Детство и юность
Григорий Мормоненко (настоящая фамилия режиссера) родился 23 января 1903 года в Екатеринбурге. Сведения о семье будущего актера и режиссера разнятся. Есть версия, что отец Григория работал разнорабочим, другие источники утверждают, что Александров – сын владельца гостиницы и вырос в роскоши.
Григорий Александров в молодости
Доподлинно известно, что к работе в театре Григорий приступил в 12 лет. Начав карьеру в оперном театре на должности разнорабочего, Александров добрался по карьерной лестнице до должности помощника режиссера. Параллельно с изнуряющей службой юноша окончил музыкальную школу и курсы режиссеров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе.
Фильмы
Переезд в Москву состоялся благодаря актерам художественного театра, приехавшим в Екатеринбург на гастроли. Александров настолько был впечатлен работой коллег, что отправился в столицу повышать квалификацию.
В 1921 году Григория принимают в Первый рабочий театр. В новом коллективе молодой человек знакомится с Сергеем Эйзенштейном – режиссером, которому Александров поможет в создании театральных спектаклей и фильмов «Стачка» и «Броненосец «Потемкин».
Григорий Александров в фильме «Броненосец «Потемкин»
Григорий, поставивший себе цель постоянно совершенствоваться в профессии, отправляется в Голливуд. Официальной причиной командировки значилось продвижение советского кинематографа, но Александров не упустил возможности познакомиться с легендарными артистами, в число которых вошел Чарли Чаплин.
После возвращения из поездки биография режиссера разительно меняется. Тесный творческий тандем с Эйзенштейном (столь тесный, что среди киношников ходили непристойные слухи) распадается. Причина – Григорию захотелось больше творческой свободы. К тому же режиссер получил предложение от Сталина снять фильм о революции.
Фильм Григория Александрова «Веселые ребята»
Кинокартина получила название «Интернационал» и прошла в кинотеатрах с заметным успехом. Следующим заказом от правительства стала комедия «Веселые ребята», во время работы над которой режиссер познакомился с Любовью Орловой. После завершения проката фильм был удостоен специальной премии Венецианского кинофестиваля.
Впрочем, успехом картины Александров обязан Максиму Горькому. Комедия, созданная режиссером, не получила одобрения у Наркомата просвещения и должна была оказаться в архиве. И только влияние драматурга, настоявшего на просмотре киноленты Сталиным, спасло дело. Влиятельный политик одобрил комедию, несмотря на отсутствие партийной пропаганды.
Фильм Григория Александрова «Цирк»
Закрепить успех у советского народа и представителей власти Григорию помог фильм «Цирк». Изначально авторами сценария значились Илья Ильф и Евгений Петров. Но Александров, недовольный текстом, переработал идею настолько, что писатели отказались от авторства. Чтобы угодить Сталину, режиссер заметно усилил сюжетную линию, связанную с идеологией советского человека.
Первые годы Великой Отечественной войны Григорий провел в Алма-Ате (ныне Алматы), куда переправили всех сотрудников «Мосфильма» с семьями. Но уже в 1943 году режиссер возвращается в столицу. В Москве мужчину ждала новая должность.
Фильм Григория Александрова «Волга, Волга»
С поста среднестатистического режиссера Александров перемещается в кресло руководителя киностудии. С этого момента Григорий Васильевич практически не снимает кино, больше времени отдавая организационным вопросам.
В 1951 году Александрову предлагают должность преподавателя ВГИКа. Мужчина 6 лет вел курс по режиссуре, параллельно изучая новые сценарии и участвуя в международных киноконкурсах в качестве приглашенной звезды.
Григорий Александров и все самое интересное из его жизни
Имя выдающегося советского режиссера и сценариста вошло в историю мирового кино как классика довоенной комедии. «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», может быть, и приукрашивали действительность, но неизменно дарили положительные эмоции.
1. Настоящая фамилия Григория Васильевича вовсе не Александров, а Мормоненко. Родился он в 1903-м в Екатеринбурге, в семье горнорабочего. С детских лет познал тяжесть физического труда. В 1912-м мальчик работал в городском театре и рассыльным, и помощником бутафора, и помощником осветителя.
Здание Екатеринбургского театра Денег в семье катастрофически не хватало, а отец мечтал, чтобы его дети выбились в люди, получили хорошее образование. И только Октябрьский переворот позволил простой молодежи выучиться. В 1917-м он окончил Екатеринбургскую музыкальную школу. А когда в городе открылись курсы для режиссеров рабоче-крестьянского театра, Григорий, влюбившийся в сцену, еще будучи на подхвате, не раздумывая поступил туда. Судьба свела его с таким же безродным пареньком Иваном Пырьевым, с которым вместе возрождал художественную самодеятельность в клубе ЧК после изгнания генерала Колчака. По окончании курсов Григория командировали руководить фронтовым театром.
Как писал впоследствии Григорий Васильевич в своих мемуарах: «В этом мчавшемся по дорогам Гражданской войны театре мне довелось осуществить свои первые режиссерские работы. В те времена все было очень просто: ночью писали пьесу, днем ее ставили, вечером играли спектакль». Возвратившись в Екатеринбург в 1920-м, Григорий с Пырьев организуют детский театр. Но при огромной жажде деятельности у друзей недостаточно было образования, мало знаний классической литературы, но главное – желание совершенствоваться, идти вперед, увлекая за собой других, присутствовало.
2. Как и вся молодежь того времени, Григорий и Иван мечтали о истинно народном революционном театре, и, когда в Екатеринбурге возник ХЛАМ (клуб, объединивший художников, литераторов, артистов и музыкантов), друзья стали его завсегдатаями, приобретая славу не всегда положительную, пробовали сами сочинять. А однажды поставили истинно революционную пьесу В.В. Маяковского «Мистерия-буфф» (режиссером был наш покорный слуга Григорий Васильевич). Спектакль был неодобрительно встречен критикой, но его участники стали узнаваемыми людьми в городе. И когда в губнаробразе Екатеринбурга организовался театральный отдел, будущий классик кино получил должность инструктора.
3. Судьбоносные гастроли труппы МХАТа определили всю дальнейшую жизнь Пырьева и Мормоненко. Они решили учиться театральному искусству профессионально. Прибыв в столицу, друзья долго не могли определиться с театром, такое их было невероятно количество. «Мы метались среди множества различных «течений» и «направлений», держали приемные экзамены всюду, где бы они ни объявлялись: в Камерный театр, в Театр революции, 1-ю студию Художественного театра, во 2-ю студию, в Грибоедовскую студию, в Пушкинскую студию, в Поленовскую студию… Увидев в театре «Пролеткульта» спектакль «Мексиканец», мы наконец сделали свой окончательный выбор. Правда, предстояло еще выдержать экзамен. В конце концов, мы своего добились. Из 600 претендентов было отобрано шесть. В их числе и мы с Пырьевым».
4. В этом театре Григорий познакомился с Сергеем Эйнзештейном, который поразил молодого человека своими энциклопедическими знаниями, свободным владением английским, французским и немецким языками. В 1924-м Григорий стал ассистентом режиссера по историко-революционному фильму «Стачка», в 1925-м «Броненосцу «Потемкин»», а в 1929-м эпопее-агитки «Старое и новое». К слову сказать, в драме «Стачка» Александрову принадлежит роль мастера, а в военном фильме «Броненосец «Потемкин» он сыграл лейтенанта Гиляровского.
В 1929-м Григорий и Сергей уезжают в Голливуд по приглашению американского киногиганта «Парамаунт». В то время Голливуд широко отмечал 30-летний юбилей. Друзья побывали в гостях у Уолта Диснея, познакомились с Чарли Чаплином. В 1930-м их путь лежал в Мексику, где Александров пробует свои силы в режиссуре, снимая фильм «Да здравствует Мексика!» (окончательно оформившийся только в 1979-м). А по возвращении в СССР в 1932-м снял по заказу вождя «Интернационал», прославляющий Сталина и его великие деяния.
Григорий Александров (слева) и Сергей Эйзенштейн (справа) в Штатах 5. В 1934-м Александров снял «Веселых ребят». Это была первая советская звуковая кинокомедия и сбывшаяся мечта самого режиссера, соединившего в этом жанре откровенную гиперболизацию, гротеск, буффонаду, лирику. А главным лейтмотивом картины была мысль о том, что советская власть открыла все пути в большое искусство талантам из народа. На Международном кинофестивале в Венеции (1934) Александров был удостоен гран-при за лучшую режиссуру.
6. Первой женой Григория Александрова была Ольга Иванова, солистка ансамбля «Синяя блуза». У супругов в 1925-м родился сын Дуглас (Василий), который пошел по стопам отца, окончив сценарное отделение ВГИКа, в 1952-м был обвинен в антисоветской деятельности, год сидел в Бутырской тюрьме. Скончался после второго инфаркта в 1978-м. Когда он Григорий Васильевич вернулся из загранкомандировки, то узнал, что супруга ему изменила с актером Борисом Тениным… Они расстались. Второй женой Григория Васильевича была звезда советского кинематографа Любовь Орлова, она снялась во всех его фильмах. Детей в этом браке не было.
7. В 1936-м зрители увидели музыкальную комедию «Цирк» и встретили ее на ура. В 1937-м фильм получил признание во Франции, награжден Высшей премией на Международной выставке в Париже, а в 1941-м режиссер Александров, композитор Исаак Дунаевский и актриса Любовь Орлова были удостоены Сталинской (Государственной) премии.
8. Настоящий фурор произвела комедия «»Волга-Волга» (1938), соединившая элементы джаза и трюковые эффекты, высмеивающая бюрократический стиль руководства и бескультурье, скрывающееся за маской солидной должности: «Я не могу заниматься каждой балалайкой в отдельности»; «Владея музыкальной культурой и лично зная товарища Шульберта…»; «Закройте дверь!»; «Очистите палубу!»; «Прекратите безобразие!»
9. В 1940-м на экраны вышел мюзикл «Светлый путь». «Взявшись за показ нового в советской действительности, мы стремились в техническом отношении быть новаторами-энтузиастами. Пленка у нас была слабая. На этом пути мы испытывали много трудностей, а в текстильных цехах, где приходилось снимать, было не очень-то светло. Поэтому широко использовали новый по тем временам технический прием: замедленной съемкой снимали в цехе фон, а станок, на котором работала Таня Морозова, крупным планом снимали в студии на фоне экрана, рирпроекции – проекции на просветный, прозрачный экран. Надо сказать, что Любовь Петровна действовала у станка как заправская ткачиха».
10. В годы ВОВ Григорий Александров занимался кинохроникой, осознавая себя идеологическим бойцом, призванным своим искусством воодушевлять людей, пробуждать ненависть к фашизму и огромную любовь к родной земле. Одной из первых документальных лент 1941-го стал «Боевой киносборник № 1», над которым трудились многие режиссеры и операторы, прошедшие дорогами войны, участвующие в партизанский рейдах, воочию видевших кровь и огонь. Эта картина с успехом демонстрировалась и в тылу, и на передовой. «Винтовка и съемочный аппарат поочередно сменяли друг друга. Нередко мосфильмовцы выходили на строительство оборонительных сооружений, и тогда нашим оружием становилась лопата».
11. В 1943-м Григорий Васильевич снимает драму «Одна семья», но массовый зритель ее не увидел. Документальная сказка о войне «Каспийцы» увидела свет в 1944-м. В этом фильме сочеталась хроника и анимация, куклы, гротеск.
Григорий Александров и Любовь Орлова на съемках фильма «Одна семья» 12. После ВОВ Александров снял еще комедию «Весна» (1947), символизирующую пробуждение человека к открытиям, любви, жажде деятельности. А фразы из кинофильма давно стали крылатыми. «Красота – это страшная сила!»; «Никитина не может покусывать карандаш! Покажем зрителю, что Никитина бережет карандаш как орудие своего производства»; «– А что Вам больше всего во мне нравится? – Жилплощадь!.. Я хотел сказать, глазки!»; «И каждый пень в весенний день березкой снова стать мечтает»; «– Алло, скорая помощь? Помощь… скорая… Белая горячка… Горячка белая… Кто больной? Я больной, Маргарит Львович… пардон, Лев Маргаритыч… Выезжайте моментально…»; «И это ничтожество я почти любила!»; «Средняя пухлость, сексапил номер четыре!»; «Где бы ни работать, только бы не работать!»; «Капитан, капитан, подтянитесь! Только смелым ПОДЧИНЯЮТСЯ моря!»; «Опыты опытами, а в крематорий я всегда успею!»; «Погорел… как швед под Полтавой…»
За оригинальность сюжета «Весны», сочетающей комедию масок и комедию положений, режиссерские импровизации и мастерство оператора, великолепную музыку, фильму была присуждена премия VII Венецианского кинофестиваля (1947). 13. В политическом фильме «Встреча на Эльбе» (1949) прозвучала музыка Шостаковича, впоследствии ставшая гимном мира, она звучала на всех конгрессах, в здании ООН. А сам фильм – о торжестве победы над фашизмом – стал лидером советского кинопроката. В 1950-м Любовь Орлова и Григорий Александров за этот фильм получили Сталинскую премию.
14. После этой венценосной картины Григорий Васильевич снял еще биографическую драму «Композитор Глинка» (1952), документальный фильм «Великое прощание» (1953), мюзикл «Человек человеку…» (1958), комедию «Русский сувенир» (1960), серию историко-биографических фильмов «Ленин перед Октябрем» (1965) и «Ленин в Швейцарии» (1965), шпионский фильм «Скворец и лира» (1974) и документальный фильм «Любовь Орлова» (1983). Звезды советского экрана тогда уже не было в живых, она скончалась в 1975. 15. После смерти Любови Орловой и своего сына Дугласа от первого брака Александров женился в третий раз на своей невестке Галине Крыловой, манекенщице московского Дома моделей. Внуку, названному в честь деда, было тогда уже 24. Он также связал свою судьбу с кинематографом, окончив операторский факультет ВГИКа.
Григорий Александров с сыном и внуком Григорий Васильевич и сам тяжело болел, когда снимал фильм о своей большой любви в 1983-м. Он скончался 16 декабря 1983-го от почечной инфекции. Галина Крылова повела себя не очень прилично, не разрешив похоронить супруга в могиле Любови Орловой на Новодевичьем. Его погребли на этом же кладбище неподалеку.
Личная жизнь
Первой женой Александрова стала актриса Ольга Иванова. Артистка прославилась благодаря работе в эстрадном коллективе «Синяя блуза». На очередном выступлении девушка заметила восхищенный взгляд молодого актера и влюбилась. В 1925 году у супругов родился ребенок — сына назвали Дуглас. Брак распался после поездки Александрова в Америку. Пока режиссер находился в командировке, Иванова завела любовника.
Григорий Александров и Любовь Орлова
Второй супругой Александрова стала еще неизвестная актриса Любовь Орлова. Именно Григорий сделал из супруги звезду, отдав ей главные роли в большинстве собственных фильмов. Для обоих артистов брак стал вторым по счету.
Григорий Александров с сыном и внуком
Окружающие удивлялись странным взаимоотношениям. Супруги спали в разных кроватях и дома общались только записками. На подобных условиях настояла Орлова по личным причинам. Завистники сплетничали, что брак фиктивный, но дневники и записки супругов, сохранившиеся в их имении (так загородный дом называл режиссер), подтверждают обратное. Александров прожил с Орловой до самой смерти возлюбленной.
Незабываемая и неподражаемая Любовь Орлова!
«…Мне никогда не будет больше тридцати девяти лет! Ни на один день!..» Любовь ОРЛОВА
Орлова Любовь Петровна (1902-1975) «Уколовшись о розы, Любовь Петровна получила заражение крови. Оказалось, что шипы были пропитаны ядом. Чтобы спасти Орлову, Сталин послал личный самолет в Англию за лучшими врачами», — вспоминают близкие актрисы…
Рассказывает военный переводчик Иван Лукашев: «В легендарном фильме «Летят журавли» есть такой момент: эвакуированная артистка просит у чиновника: «Так хочется покататься! Ну достаньте машину, пожарную, санитарную, все равно!» Этот эпизод списан с реального случая, героиней которого была Любовь Орлова. Любови Петровне потребовалось разыскать подругу в Ленинграде — это в 1943 году! И она позвонила одному маршалу с просьбой дать ей его личный самолет. Маршал возмутился: «Война идет! С Ленинграда еще не сняли блокаду!» Орлова помолчала, а затем вкрадчивым голосом спросила: «Мне позвонить лично товарищу Сталину?» В результате Орловой предоставили военно-транспортный самолет «Дуглас». А для прикрытия дали еще и истребители.
Для нее, любимой актрисы Сталина, не было ничего невозможного. Что касается Сталина, то, пожалуй, ни с кем из женщин он так близко не дружил, как с Орловой! После того как в 1932 году застрелилась Надежда Аллилуева, рядом с вождем не было постоянной женщины. И он охотно проводил время с Любовью Петровной. У нее на даче была прямая связь с Кремлем. Раньше, когда номеров в Москве не было, связь устанавливалась через коммутатор. Телефонистки знали, что Любовь Орлову надо соединять со Сталиным мгновенно в любое время. Бывало, он разговаривал с ней целый час, хотя его ждали дела. А если хотел ее видеть, присылал машину, и Любовь Петровна пропадала на день-другой. Никто потом не спрашивал ее, чем они занимались. Любовь Петровна — барыня по происхождению — так барыней всю жизнь и жила, словно для нее и не было никогда никакой революции и советской власти…»
Любочка Орлова. 1916 г.
Рассказывает Нонна Голикова: «Любовь Петровна — родная сестра моей бабушки, Нонны Петровны Орловой. Их отец, как гласит семейная легенда, происходил из тех самых знаменитых графов Орловых, да и мать — из старинного рода Сухотиных, состоявших в родстве с Толстыми. В их доме бывали Собинов, Коровин, Шаляпин… Последний, увидев маленькую Любу на детском празднике, сказал: «Ты будешь большой актрисой!»
Любовь Орлова с матерью. Фото 1940 г.
Среди детей, «оседлавших» Шаляпина, самая высокая — Люба Орлова (фото с сайта orlovamuseum.narod.ru)
Как и многие дворянские семьи, в 1917 году они оказались в крайне затруднительном положении. Отец Любы и Нонны, мой прадед, не уставал повторять: «Как хорошо, что я успел проиграть в карты три наших имения!» Действительно, они и выжили-то только благодаря тому, что отбирать у семьи было нечего. Орловы поселились в тихом Воскресенске, завели корову. В анкетах сестры Люба и Нонна стали писать, что происходят «из интеллигенции». Каждое утро они в больших и тяжелых бидонах возили молоко в Москву, на продажу. От физической работы у 15-летней Любы болели руки — потом всю жизнь она мучилась с суставами. Став актрисой, старалась сниматься в перчатках или просила сшить ей платье с такими длинными рукавами, чтобы кисти рук были закрыты.
Даже став звездой кино, Любовь Петровна продолжала заниматься танцами. Ежедневный экзерсис с педагогом. 1939 г. Фото: РГАКФД Свою артистическую карьеру Люба начала с того, что поступила в консерваторию. Правда, не окончила ее — слишком трудно было совмещать занятия с необходимостью помогать семье. Она давала уроки танцев, работала тапером в кинотеатрах… В начале 1920-х годов Орлова вышла замуж за Андрея Берзина, занимавшего должность в Наркомземе. У него была огромная квартира в Хохловском переулке, и он предоставил Любе возможность жить там с родными и заниматься собой: брать уроки вокала, танцев, актерского мастерства. Но, увы, в 1929 году Берзина арестовали. Орлову с родными немедленно выселили, они перебрались в коммуналку. К этому времени Любовь Петровна стала актрисой Музыкального театра под руководством Немировича-Данченко.
Любовь Орлова и Михаил Немирович Данченко
Уже тогда она обращала на себя внимание. Умудрялась выглядеть сногсшибательно! Одно и то же черное платье служило ей много лет. То воротничок пришьет, то длину изменит… Изящная, с точеной фигуркой, с мягким, глубоким голосом. При этом в ней всегда ощущался стержень — нерушимый и надежный.
В 1933 году у Любови Петровны случился серьезный роман с подданным Германии по имени Франц. Благодаря ему у нее появился автомобиль с шофером. Франц хотел увезти Орлову на свою родину, обещал сделать из нее кинозвезду европейского масштаба. Но встретив Александрова, Любочка и думать забыла о Франце. После «Веселых ребят» и «Цирка» Александров сказал: «Я нашел свое режиссерское счастье!» И не только режиссерское — ведь Григорий и Люба поженились».
Советская киноактриса Любовь Орлова и кинорежиссер Григорий Александров, 1937
«Это Александров придумал перекрасить Орлову в блондинку и привел к ней парикмахера, который придал Любови Петровне облик голливудской кинодивы, — говорит Иван Лукашев. — Ведь Александров знал, как должна выглядеть кинозвезда! Помню, как он рассказывал мне о своем романе с легендой американского кино Гретой Гарбо. Это было во время его стажировки в Голливуде. За счет киностудии им с Эйзенштейном и Тиссэ сняли небольшую виллу для проживания, но когда Грише удалось покорить сердце великолепной Греты, товарищи из деликатности освободили жилплощадь. И Александров со своей умопомрачительной возлюбленной жили на вилле вдвоем. Правда, роман был непродолжительным — Александрову пришло время возвращаться в СССР. На память обо всем этом у Григория Васильевича осталась фотография Гарбо с надписью, сделанной губной помадой:
«To my only love Grigoriy. Hollywood 1930». Но все-таки главной женщиной его жизни стала не она, а Люба Орлова, из которой Александров сам вылепил кинозвезду не хуже Гарбо».
Киноактриса Любовь Орлова в кинофильме режиссера Григория Александрова Русский сувенир.
«Слава и успех Александрова с Орловой росли от фильма к фильму, — продолжает свой рассказ Иван Лукашев. — И жили они в полном соответствии со своим суперзвездным статусом. Деньги у них имелись немалые. Они дважды получали Сталинские премии первой степени: Любовь Петровна — как актриса и Григорий Васильевич — как режиссер. Первую — за фильмы «Цирк» и «Волга-Волга», а вторую — за ленту «Встреча на Эльбе». А ведь каждая такая награда составляла 100 тысяч рублей! Для сравнения — средняя зарплата по стране была тогда 500 рублей, стахановцам платили по тысяче.
Орлова и Александров представляли советское кино во многих странах мира. «Звездные» супруги на площади перед Миланским собором. В то время как остальное население страны и понятия не имело, что там происходит за границей, у Орловой с Александровым имелись постоянно действующие загранпаспорта. Они запросто летали то во Францию, то в Швейцарию, то еще куда-то. Александрову такой паспорт оформили еще в конце двадцатых годов, когда он стажировался в Голливуде. А Любовь Петровна начала выезжать во время работы над фильмом «Весна» — картину ведь снимали на чехословацкой киностудии «Баррандов». Потом уж супруги стали ездить за границу регулярно.
Большинство населения страны и понятия не имело, что там за «железным занавесом», а у Орловой и Александрова были постоянно действующие загранпаспорта. Во время путешествия в Венецию Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
Поговаривали, что Орлову и Александрова так легко отпускали за рубеж, потому что они были агентами КГБ. На самом деле, как пишет в своих воспоминаниях советский разведчик Павел Судоплатов, это называлось иначе: «агенты влияния». Пользуясь особым доверием органов, такие люди выполняли поручения по внедрению советских шпионов в среду европейской элиты. Попасть туда без рекомендаций было нельзя, а Орлова и Александров благодаря дружбе с Чарли Чаплином считались там своими.
Любовь Орлова, Григорий Александров и Чарли Чаплин, 1960-е годы
Нередко они целое лето гостили у Чаплина — тот даже оплачивал пластические операции Орловой. Впрочем, у нее с Александровым имелись и собственные счета в заграничных банках. Разумеется, втайне от советского руководства — в этих делах им помогал все тот же Чаплин, ставший поручителем их вкладов. Александров был весьма подкован в финансовых вопросах и желал иметь гарантии при любом повороте событий. Из тех же соображений он купил еще и квартиру во Франции — в Париже, у Булонского леса.
Григорий Александров и Любовь Орлова Ну а на родине у Александрова с Орловой был дом и гектар земли в престижном поселке во Внукове, где в 30-х годах селилась московская элита. Дом был построен по проекту Александрова. Он взял за образец виллу, на которой когда-то жил в Голливуде. А воплотил эту идею в жизнь шведский архитектор, и дом получился необычным. Там был, например, кинозал: в гостиной одну стену заштукатурили и оставили пустой, получился киноэкран. На рояль ставился кинопроектор, и по вечерам в доме крутили фильмы. Имелась в доме и танцплощадка: ее обустроили на крыше террасы, причем там была даже маленькая эстрада для оркестра на пять человек. Правда, практически никогда и никто там не танцевал, ведь гостей Орлова не любила.
кликабельно Загородный дом Орловой и Александрова в подмосковном Внукове, 40-е годы. На верхней террасе – хозяева.
Любовь Орлова с мужем на даче под Москвой
На их даче все было устроено только для двоих: небольшой диванчик, два кресла, маленький столик. Никаких комнат для гостей, наверху только две спальни, каждая со своим камином. А вот единственному сыну Александрова Дугласу, когда тот жил во Внукове, отвели тесный чуланчик, изначально планировавшийся как комнатка для прислуги.
Григорий Александров с сыном Дугласом и внуком Григорием-младшим.
Даже когда к Александрову приходили по делу, обсудить сценарий, Любовь Петровна могла войти и сказать: «Григорию Васильевичу время ужинать!» И это было не приглашение гостя к столу, а сигнал, что пора уходить. Александров вспоминал: «Любочка разгоняла все компании, так что никаких друзей у меня в доме не было…» Впрочем, в доме бывали родственники самой Любови Петровны».
И вновь слово берет Нонна Голикова: «По соседству со своим участком во Внукове Люба выхлопотала еще один — для своей сестры, моей бабушки. И с тех пор я стала часто бывать в гостях у Любови Петровны с Григорием Васильевичем. Их дом был роскошным! Рояль, камин, уютные кресла… Однажды, утопая в таком кресле, я впервые закурила. Мне ничего не сказали — Любовь Петровна и сама иногда курила. Причем дорогие сигареты, привозимые из-за границы. Я знаю, что об Орловой рассказывают, какой она была великолепной хозяйкой. Отчасти это все-таки миф. Например, она абсолютно не умела готовить, даже яйца не могла разбить. Но рукодельничала с удовольствием — часами сидела за шитьем какого-нибудь лоскутного одеяла».
После фильма «Волга-Волга» Орлова стала любимой актрисой Сталина. Тем временем Берия мечтал уничтожить и ее, и Александрова
«При всем очевидном благополучии и особом расположении Сталина к Любови Петровне жизнь супругов все-таки кое-что омрачало, а именно — страх! — продолжает рассказ Иван Лукашев. — Они знали, что Берия, не терпевший людей, имеющих влияние на «хозяина», мечтал их уничтожить. И действительно, однажды за Григорием Васильевичем приехал «черный воронок». Любовь Петровна тут же бросилась звонить Сталину — вот когда пригодилась связь с Кремлем! В результате машина с Александровым, не доехав до Лубянки, развернулась обратно. И хотя Сталин заверил Орлову, что лично велел Берии оставить их семью в покое, Александров все-таки не чувствовал себя защищенным. На всякий случай он держал наготове «арестный чемоданчик» с необходимыми вещами — в те годы у многих такие были. И действительно, настал день, когда пришлось снова доставать этот чемоданчик из кладовой…
Дело было так: Григория Васильевича забрали ночью, посадили в машину с зашторенными окнами, куда-то повезли. Дозвониться до Сталина Орловой на этот раз не удалось. Машина заехала в подземный гараж, после чего режиссера высадили и под конвоем повели по коридору. Завели в комнату, а там — Сталин, Молотов, Берия… Оказалось, это Кремль. Сталин говорит: «Вы ведете переписку с иностранцем в военное время. За это полагается расстрел». Естественно, Александров стал мысленно прощаться с жизнью. Но тут Иосиф Виссарионович улыбнулся и продолжил: «Не бойтесь, я шучу. Вам ваш друг Чарли Чаплин письмо с оказией прислал. Вот оно, читайте». Госсекретарь США привез в Союз письмо от Чаплина Александрову. Такие вот шутки…
Любовь Орлова в гостях у Уны и Чарли Чаплин. 1960 г. Фото: РГБИ
В другой раз Сталин заставил Григория Васильевича похолодеть на одном кремлевском приеме, куда Александров с Орловой приехали после съемок.
Уставшая Любовь Петровна выглядела неважно, и Сталин это заметил: «Любочка, вы плохо выглядите… Товарищ Александров! Если вы будете так перегружать свою жену работой, мы вас расстреляем».
«Любе приходилось много ездить по стране, — вспоминает Нонна Голикова. — Часто она давала по два концерта в день. А ведь ей противопоказаны были такие нагрузки: Люба страдала неизлечимой болезнью Меньера, сопровождающейся приступами головокружения, рвоты… Это врожденное заболевание вестибулярного аппарата, когда человеку порой становится трудно даже пройти по прямой. Обычно это состояние вызывалось ярким светом или просто желто-оранжевым цветом.
Как назло, во многих респектабельных гостиницах в те времена шторы были из рыжего бархата. В таком случае администратор Орловой менял их на черные гардины, которые специально возил с собой. Просить о таких вещах организаторов гастролей Любовь Петровна стеснялась. Помню, она говорила: «Как я могу диктовать гостинице цвет занавесок? Скажут, что это мои сумасшедшие капризы!»
Об Орловой рассказывали, что она была великолепной хозяйкой, об их уютном доме во Внукове ходили легенды. Но она совершенно не умела готовить… 1955 г. Фото: РГБИ
Поклонников у нее было не счесть. Люба уставала от навязчивого внимания и все же всегда старалась улыбаться, сама принимала букеты, благодарила. И вот однажды на гастролях это обернулось для нее настоящей бедой! В 1952 году на Любовь Петровну было совершено запланированное покушение. Произошло это в одном из приграничных городов Западной Украины. В это время там процветали антисоветские настроения. Орлова воспринималась как символ советского кино, да и не было секретом, что она любимая актриса вождя. Навредить ей значило бросить вызов лично Сталину… Закончив выступление, Любовь Петровна вышла на поклоны к публике. И среди прочих букетов ей преподнесли необычный.
Сама Люба нам потом рассказывала: «Он выделялся среди других, в основном был составлен из белых роз, но в середине — абсолютно черные розы! Я таких никогда не видела и очень удивилась. Потом только поняла — это был траурный букет…» Странные цветы были обернуты в бумагу, с одной стороны надорванную. И Люба, взяв их, сразу же укололась. В тот же вечер началось заражение крови — оказалось, что шипы роз пропитаны ядом. Узнав о случившемся, Сталин распорядился доставить Орлову в кремлевскую больницу на улице Грановского, да еще и послал свой личный самолет за знаменитым английским профессором, специалистом по лечению отравлений. Любовь Петровну еле спасли, сделав ей несколько переливаний крови. Я помню, как мама и бабушка со встревоженными лицами возвращались из больницы, а Григорий Васильевич вообще оттуда не выходил!
Разумеется, виновных в покушении искали. Многих в том городе арестовали, но, насколько я знаю, человека, вручившего Любе отравленные цветы, так и не нашли. Всю оставшуюся жизнь Люба боялась принимать подарки от незнакомых людей. А когда ее машина проезжала через толпу, вообще ложилась на пол! На всякий случай…»
«Вообще, самое золотое время для Орловой и Александрова было при Сталине. Но и после его смерти их никто не притеснял и благ не лишал.
Просто Любовь Петровна находилась уже в возрасте, выглядеть на экране так же хорошо, как раньше, не удавалось. Именно по ее просьбе последний фильм Александрова с ее участием, «Скворец и Лира», положили на полку. А от съемок в автобиографическом фильме о себе она вообще отказалась. Причина была одна — переживания из-за возраста. Хотя возможности у нее были большие, она использовала новейшие достижения косметологии. Например, делала волшебную маску, и на сорок минут ее лицо становилось абсолютно молодым. Но для съемок в кино эти средства не годились, и Орлова занялась работой в театре. Мы никогда с ней не говорили о Сталине, о развенчании его культа. Это сложная тема. Александров, если и вспоминал о Сталине, то что-то хорошее, а порой и смешное. Например, как на 55-летие Буденного вождь устроил «мальчишник» из высших чинов власти, на котором все пели и исполняли матерные частушки. Когда «хозяин» приказывал, пить должны были все, и много! Если кто-то отговаривался: «У меня язва желудка», недели через две этот человек исчезал, его арестовывали и могли расстрелять. Так что люди предпочитали не отказываться от чарки из рук вождя».
Любовь Орлова с Фаиной Раневской в спектакле Театра имени Моссовета Фото: МОСФИЛЬМ-ИНФО
«До встречи с Любовью Орловой у Григория Васильевича была другая жена, Ольга, — вспоминает Иван Лукашев. — Именно она родила ему единственного сына — Дугласа, сын которого, Григорий, стал впоследствии моим другом. Почему Александров выбрал такое странное имя своему сыну? Это вышло из-за одного разговора Григория Васильевича с американским актером Дугласом Фэрбенксом. Когда тот был с визитом в СССР, он, посмеиваясь над распространенной в
20-х годах в Советском Союзе манерой давать всему и вся индустриальные имена, пошутил: «А как ты, Григорий, своего сына назовешь? Трактором?» На что уязвленный «западник» Александров, большой поклонник голливудского стиля, ответил: «Нет, Дугласом, в честь тебя!» И сдержал слово. Вот только звездное имя не принесло Дугласу Александрову легкой судьбы.
Частым гостем Александрова и Орловой был поэт Джемс Паттерсон – тот самый негритенок из «Цирка»
В 1929 году Александров вместе с режиссером Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ уехал на стажировку в Голливуд. Эта стажировка затянулась на три года, за это время Ольга нашла Григорию Васильевичу замену — актера Бориса Тенина. Он был кумиром — очень красивый и обаятельный мужчина, впоследствии прославившийся главной ролью в «Похождениях Швейка». На тот момент Тенин был даже лучшей партией, чем Александров, пока что только подающий надежды. Словом, вернувшись в СССР, Григорий Васильевич развелся. Дуглас остался с матерью. Вот только, выйдя замуж за Тенина, Ольга не хотела заботиться о сыне и вскоре отдала его в детский дом. Во всей этой истории Дуглас остался не у дел, никому не нужен. Со временем Александров, правда, стал интересоваться судьбой сына, приобщил к кино — Дуглас Александров получил профессию кинооператора и во время войны снимал хронику на передовой, работал у самого Константина Симонова. А однажды отец дал ему роль в своем фильме «Встреча на Эльбе». Орлова играла там американскую шпионку, а Дуглас — американского офицера. Он и вправду был похож на американца — яркая, почти голливудская внешность.
Фото, сделанное Александровым: «Утренняя Орлова». На нем актрисе 60 лет, но как же хорошо она выглядит!
Поначалу Любовь Орлова оказывала молодому человеку покровительство. И когда Дуглас захотел жить отдельно от них, сама подыскала ему домработницу, простую женщину Галину. Домработницы у Орловой имелись всегда, это для нее было в порядке вещей. Вот и для пасынка она подыскала по рекомендации трудолюбивую женщину, которая раньше работала у кого-то из знакомых. Кто мог предвидеть, что Дуглас влюбится в Галину и захочет на ней жениться? Но именно так и случилось. Орлова пришла в ярость. То ли взыграло дворянское сословное чувство, то ли статус звезды дал о себе знать. Словом, она сказала Дугласу: «Хочешь жить с прислугой — живи! Но тогда со мной ты ничего общего иметь не будешь!» Сын бросился к отцу, но и от того услышал: «Любовь Петровна абсолютно права!» Так Дуглас на долгие годы лишился поддержки, да и просто общения с отцом…»
Дома, в Глинищевском переулке.
«Некоторые обвиняют Любовь Петровну в том, что она указала пасынку на дверь из-за неправильного выбора жены, — продолжает тему Нонна Голикова. — Но насколько я знаю, дело было вовсе не в этом. Любовь Петровна и вправду отказала Дугласу от дома, но произошло это после того, как тот, воспользовавшись отъездом отца с мачехой за границу, без разрешения устроил в доме разгульную вечеринку. Хотя давал слово гостей не звать! Конечно, молодые ребята испортили какую-то мебель, но больше всего Любовь Петровну возмутило именно то, что пасынок нарушил слово. Сама она, если что-то обещала, обязательно выполняла. Семья Дугласа потом долгие годы ненавидела Любу и мстила ей, как могла. Именно они, как только получили наследство, первым делом вынесли на помойку весь архив Любови Орловой вместе с мешками писем от поклонников, приходивших ей со всей страны…
Григорий Александров и Любовь Орлова
Орловой не стало в 1975-м. 23 января Люба позвонила мужу из больницы — к этому времени она уже была тяжело больна. В тот день Александров навестил Любу, едва успел вернуться домой — звонок. Он понял, что это значит, помчался назад, в больницу. Когда вбежал к жене в палату, Любови Петровне хватило сил только сказать: «Как вы долго» — это был единственный упрек за все их 42 года совместной жизни! После этого она потеряла сознание и больше в себя уже не приходила. Хоронили актрису 29 января…»
Григорий Александров и Любовь Орлова
О дальнейшем вспоминает Иван Лукашев: «Нельзя сказать, что Александров не участвовал в судьбе «провинившегося» сына. Еще в шестидесятых годах он пристроил его оператором в КГБ. Дуглас снимал тайные операции, например, как меняли одного шпиона на другого. В конце концов, он умер от сердечной недостаточности в 1978 году. Оставив жену, все ту же Галину, и маленького сына, названного в честь деда Гришей.
Правда, с отцом они успели наладить отношения, потому что Дуглас пережил Орлову на три года.
Григорий Александров и Любовь Орлова
После смерти жены, а затем и сына Григорий Васильевич почувствовал себя одиноко в большом доме. Тогда-то он и вспомнил о внуке и невестке и позвал их жить к себе. Галина окружила Александрова такой же заботой, как было при Любови Петровне. Он снова вовремя принимал лекарства, спал на накрахмаленных простынях, обедал на хорошей посуде, с правильной сервировкой — все, как он привык. Так что старику оставалось только отдыхать и пересматривать свои фильмы с участием Орловой. За просмотром он оживлялся и веселился, как ребенок, рассказывал разные истории со съемок, от него только и слышно было: «Любочка… Любочка…» Да, он ее действительно любил.
Григорий Александров
А потом Григорий Васильевич ошарашил всех, женившись на Галине. Со стороны это выглядело действительно дико! После Любови Орловой — вдруг новая жена, да еще и его собственная невестка, к тому же послужившая причиной для многолетней ссоры Александрова с сыном и существенно моложе почти 80-летнего режиссера! На самом деле в этой истории нет ничего особенно скандального или романтического. Григорий Васильевич справедливо опасался, что внук не сумеет унаследовать его имущество. Ситуацию накаляло еще и то, что по соседству с александровским был участок Леонида Утесова, с которым режиссер после съемок «Веселых ребят» расстался в довольно напряженных отношениях. Говорили, что Утесов всеми правдами и неправдами желает присоединить участок Александрова к своему… Григорий Александров и Софи Лорен
Словом, женитьба на вдове сына была для Григория Васильевича прагматическим шагом. Но как же после этого изменилась Галина! Если раньше она предпочитала спортивный стиль, то теперь стала носить платья и бриллианты Любови Орловой. И даже машину научилась водить! По ее заказу на заводе собрали улучшенную «Волгу» с сиденьями из натуральной кожи и луженым кузовом — якобы для Григория Васильевича, хотя ездила на ней именно Галина. Я даже помню, какие у машины были номера: 0033. Любовь Орлова и Григорий Александров, 1941 год, Внуково Ну а Гриша… Помню, он как-то раз шепнул мне, указывая на глиняное блюдо, вылепленное и расписанное собственноручно Пабло Пикассо специально для Александрова: «Вот дед помрет, мы с тобой на это блюдо неделю пить будем!» Так он в конце концов и поступил. Когда Александрова не стало, владельцами огромного наследства, как и планировалось, стали Галина и Гриша. Внук поселился в московской квартире деда на Пушкинской площади, в то время как Галина осталась в доме во Внукове, понемногу распродавая драгоценности Орловой. На Пушкинской у Гриши стала собираться богема — актеры близлежащих театров.
Любовь Орлова с делегацией советских артистов во Франции на встрече с Пабло Пикассо. 1954 г. Фото: РГБИ
Помню, как они дурачились. Прихожу как-то раз к Грише, а на лестнице девиц — видимо-невидимо! Оказывается, Александров-младший с Александром Абдуловым устроили «прослушивание во ВГИК». Представлялись преподавателями, морочили головы провинциальным девочкам… Говорят мне: «Хочешь, мы и тебя режиссером представим! И тогда выбирай себе любую — они же на все готовы, чтобы в кино попасть!» Я отказался. И все-таки справедливости ради нужно сказать, что эти сборища у Гриши не были банальной гульбой. В квартире на Пушкинской читались стихи, велись интеллектуальные споры, а женщин если и соблазняли, то задаривая охапками цветов и коленопреклоненно признаваясь в любви… Все происходило озорно и талантливо.
Время от времени Гриша загорался идеей создать в квартире деда музей. Не получилось… Вместо этого внук понемногу распродал все реликвии, хранившиеся в доме. То портрет деда, то сервиз Орловой, то рисунки Фернана Леже — они раздавались спекулянтам от искусства за бутылку коньяка. Одно из последних написанных Чаплином писем (пока оно дошло Александрову в Москву, великий комик умер), Гриша, впрочем, продал дороже — за несколько тысяч долларов…
Когда у Гриши появилась семья, была надежда, что беспечная гульба кончится. Но тут, что самое поразительное, вмешалась Галина. Точно так же, как в свое время Любовь Петровна, она решила, что невестка не достойна ее сына. И выжила из дому неугодную с маленьким внуком. А для сына Галина присмотрела жительницу Парижа Людмилу, дочь эмигрантов первой волны. Поехав во Францию, Гриша с ней познакомился, потом они поженились. С тех пор, к радости Галины, в его окружении стали появляться то правнучки Толстого, то потомки Пушкина. Только вот, когда из Москвы пришло известие, что тяжело заболела мать, Гриша не смог приехать. В итоге Галину хоронила его первая жена — та самая, которую выжили из дому. Кстати, похоронить Галину рядом с Александровым, как она хотела, не разрешили. Потом Гриша распродал все, и вместе с Людмилой они приобрели апартаменты в Дубае. Но пожить в них Грише не довелось — он умер, немного недотянув до шестидесятилетия…
Теперь от огромного наследства Александрова и Орловой не осталось ничего: ни городской квартиры, ни дачи во Внукове — все давно продано и прожито. Но род Александрова все-таки не иссяк: в России живет старший Гришин сын по имени Василий — от первой жены, бывшей балерины Большого театра Наташи Гришиной. А во Франции — двое младших от второй. Так что у Григория Васильевича Александрова трое правнуков. Что касается Любови Орловой — она никогда не хотела иметь детей и, насколько я знаю, не раз избавлялась от беременности. Это случается с большими актрисами, фанатично преданными искусству и самим себе. Правда, у Любови Петровны Орловой кроме искусства и самой себя был еще любимый муж-режиссер, сумевший в сталинской России сделать ее звездой, равной голливудским».
От огромного наследства Александрова и Орловой не осталось ничего — все давно продано и прожито…
Текст: Анжелика Пахомова
Смерть
Незадолго до собственной кончины актер и режиссер женился еще раз. Теперь супругой мужчины стала вдова Дугласа Александрова. Подобный поступок шокировал общественность. Галина, так звали невестку, заботилась о пожилом человеке, который привык к женскому вниманию.
Молодая вдова привела в порядок дневники свекра, следила за приемом лекарств и готовила блюда, которые любил режиссер. Григорий Александров в ответ сделал Галину наследницей всего, что сумел заработать.
Умер актер и режиссер 16 декабря 1983 года. У пожилого мужчины отказали почки, пораженные инфекционным заболеванием. Александров умирал в одиночестве. Галина, скрасившая последние годы Григория Васильевича, находилась в зарубежной командировке. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище, неподалеку от могилы Любови Орловой, которую мужчина пережил на 8 лет.
Фильмография
Актер:
- 1923 – «Дневник Глумова», Глумов
- 1925 – «Броненосец «Потемкин», старший офицер Гиляровский
- 1929 – «Старое и новое», водитель трактора
- 1938 – «Волга-волга», капитан спасательного буксира
- 1970 – «Скворец и лира», генерал
Режиссер:
- 1924 – «Стачки»
- 1927 – «Октябрь»
- 1930 – «Спящая красавица»
- 1932 – «Да здравствует Мексика!»
- 1934 – «Веселые ребята»
- 1936 – «Цирк»
- 1938 – «Первое мая»
- 1947 – «Весна»
- 1953 – «Великое прощание»
- 1967 – «Десять дней, которые потрясли мир»
Александров Григорий Васильевич
Григорий Васильевич Мормоненко
10 (23) января 1903, Екатеринбург — 16 декабря 1983, Москва.
Русский советский кинорежиссёр.
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Народный артист СССР (1948).
Родился в семье горнорабочего. Но по другим сведениям — отец его, Василий Григорьевич Мормоненко, был хозяином большой гостиницы и ресторана «Сибирь». Согласно семейному преданию, он выкрал из отчего дома невесту (Анфиса Григорьевна происходила из знатного рода сибирских татар).
Гриша в двенадцать лет был определен на работу в Екатеринбургский оперный театр. Он был рассыльным, помощником бутафора и осветителя, а после победы Советов поступил на курсы режиссёров Рабоче-крестьянского театра при Губнаробразе. Закончил городскую музыкальную школу. Учился на курсах клубных руководителей при Политотделе III армии, заведовал фронтовым театром.
Осенью 1921 года был принят в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта, которым руководил С. Эйзенштейн. Одним из самых популярных в то время был ансамбль «Синяя блуза». В нём играла Ольга Иванова, ставшая женой Александрова. 19 мая 1925 года появился на свет сын Дуглас. Родители его назвали в честь американского киноактёра Дугласа Фербенкса, приезжавшего в Москву.
В кино пришёл в 1924 году вместе с Сергеем Эйзенштейном. Летом 1929 года по распоряжению наркома культуры Луначарского Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ отправились в Европу и Америку для пропаганды советского киноискусства. 1930-й год они встречали в Париже. Затем была Америка. Важную роль в судьбе Александрова сыграла встреча с Чарли Чаплиным. В Голливуде они много времени проводили вместе, плавали на яхте. Дружба эта продолжалась многие годы. После войны Александров, выезжая за границу, всегда находил возможность навестить Чаплина в Европе.
В августе 1932 года Александров вернулся в Москву. Его жена к этому времени сблизилась с актёром Борисом Тениным, и Григорий Васильевич с ней развёлся. Разошлись его пути и с Эйзенштейном. Александрову хотелось самостоятельности.
Вместе со сценаристом Николаем Эрдманом и композитором Исааком Дунаевским Александров написал либретто к первой советской музыкальной комедии о пастухе. Роль влюблённого пастуха изначально выстраивалась на Утёсова, солиста ленинградского мюзик-холла. Александров долго не мог найти актрису на роль героини. Наконец ему посоветовали посмотреть в Музыкальном театре спектакль с участием Любови Орловой в главной роли. Григорию Васильевичу актриса сразу понравилась, и вскоре он утвердил Орлову на роль Анюты. «Весёлые ребята» вышли на экраны в 1934 году, Александрова наградили орденом Красной Звезды. И женился Александров на Орловой уже победителем.
Война застала супругов на отдыхе под Ригой. Они спешно возвратились в Москву. В июне большинство мужчин Московского дома кино составили отряд противовоздушной обороны. Во время одного из налётов Александров получил контузию и повредил позвоночник. А через несколько дней этот мужественный человек уже снимал сюжет для «Боевого киносборника».
В конце октября 1941 года вместе с другими сотрудниками «Мосфильма» Александров и Орлова были эвакуированы в Алма-Ату. Вскоре Григория Васильевича направили в Баку руководить местной студией. В сентябре 1943 года Александрову было предписано возвратиться в Москву — в должности руководителя «Мосфильма».
В 1954 году Григорий Васильевич вступил в Коммунистическую партию. Он успешно преподавал во ВГИКе (1950-1957), стал профессором, с удовольствием писал статьи, читал чужие сценарии, заседал в президиумах, вместе с Орловой представительствовал в международных жюри.
Александров и Орлова очень любили свою дачу во Внуково. Они жили замкнуто и всегда обращались друг к другу только на «вы». Детей у них не было. Когда Александров узнал о том, что у жены обнаружен рак, он сказал: «Хорошо, что она первая…». Орлова ушла из жизни в январе 1975 года, а в сентябре 1978 года умер от инфаркта сын Дуглас. Григорий Васильевич заключил брак с его вдовой Галиной. Она ухаживала за пожилым режиссёром, перепечатала его дневники, привела в порядок архив. Он сделал её своей наследницей.
Александров умер в больнице 16 декабря 1983 года. Его положили в Кремлёвку на обследование, и всё произошло очень быстро — инфекция в почках.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. призы и награды МКФ в Венеции (1934, Премия за режиссуру, фильм «Веселые ребята») Орден Красной Звезды (11 января 1935) Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Гран-при, фильм «Цирк») Юбилейный значок «ХХ лет советской кинематографии» (1940) Сталинская премия первой степени (1941) — за фильмы «Цирк» (1936) и «Волга—Волга» (1938) МКФ в Венеции (1947, Приз за оригинальный сюжет, фильм «Весна») Сталинская премия первой степени (1950) — за фильм «Встреча на Эльбе» (1949) МКФ в Братиславе (1949, Приз, фильм «Встреча на Эльбе») МКФ в Готвальдове (1949,Приз, фильм «Встреча на Эльбе») МКФ в Марианских Лазнях (1950, Приз, фильм «Встреча на Эльбе») МКФ в Локарно (1953, Приз иностранных критиков лучшему фильму, фильм «Композитор Глинка») МКФ в Эдинбурге (1953, Почётный диплом, фильм «Композитор Глинка») Герой Социалистического Труда (1973) Три ордена Ленина (1939, 1950, 1973) Три ордена Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967) МКФ в Венеции (1979, Приз FIPRESCI, фильм «Да здравствует Мексика!») МКФ в Москве (1979, Почётный Золотой Приз, фильм «Да здравствует Мексика!»)[2] Орден Дружбы народов (21 января 1983)
роли в кино 1974 Скворец и Лира | Skřivánek a Lyra :: генерал 1960 Русский сувенир :: пилот 1925 Броненосец Потемкин :: лейтенант Гиляровский 1924 Стачка :: мастер 1923 Дневник Глумова (короткометражный)
участие в фильмах 1983 Любовь Орлова (документальный)
архивные кадры 2005-2007 Как уходили кумиры (документальный)
Режиссер 1983 Любовь Орлова (документальный) 1974 Скворец и Лира | Skřivánek a Lyra 1965 Ленин в Швейцарии 1960 Русский сувенир 1958 Человек человеку | Man’s Gift to Men 1953 Великое прощание (документальный) 1952 Композитор Глинка 1949 Встреча на Эльбе 1947 Весна 1944 Каспийцы (документальный) 1943 Одна семья | Bir ailə 1941 Боевой киносборник №4 1940 Светлый путь 1938 Волга-Волга 1936 Цирк 1934 Весёлые ребята 1933 Интернационал (короткометражный) 1932, 1978 Да здравствует Мексика! | Que viva México! (документальный) 1930 Сентиментальный романс (СССР, Франция, короткометражный) 1929 Старое и новое 1927 Октябрь
Сценарист 1983 Любовь Орлова (документальный) 1974 Скворец и Лира | Skřivánek a Lyra 1965 Ленин в Швейцарии 1962 Спутница королевы (анимационный) 1960 Русский сувенир 1958 Человек человеку | Man’s Gift to Men 1952 Композитор Глинка 1947 Весна 1944 Каспийцы (документальный) 1938 Волга-Волга 1936 Цирк 1934 Весёлые ребята 1933 Интернационал (короткометражный) 1932, 1978 Да здравствует Мексика! | Que viva México! (документальный) 1930 Спящая красавица 1930 Сентиментальный романс (СССР, Франция, короткометражный) 1930 Горе и радость женщины | Frauennot — Frauenglück (Швейцария, документальный) 1929 Старое и новое 1927 Октябрь 1927 Девушка с далекой реки 1924 Стачка