Сарик Андреасян признал, что «Защитники» — плохой фильм, и сравнил себя с Крыжовниковым


Биография

Сарик Андреасян родился в 1984 году в Ереване. Через 4 года вместе с родителями Гарником Сарибековичем и Еразик Владимировной и с двумя братьями переехал в казахстанский город Костанай. В 2001 году Сарик окончил гимназию с гуманитарным уклоном имени Горького. Сразу после этого молодой человек поступил на факультет журналистики местного Госуниверситета. В студенческие годы Сарик играл в КВН и приобрел связи, которые пригодились ему в дальнейшем творчестве. По окончании вуза Андреасян переехал в Москву. В столице он поступил в Мастерскую Юрия Грымова, получив по окончании специальность «режиссер кино».

Детство и семья Сарика Андреасяна

Сарик Андреасян появился на свет 24 августа 1984 года в столице Армении – Ереване. Однако на своей исторической родине наш сегодняшний герой прожил относительно недолго. Уже в 1988-м году он вместе с родителями и двумя братьями перебрался в казахский город Костанай. Здесь среди бескрайних азиатских степей, собственно, и прошло все его детство.

Сарик Андреасян сначала стал звездой КВН

В Казахстане Сарик окончил специализированную гимназию с углубленным изучением гуманитарных наук. После этого наш сегодняшний герой подал документы в Костанайский Государственный университет, где стал изучать особенности журналистики.

Начало карьеры

В первые годы своей режиссерской деятельности Сарик стал специализироваться на съемках музыкальных видеоклипов и рекламы.

В 2006 году Андреасяна пригласили в качестве режиссера малобюджетного триллера «45 сантиметров» по его же собственному сценарию. Однако этот проект вскоре был остановлен из-за отсутствия достаточного финансирования. Спустя год работы возобновились, но затем вновь были свернуты. Позднее Сарика еще раз позвали доделать картину, но он ответил отказом.

В 2008 году Андреасян снова получает возможность создать картину по своему сценарию. Вскоре на экраны выходит комедия «Лопухи», в которой были задействованы Евгений Никишин, Надежда Ручка, Михаил Полицеймако, Дмитрий Нагиев и др. Картина была тепло встречена зрителями и принесла почти 5 млн американских долларов при бюджете в один миллион.

В сентябре 2009 года Сарика Андреасяна пригласили в в качестве режиссера и сценариста, и уже в мае будущего года начались съемки фильма «Служебный роман. Наше время». Картина имела большой успех, собрав в прокате 15 000 000 долларов.

Новый успех фильмов Сарика Андреасяна

Здесь первым проектом армянского режиссера стала комедия «Служебный роман. Наше время», которая также как и его предыдущий фильм создавалась при участии многих бывших КВН-щиков. Так, в частности, роли в картине исполнили Владимир Зеленский, Павел Воля, Дмитрий Хрусталев. Кроме того, в актерском составе были также некоторых другие звезды российского и украинского кино. Сарик Андреасян представляет фильм. Звездный состав, грамотная рекламная компания, а также аналогия с оригинальным советским фильмом в итоге принесли картине огромный успех. Лента собрала в прокате 15 миллионов долларов и стала самым кассовым проектом за всю ее историю.
В этот момент Сарик Андреасян стал полноправной звездой российского кинематографа. В качестве признанного и успешного режиссера он начал работать над несколькими новыми проектами. В итоге уже в следующие три года на экраны вышли его новые проекты – комедии «Беременный», «Тот еще Карлосон», «С новым годом мамы». Над каждой из названных лент наш сегодняшний герой работал в качестве режиссера, сценариста и продюсера. Помимо этого, в том или ином качестве Сарик Андреасян также трудился над многими другими известными комедиями («Дублер», «Няньки», «Мужчина с гарантией»).

Работа в кинокомпании Enjoy Movies

Осенью 2010 года Сарик Андреасян вместе с продюсером Г. Малковым и своим братом Гевондом основал кинокомпанию Enjoy Movies. С этого времени он стал выступать сразу в 3-х ипостасях: режиссера, автора сценариев и продюсера. Первым проектом новой кинокомпании стал суперхитовый с точки зрения успеха в российском прокате фильм «Беременный». Картина собрала 8,2 миллиона долларов в прокате, однако была разгромлена отечественными кинокритиками. Они небезосновательно посчитали эту работу Андреасяна плагиатом комедии А. Рай, отметив прекрасную работу Дмитрия Дюжева, сыгравшего главную роль.

Карьера

После учёбы занялся написанием сценариев (в 2005—2006 годах выступал автором диалогов сериала «Не родись красивой»[5]) и в 2006 году получил возможность срежиссировать малобюджетный триллер «45 сантиметров» по собственному сценарию, однако проект был остановлен во время съёмочного процесса из-за отсутствия финансирования[6]. В следующем году съёмки возобновились, но вскоре снова были свёрнуты по той же причине. Позднее был приглашён доделать фильм, но ответил отказом.[источник не указан 136 дней

]

В 2007 году выступал автором идеи и режиссёром-постановщиком юмористической программы «Бла-бла шоу» на телеканале «РЕН ТВ»[7][2], снял музыкальный клип начинающего исполнителя DJ Elizabeth «Just Let Me Go»[8]. Спустя год в Нижнем Новгороде снимал пилотные серии сериала «Горький нестандарт» с участием Николая Наумова и других актёров «Бла-бла шоу»[5], однако проект так и не вышел в эфир.

В 2008 году снял комедию «ЛОпуХИ» по сценарию, написанным им со своей сценарной группой. Благодаря опыту работы на телевидении Андреасян собрал в фильме известных юмористов, бывших КВНщиков. Фильм вышел в прокат в августе 2009 года и заработал около $5 млн в прокате при бюджете в $1 млн.[9], многократно окупившись в прокате[10].

Также в 2008 году Андреасян написал сценарий к режиссёрскому дебюту Константина Крюкова под названием «Весенний перец» (производство «Art Pictures Studio»)[11], но съёмки были приостановлены[12] по причине развода Крюкова с Евгенией Варшавской, дочерью инвестора фильма — предпринимателя и депутата Госдумы от «Единой России» Вадима Варшавского[13][14].

В сентябре 2009 года Андреасян был приглашён в режиссёром и сценаристом, после чего началась разработка фильма «Служебный роман. Наше время», который вышел на экраны в 2011 году. Фильм получил в основном негативные отзывы в прессе[15], включая отрицательные рецензии крупных российских СМИ («Искусство кино»[16], «Коммерсантъ»[17], «Афиша Mail.ru»[18], «Новые известия»[19]).

В сентябре 2010 года вместе с продюсером Георгием Малковым и братом Гевондом Андреасяном покинул «Леополис» и основал кинокомпанию Enjoy Movies[20], после этого Андреасян стал не только режиссёром и сценаристом своих фильмов, но и продюсером. Первым проектом стал кассово успешный фильм «Беременный», режиссёром которого также являлся сам Андреасян[20]. Фильм, собрав $8,2 млн, получил в большинстве разгромные рецензии кинокритиков[21], посчитавших его плагиатом фильма Айвена Рай 1994 года[22].

В собственной кинокомпании Андреасян срежиссировал и спродюсировал в период 2010—2013 годов 15 фильмов, среди которых «Мамы» (2012), «С новым годом, мамы!» (2012), «Тот ещё Карлосон» (2012), «Что творят мужчины!» (2013), «Беременный» (2011). В 2012 г. кино за два года стала самой успешной кинокомпанией в России по версии «Фильм Про. Бизнес»[23].

Фильм «Мамы», состоящий из нескольких новелл разных режиссёров, был высоко оценен критикой[24], продолжение, «С новым годом, мамы!», получило в основном высокие оценки[25].

«Тот ещё Карлосон»[26] получил разгромные рецензии, как и вышедшая в феврале 2013 года картина «Что творят мужчины!»[27].

В апреле 2013 года продюсеры Enjoy Movies Андреасян, Георгий Малков и Гевонд Андреасян, продюсер Renovatio Entertainment Владимир Поляков, а также голливудские продюсеры Хейден и Тоув Кристенсены организовали компанию Glacier Films, в планах которой значились съемки не менее десяти фильмов, ориентированных на мировой прокат[28].

Летом 2013 года Андреасян выступил режиссёром первого международного проекта Glacier Films — криминальной драмы «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди, Хейденом Кристенсеном, Джорданой Брюстер и рэпером Эйконом в главных ролях. Съемки прошли в Новом Орлеане[29]. Первый показ фильма прошёл на кинофестивале в Торонто. Фильм был показан в рамках конкурсной программы Special presentation[30]. Фильм получил преимущественно негативные оценки критиков: его рейтинг на сайте Rotten Tomatoes составляет 14 %[31], Metacritic даёт ленте 23 балла из 100[32].

Осенью 2013 года в Лос-Анджелесе был снят первый продюсерский международный проект Glacier Films, зомби-хоррор Cooties с Эйлайджей Вудом в главной роли[33]. Зимой 2013—2014 года в Румынии прошли съемки второго международного продюсерского проекта Glacier Films, а также продюсера «Паранормального явления» и «Астрала» Стивена Шнайдера — исторического мистического триллера Bathory/ Lady of Csejte. Главную роль в фильме исполнила актриса Светлана Ходченкова. Режиссёром ленты стал Андрей Конст[34].

C декабря 2013 по март 2014 в прокат вышли четыре фильма Enjoy Movies и Renovatio Entertainment «Остров везения», «Друзья друзей», «Чемпионы», «Легок на помине». Зимой 2014 года Андреасян приступил к съемкам второй части «Что творят мужчины!». В мае 2014 года приступил к съемкам фантастического экшна «Мафия», в основе сюжета которого лежит одноимённая карточная игра[35].

Согласно исследованиям сайта Filmz.ru, в 2020 году Enjoy Movies стала самой рентабельной компанией российского кинорынка[36].

22 января в прокат вышла криминальная драма «Ограбление по-американски». После выхода ленты в прокат в США в ряде интернет-порталов появилась информация об антирекорде по сборам фильма[37]. Сарик Андреасян объяснил это тем, что фильм шёл в десяти кинотеатрах без какой либо рекламной компании[38].

Осенью 2020 года прошли съемки фильма «Землетрясение». Российско-армянская лента была выдвинута на соискание премии «Оскар» от Армении, однако получила отказ по причине превалирующего российского вклада в производство фильма[39]. Несмотря на это, «Землетрясение» был единственным фильмом, который получил положительные отзывы от критиков[40][41][42][43][44], так как другие фильмы в основном получали только негативные отзывы.

Весной-летом 2020 года прошли съемки фильма о советских супергероях «Защитники». Фильм получил почти исключительно отрицательные отзывы в российской прессе[45]. Его разгромили авторы таких изданий как «Афиша»[46], «Meduza»[47], «Российская газета»[48], «Мир фантастики»[49] и многих других. По данным сайта «Критиканство», агрегирующего критические обзоры фильмов, на 27 февраля 2020 года фильм «Защитники» был четвёртым самым худшим фильмом за всю историю наблюдения[50].

В июле 2020 года студия Enjoy Movies сообщила о намерении объявить себя банкротом[51][52][53], однако уже в августе отозвала заявление о банкротстве[54][55].

Несмотря на проблемы со студией «Enjoy Movies», братья Андреасяны основали новую студию под названием «Большое кино»[56]. В рамках этой студии Сарик Андреасян снял два фильма — «Любовь в городе ангелов» и «Непрощённый». Оба фильма оказались единственными, которые получили средние отзывы[57].

7 сентября 2020 года Андреасян после семи лет брака развёлся с женой[58].

В 2020 году снял комедию «Девушки бывают разные»[59], на этапе съёмок известную под названием «Каникулы в юбках»[60]. 23 февраля 2019 года в сети появились кадры к новому фильму Андреасяна «Робо»[61]. 4 апреля 2020 года Андреасян объявил, что снимет ещё одну драму с участием Дмитрия Нагиева под названием «Родина»[62].

Фильмография с 2012 по 2013 годы

Всего за три года режиссер Сарик Андреасян создал и спродюсировал 14 картин. В их числе семейные комедии:

  • «Мамы»;
  • «Тот ещё Карлосон»;
  • «Что творят мужчины!»
  • «С Новым годом, мамы!» и др.

Все они имели огромный финансовый успех и собирали полные залы. Благодаря их появлению на экранах кинокомпания Enjoy Movies всего за 2 года стала коммерчески самой успешной в России.

Кроме того, в 2013 году, всего через 4 года после начала творческой деятельности, Сарик Андреасян вошел в топ-10 самых успешный продюсеров РФ по версии известного журнала «Кинобизнес», а также занял 3 строчку самых кассовых режиссеров нашей страны по версии издания Variety Russia.

ПРИНЦИП КОПИПАСТА

Впервые имя Сарика Андреасяна громко прозвучало, когда вышел второй его фильм, комедия «Беременный» (2011), за которым сразу, встык, в том же году был выпущен «Служебный роман. Наше время». Рецензентов разозлили не грубые и несмешные шутки, на которых строились обе картины, а откровенная эксплуатация чужого материала. Причем если «Служебный роман» органично вписывался в новый курс на ремейки советской классики (на тот момент самым кассовым российским фильмом после СССР была «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова), то «Беременный» казался неавторизованным ремейком голливудского хита – «Джуниора» Айвена Райтмана с Арнольдом Шварценеггером, также рассказывавшего о приключениях забеременевшего мужчины.

Достаточно залезть на интернет-форумы, где окопались хейтеры Андреасяна, чтобы обнаружить: до сих пор главное направление обвинений в адрес режиссера – его демонстративная и, по мнению большинства, возмутительная вторичность. Он заимствует идеи, сюжеты, героев, приемы, конкретные сцены. Его дебютные «ЛОпуХИ: эпизод первый» (2009) копировали модель «Тупого и еще тупее» – неполиткорректной и нарочито идиотской комедии о приключениях идиотов в большом городе. «Беременный» спекулировал на Шварценеггере, «Служебный роман. Наше время» – на Эльдаре Рязанове, «Тот еще Карлосон!» (2012) – на советском мультфильме и книге Астрид Линдгрен: осознанно неправильное написание имени героя в заголовке – немудреный способ уйти от разборок по поводу авторских прав. Альманахи «Мамы», «С Новым годом, мамы!» (оба – 2012) и снятые уже без участия Андреасяна «Мамы 3» – попытка заимствовать стратегию ежегодных праздничных «Елок». «Что творят мужчины!» и «Что творят мужчины! 2» – явный копипаст с успешной комедии «Квартета И» «О чем говорят мужчины». Снятое в Штатах «Ограбление по-американски» опять же и названием, и сюжетом отсылает к десяткам аналогичных картин. «Мафия. Игра на выживание» – одновременно ответ на повсеместно экранизируемые игры и игрушки, от «Трансформеров» до Angry Birds, и аналог антиутопий о выживании вроде «Бегущего в лабиринте» или «Голодных игр». «Землетрясение» – подражание множеству фильмов-катастроф (впрочем, уникальная событийная основа на этот раз избавила режиссера от прямых обвинений в плагиате). «Защитники» – отечественный аналог марвеловских «Мстителей».

Сбивает с толку не постоянная спекуляция на чужом материале, вполне нормальная и обыденная для современной массовой культуры, а принципиальная позиция Андреасяна. Он последовательно и агрессивно выступает на правах отнюдь не скромного исполнителя продюсерского заказа, но создателя, чья воля – осознанная стратегия постоянного и повсеместного заимствования. Он сам себе продюсер и заказчик, чаще всего собственный сценарист. То есть по всем показателям Андреасян – настоящий автор. Но его позиция – принципиально антиавторская; недаром он так часто нападает на фестивальное кино. Тяга к плагиату не от недостатка самоуверенности, а от ее переизбытка, моментально вскрывающегося в каждом публичном высказывании. Он искренне верит, что может снять лучше оригинала. А не лучше – так как минимум не хуже.

Режиссерская психология Андреасяна сформировалась в эпоху повального пиратства, когда понятие «копирайт» не имело никакого смысла. Можно назвать это и средневековым мышлением (без тени осуждения). Материал для искусства, темы, персонажи, пафос и даже изобразительные приемы – общие, одни на всех, и принадлежат каждому художнику, поскольку, в конечном счете, принадлежат публике. А она однажды уже хохотала на комедии про беременного мужика – почему бы не доставить ей это удовольствие во второй раз? Причем Андреасян не довольствуется пересказом чужого. Он моментально присваивает его, в традициях детского творчества или наивной живописи. Или даже улучшает, как печально известная испанская пенсионерка – древнюю фреску: например, дописывает коммерчески-криминальный финал «Служебному роману» (оказывается, история не о любви, а о фирме-конкуренте, решившей подсидеть Калугину). Изобретает целую вселенную «Карлосонов», придумывая для них имя – «метрики» – и поселяя на небеса. К сюжету о группе супергероев добавляет патриотически-государственнического пафоса. И так далее.

В своих попытках повторить Голливуд отечественное кино нередко прибегает к эффекту «золотых часов Хоттабыча». В книге Лазаря Лагина джинн подарил пионеру Вольке часы из чистого литого золота; механизма внутри не было. Кинематограф Андреасяна – буквальное воплощение этого метода, вплоть до частностей. В «Джуниоре» описан фантастический, но детальный механизм оплодотворения мужчины, чтобы тот был способен выносить и родить ребенка. Герой «Беременного» просто загадал желание, взглянув на падающую звезду, и вдруг забеременел. Как и почему, не уточняется: детали в кино – это лишнее, уверен Андреасян. Ищешь правдоподобия? Да ты просто в чудо не веришь!

Или взять команду «Защитников». Человек-медведь, чей пулемет подключается к центральной нервной системе; человек-земля, чей хлыст состоит из камней; женщина-вода, которая становится невидимой, а при помощи суперкостюма делает невидимым и все, к чему прикасается; человек-ветер, умеющий виртуозно обращаться с холодным оружием. С какими целями в экспериментальных лабораториях их обучили именно этим навыкам? Почему так и не применили? Вероятно, Андреасян и его сценарист Андрей Гаврилов искренне верят, что американские комиксы строятся подобным образом: человеку добавляют волшебных способностей, а потом пускают сражаться с врагами. И побеждать их, само собой. Сложные, замешанные на мифологии и психологии предыстории героев «Мстителей» или «Лиги справедливости» Андреасян попросту игнорирует, о них не знает или не желает знать. Кино – это чудо. Хватит копаться в чуде.

Та же история даже с Карл(о)соном. То есть и у Линдгрен его природа загадочна, но есть хотя бы объяснение его способности летать: пропеллер на спине. Даже у ангелов, на которых так похожи защищающие детей небесные метрики, были крылья. Как и почему летает сыгранный Михаилом Галустяном безымянный герой – неведомо. Чудо, опять чудо. К слову, вера в чудеса, которой Андреасян требует от своего зрителя, – важная часть национального характера. Можно предположить, что она – одна из причин, по которым публика прощает сценариям андреасяновских картин все их очевидные огрехи.

Главный фактор, призванный давать ощущение чуда, – музыка. В этой области Андреасян ведет себя как еще более уверенный экспроприатор. Больнее всего слух режут мелодии Андрея Петрова в ремейке «Служебного романа», которые единолично призваны отвечать за аутентичность фильма, за его верность оригиналу, а также за атмосферу. Контраст уютных, знакомых с детства музыкальных тем с интерьерами турецких гостиниц и московских офисов требует немедленно закрыть глаза – или зажать уши, только бы устранить ощущение тотальной неуместности. В подборе песен Андреасян действует с размашистостью подростка, составляющего сет-лист школьной дискотеки: Oh, Pretty Woman Роя Орбисона и I Want to Break Free Queen в «Беременном», After Dark Tito & Tarantula и You’re Beautiful Джеймса Бланта в «Служебном романе», весь репертуар Джо Дассена в «Мамах» и трогательное «Куда уходит детство» в «Том еще Карлосоне!» (тут будто вмешалась учительница начальных классов). Гротескный шлейф ассоциаций вокруг каждого из хитов, давно стертых от частого употребления, не смущает режиссера, а кажется ему достоинством.

Принцип Хоттабыча особенно эффектно работает в блеклом «Ограблении по-американски», которое даже возмутительным язык не повернется назвать: типовой фильм, каких тысячи. В каждой американской рецензии (картина все-таки участвовала в фестивале в Торонто, профессиональная пресса ее посмотрела) звучит одно недоумение. Зачем русский режиссер взялся за такую картину? Что он вообще хотел сказать набором привычных клише? Два брата, один праведный, другой грешный; ограбление, ведущее обоих на скользкую дорожку; подготовка атаки в начале и кульминационная погоня-битва в конце… Кажется, никто из рецензентов не смог понять сути. Для Андреасяна этот фильм не был попыткой сказать что-либо вообще. «Ограбление по-американски» стало концептуальным жестом. Способом доказать, что любой может снять типовой голливудский фильм, делов-то. И продемонстрировать, что никакого творчества в американской киноиндустрии нет, сплошная механика. Берешь звезду или нескольких (к Эдриену Броди добавился Хайден Кристенсен, исполнитель роли молодого Дарта Вейдера и фаворит «Золотой малины»), микшируешь штампы и известные сюжетные структуры – и фильм готов. Вот и всё «зачем».

Кстати, об актерах. Судя по всему, в начале карьеры Андреасян имел лишь отдаленное представление об их назначении в кино. Поэтому в «ЛОпуХАХ» в главных ролях кавээнщики Сергей Писаренко, Евгений Никишин и Эндрю Нджогу; отмеченная всеми скверная актерская игра – непонимание режиссером различий между студенческим стендап-скетчем и кинематографом. Андреасян с самого начала знает о спасительности звезд, но не делает различий между звездами-артистами и поп-звездами. Он первым делает ставку на актерские способности бывшей солистки «Блестящих» Надежды Ручки (в «ЛОпуХАХ») и бывшей певицы «ВИА Гра» Анны Седоковой (в «Беременном»), и его ничуть не смущает результат: девушки-то красивые, а это главное. Лишь постепенно в его фильмах начинают появляться самоигральные актеры более высокого класса, принципиально поднимающие качество зрелища: Олег Табаков в «Том еще Карлосоне!», Егор Бероев в «Мамах», Светлана Ходченкова в «Служебном романе», Вениамин Смехов в «Мафии» и Константин Лавроненко в «Землетрясении». Впрочем, судя по дилогии «Что творят мужчины!» и «Защитникам», Андреасян до сих пор убежден: некоторым жанрам профессиональная актерская игра в принципе ни к чему.

Язвительный комментатор бы добавил: «Не только актерская игра, но и профессиональный грим, спецэффекты, костюмы, операторская работа и монтаж». И правда, исследовать ляпы в фильмах Андреасяна можно бесконечно. Но куда интересней попробовать понять, почему конструкция продолжает держаться, режиссер – снимать, а зрители – смотреть?

Похоже, публике Андреасяна его фильмы кажутся достойным если и не ответом, то троллингом Голливуда, эффективным опровержением тезиса о значимости таланта и оригинальности для успеха в кино. Продукция Enjoy Movies доказывает: подделка функционирует так же, как оригинал. Зато она родная, отечественная (на патриотических чувствах братья Андреасяны тоже играют с немалым кайфом). В глазах многих эти фильмы не хороши сами по себе, но косвенно дают понять, что и другие не лучше. Не кинематограф, а кривое зеркало.

Glacier Films

В 2013 году братья Андреасян, Г. Малков, а также В. Поляков объединились с известными голливудскими продюсерами Хейден и Тоув Кристенсенами и организовали новую компанию. Основанная ими Glacier Films сразу же объявила о своем намерении снять не менее 10 картин для мирового проката.

Летом 2013 года режиссер Сарик Андреасян, фильмы которого пользуются большой популярностью у российского зрителя, снял драму «Ограбление по-американски». В этот первый проект Glacier Films в качестве исполнителей главных ролей были приглашены Эдриан Броуди, Хейден Кристенсен, Джордана Брюстер и рэпер Эйкон. Съемки фильма проходили в Новом Орлеане. Дебютный показ картины состоялся в Канаде на кинофестивале в Торонто.

В том же году Сарик Андреасян выступил в качестве режиссера зомби-хоррора Cooties, события в котором разворачиваются в частной школе, где ученики подхватили страшный вирус и отчаянно борятся за выживание.

Позже компанией Glacier Films были снят фильм Bathory/ Lady of Csejte, основанный на реальной истории графини Е. Батори. Главную роль в картине исполнила С. Ходченкова. Режиссером ленты стал А. Конст.

Режиссерские работы

В 2009 году выходит в прокат дебютная режиссерская работа Сарика Андреасяна «Лопухи». Комедия с известными участниками КВНа в главных ролях при бюджете в миллион долларов заработала в кинотеатрах целых пять, окупившись в несколько раз.

Благодаря этому финансовому успеху Андреасян получает предложение срежиссировать ремейк классической советской комедии «Служебный роман». В итоге фильм получил разгромные отзывы критиков, однако при бюджете в 5 миллионов долларов собрал в прокате около пятнадцати.

Смотреть галерею

В это же время Сарик с братом Гевондом и знакомым продюсером Георгием Малковым основывает собственную продюсерскую компанию Enjoy Movies. Первая работа постановщика, вышедшая под эгидой . Картина во многом повторяет сюжет комедии «Джуно», за что была подвергнута яростной критике. Однако кассовые сборы снова оказались выше всяких ожиданий.

Самые благосклонно принятые критиками работы Сарика Андреасяна — сборники киноновелл «Мамы» и «С новым годом, мамы!», которые он спродюсировал и стал автором нескольких новелл.

После выхода комедий «Тот еще Карлосон!» и «Что творят мужчины» основатели Enjoy Movies решают создать международную продюсерскую компанию с целью выхода на мировой рынок. В рамках этой кампании Сарик Андреасян ставит свой первый англоязычный фильм — криминальный боевик «Ограбление по-американски». В главных ролях заняты лауреат премии Оскар Эдриан Броуди и звезда «Звездных войн» Хейден Кристенсен. Тем не менее, фильм слабо показывает себя в прокате и получает разгромные рецензии критиков.

Сарик Андреасян возвращается к русскоязычным картинам и начинает заниматься более серьезным кино. За последние несколько лет он поставил фантастический триллер «Мафия», фильм-катастрофу «Землетрясение» и первый российский фильм о супергероях «Защитники». Все они получили крайне низкие оценки критиков и не поразили кассовыми сборами. Ниже фото Сарика Андреасяна со съемок картины «Землетрясение».

Смотреть галерею

Последние работы режиссера

В 2014 году Андреасян начал работу над второй частью кинохита «Что творят мужчины!», пригласив на главные роли Т. Мамедова, Р. Юнусова и Д. Кожома. Съемки фильма прошли в Москве и Лос-Анжелесе.

Из других работ Сарика можно о, «Женщины против мужчин», «Ограбление по-американски» и др.

Одной из последних работ режиссера стала картина «Защитники». Ее трейлер собрал около 30 миллионов просмотров и стал темой многих статей в зарубежной прессе.

Сарик Андреасян: «Голливуд убил независимый кинематограф»

Твой дебют в заокеанском кино, «Ограбление по-американски», прошёл в США без особых успехов. Ты планируешь после этого продолжать развивать там свой бизнес?

— Нет, «Ограбление» отлично себя показало на альтернативных площадках, но с ним мы застали момент, когда недорогое мужское кино стало никому не нужно в прокате, — всё кино стало женским и семейным. Когда мы начинали его снимать, то фильмы вроде «Заложницы» или «Воздушного маршала» собирали кассу, но когда мы подошли к прокату этот пласт уже ушел — на телевидение и в интернет. Всё кино с социальным подтекстом теперь тоже там: от «Карточного домика» до «Настоящего детектива». В кинотеатре сегодня это никому не нужно: в Штатах зарабатывает или очень дорогой аттракцион или очень местная драма в духе фестиваля «Санденс». А я не американец, я не могу снять американскую драму, как Клинт Иствуд. Я и русскую душу не могу понять до конца, хотя живу в России всю жизнь, а в Америке я вообще чужой. Я думаю, я должен снимать международные истории.

Такие как «Самсон», который ты собираешься снимать с партнерами из Германии и Израиля?

— Да. Это самая первая история супергероя — человека, которого Бог наделил силой и который разрушил языческий храм во имя Бога. Это прекрасный пласт для экшна: я ничего не придумываю. И это очень драматический экшн, потому что нет хеппи-энда. В Америке фанатеют от библейских историй, начиная со «Страстей Христовых» и заканчивая «Ноем» или «Исходом». Центральная Америка очень верующая. И такая история, как «Самсон», есть во всех культурах и религиях. Между прочим, Самсунг — это Самсон на корейском. Он и в исламе есть как первый смертник — человек, принесший себя в жертву Богу. То есть я попадаю в интересы всех аудиторий — и в арабских странах, и в Азии, и в Европе, и в Америке.

И в России такое большое историческое кино тоже отлично собирает. Даже откровенно слабые «Боги Египта» заработали 700 млн рублей. Это огромная касса, по старому курсу получается даже больше американских сборов. У нас любят пеплумы.

У тебя в работе одновременно несколько проектов, как удаётся следить за всеми сразу?

— Я думаю, что в теории это связано с тем, что я знаю три языка: русский, армянский и английский — могу свободно переключать сознание с одного на другой, включать разные точки в голове. Единственное, что меня печалит, что нет времени. Я забыл, когда нормально спал: если не работа, то семья или другие обязанности. Я сплю по 5 часов в день, и это утомляет, но если бы я сидел и ждал полтора года того момента, когда начнутся съёмки «Самсона», то я бы просто сошел с ума. А так у меня есть возможность заниматься другими вещами. Сейчас мы пишем сценарий «Роботов» — ещё одного большого фантастического проекта с китайскими продюсерами. Написали пару вариантов, но пока что всё не то.

Ты будешь ещё снимать комедии?

— Да, я снимаю одну из новелл в альманахе «Всё о мужчинах» — нашем совместном проекте с компанией Fresh Film Миши Галустяна. Хотим выпустить его уже в сентябре. Комедии — это то, в чем мы понимаем. У меня сорок сотрудников, они не могут сидеть и два года ждать выхода большого фантастического фильма, они должны работать.

Последние года два-три я не снимал никаких комедий, но когда люди обо мне пишут, они вспоминают только их. Это определенный стереотип, и я не знаю, сколько лет должно пройти, чтобы журналисты упоминая обо мне, писали в скобочках не «Беременный», а «Ограбление по-американски» и «Землетрясение».

Фильм «Землетрясение» режиссера Сарика Андреасяна

7 декабря 1988 года в Армянской СССР произошло одно из самых разрушительных землетрясений в новейшей истории человечества. В одночасье почти до основания были разрушены 4 города и более 300 населенных пунктов. Погибли под завалами или скончались впоследствии от полученных травм более 25 000 человек. У республики не было ни единого шанса справиться с бедой самостоятельно. Но беда сплотила людей, многие из которых никогда раньше не слышали о Спитаке или Ленинакане.

Хотя в дни этой трагедии, объединившей мир, Сарик Андреасян был еще дошкольником, он запомнил атмосферу скорби и всеобщего стремления помочь всем, чем можно. Поэтому неудивительно, что, став взрослым, режиссер решил снять фильм о тех событиях.

Судя по отзывам зрителей, картина, безусловно, получилась. Она стала своеобразным актом благодарности всем жителям СССР и других стран, кто прибыл в Армению, чтобы спасать тех, кто умирал под руинами домов, школ, детсадов и промышленных предприятий.

Фильм Сарика Андреасяна «Землетрясение» вышел в прокат с 1 декабря. Он разбудил в людях старшего поколения воспоминания о великой стране, где боль другого воспринималась как своя вне зависимости от национальности, и заставил молодежь задуматься о вечных ценностях.

Карьера[ | ]

После учёбы занялся написанием сценариев (в 2005—2006 годах выступал автором диалогов сериала «Не родись красивой»[5]) и в 2006 году получил возможность срежиссировать малобюджетный триллер «45 сантиметров» по собственному сценарию, однако проект был остановлен во время съёмочного процесса из-за отсутствия финансирования[6]. В следующем году съёмки возобновились, но вскоре снова были свёрнуты по той же причине. Позднее был приглашён доделать фильм, но ответил отказом.[источник не указан 136 дней

]

В 2007 году выступал автором идеи и режиссёром-постановщиком юмористической программы «Бла-бла шоу» на телеканале «РЕН ТВ»[7][2], снял музыкальный клип начинающего исполнителя DJ Elizabeth «Just Let Me Go»[8]. Спустя год в Нижнем Новгороде снимал пилотные серии сериала «Горький нестандарт» с участием Николая Наумова и других актёров «Бла-бла шоу»[5], однако проект так и не вышел в эфир.

В 2008 году снял комедию «ЛОпуХИ» по сценарию, написанным им со своей сценарной группой. Благодаря опыту работы на телевидении Андреасян собрал в фильме известных юмористов, бывших КВНщиков. Фильм вышел в прокат в августе 2009 года и заработал около $5 млн в прокате при бюджете в $1 млн.[9], многократно окупившись в прокате[10].

Также в 2008 году Андреасян написал сценарий к режиссёрскому дебюту Константина Крюкова под названием «Весенний перец» (производство «Art Pictures Studio»)[11], но съёмки были приостановлены[12] по причине развода Крюкова с Евгенией Варшавской, дочерью инвестора фильма — предпринимателя и депутата Госдумы от «Единой России» Вадима Варшавского[13][14].

В сентябре 2009 года Андреасян был приглашён в режиссёром и сценаристом, после чего началась разработка фильма «Служебный роман. Наше время», который вышел на экраны в 2011 году. Фильм получил в основном негативные отзывы в прессе[15], включая отрицательные рецензии крупных российских СМИ («Искусство кино»[16], «Коммерсантъ»[17], «Афиша Mail.ru»[18], «Новые известия»[19]).

В сентябре 2010 года вместе с продюсером Георгием Малковым и братом Гевондом Андреасяном покинул «Леополис» и основал кинокомпанию Enjoy Movies[20], после этого Андреасян стал не только режиссёром и сценаристом своих фильмов, но и продюсером. Первым проектом стал кассово успешный фильм «Беременный», режиссёром которого также являлся сам Андреасян[20]. Фильм, собрав $8,2 млн, получил в большинстве разгромные рецензии кинокритиков[21], посчитавших его плагиатом фильма Айвена Рай 1994 года[22].

В собственной кинокомпании Андреасян срежиссировал и спродюсировал в период 2010—2013 годов 15 фильмов, среди которых «Мамы» (2012), «С новым годом, мамы!» (2012), «Тот ещё Карлосон» (2012), «Что творят мужчины!» (2013), «Беременный» (2011). В 2012 г. кино за два года стала самой успешной кинокомпанией в России по версии «Фильм Про. Бизнес»[23].

Фильм «Мамы», состоящий из нескольких новелл разных режиссёров, был высоко оценен критикой[24], продолжение, «С новым годом, мамы!», получило в основном высокие оценки[25].

«Тот ещё Карлосон»[26] получил разгромные рецензии, как и вышедшая в феврале 2013 года картина «Что творят мужчины!»[27].

В апреле 2013 года продюсеры Enjoy Movies Андреасян, Георгий Малков и Гевонд Андреасян, продюсер Renovatio Entertainment Владимир Поляков, а также голливудские продюсеры Хейден и Тоув Кристенсены организовали компанию Glacier Films, в планах которой значились съемки не менее десяти фильмов, ориентированных на мировой прокат[28].

Летом 2013 года Андреасян выступил режиссёром первого международного проекта Glacier Films — криминальной драмы «Ограбление по-американски» с Эдрианом Броуди, Хейденом Кристенсеном, Джорданой Брюстер и рэпером Эйконом в главных ролях. Съемки прошли в Новом Орлеане[29]. Первый показ фильма прошёл на кинофестивале в Торонто. Фильм был показан в рамках конкурсной программы Special presentation[30]. Фильм получил преимущественно негативные оценки критиков: его рейтинг на сайте Rotten Tomatoes составляет 14 %[31], Metacritic даёт ленте 23 балла из 100[32].

Осенью 2013 года в Лос-Анджелесе был снят первый продюсерский международный проект Glacier Films, зомби-хоррор Cooties с Эйлайджей Вудом в главной роли[33]. Зимой 2013—2014 года в Румынии прошли съемки второго международного продюсерского проекта Glacier Films, а также продюсера «Паранормального явления» и «Астрала» Стивена Шнайдера — исторического мистического триллера Bathory/ Lady of Csejte. Главную роль в фильме исполнила актриса Светлана Ходченкова. Режиссёром ленты стал Андрей Конст[34].

C декабря 2013 по март 2014 в прокат вышли четыре фильма Enjoy Movies и Renovatio Entertainment «Остров везения», «Друзья друзей», «Чемпионы», «Легок на помине». Зимой 2014 года Андреасян приступил к съемкам второй части «Что творят мужчины!». В мае 2014 года приступил к съемкам фантастического экшна «Мафия», в основе сюжета которого лежит одноимённая карточная игра[35].

Согласно исследованиям сайта Filmz.ru, в 2020 году Enjoy Movies стала самой рентабельной компанией российского кинорынка[36].

22 января в прокат вышла криминальная драма «Ограбление по-американски». После выхода ленты в прокат в США в ряде интернет-порталов появилась информация об антирекорде по сборам фильма[37]. Сарик Андреасян объяснил это тем, что фильм шёл в десяти кинотеатрах без какой либо рекламной компании[38].

Осенью 2020 года прошли съемки фильма «Землетрясение». Российско-армянская лента была выдвинута на соискание премии «Оскар» от Армении, однако получила отказ по причине превалирующего российского вклада в производство фильма[39]. Несмотря на это, «Землетрясение» был единственным фильмом, который получил положительные отзывы от критиков[40][41][42][43][44], так как другие фильмы в основном получали только негативные отзывы.

Весной-летом 2020 года прошли съемки фильма о советских супергероях «Защитники». Фильм получил почти исключительно отрицательные отзывы в российской прессе[45]. Его разгромили авторы таких изданий как «Афиша»[46], «Meduza»[47], «Российская газета»[48], «Мир фантастики»[49] и многих других. По данным сайта «Критиканство», агрегирующего критические обзоры фильмов, на 27 февраля 2020 года фильм «Защитники» был четвёртым самым худшим фильмом за всю историю наблюдения[50].

В июле 2020 года студия Enjoy Movies сообщила о намерении объявить себя банкротом[51][52][53], однако уже в августе отозвала заявление о банкротстве[54][55].

Несмотря на проблемы со студией «Enjoy Movies», братья Андреасяны основали новую студию под названием «Большое кино»[56]. В рамках этой студии Сарик Андреасян снял два фильма — «Любовь в городе ангелов» и «Непрощённый». Оба фильма оказались единственными, которые получили средние отзывы[57].

7 сентября 2020 года Андреасян после семи лет брака развёлся с женой[58].

В 2020 году снял комедию «Девушки бывают разные»[59], на этапе съёмок известную под названием «Каникулы в юбках»[60]. 23 февраля 2019 года в сети появились кадры к новому фильму Андреасяна «Робо»[61]. 4 апреля 2020 года Андреасян объявил, что снимет ещё одну драму с участием Дмитрия Нагиева под названием «Родина»[62].

Личная жизнь Сарика Андреасяна

Режиссер не любит рассказывать о своей семье. Известно только, что он женат на девушке, которая получила диплом журналиста и имеет к кино только косвенное отношение.

Журналистам удалось выяснить, что история знакомства супругов похожа на сценарий романтического фильма. Посудите сами: несколько лет назад Сарик Андреасян познакомился в одной из социальных сетей с девушкой, которая выставила в качестве аватарки фото его будущей жены. Общение продолжилось около месяца, однако потом обман был раскрыт. Спустя некоторое время молодой человек увидел красавицу с фото и не смог удержаться, чтобы не подойти к незнакомке. Он рассказал ей про свой «виртуальный роман», и она посчитала эту историю забавной. В итоге молодые люди стали встречаться, а позже вступили в брак.

Теперь вы знаете, кто такой Сарик Андреасян. Фильмы этого режиссера часто становятся мишенью для критики специалистов. Однако многие из них относятся к самым кассовым в истории российского кинематографа и пользуются большой популярностью у зрителей.

Сарик Андреасян о современном кинематографе

А вы хотите знать, почему у нас снимают ТАКОЕ кино?

Собственно, само интервью с Сариком Андреасяном, данное им Афише в июле 2012 года.

— Вы сами что смотрите?

— Все, кроме триллеров, мистики, хоррора. Это несуществующие для меня жанры.

— То есть «Старикам тут не место» и «Нефть» прошли мимо вас?

— «Нефть» — великий фильм, но я просто люблю Дэниела Дей-Льюиса. «Старикам тут не место» — не мое. Я мозгом понимаю, что это талантливо, но сам бы я не хотел таким кино заниматься. 90 процентов зрителей, которые этот фильм смотрят, не понимают ничего. Непонятно, зачем Коэны это все делают. Как и Тарантино. Люди балуются. Это кино не зрительское. Оно для критиков, киноманов. Я от «Мстителей» или «Железного человека» получаю большее удовольствие, чем от «Стариков».

— Вы на своем мастер-классе объясняли разницу между российским и западным кино: американское — это как парк развлечений Universal, а наше — это как дряхлые карусели во дворе. Вы считаете, что кино — это обязательно аттракцион?

— Сто процентов. Никто не водит ребенка в цирк, чтобы он грустил, никто не ходит в кафе, чтобы испортить себе настроение. Люди идут в кинотеатр, чтобы получить удовольствие, а оно лежит в плоскости юмора, экшена, аттракциона. Если человек пришел на детский фильм, пусть не рассчитывает увидеть там «Елену» Звягинцева.

— А «Елену» вы видели? Что скажете?

— К Звягинцеву я отношусь хорошо. То, что он делает, — красиво, профессионально, вопросов нет. Но Звягинцев не смог бы снять «Беременного». И не потому что он слишком талантлив. Он просто этого не умеет: нужно попасть в зрителя, который вырос на MTV. Этот зритель кушает, торопится, обнимает свою подругу. А у Звягинцева зритель совсем другой: он пришел осознанно и готов к тому, что камера сейчас две минуты будет ползти, а актеры — молчать. Звягинцев точно знает своего зрителя: в какой кафешке он ест, в какой театр он ходит, что он смотрит «Закрытый показ» Гордона. А мой сегмент — общее место, люди от 14 до 25 лет, других подробностей я про них не знаю.

— Вас обижает, что вашего «Карлосона» здорово критикуют?

— Взрослые, которые приходят на моего «Карлосона», ожидают увидеть того, советского. Не получив желаемого, они начинают возмущаться: куда катится наше кино! А оно никуда не катится. Оно соответствует актуальным параметрам. «Гарри Поттер» — вот нынешнее детское кино. После него я уже не могу предложить детям старые «Приключения Буратино». Мои племянники не досматривают советского «Карлсона». Для них это некрасиво, пастельно, скучно.

— Недавно вышло «Королевство полной луны» Уэса Андерсона, отчасти тоже детский фильм. Он вам как?

— Для меня этот фильм — высшая степень дебилизма. Я встал и ушел на двадцатой минуте. Это абсолютный артхаус, заточенный под детское кино. Если бы тому же Звягинцеву дали снимать «Карлосона», он бы сделал как раз такое «Королевство полной луны». Сколько у нас он собрал? Пять тысяч долларов, десять? Но американское кино обладает международным прокатом, так что Андерсон — не сумасшедший. Он точно знает, что в каждом большом городе есть пять тысяч человек, которым его фильм понравится. Эти пять тысяч он умножил на десять долларов и понял, что соберет 30 миллионов. Соответственно, он всегда сможет снимать свое говно.

— И «Поезд на Дарджилинг» вам не нравится? Это же комедия про семью, как вы любите.

— Это не моя комедия. Я вообще не люблю такую фактуру: кино, снятое в Индии. Я далек от этого. Хотя сам — восточный человек теоретически. Для меня самые лучшие комедии — ранние фильмы Адама Сэндлера. «Большой папа», «Счастливчик Гилмор». А в этом «Королевстве луны» пятидесятилетний человек в костюме гномика пытается меня смешить, а Эдвард Нортон ходит в шортах. Это что? Вот в «Диктаторе» у Нортона есть маленькое камео, когда он выходит из туалета — и мы понимаем, что ему кто-то яйца чесал. В зале на этом моменте аплодировали. Вот это работает! По мне, фильм не очень, но он заработал денег — что самое главное.

— Но Саша Бэрон Коэн как комедиограф вам кажется маргинальным?

— Да, юмор Коэна и Апатоу — вообще не мое. Когда кто-то срет на женщину, почему я должен над этим смеяться? Это за гранью добра и зла.

— При этом вы работаете с Георгием Малковым, одним из продюсеров фильма «Гитлер капут!». Это не крайность?

— Да, я считаю, что это очень плохой фильм, и Георгий знает, что я так думаю. Зато «Гитлер капут!» вызвал резонанс. За что его ругают? Потому что это русское кино. В детстве никто не напрягался, когда смотрел «Голый пистолет», а это, по сути, то же самое — пародийный трэш. Я знаю очень много людей, которым нравится «Гитлер капут!». И я не могу предъявлять зрителю претензии за то, что он нормально отдохнул. Это как сказать: «Зачем ты поехал на пляж загорать?» Всегда люди смеялись над такими комедиями. Давайте вспомним «Тупой и еще тупее», где человек ссал в банку и давал милиционеру попить, — в 1994 году все валялись от хохота.

— Давайте поговорим о вашем творческом методе. У вас есть какой-то рецепт убийственной шутки?

— Я просто вижу, рабочая шутка или нет. Бывают хорошие шутки, но зритель не может их считать. А иногда я вижу, что шутка примитивная, но зритель точно будет смеяться; например, торт «Гей Михайлович» я намеренно ставлю в трейлер. Если я поставлю что-то поинтеллигентнее, то смеяться буду только я и еще пять человек.

— У вас были какие-то ориентиры? Вуди Аллен, может быть?

— Нет, потому что он прост. Его фильмы — как две копейки. Они немножко медленные, настроенческие, но ничего сложного он не делает.

— Есть классические приемы в ромкомах — например, влюбленный герой бежит под дождем. Но одно дело, когда бежит Бриджит Джонс, и другое — Егор Бероев в фильме «Мамы», когда он после двух минут знакомства отчаянно летит целоваться с Равшаной Курковой.

— Мне кажется, что если делать все по правде, то кино потеряет легкость, станет фундаментальным, его будет трудно смотреть. Если я начну долго рассказывать историю, то потеряю зрителя. В «Приключениях Шурика», между прочим, Шурик тоже быстро целует Лиду, когда они приходят в квартиру делать уроки. Я объясняю новеллу так: Егор бежит к Равшане ради своего ребенка, он понимает, как много для него значит полноценная семья. Новелла занимает десять минут. Конечно, ее можно растянуть на полный метр, но у меня нет времени, поэтому мой герой тут же принимает решение и целует ее. Когда смотришь на это впервые, ты отдаешься эмоциям, ничего не анализируешь. Когда в третий раз видишь, то уже думаешь — твою мать! Но я отчетливо понимаю, что мои фильмы не пересматривают. Кто-то пришел домой вечером, загрустил и включил «Беременного» — такого не бывает. Ну и что?

— А это ничего, что у вас вся Москва нарисована на компьютере? Выглядит она новее, чем Дубай.

— Это делается осознанно. К сожалению, Москва не киногенична. В основном это провода и мусор. Это не Нью-Йорк. Москвич знает, что я его обманываю. А человек из Челябинска начинает размышлять, не поехать ли ему в отпуск именно в Москву, а не в Дубай. Это к вопросу о том, какой мы портрет страны рисуем. Мне приятнее ее показывать чистенькой, закатной, красивой.

— У вас частная компания, ни от кого не зависите, сами зарабатываете — и снимаете при этом почти имиджевое кино. Зачем?

— Мы его называем добрым, но суть в том, что оно рассказывает о простых истинах. О том, что любовь — это хорошо. Я не выворачиваю любовь наизнанку, я рассказываю примитивные вещи — нужно жить семьей. Есть вещи, которые не должны меняться. Я это никак не педалирую, но мысль в моих фильмах есть. Простая, для шестнадцатилетнего. Адам Сэндлер в «50 первых поцелуях» говорит про то, что если ты встретил своего любимого человека, не упусти этот шанс. «Служебный роман. Наше время» — про это же.

— Семейное кино с хеппи-эндом — это то, чего сейчас хочет зритель?

— Семейное, женское и детское — вот главные тренды. Гангстерское кино умерло. Мужские фильмы перестали собирать деньги, потому что инициатором похода в кино стала женщина, а она выбирает «Дьявол носит Prada». «Авиатор» проваливается, «Банды Нью-Йорка» тоже. В России все криминальные фильмы идут на НТВ как сериалы. Вторая «Бригада» денег не соберет. Все говорят — «Бумер». Шестьсот тысяч долларов — вот и весь «Бумер».

— Ваши герои, в отличие от «Бумера», говорят на несуществующем языке. Вот, например, в «Беременном» Дюжев сердится на своего друга так: «Ах ты паршивый адвокатишка!» Так говорили в переводных американских комедиях девяностых — но не в жизни. Вам не кажется, что герои той же Германики гораздо более правдивы?

— Я искренне ненавижу Германику и все, что она делает. Это самое страшное — когда свою страну пытаются выставить говном. Если бы у меня была возможность, я бы выслал таких на какой-нибудь остров. Я тоже учился в школе, но у меня такого не было. Знаете, почему в Каннах и Венеции всякой нашей шняге дают призы? Все эти фильмы сняты в грязных подъездах, чтобы выставить Россию в дурном свете. Никогда «Стиляги» ничего не получат, потому что там Россия выглядит хорошо. Им выгодно, чтобы все думали, что Россия — это балалайки, медведи, маргиналы, Германики, «Овсянки», «Грузы 200». Все это за гранью добра и зла. Американцы свое кино экспортируют, а нам дают фестивальные призы, чтобы мы всегда были в низшей лиге. Если мы вдруг начнем делать «Мстителей», то отберем у них 200 миллионов в год. Лучше дать приз каким-нибудь «Овсянкам», чтобы мы продолжали думать, что кино должно быть таким.

— Почему Эрнст дает Германике денег?

— Видимо, воплощает свои мечты артхаусные. Но, опять же, рейтингов нет. Ее доля — это смешно, у «Прожекторперисхилтон» в пять раз больше. Это говорит о том, что люди включают то, где картинка красивая, где человека хотя бы нормально загримировали. Прекрасная фраза — «миллионы не ошибаются». Это как говорить, что все против Путина. Кто против Путина? Все мои друзья в регионах голосовали за Путина. Нас 140 миллионов, в Москве — 15, из них 5 миллионов таджиков, два миллиона армян без паспортов, а миллион из фейсбука чем-то не доволен. Проблема Садового кольца — в том, что оно пытается казаться больше и умнее, чем есть на самом деле.

— Помню, на премьере «Карлосона» Михаил Галустян жаловался, что из-за «Марша миллионов» автобусы с детьми-инвалидами якобы не могли припарковаться на Новом Арбате.

— Я думаю, что эти пятьдесят тысяч человек, вместо того чтобы ходить по центру, лучше бы скинулись по сто рублей и поехали по интернатам, а не стояли с надписями «Путин, ты — плохой». С этого начинается гражданское общество, а не с поливания друг друга грязью. У нас все друг друга ненавидят. Один сценарист из Америки мне рассказал, что мексиканцы — Бенисио дель Торо, Гильермо дель Торо, Альфонсо Куарон — даже в кафешки вместе ходят. И если у них есть работа — они друг друга зовут. А у нас все друг друга подсиживают. Наша главная проблема — соседа не любят, потому что у него есть стиральная машина, а у тебя нет. Зло стало мелким.

— Вы критикуете Садовое кольцо, но у вас все фильмы происходят в его пределах. А как же недотепа, маленький человек? Он в вашей вселенной присутствует?

— Только как комедийный персонаж. Недотепа может существовать в кино, если это Галустян или таджик из «Нашей Раши». А если этот недотепа — сирота и у него нога сломалась, то уже нет. Но забывать про таких людей, конечно, нельзя.

— То есть зритель голосует за фильмы, в которых зажиточные москвичи делают некий моральный выбор?

— Если бы я принес нашим прокатчикам комедию «Неприкасаемые», где главные герои — инвалид и чернокожий, меня бы сразу спросили: «Ты что, для бабушек снимаешь?» Я прохожу через некие фильтры, нюансов очень много. Возможно, через пять лет я наберу такой вес, что выйду и скажу, что снял такой-то фильм, — и его сразу возьмут в прокат. Сегодня я не могу себе этого позволить. Пока будет хеппи-энд.

— Так пусть будет хеппи-энд — но зачем для этого всегда нужны гигантские квартиры, ремонт, новая мебель?

— Потому что хочется красоты. Если снимать в квартире, где живет, условно, моя бабушка, я не смогу сделать фильм про праздник. И такое кино вряд ли выйдет в прокат к Новому году или к 8 Марта. А это принципиальный момент, потому что есть такая тенденция — зрители в праздники ходят именно на русские фильмы.

— 8 Марта приятно поностальгировать и вернуться в Советский Союз?

— Сто процентов. Я, кстати, очень жалею, что пропала цензура, идеология, система проката. У нас ведь была безумная система кинопроката — сборы больше, чем в Америке. Я был бы готов к цензуре. Мне бы сказали: «Вырежи шутку про Гея Михайловича». Да не вопрос!

— Вы согласны на цензуру в обмен на гарантию проката?

— На идеальную систему проката, на лояльность. Если бы мне сказали, что у нас будет цензура, но Восьмого марта выхожу я и Ренат Давлетьяров, и никакого «Джона Картера», который заработает сорок миллионов долларов, я бы сказал — хорошо.

— То есть как в Китае?

— Да, потому что я не могу конкурировать c «Джоном Картером»: одна минута этого фильма стоит два миллиона долларов. Дайте мне возможность конкурировать со своим, в этой конкуренции мы станем лучше. Когда Фонд кино решает что-то перераспределить, почему я или другой молодой кинематографист не участвуют в обсуждении? Позовите меня, я гораздо больше вас в курсе текущей ситуации.

— И что бы вы им посоветовали?

— От меня бы услышали много полезного. Не нужно на меня смотреть с пренебрежением, я не собираюсь никому ничего доказывать. Это Хуциеву нужно, чтобы его, условно, фильм про Пушкина взяли в прокат. Я могу дать ему советы по маркетингу или сказать, кого взять на роль Пушкина.

— Кого, кстати?

— Хью Джекмана, к примеру. Возьмите западную звезду и рассказывайте свою великую историю так, чтобы она была интересной. Возьмите Камбербатча. Всегда можно придумать, как достучаться до зрителя. Даже Германика это смогла сделать. Не нужно хаять молодежь за то, что она тупая. Это самое легкое.

— Вас, наверное, смешит возня вокруг Союза кинематографистов — когда старики говорят про какие-то идеалы культуры?

— Меня — да. Все давно разрушено. Двадцать лет уже у нас ноль идеалов. И откуда им появиться, если ты выглядываешь из окна, а там — только «Кока-Кола» и «Старбакс»? В Италии в «Макдоналдсе» никого нет, итальянец не ходит туда, он любит свое. А здесь люди продались. И ментально, и в прямом смысле. Никто свое не любит. Кинематографисты говорят про идеологию и культуру, чтобы вовремя получить государственные деньги. Если бы Никита Сергеевич нашел инвестора либо свои собственные деньги вложил и снял бы национальное кино, я бы сказал — браво! А когда говорят: «Давай организуем Союз кинематографистов и еще Фонд кино, там возьмем, тут попилим» — я перестаю в это верить.

— А с молодым поколением как обстоят дела? Вас вроде бы возмущает образ вгиковского первокурсника.

— Студент с шарфиком, да. Это человек, который не умеет ничего, но ведет себя так, как будто знает все. Классика: идешь по «Мосфильму», встречаешь знакомых. «Ну как?» — «Сейчас снимаем кино. Наверное, в Венецию отправим». Еще через пятнадцать метров: «Ну а ты как?» «Сейчас кино, потом Канны, Берлин». Все они где-то в облаках витают, а в итоге что? «Я — творец, моя камера дрожит, картинка дышит». Это самообман.

— В итоге у вас почти нет конкурентов.

— Я был бы счастлив, если бы кто-то еще делал кино в этом сегменте. Я бы знал, что с кем-то соревнуюсь и мне нужно работать лучше. Но пока все устроено так: есть Фрэнк Синатра и есть Дима Билан. Не в том смысле, что один — плохой, а другой — нет. Билан собирает стадионы, и нельзя сказать его аудитории: «Ах вы, глупые пятнадцатилетние девочки!» Тем подросткам, которые сейчас приходят на «Беременного», через 15 лет будет очень стыдно говорить, что они на этот фильм ходили. Как мне сейчас стыдно говорить, что я смотрел вместе с мамой в 1996 году сериал «Тропиканка».

https://www.afisha.ru/article/russkoe-kino-2012-andreasyan/

АНДРЕАСЯНСарикГарникович

В 1988 году вместе с отцом Гарником Андреасяном, матерью Еразик Багдасарян и двумя братьями переехал в город Кустанай (Казахская ССР). Играл в региональной лиге КВН в команде «Настоящие армяне», однако после того, как телевизионное творческое объединение «АМиК» (правообладатель бренда «КВН») узнало о том, что команда активно гастролирует и без юридического разрешения использует бренд «КВН», команда была не допущена до участия в фестивале «Голосящий КиВиН» и потеряла шансы на прохождение в телевизионные лиги КВН. После переезда в Москву стал специализироваться на музыкальных видеоклипах и рекламе.

После учёбы занялся написанием сценариев (так, в 2005—2006 годах выступал автором диалогов сериала «Не родись красивой») и в 2006 году получил возможность срежиссировать малобюджетный триллер «45 сантиметров» по собственному сценарию, однако проект был остановлен во время съёмочного процесса из-за отсутствия финансирования. В следующем году съёмки возобновились, но вскоре снова были свёрнуты по той же причине. Позднее был приглашён доделать фильм, но ответил отказом.

В 2007 году выступал автором идеи и режиссёром-постановщиком юмористической программы «Бла-бла шоу» на телеканале «РЕН ТВ», снял музыкальный клип начинающего исполнителя DJ Elizabeth «Just Let Me Go». Спустя год в Нижнем Новгороде снимал пилотные серии сериала «Горький нестандарт» с участием Николая Наумова и других актёров «Бла-бла шоу», однако проект так и не вышел в эфир.

В сентябре 2009 года Сарик Андреасян был приглашён в режиссёром и сценаристом, после чего началась разработка фильма «Служебный роман. Наше время», который вышел на экраны в 2011 году. Фильм получил в основном негативные отзывы в прессе, включая отрицательные рецензии крупных российских СМИ («Искусство кино», «Коммерсантъ», «Афиша Mail.ru», «Новые известия»).

В сентябре 2010 года вместе с продюсером Георгием Малковым и братом Гевондом Андреасяном покинул «Леополис» и основал кинокомпанию Enjoy Movies, после этого Сарик стал не только режиссёром и сценаристом своих фильмов, но и продюсером. Первым их проектом стал кассово успешный фильм «Беременный», режиссёром которого также являлся сам Сарик. Фильм, собрав $8,2 млн, получил в большинстве разгромные рецензии кинокритиков, посчитавших его плагиатом фильма Айвена Рай 1994 года.

В собственной кинокомпании Андреасян срежиссировал и спродюсировал в период 2010—2013 годов 15 фильмов, среди которых «Мамы» (2012), «С новым годом, мамы!» (2012), «Тот ещё Карлосон» (2012), «Что творят мужчины!» (2013), «Беременный» (2011). В 2012 г. кино всего за два года становится самой успешной кинокомпанией в России по версии «Фильм Про. Бизнес».

В апреле 2013 года продюсеры Enjoy Movies Сарик Андреасян, Георгий Малков и Гевонд Андреасян, продюсер Renovatio Entertainment Владимир Поляков, а также голливудские продюсеры Хейден и Тоув Кристенсены организовали компанию Glacier Films, в планах которой значились съемки не менее десяти фильмов, ориентированных на мировой прокат.

Согласно исследованиям сайта Filmz.ru, в 2020 году Enjoy Movies стала самой рентабельной компанией российского кинорынка.

В июле 2020 года студия Enjoy Movies, основанная Андреасяном и выпустившая большинство его фильмов, сообщила о намерении объявить себя банкротом, однако уже в августе отозвала заявление о банкротстве.
В 2001 году окончил гимназию с гуманитарным уклоном. В 2001 году поступил на факультет журналистики в Костанайский государственный университет. Окончил «Мастерскую Юрия Грымова» по специальности «режиссёр кино».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]