Детство и семья Лучано Паваротти
Лучано Паваротти появился на свет в небольшом итальянском городе Модена в семье пекаря и рабочей фабрики по изготовлению сигар. Его семья жила очень бедно, а потому денег постоянно не хватало даже на самые необходимые вещи. Несмотря на это, Лучано всегда очень тепло и трепетно говорил о своем детстве.
В раннем возрасте любимым увлечением нашего сегодняшнего героя был футбол. Он мечтал стать вратарем, однако впоследствии оставил эту затею. Из-за Второй мировой войны в 1943-м году семья Паваротти была вынуждена оставить Модену и переехать на одну из пригородных ферм. В этом месте вся семья будущего великого тенора стала заниматься фермерским хозяйством. И, как это ни удивительно, в определенный момент Лучано стал получать удовольствие от подобного распорядка жизни.
Лучано Паваротти в молодости
Что касается любви к музыке, то она всегда сосуществовала в душе молодого парня параллельно с другими увлечениями. Основы музыкального вкуса Лучано заложил его отец, который в молодости также увлекался оперным пением. В личной коллекции Фернандо Паваротти было огромное множество различных пластинок с ариями Энрико Карузо, Тито Скипа и некоторых других исполнителей. Кроме того, по воскресеньям отец нашего сегодняшнего героя иногда пел в церковном хоре. В определенный момент выступать вместе с ним начал и сам Лучано.
Так продолжалось в течение многих лет, однако, после окончания средней школы о карьере оперного певца наш сегодняшний герой поначалу всерьез даже не задумывался. Он хотел поступать в спортивную академию, однако мама Лучано убедила его устроиться на работу учителем. Так наш сегодняшний герой стал преподавателем музыки в начальной школе. В этом качестве он проработал в течение двух лет, однако впоследствии именно эти годы, наконец, позволили Лучано понять, насколько большое место в его жизни занимает музыкальное искусство. Паваротти решил стать оперным певцом, и уже в девятнадцать лет начал заниматься пением с известным тенором Арриго Пола, который, кстати сказать, даже согласился учить молодого парня бесплатно. После этого наш сегодняшний герой некоторое время также работал над развитием своих вокальных данных под руководством Эттори Кампогаллиани.
Ранняя жизнь
Лучано Паваротти,Известный своим выдающимся мастерством, которое помогло расширить популярность оперы, он родился 12 октября 1935 года на окраине Модены в северо-центральной Италии. Сын пекаря и певца-любителя, семья Паваротти, была переполнена в двухкомнатную квартиру. К 1943 году Вторая мировая война вынудила семью арендовать отдельную комнату в сельской местности.
Паваротти хотел стать звездой футбола, но обнаружил, что наслаждается записями своего отца, показывающими популярных теноров из такие дни, как Бьорлинг, Тито Скипа и его любимый Джузеппе Ди Стефано. Примерно в 9 лет он начал петь с отцом в небольшом местном церковном хоре. Он также учился пению с подругой детства Миреллой Френи, которая впоследствии стала звездным сопрано.
В возрасте 20 летПаваротти с хором путешествовал из своего родного города на международный музыкальный конкурс в Уэльсе. Группа заняла первое место.
Лучано Паваротти и первая жена
Занятия музыкой в один прекрасный момент познакомили Лучано с его первой супругой – начинающей оперной певицей Адуа Верони. Они поженились еще в юности – сразу после того, как Лучано получил свой первый гонорар за выступление. Но впоследствии довольно-таки скоро разошлись. Много лет спустя Лучано Паваротти не раз признавался, что именно Адуа заставила его всерьез задуматься о карьере в мире оперного искусства. Лучано Паваротти — Карузо Возможно, по этой причине после расставания с возлюбленной карьера Лучано Паваротти резко пошла на спад. Он выступал очень редко, а в какой-то момент и вовсе узнал о появившемся в его голосовых связках утолщении, которое в один момент поставило под вопрос всю его карьеру. Голос певца сильно испортился, но Лучано продолжал выступать. В итоге концерт в городе Феррара вызвал целый град критики и стал одним из самых больших провалов в жизни музыканта.
После него наш сегодняшний герой решил раз и навсегда завязать с миром музыки. Он полностью сконцентрировался на работе страхового агента (которой раньше занимался параллельно с музыкальной карьерой) и в какой-то момент полностью поставил крест на всех выступлениях.
Лучано Паваротти — друзья Однако, как это ни удивительно, утолщение в гортани певца в какой-то момент вдруг само собой рассосалось. Более того именно после перенесенной болезни голос музыканта приобрел желанную глубину и насыщенность. Лучано Паваротти вновь мог выступать. И в итоге именно этот момент стал поворотным в его жизни и творчестве. Звездный путь
Оперный дебют
Паваротти бросил карьеру в школе и посвятил свою жизнь пению. Он выиграл международный конкурс в Театре Реджио Эмилия в 1961 году, дебютировав там в опере «Родольфо» в Богеме 29 апреля. Он дебютировал в 1963 году, когда вступил в роль тенора Джузеппе Ди Стефано в роли Родольфо в Королевском оперном театре в Лондоне.
Затем Паваротти принял участие в европейском туре Ла Скала (1963-64). Его американский дебют в феврале 1965 года в постановке Doniasetti Lucia di Lammermoor в Майами также положил начало его легендарному партнерству с австралийским сопрано Джоан Сазерленд.Именно с Сазерлендом Паваротти взял штурмом Лондонский Ковент-Гарден и Нью-Йоркскую Метрополитен-оперу в 1972 году со сверкающим спектаклем фаворита Доницетти, La Fille du Regiment.
Голос и исполнение Паваротти были очень в мощном стиле традиционного итальянского тенора. Он быстро стал всемирно известным как концертный исполнитель, получив большое количество поклонников благодаря его многочисленным записям и телевизионным выступлениям.
В 1982 году Паваротти появился в фильме «Да, Джорджио». В том же году он опубликовал том автобиографии.
Большой успех тенора Лучано Паваротти
Уже в 1961-м году наш сегодняшний герой стал обладателем главной премии Международного конкурса вокалистов. После него Лучано Паваротти дебютировал на сцене престижного Театра Реджио Эмилия, а уже совсем скоро появился также на сцене Венской оперы и лондонского «Ковент-Гарден».
С этого момента карьера итальянского тенора стала стремительно двигаться вверх. Он пел на лучших площадках нашей планеты. Ему рукоплескали Лондон, Вена, Париж, Нью-Йорк, Марсель и многие другие крупные города планеты. В 1990-м году во время проведения в Италии футбольного чемпионата мира Лучано Паваротти исполнил свою знаменитую арию «Nessun Dorma», которая впоследствии стала очень популярна даже среди людей далеких от оперного искусства.
Причиной смерти Лучано Паваротти стал рак
Именно в этот момент наш сегодняшний герой воспылал идеей о популяризации классической музыки. В скором времени он вместе с Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом образовал трио «Три тенора», которое исполняло классику в более современной обработке. Подобный подход принес певцам огромный коммерческий успех и сделал их подлинными звездами не только оперной, но и эстрадной сцены. Их критиковали, но они оставались верными себе. В итоге именно благодаря творчеству «Трех теноров» популярность оперной музыки в девяностые годы возросла в разы.
Помимо музыкальных выступлений Лучано Паваротти всю свою жизнь работал также и в качестве мецената. Он плотно сотрудничал с организацией «Красный крест», а также организовал ряд музыкальных фестивалей для продвижения молодых музыкантов.
Все могут короли: биография Лучано Паваротти
Лучано Паваротти — один из самых выдающихся оперных певцов века, который выступал на сцене более сорока лет. Двери лучших театров для него всегда были открыты. Успеха, которого добился он, не было ни у одного вокалиста. Лучано собирал стадионы поклонников. Cолнечный тембр и особая взаимосвязь со зрителем делали его исключительным. Однако личная жизнь маэстро всегда вызывала неоднозначные отзывы. Только ли звездной болезнью можно объяснить эксцентричные выходки короля верхнего до? Подробнее в материале журнала «Атмосфера».
Петь дифирамбы журналистам не привыкать. Особенно когда герой этого заслуживает. А гений Лучано Паваротти, безусловно, из таких. У него редкие вокальные данные — его голос называют «лирический тенор». Широкий диапазон позволяет ему плавно переходить от одного регистра к другому. Конечно, хочется сказать, что все это передалось по наследству, ведь его отец в свободное от работы время пел в хоре, но нет — один из лучших вокалистов нашего времени начал свой жизненный путь иначе.
Родилась голосистая звезда 12 октября 1935 года в небольшом городке Модена, который относится к итальянской провинции Эмилия-Романья — родине пармезана и вина. Его отец Фернандо был хозяином хлебной лавки и обожал музицировать. Поющий пекарь был знаменитостью города. В действительности папаша грезил о сцене, но смелости реализовать мечты ему не хватило. Поэтому он решил, что пение — это просто хобби. Мать нашего героя Адель работала на табачной фабрике и мечтала, чтобы он пошел преподавать в школу.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)30 Ноя 2020 в 1:47 PST
А его самого в детстве больше интересовал футбол, он хотел быть профессиональным вратарем. И после окончания школы перед будущим певцом встала дилемма. Он был заинтересован в продолжении карьеры футболиста, но мать все-таки настояла на своем. Лучано даже продержался в школе пару лет, но в любую свободную минутку музицировал — это-то и взяло в итоге верх. Тем более что скрыть такой голос от людей просто не представлялось возможным.
Первые шаги
Первое выступление нашего героя состоялось, когда ему было всего четыре года. Он пел «Сердце красавиц склонно к измене». Аудитория из бабушек, тетушек и мамы была очарована. Позже в доме одного из друзей ребята проводили конкурсы певцов, в которых неизменным победителем становился Лучано. Он всегда стремился во всем быть первым — будь то игра в футбол, езда на велосипеде или бег наперегонки. Иногда он помогал приятелям очаровывать девушек пением серенад под окнами. Те становились возле дома и открывали рты, а Лучано в арке выдавал переливы.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)12 Апр 2020 в 6:31 PDT
Однажды двенадцатилетний Паваротти босиком играл с мальчишками в футбол и поранил ногу о гвоздь. Началось заражение крови, он провел в коме несколько недель, но чудом остался жив. Чтобы порадовать сына после выздоровления, отец впервые отвел его в оперу Модены, где юноша услышал тенора Бенджамина Джили. Лучано был потрясен. Тогда он понял, что хочет стать не просто знаменитым, а великим вокалистом. Спустя шестнадцать лет так и случилось…
Лучано не закончил консерваторию, и газеты писали о том, что певцу не понадобилось много трудиться: все дело было в его колоссальных вокальных способностях. Но это далеко от правды: чтобы «отточить» голос, Паваротти много времени проводил с учителями, которые, не меняя его тембр, смогли выгравировать настоящий бриллиант.
Карьера певца была стремительной: уже в 1961 году, в возрасте всего лишь двадцати шести лет, он принял участие в конкурсе театра «Реджио Эмилия». У публики не было сомнений — именно молодое дарование в лице Паваротти должно было получить главный приз — роль Рудольфа в опере Пуччини «Богема». Это был его долгожданный дебют на сцене. С тех пор этот образ — один из любимых у маэстро. И неспроста — он всегда любил бравировать своими достижениями, ведь многие вокалисты добиваются таких высот уже в преклонном возрасте. Можно сказать, что Лучано уже начал зазнаваться, но пока еще держал свой характер в узде.
Шерше ля фам
Как можно писать об итальянце, не затрагивая его любовные похождения! Безусловно, они были и в жизни нашего героя, но их всегда заслоняла главная женщина его жизни. Свою любовь он встретил в 1955 году на вечеринке. Ему тогда было двадцать лет. Чтобы произвести впечатление, Лучано исполнил «Гнездо ласточки». Пел он только для нее — шестнадцатилетней Адуа, которая тоже увлекалась пением. Любовь пережила школьную пору, вскоре состоялась их помолвка, которая оказалась долгой. В ту пору они работали учителями. Лучано преподавал физкультуру, подрабатывал страховым агентом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)14 Май 2020 в 10:13 PDT
И лишь благодаря достижениям Паваротти на музыкальном олимпе живущие вместе больше шести лет молодые люди смогли пожениться. Лучано еще не был вокалистом, зарабатывающим огромные деньги, но гонораров уже хватило на скромную свадьбу.
Порой казалось, что на жену итальянец не обращает особого внимания, ведь вокруг него всегда было множество молодых певиц и работниц те- атров — глаза разбегались. Итогом стало то, что в 1964 он пропустил рождение первой дочери Лоренцы. В то время, пока Адуа была в больнице, наш герой отмечал с друзьями свой успех в «Риголетто». Затем он не поехал с женой в госпиталь, когда она ждала появления второй дочери — Кристины. Видимо, не хотел волноваться лишний раз или у него находились более важные дела, поэтому он вывел формулу: мать плюс отсутствующий отец равно здоровый ребенок. Так что третья дочка Джулиана тоже родилась без него.
Певец был очень суеверным человеком и считал, что если что-то «работает», менять ничего не надо. Если что-либо приносило удачу, он брал это на заметку. Например, так было со знаменитым носовым платком, который стал счастливым талисманом Паваротти. Лучано считал, что будет дурным знаком, если на концертах при нем не окажется платка. Кроме того, из-за суеверий он не выносил пурпурного цвета, никогда не проходил под лестницей, не терпел, если при нем рассыпали соль…
За моря
Молодой тенор имел успех не только в родной Италии. В двадцать восемь Лучано отправился в Лондон. Он едва говорил по-английски, но старался бравировать и не показывал свою неловкость — все-таки он уже был известен в своей стране и ждал соответствующего обращения. Там он вновь репетировал «Богему», но на этот раз в качестве дублера звезды — Джузеппе ди Стефано. Также он заменял партнера примадонны Джоан Сазерленд. Публика не хотела его отпускать.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)9 Май 2020 в 2:24 PDT
Успех в Лондоне окрылил его и подготовил к поездке в Милан. И снова была «Богема». Однако театр «Ла Скала» отверг его дважды. Паваротти был в бешенстве, но за него вступился дирижер Герберт фон Караян и потребовал, чтобы его поставили хотя бы на замену.
В 1967 году опера «Дочь полка» в Лондонской Королевской опере сделала Лучано легендой. На этот раз люди пришли, чтобы услышать именно его. До сих пор так не пел ни один тенор — девять верхних до подряд на пределе мощи голоса. Никто не мог поверить в это, тем более ноты прозвучали одна за другой с легкостью. Это изменило все — у Паваротти получилось то, чего раньше не удавалось никому.
Сенсация повторилась в «Ла Скала», и наконец триумф в «Метрополитен-опера». Нью-Йорк лежал у ног короля верхнего до. Время маленьких гонораров прошло, в том числе и благодаря новому импресарио Паваротти Герберту Бреслину. Америка сделала из него звезду, но его импресарио хотел сольных концертов. На одном из выступлений в «Карнеги-холле» был аншлаг. Паваротти впервые осмелился соединить арии с песнями своей родины. Публика пришла в восторг. Теперь после каждого выхода Паваротти вызывали не менее пятнадцать раз подряд!
С этого момента жизнь нашего героя проходила в самых престижных театрах мира, в окружении известных дирижеров и самых прославленных коллег.
Однако рост славы Паваротти не обошелся без трудностей. О его вздорном характере ходили легенды. Он даже заработал репутацию «короля отмен», поскольку любил частенько отменять выступления в последний момент. Считал, что звезде его масштаба такие капризы позволительны. И многие театры смотрели на это сквозь пальцы, признавая, что король имеет право на эксцентричные выходки. Лишь опера Чикаго разорвала с ним контракт, поскольку в течение восьми лет Паваротти отменил в этом месте двадцать шесть из сорока выступлений.
Как по нотам
С двумя другими тенорами, Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом, Паваротти связывала личная и творческая дружба. Их творческое трио зародилось в девяностых. Сначала, конечно, не обошлось без профессиональной зависти, но потом певцы смогли найти общий язык, поняв, что вместе они в состоянии добиться большего. Даже наш герой сумел унять свой задиристый нрав ради общего дела. Впервые они выступили в Италии, в концерте, посвященному чемпионату мира по футболу, и тут Паваротти, который являлся поклонником футбола, наконец-то смог отвести душу. Это было именно тем моментом, когда певец почувствовал, что оперные партии в его исполнении могут стать настоящими хитами.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)5 Мар 2020 в 12:13 PST
К тому же времени относится начало его выступлений в больших концертах на открытых площадках. В Гайд-парке в Лондоне он собрал сто пятьдесят тысяч зрителей, и даже дождь не помешал его успеху. В 1993 году пятьсот тысяч человек пришли на концерт Паваротти в Централ-парке в Нью-Йорке. А в сентябре того же года под сенью Эйфелевой башни собралось триста тысяч, и все ради Лучано.
Но окружение звезды постоянно напоминало ему о том, что зарабатывать деньги лишь для себя неправильно. Его тогдашняя секретарша Николетта, зная характер своего босса, аккуратно намекнула, что будет неплохо устраивать благотворительные концерты. С 1992 по 2003 год в родной Модене великий тенор организовывал благотворительное шоу «Паваротти и друзья», собирая знаменитых звезд и выступая в дуэтах с ними. Шоу способствовало еще большей популярности певца, не говоря уже о количестве людей, которым помогли собранные средства. Но исполнение песен в компании со Стингом, Мэрайей Кэри, Элтоном Джоном и Селин Дион привело к тому, что оперная ария стала звучать у Паваротти как попсовый хит. Однако Николетта уверяла, что он идет верным путем. А Паваротти почему-то верил этой скромной девушке и советовался с ней по всем важным вопросам.
Его слава была в зените. Вокруг короля даже существовало подобие двора: достаточно вспомнить некоего Томаса, в прошлом немецкого сержанта, который отвечал за ритуал выхода Маэстро на сцену, а также за необходимые ему табуретки, минеральную воду, за буфет с тартинками с лососиной, сыром, ветчиной и обилием фруктов… В молодости Лучано был физически привлекателен, но в истории музыки он останется огромных размеров толстяком, утирающий платком непрерывно струящийся пот. Уже в семидесятые вес Паваротти достиг ста пятидесяти килограммов. Его внешность не радовала его самого. Неспроста ведь он не появлялся на экране в полный рост, предпочитая крупные планы. Но это не мешало ему пользоваться успехом у дам. Давно женатый Паваротти не отказывал себе в плотских удовольствиях, был как султан в гареме. Он даже снялся в шуточном фильме «Да, Джорджо», где появился в карикатурном образе оперного певца, которого интересуют лишь молодые красотки да вкусная еда. Однако не только любовь к лакомствам и вину привела его к полноте. Все оказалось гораздо серьезнее.
Лучано не учил новые роли, а делал интерпретации любимых партий: Неморино в «Любовном напитке», Ричарда в «Бале-маскараде» и Рудольфа в «Богеме». И в этом тоже усматривали капризы звезды. Однако никто не знал, что подобное поведение было связано с проблемами с памятью.
Фигаро тут, Фигаро там
Адуа была вынуждена многие годы подчиняться плотному гастрольному графику Лучано и, конечно же, знала об интрижках, которых у горячего итальянца было намерено. Как следствие, страсть с годами остыла, это были лишь хорошо знающие друг друга люди, готовые играть чувства напоказ. Но скрывать свои романы Паваротти в какой-то момент перестал. Так, в 1981 году в его жизни появилась Мадлен Рени, сначала как ученица, а затем и как возлюбленная. В Италии он был с семьей, а на гастролях с любовницей. Так продолжалось шесть лет, а после наш герой вновь стал менять привлекательных и, главное, молоденьких девушек как перчатки.
Адуа терпела больше десяти лет, но в 1993 году не выдержала и начала устраивать скандалы, и в прессе поползли слухи о кризисе в отношениях. Это еще больше накалило атмосферу в семье, Лучано перестал появляться на публике с женой. Вместо этого его начала сопровождать все та же скромная секретарша Николетта Мантовани, которая была моложе его на тридцать пять лет. В отличие от остальных любовниц Лучано она везде держалась как официальная пассия. Готова была сглаживать острые углы и всегда находила подход к певцу. Паваротти стал ее главной любовью. Адуа же была взбешена, она не могла жить в любовном треугольнике и, чтобы сохранить чувство собственного достоинства, выгнала мужа из дома. Однако давать развод не хотела, считала, что роман с Николеттой — это очередная интрижка, которая скоро пройдет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Luciano Pavarotti (@lucianopavarotti)22 Янв 2020 в 6:48 PST
Три года понадобилось на уговоры, и в марте 1996 года супружеская пара подала заявление о разводе по взаимному согласию. Но это было только началом битвы в суде, которую устроила певцу жена, претендовавшая на половину его состояния. Общественное мнение было на ее стороне. Развод последовал лишь через четыре года.
И вот наконец, закончив раздел имущества, наш герой начал новую жизнь — с той самой Николеттой Мантовани, которую все считали мимолетным увлечением. Тринадцатого января 2003 года у них родилась дочь Аличе. К слову, в этот раз вокалист решил отказаться от давней традиции и присутствовал на родах жены, которые проходили очень тяжело. Видимо, дочка и стала главной женщиной, которую он искал всю жизнь и которой никогда не изменит.
А в конце того же года Лучано повел обуздавшую его пылкий нрав девушку под венец. «Все эти годы мы с Лучано были неразлучны, превратившись в единый организм: я сопровождала его повсюду, занималась его расписанием, гастролями, костюмами», — вспоминает то время Николетта. Новую жизнь со второй женой Лучано начал в шестьдесят пять лет. Он построил дом, где планировал встретить старость. Однако судьба распорядилась иначе: медики наконец-то нашли объяснение его нервным припадкам, проблемам с памятью, лишнему весу и другим странностям — оказалось, что так проявлялся рак поджелудочной железы, от которого в 2002 году умерли его родители. Николетта не покинула любимого, хотя и ее ждала печальная новость — врачи выяснили, что девушка страдает рассеянным склерозом и нуждается в постоянном лечении. Тем не менее невзгоды сблизили Лучано и его новую супругу еще больше.
Скончался Паваротти 6 августа 2007 года в возрасте семидесяти двух лет в своем доме в Италии, рядом были Николетта и дочь Аличе. Возможно, нас ждет продолжение династии, ведь, если верить словам Николетты, пятнадцатилетняя девушка обладает красивым тембром и отлично поет.
Личная жизнь и кончина Лучано Паваротти
Как принято считать брак Паваротти с Адуа Верони распался из-за частых измен певца. Впоследствии в жизни артиста было много романов. Однако в более преклонном возрасте он все-таки решился вновь связать себя узами брака. Его новой спутницей жизни стала молодая женщина по имени Николетта Мантованни. Впоследствии она родила тенору дочь, которая стала для него уже четвертым ребенком (три предыдущих родились вне браков).
Несмотря на все слухи, Николетта оставалась со своим супругом вплоть до его кончины. В середине 2000-х годов у Лучано был обнаружен рак поджелудочной железы. В 2007-м году именно он стал причиной его смерти. Незадолго до своей смерти выдающийся оперный певец написал завещание, в котором передал все свои миллионы жене, сестре и четырем дочерям.
Личная жизнь
Во время войны в Боснии Паваротти и Боно собрали гуманитарную помощь. Знаменитая оперная певица также работала с покойной принцессой Дианой из Англии, чтобы собрать деньги, чтобы помочь запретить наземные мины во всем мире. В 2005 году Паваротти была предоставлена свобода лондонскому городу и он получил награду Красного Креста за заслуги перед человечеством.
Павротти исполнил «Нессун Дорма» во время своего последнего крупного выступления на открытии Зимнего сезона. Олимпийские игры в Турине, Италия, в феврале 2006 года.
Готовясь возобновить свой прощальный тур по 40 городам в июле 2006 года, Павротти перенес экстренную операцию в нью-йоркской больнице с целью удаления опухоли поджелудочной железы. В августе 2007 года тенор прошел еще две недели лечения в больнице в своем родном городе Модена, Италия. Он был освобожден за две недели до своей смерти. Его осмотрели специалисты по лечению рака.
Паваротти скончался в Модене 6 сентября 2007 года в возрасте 71 года. Его пережили четыре дочери — три со своей первой женой Адуа и одной со своей второй женой Николеттой Мантовани и одной внучкой.
в больнице в его родном городе Модена, Италия. Он был освобожден за две недели до своей смерти. Его осмотрели специалисты по лечению рака.
Завершение карьеры и смерть
В 2004 году Лучано Паваротти простился со зрителями. Он в последний раз вышел на сцену «Метрополитен-опера» в роли Марио Каварадосси в опере Пуччини «Тоска». Перед спектаклем он официально объявил о том, что покидает оперную сцену. В «Метрополитен-опере» был аншлаг — несмотря на то, что временами голос Паваротти звучал слабее, чем обычно, зал проводил его 11-минутной овацией. Последнее выступление Паваротти состоялось 10 февраля 2006 года в Турине, на церемонии открытия XX Зимних Олимпийских игр.
Лучано Паваротти скончался в 5 утра 6 сентября 2007 года от рака поджелудочной железы в своём доме в Модене. Там же 8 сентября 2007 года прошли прощание и похороны маэстро. Похоронен на кладбище Монтале Рангоне (Montale Rangone) под Моденой, в семейном склепе, рядом с родителями и мертворожденным сыном.
Музыка
В 1960 году Лучано после ларингита получил профессиональное заболевание – утолщение связок, которое привело к потере голоса. Паваротти, испытав фиаско на сцене во время концерта в Ферраре, решил покинуть музыку, но через год утолщение исчезло, а голос тенора приобрел новые краски и глубину.
В 1961 году Лучано побеждает на Международном вокальном конкурсе. Первую премию присудили сразу двум певцам: Лучано Паваротти и Дмитрию Набокову. Молодые вокалисты получили партии в опере «Богема» Пуччини в театре Реджио Эмилия. В 1963 году состоялся дебют Паваротти в Венской опере и Лондонском «Ковент-Гардене».
Лучано Паваротти в молодости
Успех к Лучано Паваротти пришел после исполнения партии Тонио в опере Доницетти «Дочь полка», с которой тенор выступил вначале в Лондонском королевском театре «Ковент-Гарден», а затем в итальянской «Ла Скала» и американской «Метрополитен-опера». Паваротти поставил своеобразный рекорд: спел подряд 9 высоких нот «до» на полной мощности голоса в арии Тонио с безупречной легкостью.
Лучано Паваротти
Сенсационное выступление навсегда изменило творческую биографию Паваротти. С новой звездой оперного небосклона заключил контракт импресарио Герберт Бреслин, который занялся продвижением тенора в лучших театрах мира. С 1972 года, помимо выступления в спектаклях, Паваротти начинает гастролировать с сольными концертами, в которые входят классические оперные арии, итальянские песни и концоны.
Лучано Паваротти в театре
Помимо партий лирического тенора Эльвино в «Сомнамбуле» и Артуро «Пуританах» Беллини, Эдгардо в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти, Альфреда в «Травиате» и Герцога Мантуанского в «Риголетто» Верди, Лучано Паваротти осваивает и драматические роли Риккардо в «Бале-маскараде» Верди, Каварадосси в «Тоске» Пуччини, Манрико в «Трубадуре» и Радамеса «Аиде» Верди. Итальянский певец часто появляется с выступлениями на телевидении, участвует на фестивале «Арена ди Верона», делает записи известных оперных арий и популярных песен «Памяти Карузо», «О, sole mio!».
В начале 80-х годов Лучано Паваротти основывает международный конкурс вокалистов The Pavarotti International Voice Competition. В разные годы с победителями соревнования звезда сцены отправляется в гастрольные туры по Америке и Китаю, где вместе с молодыми дарованиями певец исполняет фрагменты из опер «Богемы», «Любовного напитка» и «Бала-маскарада». Помимо концертной деятельности Паваротти сотрудничает с Венской оперой и театром «Ла Скала».
Три тенора: Лучано Паваротти, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго
Выступление Лучано в опере «Аида» сопровождается каждый раз долгими овациями и многократными поднятиями занавеса. Но не обходилось и без провалов: в 1992 году в спектакле «Дона Карлоса» Франко Дзеффирелли, который был поставлен в «Ла Скала», публика освистала Паваротти за исполнение роли. Сам тенор признавал собственную вину и больше в этом театре не выступал.
Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерас
Новый виток международного признания итальянского тенора произошел в 1990 году, когда компания ВВС сделала заставкой трансляции Чемпионата мира по футболу арию «Nessun Dorma» в исполнении Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррераса. Видео для клипа было снято в римских императорских банях Каракаллах. Тираж распроданных записей стал самым большим за всю историю музыки, что зафиксировано в книге рекордов Гиннесса. Проект «Три тенора» оказался настолько успешным, что певцы выступали еще на открытии трех последующих Чемпионатов мира по футболу.
Лучано Паваротти популяризировал оперу. Его сольные концерты собирали до полумиллиона зрителей, которые приходили послушать тенора в живую в Центральном парке Нью-Йорка, в Лондонском Гайд-парке, на Марсовом поле в Париже. В 1992 году Паваротти создает программу «Паваротти и друзья», в которой участвуют помимо оперных певцом звезды эстрады Элтон Джон, Стинг, Брайан Адамс, Андреа Бочелли, Лайонел Ричи, Джеймс Браун, Селин Дион, Шерил Кроу. В 1998 году Лучано Паваротти получает премию «Легенда Грэмми».
Первые шаги в мире музыки
В 1961 году весь мир услышал Лучано Паваротти. Биография запечатлела этот прорыв: тогда молодой итальянец победил на конкурсе Акилла Пери в Реджо-нель-Эмилия. Затем, в этом же городке, он выступал вместе с оркестром в «Богеме». В 1962 году Паваротти пел в «Риголетто» в Палермо, тогда ему посчастливилось стоять на одной сцене с дирижером Туллио Серафином. Сам Лучано как-то признался, что, несмотря на победы в конкурсах, его карьера могла так и не сложиться, потому что сегодня музыкантом восхищаются, а завтра о нем забывают. Зрителю постоянно нужно напоминать о себе, а для этого необходимы средства и связи.
Паваротти сказочно повезло, ведь во время выступления в «Богеме» его заприметил Алессандро Зилиани — известный миланский агент. Благодаря этому человеку мир узнал о великом теноре. Зилиани подыскивал работу Лучано, который в то время получил свои первые внушительные гонорары. Певец несколько сезонов выступал по европейским провинциальным театрам. Он ездил не только по всей Италии, но и по Великобритании, Голландии. Лучано Паваротти уже не мог довольствоваться малым и мечтал о большой сцене.