Просмотры: 437
Александр Кайдановский — талантливый советский актер, режиссер и педагог с яркой, богатой событиями биографией. Его театральная карьера не сложилась, зато в кинематографе он добился славы. Тяжелый характер Кайдановского был причиной многих конфликтов, а богемный образ жизни привел к трем разводам и прервал его земной путь в 49 лет.
Александр Кайдановский. Фото belcanto.ru
Александр родился 23 июля 1946 года в Ростове-на Дону. Его отец (по рождению Лейба Лейбович Кайдановский, впоследствии сменивший имя на Леонида Львовича) занимал высокий пост в управлении ростовского “Газнефтепровода”, а мать — Вера Александровна Онищук — была режиссером-постановщиком в детской театральной студии. Брак родителей продлился недолго, и после их развода мальчик остался жить с отцом.
Саша Кайдановский в детстве с родителями. Фото smutokilon.ru
Унаследовав от матери творческие гены, Саша с детских лет мечтал стать актером, но отец хотел, чтобы он получил надежную специальность. Когда юноша окончил 8 классов, Леонид Львович отправил его в Днепропетровск к своей сестре, где Саша пошел в техникум учиться на сварщика.
Проучившись там один год, Кайдановский в тайне от отца бросил техникум и поступил на актерский факультет Ростовского училища искусств. Леонид Львович простил сына только после того, как увидел его на IV курсе в спектакле “Молодая гвардия” — он признал талант Саши и его право самостоятельно выбирать жизненный путь.
Завершив учебу в 1965-м году, Александр поехал в Москву и с первой попытки успешно сдал экзамены в школу-студию при МХАТе. Но через месяц оттуда ушел — ему не понравились “менторское наставничество и дурацкие церемониальные ритуалы”, которые, по его мнению, процветали в этом ВУЗе. Кайдановский перешел в Театральное училище имени Щукина в мастерскую Бориса Захавы, которое окончил в 1969-м году. Среди его однокурсников были Леонид Филатов (его Александр считал самым талантливым на курсе), Иван Дыховичный, Нина Русланова, Борис Галкин, с которыми он особенно сдружился в студенческие годы.
Детство
Александр родился 23 июля 1946 года в городе Ростове-на-Дону. Его отец, Леонид Львович, не имел отношения к искусству. Он служил летчиком на фронтах Великой Отечественной войны, где получил ранение. После войны Леонид Львович устроился работать в Ростовское МГБ на должность начальника радиолокационный станции. В 1945 году состоялась его свадьба с Верой Александровной Онищук. Девушка хорошо разбиралась в литературе и музыке, имела тонкий слух и красивый голос. Благодаря широкой, обаятельной улыбке, они с Леонидом были похожи друг на друга. Поначалу этот брак был очень счастливым.
Неподалеку от дома семьи находилось разрушенное во времена войны здание университетской библиотеки. В развалинах можно было отыскать самые разноплановые книги. Именно тогда у маленького Александра зародилась страсть к чтению, которая сопровождала его на протяжении всей жизни.
В конце 40-х Леонида Львовича уволили по так называемому «пятому пункту». Тогда молодой мужчина поступил в местный техникум и получил там образование специалиста по подводной сварке. Всю последующую жизнь он проработал по специальности на строительстве всяческих гидротехнических сооружений.
Вера Александровна сначала работала библиотекарем, но будучи студенткой Института культуры, увлеклась театром и решила попробовать себя в качестве театрального режиссера. В детских спектаклях, которые девушка вскоре начала ставить, не было места для ее родного сына. Она считала Сашу неартистичным. Возможно, именно скрытая обида на мать позже приведет к тому, что Александр выберет актерскую стезю.
Постепенно отношения между Леонидом и Верой начали усложняться тем, что мужчина был очень ревнив. Он не мог терпеть, когда вокруг его жены крутились молодые артисты, многие из которых были очень интересными. В конечном итоге в 1960 семейный союз был расторгнут. Вскоре Вера Александровна вышла замуж во второй раз. Саша остался жить с отцом.
Биография
Памятная доска в Ростове-на-Дону
Александр Кайдановский родился 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону.
В 1960—1961 годах учился в Днепропетровском сварочном техникуме имени Е. О. Патона[4].
В 1965 году окончил Ростовское театральное училище (курс М. И. Бушнова). Поступил в Школу-студию МХАТ, но, проучившись несколько месяцев, ушёл оттуда.
В 1969 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.
В 1969—1971 годах работал в театре имени Е. Б. Вахтангова. Сам актёр вспоминал: «Вахтанговская „корпорация“ отравила во мне любовь к театральной жизни: внутренние взаимоотношения в театре всегда строятся на каких-то отвратительных принципах, на том, что одним приходится унижать других. Я человек, по сути, свободный, мне не хотелось бы ни кого-то унижать, ни оказаться униженным. Поэтому из театра я ушёл. Каким образом? Что делает актёр, когда ему не дают играть? Он выпивает. И пару раз я выпил так основательно, что от меня поспешили избавиться»[5].
Потом работал во МХАТе и Театре на Малой Бронной. С 1973 года — служба в армии (кавалерийский полк при «Мосфильме»).
В 1982 году Кайдановский поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров в мастерскую Андрея Тарковского, которую режиссёр открыл чуть ли не специально для него[6]. Однако Тарковский вскоре эмигрировал в Италию, потому доучивался Кайдановский у Сергея Соловьёва. Окончил курсы в 1984 году.
Уже находясь в Италии, Тарковский хотел видеть Кайдановского в главной роли в «Ностальгии», которая снималась в Италии, но того не выпустили из СССР[7].
В 1989 году Кайдановский преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина.
В 1992 году Александру Кайдановскому было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РФ»[3].
1994 — член жюри кинофестиваля в Каннах.
В 1995 году вёл сценарную мастерскую на ВКСР.
Внешние изображения | |
Александр Кайдановский умер утром 3 декабря 1995 года от третьего инфаркта в своей комнате коммунальной квартиры[8].
Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы, участок 10.
Образование
Желая обрести свободу, Саша уехал в Днепропетровск и поступил там в сварочный техникум. Ему было все равно, где учиться, лишь бы избавиться от семейных драм. Отец был очень рад тому, что сын пошел по его стопам. Однако Кайдановский Александр задержался в техникуме всего на год. Вопреки негодованиям отца, будущий актер поступил в Ростовское театральное училище.
К учебе парень отнесся с крайней серьезностью. Он часами прослушивал пластинки художественного чтения и работал над своей дикцией. Его очень увлекало то, как великие поэты читали свои стихи. В начале 60-х Александр стал много общаться с ростовскими художниками Чарскими. Он быстро взрослел и становился все требовательнее как к самому себе, так и к окружающим. Быстро опередив своих сокурсников в интеллектуальном развитии, Александр Кайдановский перестал видеть толк в обучении. Дипломный руководитель отказался от него, поэтому парню пришлось искать ему замену. Устроившись после училища в ростовский театр, молодой актер быстро оттуда уволился из-за конфликта с режиссером.
Москва
После увольнения из тетра Кайдановский Александр отправился покорять столицу. Здесь он подал документы одновременно в четыре театральных училища, в три из которых его взяли благодаря удачно сданному творческому заданию. Александр предпочел школу-студию МХАТ, но больше чем на месяц он там не задержался. По словам актера, он постоянно чувствовал себя там под присмотром. После того как он поскитался без дела около месяца, молодому актеру повезло – ректор Щукинского училища взял его учиться на уже набранный курс.
В марте 1966 года Александр Кайдановский женился. Его супругой стала Ирина Бычкова, с которой они дружили еще со времен обучения в ростовском училище. Она переехала к мужу в Москву, где они долгое время жили в съемных комнатах.
Литература
- Фёдор Раззаков.
Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели. — М.: Эксмо, 2000. — 400 с. — ISBN 5-04-004335-X. — ISBN 5-04-004333-3. - Сергей Медведев.
Александр Кайдановский. Диагноз — гений // Кто главный : журнал. — Ростов-на-Дону, 2007. — № 10. - Ирина Зайчик.
Свой среди чужих // Огонёк : журнал. — М., 1998. — 12 июля (№ 27). — С. 16. - Александр Кайдановский. В воспоминаниях и фотографиях / Сост. Е. В. Цымбал. — М.: Искусство, 2002. — 264 с. — ISBN 5-85200-141-4.
Начало карьеры
В 1967 году Александр получил приглашение на роль Гамлета в Экспериментальном театре Аксеновой-Арди. Роль была сыграна блестяще. Кайдановский трактовал образ Гамлета по-своему, за что нарвался на настороженность критиков. Однако последние не могли устоять перед талантом, интеллектуальностью и жесткостью актера. С тех пор Кайдановский Александр стал заметным и начал получать приглашения на роли в кино. Актер пробовался на несколько ролей, но его постоянно отказывались утверждать. Режиссеры в один голос сетовали на то, что Александр не вписывался в привычное амплуа положительного героя.
Первые роли
В 21 год актер снялся в своем первом эпизоде. Картина называлась «Таинственная стена». Затем он получил небольшую роль в фильме «Анна Каренина». Таинственным образом первые роли, которые, так или иначе, были связаны с мистикой, наложили отпечаток на всю последующую карьеру Александра. В картине «Дворянское гнездо», режиссерами которой были Михалков и Кончаловский, актер сыграл в эпизоде «Певцы». Данный эпизод в конечном итоге не вошел в фильм, но именно он позволил Андрею Тарковскому рассмотреть в Александре талант. Однако сотрудничество мужчин состоится позже.
Закончив обучение, Кайдановский Александр был приглашен работать в театр им. Вахтангова. Приблизительно в это же время, в результате неудачной операции, совершенно неожиданно умер его отец Леонид Львович.
Еще во время учебы Кайдановский пробовал писать и даже ставить театральные композиции по Пушкину и Булгакову. Благодаря особому стилю мышления, он имел все задатки режиссера.
Память
О творчестве Александра Кайдановского в 1998 году режиссёром Е. В. Цымбалом был снят документальный фильм «Сны Сталкера».
Дань уважения актёру отдали разработчики игры «S.T.A.L.K.E.R. Чистое небо», использовавшие внешность Александра Кайдановского, исполнившего главную роль в фильме А. Тарковского «Сталкер», в качестве прототипа протагониста игры[9].
Из воспоминаний современников
Мы с ним дружили. Хотя это была трудная дружба, и человек он был трудный, но я восхищался им, глядел снизу вверх. Кайдановский был человек невероятный — он мог виртуозно материться, болтать на бандитском жаргоне, а мог всю ночь говорить с тобой о литературе, о вещах, которых здесь не знал ни один специалист… В его бесстрашии было что-то необъяснимое: однажды, на четвёртом курсе Щукинского, мы впятером — он, Галкин, Качан, Матвеев и я — возвращались ночью через Марьину Рощу. Неподалеку от Рижской к нам пристали шестеро, у них были ножи… В принципе впятером мы могли бы отмахаться, но против ножей — не знаю, как бы всё вышло. Кайдановский подошёл к тому, кто первым вынул нож, и голой рукой взялся за лезвие. Просто взялся. Кровь хлещет, а он держит. И что-то такое было в его лице, что они спасовали…
— Леонид Филатов.
Чтобы помнили, Глава 29. Александр Кайдановский, 1996
Расцвет карьеры
В 1970 году на экраны вышел двухсерийный фильм «Драма на охоте». Для Кайдановского он стал первой серьезной работой на телевидении. В этом же году актер стал отцом. У него родилась дочь Дарья. Александр был несказанно счастлив появлению дочери, но кино в его жизни обретало все более и более важное место. Картины с участием актера стали выходить одна за другой.
В те времена Александр Кайдановский завязал роман с Валентиной Малявиной – самой роковой дамой тогдашнего театрального бомонда. От этой нечаянной любви актер совсем потерял голову. Он отказывался от ролей и менял театры один за другим. А после этого мужчина и вовсе решил, что карьера актера не для него. Вскоре он развелся со своей женой, а чуть позже прервал злосчастный роман с любовницей.
Армия
Оставшегося без работы актера призвали в армию. Он попал в кавалеристский полк и стал неплохим наездником, благодаря физической силе, хорошей координации и ловкости. Позже навыки, полученные в армии, помогли актеру справляться с трюками на съемках без помощи дублеров. В картине «Свой среди чужих, чужой среди своих», Кайдановский Александр бегал по крыше поезда, несущегося на полном ходу. Затем он спустился вниз по веревкам и, разбив окно, запрыгнул в поезд. Его часто звали играть иностранцев, в том числе истинных аристократов. Кроме роли в упомянутом фильме Никиты Михалкова, этот период жизни актера запомнился также ролью в картине Алексея Баталова «Игрок».
По словам Михалкова, Александр умел «играть виртуозные мелодии на одной струне». Он умел сосредотачивать и концентрировать весь свой богатый внутренний мир. Фильм Михалкова принес актеру всесоюзную популярность. Его персонаж был благородным аристократом, с тонкостью реакций и хладнокровностью. Позже актер сыграл роль графа Воронцова в картине «Бриллиант для диктатуры пролетариата», которая также вызвала фурор.
Фильмография
Актёрские работы
- 1967 — Таинственная стена (реж. И. И. Поволоцкая, М. Н. Садкович) — Некто
- 1967 — Анна Каренина (реж. А. Г. Зархи) — Жюль Ландо
- 1968 — Первая любовь (реж. В. С. Ордынский) — Майданов
- 1969 — Дворянское гнездо (эпизод с участием Кайдановского не вошел в фильм)
- 1970 — Драма на охоте (реж. Б. Э. Ниренбург) — граф Алексей Карнеев
- 1970 — Красная площадь (реж. В. С. Ордынский) — солдат
- 1970 — Спокойный день в конце войны (короткометражный, реж. Н. С. Михалков) — сержант
- 1971 — И был вечер, и было утро (реж. А. А. Салтыков)
- 1971 — Собака Баскервилей (реж. А. Зиновьева) — Джек Стэплтон
- 1972 — Пятнадцатая весна (реж. И. С. Туманян) — связной
- 1972 — Игрок (реж. А. В. Баталов) — Астлей
- 1972 — Четвёртый (реж. А. Б. Столпер) — Второй
- 1972 — Следствие ведут знатоки 6. Шантаж — Миркин
- 1972 — Математик и чёрт (новелла из альманаха «Горизонт», вып. 2, реж. С. Райтбурт) — Чёрт
- 1973 — Дети Ванюшина (реж. Е. И. Ташков) — Константин
- 1973 — Крах инженера Гарина (реж. Л. А. Квинихидзе) — доктор Вольф
- 1973 — Былое и думы (реж. Л. Елагин) — критик Виссарион Белинский
- 1974 — Свой среди чужих, чужой среди своих — ротмистр Лемке
- 1974 — Следую своим курсом (реж. В. Г. Лысенко) — Миша
- 1974 — Когда постиг меня судьбины гнев… (короткометражный, реж. В. В. Бровкин)
- 1975 — Пропавшая экспедиция (реж. В. Д. Дорман) — офицер Зимин
- 1975 — Мой дом — театр (реж. Б. В. Ермолаев) — А. Н. Островский
- 1975 — Под крышами Монмартра (реж. В. М. Гориккер) — Рауль
- 1975 — Бриллианты для диктатуры пролетариата (реж. Г. Е. Кроманов) — Воронцов
- 1976 — Огненный мост — Геннадий Дубравин, поручик (реж. Б. Ниренбург)
- 1976 — Золотая речка (реж. В. Д. Дорман) — Зимин
- 1976 — Как важно быть серьёзным (реж. А. А. Белинский)
- 1976 — Моё дело (реж. Л. Г. Марягин)
- 1977 — Кто поедет в Трускавец (реж. В. Ахадов)
- 1977 — Это было в Коканде (реж. У. Е. Назаров) — Зайченко
- 1978 — Жизнь Бетховена (реж. Б. Д. Галантер) — Антон Шиндлер, секретарь Бетховена
- 1978 — Поворот (реж. В. Ю. Абдрашитов)
- 1979 — Дознание пилота Пиркса — нейролог и кибернетик Том Новак
- 1979 — Телохранитель (реж. А. Хамраев) — Мирзо
- 1979 — Сталкер (реж. А. А. Тарковский) — Сталкер
- 1980 — Рассказ неизвестного человека (реж. В. Жалакявичюс) — Владимир
- 1980 — Рафферти (реж. С. Аранович) — прокурор Эймс
- 1980 — Спасатель (реж. С. А. Соловьев) — Николай Вараксин, режиссёр-документалист (озвучил А. Ромашин[16])
- 1980 — Факт (реж. Альмантас Грикявичюс) — Станислав
- 1981 — И с вами снова я (реж. Б. Галантер) — читает стихи от лица декабриста Н. В. Путяты
- 1982 — Извините, пожалуйста (реж. В. П. Жалакявичюс) — Пранас
- 1982 — Кафедра — Орлов
- 1982 — Братья (к/м)
- 1987 — Десять негритят (реж. С. С. Говорухин) — Филипп Ломбард
- 1987 — Хареба и Гоги (реж. Г. Н. Шенгелая) — князь Ольшевский
- 1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — Ланселот
- 1992 — Ноябрь (Польша—Франция) (реж. Л. Карвовский)
- 1992 — Дыхание дьявола (Испания) (реж. Пако Лусио)
- 1994 — Волшебный охотник (Волшебный стрелок), (Венгрия) (реж. И. Эньеди)
- 1995 — Откровения незнакомцу (Франция—Россия) (реж. Ж. Бардавиль) — Крючков
- 1995 — Свадебный марш (новелла из киноальманаха «Прибытие поезда») (реж. А. Ф. Хван)
Работы по озвучиванию мультфильмов
- 1977 — Вперёд, время! (реж. В. И. Тарасов) (читает текст)
- 1980 — Возвращение (реж. В. Тарасов) (в титрах не указан)
- 1985 — Контракт (реж. В. Тарасов)
- 1985 — Два билета в Индию (реж. Р. А. Качанов)
- 1988 — Перевал (реж. В. Тарасов)
- 1992 — Сон смешного человека (реж. А. К. Петров)
Озвучивание фильмов
- 1982 — Кондор / Dögkeselyű (Венгрия, реж. Ф. Андраш)
- 1984 — Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад — студент-юрист (роль Б. Г. Плотникова)
- 1985 — Простая смерть — Иван Ильич (роль В. М. Приёмыхова)
- 1988 — Жена керосинщика — Василий Петрович (роль Н. Исполатова)
Режиссёрские работы в кино
- 1983 — Иона, или художник за работой — режиссёр. Курсовая работа, созданная по окончании 3 курса мастерской С. А. Соловьёва, по одноимённому рассказу А. Камю, сценарий написан совместно с Г. И. Рербергом
- 1983 — Сад (по рассказу Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок»)
- 1985 — Простая смерть… — режиссёр, сценарист. Дипломная работа по повести Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»
- 1987 — Гость — режиссёр-постановщик, сценарист (по рассказу Х. Л. Борхеса «Евангелие от Марка»)
- 1988 — Жена керосинщика — режиссёр-постановщик, сценарист
- 1989 — Маэстро: Сергей Параджанов — режиссёр, сценарист
- 1989 — For A Million — режиссёр, сценарист (видеоклип для немецкой группы Alphaville)
- 1992 — Бронзовый Христос — художественный руководитель
- 1992 — Всё кончается, только любовь — никогда — художественный руководитель
- 1993 — Дефлорация — художественный руководитель
- 1995 — Гарсон № 2 — режиссёр, сценарист (видеоклип для Б. Б. Гребенщикова и группы «Аквариум»)[17]
Второй брак и роль в «Сталкере»
Вскоре актеру надоело постоянно играть поручиков. В рамках кино того времени ему было тесно. Он брался только за те роли, которые несли углубленный, порой безжалостный анализ личности. Мужчина стал подумывать о режиссуре, но судьба распорядилась иначе.
В это время Александр Кайдановский, личная жизнь у которого отошла на второй план, встретил молодую актрису Евгению Симонову. Она была такой же педантичной, ненавидела приблизительность и обобщенность. Вскоре взаимный интерес актеров перерос в любовь. В 1975 году они поженились. Последующие два года они старались сниматься вместе. 5 ноября 1976 года у пары родилась дочь Зоя. Приблизительно в это же время Андрей Тарковский пригласил Александра на главную роль в фильме «Сталкер».
Всю жизнь актер шел именно к такой роли. Как результат, он блестяще выполнил поставленную задачу. Тарковский смог рассмотреть в Кайдановском то, что он тщательно скрывал: ранимость, незащищенность и психологическую травмированность. Скорее всего, именно поэтому актер не любит пересматривать данную картину.
После роли в «Сталкере» актер брался за кино только в двух случаях – когда картина задевала его за живое или когда катастрофически не хватало денег. Вот таким своеобразным актером была Александр Кайдановский. Личная жизнь мужчины вскоре стала разрушаться. После восьми лет брака он развелся с Евгенией Симоновой.
Благодаря роли в фильме Тарковского, актера начали узнавать за границей и приглашать на кинофестивали. Однако единственной поездкой актера за пределы СССР стал выезд в Польшу, после которого КГБ запретил Александру покидать государство. Актеру даже не передавали приглашения из-за рубежа, считая это излишним. Когда он был утвержден на роль в новом фильме Тарковского «Ностальгия», ему не разрешили лететь в Италию. После этого Александр Кайдановский, биография которого полна спонтанных решений, раз и навсегда решил оставить карьеру актера.
Александр Кайдановский. Непростой человек был
Он был магической личностью, с рождения помеченной знаком катастрофы.
Эпитеты «загадочный», «сложный», «необъяснимый» подходят к нему как ни к кому другому. Кайдановский – самый неоднозначный актер в отечественном кинематографе. Удивительно, как в одном и том же человеке умещались эстет-философ, завораживающие сложностью душевных порывов и… заурядный дебошир-пьяница.
В духе Достоевского
Александр Кайдановский родился в 1946 году в Ростове-на-Дону. После школы поступил в Днепропетровский сварочный техникум, однако вскоре году ушел оттуда, и был принят в Ростовское училище искусств.
В 1965 Саша приехал в Москву, где удивительно легко поступил в самую «блатную» в стране Школу-студию МХАТ и… стал единственным, кто, не проучившись и месяца, ушел из нее сам! «Не могу. Портреты Станиславского и Немировича-Данченко с таким укором смотрят, что вздохнуть нельзя…» Он перешел в театральное училище имени Щукина. Но здесь ему показалось скучно. «Подыхаю с тоски», – чуть ли не каждый день неслось с Москвы-реки на тихий Дон, к любимой девушке Ирине. В 1966 году они поженились, и Ирина перебралась к мужу в Москву. Дебют Кайдановского в кино состоялся на втором курсе училища – в фильме «Таинственная стена» (1967) он сыграл эпизодическую роль молодого научного сотрудника.
Александру нравилась столичная жизнь: чтение стихов и вино ночи напролет. Юный провинциал завидовал родословным своих друзей-мажоров. Это уже потом он стал эстетом, циником и любимцем женщин, а тогда!.. В одном ботинке вместо шнурка – грязный бинт, в другом – кисея от портьеры, втихаря срезанная в гостях. Они с женой жили в помещении бывшей дворницкой: ниже уровня земли, крохотная кухня с косым потолком, который образовывала лестница, а в той части, где лестница упиралась в пол, было что-то вроде чуланчика. В комнате стояла коляска с ребенком и старый обогреватель.
Будущая знаменитость открывал чулан и демонстрировал гостям – пол прогнил, несло погребной сыростью, внизу стояла вода. Он гордо именовал свое жилище «квартирой в духе Достоевского». Дверь в дом была постоянно открыта для друзей. По ночам, как правило, не спали, а пели под гитару и спорили о литературе. Обнаружив под утро, что выпивки не хватает, уходили за добавкой. Иногда Александр возвращался лишь сутки спустя и, ничего не объясняя, заваливался спать. Ирина терпела, ей казалось, что общество таких «интересных и образованных людей» необходимо мужу. А муж оставлял в ресторанах все свои гонорары.
В эти годы Кайдановский получил судимость. Инцидент произошел в ресторане: Александру надо было освежиться, но, видимо, он не туда забрел. В итоге попал в котельную; толком ничего не соображая, кого-то за что-то ударил. А человек оказался ветераном войны… Был суд. Статья 205, «хулиганство». По тем временам могли дать на полную катушку. Но на суд приехал Михаил Ульянов, сказал пару слов, и Кайдановскому дали два года условно.
В те дни никто не верил в Кайдановского как в актера. Михаил Ульянов даже советовал ему вернуться обратно в Ростов и устроиться там в местный театр. Но молодой актер поступил по-своему – в 1973 году ушел в армию. Местом службы стал кавалерийский полк при «Мосфильме». Именно тогда он и сыграл свою первую звездную роль – поручика Лемке в картине Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
После выхода фильма на экран Кайдановский «проснулся звездой». Страна, уставшая от правильных советских персонажей, полюбила его героя с первого взгляда. От такого оглушительного успеха «крыша» просто не могла не съехать. Придя в ресторан, он садился за столик – с жуткой щетиной, пьяный, но в ослепительно белом костюме и читал вслух стихи Арсения Тарковского… Когда ему делали замечание, бросался в драку. Его стали узнавать, у него начали появляться пассии. Сначала их было немного, и Александр рассказывал о них жене. Но постепенно, встречая Ирину с дочкой после очередного их возвращения из Ростова, он с каждым разом радовался им все меньше и меньше. В то время в их доме на правах закадычной подруги семьи появилась красавица-актриса Валентина Малявина.
К ней по-разному относились коллеги и друзья, но в одном все сходились безусловно: Валя была очень хороша собой. Принцесса из «Короля-оленя», медсестра Маша из «Иванова детства»… Поражали ее глаза – два синих, глубоких омута.
Она осыпала его супругу Ирину комплиментами, говорила: «Какая ты счастливая! Чем помочь? Сходить за молоком?..» Закончилось тем, что однажды, когда ей не хотели открывать дверь, она попросту… влезла в окно! Ирина, не выдержав перипетий любовного треугольника, подала на развод и уехала с дочерью в Ростов. После чего уже сам Кайдановский не стал выпускать Малявину из своей квартиры, закрывая дверь на ключ. Поэтому однажды зимой она вышла на балкон и перелезла через соседние перила. Александр искал ее на земле, разбившуюся насмерть; а она в это время в теплой соседской компании пила вино. Валя переживала, что старше его на целых пять лет. А Саша недоумевал: «Дура ты, какая разница, если я тебя хочу?!» Когда она вскрыла себе вены, он хохотал, не верил; после, когда вся комната была уже в крови, отвез в больницу. Роман длился 6 лет и завершился ничем. «Меня бы уже не было, если бы я остался с ней», – говорил потом актер друзьям. Много лет спустя, после смерти Александра, Малявина призналась, что Саша хотел детей, и она не раз беременела, но не говорила ему об этом – просто ходила к врачу…
В 1983-м году, когда Валентину Малявину обвинили в том, что она зарезала своего молодого возлюбленного, актера Стаса Жданько, Кайдановский выступил на суде свидетелем: «Она не виновата. Они просто Достоевского начитались». Но Малявину все равно посадили на 9 лет. Когда она освободилась, первым, кто ее встретил, был Кайдановский.
После болезненного разрыва с Малявиной Кайдановский женился на актрисе Евгении Симоновой. Он был трогательно-внимательным по отношению к ней и изо всех сил старался стать хорошим семьянином. Даже пытался самостоятельно готовить, чтобы беременная жена не слишком переутомлялась. Друзья вздохнули с облегчением: наконец-то! Родилась вторая дочь. Но чувствовалось, что это счастье ненадолго.
В 1979-м Александр сыграл главную роль в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», которая стала вершиной его творчества. После этого его и начали называть самым загадочным актером отечественного кино. А он жаловался близким: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это все равно что, сыграв Христа, взяться за роль бухгалтера». Он перестал сниматься, продал машину, квартиру, развелся с Симоновой и подался в режиссеры.
Последней женой Кайдановского была актриса Инна Пиварс. Многие не приняли приглашения на его последнюю свадьбу со словами: «На следующую уж точно заскочим!» Александр же, напротив, отнесся к своему выбору неожиданно серьезно. Надел фрак, нацепил черную бабочку. Но ни одной фотографии в загсе не получилось – пленка оказалась засвечена. Инна и Александр прожили вместе всего… три недели. Хотя официально так и не развелись до самой его смерти.
Последние годы Кайдановский обитал в коммуналке на улице Воровского. Он занимал огромную комнату с четырехметровым потолком и лепными ангелами на нем. До этого в ней снимали какой-то фильм, и стены были выкрашены в черный цвет. Перекрашивать их актер не стал. Так и жил с черными. Однажды в гости зашел Параджанов, по обыкновению с многочисленной и шумной свитой. Внимательно осмотревшись вокруг, он изрек иронично-философски: «Хорошая комната, в ней ты и должен умереть»… Незадолго до смерти Александр снялся в испанском фильме «Дыхание дьявола», где сыграл глухонемого. И за два месяца съемок получил 140 тысяч долларов. Он расплачивался пластиковой карточкой, щедро угощал друзей, купил квартиру в Москве. А остальные деньги отнес на «Мосфильм» и начал съемки своей картины, о которой так мечтал. Но… все деньги через три недели бесследно исчезли! Куда и как, объяснить не мог никто: растаяли, как дым. У Александра случился третий и последний инфаркт. Из коммуналки он так и не выехал.
На кладбище пришли сразу два священника, католический и православный. Оказалось, что Кайдановский недавно выбрал себе в духовные отцы католика. Поэтому долго спорили, по каким канонам его теперь следует отпевать. На церемонии погребения было сделано множество фотографий, но внезапно пошел снег, и огромные хлопья испортили снимки, словно пленку снова засветили…
Не прошло и девяти дней со дня его смерти, как Инна ввезла вещи мужа в новую двухкомнатную квартиру, став его официальной вдовой. Свою маленькую квартиру она продала и из этих денег расплатилась со всеми наследниками, отдав по пять тысяч долларов каждому.
Режиссура
Кайдановский поступил на курсы сценаристов и режиссеров, однако учить его уже давно не нужно было. В период с 1983 по 1988 год он снял пять картин. Все они были непривычными и местами даже странными, требующими умного зрителя, склонного к ироничности и сопереживанию. Александр комплексно создавал свои фильмы – не только писал сценарий, но и подбирал музыку, и режиссировал. Все его картины были фантасмагориями. Странные события в них происходили как данность и неотъемлемая часть реальности. Впрочем, в этом полностью отражалось мировоззрение, которое на протяжении всей жизни вынашивал в себе Александр Кайдановский. Биография (личная жизнь и карьера) Александра во многом напоминала его фильмы.
Стоит признать, что в первых картинах чувствовалось влияние стиля Тарковского, однако постепенно Александр от него отходил. Его фильмы пользовались уважением за границей. Однако на Родине ни массовая публика, ни кинокритики их не признавали. Впрочем, Кайдановского это не расстраивало, он думал сугубо об искусстве.
Александру было все равно, в какую одежду он одет, лишь бы она была чистой. Во время работы над сценариями он мог неделями есть одни бутерброды. Конечно, актер любил комфорт, но тратить ради него время и деньги он не хотел. Александр одинаково просто вел себя на Каннском кинофестивале и в коммуналке, в которой ему довелось прожить последние 14 лет жизни.
Личная жизнь
Отношения актера с женщинами были всегда запутанными, но простодушными. Он быстро влюблялся, создавая в своей голове такой образ девушки, который ему хотелось. А возлюбленные в действительности были мало похожи на представления актера о них. В результате он быстро терял к ним интерес. Если девушка ему нравилась, он сразу думал о свадьбе. Несмотря на то что Александр всегда крайне трезво смотрел на жизнь, в отношениях он был очень романтичен. Этот романтизм не выдерживал реальных жизненных обстоятельств. Девушки любили актера за эрудицию, непредсказуемость и талант, но со временем они начинали нуждаться в уюте, благополучии и возможности единолично обладать своим мужчиной. В результате плачевно закончились все браки, в которые вступал Александр Кайдановский. Дети при этом оставались в каждом из них, кроме последнего.
Помимо двух браков актера, которые мы уже обсуждали выше, было еще два. Третий брак Александра состоялся с Натальей Судаковой, а четвертый – с молодой актрисой Инной Пиварс. С последней девушкой актер заключил брак за три недели до смерти.
Возвращение к съемкам
В начале 90-х, как и многие другие кинематографисты, Кайдановский не мог найти финансов на свои картины. Он писал много сценариев, но все они оставались лежать на полке. Александр пытался создать свой театр, киностудию и даже фонд поддержки начинающих кинематографистов. Он был приглашен в качестве преподавателя в училище Щукина, однако особого удовольствия от этого не получил.
Поняв, что найти средства на съемку своих фильмов не получится, Александр Кайдановский, фото которого начали иллюстрировать его богатый жизненный опыт в виде морщин, опять начал сниматься. Благо, предложений было много. При этом властей, запрещающих ему выезд за границу, на тот момент уже не стало. Кайдановский снимался во Франции, в Польше, Испании и Венгрии. После картины «Дыхание дьявола» актер наконец-то купил себе квартиру. Оставшиеся деньги он приберег для съемок фильма, который вынашивал несколько лет. Но банк актера развалился, и деньги пропали. Для Александра это стало трагедией.
Последние годы
1 ноября 1994 года Кайдановский Александр Леонидович впервые перенес инфаркт. Тем временем популярность актера и режиссера в мире стремительно росла. Однажды директор Каннского фестиваля вместе с Клином Иствудом и Катрин Денев пригласили Кайдановского в жюри фестиваля. Это приглашение свидетельствовало о его признании и уважении в мировом киносообществе. С участием Александра в жюри фестиваля «Золотую пальмовую ветвь» получил пресловутый фильм Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». 1 августа 1995 года Александр перенес второй инфаркт. Третьего он уже не смог вынести. В новую квартиру мужчина так и не успел переехать. Он умер 3 декабря 1995 года в своей коммуналке.
Примечания
- ↑ 12Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека
Record #124428835 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. - Андрей Колобаев.
Пунктик Кайдановского. Первая жена Сталкера — о загадках самого неразгаданного актера
(неопр.)
. Российская газета (24 декабря 2015). — Интервью. Дата обращения 26 февраля 2020. - ↑ 12
Указ Президента Российской Федерации от 08.12.1992 г. № 1524. О присвоении почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации» творческим работникам кино
(неопр.)
. Администрация Президента России. Дата обращения 29 мая 2020. - Воспоминания Евгения Ханиса
- Кайдановский Александр Леонидович. 70 лет со дня рождения Александра Кайданосвкого (1946-1995) советского и российского актёра, режиссёра, сценариста (неопр.)
. Ростов-на-Дону: Муниципальные библиотеки (20 мая 2019). Дата обращения 29 мая 2020. - Лев Наумов.
Александр Кайдановский и семья его керосинщика // Аврора : журнал. — 2020. — № 3—5. - Андрей Тарковский.
Мартиролог. — 2008. — ISBN 978-88-903301-0-0. - Артём Стоцкий.
Несостоявшееся будущее звёзд
(неопр.)
. Экспресс-газета (22 апреля 2015). Дата обращения 3 ноября 2018. Архивировано 3 ноября 2020 года. - Вячеслав Мурыгин.
Знакомые все лица: Персонажи S.T.A.L.K.E.R. в игре и в жизни
(неопр.)
.
gsc-fan.com
(16 февраля 2013). Дата обращения 3 ноября 2020. Архивировано 3 ноября 2020 года. - Александр Кайдановский: детство
- Подвиг Народа: Лев Львович Кайдановский (Ростов, 24 августа 1945 года): Младший сержант, радист 27-й отдельной роты ЗОС ВВС, медаль «За оборону Кавказа».
- Воспоминания Ирины Кайдановской Архивная копия от 10 июля 2016 на Wayback Machine
- Людмила Булгакова «Мой брат — Саша»
- Людмила Булгакова «Мой брат — Саша»
- Кандидат психологических наук И. А. Кайдановская (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения 21 июня 2012. Архивировано 11 ноября 2014 года. - Сайт об Александре Кайдановском: Фильм «Спасатель»
- Валерий Панюшкин.
Надоело нести заумь // Матадор. — 1996. — Вып. 5.