Детство и юность
Родился режиссер и актер в творческой семье весной 1941 года в Москве. Отец Андрея — известный российский писатель Сергей Смирнов, написавший роман «Брестская крепость». Предками его мамы Виргинии Смирновой были представители разных национальностей — евреи по отцу и армяне по матери.
Полуголодное детство Андрея Смирнова обожжено войной, взрослеть пришлось в годы восстановления страны из руин. В детском возрасте будущий режиссер не мечтал о карьере в театре или кинематографе, хотя атмосфера в доме была творческой.
Андрей Смирнов в молодости.
Опубликовано Цветочки Александра Меня Четверг, 29 августа 2019 г.
Андрей Смирнов в молодости
Андрей наметил рабочую специальность, но в старших классах увлекся кинематографом и с удовольствием посещал спектакли в столичных театрах.
Смирнова интересовал процесс создания фильмов и постановок, поэтому после окончания школы он поступил во ВГИК, выбрав режиссерский факультет. Попал в мастерскую знаменитого мастера отечественного кино Михаила Ромма. В 1962 году Андрею вручили диплом.
Личная жизнь
В личной жизни мужчины было два ярких союза. Первый брак с актрисой Натальей Рудной, который он заключил еще в молодости, окончился разводом. В семье родились две дочери, Авдотья и Александра.
Старшая Дуня выбрала творческую стезю — стала сценаристом, писателем и популярным режиссером. Активная жизненная позиция повлияла на ее общественную деятельность: с 2012 года она соучредитель благотворительного фонда «Выход». Организация оказывает помощь детям, страдающим аутизмом.
Младшая Александра переехала жить в Лондон, где работает в крупной компании, не связанной с кинематографом.
Елена Прудникова и Андрей Смирнов
Опубликовано Музей АZ Четверг, 22 июня 2020 г.
Андрей Смирнов и его жена Елена Прудникова
Со второй женой Еленой Прудниковой Андрей Сергеевич познакомился на съемках. В этой семье родилась дочь Аглая Смирнова. Сегодня она работает редактором на киностудии «Мармот» у Валерия Тодоровского.
Спустя 11 лет, когда режиссеру было 50 лет, его супруга подарила ему наследника, сына Алексея. Парень пошел стопами отца и окончил ВГИК, режиссерский факультет. Вместе они снялись в документальном проекте «Династия» в 2013 году.
Андрей Сергеевич — счастливый дед двух взрослых внуков, дочери Аглаи Таисии и сына Авдотьи Смирновой Данилы. Также он гордится своим родством с Анатолием Чубайсом, который в 2012 году стал зятем режиссера.
Актер не пользуется социальными сетями, но его фото появляются в «Инстаграме» в тематических аккаунтах, посвященных российскому кинематографу.
Профессиональная жизнь
Окончив ВГИК, Андрей Смирнов плотно занялся режиссурой. Одновременно он пробовал себя и как автор сценария.
1963 год – это режиссерский дебют Андрея Смирнова. На экраны вышла кинолента «Эй, кто-нибудь». Стоит отметить, она вызвала резонанс своим появлением. Критики восприняли ее неоднозначно.
Спустя год, на большой экран вышел фильм «Пядь земли», который имел огромный успех. Эта картина утвердила Андрея Смирнова как молодого, но талантливого режиссера. Когда Андрею исполнилось тридцать лет, то, как говорят, наступил его «звездный час» — всеми признанный фильм «Белорусский вокзал» (1971).
В качестве актера Смирнов дебютировал в 1986 году в фильме «Красная стрела».
Смирнову посчастливилось сыграть писателя начала 20 века – Ивана Бунина. За эту роль в 2000-2001 г.г., он получил призы от разных организаций: фестивалей «Сталкер», «Листопад», «Ника», «Литература и кино». С 2003 по 2020 снялся в сериалах: Идиот, Оптимисты, Оттепель, Частица вселенной.
В 2011 году вышел его фильм «Жила-была одна баба», который еще раз подчеркнул талант режиссера. В настоящее время Андрей Смирнов находится в достаточно преклонном возрасте, но по-прежнему верен своему призванию, имя которого – кино.
Фильмы
Первые шаги в кинематографе Андрей Смирнов сделал в студенчестве. Он снялся в эпизодах нескольких популярных художественных лент — «Звонят, откройте дверь», «Белое солнце пустыни». Роли не принесли известности, зато опыта прибавили.
На последних курсах ВГИКа студент снял короткометражки «Юрка — бесштанная команда» и «Эй, кто-нибудь!». Преподаватели и критики высоко оценили работы начинающего режиссера и прочили ему успешную карьеру, но стремительного взлета не случилось.
В 1964 году состоялась премьера военной драмы «Пядь земли», где в главной роли снялись Александр Збруев и Евгений Урбанский. Картина о жарком лете 1944-го понравилась и зрителям, и чиновникам от кино.
Андрей Смирнов в фильме «Контакт»
Фильм оказался единственным беспроблемным проектом Андрея Смирнова. Все дальнейшие картины молодого режиссера встретили холодный прием и были безжалостно изрезаны цензорскими ножницами. Некоторые проекты легли на полки архива Госкино: их запретили к показу.
Прорыв случился в 1970 году, когда на экраны вышла военная драма «Белорусский вокзал», где в главных ролях снялись Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Всеволод Сафонов и Нина Ургант. Картину и в наши дни называют лучшим фильмом о Великой Отечественной войне. В 1971-м «Белорусский вокзал» удостоился главной награды кинофестиваля в Карловых Варах.
Спустя 4 года Андрей Смирнов снял мелодраму «Осень», в которой главные роли достались Леониду Кулагину и Наталье Рудной. Роли второго плана сыграли Наталья Гундарева и Александр Фатюшин. Но цензоры увидели в картине откровенные кадры, за которые приняли по нынешним меркам весьма скромную постельную сцену. Возможно, фильм положили на полку из-за прозвучавших в нем стихов опального писателя и поэта Бориса Пастернака.
Андрей Смирнов в фильме «Динозавр-2»
В 1979 году Андрей Смирнов снял 2-серийную производственную драму «Верой и правдой» по сценарию Александра Червинского. Это первая советская картина о месте и значении архитектуры в жизни, о жилищном строительстве во времена правления Никиты Хрущева. Но из-за давления цензуры режиссеру пришлось урезать замысел, выбросить многие «крамольные» сцены. В результате лента получилась выхолощенной, все острые углы сгладились.
Не веря, что цензоры позволят воплощать в жизнь замыслы, Андрей Смирнов бросил режиссуру. От нищеты спасало актерство. В 1986 году он снялся в производственной драме «Красная стрела» и мелодраме «Мой любимый клоун».
Среди лучших актерских работ Андрея Сергеевича — роли в мелодраме Родиона Нахапетова «Идущий следом» и в художественном фильме по одноименной повести Сергея Юрского «Чернов/Chernov». В последнем проекте Смирнов сыграл главного персонажа. В ленте появились Сергей Юрский, Елена Яковлева и Олег Басилашвили.
Андрей Смирнов в фильме «Плащ Казановы»
В 1993 году на экраны вышли фильмы «Мечты идиота» и «Плащ Казановы». Первый проект — совместная картина России и Франции по роману Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок». Смирнову в ней досталась роль Корейко. Вторую ленту российский режиссер Александр Галин снимал с итальянцами. Главная роль в картине у Инны Чуриковой. Андрей Смирнов появился в образе художника Дафниса.
Спустя год актер дебютировал на театральной сцене. Он поставил спектакль «Ужин» по пьесе Жан-Клода Брисвиля в Московском театре Олега Табакова.
Востребованность и громкий успех пришли к артисту в начале 2000-х. В 2000 году состоялась премьера биографической драмы Алексея Учителя «Дневник его жены» о жизни писателя Ивана Бунина. Главного героя сыграл Смирнов. Автором сценария стала Дуня Смирнова, его дочь.
В 2003 году зрители увидели экранизацию романа Федора Достоевского «Идиот». 10-серийную ленту снял Владимир Бортко, а главные роли достались Евгению Миронову, Владимиру Машкову, Лидии Вележевой и Инне Чуриковой. Андрей Смирнов появился в образе Тоцкого. В этом же году исполнитель удостоился звания народного артиста России.
Андрей Смирнов в фильме «Черные кошки»
Нередко актер снимается в нашумевших сериалах. Он сыграл яркие роли в проектах «Московская сага» и «Апостол». В 2005-м состоялась премьера польской драмы Кшиштофа Занусси «Персона нон грата», где Смирнов перевоплотился в секретаря российского замминистра иностранных дел. В том же году актер появился в экранизации одноименного романа Александра Солженицына «В круге первом», где сыграл Бобынина.
В 2008 году вышел фильм «Отцы и дети» дочери артиста Авдотьи Смирновой, где Андрею Сергеевичу досталась роль Павла Кирсанова. Спустя 3 года фильмография актера пополнилась знаковой работой — драмой Андрея Звягинцева «Елена», где он исполнил одну из ключевых ролей. Премьера картины состоялась в Каннах в 2011-м. Лента удостоилась приза жюри «Особый взгляд», ее увидели в 45 странах мира.
В этом же году состоялось возвращение Андрея Смирнова в качестве режиссера. Он представил на суд зрителей эпичное полотно о событиях, происходивших в России с 1909 по 1921 год. В фильме «Жила-была одна баба» была затронута тема Гражданской войны и Тамбовского восстания.
Гостем программы «Абонент доступен» на Radio Baltkom во вторник станет режиссер («Белорусский вокзал»), актер Андрей Смирнов. Задавайте вопросы. После 13 часов.
Опубликовано Vadim Radionov Понедельник, 11 мая 2020 г.
Андрей Смирнов сейчас
Главной героиней повествования стала молодая женщина Варвара, которая практически сразу после свадьбы потеряла мужа. Лента была тепло принята кинокритиками и зрителями. На кинофестивале «Окно в Европу» она удостоилась специального приза, а сам Андрей Сергеевич стал лауреатом премии «Ника». О своей работе Смирнов рассказал в интервью Владимиру Познеру.
В 2013 году Андрей Смирнов порадовал поклонников появлением в популярных сериалах «Черные кошки» и «Оттепель». Весной 2014-го артист подписал письмо российских кинематографистов в поддержку Украины.
В 2020 году Андрей Сергеевич представил свою книгу «Лопухи и лебеда», в которой представил свои размышления по поводу развития советского и российского кинематографа.
В 2020 году мужчина появился в сериале «Оптимисты» Алексея Попогребского. Это историко-приключенческая драма о советских дипломатах 1960-х. Премьера проекта состоялась весной 2020 года на телеканале «Россия-1».
Трейлер фильма Андрея Смирнова «Француз»
Главные роли в сериале достались Владимиру Вдовиченкову, Северии Янушаускайте, Егору Корешкову и Риналю Мухаметову. Появились в ленте и мэтры Юрий Кузнецов и Анатолий Белый. Андрея Смирнова зрители увидели в образе тестя главного героя.
Летом 2020 года 75-летний режиссер посетовал на срыв съемок картины, рабочее название которой — «Француз». Это лента по написанному Смирновым сценарию 2014-го о временах оттепели в Москве. Деньги от спонсоров появились в 2015-м, тогда же Андрей Сергеевич приступил к съемкам. Но в 2020 году «лопнул» банк, в котором хранились средства, и съемки пришлось остановить.
Несмотря на все трудности, Смирнову удалось окончить работу над своим фильмом, и в 2020 году он вышел на экраны. Новость о показе драмы приятно порадовала поклонников мужчины.
«Мой зять Чубайс»: режиссер Андрей Смирнов рассказал о семье и олигархах
По ту сторону колючей проволоки…
— Андрей Сергеевич, вот вы сами сказали, что на старости лет стали вдруг играть воров в законе. Как вы пришли к этому замечательному образу?
— Нет, когда мне было под шестьдесят, я играл нобелевского лауреата по литературе Бунина. А еще в прошлом году в одном сериале играл начальника Роскосмоса, а в другом сериале, под названием «Икра», играл члена Политбюро. Там довольно интересный сценарий был, хорошие артисты, талантливый режиссер молодой. А все остальное — да, бандиты какие-то, уголовники.
— И почему же молодые режиссеры именно так вас видят, а вы соглашаетесь…
— Но роли интересные, и наше дело — не брезговать работой. Если сценарий достойный, то почему нет. В конце концов, хлеб-то я зарабатываю как артист.
— Но когда вы, режиссер, играете у молодых ваших коллег, то становитесь таким послушным артистом? «Ваше место в буфете», как говорил режиссер Соловьев коллеге Говорухину, когда тот играл у него в фильме «Асса»?..
— Никогда я не строю никого под себя. По моему опыту, нет послушнее артиста, чем режиссер. Режиссер просто знает, что готовая картина в голове только у одного человека, поэтому, если ты идешь сниматься, стараешься как можно лучше сделать то, что от тебя хочет режиссер. Это правило ремесла, даже к искусству не имеет отношения. Пытаться что-то поменять — глупо. У меня была очень успешная роль, с моей точки зрения, в сериале «Черные кошки» режиссера Лаврентьева — я там играл вора в законе ростовского, старого еврея, разговаривал больше одесским, чем ростовским языком.
— Знаем-знаем, таки да.
— И ко мне теперь зрители подходят на улице, узнают.
— Эти самые, которые только что с зоны откинулись?
— Нет, обычные люди. Хотя, конечно, эти роли требуют консультантов, опытных людей, которые должны быть рядом и подсказать.
— Опытные люди со стороны МВД или по другую сторону колючей проволоки?
— Либо с той, либо с другой. С ворами в законе мне общаться не приходилось, но с людьми, которые путешествовали по ту сторону проволоки, — да, удавалось встретить таких консультантов.
«Телевизор не включаю, газет не читаю»
— Как это сейчас модно говорить, ваш крайний фильм — «Жила-была одна баба». О последнем не будем…
— Последний, последний.
— А мне кажется, у вас есть еще задумки, но сейчас не об этом… Фильм замечательный, но кто дал деньги на него? Треть дало государство, а дальше — Кох, Абрамович, Чубайс, Вексельберг. Ну а больше всех помог Владислав Сурков. Слушайте, вы же демократ по убеждениям. Выражаясь языком ваших нынешних персонажей, вам не западло было брать от них деньги?
— Я не понимаю вас. Кино во всем мире делается где-то при участии государства, но в основном на частные деньги. Сегодня в кино очень мало денег, люди работают на износ, по пятнадцать часов в день, молодые режиссеры снимают сериалы за гроши. А кино хорошего качества дорого стоит, и без частных инвесторов его снять невозможно. Какую вы ни возьмете из лучших картин последнего времени — все это частные деньги. Мало того, замечательная картина Хлебникова «Аритмия», только что победившая на «Кинотавре», тоже финансировалась независимо от государства, и ничего постыдного в этом нет.
— А по-моему, частное частному рознь. Г-н Сурков был главным кремлевским политтехнологом со всеми вытекающими. Абрамович, прекрасно чувствующий себя в Лондоне, по-моему, ничем не отличается от Ходорковского, отсидевшего десять лет. Кох, который «поураганил» на НТВ, а теперь вдруг стал демократом. Не противно?
— Во-первых, не забывайте, что картина запустилась в 2007 году, и тогда все звучало несколько иначе.
— Хорошо, не буду больше по этим персонажам проходиться. Хотя это мое к ним отношение, и я имею на это право. Но вы — известный критик нынешней политики государства…
— Ну, я подписывал какие-то коллективные письма с политической подкладкой, но не считаю себя специалистом в политике и вообще стараюсь держаться от нее подальше. Телевизор я не включаю, кроме футбола и тенниса, уже несколько лет ничего не смотрю. Газет я не читаю, кроме «Спорт-экспресса» иногда.
— И всю информацию берете из Интернета?
— От детей… У меня четверо взрослых детей, все сидят в Интернете. Саша, вас что, интересуют мои политические взгляды?
— В том числе, потому что вы и из этого состоите тоже. Вот вы недавно встречались со Светланой Алексиевич…
— Да, я с большим уважением к ней отношусь, она вполне заслужено стала лауреатом Нобелевской премии.
— Это не обсуждается. Но когда она говорит, что, может быть, на какое-то время нужно запретить на Украине русский язык, чтобы объединить нацию, вы с этим согласны?
— Это ее дело. Киев всю жизнь был русскоязычным городом, им и остается. Я снимался там в прошлом году. Но, знаете, это настолько больная тема, давайте не будем…
«Звягинцев — лучший режиссер за последние сто лет»
— Вы сыграли олигарха в фильме Звягинцева «Елена», по-моему, лучшем его фильме. Звягинцев, с вашей точки зрения, это что за режиссер? Почему каждый его фильм становится очень важным высказыванием?
— Покойный, к сожалению, Даниил Дондурей, бывший главным редактором журнала «Искусство кино» и самым крупным социологом российского кинематографа, мне в свое время объяснил, что Андрей Звягинцев является самым великим российским режиссером, начиная с 1908 года. Ни Эйзенштейн, ни Тарковский не могут с ним сравниться, потому что каждый фильм Звягинцева становится событием мирового кинематографа. Мне кажется, что эта характеристика — исчерпывающая.
Кадр из фильма «Елена».
— Но о чем этот фильм? О том, что есть народ, который поднялся в 17-м году из грязи в князи… Народ, который некоторые могут назвать быдлом, некоторые — электоратом. Этот фильм о том, что мы, может быть, опять стоим на пороге революции, потому что многие у нас считают несправедливым возвышение одних и полное унижение других. И последние станут первыми, да?
— Вы слишком глубокомысленны. Я там артист и делал только то, что хотел режиссер, не более того.
— Но там нет презрения к этим людям, оказавшимся внизу, к маргиналам?
— Презрения? Это не художественная категория. Художник (а Звягинцев, безусловно, художник) никогда не позволит себе презирать свой народ.
— Безусловно, он просто ставит этот вопрос. А вы лично как относитесь к этим так называемым простым людям?
— Вы же видели фильм «Жила-была одна баба». Ну, так кто там герой? Народ.
— Но можно по-разному относиться к народу. У нас есть один такой замечательный режиссер, хотя его барином называют, вот он очень любит народ. Ну, а вы в этом смысле не профессор Преображенский?
— Ну конечно, нет. У меня советское воспитание, пионер и комсомолец, какой же я профессор Преображенский? Вот Бунин опять же, нобелевский лауреат, который считался снобом, ненавидел революцию, большевиков, написал повесть «Деревня» в 1909 году. Можно ли сильнее выразить свое отношение к народу, так чувствовать себя его частью, при всем своем аристократизме и изяществе?..
— Но когда этот народ пришел к власти, Бунин написал «Окаянные дни», обозвав мужика хамом, и уехал в эмиграцию.
— Это не так. В «Деревне» есть главный герой Тихон Ильич, Кузьма, его брат, крестьянские дети — к ним одно отношение. И там же есть новоявленный хам Дениска, которого Бунин презирает, ненавидит. То есть одни — это Тихоны, которые попадают в трагическую ситуацию, а другие — Дениски, которые взяли в руки винтовки и пошли за товарищем Лениным. Так что «Деревня» и «Окаянные дни» — абсолютно цельные произведения. Бунин видел в народе и светлое начало, и темное.
«Расплатился с долгами только при Горбачеве»
— Ваши тончайшие «Белорусский вокзал» и «Осень» — первый, кстати, советский эротический фильм…
— Хотя там есть только одна постельная сцена.
— Такая невинная к тому же. Но про героев «Белорусского вокзала» я слышал, что это неудавшиеся люди, что у них потерянная жизнь, что все главное осталось там, на войне. Но это же все ерунда, вы не про потерянных людей снимали…
— Война для них — это молодость и победа, в которой случились главные события в их жизни, но они, все четверо, чувствовали себя уверенно и в мирной жизни: один бухгалтер, другой слесарь, третий начальник, четвертый журналист. Они сознают свои заслуги, свое достоинство…
Кадр из фильм «Белорусский вокзал».
— Просто без пафоса.
— Эту картину закрывали четыре раза, упрекали в отсутствии героического начала, говорили: «Мы победили, а у тебя все неустроенные судьбы». Ну почему неустроенные? У них жизнь, как у всех людей. Конечно, они живут с сознанием, что прожили свою жизнь не зря. Другой вопрос, что родина для них скорее мачеха, чем мать. И вообще — насколько оценены их заслуги? Только фильм не об этом.
— Я сейчас читаю вторую книгу Надежды Мандельштам. Она там пишет, что для многих людей именно жизнь после войны стала истинным испытанием. Пишет, что во время войны они были в строю, и, может, тогда легче было всем вместе идти в атаку под пулями, чем потом, в мирной жизни, каждому отвечать за себя. И вот эти люди уже после Победы наделали много подлостей, сдавая своих друзей, подписывая против них «коллективки», отказываясь вообще общаться с теми, кто попал под сталинский каток…
— Мирная жизнь все равно заставляет тебя делать выбор чуть ли не каждый день — без экзаменов не обходится. Просто на фронте все это было очевиднее, яснее. А мирную жизнь, да, не все выдерживают. Так всегда было.
— Но вот у вас закрыли один фильм, другой, и вы вообще ушли из режиссуры, чтобы не унижаться больше.
— Да, режиссер поневоле становился профессиональным лгуном. Если ты хотел снять что-либо хоть немного отличное от обычной жвачки, то должен был прятать свои намерения: писать одно, снимать другое, а монтировать третье. Не показывать худсовету и парткому самые эффектные кадры, вставлять сцены, которые временно усыпят бдительность начальства, а потом будут выброшены… К несчастью, все равно приходил момент расплаты — сдача готовой картины. Вот тут начиналась катастрофа, борьба за каждый кадр, за каждый метр.
— Вот вы и ушли.
— Это был 79-й год, мне 38 лет. Последняя картина, которую я снял, — «Верой и правдой». Я ее не стыжусь, там есть очень хорошие вещи, прекрасные актерские работы. Это большой фильм, двухсерийный, про архитектора, которого играет Саша Калягин. Но картину остановили посередине, и, как сказал мне тогдашний директор «Мосфильма» Сизов: «Думаешь, ты истратил миллион, и мы тебе второй дадим? Пока это не будет переделано, финансирования не будет». И пришлось убирать сцену за сценой. Там же было все сделано в стиле абсурда, а оказалось, что абсурд нельзя, что он оскорбляет. Они думали, что руководят нами идеологически, но у меня были с ними художественные разногласия.
— «Стилистические разногласия с советской властью» — как говорил Синявский.
— Да, именно это. Я ушел и двадцать девять с половиной лет ничего не снимал.
— Меркантильный вопрос, простите: на что жили в таком случае?
— Пытался переквалифицироваться в писатели — как совковый кинорежиссер переучивался на совкового писателя. Я писал, вернее, учился писать сценарии, пьесы, потом стал сниматься как артист. Ставил на театре, преподавал… В Европе мастер-классы давал кое-где. Во так и существовал. На самом деле я смог расплатиться с долгами только в горбачевское время. Тогда сначала сняли с полки «Ангела», мою короткометражку, и заплатили мне постановочные — через двадцать с лишним лет, представляете?! Одновременно пересмотрели категорию «Осени» и выпустили ее повторно на экраны. Разрешили пьесу, которая была не разрешена. И еще я стал начальником в Союзе кинематографистов, получал зарплату. А это по тогдашней номенклатуре была должность, равная министру СССР. Вот все так и сошлось.
фото: Геннадий Черкасов
Кинорежиссер Андрей Смирнов.
«Я с Михалковым не коллега»
— Да, тот памятный V съезд Союза кинематографистов 1986 года. Там же произошло восстание против «киношных генералов». А «киношными генералами» были, на минуточку, Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Григорий Чухрай…
— Я не был на пятом съезде, меня туда никто не выбрал делегатом. Хотя пару речей своим друзьям я написал, и эти друзья стали потом секретарями нового Союза. Но там один из моих приятелей крикнул мою фамилию, и наутро я узнал, что попал в правление. И вот три года я сидел там, в конторе, с утра до ночи.
— И на том съезде выступал Никита Михалков, который пошел против течения, против вас, революционеров, чтобы защитить всех этих уважаемых, великих режиссеров.
— С тех пор он ненавидит кинематографистов смертной ненавистью.
— Но это был поступок с его стороны…
— Такой же холуйский, как все остальное.
— Он практически тогда один пошел против вас всех.
— Потому что он был уверен, что все кончится так, как кончалось всегда. Вы не забывайте, в какой момент съезда он это сделал — когда еще исход не определился, когда еще было неизвестно, что руководство Политбюро не будет мешать. Ну какой тут героизм — он как был потомственным холуем, так им и остался.
— А по-моему, в советское время Михалков был приличным и свободным человеком, снимал прекрасное кино. Что случилось потом — это его проблемы.
— Я помню, как на даче в Переделкине у меня сидит в гостях оператор Павел Лебешев, с которым мы «Белорусский вокзал» делали, «Ангела». Он снял первую картину Никиты «Свой среди чужих…» Этот фильм впервые по «Кинопанораме» у Каплера представляет Михалков — и какие же слова говорит Никита? «Мы посвящаем наш фильм нашим доблестным чекистам». Вот это начало, это первый фильм.
— Но этот фильм настолько сложен, противоречив и просто великолепен, разве не так? Вот недавно нашли цитату из Светланы Алексиевич сорокалетней давности, где она славит Дзержинского… Люди меняются, да. У вас разве не было каких-то подобных высказываний?
— Да, наверное, что-нибудь про революцию говорил. Но дело в том, что когда я уже снимал «Ангела», а мне было 26 лет, я уже читал самиздат, дорвался до русской философии, я уже многое понимал. Недаром фильм положили на полку, а меня лишили работы. И с тех пор я не помню, чтобы говорил нечто подобное.
— Но зачем вы по «Эху Москвы» так пренебрежительно, свысока говорили о михалковском «Солнечном ударе»? Вы же коллеги, вы оба большие режиссеры. Вы специально решили оскорбить его публично?
— Я не ставил себе такую задачу — оскорбить его; меня спросили про «Солнечный удар», я ответил. Потому что я считаю, что это позорная картина, Бунин просто в гробу бы перевернулся. Я считаю, что Бог есть, потому что пока Михалков вел себя более-менее прилично, он снимал «Механическое пианино» — прекрасную картину…
— «Обломов»…
— Ну разве это Обломов? Там есть прекрасные сцены… Но недаром «Обломова» хотели снимать многие режиссеры — никому не дали, дали только Михалкову при условии, что будет играть Табаков. А последние три картины Михалкова — позорные. Господь забрал дар. Был же у него дар, а теперь нету. Я с Михалковым не коллега: мы вышли из Союза, организовали другой Союз, чтобы не быть под одной крышей с ним и не слышать то, что он говорит.
«Я восхищаюсь Чубайсом и его командой»
— Из всех ваших детей я знаком только с одной девушкой замечательной — с Дуней. А что она делает в последнее время, пишет, снимает? Ведь раньше фильмы, сценарии шли один за другим, а теперь, кроме крика души в защиту Серебренникова («чтобы у вас там ничего не стояло!»), ее не слышно и не видно.
— В июле она начинает съемки новой картины. Но Дуня же создала Фонд помощи детям, которые страдают аутизмом. Это ее основная работа, она ей отдает очень много сил, времени.
— Это очень важно. Андрей Сергеевич, ну а как вам ваш новый зять?
— Я его всегда очень любил, уважал. Мы в одном строю шагаем, только он командовал, а я был одним из офицеров.
фото: Наталия Губернаторова
Дочка Дуня и любимый зять.
— Вы офицер армии Чубайса?..
— А как же! Гайдар и Чубайс — два самых выдающихся мужика в новейшей истории.
— А то, что заместителей Чубайса «закрывают» одного за другим, вас не смущает?
— Это все «липа», они порядочные, честные люди. Я восхищаюсь Чубайсом и его командой… А что же вы не спрашиваете меня про мои дела режиссерские? У меня же катастрофа!
— Что за катастрофа?
— У меня есть сценарий, написанный аж в 2014 году. Появились деньги — в конце 15-го года началась работа на той же студии Валеры Тодоровского, на которой я делал «Бабу». Полнометражная картина, фильм будет называться, скорей всего, «Француз». «Оттепельная» Москва 1957 года. Уже была выбрана натура, актеры, пошли актерские пробы… В мае прошлого года я должен был начать снимать. Но недавно лопнул банк, в котором было два миллиона долларов спонсорских денег и заодно все, что мы с женой заработали за последние сорок лет. В 75 лет я остался с голым задом. Картину пришлось остановить. С тех пор прошло уже больше года. Я занят поисками новых спонсоров, но пока это ни к чему не привело. А так как я уже старый, ну что мне там осталось… Живу как на иголках. Мне очень хотелось снять эту картину, но шансы все уменьшаются и уменьшаются. В Министерство культуры я пойти не могу. Мне посоветовали попросить деньги у Фонда кино, и я, как дурак, согласился. Представляли мы картину, я там чего-то говорил… В результате занял 52-е место из 52. Я писал письма богатым людям, олигархам, но ни один из них не удостоил меня ответом.
— А где те, кто финансировал предыдущую вашу картину? Хотя бы тот же Вексельберг?
— Он отказал.
— Абрамович?
— Пропал миллион, который он мне дал.
— Что ему этот миллион — дал бы еще.
— Ну, так я не могу ставить вопрос. Но я надеюсь, что удастся раздобыть хоть какие-то деньги.
Андрей Смирнов сейчас
В мае 2020 года начался премьерный показ 2-го сезона комедийного сериала о бывшем «медвежатнике» Семене Бабушкине «Динозавр».
В новых сериях герой Андрея Смирнова вместе со своим другом, персонажем Александра Панкратова-Черного, начинает собственное дело, открыв фирму по вскрытию дверей. Но пожилые авантюристы на своем пути встречают настоящих мошенников в лице отца и сына Курицыных, которых сыграли Валерий Баринов и Александр Олешко.
Сейчас к выходу готовится фильм «Ампир V», в котором Андрей Сергеевич исполнил роль вампира Озириса. Услышать Смирнова сегодня можно на радио «Эхо Москвы», в программах «Персоны» и «Дифирамб».