГИТИС, поскольку сами там учились. В ГИТИСе, естественно, знали, что я дочка Папанова, но папа никогда не предпринимал никаких усилий, чтобы меня протолкнуть. Мало того, когда я устроилась в Ермоловский театр и мне сразу дали большую роль (актриса заболела), папа очень долго не мог прийти посмотреть спектакль. Руководитель театра Владимир Андреев даже сказал: «Лен, ну пускай твой папа хоть ради приличия придет.
Он вообще, что ли, о тебе не думает?» Нам очень часто предлагали вместе сниматься в кино, но папа всегда находил какие-то причины для отказа. И только один раз предложил поработать вместе — в качестве режиссера он ставил свой первый спектакль «Последний», премьера которого состоялась уже после его смерти. Мы как-то ехали в машине, и он говорит: «Лен, там есть именно твоя роль, я чувствую». Потом прошло какое-то время, я спрашиваю его: «Ну что, пап, я буду играть?» И он мне отвечает: «Это неудобно. Ну что скажут у нас в театре? Что Папанов привел свою дочку из другого театра?»
«Меня никто из коллег в театре не понимал»
Елена часто отказывалась от съемок, особенно если там присутствовали экспедиции, командировки: «И театр, и кино для меня были на втором плане. Свою молодость я посвятила семье, часто отказывалась от ролей. Наверное, для актрисы свою жизнь я построила не совсем правильно. Заниматься семьей — правильная жизнь для женщины, которая занимается другой профессией, но не для актрисы. А я даже однажды отказалась ехать на гастроли с театром в Германию, потому что только что родила вторую дочь. Меня никто из коллег в театре не понимал. Но для меня всегда примером была семья моих родителей: несмотря на то, что оба они были актерами, для них семья всегда была самым главным».
Супруг Елены Юрий Титов был не из театральной семьи, он приехал поступать в театральный вуз из Ташкента. После института Юра и Лена решили пожениться, хотя родители Папановой были против, полагая, что дочери нужно думать о карьере. Но она расписалась с Титовым в загсе Москвы. В браке родились две дочери – Мария и Надежда: «Папа меня всегда уговаривал: «Зачем ты так рано рожаешь? Только что начала в театре работать!» А когда я вторую дочку носила, он вообще обалдел. Сейчас я жалею — надо было больше рожать. В театральный дочки не пошли. Старшая, Маша, окончила филологический факультет Института стран Азии и Африки, она специалист по корейскому языку. Но устроиться на работу с корейским не получилось, и Маша стала работать в пресс-центре выставочного комплекса. А младшая окончила экономический, работала в банке».
В 2009 году Елена написала книгу об отце: «Знаете, у меня все получается как-то спонтанно. Писала сама, не по принципу «ни дня без строчки», а когда мне хотелось. На это у меня ушло два с половиной года. К слову, тогда я была очень плохо знакома с компьютером и писала все от руки, получилось пять или шесть больших тетрадок. Когда вечером все ложились спать, я наливала себе чашку чаю и начинала вспоминать. Думаю, это далось мне легко, потому что не являлось моей профессией, а было любительским актом».
Подготовила Лина Лисицына, по материалам Peoples.ru, Stuki-druki.com
Театр
В Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой Елена Папанова попала не случайно. Труппу в то время возглавлял ее учитель, он-то и взял «отличницу» в свой коллектив.
О первой крупной роли в театре актриса вспоминает: «Я только-только окончила курс Владимира Алексеевича Андреева и пришла в театр, когда заболела исполнительница одной из главных ролей спектакля «Дарю тебе жизнь» Раиса Семеновна Губина. Мне предложили ее заменить. Так я сыграла молодую маму, которая потеряла мужа, он погиб на заводской стройке. Моя героиня осталась одна с ребенком и ее не бросили, все помогали, кто как мог. С той роли все и началось».
На родной сцене артистка исполнила множество разнохарактерных ролей. А о самых любимых она рассказала в одном из интервью: «Их несколько. Роль мисс Эндрю в детском спектакле «Мэри Поппинс». Я любила эту роль за то, что каждый раз ее можно было играть по–разному, она давала большое поле для импровизации, можно было хулиганить… Сейчас этого спектакля, к сожалению, в репертуаре нет. Я очень любила «Женитьбу Бальзаминова», где играла кухарку Матрену. Любила «Мещанскую свадьбу», в которой играла невесту…»
Театральные работы:
- «Старший сын» — Подружка
- «Бал воров» — Курортница, Кормилица
- «Дарю тебе жизнь» — Таисья
- «Горное гнездо» — Дочка Сарматова
- «Память» — Маланья
- «Конец — делу венец» — Марианна
- «Любовь — книга золотая» — Параша
- «Адам женится на Еве» — Хэла
- «Василиса Мелентьева» — Марья
- «Последний посетитель» — Секретарша
- «Второй год свободы» — Гражданка Парижа
- «Приглашение на казнь» — Отец города
- «За чем пойдешь, то и найдешь» — Матрена
- «Воспитанница» — Гавриловна
- «Светит, да не греет» — Степанида
- «Мария Стюарт» — Маргарита Керл
- «Мэри Поппинс» — Мисс Эндрю
- «Смерть Тарелкина» — Г-жа Брандыхлыстова
- «Пеппи — Длинный чулок» — Фру Лаура
- «Перед заходом солнца» — Паула
В стенах Ермоловского театра артистке удалось приобрести интересный сценический опыт во время тематического фестиваля короткометражных спектаклей «Театральный альманах».
«Я сразу согласилась участвовать, хотя никого не заставляли. Актерам позвонили и сказали, что если они захотят принять участие в фестивале, нужно бросить записку со своей фамилией в специальный ящик. Общаться с молодыми режиссерами — огромное удовольствие. Когда долго работаешь в одном театре, закостеневаешь. А тут какая-то новая волна, что-то свежее. Мне понравились почти все спектакли, которые были на фестивале. Я считаю, что наш режиссер — Талгат Баталов — очень способный парень, и я рада, что с ним познакомилась», — поделилась актриса.
В фестивальном спектакле «Сто лет на сцене» Елена исполнила одну из ведущих ролей. Работу над образами артистка увлеченно описывает: «Наш спектакль рождался необычно. Сначала режиссер с нами беседовал несколько дней, задавал разные вопросы — мы не могли понять, к чему это. Потом оказалось, что наши разговоры записывали, а потом расшифровывали, и каждый в итоге получил текст, который сам и наговорил. Когда разговариваешь, не очень следишь за логикой, поэтому, когда я увидела свой текст, подумала: как это можно читать, это ведь какие-то обрывки мыслей! И стала пытаться сделать текст более гладким. Но потом Талгат Баталов придумал каждому свой образ и задачу. Я, например, была педагогом актерского мастерства. И тогда я поняла, что нужно возвращать всю нелогичность в текст, чтобы все было с юмором. Конечно, участие для меня было огромным удовольствием «.
В Театре Ермоловой актриса служит с 1976 года, пережила и неоднократную смену руководящего состава, и раскол коллектива. Оставаясь верной своему «дому», она параллельно оттачивала актерское мастерство «на стороне», но под началом бессменного режиссера Ермоловского театра Алексея Левинского. «Я много лет работала в студии «Театр» у Алексея Левинского совершенно бесплатно. Там я играла то, что не играла в театре. И мне было очень интересно работать с Лешей…», — призналась артистка.
А с 2014-го года в жизни Елены Папановой появилась новая увлекательная работа, теперь уже в уникальном театре для детей и взрослых — детском Рыжем театре, организованном режиссером Романом Светловым. У «Театра» существует несколько основных направлений деятельности: кукольные спектакли, актерская школа, творческие вечера, благотворительные праздники. Одна из последних крупных работ актрисы на этой площадке — комедия по пьесе Рэя Куни «Смешные деньги».
Первые работы в театре и кино
Анатолий Папанов родился в городе Вязьме Смоленской области в семье военнослужащего. Его отец, Дмитрий Папанов, играл в самодеятельном театре. На сцену выходил и Анатолий, если находились роли для детей.
Анатолий Папанов в молодости. 1941. Фотография: diletant.media
Анатолий Папанов в студенческие годы. Фотография: wikipedia.org
Анатолий Папанов. Фотография: sovetika.ru
Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился «плохо, читал мало», а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год Папанов провел в вечерней школе: чтобы помочь семье, ушел работать на 2-й Московский подшипниковый завод, в ремонтную мастерскую литейщиком.
При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли «Учитель», «Профессор Полежаев», «Укрощение строптивой», «Васса Железнова», водевили. Коллективом руководил актер Театра имени Евгения Вахтангова Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных актеров технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Вскоре и Папанов присоединился к труппе. Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».
В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов «опускал голову и изображал глубокомыслие» — и боялся, что его тоже спросят. Ему нечего было сказать: даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после не смог остановиться — литература стала его увлечением. В клубе Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.
В 1937 году Папанов впервые появился на киноэкране — сыграл эпизодическую роль в картине «Ленин в Октябре». В качестве статиста он участвовал в съемках фильмов «Суворов», «Минин и Пожарский», «Степан Разин».
Кинематограф
В кино Елена Папанова дебютировала в 1976 году. В это время она снялась в мелодраме Ярослава Лупия «Мы вместе, мама» и мюзикле-сказке Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Туфли с золотыми пряжками». Актрису заметили и стали приглашать в детские фильмы: Ожидание», «Три веселые смены» и другие.
В 90-х годах артистка практически не появлялась на экране. В 2002-ом она мелькнула в эпизодических ролях сериалов «Линия защиты» и «За кулисами», и снова исчезла вплоть до 2010-го года.
Такие длительные перерывы в творческой жизни актрисы были связаны с рождением дочерей. «Я упустила момент, можно сказать, упустила свой шанс. Когда вышла из декрета, время ушло, кино изменилось, да и во мне, конечно, мало чего осталось от той молоденькой русопятой девочки», — поясняет Елена.
«Школа»
Благодаря режиссеру Валерии Гай Германике состоялось возвращение актрисы на телеэкраны. Ее пригласили на роль учителя русского и литературы Валентины Харитоновны в молодежный телесериал «Школа».
О своем образе в фильме артистка рассказывает: «Эта героиня больше положительная, нежели отрицательная. Она представляет собой продукт своего времени, советского времени. Мы с Лерой хотели показать зрителю педагога не от Бога. Валентина Харитоновна знает свой предмет, но она не учитель от природы, нет у нее такого призвания, ее дети не любят, она не может найти к ним подход, она не очень понимает современную молодежь. Я не хочу сказать, что все учителя советского времени такие же, но такие часто встречаются».
Играть учительницу актрисе было не так уж сложно, в подобной роли она пробовала себя в реальной жизни. «У меня и в жизни был педагогический опыт, преподавала сценическую речь в школе искусств, в институте. Мне было откуда черпать информацию для своей роли. Я знаю, как общаться с подростками. То есть можно сказать, что сыграла саму себя – вела себя, как на занятиях», — делится артистка.
Скандально известный сериал вызвал массу споров вокруг себя. Одних он шокировал, другим очень понравился. Актриса высказала свое мнение по этому поводу: «Про «Школу» говорят, что в этом сериале много чернухи. А я считаю, что негатива в нем не больше, чем в других. Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Современную молодежь я не считаю плохой. Вообще, несмотря на смену поколений, души людей не меняются».
Елена Папанова с Валерией Гай Германикой, несмотря на разделяющие их годы, очень быстро сработались, и актриса объясняет это так: «Я действительно встретилась с талантливым режиссером. Это редко бывает. Она молодая, но я подчинялась с удовольствием. На площадке мне с ней работалось очень хорошо, Лера много чего подсказывала. Я считаю Леру своей крестной в кино, потому что после «Школы» меня стали звать в другие картины. Не могу сказать, что завалена работой, но есть интересные предложения».
Спустя год актриса снялась еще в одном фильме Гай Германики, о чем рассказала: «Я играла маму одного из главных героев в проекте Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», эдакую деревенскую бабу, которая приезжает из провинции к сыну и обкрадывает его гражданскую жену. Честно сказать, играть эту роль мне было очень интересно!»
Позже артистка приняла участие в таких проектах, как: биографическая драма «Высоцкий. Спасибо, что живой» с Сергеем Безруковым, Оксаной Акиньшиной, Андреем Паниным, мелодрама «Кабы я была царица…» по одноименному роману Веры Колочковой, молодежный сериал «Деффчонки», фильм Владимира Хотиненко «Кто-то теряет, кто-то находит» с Ярославом Бойко и Марией Порошиной, детектив Марата Кима «Женщины на грани», популярный сериал «Склифосовский-4» с Максимом Авериным и другие.
В 2014-ом году на экраны вышла мелодрама по мотивам романа Алисы Луниной, где актриса исполнила эпизодическую, но яркую, роль. Елена поделилась: «Я снялась в сериале с рабочим названием «Новогодний рейс «Питер — Москва» Наны Джорджадзе. У меня там роль второго плана, я играю соседку по коммуналке тетю Таню. Мне съемки очень понравились, тем более что у меня там были замечательные партнеры — Оксана Фандера, Света Ходченкова — прямо звездная компания собралась, и мне кажется, что и у меня самой что-то получилось».
2015-ый год принес актрисе три киноработы. Она сыграла воспитательницу детского сада в комедии Анны Сарухановой «Дневник Луизы Ложкиной», Яхонтову в мелодраме «Коммуналка», гостью в мини-сериале Бориса Грачевского «Между нот, или Тантрическая симфония».
А в 2016-м завершилась работа артистки в четвертом сезоне проекта «Москва. Центральный округ» с Владимиром Меньшовым и сериале «Семейные обстоятельства» с Марией Порошиной, Константином Лавроненко, Анной Каменковой, Артуром Вахой и другими.
Театральные работы Папанова
В 1946 году, после окончания ГИТИСа, Папанов играл в Клайпеде — в Литву их курс направили создавать русский драматический театр. Клайпеда была почти полностью разрушена. Первые дни актеры вместе с жителями города расчищали главную площадь от завалов. Здесь русский театр долго не продержался, труппу расформировали и Папанов вернулся в Москву.
Анатолий Папанов с Андреем Миронов на сцене театра. Фотография: zen.yandex.ru
Анатолий Папанов в театральной постановке «Дом, где разбиваются сердца». 1975. Фотография: fenixclub.com
На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин. Фотография: 24smi.org
В столице актера встретил наставник из ГИТИСа Андрей Гончаров и сразу пригласил в Театр сатиры, где служил режиссером. Этому театру Папанов посвятил всю жизнь, хотя его звали и во МХАТ, и в Малый театр.
Артисты Театра сатиры танцевали, пели и много импровизировали. Всего этого Папанов не умел, и вливаться в коллектив было непросто. К тому же сатировцы часто разыгрывали новичков — и не только за кулисами, но и на сцене. Однажды в театре ставили спектакль «Мешок соблазнов», где Папанов играл горожанина Джека Холидея. По сценарию актер должен был взвалить себе на плечи мешок, но не смог: коллеги прибили реквизит к полу. Папанов несколько раз пытался поднять его, пока под хохот в зале не оторвал от сцены. На подобные шутки Папанов реагировал с юмором, и вскоре они прекратились.
Готовясь к очередной роли, Папанов выходил на улицу — наблюдал за людьми, их движениями и манерами. «Мне кажется, жизнь артиста немыслима без арсенала средств, в основе которых наблюдение и накапливание деталей. Неизвестно, в какой роли они пригодятся, но они всегда должны быть под рукой. Беден тот актер, который не наполнен деталями», — говорил Папанов. Даже во время футбольных матчей он высматривал типажи среди болельщиков. Своим театральным персонажам он придумывал биографии и сам добавлял в костюм детали-акценты — старая газета и исписанный карандаш у бюрократа, примятая кепка у селянина.
Телевидение
В 2011 году Елена Папанова приняла участие в программе «Жестокие игры». Артистка прошла до 3-го тура из 4-х. «Я долго сомневалась насчет участия, — рассказывает Елена. — Убедили мои дети. Я видела первый сезон шоу, и мне хотелось оказаться там. Понятно, что это опасно. Но кто не рискует, тот не пьет шампанского. Я человек физически подготовленный: каждое утро бегаю и хожу в бассейн, занимаюсь фитнесом. Во время прохождения трассы был момент, когда я струсила, поэтому прошла испытание не так хорошо, как могла. Но я нисколечко не пожалела! Доказала себе, что на многое способна».
Книга
В 2009-ом году в издательстве «Эксмо» вышла книга Елены Папановой «Хочу рассказать…Книга об отце».
О том, что подтолкнуло ее к созданию книги, артистка говорит: «Я долго не могла на это решиться. Но ведь постоянно приходится что-то рассказывать журналистам, и однажды я подумала: «А почему бы не сесть и не написать все сразу?» И я начала понемногу записывать воспоминания, когда было время, не через силу, а в охотку. И так родилась книга, которую в издательстве приняли почти без правок».
Личная жизнь
Елена Папанова состоит в браке со своим бывшим однокурсником уже более сорока лет. Такой крепкий и счастливый союз – редкость в актерских семьях. «С Юрием Титовым мы учились на одном курсе в ГИТИСе. В дипломном спектакле «Как вам это понравится» по Шекспиру играли любовь, которая очень скоро стала для нас не сценической, а вполне реальной», — делится Елена.
Сразу после института молодые люди решили расписаться. Родители были против такого раннего брака, да и их смущало то, что избранник Лены не был москвичом. Однако она снова пошла наперекор родителям. Елена призналась: «Когда мы с ним только поженились, все говорили, что меня, дочь Папанова, Юра выбрал именно ради карьеры. Из-за этого мы с ним стали еще ближе: муж всегда стремился доказать мне и всем остальным, что любит меня «просто так». Брак оказался долгосрочным и счастливым. В нем родились две дочки – Мария и Надежда.
Знаменитый дедушка во внучках души не чаял. Актриса рассказала: «Когда было мое детство, он (отец) набирал темп, снимался, делал себе карьеру. Когда появились внучки, он был уже состоявшийся артист, здесь то, что не проявилось ко мне, проявилось особенно на девочках. Папа обожал внучек: Машу и Надю. Переживал, что из-за работы не мог уделять им столько времени, сколько хотел. Приезжая к нам, папа привозил игрушки, книжки, читал девочкам вслух».
Елена оказалась очень ответственной и требовательной мамой. Дочери росли в любви, но строгости. По стопам родителей не пошли, однако актрису это вовсе не огорчает: «Своими девочками я горжусь. Они обе получили хорошее образование, на что я потратила немало сил. Маша окончила Институт стран Азии и Африки МГУ, знает корейский язык. У нее своя небольшая фирма. А Надя училась на экономическом факультете университета печати. Она у нас — заместитель заведующего отделом в одном банке».
Актриса дважды бабушка, у нее есть внук и внучка. Елена старается воспитывать их так, чтобы в первую очередь быть им другом. О старшем с улыбкой говорит: «Боюсь, что Машин сын Игаль (его папа, мой зять Саша, — гражданин Израиля, поэтому мальчику дали такое необычное для нас имя) станет актером. Во всяком случае, сцены, которые он мне закатывает по дороге в детский сад, свидетельствуют о его актерских талантах. А кто знает, вдруг пойдет в прадедушку?»
Возможно, правнуки продолжат славную актерскую династию Папановых. Примечательно, что Елена Папанова во время замужества оставила девичью фамилию. Тогда ее уговорили родители. И дочери актрисы, по папе Титовы, при получении паспорта стали Папановыми.
АКТРИСА ЕЛЕНА ПАПАНОВА: ВЕЛИКИЕ К НАМ НА ЧАЙ НЕ ЗАХОДИЛИ
— Каким Папанов Анатолий Дмитриевич был дедушкой?
— Куда более ласковым, чем отцом. (С улыбкой.) Когда родились мои девчонки, он уже стал востребованным артистом: не нужно было так надрываться, а значит — оставалось время на семью. Внучек он обожал! Когда папа умер, Маше было восемь, а Надюшке всего три. — Ваши дочери продолжили актерскую династию? — Нет. Старшая окончила Институт стран Азии и Африки. Младшая — экономический факультет, работает в банке. — Роли Анатолия Дмитриевича давно растащены на цитаты. «Тебя посодют — а ты не воруй!», «Шампанское по утрам пьють или аристократы, или дегенераты!». Что-то из этого он придумал сам? — Многое. К примеру, эпизод из «Берегись автомобиля»: папа подскакивает на суде со словами «Свободу Юрию Деточкину!» — эта фраза вырвалась сама, в сценарии ее не было. А в «Бриллиантовой руке» — помните сцену, когда он плавает в ластах, насаживая на крючок рыбу, а потом выныривает и со смаком произносит: «Идиот!». Это — тоже экспромт: кто-то из съемочной группы что-то не так сделал, и отец не сдержался. — Анатолий Дмитриевич играл с Андреем Мироновым и на сцене, и в кино. А в жизни они дружили? — У меня нет историй о том, как великие к нам заходили чайку попить. (С улыбкой.) На самом деле у отца было два близких приятеля. Оба — художники. Папа знал их еще со школы — настоящая дружба, проверенная временем…
В жизни
Елена Папанова попробовала себя в роли модели, приняла участие в театрализованном показе модельера Маргариты Давыдовой. Артистка поделилась впечатлениями: «Ощущения потрясающие. По-моему, я перед спектаклем так не волнуюсь, как волновалась сейчас… Я немножко окунулась в этот мир. Мне было интересно посмотреть эту кухню».
Актриса занимает активную жизненную позицию и доказывает это делами. В 2005 году она была членом жюри конкурса «Звезды в защиту животных». А тремя годами позже даже участвовала в митинге на Пушкинской площади в Москве в защиту бездомных животных.
Интервью
О ролях
«Если мне роль интересна, я буду играть бесплатно. Если ты думаешь о деньгах, лучше сюда не идти, потому что, может быть, ты всю жизнь проработаешь в театре, ты будешь подавать поднос: «Кушать подано». Но ты должна от этого получать удовлетворение».
«Так же, как папа, я не люблю играть себя, мне скучно. Мне обязательно надо какой-нибудь характер сыграть».
«Давно думаю о том, что самая «моя» роль — это Васса Железнова из одноименной пьесы Горького. Амбиции у меня есть, я считаю, что я могу и должна играть крупные роли».
Об амплуа
«Мне всегда казалось, что мое амплуа не просто «соседка по коммуналке», мои героини — всегда с сумасшедшинкой, в них обязательно есть абсурд и непонятный надлом».
О режиссуре
«Я никогда не спорю с режиссерами и всегда делаю то, что они просят. Уверена, спорить с режиссерами, особенно в кино, нельзя. Кино – это искусство режиссера, а не актера».
О себе и отце
В одном из интервью актриса привела слова отца, которые навсегда врезались ей в память: «Актер не может скучать. Он должен наблюдать каждую минуту, все запоминать…». «Это я запомнила», — уточняет Елена.
«С возрастом я начинаю больше понимать папу, и сама становлюсь больше похожа на него. Мне так же, как ему, нужно, чтобы никто не мешал ходить, учить роль… И я тоже никогда не бываю довольна тем, что я делаю — как и отец всю жизнь был недоволен собой, сколько бы похвалы он ни слышал. Хоть я и стала актрисой против воли родителей, я все равно всегда училась у папы. Он рано ушел, и времени на это у меня было очень мало… И теперь я думаю, что проживи он еще лет 20, моя судьба сложилась бы по-другому».
Секрет счастья от Елены Папановой
«Мне нравится сегодняшнее время. Я чувствую себя счастливой. Я приучила себя к мысли, что мне надо радоваться мелочам и быть счастливой от мелочей. Вот, например, я гуляю с собакой, солнце, хорошая погода – я счастлива. Я еду на машине на съемку рано утром с дачи, хорошая музыка – опять же я счастлива, потому что жизнь очень скоротечна. И когда мне будет уже достаточное количество лет, мне не хочется думать о том, что я всю жизнь была чем-то недовольна, озлоблена, все время была на кого-то обижена, раздосадована. Мне хочется, чтобы у меня жизнь была счастливой. Поэтому я думаю, что так и нужно жить».
По материалам Википедии, сайтов: ermolova.ru, lifeactor.ru, 1tv.ru, telesem.ru, 7days.ru, peoples.ru, shkolatv.com, vm.ru, ermolova.ru, levinsky-studio.livejournal.com, kino-teatr.ru, ruskino.ru, vokrug.tv, redtheater.ru, kinopoisk.ru
Последние годы Анатолия Папанова, смерть
Завершая рассказ о жизни актера, отметим, что до конца своих дней наш сегодняшний герой оставался верен искусству. Он преподавал в ГИТИСе, а также снимался в кино. Последней работой актера является фильм «Холодное лето пятьдесят третьего…». Озвучиванием персонажа, исполненного актером, занимался Игорь Ефимов.
Именем Анатолия Папанова назван даже теплоход
В какой-то мере именно эта картина стала пророческой в судьбе Анатолия Дмитриевича. Талантливый актер скончался от сердечного приступа, принимая холодный душ в жаркий летний день.
В 1987-м году актеру была посмертно присуждена Государственная премия СССР.
Фильмография: Актриса
- Склифосовский (6 сезон) (2018), сериал
- Семейные обстоятельства (2016), в производстве
- Москва. Центральный округ-4 (2016), в производстве
- Между нот, или Тантрическая симфония (2015)
- Коммуналка (2015)
- Дневник Луизы Ложкиной (2015)
- Склифосовский 4 сезон (2014), сериал
- Обнимая небо (2014)
- Новогодний рейс (2014)
- Женщины на грани (2014)
- Да и Да (2014)
- Розыск (2013)
- Кто-то теряет, кто-то находит (2013)
- Жить дальше (2013)
- Деффчонки (2012-2015)
- Выхожу тебя искать-2 (2012)
- След (2012), сериал
- Кабы я была царица… (2012)
- Краткий курс счастливой жизни (2011)
- Высоцкий. Спасибо, что живой (2011)
- Москва. Три вокзала (2010-2014)
- Школа (2010)
- Учитель в законе. Продолжение (2010)
- УГРО. Простые парни-3 (2010)
- Сваха (2007)
- Закон и порядок: Преступный умысел -1 (2006)
- Лола и Маркиз. Виртуозы легкой наживы (2004)
- Самозванцы (все сезоны) (2002)
- Линия защиты (2002)
- За кулисами (2002)
- Дело Сухово-Кобылина (1991)
- Следствие ведут Знатоки (1987)
- Ложь на длинных ногах (1983), фильм-спектакль
- Василиса Мелентьева (1982), фильм-спектакль
- Куда он денется! (1981)
- Ожидание (1980)
- Три веселые смены (1977)
- Селюженок (1977)
- Тайна Фенимора (1977)
- Туфли с золотыми пряжками (1976)
- Трын-трава (1976)
- Мы вместе, мама (1976)