Найк Борзов биография, фото, его группа, личная жизнь и его семья, слушать песни онлайн 2020

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Борзов.

Найк Борзов
Найк Борзов
Основная информация
Имя при рождении Николай Владимирович Барашко
Дата рождения 23 мая 1972(1972-05-23) (48 лет)
Место рождения Видное, СССР
Годы активности 1986 — настоящее время
Страна СССР СССР Россия Россия
Профессии певец, композитор, поэт
Жанры альтернативный рок, инди-рок, брит-поп, постпанк, панк-рок
Коллективы «», «Инфекция»
Лейблы Союз, Снегири, Gala

Найк Влади́мирович Борзо́в

(род. 23 мая 1972, Видное) — советский и российский рок-музыкант, поэт, певец и автор песен. Является основателем и лидером панк-группы «Инфекция», однако в широких кругах больше известен своим сольным творчеством.

Биография

Ещё в молодости, в возрасте 14 лет, Найк организовал панк-группу «Инфекция», просуществовавшую до 1992 года. За время существования группы было записано два полноценных студийных альбома: «Онанизм» в 1990 году и «Отверстие для пупка» в 1992 году.

Параллельно с этим Найк принял активное участие в разного рода проектах, как своих, так и чужих («Двуречье», «Платоническая проституция», «Бууфеет», «Умер», «Специальные медсёстры», «Норман Бейтс фан-клуб» и др.), а также выступал с известной командой «Х.. забей». Отслужил два года в армии: «Ничему не научился за это время, даже из автомата ни разу не стрельнул, хотя и ходил с ним в наряд, умел собирать и разбирать»[1].

По-настоящему популярным стал после отхода от деятельности «Инфекции», сменив стилистику с панка на психоделический рок.

В 1992 году начинается сольная карьера Найка Борзова — выходит в свет его первый альбом «Погружение».

В 1994 году вышел второй альбом под названием «Закрыто».

В 1995 году журнал «New Hot Rock» так описывал его творчество: «Он поет чрезвычайно душевные и романтические песни километровой длины, отягощенные аранжировочными красивостями, но в целом склоняющиеся к надрывно-меланхолической стилистике The Cure. Ядро группы — сам Найк и его барабанщик Лев Костандян. Один из главных хитов — одиннадцатиминутный гимн «Безумство, Коварство и Маленький Кусочек Любви»[2].

В 1996 году группе «Инфекция» исполняется десять лет. Тогда уже без музыкантов Найк за два дня записывает альбом «Инфекции» «Возьми свою суку на руки», в котором сам играет на всех инструментах. В состав треков этого альбома впервые вошла песня «Лошадка».

В 1997 году одновременно с выходом альбома «Головоломка» в ротацию радиостанций попала песня «Лошадка», вызвавшая ожидаемый интерес публики и бурные обсуждения. По сюжету композиции маленькая лошадка перевозит кокаин. В собственных комментариях музыкант объясняет смысл песни: «Человек сам себя загоняет в определенные рамки, придумывает себе определённый порядок вещей, который впоследствии не в силах изменить. У него есть обязанности: семья, которую нужно содержать, работа, на которую нужно ходить, чтобы содержать семью, дача, на которой нужно еженедельно что-то окучивать, машина, в которой нужно ковыряться, чтобы ездить на эту самую дачу и т. д. Получается человек — рабочая лошадь, человек-лошадка, везущая тележку со своим счастьем, лошадка, везущая кокаин». После нескольких запретов к эфиру, слово «кокаин» заменялось на различные звуки и другие слова, например пластилин, ниакок (кокаин наоборот), что было опять таки беспроигрышным продюсерским ходом, так как привлекало ещё больший нездоровый интерес публики к «запретным» и теперь зашифрованным темам. По словам Найка, песня написана во время службы в армии и «была продиктована обстоятельствами, в которых я там существовал». Найк утверждает, что кокаин не пробовал, а вместо этого предпочитает спорт и рыбалку. «Я просто использовал слово, которое мне понравилось. Можно было задействовать в песне любые другие «ины», но, на мой взгляд, кокаин подходит лучше»[3].

В 2000 году свет увидел четвёртый студийный альбом музыканта — «Супермен». Песни «Верхом на звезде» и «Три слова» были экранизированы и кроме радиостанций начали транслироваться ещё и крупными телеканалами, Найк Борзов стал звездой всероссийского масштаба. Вскоре последовал максисингл «Лоwадка», составленный из различных ремиксов на самую популярную песню исполнителя, а также пятый альбом СупермEND. СупермEND — это альтернативное переиздание альбома Супермен.

По завершении 2000 года авторитетные российские СМИ: журнал «ОМ», газета «Известия» и радио «Maximum» — называют Найка Борзова исполнителем года.

В 2001 году песня «Ссора» вошла в саундтрек к фильму Романа Качанова «Даун Хаус» . Клип на неё снял исполнитель главной роли в фильме «Даун Хаус», сын знаменитого русского режиссёра Сергея Бондарчука, актёр и режиссёр, Федор Бондарчук.

Март 2001 года. Концерт Найка Борзова «СупермEND» года в знаменитом московском концертном зале «Горбушка» стал финальным для тура «СупермEND» и поставил точку в истории трилогии 2000 года «Супермен». Она включила в себя альбом «Супермен», макси-сингл «Лошадка», и дополненное переиздание «СупермEND». Кроме песен с этих трех пластинок на концерте прозвучали малоизвестные широкой публике песни с ранних сольных альбомов Найка, а также песня «Мёртвой Мане» группы «Инфекция» в дуэте с Архипом Ахмелеевым. Незадолго перед концертом песню «Три слова» в течение двух часов обсуждали на пленарном заседании депутаты Госдумы РФ. В ответ Найк лично пригласил спикера Госдумы на свой концерт. Вскоре после концерта выпустила VHS «Naik Borzov. СупермEND. Koнцерт в „Горбушке“». В фильме Феликса Зелинского, помимо концертных съемок, зрителя ожидает изобретательная анимация Андрея Врадия и Андрея Айрапетова, а также два клипа Найка Борзова — «Лошадка № 2» (ремикс «Видов рыб») и «Последняя песня».

В это время уже шла работа над новым альбомом Заноза

, завесу над которым в первую очередь приоткрыл макси-сингл «NUS in Am». В качестве би-сайда в него вошла песня «День как день» и клип Глеба Орлова на эту песню. В итоге «День как день» в альбом не попала, но клип надолго обосновался в хит-парадах телеканалов «Муз-ТВ» и «MTV-Россия».

Осенью 2002 года, когда песня «Одна она» вошла в ранг «главных хитов года», а клип, снятый на неё режиссёром Гоша Таидзе, находился в ротации на «MTV-Россия», Найк закончил работу над новым альбомом, в считанные дни до начала производства пластинок, записав трек «Kingsize» в дуэте с Дельфином.

После достаточно успешного альбома Заноза

, выпущенного в 2002 году, певец на несколько лет замолчал, посвятив себя семье и различным сторонним проектам. Например, в 2003 году он исполнил главную роль в спектакле «Нирвана» Юрия Грымова, где сыграл Курта Кобейна[4]. Одновременно с этим на радио Maximum стартовал сингл «Ради любви», где через какое-то время занял первое место в «Хит-параде двух столиц». 29 декабря на телеканале «MTV Россия» в программе «Экспрессо» состоялась премьера клипа «Меткая лошадка», в котором известная композиция Борзова смешана с песней «Метко» поп-дуэта «Гости из будущего». Клип, составленный и различных концертных съёмок, создали продюсер канала Алексей Муравьёв и электронный музыкант DJ Грув.

В 2004 году Найк занимался продюсированием альбома своей жены Русланы Борзовой, а также работал в проекте под названием «Бобры-мутанты», определяя жанр группы как «нео-панк с элементами транса».

18 ноября 2005 года в московском клубе «Молодая Гвардия» состоялось выступление группы «One rythmical ritual» — совместного проекта художника Вадима Сташкевича, музыканта и композитора Найка Борзова и театра-студии «Мохсира». Был показан театрально-ритуальный перформанс «Мистерии Сагаалгана».

26 ноября 2005 года в московском клубе «Apelsin» прошла презентация «DVD 10» Найка Борзова. Диск содержит 10 видеоклипов, созданных за время сотрудничества с . В конце 2005 года заканчивает существование проект «Бобры-мутанты».

14 марта 2006 года состоялась премьера романтической киноистории «Костяника. Время лета» . В саундтрек к фильму вошла песня Найка Борзова «Сновидения».

14 декабря 2006 года в московском клубе «Ikra» состоялась презентация сборника лучших песен «The Best Infections For Girls» группы «Инфекция» . Презентация новой пластинки прошла при участии групп «Х..й Забей», «Время срать» и возрожденной «Инфекции» .

1 декабря 2007 года в ТК «Горбушкин Двор» проходит презентация дебютного альбома Русланы Борзовой «Волшебство», над которым Найк работал в качестве музыкального продюсера.

4 апреля 2007 года на концерте в Апельсине Найк Борзов презентует анимационный фильм «Игрок», который снят на песню «Ет» . Светлана Андрианова и Светлана Ельчанинова — аниматоры проекта Ре-анимация — признаются, что именно музыка Найка вдохновила их создать этот мультик. Видео настолько гармонично сочетается с музыкой, что зрители принимают «Игрока» как официальный клип на песню «Ет»

В январе 2008 года музыкант представил общественности песню «Ветер», быструю мелодичную композицию с мрачным романтическим текстом, на которую Михаилом Абаниным тут же был снят видеоклип[5]. Видео попало в ротацию телеканала «A-One», интернет-версия клипа вскоре появилась на сайте журнала «Афиша». В ноябре 2008 года закончил запись оригинального саундтрека к аудиокниге Хантера Томпсона «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», которую сам же и озвучил в паре с Архипом Ахмелеевым[6]. В то же время принял участие в создании Нау Бум

, трибьюта группы «Наутилус Помпилиус», где исполнил песню «Кто ещё» из альбома «Крылья». В конце 2006 года Борзов разморозил проект «Инфекция», в феврале снял клип на песню «Чёрная дыра» с Барби Панк-Рок в главных ролях.

Март 2009 аудиокнига «Страх и Отвращение в Лас Вегасе» поступает в продажу.

6 мая в питерской «Орландине» и 7 июня в московской «Икре» группа презентует новый альбом «Ужаснись и преклонись». На альбоме присутствуют новые песни, а также несколько перезаписанных треков раннего периода Инфекции. В этом же году выходит в свет вышеупомянутый трибьют-альбом «the Beautiful Monsters», на котором присутствуют треки молодых исполнителей, на которых, во-многом, повлияла Инфекция. Выход трибьюта сопровождается презентацией в московском клубе.

После этого, группа заявляет о своём распаде. Обозреватель газеты «Московский комсомолец», размышляя о причинах распада «Инфекции», о[7].

На 2010 год Найк запланировал альбом «Изнутри», первый сольный диск после восьмилетнего перерыва. Выходу альбома предшествовал ограниченный подарочный сингл «Радоваться», песня уже в феврале звучала в эфире нескольких станций, в частности, попала в «Хит-парад двух столиц» радио Maximum, где продержалась в течение пятнадцати недель, десять из которых — на первом месте. 23 апреля в московском клубе «Икра» состоялась официальная его презентация, а также прошёл премьерный показ первой части фильма «Наблюдатель», который представляет собой снятые любительской камерой записи, где музыкант рассказывает зрителю о том, чем он занимался последние восемь лет. В августе на радиостанциях, телеканалах и в сети интернет стартовала песня «Тени и мерцания», сразу попала в хит-парад Нашего радио и поднялась в нём до третьего места. Клип на песню, режиссёром которого выступил сам Найк Борзов, получил высокую оценку поклонников и критиков. Сам альбом вышел в октябре в виде издания +DVD и сопровождался концертом в том же самом клубе «Икра». Выступление состояло из двух отделений, в первом были исполнены 13 новых дорожек, во втором звучали старые хиты из прошлых релизов. Обозреватель журнала Rolling Stone охарактеризовал представленные на диске песни «удивительно светлыми и романтическими», отметив по поводу возвышенного романтизма, что «подобная тематика в попсе или поп-роке грешит невыносимой фальшью, а в случае Найка она звучит совершенно органично и естественно»[8].

8 июня 2011 года выходит клип на песню «Челнапер». Атмосферная мультипликационная работа режиссёра Павла Егорова отлично передает настроение и смысл песни депрессивно-упаднической части альбома «Изнутри».

26 октября 2011 выходит клип на песню «Свежая кровь». Как ни странно, но именно с этой песни в 2007 году начинается знакомство слушателей с материалом первой за восемь лет пластинки Найка «Изнутри». Клип создан в стиле «трэш-глэм», где соединяются первостепенные символы музыки rock-n-roll.

В сентябре 2012, Найк заканчивает работу над клипом на песню «Там, где нить оборвалась». Атмосферная история о поиске и разочарованиях возникающих на пути стала завершающей стадией этапа «Изнутри».

В апреле 2014 года выпускает альбом «Везде и нигде», после чего приступает к записи сборника лучших песен, вышедшего 12 декабря 2014 года.

Личная жизнь Найка Борзова

Руслана Еремеева-Борзова – жена певца. В браке появилась дочь Виктория. Сейчас она школьница. Русланой была открыта вокальная школа. Супруги в разводе, однако, это совсем не мешает Найку воспитывать ребёнка.
Борзов коллекционирует разного рода писанину о себе. По его утверждению, это интересно, так как он находит много придуманных сюжетов и всякой чуши.

Свой путь к вершинам профессионального шоу-бизнеса Найк Борзов начал с организации в 1986 панк-группы «Инфекция», которая просуществовала до 1992 года и успела выпустить два полноценных альбома: «Онанизм» (1990) и «Отверстие для пупка» (1992).

Свой путь к вершинам профессионального шоу-бизнеса Найк Борзов начал с организации в 1986 панк-группы «Инфекция», которая просуществовала до 1992 года и успела выпустить два полноценных альбома: «Онанизм» (1990) и «Отверстие для пупка» (1992). Приняв в разное время участие в таких проектах, как «Двуречье», «Платоническая Проституция», «Бууфеет», «Умер», «Специальные Медсёстры», «Норман Бэйтс Фан Клуб», а также в скандально известной подмосковной группе «Хуй забей», Найк в начале 90-х записал свой первый сольный диск Погружение.

Затем вышли альбомы «Закрыто» (1994) и «Головоломка» (1997) с песней «Лошадка», спровоцировавшей споры программных директоров всех радиостанций из-за упоминания в ней кокаина. Огромную роль в судьбе Найка сыграл Олег Нестеров, издавший на своем лэйбле «Снегири-Музыка» четвертый альбом «Супермен» (2000). Хиты с этой пластинки «Верхом на звезде» и «Последняя песня» имели такой потрясающий успех, что на его волне был издан макси-сингл «Лошадка». Из песни убрали злополучное слово, и она стала поистине народной. В записи музыканту помогли участники распавшейся группы «Маша и Медведи».

В этом же, 2000-м году, Найк Борзов выступил на концерте «Премия Фузз», где ему подпевал десятитысячный Юбилейный. Подтверждением его статуса супер-звезды стало и его выступления на фестивале «Нашествие-2000» и музыкальном шоу «Брат-2».

В марте 2001 года Найк выступил с сольным концертом в ДК Горбунова, а летом вновь отыграл на «Нашествии». Третье подряд выступление Найка в Раменском состоялось в августе 2002 года, после чего музыкант вплотную приступил к работе над очередным диском. И уже осенью увидел свет его четвертый альбом «Заноза», привлекший внимание серьезной музыкальной прессы и получивший высокую оценку критики. Масштабный тур в поддержку альбома закончился весной 2003-го года в ДК Горбунова.

Влияние

На рубеже 1990-х и начала 2000-х годов Найк Борзов считался одним из самых видных представителей инди-рока[14] в России, а после успеха альбомов «Головоломка», «Супермэн» и «Заноза»[15] был заметным исполнителем и в поп-музыке. Ныне считается культовой фигурой в жанре российской альтернативы. В прессе был назван «русским Питом Догерти»[7], в частности, из-за текстов песен группы «Инфекция», так же ставшей культовой в истории российского панка[16]. Также почитаем в среде отечественной андеграундной музыки[17].

Личная жизнь

Найк Борзов – публичная фигура. Его биография известна журналистам, но личную жизнь музыканту удается скрывать. Известно о его браке с Русланой. В союзе с вокалисткой у Борзова родилась дочь Виктория. Больше совместных детей у пары нет.

Музыкант легко добивался симпатий представительниц прекрасного пола, а его характер и свободолюбие шло вразрез с восприятием женой идеалов семейной жизни. Борзовы разошлись, но поддерживают дружеские отношения ради дочери.

Найк проводит время с наследницей и заботится о ней. После развода ему удалось сохранить доверительные и приятельские отношения с экс-женой. Сейчас Руслана погружена в управление собственной вокальной школой в Москве.

Видео

  • DVD 10 — сборник клипов, снятых в период с 1999 по 2003 год (2005)
  • DVD 13 — дополнительный сборник клипов (2009)
  • «Наблюдатель» — саморазвивающийся автофильм (2010 — …)

Синглы

  • Макси-сингл «ЛОWАДКА» (2000)
  • Макси-сингл «NUS in Am» (2001)
  • Интернациональный сборник ремиксов «RADI LUBVI» (2004)
  • Оригинальный саундтрек к аудиокниге «Страх и отвращение» (2008)
  • Сингл «Радоваться» (2010)
  • Сингл «Биоматерия» (2013)

Примечания

  1. Полина Величко.
    [www.rollingstone.ru/articles/5410 Армейский пирог] // Rolling Stone Russia. — Май 2008. — № 47.
  2. Ким Волошин
    Клубные группы Москвы и не Москвы // New Hot Rock. — 1995. — № 3-4. — С. 9.
  3. Юля Жарова
    Дураки и дорожки // Rolling Stone. — 2006. — Май (№ 23). — С. 16.
  4. Андрей Трумен.
    [www.izvestia.ru/culture/article40961/ Найк Борзов вошёл в «Нирвану» в театре имени Маяковского]. Известия (12 ноября 2003). Проверено 16 декабря 2010. [www.webcitation.org/68AeFf7cc Архивировано из первоисточника 4 июня 2012].
  5. Сергей Колесников.
    [www.rollingstone.ru/articles/3936 Найк Борзов «Ветер»] // Rolling Stone Russia. — 8 февраля 2009.
  6. Алексей Мажаев.
    [www.shoowbiz.ru/musicnews/7015.html Найк Борзов — «Изнутри»]. Шоу-бизнес.Ру (17 ноября 2010). Проверено 15 декабря 2010. [www.webcitation.org/68AeHpU9a Архивировано из первоисточника 4 июня 2012].
  7. 12Андрей Врадий.
    [www.mk.ru/culture/article/2010/08/25/525281-nayk-borzov-zavyazal-s-pankom.html Найк Борзов завязал с панком] // Московский комсомолец. — 26 августа 2010. — № 25433.
  8. Андрей Бухарин
    [www.rollingstone.ru/articles/9028/26,7 Найк Борзов — «Изнутри»] // Rolling Stone Russia. — № 70.
  9. Гуру Кен.
    [Найк Борзов: «Я люблю, когда люди делятся с другими тем, что у них хорошо получается!» newsmuz.com/news_2_959.htm]. NEWSmuz.com (21 июля 2005). Проверено 13 декабря 2014.
  10. [ural.kp.ru/daily/24494/648600/ Найк Борзов в Екатеринбурге: «Чтобы выжить, я не имею право доводить новаторские вещи до конца!»]. Комсомольская правда (22 мая 2010). Проверено 13 декабря 2014.
  11. [www.cosmo.ru/psychology/psychology/imenno-tak/ Именно так!]. Cosmopolitan. Проверено 13 декабря 2014.
  12. 123
    [b2club.ru/club/best/nike-borzov/ Найк Борзов на сайте клуба «Б2»]. Проверено 13 декабря 2014.
  13. [www.seti.ee/modules/news/article.php?storyid=26972 Как выбрать звёздный псевдоним]. Проверено 13 декабря 2014.
  14. [www.gazeta.ru/culture/2015/07/21/a_7651733.shtml Найк Борзов // Газета. Ru]
  15. [volna.afisha.ru/heroes/nayk-borzov-o-novom-albome-pustote-fabrike-zvezd-i-mirovom-pravitelstve/ Найк Борзов — о новом альбоме, пустоте, «Фабрике звезд» и мировом правительстве]
  16. [www.nneformat.ru/reviews/?id=5346 Инфекция, 2009. Наш НеФормат]
  17. [www.rollingstone.ru/music/review/19621.html Найк Борзов — «Везде и нигде» — журнал Rolling Stone]

Детство и юность

Кажется, что необычное имя Найка – псевдоним. Некоторые СМИ утверждали, что музыканта зовут Николай Барашко. В интервью музыкант неоднократно комментировал слухи, уверяя, что в паспорте его данные остаются неизменными с момента получения документа. Музыкант рассказывал, что родители не давали ему имени до трех лет. Все это время ребенка звали «малыш». К трехлетнему возрасту отец решил назвать сына Найк. Музыкальные критики предполагают, что имя придумано по аналогии с Майком Науменко или Ника Рок-н-Ролла.

Музыкант Найк Борзов
Музыкант Найк Борзов

Найк Борзов родился 23 мая 1972 года в поселке Видное Московской области в семье известного в узких кругах рок-музыканта. Творческие задатки мальчик получил при рождении, а круг общения с детства настраивал на определенный лад. Отец прививал вкус к музыке.

Мальчик часто вступал в конфронтации с семьей, проявляя свободолюбие и упорство. Он никогда не делал то, что не нравилось или казалось скучным. Так, учеба относилась к занятиям, которые не считались привлекательными. Зато творчество наполняло жизнь Борзова. Все свободное время юный Найк проводил с друзьями, слушая или играя музыку.

Найк Борзов в детстве

Он был сложным подростком и после очередного выяснения отношения с родителем просто ушел из дома. Сына нашли у приятеля спустя несколько дней. Юношу одолевал похмельный синдром. Во избежание повторения ситуации Найку предоставили свободу, и парень выстроил для себя новую систему приоритетов, забыв о школе.

В 14 лет он создал первую рок-группу. «Инфекция» была провокацией и эпатажем, вызывающим лозунгом бунтаря. Команда просуществовала 4 года, после чего Найк занялся сольной карьерой. Несмотря на краткосрочное сотрудничество, музыканты группы выпустили 2 альбома, которые подарили им первый успех. Борзов успел отслужить в армии, поработать с разными рок-коллективами и сменить направление в музыке. Уйдя от панка, он переключился на жанр психоделический рок.

Ссылки

  • [naikborzov.com zov.com]
  • [music.yandex.ru/artist/41092/ Песни Найка Борзова] на «Яндекс.Музыке»
  • [insidernews.ru/72474 news.ru/72474] Найк Борзов: «Хорошо там, где мы есть». Интервью
  • [www.lookatme.ru/users/naikborzov01 Найк Борзов] на lookatme
  • [www.weborama.fm/#/music/%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D0%BA_%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B7%D0%BE%D0%B2/%D0%92%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B5_%D0%B8_%D0%9D%D0%B8%D0%B3%D0%B4%D0%B5/ Везде и нигде], 2014 на [www.weborama.fm/#/index/ Вебораме]

Отрывок, характеризующий Борзов, Найк Владимирович

Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос. – Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то. Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву. – А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал. В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким. – Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение. – Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно. – Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную. Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому. – Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей. – Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение. – Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей. – A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он. – Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей. – Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем? – Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров. Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него. – Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин. – Отчего же так? – спросил Пьер. – Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали… – Так отчего же он запрещал? Тимохин сконфуженно оглядывался, не понимая, как и что отвечать на такой вопрос. Пьер с тем же вопросом обратился к князю Андрею. – А чтобы не разорять край, который мы оставляли неприятелю, – злобно насмешливо сказал князь Андрей. – Это очень основательно; нельзя позволять грабить край и приучаться войскам к мародерству. Ну и в Смоленске он тоже правильно рассудил, что французы могут обойти нас и что у них больше сил. Но он не мог понять того, – вдруг как бы вырвавшимся тонким голосом закричал князь Андрей, – но он не мог понять, что мы в первый раз дрались там за русскую землю, что в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы. Он велел отступать, и все усилия и потери пропали даром. Он не думал об измене, он старался все сделать как можно лучше, он все обдумал; но от этого то он и не годится. Он не годится теперь именно потому, что он все обдумывает очень основательно и аккуратно, как и следует всякому немцу. Как бы тебе сказать… Ну, у отца твоего немец лакей, и он прекрасный лакей и удовлетворит всем его нуждам лучше тебя, и пускай он служит; но ежели отец при смерти болен, ты прогонишь лакея и своими непривычными, неловкими руками станешь ходить за отцом и лучше успокоишь его, чем искусный, но чужой человек. Так и сделали с Барклаем. Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности; нужен свой, родной человек. А у вас в клубе выдумали, что он изменник! Тем, что его оклеветали изменником, сделают только то, что потом, устыдившись своего ложного нарекания, из изменников сделают вдруг героем или гением, что еще будет несправедливее. Он честный и очень аккуратный немец… – Однако, говорят, он искусный полководец, – сказал Пьер. – Я не понимаю, что такое значит искусный полководец, – с насмешкой сказал князь Андрей. – Искусный полководец, – сказал Пьер, – ну, тот, который предвидел все случайности… ну, угадал мысли противника. – Да это невозможно, – сказал князь Андрей, как будто про давно решенное дело. Пьер с удивлением посмотрел на него. – Однако, – сказал он, – ведь говорят же, что война подобна шахматной игре. – Да, – сказал князь Андрей, – только с тою маленькою разницей, что в шахматах над каждым шагом ты можешь думать сколько угодно, что ты там вне условий времени, и еще с той разницей, что конь всегда сильнее пешки и две пешки всегда сильнее одной, a на войне один батальон иногда сильнее дивизии, а иногда слабее роты. Относительная сила войск никому не может быть известна. Поверь мне, – сказал он, – что ежели бы что зависело от распоряжений штабов, то я бы был там и делал бы распоряжения, а вместо того я имею честь служить здесь, в полку вот с этими господами, и считаю, что от нас действительно будет зависеть завтрашний день, а не от них… Успех никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа; а уж меньше всего от позиции. – А от чего же? – От того чувства, которое есть во мне, в нем, – он указал на Тимохина, – в каждом солдате. Князь Андрей взглянул на Тимохина, который испуганно и недоумевая смотрел на своего командира. В противность своей прежней сдержанной молчаливости князь Андрей казался теперь взволнованным. Он, видимо, не мог удержаться от высказывания тех мыслей, которые неожиданно приходили ему. – Сражение выиграет тот, кто твердо решил его выиграть. Отчего мы под Аустерлицем проиграли сражение? У нас потеря была почти равная с французами, но мы сказали себе очень рано, что мы проиграли сражение, – и проиграли. А сказали мы это потому, что нам там незачем было драться: поскорее хотелось уйти с поля сражения. «Проиграли – ну так бежать!» – мы и побежали. Ежели бы до вечера мы не говорили этого, бог знает что бы было. А завтра мы этого не скажем. Ты говоришь: наша позиция, левый фланг слаб, правый фланг растянут, – продолжал он, – все это вздор, ничего этого нет. А что нам предстоит завтра? Сто миллионов самых разнообразных случайностей, которые будут решаться мгновенно тем, что побежали или побегут они или наши, что убьют того, убьют другого; а то, что делается теперь, – все это забава. Дело в том, что те, с кем ты ездил по позиции, не только не содействуют общему ходу дел, но мешают ему. Они заняты только своими маленькими интересами. – В такую минуту? – укоризненно сказал Пьер. – В такую минуту, – повторил князь Андрей, – для них это только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку. Для меня на завтра вот что: стотысячное русское и стотысячное французское войска сошлись драться, и факт в том, что эти двести тысяч дерутся, и кто будет злей драться и себя меньше жалеть, тот победит. И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение! – Вот, ваше сиятельство, правда, правда истинная, – проговорил Тимохин. – Что себя жалеть теперь! Солдаты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку, пить: не такой день, говорят. – Все помолчали. Офицеры поднялись. Князь Андрей вышел с ними за сарай, отдавая последние приказания адъютанту. Когда офицеры ушли, Пьер подошел к князю Андрею и только что хотел начать разговор, как по дороге недалеко от сарая застучали копыта трех лошадей, и, взглянув по этому направлению, князь Андрей узнал Вольцогена с Клаузевицем, сопутствуемых казаком. Они близко проехали, продолжая разговаривать, и Пьер с Андреем невольно услыхали следующие фразы: – Der Krieg muss im Raum verlegt werden. Der Ansicht kann ich nicht genug Preis geben, [Война должна быть перенесена в пространство. Это воззрение я не могу достаточно восхвалить (нем.) ] – говорил один. – O ja, – сказал другой голос, – da der Zweck ist nur den Feind zu schwachen, so kann man gewiss nicht den Verlust der Privatpersonen in Achtung nehmen. [О да, так как цель состоит в том, чтобы ослабить неприятеля, то нельзя принимать во внимание потери частных лиц (нем.) ] – O ja, [О да (нем.) ] – подтвердил первый голос. – Да, im Raum verlegen, [перенести в пространство (нем.) ] – повторил, злобно фыркая носом, князь Андрей, когда они проехали. – Im Raum то [В пространстве (нем.) ] у меня остался отец, и сын, и сестра в Лысых Горах. Ему это все равно. Вот оно то, что я тебе говорил, – эти господа немцы завтра не выиграют сражение, а только нагадят, сколько их сил будет, потому что в его немецкой голове только рассуждения, не стоящие выеденного яйца, а в сердце нет того, что одно только и нужно на завтра, – то, что есть в Тимохине. Они всю Европу отдали ему и приехали нас учить – славные учители! – опять взвизгнул его голос. – Так вы думаете, что завтрашнее сражение будет выиграно? – сказал Пьер. – Да, да, – рассеянно сказал князь Андрей. – Одно, что бы я сделал, ежели бы имел власть, – начал он опять, – я не брал бы пленных. Что такое пленные? Это рыцарство. Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить. Ежели они враги мои, то не могут быть друзьями, как бы они там ни разговаривали в Тильзите. – Да, да, – проговорил Пьер, блестящими глазами глядя на князя Андрея, – я совершенно, совершенно согласен с вами! Тот вопрос, который с Можайской горы и во весь этот день тревожил Пьера, теперь представился ему совершенно ясным и вполне разрешенным. Он понял теперь весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения. Все, что он видел в этот день, все значительные, строгие выражения лиц, которые он мельком видел, осветились для него новым светом. Он понял ту скрытую (latente), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти. – Не брать пленных, – продолжал князь Андрей. – Это одно изменило бы всю войну и сделало бы ее менее жестокой. А то мы играли в войну – вот что скверно, мы великодушничаем и тому подобное. Это великодушничанье и чувствительность – вроде великодушия и чувствительности барыни, с которой делается дурнота, когда она видит убиваемого теленка; она так добра, что не может видеть кровь, но она с аппетитом кушает этого теленка под соусом. Нам толкуют о правах войны, о рыцарстве, о парламентерстве, щадить несчастных и так далее. Все вздор. Я видел в 1805 году рыцарство, парламентерство: нас надули, мы надули. Грабят чужие дома, пускают фальшивые ассигнации, да хуже всего – убивают моих детей, моего отца и говорят о правилах войны и великодушии к врагам. Не брать пленных, а убивать и идти на смерть! Кто дошел до этого так, как я, теми же страданиями… Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как взяли Смоленск, внезапно остановился в своей речи от неожиданной судороги, схватившей его за горло. Он прошелся несколько раз молча, но тлаза его лихорадочно блестели, и губа дрожала, когда он опять стал говорить: – Ежели бы не было великодушничанья на войне, то мы шли бы только тогда, когда стоит того идти на верную смерть, как теперь. Тогда не было бы войны за то, что Павел Иваныч обидел Михаила Иваныча. А ежели война как теперь, так война. И тогда интенсивность войск была бы не та, как теперь. Тогда бы все эти вестфальцы и гессенцы, которых ведет Наполеон, не пошли бы за ним в Россию, и мы бы не ходили драться в Австрию и в Пруссию, сами не зная зачем. Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Всё в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей… Военное сословие самое почетное. А что такое война, что нужно для успеха в военном деле, какие нравы военного общества? Цель войны – убийство, орудия войны – шпионство, измена и поощрение ее, разорение жителей, ограбление их или воровство для продовольствия армии; обман и ложь, называемые военными хитростями; нравы военного сословия – отсутствие свободы, то есть дисциплина, праздность, невежество, жестокость, разврат, пьянство. И несмотря на то – это высшее сословие, почитаемое всеми. Все цари, кроме китайского, носят военный мундир, и тому, кто больше убил народа, дают большую награду… Сойдутся, как завтра, на убийство друг друга, перебьют, перекалечат десятки тысяч людей, а потом будут служить благодарственные молебны за то, что побили много люден (которых число еще прибавляют), и провозглашают победу, полагая, что чем больше побито людей, тем больше заслуга. Как бог оттуда смотрит и слушает их! – тонким, пискливым голосом прокричал князь Андрей. – Ах, душа моя, последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа познания добра и зла… Ну, да не надолго! – прибавил он. – Однако ты спишь, да и мне пера, поезжай в Горки, – вдруг сказал князь Андрей. – О нет! – отвечал Пьер, испуганно соболезнующими глазами глядя на князя Андрея. – Поезжай, поезжай: перед сраженьем нужно выспаться, – повторил князь Андрей. Он быстро подошел к Пьеру, обнял его и поцеловал. – Прощай, ступай, – прокричал он. – Увидимся ли, нет… – и он, поспешно повернувшись, ушел в сарай. Было уже темно, и Пьер не мог разобрать того выражения, которое было на лице князя Андрея, было ли оно злобно или нежно. Пьер постоял несколько времени молча, раздумывая, пойти ли за ним или ехать домой. «Нет, ему не нужно! – решил сам собой Пьер, – и я знаю, что это наше последнее свидание». Он тяжело вздохнул и поехал назад в Горки. Князь Андрей, вернувшись в сарай, лег на ковер, но не мог спать. Он закрыл глаза. Одни образы сменялись другими. На одном он долго, радостно остановился. Он живо вспомнил один вечер в Петербурге. Наташа с оживленным, взволнованным лицом рассказывала ему, как она в прошлое лето, ходя за грибами, заблудилась в большом лесу. Она несвязно описывала ему и глушь леса, и свои чувства, и разговоры с пчельником, которого она встретила, и, всякую минуту прерываясь в своем рассказе, говорила: «Нет, не могу, я не так рассказываю; нет, вы не понимаете», – несмотря на то, что князь Андрей успокоивал ее, говоря, что он понимает, и действительно понимал все, что она хотела сказать. Наташа была недовольна своими словами, – она чувствовала, что не выходило то страстно поэтическое ощущение, которое она испытала в этот день и которое она хотела выворотить наружу. «Это такая прелесть был этот старик, и темно так в лесу… и такие добрые у него… нет, я не умею рассказать», – говорила она, краснея и волнуясь. Князь Андрей улыбнулся теперь той же радостной улыбкой, которой он улыбался тогда, глядя ей в глаза. «Я понимал ее, – думал князь Андрей. – Не только понимал, но эту то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную, эту то душу ее, которую как будто связывало тело, эту то душу я и любил в ней… так сильно, так счастливо любил…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. «Ему ничего этого не нужно было. Он ничего этого не видел и не понимал. Он видел в ней хорошенькую и свеженькую девочку, с которой он не удостоил связать свою судьбу. А я? И до сих пор он жив и весел». Князь Андрей, как будто кто нибудь обжег его, вскочил и стал опять ходить перед сараем. 25 го августа, накануне Бородинского сражения, префект дворца императора французов m r de Beausset и полковник Fabvier приехали, первый из Парижа, второй из Мадрида, к императору Наполеону в его стоянку у Валуева.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]