Кантемир Балагов: «В этом году я сниму свой второй фильм»


Биография Кантемира Балагова

Кантемира Балагова, молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии, уже после выхода его дебютного фильма «Теснота» называли наследником традиций мастеров мирового кинематографа, таких как Ларс фон Триер и братья Дарденны. Фильмы Балагова были удостоены международного признания, а в 2020 году его драму «Дылда» выдвинули на кинопремию «Оскар».

На фото: Кантемир Балагов
На фото: Кантемир Балагов

Кантемир Балагов: «Мне важно было высказаться»

Молодой талантливый режиссер КАНТЕМИР БАЛАГОВ представил свой полнометражный дебютный фильм «Теснота» в новосибирском кинотеатре «Победа» 27 июля. Показ и обсуждение картины, отмеченной престижными призами Канн и «Кинотавра», вызвали живой интереспублики. Судя по отзывам, «Теснота» никого не оставила равнодушным. Одних эта семейная драма на фоне межкультурных различий восхитила, других заставила вступить в жаркую дискуссию, третьих переполнила эмоциями. Зато сам режиссер покорил всех своей открытостью и готовностью к диалогу. «КС» представляет вниманию читателей самые яркие ответы режиссера.

— Кантемир, как возникло название фильма?

— Когда работа над сценарием подходила к концу, названия еще не было. На самом деле назвать фильм — это очень непросто. Мы остановились на «Тесноте» в первую очередь потому, что для меня лично это фильм о внутренней тесноте, когда человеку внутри не хватает пространства для другого, даже самого близкого человека, когда все заполнено только самим собой. Потом появились новые смыслы: территориальная теснота, географическая, узы национальных и семейных традиций и так далее. Когда определились с названием, то и форма начала выстраиваться, в том числе пропорции кадра 4:3. В таком формате герои в кадре должны стоять максимально близко друг к другу, за счет чего тоже появляется теснота.

— В цветовом решении фильма постоянно возникает яркий синий, есть еще заметные красные, желтые, зеленые акценты. Что это значит?

— Когда мы с оператором разрабатывали визуальную составляющую, нам хотелось, чтобы в фильме была цветовая драматургия. Мы решили, что у каждого героя должен быть свой цвет. Главная героиня, ее пространство и ее парень — это синие цвета. Семья — теплые оранжевый, коричневый, охра. Брат и его невеста — зеленый. Красный — это цвет тревоги. Таким образом, конфликт Иланы и ее семьи воспринимается даже подсознательно, через визуальный ряд.

— Как вам, совсем еще молодому человеку, удалось так точно передать атмосферу 90-х?

— Действие фильма происходит в 1998 году, мне тогда было семь лет, и кое-что я помню, это было особенное для меня время. Что-то я брал из своего опыта, из фотоархива родителей. К тому же нам повезло с домом, в котором мы снимали — в этом очень обжитом, настоящем пространстве мы поменяли только некоторые цветовые решения. Другие локации — стадион, заправка, кабинет скупщика и так далее — мы создавали заново, опираясь на документы.

— История похищения молодых людей из еврейских семей в Кабардино-Балкарии основана на реальных событиях?

— Да, сам факт похищения и некоторые особенности взаимоотношений в семье основаны на реальной истории. Оба этих народа — и евреи, и кабардинцы — слишком зациклены на сохранении своих корней, возводят традиции в культ. И некоторые молодые люди от этого могут даже страдать. Мне кажется, у этих народов есть что-то общее. Хотя в целом это универсальная история, которая могла бы случиться в любой национальной среде.

— В фильме очень интересная операторская пластика. Почти все снято с рук?

— Честно сказать, мне пока не близки всякие краны и рельсы, вся эта внешняя оболочка, которая превращает визуальный ряд в какой-то товар. В ручной камере есть тактильность, которой сейчас так мало в кинематографе. Мне это очень близко.

— Что помогло вам настолько нежно, любуясь, передать переживания девушки?

— Большую часть жизни после развода родителей я жил с матерью. Может быть, дело в этом, не знаю. Александр Николаевич Сокуров говорил нам, что когда работаешь над персонажем, нужно сохранять нейтральную гендерную установку. Режиссер не должен быть ни мужчиной, ни женщиной, должен оставаться где-то посередине. Когда я работал над этим фильмом, я старался сделать именно так.

— Какова была изначальная цель съемки этого фильма?

— Это точно не маркетинг, потому что никому не интересен Нальчик 98-го. Самоцель попасть на фестивали — тоже нет, потому что сразу видно, когда режиссер снимает фестивальный фильм (и обычно такие фильмы не попадают на фестивали). На самом деле просто хотелось высказаться.

— Что сказал ваш учитель Александр Николаевич Сокуров по поводу документального видеофрагмента чеченских казней, включенного в картину?

— Нас представители каннского фестиваля просили сократить эту казнь. Я был против, и Александр Николаевич меня в этом плане поддержал. Как режиссер и учитель он не запрещает насилие, он запрещает воспевать насилие. К тому же, посмотрите: там нет крупных планов, смакования, там специально все так замыто и все так притемнено, что практически ничего не видно. Это реальная запись тех лет, которая и сейчас есть в открытом доступе в Интернете.

— Какой съемочный день был самым сложным?

— Первый! Это первый фильм, первый съемочный день, перед тобой 40 человек, и тебе надо что-то с ними делать. Начинал интуитивно, потом взял себя в руки, и все пошло как по маслу. Съемки часто идут совсем в другом порядке, чем события в фильме. Удивительно, но мы начали снимать именно с первой сцены.

— О чем будет ваш второй фильм?

— Это история про молодую девушку, которая возвращается с фронта в родную деревню. После победы было ощущение, что люди станут лучше, жизнь наладится, а эта женщина-фронтовичка сталкивается с неожиданными препятствиями. Какие-то мотивы взяты из Алексиевич, ее книги «У войны не женское лицо». Но это совсем не экранизация.

— Снова исторический сюжет?

— Я сам себе задавал этот вопрос — почему меня не интересует современность, что со мной не так? Вот честно, не могу сказать. Человеческий опыт ограничен временем жизни, а литература, искусство помогают расширить эти рамки. Читая Шаламова, Солженицына, Алексиевич, ты понемногу понимаешь, что существует за рамками твоего восприятия. Надеюсь, этот опыт мне как-то поможет.

— Ваши любимые кинотеатры?

— В детстве у меня был самый любимый кинотеатр «Дружба» в моем районе Александровка в Нальчике. К сожалению, сейчас это полностью заброшенное здание, которое вот-вот развалится. А из современных — вот я первый раз в Новосибирске, и меня удивили ваш кинотеатр и прекрасная публика, понимающая и любящая кино.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту или через наши группы в Facebook и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

КОММЕНТИРОВАТЬ

ПОДПИСАТЬСЯ

Ранние годы

Кантемир Балагов родился в столице Кабардино-Балкарии, городе Нальчик, 28 июля 1991 года. Окончив школу № 11, Кантемир не мог определиться в выборе профессии и поэтому последовал совету отца, настаивавшего на обучении на экономическом факультете Ставропольского филиала Института МВД.

Кантемир Балагов

Отец Кантемира был предпринимателем и мечтал, что сын получит экономическое образование и станет его помощником, однако после первого же курса юноша бросил институт и вернулся в Нальчик.

В поисках призвания Балагов занимался электронной музыкой, пытался стать ди-джеем, но потерпел неудачу. Неожиданно для самого себя он увлёкся фотографией, а когда не смог достигнуть успеха и на этом поприще, стал развивать YouTube-проект – снимать сериал о нравах и образе жизни нальчикской молодёжи, о таких же, как и он, ребятах, вынужденных ежедневно сталкиваться с проблемами, неизбежно затягивающих их в круговорот насилия.

Кантемир Балагов за работой

В течение года Кантемир снимал сериал, а когда узнал, что режиссер Александр Сокуров, чьё имя входит в список ста лучших режиссеров мира, открыл творческую мастерскую при Кабардино-Балкарском государственном университете, то решился отправить знаменитому режиссёру ссылку на свое творение. Александр Николаевич ответил Балагову – оказалось, он уже видел несколько серий – и пригласил его на свои лекции. Некоторое время Кантемир был вольным слушателем мастера, а потом поступил на факультет искусства, чтобы пройти полный курс обучения и стать режиссёром.

Режиссёр Александр Сокуров

Во время учёбы он снял несколько короткометражных картин, среди которых документальный фильм «Андрюха» и биографическая лента «Первый я». Героем картины «Андрюха» стал молодой житель города Нальчик, который, несмотря на умственную неполноценность, пытается зарабатывать деньги для пьющих матери и сестры. «Первый Я» — Кантемир Балагов В ленте «Первый я» молодой режиссёр рассказал историю своего взросления, и, как и в первом фильме, не скупился на шокирующие детали и тревожные провинциальные пейзажи.

Детские годы и молодость

Кантемир Артурович Балагов появился на свет 28 июля 1991 года в обычной среднестатистической семье, которая никакого отношения к миру кинематографа не имела. Детские годы будущий режиссер провел в городе Нальчике. Отец хотел вырастить из сына настоящего мужчину, поэтому записывал его в различные спортивные секции, в их число входили:

  • дзюдо;
  • американский футбол;
  • регби.

Но у подростка к этим видам спорта душа не лежала, поэтому более двух месяцев он в них не задерживался. Как вспоминает сам Кантемир, он не ощущал внутренней отдачи и спортивного интереса, поэтому просто прекращал посещать тренировки.

В подростковом возрасте он был очень замкнутым, старался избегать мест, где было много народа, не любил шумных вечеринок. Ему было гораздо комфортней и спокойней в библиотеке, хотя особой тяги к чтению не испытывал.

С выбором профессии Кантемир долго не мог определиться, он просто не знал, чем именно хочет заниматься. На помощь пришли родители, которые мечтали, что сын получит хорошую доходную специальность, чтобы в будущем он смог уверенно стоять на ногах. Они и посоветовали ему поступать на экономический факультет, а параллельно учиться на юридическом.

Сам же Балагов склонялся к лингвистическому образованию, так как ему нравилось изучать языки, особенно английский. Но родители были категорически против этого выбора. Они считали, эту профессию непрестижной и низкооплачиваемой. Притом молодой человек признается, что папа до сих пор призывает его заняться бизнесом.

Еще в подростковом возрасте, он попросил родителей подарить ему фотоаппарат. Отец купил, подумав, что тот планирует снимать за определенную плату свадьбы и другие праздничные мероприятия. Но молодому человеку больше нравились художественные снимки. Он всегда ориентировался на творчество великого Анри Картье-Брессона. Но окончательно выбрать будущую профессию ему помогли работы Эльдара Богунова.

После этого молодой человек начал снимать короткометражные ролики и выкладывать их на популярный видеохостинг YouTube. Дебютный тизер набрал за первые сутки около 10 тысяч просмотров, что стало абсолютным рекордом для небольшого городка, где проживал молодой человек. Практически сразу он отснял и выложил новые ролики, которые и попали в поле зрения Александра Сокурова. После чего мэтр пригласил его обучаться в своей мастерской.

«Теснота»

В 2020 году выпускник факультета искусств Кабардино-Балкарского университета представил свою первую полнометражную картину «Теснота», снятую при поддержке фонда Александра Сокурова. Весной 2017 года российские СМИ возвестили о том, что молодой режиссёр из Нальчика покорил жюри Каннского кинофестиваля.

Фото со съёмок фильма «Теснота»

В своей работе Балагов рассказал историю еврейской семьи из его родного города, сделав акцент на политических, национальных и социальных проблемах, которые и спустя почти 30 лет после описанных в картине событий остаются актуальными. Взгляд режиссёра полностью лишён предвзятости, он так же бесстрастен и холоден, как скальпель хирурга, склонившегося, словно над телом больного, над пространством Северного Кавказа.

Кадр из фильма «Теснота»

Фильм был однозначно тепло принят кинокритиками, которые не могли не отметить необычные приёмы, которые использовал Балагов. Так, в одном из кадров кинокартины зритель видит на стене скромно обставленной, типично советской квартиры постер голливудского фильма «Титаник», что наводит на мысль о неизбежности катастрофы, а герои картины разговаривают вполголоса, что заставляет зрителей прислушиваться к ним, невольно концентрируясь на экранном действе. «Теснота» — трейлер Нальчик эпохи 90-х показан Балаговым если не адом, то точно его филиалом, где по тёмным улицам словно призраки бродят странные личности в спортивных костюмах, а молодёжь спивается и употребляет наркотики. Апогеем накала страшной истории о похищении еврейского юноши и его невесты стали использованные Балаговым жуткие кадры казни российских солдат чеченцами.

Кантемир Балагов даёт интервью

Роль сестры похищенного юноши исполнила актриса Дарья Жовнер, её героиня отчаянно бунтует против порядков, царящих в её семье, но оказывается бессильной в борьбе с внутренним гетто.

Дарья Жовнер и Кантемир Балагов

В Каннах оценили посыл молодого режиссёра, его жажду свободы и идею важности освобождения от стереотипов, как и много лет назад всё ещё существующих в российском обществе. В фильме, названном главным событием в российской культурной жизни, также снимались Ольга Драгунова, Назир Жуков, Михаил Амбург и Вениамин Кац.

Творческая команда фильма «Теснота» на кинофестивале в Каннах

Картина была отмечена призом Международной федерации кинопрессы, названа главным фаворитом программы «Особый взгляд» и по достоинству оценена зарубежными кинокритиками.

Кантемир Балагов: «Хочу оставаться тем, кто я есть»

Двадцатисемилетний Кантемир Балагов родился в Нальчике, снимал с друзьями короткие видео и интернет-сериалы и волею судеб попал на третий курс единственного режиссерского набора Александра Николаевича Сокурова в Кабардино-Балкарском университете.

В 2020 году дебютировал с первым полным метром «Теснота» в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и взял престижный приз ФИПРЕССИ. Годом позже вошел в жюри этой секции, а со вторым большим фильмом «Дылда» получил в «Особом взгляде», кроме еще одной награды ФИПРЕССИ, приз за лучшую режиссуру.

После внеконкурсного показа на «Кинотавре» началась череда премьер. Вечером 21 июня, сразу после Санкт-Петербурга и Москвы, фильм увидели зрители новосибирского центра культуры и отдыха «Победа». Впрочем, это только начало — фильм ожидает широкий российский и международный прокат. Кантемир рассказал «Ъ», легко ли оставаться самим собой, добившись мировой известности.

— Кантемир, спасибо за прекрасный фильм. Насколько я знаю, сейчас вы живете в Москве. Кем вы сегодня себя ощущаете, парнем из Нальчика, москвичом или человеком мира?

— Скорее, все-таки парнем из Нальчика, потому что по своему поведению я все еще оттуда, и я не могу сказать, что это мне не нравится, это, наоборот, подпитывает меня. То, что я живу в Москве, не означает, что я автоматически стал москвичом или с головой ушел в тусовку. Я хочу оставаться тем, кто я есть.

— Взявшись за большую послевоенную драму после «Тесноты», которая была укоренена в вашем личном опыте, вы не почувствовали, что что-то теряете?

— Нет, я все же гражданин России, и история войны, история блокады — также и моя история, я имею право на рефлексию по этому поводу. Разговоры о том, что только ленинградцы могут говорить о блокаде, кажутся мне несколько колониальными по духу. Более того, даже если в моей жизни случится, что я сниму фильм с западными актерами, это не будет означать, что я перестану быть парнем из Нальчика. Мне кажется, что особая кавказская интонация будет чувствоваться во всех моих работах. Очень хочется надеяться, что это не сотрется, не выветрится. Все мы родом из детства, и отказываться от этого глупо.

— Как смотрят «Дылду» в столичной, новосибирской, зарубежной аудитории? В одинаковых ли местах плачут и смеются, какие вопросы задают?

— По большей части везде реагировали одинаково, кому-то фильм нравится больше, кому-то меньше. Примерно так же было и с «Теснотой». Видимо, сильные человеческие эмоции понятны всем. Впрочем, один неожиданный момент все-таки был. На обоих каннских показах зрители смеялись, когда раненые в госпитале говорят о маленьком мальчике: «Откуда ему знать, как выглядят собаки, всех пожрали». Наверное, не все в Европе понимают исторический контекст этой сцены и осознают истинный масштаб блокадной трагедии. В России, конечно, над этим не смеются… А в целом все одинаково, и вопросы по большей части похожи. Конечно, было приятно читать во французской прессе положительные рецензии: судя по мнениям критиков, фильм поняли, он получился универсальным, и это важно.

— Как принимали на вашей малой родине «Тесноту» и как стартовал прокат «Дылды»?

— Как и везде, на Северном Кавказе разные люди «Тесноту» принимали по-разному, но количество положительных отзывов оказалось даже выше, чем я ожидал, фильм посмотрело много молодых людей. Прокат «Дылды» только что начался, премьера состоялась 20 июня, поэтому о реакции зрителей говорить еще рано. Конечно, мне очень важно, как отреагируют на фильм дома.

— Какими качествами надо обладать, чтобы успешно стартовать в киноиндустрии?

— Наверное, я скажу банальные вещи, но это упорство и вера в свой замысел. Но при этом стоит прислушиваться, не стоит быть упрямым ослом: иногда взгляд со стороны может быть полезен для фильма. Но опять-таки многое зависит от счастливого случая. Если бы в моей жизни не было Александра Николаевича Сокурова, если бы он не помог с запуском «Тесноты», неизвестно, где бы я сейчас был.

— Почему вы решили включить в свой плотный премьерный график показы в нашем городе?

— Когда два года назад я приехал со свои дебютом в «Победу», тогда еще никому не известный и не слишком востребованный режиссер, меня поразил теплый прием и внимание публики. Меня по-человечески это зацепило, и с «Дылдой» я поехал в Новосибирск не раздумывая.

Анна Огородникова

«Дылда»

В 2020 году Кантемир завершил работу над своим вторым полнометражным фильмом. В военной драме «Дылда» он описал события, произошедшие в Ленинграде в послевоенный период. Героиня повествования, которую сыграла актриса Виктория Мирошниченко, воспитывает сына и работает в госпитале, однако приезд фронтовой подруги, героини Василисы Перелыгиной, заставляет взглянуть на женщин, прошедших войну с нового ракурса.

Кадр из фильма «Дылда»

По словам Кантемира, источником вдохновения стало интервью белорусской писательницы, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, затронувшей темы, говорить о которых не принято. Как и Алексиевич, режиссёр показал женское, шокирующее лицо войны. Победительницы или побеждённые, задаётся вопросом Балагов, описавший нелёгкие судьбы двух подруг. «Дылда» — трейлер Как и в первой картине, Кантемир использовал нестандартные приёмы, например, каждой героине принадлежал её собственный цвет, служащий своеобразным индикатором её внутреннего состояния и отношения к окружающему миру. В драме также играли Константин Балакирев, Тимофей Глазков и Ксения Кутепова. Актёров молодой режиссёр пытался, по его словам, научить не играть своих персонажей, но оживлять их, стараться не казаться героями фильма, а на самом деле быть ими.

При работе над картиной «Дылда» молодому режиссёру пришлось изучить множество документальных материалов, пересмотреть хроники того времени и переработать фотоархивы. Помимо книг Светланы Алексиевич он читал автобиографические произведения Льва Разумовского. Также режиссёр несколько раз пересматривал поразившую его ещё во время учёбы знаменитую ленту братьев Дарденнов «Розетта», из которой он почерпнул некоторые стилистические приёмы.

Кантемир Балагов на съёмках фильма «Дылда»

Общее время, которое режиссёр потратил на работу над своим вторым фильмом, составило более двух лет, а цветовая насыщенность, которая так поразила членов жюри Каннского кинофестиваля, явилась результатом тщательного изучения особенностей живописи Голландских мастеров.

Кантемир Балагов на Каннском фестивале 2019

В 2020 году лента молодого режиссёра из Кабардино-Балкарии была удостоена приза Международной федерации кинопрессы и награды за лучшую режиссуру в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2020 году.

Кантемир Балагов и его «Теснота»

Помню, кто-то в комментариях удивлялся, что на фильм «После» в блогах было целых три отзыва, а на какой-то более глубокий фильм — ни одного. Вот и я удивлена, почему интервью Дудя с Кридом сразу появилось тут, а про Балагова до сих пор никто не написал? Если представить их на шкале, измеряющей глубину, патриотизм и талант, то оба расположатся по краям — Егор на точке минимума, а Кантемир — максимума.

Предполагаю, интервью с Кридом запомнится многим стерильными попсовыми фразами, а с интервью Балаговым — запомнится искренними хотя бы отчасти ответами и разойдется на цитаты.

— Как ты относишься к Владимиру Путину? — Видя, что происходит и насколько это все затянулось, скорее отрицательно. — Что лучше: Оскар или Канны? — Лучше войти в историю.

Меня удивило то, как трепетно он относится к своему мастеру — Сокурову. — Тебе 27, что ты должен сделать в 40, чтобы сказать себе, что все авансы и удивление ты оправдал? Когда ты сможешь скажешь себе это? — Когда Александр Николаевич Сокуров скажет, что я снял хорошую историю.

Этот человек и его опустошающие ответы произвели колоссальное впечатление, какого ни один выпуск у Дудя еще не производил. Я была очень заинтригована, какое кино снимает человек такой глубины, поэтому сразу же пошла смотреть «Тесноту». Фильм получился таким же опустошающим, так же заставил посмотреть на себя со стороны, как и его автор. Сюжет:у членов еврейской общины в Кабардино-Балкарии похищают сына с невестой. Семья пытается справиться с этим в условиях тесноты в их взаимоотношениях, тесноты в рамках традиций «племени», в рамках межнациональных вопросов.

— *сорванным голосом* Мам, а тебе больше некого любить?

Фильм нелегкий для просмотра. Если ваши родители были авторитарными, гиперопекающими и пренебрегали вашими личными границами, вам будет тем более сложно смотреть. Это мой случай, и это настолько больное место, что в тех сценах, когда мать захватывала своих детей руками и закрывала сыну рот (объятием это сложно назвать, это скорее жест насильного удержания рядом с собой, продиктованный паническим страхом остаться одной), я ловила себя на мысли, что оттолкнула бы такую мать с ее руками, даже если бы пришлось применить физическую силу. Ее поведение настолько правдоподобно и узнаваемо жизни реальных людей, что положа руку на сердце, могу предположить: будь я на месте героини-дочери, я бы так и сделала. Потому что такие «объятия» — это метафора отношения к своим детям в целом, и у меня не хватило бы (и во многом уже не хватает, фильм задел за личное) сил выносить такие отношения, в которых как потерянный и злобный ребенок ведет себя мать, а тебя воспринимают как личную вещь.

— За тебя уже все решили. Что еще нужно?

Для себя я сделала такой вывод: смотреть такие фильмы — это как обедать время от времени полезной, но невкусной едой. Такое кино пробивает на сложные и болезненные эмоции, честно показывает изнанку и тычет тебя лицом в твои больные места. Оно позволяет тебе расти, но рост этот происходит через боль, поэтому такие картины часто не посмотришь. И в то же время не хочется полностью отказывать себе в удовольствии вспомнить, как это, когда в фильме говорят не только герои, но и камера, и свет, и кадр в целом, а некоторые звуки несут в себе больше смысла, чем фразы под них, и сколько всего можно сказать с помощью одного лишь взгляда.

В комментариях на Ютубе несколько раз встречала мнение, что Юрий Дудь специально выпустил интервью с Балаговым сразу же поле выпуска с Кридом, чтобы мы на контрасте сравнили два типа людей. Если это правда, то у него получилось, и так Крида еще никто не стебал, наверное.

Опубликовала пост и сижу плачу, насколько же все-таки честное, пронзительное и безжалостное кино.

Критика

Картину «Теснота» режиссёр запретил показывать в своём городе, Нальчике, который является не только местом, где происходит действие фильма, но и его главным героем. Своё решение он объяснил негативным отношением со стороны городских властей, назвавших его картину «слабой и некрасивой попыткой свысока смотреть на свою культуру и отрицанием собственной национальной идентичности». Городские чиновники назвали фильм Балагова откровенной неправдой, однако выразили надежду, что молодой режиссёр сможет однажды пересмотреть свои взгляды.

Балагов на премии «Человек года»

Кадры убийства российских солдат чеченскими боевиками, которые режиссёр использовал в фильме, тоже вызвали немало споров. Многие религиозные и общественные деятели назвали приём Балагова спекуляцией на горе и страдании людей. В интервью режиссёр говорит о том, что не видит ничего предосудительного в своём поступке; по его словам, в то время такие кассеты смотрели все.

Молодой и талантливый режиссёр Кантемир Балагов

Считается, что зрители, отправляющиеся в кинотеатр, поставлены в ситуацию, в которой они должны безоговорочно доверять режиссёру, и большая часть из них назвали приём Балагова предательством доверия. Демонстрация кадров бойни, на которых можно увидеть отчаяние в глазах жертв, повергла в ужас людей, а те, кто потерял родных во время Чеченской войны, осудили Балагова, использовавшего кадры убийства в личных целях. вДудь: Кантемир Балагов Не менее жаркие споры вызвала и вторая картина Кантемира Балагова, которая, как и первая, была признана западной общественностью. К рецензиям, авторы которых назвали киноленту «Дылда» историей об однополой любви, режиссёр отнёсся спокойно, однако отметил, что такой взгляд на его фильм является концептуально ошибочным. Некоторая часть знатоков киноискусства, действительно, говорит о нетрадиционной любви, однако, по мнению другой части критиков, в фильме Балагова вообще нет никакой любви, а Ленинград был показан городом мёртвых.

Фильмы Балагова вызывают много споров среди критиков, но никого не оставляют равнодушным

Так, в частности, Марина Александрова говорит о том, что режиссёр изобразил вернувшихся с фронта женщин некрасивыми бесполыми и бесплодными существами с искалеченной психикой, способных только на эксплуатацию себе подобных и удовлетворение базовых инстинктов. Показывая вернувшихся с фронта людей полубезумными, психически неадекватными и неспособными на чувства, Балагов, по мнению Александровой, выносит приговор не только прошлому России, но также настоящему и будущему.

Писатель и публицист Алла Боссарт назвала картину «Дылда» странной, околдовывающей и обморочно красивой.

Балагов Кантемир Артурович

Российский кинорежиссер.Обладатель премии GQ Россия в категории «Открытие года». Победитель Каннского кинофестиваля в номинации лучший режиссер за фильм «Дылда».

Кантемир Балагов родился 28 июля 1991 года в городе Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика. С детства смотрел много мейнстримного кино, а в восемнадцать лет начал создавать небольшие ролики. Вместе с друзьями снимал интернет-сериал с эпизодами по десять минут. После школы № 11, окончил Кабардино-Балкарский университет, мастерскую Александра Сокурова.

Во время учебы снял несколько короткометражных картин, среди которых документальный фильм «Андрюха» и биографическая лента «Первый я». Героем картины «Андрюха» стал молодой житель города Нальчик, который, несмотря на умственную неполноценность, пытается зарабатывать деньги для пьющих матери и сестры.

Некоторые короткометражки Балагова показаны на 67 кинофестивале в швейцарском городе Локарно. В 2020 году дебютировал в качестве режиссера с полнометражным фильмом «Теснота» в программе «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, где получил приз «Фипресси». В 2017 году удостоен премии GQ Россия в категории «Открытие года».

В 2020 году Кантемир завершил работу над своим вторым полнометражным фильмом. В военной драме «Дылда» описал события, произошедшие в Санкт-Петербурге в послевоенный период. Героиня повествования, которую сыграла актриса Виктория Мирошниченко, воспитывает сына и работает в госпитале, однако приезд фронтовой подруги, героини Василисы Перелыгиной, заставляет взглянуть на женщин, прошедших войну с нового ракурса.

Как и в первой картине, Балагов использовал нестандартные приемы. Например, каждой героине принадлежал ее собственный цвет, служащий своеобразным индикатором ее внутреннего состояния и отношения к окружающему миру. В драме также играли Константин Балакирев, Тимофей Глазков и Ксения Кутепова. Актеров, молодой режиссер пытался научить не играть своих персонажей, но оживлять их, стараться не казаться героями фильма, а на самом деле быть ими.

Кантемир Балагов 24 мая 2020 года получил приз Каннского кинофестиваля как лучший режиссер за фильм «Дылда», который представлен в программе «Особый взгляд».

Летом 2020 года Кантемир стал гостем Юрия Дудя в его авторском YouTube-шоу «вДудь». Режиссер рассказал о том, как шел к успеху, о своем видении современного киноискусства и ответил на вопросы о том, какие приемы предпочитает использовать в работе над своими картинами.

Картина Балагова «Дылда» 21 июня 2020 года завоевал гран-при XIII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало». Сам режиссер не смог присутствовать на церемонии, но передал видеообращение, поблагодарив зрителей за признание своей работы.

На Стокгольмском кинофестивале 15 ноября 2019 года фильм «Дылда» Кантемира получил специальную премию «за исключительно красивый и хорошо снятый фильм». Режиссеру вручили статуэтку, выполненную по эскизу всемирно известного китайского художника Ай Вэйвэя.

Награды Кантемира Балагова

Награды Кантемира Балагова

2019 — Специальная премия Стокгольмского кинофестиваля за киноленту «Дылда» — за исключительно красивый и хорошо снятый фильм. Режиссеру вручили статуэтку, выполненную по эскизу всемирно известного китайского художника Ай Вэйвэя.

2019 — Приз Каннского кинофестиваля как лучший режиссер за фильм «Дылда», который представлен в программе «Особый взгляд».

2019 — Гран-при XIII Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» за фильм «Дылда».

2017 — Премия GQ Россия в категории «Открытие года».

2017 — Приз «Фипресси» Каннского кинофестиваля за фильм «Теснота» в программе «Особый взгляд».

Творчество Кантемира Балагова

Творчество Кантемира Балагова

Фильмография Кантемира Балагова

2013 — Андрюха 2013 — Молодой еще 2014 — Она ждет 2014 — Первый я 2020 — Софичка 2020 — Теснота 2020 — Дылда

16.11.2019

Личная жизнь Кантемира Балагова

В одночасье ставший известным Балагов скрывал подробности личной жизни, но не смог не ответить на вопрос Юрия Дудя и поведал, что его сердечное пространство покорила Кира Коваленко, с которой он познакомился во время учёбы на курсе Александра Сокурова.

Кантемир Балагов в гостях у Юрия Дудя

Началом романтических отношений стало сотрудничество молодых режиссёров в картине «Софичка». По выражению Кантемира, он и его избранница подпитывают друг друга эмоционально.

Кира Коваленко — девушка Кантемира

По национальности режиссёр – кабардинец, исповедует мусульманство. Себя Кантемир называет верующим, но не религиозным; несмотря на безоговорочную веру во всевышнего, ему не всегда удаётся соблюдать религиозные традиции. О том, как он, чьи родители не были верующими, пришёл к богу, молодой режиссёр рассказал в короткометражной ленте «Первый я».

Как рассказывает Балагов, если бы не встреча с Александром Сокуровым, он навсегда остался бы необразованным человеком. Прежде чем начать учиться у мастера, он совсем не любил читать, а в его культурном багаже было всего несколько книг.

Кантемир Балагов в 2020 году

Также Кантемир отмечает, что в юные годы не увлекался кино и понятия не имел о киноискусстве, что он считает важным обстоятельством, несомненным плюсом, благодаря которому он, по его словам, смог сохранить свою самобытность.

Биография[ | ]

Родился 28 июля 1991 года в Нальчике[1][2]. Мать — учитель химии и биологии, работающая завучем в школе, отец — бизнесмен[3].

С детства увлекался просмотром мейнстримного кино, в 18—19 лет сам начал снимать небольшие ролики, а затем вместе с друзьями снял интернет-сериал с 10-минутными эпизодами. В поисках творческой самореализации написал режиссёру Александру Сокурову, руководившему творческой мастерской в Кабардино-Балкарском университете. Был зачислен сразу на третий курс и впоследствии успешно окончил обучение[4][3].

Во время учёбы снял несколько игровых и документальных фильмов[5]. Первый короткометражный фильм вышел в 2014 году[6]. Некоторые короткометражки Балагова были показаны на 67-м[fr] кинофестивале в Локарно[7]. В 2020 году выступил как один из сценаристов к фильму «Софичка» своей однокурсницы Киры Коваленко[6], у которой, по его словам, многому научился[8].

В 2020 году дебютировал в качестве режиссера с полнометражным фильмом «Теснота» в программе «Особый взгляд» на 70-м Каннском кинофестивале, где получил приз[fr] ФИПРЕССИ[9][10]. В 2020 году удостоен премии «GQ Russia» в категории «Открытие года»[11][12].

В 2020 году на 72-м Каннском кинофестивале Балагов со своим новым фильмом «Дылда» снова участвовал в программе «Особый взгляд», где получил приз за лучшую режиссуру, а также приз ФИПРЕССИ[13][14]. В том же году картина Балагова была выдвинута от России на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке»[15], попала в шорт-лист премии[16], но в итоге номинирована не была.

Кантемир Балагов сейчас

Летом 2020 года Кантемир стал гостем Юрия Дудя в его авторском YouTube-шоу «вДудь». Режиссёр рассказал о том, как шёл к успеху, о своём видении современного киноискусства и ответил на вопросы о том, какие приёмы он предпочитает использовать в работе над своими картинами.

Кантемир Балагов — режиссёр нового времени

О Светлане Алексиевич режиссёр высказался как об одном из самых талантливых авторов. По словам Кантемира, Алексиевич поразила его ощущением фатального одиночества и безысходности, которым пропитаны её книги. Также режиссёр сказал, что испытывает безграничное уважение и восхищение к Чулпан Хаматовой, и как к актрисе, и как к гражданину, и, конечно, как к женщине.

В сентябре 2020 года картина «Дылда» была показана на 44-м кинофестивале в Торонто в рамках программы «Современное мировое кино». Осенью этого же года СМИ оповестили россиян о том, что картина «Дылда» выдвинута на кинопремию «Оскар». Впоследствии фильм вошел в шорт-лист номинантов в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Кадр из военной драмы «Дылда»
В беседе с кинокритиком Антоном Долиным Кантемир рассказал о желании создать анимационный фильм, посвящённый трагедии в Беслане, игровой, но честный и достоверно воспроизводящий события 2004 года. Балагов заявил, что пока не планирует уезжать в Америку, хотя, по его словам, предложения из Голливуда ему поступают регулярно.

Режиссер фильма «Теснота» Кантемир Балагов: «Я думал, негативной реакции будет больше»

Этот фестиваль в свое время заметил и поддержал молодых Стивена Спилберга и Спайка Ли, Педро Альмодовара и Кристофера Нолана, и многих других нынешних грандов мирового кино.

Как уже сообщалось ранее, в Нью-Йорке в среду 28 марта открывается очередной, 47-й ежегодный показ фильмов начинающих кинематографистов «Новые режиссеры/Новые фильмы» (ND/NF), организованный совместно Кинообществом Линкольн-центра (FSLC) и Музеем современного искусства (MoMA).

В программе будут показаны полнометражные и короткие фильмы из 29 стран, как игровые, так и документальные. Десять из них – североамериканские премьеры. 13 фильмов поставлены режиссерами-женщинами. 14 фильмов – дебюты их постановщиков.

В числе самых ожидаемых лент – картина российского режиссера-дебютанта Кантемира Балагова «Теснота» (Closeness). Мировая премьера ее прошла в прошлом году на Каннском кинфестивале в программе «Особый взгляд», где она удостоилась премии ФИПРЕССИ.

Фильм показывался на многих мировых кинофестивалях, включая престижный смотр в Теллурайде (США). Некоторые российские кинокритики считают «Тесноту» 26-летнего кабардинца Балагова, ученика Александра Сокурова, главным открытием прошлого года.

Нальчик, 1998 год. Молодая еврейская пара готовится к свадьбе, но их похищают преступники с целью выкупа. Родители лихорадочно ищут деньги. А у главной героини Иланы, брат которой похищен, еще одна беда: мать запрещает ей встречаться с парнем-кабардинцем…

Как сообщили организаторы смотра в Нью-Йорке, который продлится до 8 апреля, Кантемир Балагов был приглашен на фестиваль. Но как сообщил сам режиссер, он, к сожалению, не может приехать, так как плотно занят работой над своим новым проектом.

По Скайпу из Москвы Кантемир Балагов ответил на вопросы о фильме «Теснота» и о своей новой работе.

После каннской премьеры «Тесноты» прошел почти год. Премьеры, призы, поездки, рецензии, отклики зрителей. Много всего произошло за этот отрезок времени. Вы себя ощущаете другим человеком?Надеюсь, что нет. Надеюсь, что я остался тем же. Только приобрел новый опыт. Поначалу фестивальная суета и рутина мне нравились, но потом эта вся канитель приелась, и я стал отказываться от поездок. Нужно сконцентрироваться на работе. Мы только закончили сценарий нового фильма, и поэтому я не смог приехать в Нью-Йорк.

Раз уж вы сами заговорили о новом проекте… Я где-то прочитал, что он о ленинградской блокаде, это так?Да, это 1945 год, Ленинград после блокады.

Это адаптация чьей-то книги?Нет, это оригинальный сценарий. Мы вдохновлялись книгой Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо». Но получилась оригинальная история.

Почему вас заинтересовала эта тема?У нас фильм не о блокаде, а о двух женщинах, которые возвращаются в Ленинград, чтобы попытаться вернуться в мирное русло и жить, как они жили до войны. Город у нас взят фоном, главное – истории этих двух женщин.

Вас тревожит необходимость доказывать, что успех вашего первого фильма не случаен? Мне в свое время об этом психологическом состоянии говорил Андрей Звягинцев, когда после успеха «Возвращения» переживал, удастся ли ему сделать на должном уровне, не снижая планку, вторую картину.Да, есть переживания, опасения. Я говорил об этом с некоторыми людьми. Они назвали это синдромом второго фильма. Я пытаюсь как-то от этого абстрагироваться. Как будто не было «Тесноты», и я вновь снимаю свой дебют.

Возвращаясь к «Тесноте» … Неясно, все ли поймут в этой картине американцы. Северный Кавказ, Кабардино-Балкария, город Нальчик. Сложное переплетение межнациональных проблем. Наверное, правильное решение вы приняли в самом начале закадровым голосом представить себя, время и место действия. Эту информацию вы добавили к уже готовому фильму?Да. Александр Николаевич (Сокуров) предложил эту идею, и я согласился. Мы показывали черновой монтаж отборщикам некоторых европейских фестивалей, и они выразили опасение, что зрители в их странах могут не понять, где и что происходит. Есть и драматургический, художественный момент. Автор напрямую обращается к зрителям, тем самым обозначая какой-то иной, более доверительный, личный тон рассказа.

«Я не знаю, что стало потом с этими людьми». Это говорите вы как автор в самом конце. Вы действительно это не знаете?Не вся история основана на реальных событиях. Киднеппинг еврейской молодой пары с целью получения выкупа, отношения в их семьях, все это соткано из личного опыта и исторических фактов. Это не документальное повествование. В какой-то момент герои берут тебя и ведут куда считают нужным. Автору нужно иметь смелость отступить и дать героям личное пространство.

Жизнь еврейской общины Нальчика вам была знакома до фильма?Да, у меня в подростковом возрасте были отношения с девушкой-еврейкой. Я бывал на разных семейных событиях, днях рождения, и что-то понял об устройстве еврейской семьи, о царящем в ней матриархате.

Вы уверены, что это матриархат, а не патриархат?Я сейчас говорю не про горских евреев, а про ашкенази, европейских евреев. В какой-то момент мать девушки запретила ей встречаться со мной, потому что мы «разных племен». Это же говорит Илане в фильме ее мать.

В образе кабардинца Залима, бойфренда Иланы, вы свой опыт использовали?Да, отчасти. Он что-то бубнит, как и я.

У тесноты есть буквальный смысл, есть и более общий. Люди разных национальностей не могут ужиться на одной территории, им тесно, кто-то должен уехать. Как вы создавали образ тесноты?Мы использовали киноформат 4:3, который акцентирует крупные планы, позволяет вглядываться в лица героев. Мы с оператором делали «пре-шут», подготовительную съемку, и еще на этом этапе стремились передать психологическое состояние тесноты.

И что, все так и в жизни пессимистично? В Нальчике не осталось евреев?Многие уехали – кто в Израиль, кто в Америку, кто в центральную часть России. Евреев осталась совсем немного. Но и кабардинцы, и русские уезжают. Нет уверенности в будущем, нет почвы под ногами.

А почему людям там неуютно живется?На Северном Кавказе рулит иерархия, каждый тянет своего. Если ты не входишь в какой-то семейный клан, жить очень тяжело. И творчеством заниматься трудно. Все ключевые посты заняты людьми в возрасте, которые смотрят только в прошлое, оберегают традиции и не хотят ничего нового. Отсюда стагнация.

Вам лично повезло с ментором. Александр Сокуров открыл в Нальчике, в Кабардино-Балкарском государственном университете (КБГУ) творческую мастерскую, где вы учились.До сих пор люди удивляются, что он приехал в Нальчик преподавать. Здесь вообще нет никакого кинематографа. Я Александру Николаевичу очень благодарен за все, как и ректору КБГУ Барасби Карамурзову.

Ваш фильм очень реалистичен. А в эпизоде зверского убийства чеченскими боевиками пленных русских солдат в Дагестане даже, я бы сказал, слишком реалистичен – до шока. Ведь вы используете так называемый snuff, то есть съемки реального убийства. Я знаю, что на этом эпизоде некоторые зрители выходят из зала. У вас были сомнения, надо ли это показывать?Я сам смотрел эту видеозапись еще подростком, она ходила по школе. Нам было по 13-14 лет, и мы вместе с ребятами смотрели эту кассету несколько раз. Размышляли, спорили о смерти, убийстве. Мне хотелось передать настроение времени, когда атмосфера на Северном Кавказе ужесточилась, и люди в Нальчике боялись, что чеченская война перебросится и к нам. Кроме того, для меня художественный мир и документальный мир это две параллельные реальности, и мне было интересно столкнуть их вместе.

В титрах вы благодарите своего отца, Артура Балагова. За что?За то, что он мне рассказал историю похищения еврейской пары. Конечно, мы многое изменили в ней.

Актеры запоминаются. Особенно хороша Дарья Жовнер в роли Иланы. По каким критериям вы делали кастинг?Мы в основном придерживались принципа идентичности. Евреев играют евреи, кабардинцев – кабардинцы. Ну, процентов на 90 этот принцип удалось соблюсти. Дарья, безусловно, талантливая актриса, и еще ее любит камера, она очень киногенична. Надеюсь, у нее большое будущее.

Как восприняли фильм на Северном Кавказе?Пятьдесят на пятьдесят. Были горячие дискуссии. Я ожидал, что негативной реакции будет больше.

Вы в прошлом году впервые побывали в Америке. Ваши впечатления?Я воспитан на американской культуре – кинематографе, музыке. Раньше даже мечтал жить в Америке. Очень любил смотреть спорт – матчи НХЛ, НБА. Сейчас времени на это меньше.

Пишут, что вы увлекаетесь видеоиграми. Да, играю иногда поздно вечером. Если не давать расслабляться голове, через неделю сгорю.

И какая любимая игра?«Overwatch» [«Дозор» – компьютерная игра в жанре шутер от первого лица, разработанная компанией Blizzard Entertainment]. Это такая увлекательная «пострелушка».

runyweb.com

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]