Годы голодные
Точная дата рождения артиста неизвестна по причине утери метрики. Актер Сергей Столяров, уроженец села Беззубово Тульской области, самостоятельно выбрал дату рождения – 1 ноября 1911 года. Много лет спустя информация все-таки была найдена, и оказалось, что артист появился на свет по старому стилю 4 июля.
Семья Сергея, состоящая из трех братьев и сестренки, была бедная, но дружная. Сергей практически не помнил своего отца — Дмитрия Столярова, работавшего лесником.
В 1914 году, во время Первой мировой войны, глава семьи пошел воевать вместо одного зажиточного крестьянина в обмен на избу, корову и лошадь. Обещанное его семья получила, а вот самого Дмитрия практически сразу убили на фронте. Во время Октябрьской революции все полученное было конфисковано, и Столяровы опять зажили в нужде и нищете. Наступивший в селе голод подтолкнул мать отправить своих старших детей в «хлебный» Ташкент.
Так начались скитания Сергея по России, объятой пламенем войны. До Ташкента мальчик так и не доехал, потому что заболел тифом. Братья вынуждены были оставить его, 8-летнего, в Курске, на пороге больницы, после чего пропали бесследно в водовороте происходящих вокруг событий. Сергей выздоровел и был определен в курский детский дом, где впервые познакомился с театром. Вместе с несколькими детдомовскими детьми он участвовал в драмкружке, где ставились пьесы из истории Французской революции.
Детство и юность
Биография будущего актера началась в небольшой деревне под названием Беззубово, что под Тулой. Сергей Столяров родился 1 ноября 1911 года. В семье Столяровых росли пятеро детей. С самого детства мальчику пришлось нелегко: отец Сергея Дмитриевича погиб на войне в 1914 году. Семья сильно нуждалась, поэтому маленький Сергей отправился на заработки, едва ему исполнилось пять лет: мальчик пас коров зажиточного соседа.
Актер Сергей Столяров
В 1919 году началась масштабная продразверстка. И без того небогатая семья лишилась запасов на зиму, военные забрали все подчистую. Тогда бабушка Сергея отправила мальчика с четырьмя братьями в Ташкент — в городе было больше возможностей заработать хотя бы на кусок хлеба. Но в Ташкент Сергей не попал. По дороге мальчик заразился тифом и остался в больнице Курска. Братья отправились дальше.
Когда Сергей Столяров поправился, добросердечные врачи и медсестры отправили мальчика в детский дом. Там-то Сергей и познакомился со сценой: один из воспитателей организовал любительский детский театр.
Сергей Столяров в молодости
Мечты о карьере актера манили Сергея, однако суровое время диктовало другие условия. После детского дома Сергей Столяров отправился учиться в московское ремесленное училище, где выбрал специальность машиниста и слесаря.
Окончив учебу, Сергей Дмитриевич устроился работать в железнодорожное депо. Однако мечту о сцене молодой человек не оставил, посвятив свободное время занятиям в театральной студии. Вскоре молодое дарование заметили и пригласили присоединиться к труппе Театра Красной Армии.
Сергей Столяров: биография актера
В конце 20-х годов юноша окончил в Москве Первое ремесленное училище и некоторое время работал на Киевской железной дороге машинистом паровоза. Параллельно занимался в театральной студии для рабочих, которую при Доме ученых организовал актер Алексей Дикий.
В 1931 году окончил актерский факультет Театральной школы Пролеткульта. После этого работал во МХАТе (1932-1934 гг.), Центральном театре Красной Армии (1934-1938 гг.), Театре имени Моссовета (1940-1942 гг.), Театре-студии киноактера (с 1944 г.).
Удачно складывалась не только творческая, но и личная жизнь актера. В театре Сергей встретил свою будущую жену – молодую актрису Ольгу Константинову. В 1934 году они поженились.
Личная жизнь
Личная жизнь актера Сергея Столярова складывалась крайне удачным образом. В первую очередь он является родоначальником актерской династии Столяровых, которая посвятила всю свою жизнь кинематографу. Свою жену встретил также в театре.
Актер Сергей Столяров с сыном
Ольга Константинова была актрисой. Свадьбу сыграли в 1934 году. Ровно через четыре года, в их семье родился ребенок, которого назвали Кириллом. В последствие парень также пошел по отцовским стопам и стал актером.
Первые успехи в мире киноиндустрии
В 1934 году молодой артист Столяров Сергей попал во внимание Александра Довженко, который пригласил его в свой фильм «Аэроград» на роль летчика. Это и было дебютом Сергея Столярова в кино, причем очень удачным. Статного красавца, сразу понравившегося зрителю, не могли не заметить режиссеры. Сам Григорий Александров в 1936 году без всяких проб пригласил Сергея на главную роль в кинокартину «Цирк», ставшую звездным стартом талантливого актера. Лицо Столярова усмехалось с огромных рекламных плакатов, часто мелькало в журналах и газетах. Именно это обстоятельство помогло Сергею встретиться с матерью и братом, узнавшими его после 18-летней разлуки. В 1937 году Сергей Столяров стал отцом. На свет появился Кирилл, впоследствии, как и отец, выбравший актерский путь.
Сергей Столяров – актер, биография которого по сегодняшний день вызывает пристальный интерес почитателей его таланта; он был все время востребован, активно снимался, на экраны один за другим выходили фильмы с его участием: «Василиса Прекрасная», «Руслан и Людмила», «Кащей Бессмертный».
Фильмы
Первая роль в кино досталась Сергею Столярову в 1935-м. Молодой человек сыграл летчика в фильме «Аэроград». Эта картина хотя и не принесла актеру славы и известности, но сыграла решающую роль в дальнейшей судьбе Столярова. Сергея Дмитриевича заметил режиссер Григорий Александров и сразу же пригласил талантливого актера на роль в фильме «Цирк».
Сергей Столяров в фильме «Аэроград»
Работа над картиной шла без малого два года. В 1937 году «Цирк» вышел на экраны. Сергей Столяров сыграл главную роль в этом фильме. Зрители восприняли картину с восторгом, а актер стал для кинолюбителей символом истинной мужественности и благородства. Редкие фото Сергея Столярова старались достать все поклонники кинематографа.
Детская мечта Сергея Дмитриевича воплотилась в жизнь, однако счастье актера оказалось омрачено. Сергей Столяров категорически отказался присутствовать на премьерном показе картины, подарившей ему всенародную любовь. Дело в том, что незадолго до этого был расстрелян талантливый оператор Владимир Нильсен. Поводом для казни послужило анонимное донесение. Сыграла роль и «неблагозвучная» фамилия мужчины — в те времена любая мелочь могла стать поводом для обвинения в государственной измене.
Сергей Столяров в фильме «Цирк»
Столяров был шокирован произошедшим и не захотел получать награду правительства. Премьера «Цирка» прошла без главного героя. Спустя некоторое время картина отправилась на всемирный фестиваль киноискусства, в столицу Франции, однако туда уже Столярова не пригласили.
Примечательно, что на том же фестивале впервые была представлена знаменитая скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Фигуру и лицо рабочего Мухина лепила с Сергея Столярова. Эта скульптура до сих пор является эмблемой «Мосфильма», узнаваемой даже людьми, далекими от мира кино.
Сергей Столяров стал прототипом для скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница»
В 1943 году Сергея Столярова стали приглашать на роли в детских фильмах. Первым вышел «Кощей Бессмертный», несколькими годами позже появились картины «Садко» и «Илья Муромец». Коллеги Сергея Дмитриевича позже будут вспоминать, что сначала актер боялся выглядеть смешно в образах сказочных героев, однако вскоре буквально сжился со своими персонажами и вновь показал высокий уровень актерского мастерства.
Сергей Столяров в фильме «Садко»
Популярность актера в те годы оказалась феноменальной, Сергея Столярова узнавали на улице, а экранные герои артиста становились кумирами и примером для подражания. На Венецианском кинофестивале картина «Илья Муромец» завоевала первый приз. Однако главного героя снова не оказалось на вручении: на этот раз правительство просто не выпустило лицедея из страны, посчитав неблагонадежным.
Сергей Столяров в фильме «Илья Муромец»
Талант Сергея Столярова проявился не только на экране: актер начал работу над собственным сценарием, посвященным Дмитрию Донскому. Однако закончить начатое Сергею Дмитриевичу помешала болезнь.
Военный период жизни Столярова
После начала Великой Отечественной войны актер не смог остаться в стороне и записался добровольцем на фронт. Однако его, как и остальных коллег, отозвали, мотивируя принятое решение производственной необходимостью.
Осенью 1941 года Столяров с семьей и с «Мосфильмом» переезжали в Алма-Ату. По дороге в этот город имел место неприятный случай: были похищены все продуктовые карточки, что по тем временам обрекало человека на голодную смерть. Тогда Столяров, охотник по натуре, взял винтовку на киностудии и ушел в горы. Возвратился он через сутки с добычей – горным козлом впечатляющих размеров. Мяса хватило надолго, часть добычи даже была продана на ближайшем рынке, а часть выменяна у К. Симонова на новую пьесу «Русские люди», со временем поставленную Столяровым на сцене местного театра. Все средства от постановки актер направил в фонд обороны на танк, названный в честь спектакля «Русские люди». За этот поступок сам Сталин отблагодарил Столярова телеграммой, которую прислал в Алма-Ату.
Несмотря на свою узнаваемость и известность, Сергей Столяров жил достаточно скромно, не имея ни дачи, ни машины. Друзья его тоже относились к числу простых людей, не имевших отношения к миру искусства. Из актеров дружбу, продолжавшуюся всю жизнь, водил только с Борисом Бабочкиным.
К слову, Сергей Столяров являлся прообразом рабочего в известной скульптуре советских времен «Рабочий и колхозница». Именно с него лепила Мухина свое творение, хотя Столяров ей даже не позировал.
Герой народных былин и сказок
После скандала с комедией Григорьева найти работу во взрослом кино артисту было непросто. Поэтому он согласился сыграть витязя Руслана в экранизации сказочной поэмы Пушкина «Руслан и Людмила».
Амплуа славянского героя-богатыря после этой картины навсегда закрепилось за артистом. А когда великий советский сказочник Александр Роу снял его в «Василисе Прекрасной», для всей страны стал воплощением былинного героя из народа Сергей Столяров. Фильмы-сказки с его участием стали регулярно выходить на экраны и невероятно полюбились зрителям. После «Василисы Прекрасной» артист сыграл в еще одной картине Роу – «Кащее Бессмертном».
Хотя роли Ивана и Никиты Кожемяки превратили и без того известного артиста в культового, самому Сергею Дмитриевичу был тесно в рамках одного и того же образа. Пытаясь выйти за эти рамки, он больше никогда не снимался у Роу.
С началом Великой Отечественной войны артист ушел в ополчение. Но вскоре его вернули назад и вместе с семьей эвакуировали в Казахстан. Находясь в тылу, артист не переставал заботиться о своей стране. Он организовал сбор средств на покупку танка. Для этого Столяров поставил спектакль «Русские люди», с которым гастролировал по стране. Купленный на эти деньги танк был назван в честь спектакля, а за этот поступок был удостоен личной благодарности от Сталина Сергей Столяров.
Актер (биография его после истории с танком ставилась в пример всем деятелям культуры), овеянный славой, с окончанием войны вернулся в Москву. Чтобы сменить амплуа, следующим своим героем он выбрал ловкого пройдоху Фаддея из «Старинного водевиля». Эта роль, как и сама лента, была хорошее встречена публикой.
В последующие годы артист играл в картинах, рассказывающих о современности. А за кинофильм «Далеко от Москвы» он был удостоен Сталинской премии I степени.
В зените славы
В 1953 году на экраны вышел фильм с участием Сергея Столярова «Садко», получивший на Венецианском фестивале первую премию. Так актер, которого на этот фестиваль не командировали по чисто идеологическим соображениям, приобрел еще и международную известность. Французский журнал «Синема» через год включил Столярова – единственного представителя Советского Союза — в список ярких актеров мирового кинематографа, среди которых были Гарольд Ллойд, Чарли Чаплин, Роберт Тейлор, Бастер Китон. Сам актер к этому относился с некоторой долей юмора, считая, что в этом списке должен быть не он, а такие мэтры, как Симонов, Черкасов, Бабочкин.
50-е годы ознаменовались выходом еще двух кинокартин. Это были «Тайна двух океанов» и «Илья Муромец», вошедший в Книгу рекордов Гиннесса за количественный показатель массовки (1100 лошадей и 106 000 солдат-статистов).
В 60-е годы карьера киноактера пошла несколько на спад; на экраны страны с участием Столярова вышли лишь две картины: «Человек меняет кожу» и «Туманность Андромеды», ставшая последней в его актерской судьбе. Здоровье Столярова подорвал скандал, связанный с обвинением последнего в недостаточном участии в театральных постановках. За это он и его супруга были уволены из театра.
Первые роли в кино
Помимо таланта и приятного голоса, Столяров обладал еще и весьма красивой внешностью. Поэтому неудивительно, что вскоре его пригласили сниматься в кино.
Первые две картины с его участием («Космический рейс» и «Любовь и ненависть») ничего особенного собою не представляли, более того, в первой из них имя артиста даже не указали в титрах.
Зато благодаря им на Сергея Столярова обратил внимание мэтр украинского кино – Александр Довженко. Он пригласил актера сыграть одного из главных героев в ленте «Аэроград». Роль благородного летчика Владимира Глушака прославила молодого артиста. Кроме того, благодаря ей Сергей Столяров без проб получил главную роль в кинокомедии «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.
Честный, открытый, искренний
В конце 60-х Сергей Столяров согласовал съемки фильма по своему сценарию «Когда расходится туман». Но не смог осуществить задуманное по причине обострения злокачественной опухоли, в связи с чем вынужден был лечь в больницу. Не стало талантливого актера 9 декабря 1969 года. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Сергей Столяров, воплощавший на экране по-настоящему мужественных, честных и искренних людей, был таким и в жизни. И люди чувствовали это. Имел место даже такой случай. Как-то на Покровке Сергей Столяров встретил мальчишку, который, узнав знаменитого актера, с ходу начал читать басню Крылова. Мальчик сказал, что очень хочет стать артистом, и своим искренним юношеским стремлением буквально заразил актера, навсегда запомнившего эту встречу. Мальчик этот был Валентином Гафтом.
Карьера
После окончил столичное училище ремесел, и пошел работать машинистом на паровоз. Также в свободное время посещал театральную студию. Этот интерес к творчеству у него был всегда. В последствие поступил в театральную школу, где получил требуемое образование для работы в МХАТе и других знаменитых театрах.
Сергей Столяров в фильме «Василиса Прекрасная»
Участвовал в фильме Александра Довженко «Аэроград», где ему предоставили роль летчика. Высокий и красивый парень сразу же понравился многим девушкам. После в 1936 году его пригласили в фильм «Цирк». Столярову предложили быть лицом рекламной программы, которая была посвящена этому фильму.
Сергей Столяров и Любовь Орлова в фильме «Цирк»
Таким образом, фотография Сергея висела по всем кинотеатрам страны. Именно благодаря такому стечению обстоятельств, он встретился со своими родными, через 18 лет.
В период ВОВ решил отправиться на фронт добровольцем, но его не пустили, так как вследствие необходимости, заявку отозвали обратно. Столяров отправился вместе с семьей в Алма-Ату, куда переезжала вся киностудия «Мосфильм». Актер Сергей Столяров младший был символом целой эпохи советского кинематографа, заслуги которого просто нельзя забыть.
Сергей Столяров в фильме «Тайна двух океанов»
Его роли в сказках «Садко» и «Руслан и Людмила» были высоко оценены на международных фестивалях. В первую очередь, Сергей Столяров за лучшую роль получил награду в Каннах. Эта была первая премия и сразу же такого масштаба. Помимо всего о личности актера очень часто писали в зарубежных изданиях. Каждая роль, которая предоставлялась Столярову, была отработана им до максимума. Своих персонажей он иногда дорабатывал, чтобы они были более интересными телезрителю. Именно это и ценили режиссёры в таланте актера.
Сергей Столяров: как сын лесника стал одним из ведущих актеров СССР
Сергей Столяров блистательно играл роли былинных русских богатырей. Он, советский человек, сумел изобразить на экране ту сказочную отвагу и широту души знаменитых героев, которую воспевали много веков назад. Создавалось впечатление, что в актера и впрямь вселился Никита Кожемяка или Садко. А ведь совсем неспроста.
Человеком Сергей Дмитриевич был добродушным, честным и прямолинейным. Он не раз повторял, что не играет, а проживает жизнь своих персонажей. Однако, в отличие от них, жизнь артиста закончилась совсем не по-сказочному. Столярову не было суждено полечь на поле битвы, в рассвете сил он проиграл борьбу страшной болезни.
Начало пути
Родился Сергей в глубинке Тульской губернии в многодетной семье лесника в 1911 году. Когда началась Первая мировая война, то отца забрали на фронт, откуда тот не вернулся. С малых лет ребенку довелось зарабатывать себе на пропитание тяжким трудом.
Особо тяжкой ситуация для семейства Столярова наступила зимой 1919 года: власти лишили крестьян всех запасов зерна. Мальчика вместе с другими бедными детьми отправили в Ташкент, однако по дороге он заболел тифом и оказался в одной из больниц Курска, откуда его забрали в детдом.
Маленький актер
Судьбу ребенка определил один из учителей в приюте: он организовал театральный кружок, где Сергей с удовольствием пропадал целыми днями.
Поначалу Столяров не задумывался о карьере актера. Выйдя в свободное плавание, он получил профессию железнодорожника. Тем не менее, даже работая в киевском депо, он стал играть в местном театре.
Когда молодого человека призвали на службу в РККА, то товарищей по службе он развлекал театральными постановками. Тогда-то Сергей и понял, кем хочет быть.
Первые шаги в киноиндустрии
Первая роль Столярову досталась в 1934 году. Сначала эпизодическая, в ленте «Космический рейс», но за ней последовали серьезные работы. На съемочной площадке начинающего актера заметил режиссер Григорий Александров и, не раздумывая, пригласил его на главную роль в свой фильм «Цирк».
Картина принесла Сергею всесоюзную славу. «Цирк» был настолько популярным, что его смотрели по всему Советскому Союзу. Благодаря фильму нашлись после 18 лет неизвестности его мать и брат Роман.
Вместе с радостью пришла и беда: власти расстреляли оператора и директора ленты. Принципиальный и упрямый Сергей до последнего защищал своих товарищей, за что и поплатился: получил клеймо «не вполне благонадежен», лишился награды за съемки и схлопотал запрет на работу на студии «Мосфильм» вплоть до 1953 года.
Хоть картины с него пиши
Шутка ли, но именно Сергей стал прототипом скульптуры рабочего в знаменитой композиции Мухиной «Рабочий и колхозница», которая была эмблемой киностудии «Мосфильм».
Во время Великой Отечественной войны артист перебирается вместе с труппой в Алма-Ату. В Казахстане Столяров ставит пьесу, которая пользуется огромным успехом у зрителей. На вырученные деньги Сергей покупает танк для отправки на фронт.
Настоящий богатырь
Последующие годы становятся для лицедея наиболее продуктивными. Он активно снимаетсяв киносказках «Союздетфильма»: «Руслан и Людмила», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Илья Муромец» и «Садко». Последняя принесла ему славу «настоящего русского богатыря», как было написано во французском журнале «Синема».
Западные критики внесли фамилию Столярова в список величайших актеров тех времен. Сам же артист отшучивался и никогда не считал, что обладает огромным талантом.
Сын об отце
Многие годы спустя сын Сергей, Кирилл, сыграл своего отца в фильме «…А зори здесь тихие». В одном из интервью потомственный актер там описал родителя:
«Отрицательные роли ему не давались. Не за что было “зацепиться” внутри, чтобы быть убедительным в роли негодяя. Великим актером он себя никогда не считал…»
Известность Столярова была настолько огромной, что его постоянно узнавали на улице. Однажды юноша попросил Сергея послушать, как он читает басню прямо в парке. Добродушный актер пригласил назойливого паренька домой и дал советы по поступлению в театральное. Тем парнем оказался Валентин Гафт.
Последние годы
В 60-е годы Сергей Дмитриевич перестал сниматься в кино. Он долгие годы вынашивал идею собственного фильма. К сожалению, ему не было суждено дожить до его премьеры.
Актер скончался в декабре 1969 года от рака. Через несколько дней ему присвоили звание народного артиста. В следующем году вышла лента «Туманность Андромеды» — последняя работа Столярова.
Ранее мы писали о том, как изменились актеры культового фильма «Д’Артаньян и три мушкетера».
Поделиться
богатырь сергей столяров сказка советские актеры судьба