Биография
Сергей Жилин известен как талантливый дирижер и композитор, остроумный собеседник и виртуозный пианист. Музыкант выступал на дне рождения Владимира Путина, а экс-президент США Билл Клинтон считает его лучшим джазовым исполнителем. Его «Фонограф-симфоджаз» — своеобразный символ телевизионных вокальных конкурсов и концертов звезд эстрады, предпочитающих непринужденное общение со зрителем.
Из биографии Жилина
Личная жизнь артиста – это джаз. Он является лучшим джазовым пианистом по версии бывшего президента США Билла Клинтона. Согласитесь, таким громким званием может похвастаться не каждый российский артист.
Дата рождения Жилина – 23 октября 1966 года. Музыкант родился в Москве. Музыка в его жизни заняла первое место не случайно. В биографии Жилина присутствовал один человек, благодаря которому артист стал тем, кем он сейчас является. Это его любимая бабушка. Женщина была скрипачкой и пианисткой. Теперь не сложно догадаться, почему Жилин выбрал именно эти два музыкальных направления.
Сергей Жилин в детстве
Впервые мальчик сел за фортепиано в 2,5 года. Возможно, если бы не напористость бабушки, он бы и не стал заниматься музыкой. В мечтах бабули внук должен был вырасти исполнителем академической музыки. Об этом мечтали и родители маленького Сережи.
Биография Сергея Жилина была уже написана в мечтах его близких. Конечно, они хотели бы, чтобы у него наладилась и личная жизнь. Жена и дети – то, что нужно каждому мужчине. Но, как оказалось впоследствии, для Сергея музыка заняла первое место…
Чтобы достигнуть желаемой цели, родители и бабушка яростно следили за тем, чтобы мальчик усердно занимался музыкой по 4, а иногда и по 6 часов в день. Даже для начинающего музыканта это очень много, не говоря уже о ребенке.
В детстве у Жилина появилось несколько любимых музыкальных композиторов, творчеством которых он восхищался, и на кого хотел быть похожим. Это были Рахманинов, Лист и Григ. Через некоторое время у Сережи появилось новое увлечение – джаз. Для бабушки это был шок. Родители тоже слегка удивились. Впоследствии Жилин удивил своих близких еще больше.
Он начал заниматься авиамоделизмом, футболом, а также играл в 2 вокально-инструментальных ансамблях. В общем, кроме музыки, у Сережи было, чем заняться. Хотя в будущем он предпочел именно ее все остальным сферам деятельности.
Детство и юность
Сергей родился 23 октября 1966 года в Москве. Ему не исполнилось и 3 лет, когда бабушка, педагог по фортепиано и скрипке, решила, что у внука будут если не творческая биография, то хотя бы хорошие познания в музыке. Ребенок сидел за инструментом по четыре, а иногда и по шесть часов в день.
При этом Жилин ходил в школу для одаренных детей при консерватории, где «стал чемпионом по количеству двоек за короткий промежуток времени». И все потому, что разрывался между театральной студией, авиамоделизмом, футболом, гонками на велосипеде и игрой в двух вокально-инструментальных ансамблях.
View this post on Instagram
A post shared by Киров Кассир (@kirov.kassir.ru) on Feb 2, 2019 at 2:09pm PST
Учиться в военно-музыкальном училище Сергей отказался, когда понял, что с увлечениями придется порвать. Парня перевели в общеобразовательную школу, но и там он не удержался. После 8-го класса Жилин поступил в ПТУ на электромонтажника по оборудованию летательных аппаратов, где занимался любимым делом. Даже в армии он служил в ансамбле песни и пляски, бегал в самоволку, чтобы репетировать.
Позднее Сергей получил диплом магистра искусств Международной академии наук в Сан-Марино. А из бывших одноклассников так никто всерьез музыкой и не проникся, не говоря уже о собственном оркестре. Через 35 лет директор ЦМШ попросил Жилина дать новому поколению учеников мастер-класс. А на концерте, посвященном юбилею заведения, oн закрывал праздничную программу.
В детстве и юношестве Сергею нравились композиторы-романтики Рахманинов, Лист, Григ. И вдруг появилось новое увлечение — джаз, что немало расстроило бабушку. «Виной» этому стала пластинка «Ленинградского диксиленда», заслушанная до дыр.
Юношество и интересы Сергея Жилина
Сергей рос разносторонне развитым парнем, поэтому помимо музыки его привлекал велоспорт и футбол. Позднее Сергей Жилин начал обучение в военно-музыкальном образовательном заведении. Влияние на выбор юноши в большей степени оказали родители. Как только стало известно о его зачислении абитуриентом, парень передумал поступать. По его словам, ему сложно было представить себя в роли дирижера оркестра или обычного военного музыканта.
Сергей Жилин с Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным
Мало кто знает о том, что увлечение авиамоделизмом стало решающим аспектом в его жизни. После отказа от получения военного образования молодой человек принялся активно собирать модели различных летательных аппаратов.
Наряду с авиамоделированием Сергей учился в музыкальной спецшколе. Однако был вынужден перевестись в обычное учебное учреждение из-за неуспеваемости. Он получил среднее образование в местном училище, которое окончил по специальности «Электромонтажника летательных аппаратов». Потом последовала служба в армии, где будущий известный джазовый музыкант участвовал в творческом музыкальном ансамбле.
Сергей Жилин и Фонограф-джаз
Музыка
В 1982 году молодой человек пришел поступать в студию музыкальной импровизации, а к концу 1-го курса сложился фортепианный дуэт — Сергей Жилин и Михаил Стефанюк. Друзья играли регтаймы Скотта Джоплина и собственные обработки. Так родился «Фонограф».
Дебют коллектива состоялся весной следующего года на джазовом фестивале. Немного позже Сергей познакомился с композитором Юрием Саульским. Он и пригласил «Фонограф» на Московский джазовый фестиваль. С первых шагов музыканты завоевали любовь публики.
Затем на совместные гастроли Жилина позвал художественный руководитель и главный дирижер Президентского оркестра Российской Федерации Павел Овсянников. Сопровождение юбилейного концерта команде доверил Раймонд Паулс. Впервые за пределы России возглавляемая Сергеем команда выехала вместе с Валентином Юдашкиным.
View this post on Instagram
A post shared by Kremlin Palace (@statekremlinpalace) on Oct 23, 2019 at 6:50am PDT
Сейчас пианист говорит, что резкого взлета в карьере не было.
«Если рассматривать на моём примере, была планомерная работа. И чем более востребованным я становлюсь, тем больше приходится работать. Взлётов не бывает, не стоит на них рассчитывать. На что точно нужно рассчитывать, так это на свои силы и свою работу».
К 1995 году проект Сергея Жилина оформился в организацию Культурный , объединяющий под своей крышей «Джаз-трио», «Джаз-квинтет», «Джаз-секстет» и «Дикси-бенд».
Основу «Биг-бенда» составляют музыканты, игравшие в русской версии мюзикла «Чикаго». В «Джаз-квартете» звучит голос Аллы Сидоровой, которую критики считают самым ярким и неподражаемым в российском джазе.
View this post on Instagram
A post shared by «Фонограф» Сергея Жилина (@fonograf_jazz) on Dec 18, 2020 at 6:18am PST
Сергей Жилин и Елена Малышева
«Джаз-бенд» ориентирован на модное электронное звучание, драйв в сочетании с легкостью. «Симфоджаз» создан специально для презентации альбома с произведениями Петра Чайковского в джазовой обработке. Так положено начало возрождению эстрадной музыки классическими симфоническими оркестрами.
Следом появилась детская школа эстрадно-джазового искусства и студия звукозаписи, в которой по сей день записываются популярные российские артисты. Жилин сам создает аранжировки, выступает в качестве дирижера. В дискографии артиста десятки пластинок.
С 2002-го для «Фонографа» началась телевизионная эра. Коллектив аккомпанировал участникам конкурсов «Танцы со звездами» и «Голос» (включая проекты для детей и людей старшего возраста), шоу «Можешь? Спой!» и «ДОстояние РЕспублики». В «Двух звездах» Сергей попробовал себя как певец, получив поддержку Анжелики Варум.
История рождения музыкального коллектива «Фонограф»
Говорить о личной жизни Сергея Сергеевича Жилина, о жене и детях пока что еще очень рано. Сейчас все его свободное время будет занимать «Фонограф».
В основе этого музыкального коллектива лежит дует Сергея Жилина и Михаила Стефанюка. Они познакомились, когда Сергей пришел поступать в студию музыкальной импровизации. Это было в 1982 году. Их дуэт сложился приблизительно в конце первого курса. Музыканты играли уже известные музыкальные композиции, а также готовили современные обработки на классику.
Сергей Жилин с другими участниками музыкальной группы «Фонограф»
Дебют музыкального дуэта пришелся на 1983 год. Несколько позже на одном из фестивалей Жилин познакомился с композитом Юрием Саульским. Так «Фонограф» пригласили для участия в одном из московских фестивалей. Как только дуэт отправился в самостоятельное плавание, он тут же завоевал любовь публики.
На следующий год Сергей уже в армию. Увольнительные он проводит за игрой. В этом году в «Фонограф» пришла солистка Алла Сидорова.
Многое значит в музыкальной карьере Жилина 1992 год. Тогда он познакомился с Сергеем Овсянниковым. Последний был руководителем Президентского оркестра. Согласитесь, такое знакомство не помешало бы каждому. В особенности юным музыкантам. Естественно, что это не могло положительно не сказаться на деятельности «Фонографа».
Сергей Жилин в программе «Голос» Музыкантов заметили. Дирижер стал часто приглашать их на свои выступления. Игра вместе с Президентским оркестром означала еще большую популярность и внимание со стороны публики.
Всего этого музыканты достигли благодаря высокому уровню игры, а также умению быстро делать качестве аранжировки. Артисты схватывали все буквально на лету.
Еще через год Сергей Жилин стал знаменитым на весь мир. Тогда еще никто не обсуждал его жену или детей. Интерес к артисту заключался в совершенно другом.
Посмотрите на фото. Здесь Жилин изображен вместе с Билом Клинтоном. В 1994 году состоялось их совместное выступление. Клинтон решил сыграть на саксофоне. Жилину достался рояль. Сыграв несколько музыкальных композиций, Бил Клинтон похвалил российского музыканта, сказав, что ему было приятно с ним сыграть.
Совместное выступление Сергея Жилина и Билла Клинтона в резиденции Бориса Ельцина в 1994 году
В 1995 году деятельность «Фонографа» как такого прекратила свое существование. На смену ему пришла целая творческая организация, которая также включала в себя и прежнее название коллектива. Позже была создана звукозаписывающая студия. С этого момента и по сей день там часто проходят записи альбомов известных российских музыкальных исполнителей.
В 2005 году Жилин стал заслуженным артистом РФ.
Сергей Жилин на концерте
Из последний важных музыкальных событий в биографии Сергея Жилина стоит отметить его участие в проекте «Две звезды» (2006), «ДоРе» (2009-2014), «Голос» (с 2012) и «Голос. Дети» (с 2014).
На текущий момент Сергей Жилин является руководителем сразу нескольких джазовых коллективов.
Личная жизнь
Личная жизнь Сергея Жилина закрыта от посторонних глаз. По неподтвержденным слухам, у дирижера было два брака. В первом родился сын, вторая жена недолго работала в «Фонографе». Есть ли у музыканта сегодня спутница, неизвестно. О семье и об отношениях он не распространяется.
Дома у мэтра, вопреки ожиданиям, нет инструментов. Вместо пианино — множество телевизоров, так хозяину удобнее. Студию, в которой проходит до 90 % времени, Сергей покидает ради спорта. Он владеет желтым поясом по карате, ходит в тренажерный зал. Кроме этого, коллекционирует галстуки, в коллекции уже свыше 300 штук.
View this post on Instagram
A post shared by BIG BEN restaurant (@bigbensyk) on Dec 4, 2019 at 7:08am PST
Сергей Жилин в 2020 году
Жилин — мужчина высокого роста в 196 см, что периодически приводит в смятение близкого друга Дмитрия Нагиева. Ведущий шоу «Голос» каждый раз просит пианиста сесть, чтобы не бросалась в глаза разница в «параметрах».
У «Фонографа» разработан официальный сайт, открыта группа во «ВКонтакте». На этих ресурсах поклонники могут обнаружить интересующую информацию. Там представлены афиши, программы туров, интервью и фото.
Добиваясь своего
Мужчина сказал – мужчина сделал. Сергей записался на кружок авиамоделизма. Жилин даже стал однажды чемпионом Москвы по сбору моделей среди школьников. Юноше был присвоен третий разряд. Это то, к чему он шел!
Известный музыкант Сергей Жилин
Увлечение Сергея не мешало ему ходить в театр, участвовать в вокально-инструментальных ансамблях и посещать джазовую студию. Вот правда с уроками были проблемы: в такой насыщенной жизни времени на выполнение домашнего задания совсем не оставалось. С музыкальной школы, куда Жилин ходил ему пришлось перевестись в обыкновенную.
Но в общеобразовательном учреждении Сергею не совсем все удавалось, потому что не навилось. Тогда, после окончания восьмого класса мальчик перевелся в училище. Здесь он получил специальность электромонтажника по летательным аппаратам.
После ПТУ Жилина ждала армия. В воинской части парень нашел себя в ансамбле песни и пляски.
Сергей Жилин сейчас
Друзья прозвали Сергея Супержилиным, имея в виду трудоспособность и умение не только творить, но и управлять. За десятки лет, в течение которых существует «Фонограф», ни федеральные, ни местные власти не оказывали поддержку. Административные, педагогические, организаторские вопросы тоже приходится решать Жилину.
View this post on Instagram
A post shared by «Фонограф» Сергея Жилина (@fonograf_jazz) on Mar 25, 2020 at 7:57am PDT
Сергей Жилин и Дина Гарипова
В 2020 году «Фонограф-симфоджаз» представил обновленную программу «Легендарные мелодии ХХ века». Выступления знаменитого коллектива состоялись на самой престижной площадке страны — в Государственном Кремлевском дворце. В числе участников концерта — Полина Гагарина, Леонид Агутин, победители и финалисты проекта «Голос» Дина Гарипова, Данила Плужников, Настя Рогинская.
Вместе с «Джаз-квартетом» Сергей выступает с «Посвящением Оскару Питерсену», своему любимому пианисту. Еще одна программа под названием «На бис!» — у «Фонограф-джаз-бенд». Это своеобразный экскурс в мир самбы, блюза, latin jazz и прочих стилей, присущих культуре Северной и Южной Америки.
Дискография
- 1997 — «30 — это много или мало…»
- 1998 — «Мы хотим быть разными». (Концерт в Театре эстрады)
- 2002 — «35 и 5». (Концерт в «Ле клубе» 23 октября 2001 года)
- 2003 — «Соло в четыре руки. Борис Фрумкин и Сергей Жилин»
- 2004 — «Упоение джазом». (Концерт в Театре эстрады 23 октября 2003 года)
- 2005 — «Чайковский in Jazz. Времена года — 2005».
- 2007 — «Mambo-Jazz»
- 2008 — «Черный кот» и другие хиты прошлых лет». (Концерт, посвящённый 55-летию творческой деятельности Ю. С. Саульского)
- 2009 — «Чайковский in Jazz. New»
- 2011 — «Во имя любви»
- 2014 — «Чайковский в джазе»
Сергей Жилин: «Я пытался бороться с шоу-бизнесом»
Сергей Жилин: «Я пытался бороться с шоу-бизнесом»
Сергей Жилин. Сочетание имени и фамилии, возможно, знакомо не всем. Сергей Сергеич? Вот это совсем другое дело! Не просто же так каждую неделю на Первом канале по десять раз за вечер ему спасибо говорят. Осталось только выяснить, за что. Ведь до сих пор о руководителе оркестра «Фонограф», без которого не обходится нынче ни одна рейтинговая телепрограмма, мало что известно.
— Сергей, народ пока мало что о вас знает…
— И слава Богу.
— Зато имя-отчество уже выучил. Прилипло к вам это — «Сергей Сергеич»?
— Началось все с Андрея Болтенко, он был режиссером первых «Двух звезд». Обычно мы обращались друг к другу просто: Сергей — Андрей, Сергей — Андрей. Но однажды на студии он по громкой связи сказал: «Сергей Сергеич…» — я отозвался. Один раз, второй, третий. Так и пошло.
— Вы сказали: известно мало, и слава Богу. Но понятно же, что время это поправит. Залезли в ящик — уж не обессудьте.
— Мы там появляемся все-таки не с тем творческим продуктом, который для нас является основным. Обеспечиваем музыкальное оформление той или иной программы, не будучи главными действующими лицами. И на наших джазовых концертах я часто шучу: «Если в проекте «Голос» или в программе «Две звезды» вы видели общий план, на котором мелькает мой затылок, и слышали, что мы делаем в этих телешоу, то сегодня ничего подобного вы не увидите и не услышите». Хотя публика, которая приходит к нам на концерты, это и так прекрасно знает…
О ТОМ, КАК ВЫГНАЛИ ИЗ ШКОЛЫ И ГОТОВИЛИ В ВОЕННЫЕ ДИРИЖЕРЫ
— Насколько известно, в свое время вас выгнали из Центральной музыкальной школы. А за что?
— Мотивировали тем, что на переводном экзамене я допустил одну ошибку в этюде и неточность в Бахе. Но я считаю — незаслуженно. «Наваждение» Прокофьева и концерт Грига я сыграл хорошо. Конечно, на первых произведениях волновался, но потом пришел в себя и вторую половину программы отыграл на одном дыхании. А сказали: Баха и этюды не выучил, «Наваждение» и Грига сыграл грубо. И единственного из 45 человек отчислили. При этом я знаю, что многие мои одноклассники сейчас музыкой вообще не занимаются: у одного — инвестиционный бизнес, у другого — завод по производству спецодежды. Некоторые, правда, работают в оркестрах: один у Спивакова, другой был в «Виртуозах» и остался в Испании, но это струнники. Карьеры пианиста-сольника не имеет ни один выпускник, кроме Стаса Бунина, о котором я давно ничего не слышал. А уж собственного оркестра точно ни у кого нет.
— Чувствуется, что обида осталась до сих пор…
— Сейчас нет обиды. Обида была тогда — я буквально плакал. Для меня школа была все. Хотя и позволял я себе там многое.
— Вот и казалось, что отчислить вас могли только за какие-то дисциплинарные прегрешения.
— Это я вам рассказал про официальную версию своего исключения. А была и другая причина. Ведь это надо было додуматься: в Центральную музыкальную школу при консерватории приносить модели самолетов! О музыке надо думать. А тут самолеты… К тому же мы активно в футбол играли, в казаки-разбойники.
— Ну это все милые детские шалости. Не за пьянку же!
— Этому, кстати, я тоже научился в школе. А дисциплина — да, пожалуй, хромала. Потом, на уроках я был невнимательным, по общеобразовательным предметам учился, мягко говоря, средне. Наверное, педагогов просто замучил. Не так давно я проводил открытый урок в ЦМШ и встретился с теми, кто в свое время меня учил. Мы вспоминали, что тогда, 35 лет назад, на переменах играть джаз, эстраду или рок считалось моветоном. И один из моих педагогов, Екатерина Алексеевна, сказала: «Да, помню, кто за тебя заступался: директор, я и твой педагог. А все остальные не упускали возможности высказаться: дескать, на переменах Жилин позволяет себе неформатный материал играть».
— Что же вы такое играли?
— Ну, «Спейс» тогда был на слуху, «Зодиак». Что-то из популярной музыки пытались играть, «Караван» Дюка Эллингтона. В общем, что могли подобрать, то и играли.
— Но дальше-то в вашей биографии и того хлеще. ПТУ: Помоги Тупому Устроиться. Это же вообще за гранью: крушение, конец…
— Да, моя мама так и думала. Когда меня выгнали из 8-го класса, она отдала документы в военно-музыкальное училище. Пришел туда — а там настоящая армия! О музыке речь вообще практически не шла. После училища была прямая дорога на факультет военных дирижеров в консерватории — мама хотела, чтобы я получил высшее образование. Но когда я увидел, что понятие о музыке там весьма своеобразное, тут же забрал документы.
— Психанули?
— Можно и так сказать. Маме позвонил, говорю: нет, это невозможно. И она снова давай думать, что же делать дальше. Нашла общеобразовательную школу — там набирался класс, который вместо учебно-производственной практики занимался музыкой, и это считалось своеобразными подготовительными курсами для дальнейшего поступления в педуниверситет им. Ленина, соответственно на факультет преподавателей музыки. Я туда пришел один раз, сыграл скерцо Шопена. Сразу стало понятно, что мой уровень выше, чем у одноклассников, а значит, и ходить на эти курсы мне незачем. Но вот по общеобразовательным предметам требования были достаточно серьезные. И если в ЦМШ, где на многие вещи закрывали глаза, я был хорошистом, то в обычной школе сразу стал отстающим. Своей учебой я портил им показатели…
— Неужели вас и оттуда выгнали?
— Да. Вызвали к директору, говорят: надо что-то делать, давайте попробуем в ПТУ. Привезли в ближайшее, я увидел, что там творится, думаю: кошмар, не дай Бог! И стал сам решать, как быть дальше… Параллельно я играл в двух ансамблях, один из которых как раз базировался в ПТУ. Позвонил руководителю, говорю: меня в училище отправляют — можно ли к вам? Тот обрадовался, пообещал все узнать: сразу понял, что если буду учиться в их ПТУ, то из ансамбля точно не уйду. В итоге меня взяли. А то ПТУ было уже при почтовом ящике, то есть не Помоги Тупому Устроиться, а все-таки уровнем повыше. Учился я по специальности «электромонтажник по оборудованию летательных аппаратов». Конечно, больше играл, чем учился, но чисто технически я был подкован, потому что занимался авиамоделизмом.
— За это время не возникало ощущение, опасение, что музыка может уйти из вашей жизни и придется идти по какому-то другому пути?
— Нет. Единственное — я не понимал, что это может стать не только серьезным творческим увлечением, но и хорошей работой…
О ДЖЕМЕ С КЛИНТОНОМ И БОРЬБЕ С ШОУ-БИЗНЕСОМ
— Прославились вы еще 20 лет назад, когда сыграли дуэтом с самим Биллом Клинтоном…
— Да. Причем никто не знал, будет играть он или нет. Скажем так, это планировалось. Саксофон подготовили, меня привезли…
— А почему именно вас?
— В то время я достаточно плотно общался и дружил с Павлом Овсянниковым. И он определил, что это буду я.
— Да уж, серьезное мероприятие. Руки не тряслись?
— Конечно, волновался. А вдруг какую-то тему предложит, которую я знать не знаю. Первая была Summertime — ее, безусловно, знают все. А вторая — My Funny Valentine. То есть он выбрал достаточно популярные вещи.
— После этого, как говорят, за вами закрепилось прозвище Пианист, который играл с Клинтоном…
— Я не слышал такого. Играть с Клинтоном — да, это, конечно, очень серьезное событие. Для человека, но не для музыканта. Для музыканта было бы событие, сыграй я с Чиком Кориа или с Оскаром Питерсоном.
— А как все-таки на телевидение попали?
— В телепрограммах мы начали играть очень давно. Сначала это был проект «Хазанов против НТВ», где мы исполняли ту же роль, какую сейчас исполняет группа «Фрукты» в «Вечернем Урганте», — играли отбивки, заставки. Там нас заметили. Потом, когда появилось первое шоу «Танцы со звездами», позвали туда. На следующий год сделали «Две звезды». Так и пошло.
— Вы с головой нырнули в мутные воды шоу-бизнеса. И как вам его представители? Много разочарований?
— Да нет: люди как люди, у каждого есть свои плюсы и минусы. Довольно часто общаюсь с Вовой Пресняковым, Леней Агутиным, Саней Маршалом, Колей Носковым. Это мои сверстники, но есть и старшие товарищи — Иосиф Кобзон, Лев Лещенко… Вообще, шоу-бизнес человеческим отношениям не помеха. Тем более что я не вижу смысла как-то выпендриваться — спокойно занимаюсь своим делом. Единственное — у меня есть профессиональные устои. И если, не дай Бог, на них кто-то пытается посягнуть, то я отвечаю жестко.
— То есть такие попытки были?
— Такие ситуации случаются, но, к счастью, не так часто. Мне вспоминается сейчас один случай, который был уже давным-давно, мы тогда только начинали сотрудничать с Филиппом Киркоровым. Так вот был у него музыкальный руководитель. Он меня пригласил, говорит: я хочу добавить духовую группу, не могли бы вы?.. «Да, — отвечаю, — конечно». Думаю: сейчас придем, нам дадут ноты, посмотрим, постараемся сыграть. Приходим — там не то что для духовой группы, там вообще нот нет. Ни для кого!
— Как же они играют?
— На пальцах друг другу объясняют и запоминают — все!
— Это высший пилотаж или, наоборот, верх непрофессионализма?
— Это полный непрофессионализм! Когда это увидел, у меня волосы встали дыбом. Я тут же на эмоциях пошел Филиппу об этом рассказывать. Он был занят какой-то своей историей, не понял, о чем я говорю, и слава Богу. Ну а я начал со всем этим разбираться. А дело-то все в чем? Для того чтобы нам написать духовые партии, нужно было сначала написать все остальные. Мы брали их фонограммы, писали партитуру, потом туда добавляли духовые…
— Вот вы и столкнулись с реалиями российского шоу-биза. Где все на глазок, потому что народ и так схавает…
— Нет, не все и не у всех на глазок. Просто они играют много лет одни и те же произведения. Давно уже их запомнили, выучили. Если появляются какие-то новые песни, их так же быстренько заучивают. То есть эти ноты им без надобности. И играли они все правильно. Но дело в том, что если происходит замена музыканта, то ввести нового просто невозможно. Каким образом это делается? Дают ему фонограмму, говорят: снимай свою партию и учи. Но так тоже неправильно. Сначала я пытался бороться с этим. А потом понял: а зачем? Лучше у себя буду наводить порядок.
О ПАДЕНИИ НА «ГОЛОСЕ» И ХОРОШЕМ СЕМЕЙНОМ ПОЛОЖЕНИИ
— Кстати, насчет Киркорова. Про вас говорят, что вы на него и похожи.
— Ну да. Когда возле меня останавливаются, выпучив глаза: «Ой, вы на кого-то похожи!», я сразу говорю: «На Филиппа Киркорова». — «Ой, да нет, нет, ну не Филипп…» Уверяю: «Да точно Филипп!»
— В «Двух звездах» у вас был и вокальный опыт. Наверное, испытали культурный шок? Все-таки голос у вас не певческий, хрипловатый…
— Пропитый-прокуренный?.. Конечно, я никогда не занимался вокалом. Поэтому, когда предложили участие в дуэте, был немало удивлен. Взял ночь на раздумье — и согласился. Все-таки это очень интересный творческий опыт.
— Вы пели с Анжеликой Варум. Правда, что у нее был выбор между Горбачевым, Башметом и вами?
— Да. У нее хорошие отношения с Михаилом Сергеевичем, и я думаю, он мог бы согласиться. Видимо, просто занят был или решил, что в силу возраста будет трудно. А у Юрия Абрамовича, наверное, гастрольный график не сложился…
— То есть вас выбрали по остаточному принципу?
— Этого я не знаю. Могу лишь сказать, что у нас было все очень хорошо.
— Если говорить о «Голосе» — там какие сложности?
— Успеть подготовиться. Зачастую материал мы получаем достаточно поздно, приходится тратить на это все свое время. Вот, например, во французском «Голосе», для того чтобы выйти в эфир в феврале, начинают готовиться с лета. А мы, для того чтобы выйти в сентябре, — с конца августа. Значит, делаем все в три раза быстрее, оттого и возникают экстремальные ситуации.
— Настоящий экстрим был, когда вы упали в оркестровую яму.
— Не в оркестровую, но — да, упал. Это произошло в момент настройки светового оборудования. Я пошел навстречу режиссеру, чтобы уточнить, правильную ли верстку мне принесли. А сцена была сконструирована так, что между местом, где сидел оркестр, и местом, где стоят вокалисты, оставалось пустое пространство. Я в это пространство и шагнул. На следующий год туда же упали еще четыре человека, даже одна конкурсантка. И слава Богу, что в конце второго сезона поменяли конструкцию, сейчас там этой ямы нет.
— Вообще вам падать опасно, вы ж два метра ростом. Из-за этого больше комических или трагических ситуаций возникает в жизни?
— Да нет, ничего комического. Только проблемы со спиной. Ну, часто бывают низкие потолки. Низкие машины? Стараюсь в таких не ездить.
— С вами была передача «Пока все дома». Дома была только тетя. Это вся ваша семья? Вообще, расскажите о своем семейном положении.
— Я все-таки убежден в том, что личная жизнь должна оставаться личной. У меня хорошее семейное положение. Вспомнилась сразу одна шутка. Знаете, как говорит Боря Фрумкин, мой коллега, который только официально шесть раз был женат? Так вот он говорит: «Две жены тому назад…»
— Ладно, если о личном не говорите, давайте закончим о творческом. Есть еще к чему стремиться?
— Конечно. Постоянно совершенствоваться, придумывать что-то новое. Впереди серьезный проект с Даней Козловским — будут концерты в Санкт-Петербурге, потом в Большом театре. Даня очень хорошо поет песни Фрэнка Синатры, Сэмюэла Дэвиса-младшего. Сейчас он занимается с нашим педагогом, очень упорно. Вообще очень талантливый, настойчивый парень… Потом у нас свой собственный сольный концерт в Доме музыки. Дальше выступление с программой «Чайковский in Jazz», программа, посвященная Оскару Питерсону…
— Ну а глобальное что-то? Получить «Грэмми», например?
— Там номинируются не сами по себе — номинируют компании. Когда-то мы пытались это сделать через «Мелодию», но там эту идею восприняли без энтузиазма и в конце концов забыли. А так, конечно, это было бы здорово. Есть к чему стремиться…
Дмитрий Мельман,
Фото из архива С. Жилина