Советский актер Филиппов Сергей Николаевич: биография и творчество


Биография

«Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе», «Масик хочет водочки» — эти фразы, произнесенные с экрана Сергеем Филипповым, стали крылатыми. За свою жизнь он сыграл в 100 фильмах и запомнился зрителям как яркий комедийный актер.

Сергей был единственным сыном в семье Филипповых. Он родился 24 июня 1912 года в одном из поселков Саратовской области. Отец работал на заводе у станка, мать вела домашнее хозяйство и брала шитье на дом. Семья перебивалась с копейки на копейку.

Актер Сергей Филиппов
Актер Сергей Филиппов

Когда Сергею исполнилось 5 лет, началась революция. Завод остановился, отец с горя запил. Однажды он вернулся домой пьяным и заявил, что уходит воевать: больше отца Сергей не видел. Мать бралась за любую работу, поэтому на сына времени не оставалось. А вскоре в доме Филипповых появился отчим. Актер вспоминал его как властного человека, который даже на ночь клал пистолет под подушку.

Нервная атмосфера отражалась на учебе и поведении Сергея. Учился он плохо, как-то на уроке химии чуть не взорвал школу. Вскоре его отчислили. Тогда мать отвела сына работать в пекарню, но и там он долго не продержался. Сергея Филиппова уволили, когда он, зачитавшись романом Джека Лондона, забыл посолить хлеб. С немцем-краснодеревщиком у парня тоже не срослось: он испортил дорогой антикварный шкаф, вбив в него десяток гвоздей. Не вышло из него ни слесаря, ни садовника, ни грузчика.

Сергей Филиппов

Сергей обожал танцевать, мог часами репетировать возле зеркала или наблюдать за репетициями в танцевальной студии. Его взяли в танцевальный класс, хотя он и был высокий и худой. Филиппов мечтал стать танцором балета, но опоздал – набор в балетные училища уже закончился. Тогда упрямый юноша поступил в эстрадно-цирковой техникум. После окончания он умудрился поступить в труппу Театра оперы и балета. Правда, на четвертом представлении Сергей Филиппов потерял сознание прямо на сцене. Врачи констатировали инфаркт – о карьере в балете пришлось забыть.

Филиппов Игорь

Родился 13 ноября 1968г. В 1996г. окончил ВГИК.

показать все фотографии (21)

перейти в галерею все фотографии с большими превью (21)

  • актёр (76)
  • 6

Перевод с немецкого (2020г., телевизионный, реж. Андрей Мармонтов, Владимир Кильбург) роль второго плана / Липке

6.8/5

Полярный (2019г., сериал, реж. Константин Статский, Алексей Сидоров и др.) / Юсупов

6.6/11

На рассвете (2018г., многосерийный, реж. Алексей Мясников)

Журавль в небе (2018г., сериал, реж. Сергей Комаров)

Родительское право (2018г., многосерийный, реж. Николай Борц)

5.0/2

Желтый глаз тигра (2017г., сериал, реж. Марк Горобец) роль второго плана / сотрудник ФСБ

5.9/9

Экспроприатор (2017/2019гг., сериал, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков) главная роль / Хромов

7.4/5

Склифосовский. Реанимация (2016г., сериал, реж. Юлия Краснова) роль второго плана / Семенов

6.5/39

Шакал (2016г., многосерийный, реж. Евгений Звездаков) (в титрах: И.Филиппов)

эпизодическая роль / Александр Иванович / генерал КГБ

6.6/24

Жемчуга (2016г., сериал, реж. Сергей Краснов) роль второго плана / Озеров

5.9/17

Вероника не хочет умирать (2016г., многосерийный, реж. Ольга Музалева) роль второго плана / Аристарх

5.7/3

Заговоренный (2015г., сериал, реж. Юрий Суходольский) главная роль / Николай Романович Старов / полковник

5.6/7

Саша добрый, Саша злой (2015/2017г., сериал, реж. Мичислав Юзовский) (в титрах: И.Филиппов)

роль второго плана

6.3/10

Паук (2015г., многосерийный, реж. Евгений Звездаков) роль второго плана / Александр Иванович / генерал КГБ

7.2/44

Не пара (2015г., сериал, реж. Стас Шмелев) роль второго плана / Гордеев

6.5/48

Пенсильвания (2015г., сериал, реж. Владимир Виноградов)

6.0/9

Орден (2015г., многосерийный, реж. Алексей Быстрицкий) роль второго плана / Алексей Константинович Чак

4.8/5

Духless 2 (2015г., реж. Роман Прыгунов) роль второго плана / начальник охраны

6.5/38

Затмение (2015г., многосерийный, реж. Андрей Красавин) главная роль / Федор Варшавский

6.0/7

Взгляд из вечности (2014г., многосерийный, реж. Александр Хван) роль второго плана / Николай Дмитриевич

6.0/8

Сучья война (2014г., многосерийный, реж. Николай Борц) роль второго плана / Коваль

6.9/14

Луна (2014г., сериал, реж. Николай Саркисов) главная роль / Назаров

6.3/30

Человек, который спас мир (2014г., реж. Питер Энтони)

6.5/2

Подозрение (2014г., многосерийный, реж. Арменак Назикян) главная роль / Джон Коуэлл

5.5/8

Марш-бросок: Охота на «Охотника» (2014г., многосерийный, реж. Владимир Кильбург) роль второго плана / «Футболист»

7.0/2

Ленинград-46 (2014-2015гг., сериал, реж. Игорь Копылов) роль второго плана / Штефан

6.9/101

Палач (2014г., многосерийный, реж. Вячеслав Никифоров) (в титрах: не указан)

/ Александр Иванович / генерал КГБ

7.2/67

Любовь и Роман (2014г., телевизионный, реж. Евгений Соколов) роль второго плана / адвокат

6.1/10

Человек ниоткуда (2013г., сериал, реж. Евгений Малков, Юрий Попович и др.)

5.8/10

Петля времени (2013г., сериал, реж. Юрий Ильин) роль второго плана / Бартенев

6.3/14

Станица (2013г., сериал, реж. Владимир Шевельков) роль второго плана / Звхвров

6.8/46

Ты заплатишь за все (2013г., многосерийный, реж. Дмитрий Сорокин)

5.6/7

Мирт обыкновенный (2013/2015г., многосерийный, реж. Александр Хван) роль второго плана / отец Ирины

6.2/11

Дед 005 (2013-2014г., сериал, реж. Аркадий Григорян, Мгер Мкртчян) / Юдин

5.5/8

Частный детектив Татьяна Иванова (2013г., сериал, реж. Олег Штром) (в титрах: И.Филиппов)

эпизодическая роль

6.5/13

Мама-детектив (2013г., сериал, реж. Александр Соловьев) роль второго плана / Григорий Павлович Красин

5.7/25

Марьина Роща (2012г., сериал, реж. Александр Хван) / Шалевич

6.6/78

Братаны 3 (2012г., сериал, реж. Виктор Конисевич)

6.9/31

Майский дождь (2012г., телевизионный, реж. Иван Сидоров) роль второго плана / Андрей Гаврилович / босс

6.1/20

Зверобой 2 (2010г., сериал, реж. Александр Калугин) / Олег Николаевич Рубцов

6.4/46

Застывшие депеши (2010г., сериал, реж. Армен Арутюнян-Елецкий) / Владимир Рыжков

6.8/95

Детективное агентство «Иван да Марья» (2010г., сериал, реж. Рауф Кубаев) / Дмитрий Пустовой

6.6/85

Любовь-Морковь 3 (2010г., реж. Сергей Гинзбург) эпизодическая роль / военный

4.9/52

Учитель в законе. Продолжение (2010г., сериал, реж. Александр Мохов) / «Чирик»

6.5/27

Антиснайпер 4: Выстрел из прошлого (2010г., телевизионный, реж. Сергей Сокалюк) / Стас Замелин

5.8/25

Антиснайпер 3: Новый уровень (2010г., телевизионный, реж. Сергей Соколюк) / Стас Замелин

6.0/23

Зверобой (2009г., сериал, реж. Александр Смирнов) / Олег Николаевич Рубцов

5.4/37

Захватчики (2009г., сериал, реж. Радда Новикова) / Олег Баренц

6.6/28

Королева (2009г., телевизионный, реж. Левон Григорян) / Дмитрий

4.8/11

Танки грязи не боятся (2009г., многосерийный, реж. Владимир Тумаев, Армен Арутюнян) / Третьяков / капитан

5.7/10

Генеральская внучка (2009г., сериал, реж. Сайдо Курбанов) / Владимир Михайлович Сорокин / майор

6.2/15

Шпионские игры 11. Побег (2008г., телевизионный, реж. Илья Максимов) / сотрудник ГРУ

1.0/2

Закон и порядок. Преступный умысел 2 (2008г., сериал, реж. Георгий Николаенко) / Константин Разумов / серия «Багаж»

6.0/8

Выйти замуж за генерала (2008г., телевизионный, реж. Владимир Виноградов) главный герой / Григорий Серегин

4.7/12

Слуга Государев (2007г., реж. Олег Рясков) эпизодическая роль / шведский драбант

6.6/39

Капкан (2007г., сериал, реж. Владимир Краснопольский, Валерий Усков) / Никита Александрович / майор,помогает Копытову замять дело о наркотиках

6.1/26

Солдаты 12 (2007г., сериал, реж. Елизавета Клейнот, Владислав Николаев)

5.8/15

Омут (2007г., сериал, реж. Алексей Шикин) роль второго плана / Владимир Павлов / историк, психолог, криминалист

5.0/7

Автономка. Народный роман (2006г., сериал, реж. Александр Дзюба, Олег Филипенко и др.) главная роль / Алексей Макаров / майор,начальник особого отдела

6.2/17

В ритме танго (2006г., сериал, реж. Александр Павловский)

6.8/37

Псевдоним «Албанец» (2006г., сериал, реж. Рауф Кубаев) / Игорь / посредник

6.7/37

Свой человек (2005г., сериал, реж. Зульфикар Мусаков) эпизодическая роль / француз,друг Елены Голубевой

6.4/9

Александровский сад (2005г., многосерийный, реж. Олег Рясков, Алексей Пиманов)

6.2/46

Зона. Тюремный роман (2005-2006гг., сериал, реж. Петр Штейн) главная роль / Раевский

6.6/34

Архангел (2005г., многосерийный, реж. Джон Джоунс) / Кретов

6.5/2

Адвокат 3 (2005-2007гг., сериал, реж. Илья Максимов, Андрей Соколов)

5.6/9

Виола Тараканова. В мире преступных страстей (2004г., сериал, реж. Владимир Щегольков)

6.2/38

Штрафбат (2004г., многосерийный, реж. Николай Досталь)

7.0/164

Звездочет (2004г., сериал, реж. Гурий Атнев, Андрей Силкин) роль второго плана / напарник «Шрама»

6.4/62

На углу, у Патриарших 3 (2003г., сериал, реж. Вадим Дербенев) / Игорь Петров / майор

5.2/12

Снежная любовь, или Сон в зимнюю ночь (2003г., телевизионный, реж. Оксана Байрак) главный герой / Денис Кравцов / отец Ляли

6.5/44

В движении (2002г., реж. Филипп Янковский) (в титрах: И.Филиппов)

эпизодическая роль

6.2/35

Кодекс чести (2002г., сериал, реж. Георгий Николаенко)

6.3/29

Две судьбы (2002г., сериал, реж. Валерий Усков, Владимир Краснопольский) / Шкляров / любовник Надежды в Париже

6.6/80

Там за океаном (2002г.)

0.0/0

Леди Босс (2001г., сериал, реж. Исаак Фридберг)

5.2/10

Театр

После неудачной балетной карьеры Филиппов перешел работать в Театр-студию эстрады. На одном из выступлений его заметил Николай Акимов и предложил работать в Ленинградском театре комедии. В этом театре Сергей Филиппов проработал 30 лет, с 1935 по 1965 годы. Здесь он сыграл свои лучшие роли в спектаклях «Собака на сене», «Не все коту масленица», «Актриса», «Простая девушка», «Ревизор» и десятках других.

Сергей Филиппов в спектакле «Страшный суд», 1939 год

Филиппов быстро прославился. В довоенные и послевоенные годы фильмов снималось не так много, поэтому люди охотно ходили в театр. За год Ленинградский театр эстрады ставил 16 спектаклей – Сергей Николаевич участвовал во всех. Ему талантливо и тонко удавалось сыграть все уродливое и пошлое, что есть в людях, и это всегда было неожиданно и мастерски.

В 1965 году актера уволили из театра. Последней каплей стали нецензурные ремарки, которые нетрезвый Филиппов подавал из-за кулис. Его уволили «по собственному желанию».

Сотрудничество с Л. Гайдаем

В 1965 году у С. Филиппова обнаружили опухоль головного мозга. Этому предшествовали длительные головные боли, потеря работы в театре. Основным источником его доходов становятся гастроли, где зрители принимают актёра с большой любовью. К тому же он использует любую возможность сняться в кино. Настоящей удачей для него становится сотрудничество с режиссёром Л. Гайдаем, который предлагает роль Кисы Воробьянинова в комедии «Двенадцать стульев» (1971). Несмотря на плохое самочувствие, Филиппов Сергей Николаевич с радостью окунается в работу. Перед завершением съёмок он соглашается на операцию по удалению опухоли, которую проводят с трепанацией черепа. От повторного хирургического вмешательства с вставлением металлической пластины он отказывается, так и оставшись до конца дней без теменной кости.

Роль Кисы становится чуть ли не единственной главной ролью в карьере С. Филиппова, максимально раскрывшей его дарование. Л. Гайдай настолько ценил талант С. Филиппова, что в своей картине 1989 года «Частный детектив» специально нашёл для того небольшую работу, хотя Сергей Николаевич почти не снимался. Она станет завершающей точкой в карьере выдающегося артиста.

Фильмы

Сергей Филиппов начал сниматься в кино в 1937 году. Он дебютировал в роли финна в фильме «Падение Кимас-озера». Затем были съемки в «Волочаевских днях», «Члене правительства», «Новых похождениях Швейки», «Беспокойном хозяйстве», «Золушке».

Сергей Филиппов в фильме «Карнавальная ночь»

В 40-х годах советское кино не могло похвастаться большим количеством комедийных актеров, поэтому режиссеры часто приглашали талантливого Сергея Филиппова. Одной из самых ярких стала роль лектора в комедии «Карнавальная ночь». Еще одна интересная работа – Казимир Алмазов в фильме «Укротительница тигров».

В 1965 году Филиппову удалили опухоль мозга, но он продолжал сниматься. После многосерийного фильма «12 стульев», в котором он сыграл Кису Воробьянинова, актер уже не мог свободно ходить по улице — прохожие его узнавали, просили автограф.

Сергей Филиппов в фильме «12 стульев»

В 80-х Сергей Филиппов почти не появлялся на экране из-за проблем со здоровьем. Одной из последних работ в кино была эпизодическая роль пациента в фильме «Собачье сердце» в 1988 году.

ФИЛИППОВ

Сергей Николаевич

24.06.1912, Саратов — 19.04.1990, Москва

Народный артист РСФСР (1974)

Начало — «хулиганское»

Сергей Филиппов родился 24 июня 1912 года в Саратове в простой рабочей семье. Отец его был слесарем, мать – портнихой. В школе учился неважно, а в старших классах и вовсе прослыл хулиганом. Лишь два предмета давались мальчику особенно хорошо –литература и химия, последний из которых его однажды очень сильно подвел. Как-то в отсутствии учителя он смешал соляную кислоту с железными опилками, добавил пару реактивов… создав тем самым по всей школе ужасно резкий запах. Занятия были сорваны, и горе-химика исключили из школы.

Учеба

Сергей Филиппов особенно не расстроился: пошел учеником пекаря в частную пекарню. Потом он перепробовал еще несколько профессий, от токаря до плотника, пока случай не привел его в балетную студию. И тут перед Филипповым открывалось блестящее будущее: через несколько недель он уже считался лучшим учеником. И юное дарование по совету преподавателей в 1929 году отправился поступать в Москву. Опоздав на приемные экзамены в балетное училище при Большом театре, а заодно и в хореографическое училище в Ленинграде, Сергей Филиппов, не растерявшись, подал документы в только что открывшийся эстрадно-цирковой техникум, куда и был принят.

Одаренному студенту все пророчили успех на многие годы. Окончив техникум, в 1933 году, Сергей Филиппов был принят в труппу Театра оперы и балета. Но карьера балетного танцора, к сожалению, оказалась слишком короткой — во время очередного спектакля ему стало плохо, сердечный приступ. Из балета пришлось уйти.

Сергей Филиппов поступил в эстрадный театр-студию. Он много выступал на эстрадных площадках Ленинграда и во время одного из концертов его заметил Николай Павлович Акимов, предложивший молодому актеру перейти в Театр комедии. У легендарного режиссера Филиппов играл в основном комедийные роли. Да и в амплуа комика он чувствовал себя как рыба в воде. Актер был безмерно счастлив, что сказав всего одну реплику, он может заставить смеяться целый зал.

Кино

В кино впервые актер начал сниматься в начале 1937 года. И дебют стал судьбоносным в творчестве Сергея Филиппова. Его пригласили на бессловесную и, как казалась, в тот момент, легкую роль финна-шюцкоровца в фильме о гражданской войне в Карелии режиссеров Музыкантов «За Советскую Родину», но книге Геннадия Фиша «Падение Кимас-озера». Нужны были только ловкость, сноровка, смелость, что Филиппову не надо было занимать.

Герою актера надо было выскочить из засады, пробежать по бревну, переброшенному через незамерзающий каток между двумя озерами, и выстрелить в красноармейца. Почувствовав, что у его ног разорвалась граната, он должен тут же рухнуть в воду. Одного плохо: съемки проходили зимой и падать приходилось в ледяную воду.

Постановщики фильма жестоко обошлись с дебютантом. Приходилось повторять эпизод еще, и еще, и еще. Четыре раза Филиппов падал в воду, четыре раза, совершенно закоченевшего, парня извлекали из воды, растирали спиртом и переодевали. Казалось бы, все эти мытарства способны были отбить у кого угодно охоту сниматься в кино. Но Сергей Филиппов держался стойко, и желание сниматься росло с каждым дублем!

После «ледяного дебюта» актера заметили, и режиссеры охотно стали приглашать на съемки. Роль следовала за ролью.

Первый брак

К тому времени устроилась и личная жизнь актера. Он женился на Алевтине Ивановне Григорович, которая вместе с ним училась в эстрадно-цирковом техникуме. Рисковали они оба. Филиппов тем, что женился на дочери дворянина, а это ни как не поощрялось в те годы. Алевтина вполне могла навлечь на себя гнев бабушки, воспитывающей в строгости свою внучку (родители Алевтины погибли). Ведь у ее будущего мужа не было, как говорится, «ни кола, ни двора».

Бабушку, что говорится, просто поставили перед фактом, показав ей свидетельство о браке, и семья зажила. А в 1938 году у них родился сын Юрий.

Тридцатые годы

В 1939 году актер появился на экране сразу в трех фильмах. В картине «Член правительства» режиссеров Зархи и Хейфица в роли наглого и жестокого человека, лодыря и саботажника. Одного из тех, кто скоро начнет убивать из-за угла строителей новой колхозной жизни. С такими врагами Сергею Филиппову пришлось в свое время познакомиться. Будучи комсомольцем, он принимал участие в отрядах, отбиравших излишки зерна у кулаков. Хорошо запомнил он звериную ненависть этих врагов Советской власти и ярко перенес увиденное в жизни на экран.

Сергей Филиппов сыграл также эпизодическую роль погромщика в фильме «Выборгская сторона» Козинцева и Трауберга, где молодой артист выделился резкостью и точностью характера своего героя, и старого железнодорожника в картине «Аринка» Кошеверовой и Музыканта.

Сергей Филиппов переживал пору подъема. Талантливый режиссер Сергей Юткевич пригласил его в картину «Яков Свердлов» на роль матроса-анархиста и эта удачная работа как бы окончательно закрепила за молодым артистом право появляться на экране.

Своеобразие дарования актера, его легкая эмоциональная возбудимость, яркость и острота комедийных приемов, удивительно органическое существование в образе привлекало режиссеров. Артист поражал своей богатой мимикой и пластичностью. Его лицо могло передавать сложные психологические состояния, мимические реплики. Обращала на себя внимание и его невероятная физическая выносливость. Его трудно было удержать от опасных трюков и экспериментов.

«Приключение Корзинкиной»

Развитие советской эксцентрической кинокомедии проходило в сложных условиях. Этот жанр был отнесен к разряду «формалистических». Но первая картина — «Приключения Корзинкиной», режиссера Климентия Минца, с чудесной актрисой редкого комедийного дарования и огромного обаяния Янины Жеймо в главной роли, прошла с успехом. Сергей Филиппов сыграл в этом фильме роль мастера художественного слова, выступающего с чтением стихотворения на эстрадном конкурсе.

Герой актера, чтец вышел на сцену с мышкой, которая проскользнула за ворот фрака, читать «Умирающего гладиатора». Трагический смысл стихов Лермонтова и поведение самого исполнителя, хихикающего от того, что мышь его щекотала, находились в резком противоречии. Сергей Филиппов выдавал каскад мимических трюков, прибегал к самым острым приемам игры — гротеску и буффонаде — и достигал необыкновенного комического эффекта, роль удалась необыкновенно.

В таком же ключе сатирического преувеличения и буффонады актер сыграл следующую роль — ефрейтора Шпукке, в фильме «Новые похождения Швейка». В одной из своих статей режиссер этого фильма Сергей Юткевич, высоко оценивая творчество Сергея Филиппова, назвал его «великолепным буффоном».

«Ночной патруль»

Длинная вереница комедийных образов, созданных Сергеем Николаевичем в последующие годы, позволяет понять особенность его творчества. Он действительно ни на кого не был похож. У него были любимые комики, но, восхищаясь ими, их работой, он никогда не стремился повторять их приемы, не копировал их маски. Сергея Николаевича зрители узнавали сразу, да он и не пытается спрятаться под какой-либо маской. В каждой, даже самой маленькой роли он искал, прежде всего, характер.

«Чаще всего, — говорил Сергей Николаевич, — мне приходится играть роли советских людей, наших современников, а потому я и стараюсь найти в каждой из них общественный смысл». Таким престал перед зрителями Сергей Филиппов в картине «Ночной патруль» в роли завмага Ползикова. Актер присутствовал на допросах проворовавшихся дельцов, подобных Ползикову. Ему казалось, что он нашел эту особенность и показал ее не просто как черту характера данного завмага, а как явление, обусловленное тем социальным строем. Это постоянный, панический страх Ползикова перед советским правосудием и неизбежным разоблачением его жульнических операций.

Личная жизнь

Слава, обрушившаяся на Сергея Филиппова, по сути, разрушила его семью. Актер пользовался огромной популярностью у женщин, чем с удовольствием и пользовался. Бесчисленные романы с первыми красавицами Москвы и Ленинграда, постоянные выпивки, все это привело к тому, что через полтора десятка лет Алевтина Ивановна забрала сына и ушла. Официально развод они так и не оформили…

Сергей Филиппов не долго оставался один. Очень скоро он сошелся с писательницей Антониной Георгиевной Голубевой, которая, кстати, была почти на двадцать лет его старше. Они зажили, как сегодня говорят, гражданским браком.

Филиппов очень любил свою супругу и одновременно очень ее боялся. Голубева, будучи женщиной весьма ревнивой, сразу же взяла его в руки. Она контролировала каждый шаг мужа и даже запрещала ему видеться с сыном и бывшей женой. Пыталась Антонина Георгиевна бороться и с его пристрастием к алкоголю, но все попытки оказались безрезультатными. Филиппов продолжал пить, превращаясь в настоящего алкоголика…

1950–е годы

С середины 50-х последовал новый взлет популярности Сергея Филиппова. Все началось с его Казимира Алмазова в «Укротительнице тигров». Несмотря на резкие сатирические краски, его персонаж не изображен злодеем, не превращен в символ или карикатуру. Филиппов создал живого человека, наделенного жизненными чертами. Наглый, самовлюбленный, дурак Алмазов на каждом шагу подчеркивает свое превосходство над другими. Но его, как и каждого, кто возомнит себя незаменимым в этой жизни, ждал бесславный конец.

Вторая половина 50-х – это время когда Филиппов безраздельно господствовал на комедийной сцене и пользовался огромной популярностью у зрителей: в те годы настоящих комиков было немного. Одна из самых ярких удач Сергея Николаевича — лектор «из Общества» в картине «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. Несколько мгновений присутствовал на экране лектор «из Общества» — Сергей Филиппов, а перед зрителем возникал незабываемый образ живого человека с ясной и подробной биографией, человека, далекого от современности, от науки, жалкого невежды, превратившего свою интересную профессию в унылое ремесло. Он произносил очень мало слов. Но с помощью тонко разработанной мимики и жестов Филиппов передал неизмеримо больше того, что было отпущено актеру по тексту.

Невозможно не вспомнить еще одну работу артиста. В фильме «Девушка без адреса» он сыграл начальника конторы Василия Никодимыча Комаринского. Перед нами очередной «пустобрех», уверенный в своей необходимости и незаменимости и рассуждающий о «своевременности оборачиваемости поступающих директив своевременно и точно в свое время» в его конторе. Зато в домашнем кругу он превращается в подкаблучника Масика. Помните его фразу, обращенную к жене: «Масик хочет водочки».

Последние роли

Судьба комедийного артиста зависит от развития комедийной драматургии. У Филиппова были годы, когда он не сыграл ни одной роли в кино. На репертуаре Филиппова, не пренебрегающего короткими сценками и эпизодами, отразилось и потребительское отношение к его творчеству иных кинематографистов, которые использовали его дарование как «острую приправу к пресному блюду».

Так возникали на экране многочисленные варианты шоферов, разновидности милиционеров, швейцаров, жуликоватых администраторов, подвыпивших граждан. Но и каждому из этих персонажей гениальный актер стремился придать живые человеческие черты. И ему всегда это блестяще удавалось. А если при этом еще актера не стесняли узкие рамки роли, то все убеждались в его широких возможностях.

В 1965 году Сергей Николаевич Филиппов перенес тяжелую операцию по удалению опухоли мозга. Но болезнь, казалось, не повлияла на его работоспособность — он продолжал много сниматься в кино. Чего стоит только Киса Воробьянинов в комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Именно после этой работы актеру вскоре было присуждено звание народного артиста РСФСР.

70-е годы подарили нам также незабываемого шведского посла в комедии «Иван Васильевич меняет профессию», требующего у царя «Кемску волость». Запомнились и роли Филиппова фильмах: «Не может быть!» и «Табачный капитан».

В 1980-е годы актер из-за проблем со здоровьем практически перестал сниматься. Однако достойны упоминания такие его работы, как роль Хювяринена в комедии Леонида Гайдая «За спичками» и маленькая роль пациента в «Собачьем сердце».

И еще немного о нем

Сергей Филиппов был человеком резким, грубоватым, закрытым, близких друзей почти не имел, поэтому истину о нем рассказать мало кто смог бы.

Со своим сыном Юрием Филипповым он, несмотря на запрет супруги, продолжал поддерживать отношения. Как рассказывал Юрий Сергеевич, отец продолжал любить и его и свою бывшую жену. Поэтому решение Алевтины Ивановны и Юрия в начале 70-х эмигрировать в США стало для Сергея Филиппова большим ударом. Он посчитал их предателями, отказался общаться с ним и долгие годы не отвечал на письма и звонки. Правда, со временем отцовские чувства возобладали над эмоциями, и родственная связь, пусть и не очень близкая, восстановилась.

В последние годы своей жизни Сергей Филиппов был очень одинок. После смерти в 1989 году Антонины Голубевой он остался совсем один, без средств к существованию. Беспомощного старика навещали друг Константин и актриса Любовь Тищенко. Они убирали квартиру, кормили его…

За несколько дней до смерти актер рассказал Любови Тищенко о своей мечте. «Знаешь, я ведь всю жизнь хотел сыграть положительную трагическую роль, а мне доставались одни мерзкие типы, — вздыхал Филиппов. — Я даже плакал, когда узнал, что главная роль в фильме «Когда деревья были большие» досталась Юрию Никулину».

Скончался Сергей Филиппов 19 апреля 1990 года. Его похоронили рядом с Антониной Голубевой. Эпитафией артисту стали его любимые стихи: «И не будет в день погребения ни свечей, ни церковного пения».

Татьяна Новитченская

Использованные материалы: Федор Раззаков, «Свет погасших звезд», Москва, «Эксмо» 2007 г.; Мария Шувалова, «Сергей Филиппов. Творческая биография», 1968 г.; «Филиппов Сергей Николаевич», «Комментарии дня»; Сергей Капков, «Актеры советского кинематографа», «Пляска на могиле кумира»; «Любимый актер Гайдая умер от безумия», Правда.РУ, 4 июня 2004

Личная жизнь

Филиппов был женат два раза. С первой супругой Алевтиной Горинович он познакомился в училище. Вскоре они поженились, в 1936 году Алевтина родила сына Юрия. Юре было 10 лет, когда родители развелись. Первое время Сергей поддерживал отношения с сыном, но затем Алевтина Горинович иммигрировала в Америку. Отъезд бывшей жены и сына стал для актера ударом, он не смог их простить и не читал писем от сына.

Сергей Филиппов с сыном

Сергей Филиппов был идейным коммунистом, после развода ему повсюду мерещились агенты КГБ и слежка. Он боялся, что за ним придут, и ждал этого.

Актёр познакомился со второй женой Антониной Голубевой в ресторане. В драке Филиппова кто-то ударил вилкой, а Антонина помогла остановить кровь, утешила. Так они начали жить вместе. Голубева была старше мужа на 13 лет, контролировала каждый его шаг, друзей, телефонные звонки, жутко ревновала его к коллегам и поклонницам.

Сергей Филиппов с женой Антониной Голубевой

Знакомые говорили, что актёр побаивался властной супруги. Он никогда не называл ее по имени – только Барабулькой. Вместе они прожили 40 лет.

Антонина Голубева была рядом, когда Сергея Филиппова уволили из театра, когда ему удаляли опухоль, выхаживала, заботилась, спасала.

Смерть

Филиппов пережил свою Барабульку всего на год. Смерть супруги стала для него ударом, от которого он не смог оправиться: рак начал прогрессировать. Актер последние годы жизни страдал от одиночества. На пике славы он был расточителен, на старость денег не скопил. Коллеги и друзья к нему заглядывали лишь изредка.

Могила Сергея Филиппова

Он умер 19 апреля 1990 года в своей квартире, совсем один. Его тело обнаружили соседи лишь через две недели после смерти. Их поразила нищенская обстановка в квартире – не было библиотеки, дорогого антиквариата. Что-то актер распродал, что-то незадолго до смерти забрали родственники Барабульки.

Деньги на похороны собирали по знакомым, киностудия «Ленфильм» не выделила ни копейки. Скромный гроб, скромные проводы в последний путь до Северного кладбища в Санкт-Петербурге. Актера похоронили рядом с его второй супругой.

Фильмография

  • 1945 — «Здравствуй, Москва!»
  • 1954 — «Укротительница тигров»
  • 1956 — «Разные судьбы»
  • 1957 — «Девушка без адреса»
  • 1958 — «По ту сторону»
  • 1965 — «Иностранка»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1976 — «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил»
  • 1977 — «Инкогнито из Петербурга»
  • 1980 — «Комедия давно минувших дней»
  • 1982 — «Спортлото-82»
  • 1985 — «Опасно для жизни!»
  • 1987 — «Сказка про влюблённого маляра»
  • 1988 — «Собачье сердце»
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]