Вера Марецкая поспорила, что умрет раньше Орловой

Великая русская актриса Вера Марецкая родилась 31 июля 1906 года в так знакомом нынешнему поколению россиян подмосковном селе Барвихе. Ее отец П. Г. Марецкий был мелким частным предпринимателем – арендовал буфет, и при том, что богачом не был, образование четырем детям обеспечил отменное – два старших сына окончили Институт красной профессуры, сама Вера Петровна поступила в Московский университет на философский факультет, младшая сестра стала педагогом. К этому времени Вера довольно свободно изъяснялась на немецком и французском языках.

Выбор сделан

Вера Марецкая, проучившись год в университете, поняла, что в жизни ей нужен только театр, и тайком от родителей подала документы сразу в три театральные студии, была принята в две и выбрала очень популярную в те времена школу-студию при театре им. Вахтангова.

Девушка она была талантливая, непосредственная, от природы умная и эрудированная, одним словом, обворожительная, несмотря на то, что никогда не считала себя красавицей. И великолепный Ю. Завадский, находившийся в жюри, не устоял перед ее чарами. Он как раз подумывал о своем коллективе, и после окончания в 1924 году школы-студии Вера Марецкая навсегда свяжет творческую судьбу с театром этого талантливого режиссера.

Марецкая, Вера Петровна

Вера Марецкая родилась в деревне Барвиха Московской губернии (ныне Одинцовский район Московской области) в зажиточной по тем временам мещанской семье выходцев из крестьян[3]. Отец Пётр Григорьевич служил в буфете во Введенском народном доме, затем держал буфет при цирке Никитиных, после революции служил буфетчиком в Государственном цирке. Мать Мария Васильевна была домохозяйкой. Помимо Веры в семье было ещё трое детей: дочь Татьяна и два сына, Дмитрий и Григорий[3].

С детства Вера участвовала в домашних спектаклях. Родители настояли на том, чтобы их дочь по окончании школы поступила на философский факультет Московского университета, где Марецкая проучилась год. Затем втайне от родителей подала документы в три театральные студии и поступила в школу-студию при Театре Вахтангова (ныне Театральный институт имени Бориса Щукина). После смерти Евгения Вахтангова в 1922 году студентами занимался Юрий Завадский[2].

В 1924 году Марецкая окончила студию[1]. В том же году она стала женой Завадского. Вместе они участвовали в создании Театра-студии Юрия Завадского, в котором Марецкая служила до 1936 года как прима. У театра не было постоянного помещения, представления проходили в подвалах[1][2].

Марецкая так умела перевоплощаться на сцене, что ей давали возрастные хара́ктерные роли, с которыми она отлично справлялась — например, мадам Соковнина

из спектакля «Простая вещь» (1927) Бориса Лавренёва. Никто из зрителей даже не мог подумать, что смешную старуху играет молодая девушка.

Но настоящая слава к ней пришла после съёмок в кино. В 1924 году она дебютировала в эпизоде в мелодраме Ивана Худолеева «Простые сердца». Через год она снялась у Якова Протазанова в драме «Его призыв» в роли девушки Вари

. В том же году режиссёр пригласил её на главную роль домработницы
Кати
в своей знаменитой комедии «Закройщик из Торжка»
[3]
. После этого актрисе стали поступать самые разные предложения. В 1928 году она исполнила схожую роль домработницы
Параши
в кинокомедии Бориса Барнета «Дом на трубной».

В 1936 году началась кампания по упразднению «чересчур ярких, неортодоксальных театров» и «переброске» их в другие города[3]. В результате режиссёр и вся труппа, включая Веру Марецкую, переехали в Ростов-на-Дону, где Завадский возглавил Академический театр драмы им. М. Горького[1]. Там Марецкая заявила о себе в роли Любови Яровой

в одноимённом спектакле по пьесе Константина Тренёва.

В 1937 году были арестованы и расстреляны оба брата Марецкой — журналисты (один работал в «Правде», другой был зам. редактора «Комсомольской правды») и соратники Николая Бухарина[2][4][5]. Заботы о воспитании племянника Александра Марецкая взяла на себя. Это не помешало ей в том же году сыграть главную и самую известную свою роль в фильме «Член правительства»[2].

«Член правительства»

В 1939 году кинорежиссёры А. Г. Зархи и И. Е. Хейфиц поставили на киностудии Ленфильм драму «Член правительства», вышедшей на экран в 1940 году[6]. Вера Марецкая сыграла героиню картины Александру Соколову. Спустя много лет, в 1983 году, в интервью корреспонденту журнала «Огонёк», кинорежиссёр А. Г. Зархи рассказал:

на студии все были удивлены, когда на роль Александры Соколовой мы пригласили Веру Марецкую! Стереотип восприятия подсказывал видение актрисы „героического амплуа“. А мы с Хейфицем шли не только от образа, вычитанного в сценарии Виноградской: „…мужем битая, попами пуганная, врагами стрелянная“,— но ещё от могучей, широкой актёрской индивидуальности Веры Марецкой. Более того, решение сценария мы подчиняли творческим возможностям артистки. Вот почему Марецкая правдой своего существования, окрылённостью большого поэтического чувства стала так понятна и близка всем[7].

Эта картина повествует о бывшей батрачке, русской крестьянке Александре Соколовой. Ей вверяют руководство над колхозом, но многие, в том числе и её супруг, не верят в способность женщины руководить хозяйством артели. Она не отступает от трудностей коллективизации, борется с лодырями, оказывает поддержку лучшим труженикам, посылает молодёжь учиться. И наступает день, когда бывшую батрачку избирают депутатом Верховного Совета[8].

В журнале «Советский экран» за 1957 года говорилось: «Создание образа Александры Соколовой справедливо называли в своё время огромной творческой победой талантливой актрисы Веры Марецкой. Она безыскусственна и убедительна с самого начала фильма, когда конный милиционер ведёт в районный центр „нарушительницу порядка“. Она до слёз волнует в финале, выступая с трибуны как депутат Верховного Совета»

[9].

Предвоенные и военные годы

В 1940 году Юрий Завадский был приглашён в качестве главного режиссёра в Театр имени Моссовета, куда вместе с ним перешла и Марецкая в статусе ведущей актрисы. В этом театре она играла до конца жизни и, по словам коллег, имела большое влияние на Завадского и решала многие вопросы, за что получила прозвище «хозяйка театра»[2].

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Алма-Ату, где в 1943 году она сыграла одну из лучших своих киноролей в фильме «Она защищает Родину». Во время съёмок пришло известие о гибели её второго мужа Юрия (Георгия) Троицкого (или Троши, как она звала его), что стало для неё страшным ударом; замуж она больше не выходила[2][3]

.

С 1940-х годов работала на радио: начинала играть радиоспектакли с Осипом Абдуловым, но больше всего прославился её дуэт с Ростиславом Пляттом. Кроме того, в её исполнении было записано множество стихов русских поэтов[3]

.

«Она защищает Родину»

Кинорежиссёр Ф. М. Эрмлер в 1943 году поставил на Центральной объединённой киностудии в Алма-Ате (ЦОКС) драму «Она защищает Родину», вышедший на экраны в мае того же года[10][11]. Актриса снялась в роли героини Прасковьи Ивановны Лукьяновой, которая организовала партизанский отряд и стала беспощадно мстит врагу.

Кадр из кинофильма «Она защищает Родину», когда немцы собираются казнить В. П. Марецкую (по фильму Прасковья Лукьянова, товарищ „П“). 1943.

Когда съёмки картины подходили к концу, в киностудию на имя Марецкой пришла похоронка на её второго мужа. По воспоминаниям директора ЦОКС М. В. Тихонова, он сразу же разбудил Ф. М. Эрмлера и проинформировал его о несчастье. Кинорежиссёру, между тем, предстояло снять последний эпизод в павильоне, и тогда он обратился к Тихонову с предложением отдать ему телеграмму и предупредить дежурного, «чтобы он никому не говорил о ней»

. М. В. Тихонов пришёл на павильон, где передал Ф. М. Эрмлеру телеграмму. Далее Тихонов сообщал:
«Я быстро ушёл. А Эрмлер, как он потом мне рассказывал, пошёл к начальнику телеграфа, чтобы уговорить его наклеить другую ленту с указанием нового дня и часа приёма телеграммы. В ночную смену кинолаборатория проявила и напечатала позитив этой съёмки. После просмотра на экране Эрмлер пошёл в гостиницу к Вере Петровне, чтобы передать ей телеграмму и постараться её как-то поддержать морально. Вера Петровна заперлась на несколько дней в номере и одна переживала своё горе»
[12]. Сама Вера Марецкая рассказывала:

На просмотр фильма в студию шла, как на праздник, как на великий экзамен, и очень волновалась. Но после просмотра люди смотрели мимо меня, никто не говорил со мною, товарищи опускали глаза, когда я взглядывала в их сторону. Как странно наше искусство, думала я тогда про себя, очевидно, я плохо сыграла, а у меня самой было ощущение такой правды в том, что я сделала. И только на другой день я узнала причину молчания моих товарищей. Накануне было получено известие о гибели моего мужа на фронте, и друзья не показали его мне в день сдачи фильма[13].

Начальник управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г. Ф. Александров в своей докладной записке от 11 мая 1943 года секретарю ЦК ВКП(б) А. А. Андрееву заключал, что авторы кинокартины смогли «показать советских людей, всеми силами своей души ненавидящих немецких захватчиков»

. Отметил он и недостатки киноленты. Свою докладную записку Г. Ф. Александров заканчивал словами:
«В целом фильм будет полезным. Картину целесообразно выпустить на экран»
[14].

По воспоминаниям М. В. Тихонова, кинофильм «Она защищает Родину», «имел потрясающий успех и на фронте, и в партизанских краях, и в тылу»

[15]. Газета «Стар» писала:
«С Прасковьей Лукьяновой на горизонте европейской истории и культуры появился образ, не имеющий прецедентов ни в западной литературе, ни в кино»
[16]. Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков дал следующую оценку:
«Артистке В. Марецкой удалось создать сильный образ простой русской женщины, патриотки, горячо любящей свою Родину и беспощадной в священной мести к врагам»
[17]. В 1946 году картина получила Сталинскую премию II степени[11].

«Сельская учительница»

В 1947 году на экраны вышла драма «Сельская учительница», поставленная кинорежиссёром М. С. Донским по сценарию М. Н. Смирновой[18][19]. Марецкая выступила в роли героини фильма — учительницы Варвары Васильевны Мартыновой, которая является её лучшей киноролью[20]. Она сыграла в фильме жизнь своей героини, начиная от юной девушки и кончая пожилой женщиной, при этом актрисе удалось сохранить жизненную и психологическую достоверность в течение всей картины[20][16]. Марецкая не стала одевать парик, ограничившись лишь тем, что покрасила волосы и изменила причёску[16].

Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков считал кинокартину «Сельская учительница» «одним из лучших фильмов о советской интеллигенции, созданным в послевоенное время»

[19]. Он писал:

Большой успех фильма обусловлен помимо хороших качеств сценария и мастерства режиссёра прекрасной игрой В. Марецкой, создавшей глубоко волнующий, романтически окрашенный образ сельской учительницы. В. Марецкая — одна из способных актрис нашего кино. Она сыграла много ролей в различных кинокартинах, но исполнение этой роли, без сомнения, является наиболее удачным. Восхищает искусство В. Марецкой, с равным правдоподобием изображающей и молодую девушку, и взрослую женщину, и стареющего человека. Но главная заслуга актрисы состоит в том, что она с необычайно выразительностью передала богатый внутренний мир своей героини, её духовный рост, развитие её характера. Особенность этого образа состоит в том, что он показан в развитии его богатого внутреннего мира, в преодолении трудностей, в борьбе за свои идеалы[21].

За кинокартину «Сельская учительница» Совет Министров СССР в 1948 году присудил Вере Марецкой Сталинскую премию I степени в размере 100 тысяч рублей[22].

Последующие годы

Могила В. П. Марецкой на Новодевичьем кладбище
Для того, чтобы отвлечься и не обращать внимания на постоянные головные боли, работала с утра до ночи. Но болезнь дала о себе знать, и после обследования ей был поставлен диагноз «опухоль головного мозга»[2].

Последней ролью была роль в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем последовала вторая операция, после которой актриса ненадолго вернулась на сцену, но работать в полную силу уже не могла.

17 августа 1978 года Вера Петровна Марецкая скончалась. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2)[23].

Жена и мать

Ее личная судьба тоже была связана с ним долгие годы, хотя в официальном браке они прожили недолго. Взаимопонимание и дружба соединяла их до конца дней – первым умер Ю. А. Завадский, через год Вера Петровна.

Вера Марецкая в 1926 году родила мальчика, которого в честь Вахтангова назвали Евгением. Возмужав, он мечтал об архитектуре, но по настоянию матери, а она была властной женщиной, поступил в ГИТИС. Он отдал всю жизнь театру отца и матери, но так и не вышел из их тени.

Сестра

К тому моменту, когда Ю. Завадский оставил В. Марецкую, у нее на руках кроме маленького Жени был еще более маленький Шура, сын арестованного брата Дмитрия. Сашу она вырастила как своего собственного ребенка.

вера марецкая личная жизнь
Оба брата-журналиста были расстреляны в один день в 1937 году. К чести Веры Петровны, она от них не открещивалась, а, находясь постоянно под угрозой ареста как родственница врагов народа (они обвинялись по Бухаринскому делу), всегда помогала им посылками и вообще как могла.

Национальность

К этому времени Вера Марецкая была знаменитой, любимой, титулованной актрисой. Ее творческая судьба была гораздо удачливее личной. Артистка огромного таланта, которой под силу были любые роли, которая одинаково прекрасно, выше всяких похвал сыграла партизанку в фильме «Она сражалась за Родину» и акушерку Змеюкину в «Свадьбе», в театре переиграла все характерные роли, и всегда с неизменным успехом (еще до войны ходили на Марецкую).

Ей по плечу были роли всех амплуа, она просто и естественно играла женщин любого сословия, любой национальности. Вера Марецкая по национальности была русской. А Ростиславу Яновичу Плятту, умнейшему и интеллигентнейшему человеку, который долгие годы любил Веру Петровну, принадлежит фраза о том, что в мире существует только одна национальность – хороший, порядочный человек. Да и потом, фраза Александры Соколовой («Член правительства»), известная абсолютно всем – «Вот стою я перед вами, простая русская баба…» — ведь именно Марецкая произнесла ее, и вполне обоснованно.

Звания и награды

  • Сталинская премия второй степени (1942) — за исполнение заглавной роли в спектакле «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова.
  • Сталинская премия второй степени (1946) — за исполнение роли Прасковьи Ивановны Лукьяновой в фильме «Она защищает Родину» (1943).
  • Сталинская премия первой степени (1948) — за роль Варвары Васильевны Мартыновой в фильме «Сельская учительница» (1947).
  • Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Капитолины Андреевны Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова.
  • орден «Знак Почёта» (1940).
  • три ордена Трудового Красного Знамени (1944, 1947, 1960).
  • два ордена Ленина (1967, 1976).
  • медали
  • заслуженная артистка РСФСР (1935).
  • народная артистка РСФСР (1943).
  • народная артистка СССР (1949)
  • Герой Социалистического Труда (1976)

Киноактриса

Вера Марецкая, личная жизнь которой неразрывно были связана с театром, в кино снималась не очень много – всего в 25 фильмах. Однако это были настолько впечатляющие работы, что Марецкую-киноактрису знала и любила вся страна. Ее талант был такой мощи, что даже в агитационном фильме «Член правительства» она сделала свою героиню настолько живой женщиной, что ей верят и ее любят многие поколения, несмотря на смену власти в стране.

Первым фильмом, в котором играла В. Марецкая, был выпущенный в 1925 году «Закройщик из Торжка» Якова Протазанова. В этом фильме с юной очаровательной Верочкой играл Игорь Ильинский, уже признанный актер, хорошо отозвавшийся о работе напарницы.

Первые роли в кино.

В 1925 сыграла в фильме Закройщик из Торжка

(режиссер Я.А.Протазанов) роль Кати, веселой подружки местного закройщика. Его исполнял И.Ильинский, который вспоминал, что он играл роль, стараясь добиться полного внутреннего перевоплощения, а молодая Марецкая просто и органично жила в образе Кати, по-деревенски полоща белье, лузгая семечки или энергично раздувая самовар. Она быстро поняла отличие правды театра от кино: если в театре иногда возможен наигрыш, то в кино нужно обойтись минимумом средств. «Достаточно еле заметного движения губ или огонька в глазах, чтобы зритель все понял», – говорила она. Своим «крестным отцом» в кинематографе считала Протазанова. В 1928 в фильме
Дом на Трубной
, (реж. Б.Барнет) она сыграла своего рода «продолжение» Кати – домработницу Параню, одну из своих любимых ролей. В Паране Марецкую интересовало становление характера деревенской девушки, приехавшей в город. Эти роли, а также роль «Варьки-черта», превратившейся из забитой сироты в подпольщицу (
Поколение победителей
, 1936) называли эскизами к будущим масштабным героиням Марецкой. В них проявилась одна из особенностей актрисы – высокое в ее творчестве уживалось с комичным, приземленным, не тускнея, а приобретая больший объем. Снялась в 15 немых картинах и продолжала успешно сниматься в звуковом кино, в отличие от многих звезд немого кино.

Второе замужество

До войны Вера Марецкая, фильмография которой, как было сказано выше, не очень велика, снялась в 10 фильмах. Сказывалась и загруженность на подмостках сцены, и то, что студия Ю. А. Завадского была выслана в Ростов-на-Дону, якобы для поднятия периферийного театра. Уехала труппа в 1936-м, а вернулась – в 1940 году. В этом же году Вера Петровна выходит замуж за артиста этого же театра Г. П. Троицкого, через год у них рождается дочь Машенька. Георгий Петрович уходит на фронт добровольцем и погибает в 1943 году. О его смерти Марецкой не сообщали до конца съемки сцены, в которой великая В. П. (так звали ее в театре) играла с сыном («Она сражалась за Родину»). Этот фильм демонстрировали на всех фронтах Великой Отечественной войны – он пользовался невероятной популярностью. Посмотрев его, люди рвались в бой.

Театр-студия Завадского в Ростове-на-Дону.

Также по теме:

ТЕАТР ИМЕНИ МОССОВЕТА

В театре-студии Завадского играла острохарактерные роли – от эксцетричной и гротескной пожилой служанки Клеменси (в спектакле Битва жизни

по Ч.Диккенсу) до сатирически заостренной Шнютхен (
Компас
, или
Деловой человек
В.Газенклевера) и куртизанки Карины в спектакле
Мое
по пьесе Бена Джонсона
Вольпоне
. Но самым крупным событием того периода стала роль Глафиры из пьесы
Волки и овцы
А.Н.Островского. Спектакль основывался на открытом сценическом приеме, «театр в театре». Роль приживалки выходила на первый план благодаря искрометной игре Марецкой. Колоссальный жизненный оптимизм отличал эту роль и все последующие.

Следующим этапом в творчестве актрисы стала работа в новом театре в Ростове-на-Дону, который Завадский возглавил в 1935. Театр требовал поиска новых выразительных средств и пространственных решений, соответствующих огромному размеру сцены и зала. Сезон 1936–1937 был открыт спектаклем Любовь Яровая

по пьесе К.Тренева. Марецкую увлекал не героический облик революционерки Яровой, а ее скромное человеческое обаяние, не казенный, а подлинный драматизм человека, жертвующего своим личным счастьем.

Актриса сыграла свои лучшие роли, как служанка Лиза из комедии А.С.Грибоедова Горе от ума

, Королева Анна из
Стакана воды
Э.Скриба, Катарина из
Укрощения строптивой
Шекспира и Мирандолина в
Трактирщице
К.Гольдони, продемонстрировав универсальное мастерство. Безусловно, образы, созданные ею были продиктованы режиссерским замыслом Завадского, но по-своему исполненные актрисой. Это был плодотворный творческий союз двух художников одной театральной веры, понимающих друг друга с полуслова, взаимообогощая и дополняя собственные представления. Марецкой посчастливилось на протяжении всей жизни работать со «своим» режиссером, в своем родном театре. В 1940 труппа Завадского вернулась в Москву и объединилась с Театром имени Моссовета.

Следующая репрессия

В жизни титулованная Вера Петровна, а награды она получала и за театральные спектакли, была абсолютно не кичлива, не заносчива, не устанавливала дистанций между собой и людьми, но абсолютно четко знала себе цену. И эту цену знали все – ее никогда не трогали власти, даже не смотря на то, что после войны была арестована ее младшая сестра Татьяна. И опять Вера Петровна слала посылки и поддерживающие письма, бегала по инстанциям, и таки добилась освобождения сестры через два года, правда, без права проживания в столицах. Соединились они только в 60-х годах.

И опять счастливая насыщенная творческая жизнь (Вера Петровна очень много гастролирует, в том числе и за границей, снимается в кино, работает в театре) не очень гармонирует с личной. После смерти жены Р. Я. Плятт делает предложение Вере Петровне, но она отказывает, сославшись на возраст, хотя по-прежнему выглядит прекрасно. Остроумная, острая на язык, обворожительная Вера Марецкая (фото прилагается) всегда нравилась мужчинам. А уж если кто обращал внимание Марецкой на себя, тот рано или поздно всегда падал к ее ногам. Ей приписывают романы с мужчинами много младше ее. Но кого этим сейчас можно удивить? Главное — добивались ее внимания, а не она бегала за молодыми мужчинами. Марецкая была царицей.

31.07.1906, деревня Барвиха, Московская область — 17.08.1978, Москва

Герой Социалистического труда (1976) Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1947, 1951) Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени Кавалер двух орденов «Знак Почета» Кавалер ордена Ленина Кавалер золотой медали «Серп и молот»

Вера Марецкая родилась в 1906 году в подмосковной Барвихе. Ее родители к миру искусства никакого отношения не имели. Хотя нет, некая связь все же существовала. Глава семейства Марецких, Петр Григорьевич, с 1912 года арендовал буфет в цирке Никитиных. После революции он остался работать там же на должности продавца. Дети (Вера, ее сестра и два брата) регулярно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой…

Родители же были другого мнения о будущем своей дочери. Им хотелось дать детям серьезное образование. По настоянию родителей Вера сдала вступительные экзамены на философский факультет Московского университета. Но мир искусства продолжал пленить ее воображение. В тайне от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. С философией было покончено.

В 1924 году Вера Марецкая окончила Школу-студию. Как раз в это время Юрий Завадский, в то время еще актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию. Марецкая поддержала Юрия Александровича, став одной из первых его актрис.

В студии (а позднее театре Юрия Завадского) молодая Марецкая начала с возрастных характерных ролей. Она с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых особо запомнились мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру. Одной из лучших работ Веры Марецкой в довоенный период была роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля. Рассказывают, что когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», — зал просто лежал.

Тем временем отношения между Марецкой и Завадским развивались странным образом. Именно он открыл Марецкую как актрису, стал для нее настоящим учителем. Вскоре творческие отношения переросли в личные. Марецкая вышла замуж за любимого мастера, родила ему сына, но их брак оказался недолгим. Когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи.

Казалось бы, после этого Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Недостатков в предложениях не было. Талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но… Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться одной из ведущих актрис его театра.

Несмотря на успехи в театре настоящее всенародное признание Вере Марецкой как актрисе принес кинематограф. Дебютировала на экране Марецкая в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме Якова Протазанова «Его призыв». В том же 1925 году Протазанов вновь привлек актрису к съемкам. В его комедии «Закройщик из Торжка» (где в главной роли снялся блистательный Игорь Ильинский) Марецкая сыграла работницу Катю.

Образ трогательной простушки Кати понравился и запомнился зрителям. А партнер Марецкой по фильму Игорь Ильинский так отозвался о ее работе: «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой».

Одно за другим стали поступать предложения от режиссеров. В период с 1927 по 1930 год она сыграла роли в фильмах: «Земля в плену» (проститутка), «Живой труп» (дамочка), «Два-Бульди-Два» (секретарь ревкома), «Стыдно сказать» (Софочка). Яркую характерность и настоящий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки Параши в сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».

После столь бурного начала Вера Марецкая стала реже сниматься в кино. Сказалась ее занятость в театре. Следующая заметная роль ею была сыграна уже в 1935 году. В историко-социальной драме «Любовь и ненависть», рассказывающей о событиях 1919 года, Марецкая предстала в образе бойкой шахтерки Веры, подбившей женщин принять бой против белых. Тема становления женского характера, продемонстрированная актрисой в фильме, с этого момента стала определяющей в ее дальнейшем кинотворчестве.

Как можно заметить, практически все картины, в которых доводилось сниматься Вере Марецкой, были насквозь пронизаны коммунистической идеологией. Что поделать, такое было время. Однако в этих фальшивых, идейных лентах ей удавалось создавать настоящие, живые образы простых русских баб, наделенные непридуманной искренностью. Такими, например, были ее Варя Постникова в фильме «Поколение победителей» (1936) и Александра Соколова в картине «Член правительства» (1939).

Драма режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства» была создана все в том же духе соцреализма, но… «Но это неважно, — говорит историк театра, телеведущий и литератор Виталий Вульф, — когда видишь стоящую на трибуне Марецкую-крестьянку, произносящую речь. Это можно смотреть бесконечно, потому что за ее героиней мудрость и жизнь народная». Именно эта роль принесла Марецкой широкое, всенародное признание.

Всенародное признание, благосклонность официальных властей. Казалось бы, о чем еще можно было мечтать? Мало кто

знал, что за всем этим в жизни Веры Марецкой скрывалась страшная трагедия. Ее братья Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. Это и погубило их. В 30-е годы один за другим они были арестованы и расстреляны.

На второй день после начала Великой Отечественной войны пропала младшая сестра Марецкой Татьяна. После того, как Вера Павловна обзвонила сначала знакомых, затем больницы и морги, она, наконец, догадалась обратиться в соответствующие органы. Опасения подтвердились…

Вера Марецкая всячески пыталась вытащить сестру из тюрьмы, но никакая популярность здесь значения не имела. Безжалостная сталинская машина работала безукоризненно. Татьяна вышла из тюрьмы спустя два года и вплоть до 60-х была лишена возможности проживания в столице.

Что же касается личной жизни, то после ухода Завадского, Вера Марецкая вышла замуж за довольно посредственного актера Георгия Троицкого. В этом браке у нее родилась дочь Маша. Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в творческую жизнь жены не вмешивался, занимаясь в основном устройством быта и уходом за дочкой.

Творческие вопросы Вера Марецкая по-прежнему решала с Завадским. В 1940 году на базе его театра-студии был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным режиссером, а Марецкая по-прежнему оставалась одной из его прим.

Лучшие работы актрисы, как в театре, так и в кино, пришлись на 40-е годы. Первой ролью на сцене театра Моссовета для Веры Петровны стала Мирандолина в пьесе К. Гольдони «Трактирщица». Героиня Марецкой сразу же понравилась зрителям своим жизнелюбием. Благодаря этому качеству именно эта пьеса в годы войны вызывала неизменный успех у фронтовиков.

В Театре им. Моссовета Марецкой доводилось играть роли самого разного плана. Вера Петровна с одинаковым успехом появлялась в образе нежной и робкой Машеньки («Машенька»), напористой и лихой кавалерист-девицы Дуровой («Надежда Дурова»), пышущей здоровьем крестьянки Розетты («Любовью не шутят»), или актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). За роль Надежды Дуровой Вера Марецкая была в 1942 году удостоена Сталинской премии.

В годы войны Театр им. Моссовета по решению правительства эвакуировали в Алма-Ату. Там, помимо работы на сцене, актриса продолжила съемки в кино. В 1943 году она сыграла одну из лучших своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии актриса за эту роль получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины был прерван трагическим известием – под Орлом погиб ее муж Марецкой Георгий Троицкий (он ушел добровольцем на фронт еще в начале войны). Больше Вера Петровна замуж не выходила…

В кино Марецкая снималась чаще всего в главных ролях, однако порой случались и эпизоды. Причем эти работы запоминались не меньше, чем главные. Чего только стоит ее акушерка Змеюкина в знаменитой комедии Исидора Анненского «Свадьба» (1944). «Когда вы смотрите фильм «Свадьба», где Марецкая фантастически и завораживающе исполняет роль Змеюкиной, невозможно не восхищаться, — говорит Виталий Вульф. — Капризная, обворожительная и обольстительная!» И эта замечательная картина снималась в годы войны в одной-единственной комнате в Лиховом переулке!

Сразу же после войны на экраны вышла еще одна картина с участием Веры Марецкой – драма Марка Донского «Сельская учительница». Фильм охватывал период с кануна Первой мировой войны, когда героиня Марецкой, выпускница гимназии Варвара Васильевна, отправляется в глухую деревню, и до окончания второй мировой. Перед зрителями прошла фактически вся жизнь сельской учительницы – от молодой девушки, до пожилой женщины. Такое сыграть под силу только актрисам, обладающим огромным талантом!

Сама Вера Петровна о. Эта работа актрисы вновь была отмечена Сталинской премией.

В 50-е – 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Среди ее работ можно отметить главную роль в картине «Мать» по одноименному роману Максима Горького, взбалмошную тетушку в комедии «Легкая жизнь» и восьмидесятилетнюю бабушку Варвару Антоновну в драме «Ночной звонок» (это была последняя работа актрисы в кино).

Зато в Театре Моссовета Вера Марецкая играла много самых разных ролей: Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»), директор фабрики Капитолина Солнцева («Рассвет над Москвой», 1950) и другие. За последнюю Вера Петровна была в четвертый раз удостоена Сталинской премии.

Люди, хорошо знавшие Марецкую, отмечали, что Вера Петровна безумно любила театр и работала с полной самоотверженностью. Георгий Бахтаров, которому посчастливилось играть вместе с Марецкой в пьесе «Враги» вспоминает: «Вера Петровна к работе относилась истово, не щадила ни себя, ни меня. Только отыграем сцену из «Врагов», садимся в машину, чтобы ехать на следующий концерт, она говорит: «Давайте текст повторять». Пытаюсь отнекиваться: «Вера Петровна, мы же только что с вами отыграли, знаем всё назубок. Зачем нам повторять?» — «Ах вы, лентяй эдакий, нет, давайте повторять!» И мы прямо в машине начинали репетировать».

Для Юрия Завадского Вера Марецкая всегда оставалась актрисой номер один. Однако в театре были еще две великие актрисы: Фаина Раневская и Любовь Орлова. И режиссеру нередко приходилось лавировать между этими тремя глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами. В 70-е годы все это вылилось в страшный конфликт. Но об этом чуть ниже…

В 60-е годы Театр им. Моссовета купался в лучах славы. Вера Марецкая была уже не просто популярна, ее с полным основанием относили к звездам кино и театра первой величины. Гастроли по Советскому Союзу, поездки с театром в Румынию, Болгарию, Югославию, Францию. Участие в театральном фестивале в Эдинбурге… Активная общественная деятельность Марецкой была отмечена грамотой Всемирного совета мира.

Все хорошо складывалось и в семейной жизни. Дочь Маша удачно вышла замуж за очаровательного мужчину, молодого ученого Дмитрия. И вдруг… Несколько лет счастливой жизни были перечеркнуты внезапной смертью Дмитрия, — он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала в неврологическую клинику.

Марецкая — сильный человек. Она с головой уходит в работу, несмотря на постоянные головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (с которым Марецкую связывала давняя дружба) буквально силой заставляют Веру Петровну обследоваться. В больнице ее ждет страшный диагноз – рак головного мозга.

Как раз в это время Завадский ставил на сцене театра прекрасный грустно-смешной спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Фаина Григорьевна стала уговаривать режиссера освободить ее.

Завадский пошел навстречу и отдал роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал необыкновенный гнев Раневской. Орлова сыграла миссис Сэвидж очень по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы. Однако вскоре эта история получила новое продолжение.

После диагноза Марецкой Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж. Дать ей последний шанс. Однако и для Любови Орловой эта роль была последним шансом. Последовал взрыв. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».

Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль. На одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Завадский…

Затем была вторая операция, короткое возвращение на сцену и снова больница. Вскоре в ту же Кунцевкую больницу попала и Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей записки, но обиженная Орлова не отвечала.

26 января 1975 года Любовь Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, говорят, тихо произнесла: «И тут она первая…»

Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но — не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», — шутя говорила потом.

Измученная болезнью, Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Вскоре в той же Кунцевской больнице оказался и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами. Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна…

Фильмография:

1925 Его призыв («23 января») 1925 Закройщик из Торжка 1927 Земля в Плену 1928 Дом на Трубной («Параша») 1929 Два-бульди-два 1929 Живой труп («Законный брак») 1929 Сто двадцать тысяч в год 1930 Стыдно сказать 1935 Любовь и ненависть 1936 Зори Парижа 1936 Поколение победителей 1939 Член правительства 1941 Дело Артамоновых 1942 Котовский 1943 Она защищает Родину 1944 Свадьба 1947 Сельская учительница («Воспитание чувств») 1949 У них есть Родина 1955 Мать 1956 Полюшко-поле 1962 Среди добрых людей 1964 Легкая жизнь 1969 Ночной звонок

Раздел Актёры

Послевоенные фильмы

Послевоенные роли в кино в фильмах «Мать», «Сельская учительница», «У них есть Родина» выводят ее на олимп величайших актрис современности. Была после войны и прекрасная комедийная роль в кино, никак не уступающая Анне Змеюкиной – Василиса Сергеевна в «Легкой жизни» (1960). Замечательный фильм! Фраза Ф. Раневской из этого фильма «Здравствуйте, я ваша тетя, буду жить у вас» — ушла в народ. В. Марецкая сыграла как всегда блестяще.

В театре дела тоже шли как нельзя лучше – Ю. Завадский ставил почти все спектакли с расчетом на нее. Да и предложения руки и сердца от него тоже поступали неоднократно. Вера Петровна была лицом советского кинематографа, принимала у себя зарубежных гостей – Жан Маре, маниакально следящий за фигурой, объелся у нее блинов с икрой и семгой.

Творчество

Театральные работы

  • 1940 — «Трактирщица» К. Гольдони — Мирандолина
  • 1942 — «Надежда Дурова» А. С. Кочеткова и К. А. Липскерова — Н. А. Дурова
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» А. А. Сурова — Капитолина Андреевна Солнцева
  • 1975 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Сэвидж

Фильмография

  1. 1925 — Закройщик из Торжка — Катя
  2. 1927 — Его призыв — Варя
  3. 1927 — Земля в плену — Проститутка
  4. 1928 — Дом на Трубной («Параша») — домработница Параша
  5. 1929 — Два-Бульди-Два — Секретарь ревкома
  6. 1929 — Живой труп («Законный брак») — проститутка
  7. 1935 — Любовь и ненависть — шахтёрка Вера
  8. 1936 — Зори Парижа — матушка Пишо
  9. 1936 — Поколение победителей — Варвара Постникова
  10. 1939 — Член правительства — Александра Соколова
  11. 1941 — Дело Артамоновых — Наталья Артамонова
  12. 1942 — Котовский — доктор Ольга
  13. 1943 — Она защищает Родину — Прасковья Ивановна Лукьянова
  14. 1944 — Свадьба — Анна Мартыновна Змеюкина
  15. 1947 — Сельская учительница («Воспитание чувств») — Варвара Васильевна Мартынова
  16. 1949 — У них есть Родина — мать Саши
  17. 1955 — Мать — Пелагея Ниловна Власова
  18. 1956 — Полюшко-поле — Елизавета Ураганова
  19. 1962 — Среди добрых людей — Михайлина Ивановна Ясинь
  20. 1964 — Лёгкая жизнь — Василиса Сергеевна
  21. 1969 — Ночной звонок — Варвара Антоновна

Последние годы

Ее называли «мадонной с грустными глазами», сама она считала, что реализовала себя в творчестве лишь на 30%. Это говорит о скромности великой актрисы. Фильм «Мать» (1955 год) сделал ее не просто знаменитой – ее боготворили, Ниловна вошла в каждый дом.

Юрий Завадский был потрясен, хотя раньше никогда не поощрял съемок в кино. Последним фильмом Веры Петровны был «Ночной звонок», снятый в 1969 году. Она уже была больна, но изо всех сил скрывала это. В жизни опять было не все хорошо. Внезапно трагически оборвался счастливый брак дочери – повесился зять, молодой, подающий надежды ученый. Машенька плохо перенесла случившееся и попала в больницу с сильным нервным расстройством. Дети жили с Марецкой в ее прекрасной квартире на ул. Немировича-Данченко.

Последняя роль

Все трудности предыдущей личной жизни и это событие не могли не сказаться на здоровье Веры Петровны – сильные головные боли стали постоянными. Врачи констатировали опухоль мозга. Вера Марецкая, биография, личная жизнь которой теперь несли на себе печать тяжелой болезни, не ушла из театра. Последней ролью, сыгранной ею на сцене любимого театра, была странная миссис Сэвидж в одноименном спектакле. Театральная Москва валила на спектакли с ее участием (играла она эту роль поочередно с другими актрисами). На последней постановке плакал зал, плакала сама В. Марецкая, рыдал за кулисами Ю. Завадский. О силе характера этой женщины, о преданности ее любимому делу говорит тот факт, что будучи даже прикованной к кровати, она читала любимые стихи русских поэтов, а сын Евгений записывал их на пленку – они звучали у гроба великой актрисы.

KisTv

31.07.1906, деревня Барвиха, Московская область — 17.08.1978, Москва

Народная артистка СССР (1949)

Герой Социалистического труда (1976)

Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1947, 1951)

Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени

Кавалер двух орденов «Знак Почета»

Кавалер ордена Ленина Кавалер золотой медали «Серп и молот»

Детство

Вера Марецкая родилась в 1906 году в подмосковной Барвихе. Ее родители к миру искусства никакого отношения не имели. Хотя нет, некая связь все же существовала. Глава семейства Марецких, Петр Григорьевич, с 1912 года арендовал буфет в цирке Никитиных. После революции он остался работать там же на должности продавца. Дети (Вера, ее сестра и два брата) регулярно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой… Родители же были другого мнения о будущем своей дочери. Им хотелось дать детям серьезное образование. По настоянию родителей Вера сдала вступительные экзамены на философский факультет Московского университета. Но мир искусства продолжал пленить ее воображение. В тайне от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. С философией было покончено.

Театр Завадского. Довоенные годы

В 1924 году Вера Марецкая окончила Школу-студию. Как раз в это время Юрий Завадский, в то время еще актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию. Марецкая поддержала Юрия Александровича, став одной из первых его актрис. В студии (а позднее театре Юрия Завадского) молодая Марецкая начала с возрастных характерных ролей. Она с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых особо запомнились мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас». Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру. Одной из лучших работ Веры Марецкой в довоенный период была роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля. Рассказывают, что когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», — зал просто лежал. «Умна как бес. Всегда знает, что делает и почему, и зачем, и главное как», — писал о Марецкой Юрий Александрович Завадский. Тем временем отношения между Марецкой и Завадским развивались странным образом. Именно он открыл Марецкую как актрису, стал для нее настоящим учителем. Вскоре творческие отношения переросли в личные. Марецкая вышла замуж за любимого мастера, родила ему сына, но их брак оказался недолгим. Когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи. Казалось бы, после этого Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Недостатков в предложениях не было. Талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но… Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться одной из ведущих актрис его театра.

Довоенные работы в кино

Несмотря на успехи в театре настоящее всенародное признание Вере Марецкой как актрисе принес кинематограф. Дебютировала на экране Марецкая в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме Якова Протазанова «Его призыв». В том же 1925 году Протазанов вновь привлек актрису к съемкам. В его комедии «Закройщик из Торжка» (где в главной роли снялся блистательный Игорь Ильинский) Марецкая сыграла работницу Катю. Образ трогательной простушки Кати понравился и запомнился зрителям. А партнер Марецкой по фильму Игорь Ильинский так отозвался о ее работе: «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой». Одно за другим стали поступать предложения от режиссеров. В период с 1927 по 1930 год она сыграла роли в фильмах: «Земля в плену» (проститутка), «Живой труп» (дамочка), «Два-Бульди-Два» (секретарь ревкома), «Стыдно сказать» (Софочка). Яркую характерность и настоящий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки Параши в сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной». После столь бурного начала Вера Марецкая стала реже сниматься в кино. Сказалась ее занятость в театре. Следующая заметная роль ею была сыграна уже в 1935 году. В историко-социальной драме «Любовь и ненависть», рассказывающей о событиях 1919 года, Марецкая предстала в образе бойкой шахтерки Веры, подбившей женщин принять бой против белых. Тема становления женского характера, продемонстрированная актрисой в фильме, с этого момента стала определяющей в ее дальнейшем кинотворчестве. Как можно заметить, практически все картины, в которых доводилось сниматься Вере Марецкой, были насквозь пронизаны коммунистической идеологией. Что поделать, такое было время. Однако в этих фальшивых, идейных лентах ей удавалось создавать настоящие, живые образы простых русских баб, наделенные непридуманной искренностью. Такими, например, были ее Варя Постникова в фильме «Поколение победителей» (1936) и Александра Соколова в картине «Член правительства» (1939). Драма режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства» была создана все в том же духе соцреализма, но… «Но это неважно, — говорит историк театра, телеведущий и литератор Виталий Вульф, — когда видишь стоящую на трибуне Марецкую-крестьянку, произносящую речь. Это можно смотреть бесконечно, потому что за ее героиней мудрость и жизнь народная». Именно эта роль принесла Марецкой широкое, всенародное признание.

Личная жизнь

Всенародное признание, благосклонность официальных властей. Казалось бы, о чем еще можно было мечтать? Мало кто знал, что за всем этим в жизни Веры Марецкой скрывалась страшная трагедия. Ее братья Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. Это и погубило их. В 30-е годы один за другим они были арестованы и расстреляны. На второй день после начала Великой Отечественной войны пропала младшая сестра Марецкой Татьяна. После того, как Вера Павловна обзвонила сначала знакомых, затем больницы и морги, она, наконец, догадалась обратиться в соответствующие органы. Опасения подтвердились… Вера Марецкая всячески пыталась вытащить сестру из тюрьмы, но никакая популярность здесь значения не имела. Безжалостная сталинская машина работала безукоризненно. Татьяна вышла из тюрьмы спустя два года и вплоть до 60-х была лишена возможности проживания в столице. Что же касается личной жизни, то после ухода Завадского, Вера Марецкая вышла замуж за довольно посредственного актера Георгия Троицкого. В этом браке у нее родилась дочь Маша. Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в творческую жизнь жены не вмешивался, занимаясь в основном устройством быта и уходом за дочкой. Творческие вопросы Вера Марецкая по-прежнему решала с Завадским. В 1940 году на базе его театра-студии был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным режиссером, а Марецкая по-прежнему оставалась одной из его прим.

40-е годы

Лучшие работы актрисы, как в театре, так и в кино, пришлись на 40-е годы. Первой ролью на сцене театра Моссовета для Веры Петровны стала Мирандолина в пьесе К. Гольдони «Трактирщица». Героиня Марецкой сразу же понравилась зрителям своим жизнелюбием. Благодаря этому качеству именно эта пьеса в годы войны вызывала неизменный успех у фронтовиков. В Театре им. Моссовета Марецкой доводилось играть роли самого разного плана. Вера Петровна с одинаковым успехом появлялась в образе нежной и робкой Машеньки («Машенька»), напористой и лихой кавалерист-девицы Дуровой («Надежда Дурова»), пышущей здоровьем крестьянки Розетты («Любовью не шутят»), или актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). За роль Надежды Дуровой Вера Марецкая была в 1942 году удостоена Сталинской премии. В годы войны Театр им. Моссовета по решению правительства эвакуировали в Алма-Ату. Там, помимо работы на сцене, актриса продолжила съемки в кино. В 1943 году она сыграла одну из лучших своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии актриса за эту роль получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины был прерван трагическим известием – под Орлом погиб ее муж Марецкой Георгий Троицкий (он ушел добровольцем на фронт еще в начале войны). Больше Вера Петровна замуж не выходила… В кино Марецкая снималась чаще всего в главных ролях, однако порой случались и эпизоды. Причем эти работы запоминались не меньше, чем главные. Чего только стоит ее акушерка Змеюкина в знаменитой комедии Исидора Анненского «Свадьба» (1944). «Когда вы смотрите фильм «Свадьба», где Марецкая фантастически и завораживающе исполняет роль Змеюкиной, невозможно не восхищаться, — говорит Виталий Вульф. — Капризная, обворожительная и обольстительная!» И эта замечательная картина снималась в годы войны в одной-единственной комнате в Лиховом переулке! Сразу же после войны на экраны вышла еще одна картина с участием Веры Марецкой – драма Марка Донского «Сельская учительница». Фильм охватывал период с кануна Первой мировой войны, когда героиня Марецкой, выпускница гимназии Варвара Васильевна, отправляется в глухую деревню, и до окончания второй мировой. Перед зрителями прошла фактически вся жизнь сельской учительницы – от молодой девушки, до пожилой женщины. Такое сыграть под силу только актрисам, обладающим огромным талантом! Сама Вера Петровна о. Эта работа актрисы вновь была отмечена Сталинской премией.

50-е – 60-е

В 50-е – 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Среди ее работ можно отметить главную роль в картине «Мать» по одноименному роману Максима Горького, взбалмошную тетушку в комедии «Легкая жизнь» и восьмидесятилетнюю бабушку Варвару Антоновну в драме «Ночной звонок» (это была последняя работа актрисы в кино). Зато в Театре Моссовета Вера Марецкая играла много самых разных ролей: Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»), директор фабрики Капитолина Солнцева («Рассвет над Москвой», 1950) и другие. За последнюю Вера Петровна была в четвертый раз удостоена Сталинской премии. Люди, хорошо знавшие Марецкую, отмечали, что Вера Петровна безумно любила театр и работала с полной самоотверженностью. Георгий Бахтаров, которому посчастливилось играть вместе с Марецкой в пьесе «Враги» вспоминает: «Вера Петровна к работе относилась истово, не щадила ни себя, ни меня. Только отыграем сцену из «Врагов», садимся в машину, чтобы ехать на следующий концерт, она говорит: «Давайте текст повторять». Пытаюсь отнекиваться: «Вера Петровна, мы же только что с вами отыграли, знаем всё назубок. Зачем нам повторять?» — «Ах вы, лентяй эдакий, нет, давайте повторять!» И мы прямо в машине начинали репетировать».

Последние годы

Для Юрия Завадского Вера Марецкая всегда оставалась актрисой номер один. Однако в театре были еще две великие актрисы: Фаина Раневская и Любовь Орлова. И режиссеру нередко приходилось лавировать между этими тремя глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами. В 70-е годы все это вылилось в страшный конфликт. Но об этом чуть ниже… В 60-е годы Театр им. Моссовета купался в лучах славы. Вера Марецкая была уже не просто популярна, ее с полным основанием относили к звездам кино и театра первой величины. Гастроли по Советскому Союзу, поездки с театром в Румынию, Болгарию, Югославию, Францию. Участие в театральном фестивале в Эдинбурге… Активная общественная деятельность Марецкой была отмечена грамотой Всемирного совета мира. Все хорошо складывалось и в семейной жизни. Дочь Маша удачно вышла замуж за очаровательного мужчину, молодого ученого Дмитрия. И вдруг… Несколько лет счастливой жизни были перечеркнуты внезапной смертью Дмитрия, — он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала в неврологическую клинику. Марецкая — сильный человек. Она с головой уходит в работу, несмотря на постоянные головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (с которым Марецкую связывала давняя дружба) буквально силой заставляют Веру Петровну обследоваться. В больнице ее ждет страшный диагноз – рак головного мозга. Как раз в это время Завадский ставил на сцене театра прекрасный грустно-смешной спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Фаина Григорьевна стала уговаривать режиссера освободить ее. Завадский пошел навстречу и отдал роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал необыкновенный гнев Раневской. Орлова сыграла миссис Сэвидж очень по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы. Однако вскоре эта история получила новое продолжение. После диагноза Марецкой Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж. Дать ей последний шанс. Однако и для Любови Орловой эта роль была последним шансом. Последовал взрыв. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов». Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль. На одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Завадский…

Они умирали вместе

Затем была вторая операция, короткое возвращение на сцену и снова больница. Вскоре в ту же Кунцевкую больницу попала и Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей записки, но обиженная Орлова не отвечала. 26 января 1975 года Любовь Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, говорят, тихо произнесла: «И тут она первая…» Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но — не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», — шутя говорила потом. Измученная болезнью, Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Вскоре в той же Кунцевской больнице оказался и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами. Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]