Родился Анатолий Дмитриевич в 1922 году, в семье кадрового офицера и модистки. Отец служил в Вязьме, где прошло детство будущего артиста. При гарнизоне была развита самодеятельность, в которую входил Папанов-старший. Как артиста его часто отмечали, но профессиональных шагов на встречу драматическому искусству Дмитрий Папанов не делал.
Когда в самодеятельном спектакле были нужны дети, военные вспоминали про артистичных ребят Папановых, так что Анатолий Дмитриевич и его сестренка часто выходили на сцену еще маленькими детьми.
В 30-х Папановых перевели в столицу, где Толик пошел в школу. Сидеть за партой привыкший к свободе и самовыражению мальчишка не любил, школьные предметы не жаловал. К выпускному едва выправил двойки на тройки, чтобы получить аттестат. О поступлении в вуз он и не мечтал — пошел работать литейщиком на завод, но все это время помнил о своем актерском детстве и лелеял мечту когда-нибудь стать актером.
Биография
Глядя на те комедийные образы, в которых актер представал на экране, нельзя было так просто догадаться, что Анатолий Дмитриевич Папанов был человеком с тяжелой судьбой. Несмотря на ужасы войны, увиденные собственными глазами, артист до конца дней сохранил оптимизм и лучезарную улыбку, вдохновлявшую зрителей Советского Союза.
Памятник Анатолию Папанову в Вязьме
За время работы в кино и театре артист удостоился множества наград, отмечающих его заслуги, а в 1976 году советский астроном Людмила Чёрных назвала в честь актера открытый ею астероид №2480. В 2012-м, через 25 лет после смерти артиста, Анатолию Дмитриевичу поставили памятник на малой родине – в городе Вязьме.
Детство и юность
Анатолий Папанов родился в Вязьме Смоленской губернии 31 октября 1922 года, в переломный для государства период. Отец Анатолия – офицер Дмитрий Филиппович, а мать – модистка Елена Болеславовна, полька по национальности, тайно перешедшая из католичества в православие. Родители были людьми имперской закалки и к переменам вокруг себя относились с неодобрением. Кроме того, супруги являлись верующими христианами и детей воспитывали в религиозных традициях.
Юный Папанов обожал родителей, в особенности строгого, но внимательного отца, и стремился быть на него похожим. Любовь к театральному искусству Папанов-младший тоже перенял от родителей. Дмитрий Филиппович увлекался актерством с молодости, постоянно участвовал в любительских спектаклях и организовывал некоторые из них.
Анатолий Папанов в детстве
В конце 20-х годов семья Папановых переехала в Москву. Там Толик пошел в школу, но учеба не привлекала мальчика. Юный Папанов хулиганил, перебивался с двойки на тройку и в итоге учебное заведение окончил с трудом. С такими отметками юноша и не помышлял о высшем образовании. Он устроился литейщиком в ремонтную мастерскую завода и занялся актерской деятельностью.
Приятель Папанова как-то позвал его с собой на прослушивание в Театр рабочей молодежи, и грубоватый, искренний юноша чем-то приглянулся приемной комиссии. Он быстро стал звездой в труппе, и казалось, что у него впереди безоблачное будущее.
Анатолий Папанов в молодости
Однако вскоре грянула Великая Отечественная война, и молодого рабочего в первый же ее день призвали к оружию. Три месяца Папанов учился управлять зенитными орудиями, после чего весь состав группы отправили на фронт. Позже великий актер вспоминал, сквозь какой ужас ему пришлось пройти. Был случай, когда большая часть роты, состоящей из таких же юнцов, как и Папанов, погибла под обстрелом. Сам Анатолий чудом выбрался живым, хотя и раненым, юноше пришлось ампутировать 2 пальца на ноге. Нормально ходить после этого Папанов не мог, а потому был демобилизован.
Анатолий Папанов прошел войну
Впрочем, домой молодой человек поехал далеко не сразу. Несколько месяцев солдат в составе собранного им творческого коллектива колесил по фронтовым госпиталям, поддерживая собратьев по несчастью песнями, стихами и импровизированными выступлениями, которые неизменно имели успех. Тогда Папанов задумался о том, что, возможно, творческая, актерская деятельность – это его призвание. Снова оказавшись в Москве, молодой человек решил поступить в театральный институт.
Война
Приходите завтра (1962)
Молодым пареньком, в качестве увлечения рабочий Папанов отправился в Театр рабочей молодежи. Ему повезло: там он приглянулся педагогам. Они взялись за обучение простоватого, но искреннего и веселого юноши.
В конце 30-х актеру даже довелось сыграть эпизодическую роль в кинофильме «Ленин в Октябре» и поверить в то, что он станет настоящим артистом. Но планам мечтательного юноши помешала война.
В числе первых он призвался на фронт. Сначала изучал премудрости зенитно-ракетных войск, потом был брошен на первую линию фронта. Позже в своих интервью актер вспоминал, через какие кошмары ему пришлось пройти…
Однажды весь его отряд погиб под безжалостным фашистским огнем.
Папанов остался жив каким-то чудом, но в военных действиях потерял несколько пальцев на ноге. Раненого солдата доставили в госпиталь, откуда комиссовали. Но уезжать с фронта он не собирался. Собрал творческий коллектив и ездил с ним по госпиталям — поднимать боевой дух раненых.
Реакция его новых зрителей показала, что лицедейство ему удается. Теперь он ждал окончания войны и твердо решил посвятить себя драматическому искусству.
Театр
В ГИТИС Анатолий пришел уже тогда, когда закончились вступительные экзамены. Но поскольку в учреждении был недобор студентов, ректор института Михаил Тарханов предложил будущему актеру попробовать поступить прямо сейчас, прочитав что-нибудь из стихотворений. Послушав, Михаил Михайлович был удивлен профессионализмом абитуриента. В результате короткого разговора Папанов был принят в вуз и зачислен сразу на 2-й курс.
На сцене Роман Ткачук, Анатолий Папанов и Михаил Державин
Изначально актер ничем не выделялся среди студентов, но как только начались репетиции, стало понятно, что этот юноша – человек выдающегося таланта. Когда в 1946 году молодой актер вышел из стен учебного заведения, он был уже известен в театральных кругах Москвы. Папанова приглашали во МХАТ и Малый театр, получал юноша и другие престижные предложения. Однако Анатолий отказался и вместе с остальным курсом и молодой женой уехал в Литву, впрочем, надолго актер там не задержался.
В 1948 году режиссер Андрей Гончаров предложил Папанову и его жене место в Театре сатиры, и пара переехала обратно в Москву. Это предложение повлияло на всю дальнейшую жизнь супружеской четы. В молодости актер играл только эпизодические и второстепенные роли. Лишь в 1954 году ему доверили существенную роль – срочно понадобилось заменить заболевшего коллегу.
Анатолий Папанов в театре
После премьеры режиссеры, наконец, разглядели в мужчине потенциал. Через 3 года артист получил первую центральную роль. Успех спектакля с его участием был настолько громким, что в театральных кругах появилось выражение «ходить на Папанова». Даже из знаменитого Кисы Воробьянинова Папанов сумел сделать глубокую, трагическую фигуру, изменив для рядового театрала восприятие этого образа.
В 1962 году артист поучаствовал в постановке пьесы «Дом, где разбиваются сердца» Бернарда Шоу. Это произведение исключительной сложности мало кто решался ставить.
Анатолий Папанов в спектакле «Дом, где разбиваются сердца»
Актеры Театра сатиры сделали больше, создав телеверсию спектакля. Папанов сыграл роль Мангана. За время творческой биографии Папанов поучаствовал во множестве спектаклей, в том числе и в постановках «Доходное место» по Александру Островскому, «Ревизор» по Николаю Гоголю, «Горе от ума» по Александру Грибоедову и других. В 1987 году дебютировал в родном театре как режиссер со спектаклем «Последние» по Максиму Горькому.
Фильмы
Анатолий Дмитриевич был актером высочайшего уровня, но с киноиндустрией у него отношения наладились далеко не сразу. По словам коллег, Папанова просто гипнотизировала камера, и он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке, поэтому первое время появлялся в основном во второстепенных ролях.
Первый раз молодой Анатолий Папанов появился на экране еще до войны, в киноленте «Ленин в Октябре». Через 2 года фильмография начинающего артиста пополнилась эпизодом в комедии «Подкидыш». Комедийный талант артиста стал раскрываться в кино спустя десятилетия в лентах «Человек идет за солнцем», «Приходите завтра…», «Яблоко раздора».
Анатолий Папанов и Екатерина Савинова в картине «Приходите завтра»
В 1963 году Анатолию Дмитриевичу поступило предложение от режиссера Александра Столпера, который готовил к выпуску военную драму «Живые и мертвые». Папанову предстояло сыграть генерала, но сам артист не верил в свой драматический талант и несколько раз отказывал постановщику.
После премьеры фильма актер проснулся знаменитым. Киноленту посмотрел 41 млн зрителей. Фото Папанова-генерала попало на обложку выпуска журнала «Советский экран» и на почтовую марку СССР 1966 года. Эта роль была отмечена на 1-м ВКФ премией за лучшую мужскую роль.
Анатолий Папанов в фильме «Живые и мертвые»
Кинорежиссеры также обратили внимание на главное открытие года, и уже спустя время Анатолий Папанов блистал в разноплановых образах в фильмах «Родная кровь», «Стежки-дорожки», «Дайте жалобную книгу», «Дети Дон-Кихота». Главные роли артист исполнил в драме «Наш дом», в военном фильме «Возмездие».
Анатолий Папанов появился и в популярной комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», где сыграл в актерском ансамбле с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Ефремовым, Ольгой Аросевой, Андреем Мироновым. Среди громких работ актера числятся роли в кинолентах «Белорусский вокзал», «Джентльмены удачи», «12 стульев».
Анатолий Папанов и Андрей Миронов
У артиста есть 2 роли в кино, которые особенно запомнились и полюбились советским зрителям. Первый образ — контрабандист Лёлик из комедии «Бриллиантовая рука». Художественному совету СССР картина не понравилась, но народ социалистических республик в нее просто влюбился. Многие фразы обаятельного злодея стали крылатыми, а Папанова до конца жизни узнавали на улицах благодаря роли в «Бриллиантовой руке».
Анатолий Папанов в фильме «Бриллиантовая рука»
Второй образ помог Анатолию Дмитриевичу раскрыть на экране свой драматический талант. В фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» актер сыграл политического ссыльного Копалыча, тогда мастерство артиста было высоко оценено критиками и коллегами. К сожалению, сам артист скончался до того, как успел пожать плоды заслуженной славы.
Анатолий Папанов в фильме «Холодное лето 53-го»
Запомнился Анатолий Папанов и своими работами на студии озвучивания. Голосом народного артиста говорят герои советских мультфильмов «Рикки-Тикки-Тави», «Паровозик из Ромашкова», «Золотой мальчик».
Самым популярным героем в исполнении Папанова стал Волк из анимационного альманаха «Ну, погоди!». Творческий тандем Анатолия Дмитриевича с партнершей по цеху озвучивания Кларой Румяновой стал одним из самых знаменитых дуэтов советской анимации.
Анатолий Папанов и Клара Румянова
После выхода мультфильма на экраны Анатолий Папанов получал мешки писем от маленьких зрителей. В интервью актер пояснял, что вовсе не считает своего героя страшным и коварным, а со временем Волк и вовсе приобретает черты благородства.
Краткая биография Папанова
Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 г. в Вязьме Смоленской области. Популярность к актёру пришла лишь в сорокалетнем возрасте, до этого была Великая Отечественная, ранение и инвалидность, которую ради любимой работы он так долго скрывал.
Детство, юность, учеба
Рисунок 2. 1941 год
Семья будущего народного актёра СССР переехала в столицу, когда Толе было 8 лет. Здесь он пошёл в школу, а в 17 лет стал посещать занятия драматического кружка при Доме Культуры . Первые пробы в художественном кино пришлись на 1937 г. – исполнил малозаметного матроса в фильме «Ленин в Октябре» и открыл для себя дорогу в кинематограф. Как позже он вспоминал довоенные годы, снимался «много и удачно».
С начала Великой Отечественной войны вступил в ряды добровольцев. Получив звание старшего сержанта, стал командовать взводом зенитчиков. 22 марта 1942 г. неподалёку от Харькова тяжело ранен – сильное повреждение правой ноги и ампутация двух пальцев. Так, в 21 год Папанов стал инвалидом третьей группы и был комиссован.
Вернувшись с фронта, несмотря на то, что первые несколько лет вынужден ходить с тростью, поступает на второй курс ГИТИСа. В 1946 г. успешно завершает обучение, получая приглашение присоединиться к нескольким ведущим театрам столицы. Однако, не желая расставаться с женой, знакомство и свадьба с которой произошли во время обучения, уезжает вместе с ней в литовский город Клайпеду, основывать новый театр.
Позже, уже после смерти любимого супруга, вдова актёра вспоминала о знакомстве: «Это был высокий молодой человек в линялой гимнастёрке, в военной форме. Он был раненый, сильно хромал и ходил с палочкой… Много занимался с педагогом по движению. И результаты сказались незамедлительно, через пару месяцев стал ходить без палочки, он даже научился танцевать».
Популярность
Рисунок 3. «У вас ус… Отклеился» (Бриллиантовая рука)
На театральной сцене артист Анатолий Папанов блистал в постановках любой сложности. Ему удалось сыграть даже сложнейшую роль Менгена в пьесе Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца», что до этого удавалось немногим. С киноиндустрией наладить отношения не удавалось длительное время. Как вспоминали современники, Анатолий долго не мог полностью раскрепоститься под объективов камеры.
Актёр несколько раз принимал участие в съёмках, но ни одна из ролей не становилась известной. Лишь в 1963 г., после работы в «Живые и мёртвые» Папанов обрёл популярность.
Чуть позже появилось ещё несколько работ, закрепивших за Папановым славу гениального исполнителя комедийный ролей. Его Лёлик, Киса Воробьянинов, тесть Семицветова из «Берегись автомобиля» навсегда останутся в истории кинематографе.
Солидный баритон позволил построить замечательную карьеру в озвучивании героев советских мультиков. Анатолий Папанов занимался озвучиванием Волка из «Ну погоди!». В то время как голосом Георгия Вицина часто говорили зайчики, голосом Папанова говорили медведи, волки, львы и всевозможные отрицательные персонажи.
Друзья, знакомые
Рисунок 4. «Я торгую кулубникой, выращенной у себя на даче». («Берегись автомобиля»)
Нельзя сказать, что Папанов и А. Миронов, были лучшими друзьями, но они часто общались. Артисты сыграли вместе в нескольких знаменитых фильмах, каждая из их ролей стала по-своему уникальной. Открытие дуэта – заслуга Эльдара Рязанова. Он рассмотрел в них что-то уникальное: один – молодой актёр с аристократическими формами лица, второй – видавший виды фронтовик, прямой и суровый.
Именно такими друзья впервые предстали на экране в фильме «Берегись автомобиля». Позже в комедии Гайдая они гонялись за контрабандными бриллиантами, спрятанными в гипсе, а в «12 стульях» охотились за стульями, в которых спрятаны богатства тещи Ипполита Матвеевича Воробьянинова.
Кроме Миронова, артист был в хороших отношениях с М. Державиным, А. Ширвиндтом, Г. Вициным, Ю. Никулиным и многими другими выдающимися личностями золотой эпохи советского кинематографа.
Личная жизнь
Единственной женой Анатолия Папанова была заслуженная артистка РСФСР Н. Ю. Каратаева. Молодые познакомились в студенческие годы, в 1945 г. расписались, а спустя 9 лет родился единственный ребёнок: дочь Елена (1954 г/р), которая тоже стала актрисой.
Рисунок 5. С женой на кухне
Фильмография
Фильмография Анатолия Папанова насчитывает 170 завершённых работ. Из всего огромного списка можно отметить несколько картин, внесённых в Золотой резерв советского кино.
Таблица 1. Избранная фильмография А. Д. Папанова
Название картины | Год премьерного показа | Сыгранные персонажи |
Приходите завтра | 1962 | Скульптор |
Живые и мёртвые | 1964 | Комбриг |
Берегись автомобиля | 1966 | Тесть Семицветова |
Служили два товарища | 1968 | Комполка |
Бриллиантовая рука | 1968 | Лёлик |
Белорусский вокзал | 1970 | Дубинский |
12 стульев | 1976 | Киса |
Инкогнито из Петербурга | 1977 | Городничий |
Холодное лето пятьдесят третьего… | 1987 | Копалыч |
О том, как проходили съемки последнего фильма с Анатолием Папановым:
«Мы снимали фильм в глухой деревне, расположенной на берегу озера в 150 км от Петрозаводска. Абсолютное безлюдье, потрясающая красота! Я до сих пор не понимаю, откуда местные жители узнавали, что на съёмки приедет Папанов. Как только он приезжал, озеро оживало – у берега швартовалось бесчисленное количество лодок с подношениями для всенародно любимого артиста! Грибы, соленья, сало. И водка. Каждый мечтал выпить с Папановым, и это его бесило невероятно».
Анатолия Папанова без всякого сомнения можно назвать великим актёром. Его знаменательные, запоминающиеся роли давно превратились в классику русского кино, а произнесённые героями фразы разобраны на цитаты, ушедшие в народ. Чего стоит одна только песня, исполненная в «Бриллиантовой руке»: «Я увстретил уас и усё былое…»
Личная жизнь
Личная жизнь актера сложилась счастливо. Более 40 лет актер прожил в браке с Надеждой Каратаевой, коллегой по сцене.
Анатолий Папанов с женой
С Надеждой Юрьевной артист познакомился в ГИТИСе, молодых людей сблизило фронтовое прошлое, так как девушка тоже успела повидать ужасы войны, когда работала медсестрой.
Их брак был практически образцовым. Папановы умели решать конфликты без шумных скандалов, сцен и любили друг друга до самой смерти Анатолия Дмитриевича.
Анатолий Папанов с дочерью
В 1954 году у супружеской четы родилась дочь Елена, которая потом пошла по стопам родителей и стала актрисой, с 1976-го служит в театре имени М. Ермоловой. Дочь подарила родителям двух внучек – Марию и Надежду, которые сейчас воспитывают трех правнуков Анатолия Папанова.
Смерть
Жизнь артиста внезапно оборвалась 5 августа 1987 года. Мужчина приехал в Москву после съемок картины «Холодное лето пятьдесят третьего…» в Карелии. Он собирался навестить жену в Риге, где у нее в то время были гастроли с театром. После дороги Анатолию Дмитриевичу необходима была ванная, но в доме в этот момент отсутствовала горячая вода. Холодный душ негативно повлиял на сердечно-сосудистую систему Папанова, спровоцировав сердечный приступ, который и стал причиной смерти артиста.
В доме не было никого, кто смог бы вызвать скорую и предотвратить гибель Анатолия Дмитриевича. Тело актера было обнаружено спустя несколько дней.
Могила Анатолия Папанова
Могила Анатолия Папанова находится на Новодевичьем кладбище Москвы. Спустя несколько дней после похорон артиста скончался его друг и коллега Андрей Миронов, который заменил Папанова в гастрольных спектаклях Театра сатиры.
Возвращение в Москву
Жарким летом 1948 года молодой артист, вместе с молодой женой, приехал в Москву навестить родных. Это, казалось бы, обычное житейское событие сыграло в биографии Анатолия Папанова едва не самую главную роль. Так, прогуливаясь по столице, актер случайно встречает молодого режиссера Андрея Гончарова, с которым они были знакомы еще со студенческих времен, обучаясь в одном учебном заведении. В то время А. А. Гончаров работал в Театре сатиры. Молодые дарования поговорили между собой примерно около часа, после чего Андрей Александрович сделал Папанову неожиданное предложение: «Переходи с женой ко мне». Семья Папановых согласилась.
Фильмография
- 1962 — «Приходите завтра…»
- 1964 — «Живые и мертвые»
- 1965 — «Наш дом»
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1965 — «Дайте жалобную книгу»
- 1966 — «Берегись автомобиля»
- 1968 — «Служили два товарища»
- 1969 — «Адъютант его превосходительства»
- 1970 — «Белорусский вокзал»
- 1971 — «Джентльмены удачи»
- 1974 — «День приема по личным вопросам»
- 1976 — «12 стульев»
- 1977 — «По семейным обстоятельствам»
- 1987 — «Холодное лето пятьдесят третьего…»
Творчество
Роли в театре
Клайпедский русский драматический театр
- 1948 — «Молодая гвардия» по одноимённому роману А. А. Фадеева — Сергей Тюленин
- 1948 — «Машенька» А. А. Афиногенова — Леонид Борисович
- 1948 — «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренёва — Рекало
- 1948 — «Собака на сене» Л. де Веги — Тристан
Театр Сатиры
- 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева. Режиссёр: А. А. Гончаров — Ашот Мисьян, Матрос
- 1948 — «Женитьба Белугина» А. Н. Островского. Режиссёр А. А. Гончаров — Сыромятов
- 1949 — «Мешок соблазнов» М. Твена. Режиссёр Н. В. Петров — Джек Холидей
- 1949 — «Роковое наследство» Л. Р. Шейнина. Режиссёр Н. В. Петров — Лыжиков
- 1949 — «Кто виноват?» Г. Д. Мдивани. Режиссёр Э. Б. Краснянский — Забелин
- 1949 — «Положение обязывает» Г. Н. Мунбилта. Режиссёр А. А. Гончаров — Гржимайло / Лапин
- 1949 — «Лев Гурыч Синичкин» А. М. Бонди (по водевилю Д. Т. Ленского). Режиссёр Э. Б. Краснянский — Пустославцев
,
Нептун
,
помощник режиссёра - 1949 — «Комедия ошибок» У. Шекспира. Режиссёр Э. Б. Краснянский — первый купец
- 1950 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова. Постановка Б. И. Равенских — Муравьёв, Пирогов
- 1951 — «Не ваше дело» В. С. Поляков. Режиссёр: В. Н. Плучек — Яков
- 1951 — «Женихи» А. И. Токаева, В. В. Шкваркина. Постановка А. А. Гончарова — Мытыл
- 1952 — «Потерянное письмо» И. Л. Караджале. Постановка Н. В. Петрова и В. Н. Плучека — Ионеску
- 1953 — «Страницы минувшего» (вечер русской классической сатиры). «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева. Постановка В. Н. Плучека — Алупкин
- 1953 — «Где эта улица, где этот дом?» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского. Режиссёр Э. Б. Краснянский — завгар
- 1954 — «Судья в ловушке» Г. Филдинга. Режиссёр С. Н. Колосов — констебль
- 1955 — «Последняя сенсация» М. Себастьяна. Режиссёр: Э. Б. Краснянский — Бушмен
- 1955 — «Клоп» В. В. Маяковского. Постановка В. Н. Плучека и С. И. Юткевича — шафер, двуполое четвероногое
- 1955 — «Поцелуй феи» З. Е. Гердта, М. Г. Львовского. Режиссёр: Э. Б. Краснянский — Синицын
- 1956 — «Жорж де Валера» («Только правда») Ж.-П. Сартра. Постановка В. Н. Плучека — Гобле
- 1957 — «Квадратура круга» В. П. Катаева. Постановка Г. В. Зелинского — Емельян Черноземский
- 1957 — «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета. Постановка В. Н. Плучека — Иван Иванович
- 1957 — «Мистерия-буфф» В. В. Маяковского. Постановка В. Н. Плучека — англичанин, Вельзевул
- 1957 — «Дамоклов меч» Н. Хикмета. Постановка В. Н. Плучека — боксёр
- 1957 — «Обнажённая со скрипкой» Н. Куарда. Постановка В. Н. Плучека — Фабрис
- 1958 — «Золотой телёнок» по И. Ильфу и Е. Петрову. Режиссёр Э. Б. Краснянский — Корейко
- 1959 — «Памятник себе» С. В. Михалкова. Постановка В. Н. Плучека — Почесухин
- 1960 — «Двенадцать стульев» по И. Ильфу и Е. Петрову. Режиссёры: Э. П. Гарин
и
Х. А. Локшина
—
Воробьянинов - 1961 — «Яблоко раздора» М. А. Бирюкова. Постановка В. Н. Плучека — Крячка
- 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу. Постановка В. Н. Плучека — Манган
- 1963 — «Гурий Львович Синичкин» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского, В. З. Масса, М. А. Червинского. Постановка Д. В. Тункеля — полотёр
- 1966 — «Тёркин на том свете» А. Т. Твардовского. Постановка В. Н. Плучека — Василий Тёркин
- 1967 — «Интервенция» Л. И. Славина. Постановка В. Н. Плучека — Бродский
- 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского. Постановка М. А. Захарова — Юсов
- 1968 — «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина. Режиссёр М. А. Захаров — Яблоков
- 1968 — «Последний парад» А. П. Штейна. Постановка В. Н. Плучека — Снежин
- 1970 — «У времени в плену» А. П. Штейна. Постановка В. Н. Плучека — Сысоев
- 1972 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Постановка В. Н. Плучека — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский
- 1972 — «Таблетку под язык» А. Макаёнка. Постановка В. Н. Плучека — дед Цыбулька
- 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова и Г. И. Горина. Постановка В. Н. Плучека, А. А. Миронова и А. А. Ширвиндта — Шубин
- 1974 — «Клоп» В. В. Маяковского. Постановка 1955 года В. Н. Плучека и С. И. Юткевича. Сценическая редакция 1974 года В. Н. Плучека — шафер
- 1975 — «Ремонт» М. М. Рощина. Постановка В. Н. Плучека — Макарыч
- 1976 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Постановка В. Н. Плучека — Фамусов
- 1977 — «Бег» М. А. Булгакова. Постановка В. Н. Плучека — Хлудов
- 1980 — «Гнездо глухаря» В. С. Розова. Постановка В. Н. Плучека — Судаков
- 1982 — «Концерт для театра с оркестром» Г. И. Горина и А. А. Ширвиндта. Постановка А. А. Ширвиндта — пожарник
- 1984 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Постановка В. Н. Плучека — Гаев
- 1985 — «Родненькие мои» А. С. Смирнова. Постановка В. Н. Плучека — тесть
- 1986 — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. П. Друцэ. Постановка В. Н. Плучека — Гицэ
Постановки в театре
Театр Сатиры
- 1987 — «Последние» М. Горького.
Фильмография
- 1937 — Ленин в Октябре — рабочий
(нет в титрах) - 1939 — Ленин в 1918 году — эпизод
(нет в титрах) - 1939 — Степан Разин — эпизод
(нет в титрах) - 1939 — Минин и Пожарский — крестьянский мальчик
(нет в титрах) - 1939 — Подкидыш — прохожий
(нет в титрах) - 1939 — Суворов — солдат
(нет в титрах) - 1952 — Ревизор — чиновник
(нет в титрах) - 1952 — Композитор Глинка — адъютант Великого князя
- 1961 — Совершенно серьёзно (киноальманах) (новелла «Как создавался Робинзон») — редактор журнала
- 1961 — Человек идёт за солнцем — управдом
- 1961 — Человек ниоткуда — Крохалёв и ему подобные
- 1961 — Казаки — хорунжий
- 1962 — Яблоко раздора — Крячка
- 1962 — Бей, барабан! — поэт Безлошадных
- 1962 — Ход конём — Фонарёв
- 1963 — Порожний рейс — Аким Севостьянович
- 1962 — Приходите завтра… — Николай Васильевич, скульптор
(озвучивал Евгений Ташков) - 1963 — Стёжки-дорожки — начальник отделения милиции
- 1963 — Короткие истории — телемастер, умелец
- 1964 — Родная кровь — бывший муж Сони
- 1964 — Живые и мёртвые — комбриг Серпилин
- 1964 — Зелёный огонёк — Жмуркин
- 1965 — Дети Дон Кихота — Пётр Бондаренко, акушер-гинеколог
- 1965 — Наш дом — Иванов-отец
- 1965 — Иду на грозу — Аникеев
- 1965 — Дайте жалобную книгу — метрдотель Кутайцев
- 1965 — Мать и мачеха — Филипп
- 1966 — Весёлые расплюевские дни — Максим Вараввин / Полутатаринов
- 1966 — Берегись автомобиля — тесть Семицветова
- 1966 — В городе С. — Дмитрий Ионович Старцев (Ионыч)
- 1967 — Возмездие — Серпилин
- 1967—1969 — Штрихи к портрету В. И. Ленина (фильм № 1 «Поимённое голосование») — Давид Рязанов
- 1968 — Семь стариков и одна девушка — юрисконсульт
- 1968 — Виринея — Магара
- 1968 — Служили два товарища — командир полка
- 1968 — Бриллиантовая рука — Лёлик, друг и сообщник Геши, контрабандист
- 1968 — Золотой телёнок — Васисуалий Лоханкин
(роль вырезана при монтаже) - 1968 — В тринадцатом часу ночи — Овинный
- 1969 — Адъютант его превосходительства — атаман Ангел
- 1969 — Вчера, сегодня и всегда — тётушка Бетти
- 1969 — Семейное счастье (киноальманах) (новелла «Предложение») — Чубуков
- 1970 — Белорусский вокзал — Николай Иванович Дубинский
- 1970 — В тридевятом царстве… — собачий магнат
- 1970 — Сохранившие огонь — Крутов
- 1970 — Любовь Яровая — Горностаев
- 1971 — Вся королевская рать — Бёрден-старший
- 1971 — Джентльмены удачи — шахматист в гостинице
- 1971 — Разрешите взлёт! — Сахно
- 1972 — Ход белой королевы — отец Наташи
- 1973 — Дача — Павлик
- 1973 — Дела сердечные — Борис Иванович
- 1973 — Плохой хороший человек — Самойленко
- 1974 — День приёма по личным вопросам — Иванов
- 1974 — Одиножды один — Ваня Каретников
- 1975 — Страх высоты — Мазин
- 1975 — Одиннадцать надежд — Воронцов
- 1976 — 12 стульев — Ипполит Матвеевич (Киса) Воробьянинов
- 1976 — Мама, я жив — Лопаткин
- 1977 — По семейным обстоятельствам — пенсионер-нянька
- 1977 — Инкогнито из Петербурга — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
- 1978 — Всё решает мгновение — Матвей Захарович, дед Нади
- 1978 — Любовь моя, печаль моя — звездочёт
- 1979 — Инженер Графтио — Генрих Графтио
- 1979 — Пена — Махонин
- 1981 — Любовь моя вечная — Михаил Петрович Зубов
- 1982 — Иван — Иван
- 1982 — Отцы и деды — Алексей (Алеша) Павлович Луков-старший, отец Паши, дедушка Алеши, друг детства и коллега Семена Ильича
- 1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — Джон Фальстаф
- 1984 — Время желаний — Владимир Дмитриевич
- 1987 — Холодное лето пятьдесят третьего… — Николай Павлович Старобогатов («Копалыч»)
(озвучивание — Игорь Ефимов)
Телеспектакли
- 1959 — «Обнажённая со скрипкой» — Фабрис
- 1962 — «Наследники Рабурдэна» — Шaпюзo
- 1966 — «Лабиринт» — бродяга
- 1969 — «Швейк во Второй мировой войне» — Адольф Гитлер
- 1971 — «Офицер флота» — Белобров
- 1974 — «Маленькие комедии большого дома» — Николай Степанович
- 1975 — «Дом, где разбиваются сердца» — Манган
- 1976 — «Ну, публика!» — Макар Тарасыч Пешкин
- 1978 — «Таблетку под язык» — дед Цибулька
- 1980 — «У времени в плену» — Сысоев
- 1982 — «Ревизор» — городничий А. А. Сквозник-Дмухановский
- 1987 — «Гнездо глухаря» — Степан Алексеевич Судаков
Озвучивание мультфильмов
- 1960 — Машенька и медведь — медведь
- 1960 — Про козла — волк-вожак
- 1961 — Ключ — голова Змея Горыныча
- 1961 — Мультипликационный Крокодил, 5-я серия
- 1961 — Муравьишка-хвастунишка — старый муравей
- 1961 — Фунтик и огурцы — огородный сторож
- 1962 — Зелёный змий — Зелёный змий
- 1962 — Только не сейчас — Иван
- 1963 — Бабушкин козлик — волк
- 1963 — Хочу быть отважным — тигр-сосед
- 1963 — Как котёнку построили дом — бульдозер
(в титрах не указан) - 1964 — Жизнь и страдания Ивана Семёнова — врач
- 1964 — Кот-рыболов — медведь
- 1964 — Кто виноват? — электрическая пробка
- 1964 — Кто поедет на выставку? — игрушечное пугало
- 1964 — Фитиль (эпизод № 27 «Вдвое больше») — волк
- 1964 — Фитиль (эпизод № 29 «Роковая ошибка») — тигр
- 1964 — Лягушонок ищет папу — крокодил
- 1965 — Ваше здоровье — парень / Здоровье
- 1965 — Пастушка и трубочист — козлоног
- 1965 — Приключения запятой и точки — Клякса-атаман
- 1965 — Рикки-Тикки-Тави — Наг
- 1965 — Портрет — Осёл
- 1965 — Чьи в лесу шишки? — Волк
- 1966 — Происхождение вида — Первый человек
- 1966 — Про злую мачеху — ведущий Петрушка
- 1966 — Хвосты — Волк
- 1966 — Зайдите, пожалуйста!
- 1967 — Кузнец-колдун — Гасту Одноглазый
- 1967 — Машинка времени — Хулиган
- 1967 — Ну и рыжик!
- 1967 — Межа — Змей Горыныч
- 1967 — Легенда о злом великане — Великан
- 1967 — Паровозик из Ромашкова — Репродуктор
- 1967 — Раз, два — дружно! — хромоногий волк
- 1967 — Слонёнок — Крокодил
- 1967 — Честное крокодильское — Вулкан
- 1967 — Франтишек — Мороз
- 1968 — Козлёнок, который считал до десяти — капитан Гусь
- 1967 — Маугли — тигр Шер-Хан
- 1967 — Фитиль (эпизод № 64 «Эврика») — мастер
- 1968 — Комедиант
- 1968 — Кот в сапогах — людоед
- 1968 — Осторожно, щука! — рак
- 1968 — Русалочка — экскурсовод
- 1968 — Самый большой друг — крокодил
- 1968 — Чуня — пёс
- 1969 — В стране невыученных уроков — землекопы / белый медведь
- 1969 — Капризная принцесса — король / толстый жених
- 1969 — Золотой мальчик — разбойник / медведь
- 1969 — Лиса, медведь и мотоцикл с коляской — медведь
- 1969 — Мы ищем кляксу — дворник дядя Федя
- 1969—1994 — Ну, погоди! (выпуски 1-18) — Волк
- 1969 — Солнечное зёрнышко — осьминог
- 1969 — Украденный месяц — диктор
- 1969 — Обогнал… — водитель
- 1969 — Фитиль (эпизод № 80 «Совесть заела») — волк
- 1969 — Фитиль (эпизод № 86 «Райское место») — чёрт
- 1970 — Ананси (Сказка джунглей) — царь-тигр Усатый-Полосатый Тринадцатый
- 1970 — Бобры идут по следу — рак / олень
- 1970 — Лесная хроника — волк
- 1970 — Мой друг Мартын — парень с букетом
- 1970 — Обезьяна с острова Саругасима — дракон
- 1970 — Фитиль (эпизод № 97 «По собственному желанию») — начальник
- 1970 — Фитиль (эпизод № 100 «Безответственный ответственный») — начальник
- 1970 — Сказка сказывается — королевич
- 1970 — Отважный Робин Гуд — шериф Ноттингемский
- 1971 — Алло, Вас слышу! — все персонажи
- 1971 — Как ослик счастье искал — гусь
- 1971 — Чужие следы — волк
- 1971 — Лабиринт. Подвиги Тесея — Прокруст
- 1971 — Фитиль (эпизод № 105 «Себе дороже») — председатель
- 1972 — Заветная мечта — дедушка Осёл
- 1972 — Коля, Оля и Архимед — римский центурион
- 1972 — Куда летишь, Витар? — птицелов Бенкан
- 1972 — Фока — на все руки дока — царь Балдей
- 1972 — Фитиль (эпизод № 117 «Грабеж среди белого дня») — начальник
- 1973 — Весёлая карусель. Небылицы в лицах — Никодим
- 1973 — Часы с кукушкой — лев
- 1973 — Про Петрушку — отец Петрушки
(в титрах не указан) - 1974 — Мешок яблок — волк
- 1974 — Молодильные яблоки — Серый волк
- 1975 — Уступите мне дорогу — крыса Кры
- 1976 — Фитиль (эпизод № 164 «Утраченные грёзы») — директор завода
- 1976 — Фитиль (эпизод № 175 «Фальшивый мотив») — Волк
- 1977 — Фитиль (эпизод № 177 «Счастливый конец») — мотоциклист
- 1977 — Фитиль (эпизод № 182 «Руками не трогать») — Волк
- 1977 — Фитиль (эпизод № 183 «Удивительные башмачки») — Волк
- 1977 — Как грибы с горохом воевали — царь Боровик / купец Дубовик
- 1978 — Дед Мороз и серый волк — волк
- 1978 — Чудеса среди бела дня — водитель автобуса
- 1978 — Подарок для самого слабого — лев
- 1978 — Барс лесных дорог — уж
- 1978 — Фитиль (эпизод № 193 «Тяжёлый случай») — начальник
- 1979 — Фитиль (эпизод № 201 «Шапка-невидимка») — начальник
- 1979 — Фитиль (эпизод № 206 «Запрещённый приём») — Волк
- 1979 — Летучий корабль — Водяной
- 1980 — Мореплавание Солнышкина — штурман
- 1980 — Фитиль (эпизод № 214 «Сапоги-скороходы») — начальник
- 1981 — Так сойдёт! — Бобёр
- 1981 — До свидания, овраг — пёс Джонатан
(в титрах не указан) - 1982 — Травяная западёнка — приказчик Яков
- 1983 — Волчище — серый хвостище — волчище
- 1984 — Медведь — липовая нога — волк
- 1985 — Фитиль (эпизод № 273 «Звонарь») — Семён Кузьмич, начальник
- 1985 — Козёл да баран — третий волк
- 1986 — Трое на острове — одноглазый пират
(в титрах не указан)
Радиоспектакли
- 1972 — Остров сокровищ — Билли Бонс
- 1978 — Невероятные приключения Буратино и его друзей — Карабас-Барабас
Архивные кадры
- 1989 — Голос памяти (документальный)
- 2006 — Анатолий Папанов. Неоконченная война (документальный)
- 2006 — Анатолий Папанов (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
- 2007 — Анатолий Папанов. Обратная сторона славы (документальный)
- 2007 — Анатолий Папанов. Так хочется пожить.. (документальный)
- 2007 — Анатолий Папанов (из телевизионного документального цикла «Острова»)
- 2009 — Великие комбинаторы (документальный)
- 2011 — Анатолий Папанов. От комедии до трагедии (документальный)