Прима и муза Анатолия Эфроса, актриса Ольга Яковлева — одна из последних театральных легенд. Ее хрупких героинь нельзя было не любить. В советские времена, когда актрисы воплощали победительную жизнестойкость женщин, Яковлева противопоставляла им победительную беззащитность, сражавшую наповал сильную половину человечества.
Эта актриса старалась жить в согласии с собой, и если приходилось чем-то жертвовать ради этого, она шла на этот шаг. Потом была расплата, которую она стойко принимала.
Ольга Яковлева. Биография
Родилась Ольга 14 марта 1941 года в Тамбовске. Родители переезжали из одного города в другой, так как отец был коммерческим директором на разных заводах. Ольга впоследствии считала, что отец таким образом оберегал семью от «посадок», начавшихся с 1937 по 1953 год. Мама ее где только не работала — и воспитательницей в детском саду, и в архивах, и телефонисткой.
Отец был человеком импульсивным, вспыльчивым, а мать — необычным. Она тонко чувствовала все вокруг, понимала детей, как никто другой. Ценила и уважала свободу дочерей. Когда младшая дочь (Ольга Яковлева) влезала на дерево изображая Тарзана или Читу, то мама не звала как все остальные женщины во дворе дочь домой. Она приносила к дереву узелок с едой и говорила, чтобы Чита спустилась и забрала поек. Ольга спускалась и обедала на дереве, мысленно благодаря мать за чуткость.
Увлечение Ольги театром дома не приветствовалось. Когда пришло время выбора, видя возражение родителей, Ольга Яковлева заявила, что если они будут упорствовать, то она возьмет желтый чемодан и поедет поступать в цирковое училище. Аргумент был сильным и родители уступили.
Девушка оказалась допущенной к экзаменам сразу в три театральные институты: в Щепкинское училище, в Щукинское училище и ГИТИС. Наугад выбрала Щукинское и поступила с третьего тура, не проходя четвертый. Мама очень огорчилась, считая, что самостоятельную жизнь начинать рано. В сентябре начались занятия.
Яковлева Ольга Михайловна
Ольга Яковлева родилась 14 марта 1941 года в городе Тамбов. Ее мама была воспитательницей в детском саду, отец работал на заводе. Но вскоре Михаил Яковлев продвинулся по службе и занял пост коммерческого директора. Эта должность была сопряжена с частыми переездами. Поэтому в детские и юношеские годы Ольга Яковлева успела пожить во многих крупных городах Советского Союза.
Мама Ольги тоже выросла в карьерном плане: она работала учительницей и вместе со своими подопечными ставила театральные постановки на школьной сцене. Мамина любовь к театру передалась и Ольге: ей понравилось выходить на сцену, изображая самых разных героев. Мама это вовремя заприметила и всячески поощряла увлечение дочери театральным искусством.
В средних классах школы Ольга Яковлева начала активно посещать занятия разных театральных студий. В какой бы город не переехала семья, Оля находила кружок или студию, где продолжала заниматься любимым делом. В выпускном классе девушка уже точно знала, куда пойдет учиться. Конечно же — в театральный вуз. Но Ольга понимала, что для поступления ей нужно хорошенько подготовиться.
Поэтому после окончания школы Ольга поступила в местную Театральную студию, которая обосновалась при Алма-Атинском ТЮЗе. Спустя несколько лет юная актриса получила диплом с отличием и предложение работать в театре. Но цель у Ольги Яковлевой была иной — покорить Москву.
В столицу молодая артистка, которую уже нельзя было назвать начинающей, прибыла в конце 1950. Ольга Яковлева без особых усилий поступила в Щукинское театральное училище, где попала на курс Олега Борисова и Иосифа Рапопорта. Здесь актриса шлифовала мастерство до 1962 года. Окончив Щукинское, она была принята в труппу Театра имени Ленинского комсомола.
На этой сцене началась театральная биография Ольги Яковлевой. Но настоящий расцвет ее таланта берет начало с 1964 года. Именно тогда, через 2 года после поступления молодой артистки в театр, сюда пришел легендарный режиссер Анатолий Эфрос. Он возглавил «Ленком», став главным режиссером. Для Яковлевой, как и большинства ее коллег, Анатолий Васильевич был настоящим божеством. Оценил талантливую актрису и мастер. Он доверял ей роли, в которых требовались особая глубина и тонкий психологизм. Героини Ольги Михайловны — ранимые и импульсивные. При этом они стойкие, со стальным внутренним стержнем.
Спектакли Анатолия Эфроса «Снимается кино», «Сто четыре страницы про любовь», «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» и «Мой бедный Марат», в которых Ольге Яковлевой достались центральные роли, навсегда вошли в золотой фонд «Ленкома».
Когда в 1967 году встал вопрос о переходе Эфроса в Театр на Малой Бронной, Ольга Яковлева не раздумывала ни секунды: она сразу же отправилась за своим мастером. Здесь продолжился ее рост как актрисы. В этом театре, как утверждают критики, Ольга Михайловна сыграла свои лучшие роли. В постановке «Три сестры» — Машу, в «Лето и дым» — Альму, в «Наполеоне Первом» — Жозефину.
Настоящими событиями в театральном мире столицы были постановки Эфроса «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Братья Карамазовы» и «Женитьба». Во всех спектаклях Ольга Яковлева появилась в главных ролях.
В 1984 Анатолия Эфроса назначают главным режиссером Театра на Таганке. Ольга Яковлева тут же последовала за ним. К сожалению, жизнь отмерила Анатолию Васильевичу лишь 5 лет. За эти годы актриса успела сыграть под руководством талантливого режиссера лишь 3 роли: Насти в спектакле «На дне», Боди в «Прекрасном воскресеньи для пикника» и Селимены в «Мизантропе».
После смерти Эфроса в 1989 году Ольга Яковлева не смогла работать ни в одном театре России. Она очень тяжело переживала смерть великого мастера. С этим связан ее переезд во Францию, где она прожила несколько лет.
На родину Ольга Михайловна вернулась в 1991 году. По приглашению Андрея Гончарова актриса поступила на службу в театр имени Владимира Маяковского. Но в качестве приглашенной актрисы нередко появлялась на других столичных сценах.
В 2004 Ольга Яковлева перешла в МХТ имени А.П.Чехова. Здесь она появилась в нашумевших спектаклях «Кабала святош», «Кошки-мышки» и «Весенней лихорадке».
Ольга Яковлева — на 100 процентов театральная актриса. В ее багаже имеется пару десятков фильмов, но в большинстве своем это экранизированные спектакли. Исключением могут служить разве что несколько сериалов, среди которых наиболее яркими можно назвать «Мангуст-2», «Плата за любовь» и «Дом на набережной».
В 2003 году Ольга Михайловна выпустила книгу мемуаров под названием «Если бы знать…». В ней она рассказала о драматических событиях в театрах, в которых служила, о любимом мастере Анатолии Эфросе и его трагических днях.
13.03.2018
Режиссер и актриса
Эфрос и Яковлева — режиссер и актриса, которые четверть века были вместе. Она шла за ним из театра в театр и ни разу об этом не пожалела. После его смерти Ольга Яковлева уехала на время жить во Францию. Ей нужно было отдохнуть и собраться с мыслями. В итоге актриса нашла в себе силы жить. Уже прошло двадцать пять лет, как она играет у других режиссеров (у Йосифа Райхельгауэза и Евгения Каменьковича, Юрия Еремина, Аркадия Каца, Леонида Хейфеца и особенно много у Адольфа Шапиро). С 2004 года Яковлева — актриса труппы МХТ имени А. П. Чехова.
Будучи студенткой третьего курса театрального училища имени Бориса Щукина, Ольга Яковлева играла в Вахтанговском театре роль Эдвиж в постановке «Шестой этаж». В этот же период ее звали в Театр сатиры, в Театр имени Пушкина. В «Ленкоме» (Московский театр имени Ленинского комсомола), где Ольге нужно было подыгрывать студентам четвертого курса, директор Анатолий Колеватов, заметив харизматичную студентку заявил, что хочет, чтобы она работала в его театре, добавив, что она, конечно же не согласиться. Дав крепкое обещание после окончания училища служить в их театре, Ольга Яковлева сдержала слово.
Efros.jpg
Женская душа, тем более душа актрисы, невероятно ранима и отзывается на малейший намек или сказанное в простоте слово. Но чего не скажешь в простоте?
Вот Анна Каменкова, произнося свое слово во славу Ольги Яковлевой, сказала, что после ее ухода из Театра на Малой Бронной на Таганку, вслед за Анатолием Эфросом, ей, Анне, пришлось входить в роль Натальи Петровны в «Месяце в деревне» Тургенева, надевать на себя платья, которые шились на Ольгу Яковлеву… И как ей было это приятно.
Нет, камера не показала в этот момент лица старшей актрисы, героини передачи.
Не почудилось ли ей в славословии присутствие капельки яда? Все же платья – для актрисы святое. А уж какие наряды сшили Ольге Яковлевой для «Месяца в деревне» — не поддается описанию! И как она их носила, как была в них божественно хороша!
Не очень уверена, что у Анны Каменковой получалось что-то подобное, она – другая и, на мой взгляд, очень на месте в роли Верочки в том же спектакле…Что до Натальи Петровны…
Театр Ленинского комсомола
Первое впечатление о театре было нелестное — пыльно, душно, темно, репертуар невнятный. Поработав там почти год, актриса собиралась уже уходить. Но потом туда пришел Анатолий Васильевич Эфрос. Имя Эфроса уже звучало по столице. Колеватов, знакомя режиссера с актерами, Яковлевой дал не лучшую характеристику, сказав, что она жена известного футболиста и в театре ей скучно.
По воспоминаниям Эфроса, впервые увидев Ольгу Яковлеву в небольшой роли среди плохо играющих актеров, он все время ждал ее выхода на сцену. Ольга играла быстро, импульсивно, живо и вместе с тем умно, что и поразило великого режиссера.
В «Ленкоме».
Также по теме:
РУССКИЙ ТЕАТР (ТЕАТР РОССИИ)
После окончания Театрального училища им. Б.В.Щукина в 1962, была принята в театр «Ленком». Творчество Яковлевой с 1960-х неразрывно связано с режиссером А.Эфросом. Именно в обостренно-тревожном лиризме индивидуальности актрисы, ломком рисунке ее пластики режиссер обретет необходимый интонационный настрой для своих спектаклей и свою героиню.
С первых ролей современного репертуара она стала известной. Узнаваемость ее героинь парадоксально соединялась с исключительностью, внешняя простота с непередаваемым душевным трепетом. Таковы были ее Аня и Наташа в спектаклях по пьесам Э.Радзинского Снимается кино
и
Сто четыре страницы про любовь.
Эфрос и его ведущая актриса услышали в пьесах современное дыхание, сумев передать глубокое течение непростой душевной жизни. Стюардесса Наташа завораживала своим необыкновенным даром любви и самопожертвования, мучительной жаждой ответа на свои чувства, которого она не находила в своем избраннике, физике Электроне, по-своему, суховато-рационалистически любившем ее.
Также по теме:
ЭФРОС, АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ (НАТАН ИСАЕВИЧ)
Актрисе близка недосказанность, незавершенность движений. В ее репертуар входили такие роли, как Арманда (Мольер
М.А.Булгакова), Лика (
Мой бедный Марат
А.Н.Арбузова). Движения актрисы отличались повышенной нервностью, отражая чуткость души ее героинь, так же, как и голос, с его беззащитно-детскими интонациями, немного надтреснутый, ломкий, скрывающий за манерностью безотчетный трагизм. Это качество актрисы было обозначено, как «душевная трещинка», точно соответствуя состоянию ее героинь, составляя их обаяние, личностное начало, внутреннюю чистоту. Все это впоследствии вырастет в тему ее творчества.
В конце 1960–1970-х сыграла немало главных ролей русской и зарубежной классики, продемонстрировав рост мастерства и разнообразие сценических красок. В то время А.Эфрос ставил в «Ленкоме» Чайку
и
Три сестры
. Нину Заречную, согласно общему режиссерскому решению, сыграла с намеренным импрессионизмом красок. При этом Яковлеву ни в современном, ни в классическом репертуаре не волновали социальные параметры характеристик ее героинь, существующих на грани сегодняшнего и вечного.
Непосредственная актриса
Никто не мог тягаться с ней в непосредственности. К примеру, Ольга, тогда еще молодая актриса, могла так засмеяться на реплику, что можно было подумать, что она впервые ее слышит, хотя это было в сотый раз. Эфрос писал, что Ольга Яковлева — актриса, одна из немногих, которая умела носить костюмы и парики разных эпох. Для этого ей приходилось «бороться» с костюмерами и гримерами. В итоге, появившись в роли Джульетты, она была легкой и изящной в хорошо пошитом, как будто в своем платье. Этого нельзя было сказать о других актерах, на которых костюмы сидели тяжело и неудобно. Актрисе зачастую приходилось скандалить из-за неудобных туфель, балкона, который постоянно качался в спектакле «Ромео и Джульетта» — все это мешало роли, отвлекало. Зато, когда она стремительно взбегала по лестнице на балкон, у зрителей дух захватывал.
Во время спектакля у актрисы никогда не бывало плохого настроения. До этого — сколько угодно, но театр для нее — это святое место. Яковлева Ольга Михайловна живет от премьеры до премьеры. Ко всему остальному она относится с благодарностью. Если ей удалось посмотреть хороший фильм или спектакль, то это чудо, прочитала интересную книжку или статью — благодарит Создателя. Если приготовит что-то вкусное или поговорит с замечательным собеседником — прекрасно. Еще она любит природу. Раньше мечтала о даче, уехать за город, но муж — известный футболист Игорь Нетто — был против. В быту ему было мало что нужно, поэтому дачей Ольги стал газон перед домом, куда она выходила вместе с собакой погулять.
Ольга Яковлева. Личная жизнь
Они познакомились, когда ей исполнилось семнадцать лет, девушка только приехала из Алма-Аты и поступила в театральный институт. Игорь представился ей, назвав знаменитую фамилию Нетто, о которой она слышала по радио.
Всю последующую совместную жизнь Нетто обращался к жене по фамилии и никак по-другому. Будущий муж Ольги Яковлевой был хорошо воспитан, поэтому ухаживал по всем правилам. Без всяких приставаний, всегда выдержанно и корректно вел себя чемпион по футболу. Именно поэтому, когда после года знакомства он сделал предложение, она его приняла.
Игорь любил ее студенческую театральную компанию. Когда его команда выигрывала в футбол или Ольга сдавала экзамен, в их доме собиралась все актеры, готовились к экзаменам, веселились, танцевали, а вечером Игорь всех развозил по домам, причем в его «Победу» набивалось человек десять.
Семейная жизнь
Родители Ольги Яковлевой были против раннего замужества дочери. Они не были конкретно против Игоря, но отец кричал, что брак — это дело серьезное. В свою очередь, тренер Игоря, Гавриил Дмитриевич Качалов, зная о бескомпромиссном характере футболиста, пытался повлиять на актрису, советовал одуматься. Но решение было принято и на втором курсе училища, Ольга Яковлева (актриса) стала супругой и верным другом Игоря Нетто.
Они не прогадали, рано окольцевав себя, ведь каждый имел любимую профессию и отлично понимал, что она значит. Игорь был немногословен, никогда никого не осуждал и не клеветал, лишь некоторые бытовые проблемы могли на время их поссорить (спорили, кто кран починит и так далее). Ольга и Игорь ценили друг друга. Если вечером был спектакль, то муж по утрам не будил жену, тихонько возился на кухне, готовил завтрак и лишь потом звал к столу. А если у Игоря намечался матч или отъезд, накануне не было никаких гостей, подруг. Да и после игры тоже, ведь Ольга не знала, в каком настроении он приедет. Лишь одно огорчало супругов: у них не было детей, но этот крест они несли достойно.