Чайковский: жизнь и творчество последнего русского романтика

«Стеклянный ребенок» и воспитанник училища правоведения

Петр Чайковский в юности. Фотография: biographe.ru


Семья Чайковских. Слева направо: Петр Чайковский в возрасте 8 лет, его мать Александра Андреевна, сестра Александра (опирается о колени матери), сводная сестра Зинаида, старший брат Николай, младший брат Ипполит, сидящий на коленях у отца — Ильи Петровича Чайковского. 1848. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область

Петр Чайковский в юности. Фотография: classicalmusicnews.ru

Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в дворянской семье в Воткинске Вятской губернии. Отец будущего композитора, горный инженер Илья Чайковский, был директором местного завода, а мать Александра Ассиер — пианисткой. Кроме Петра в семье Чайковских было еще четверо детей. Для их воспитания родители выписали из Петербурга гувернантку — француженку Фанни Дюрбах. Учился Петр Чайковский хорошо, его любимыми предметами были история и литература.

«В классе нельзя было быть старательнее и понятливее; во время рекреаций же никто не выдумывал более веселых забав; во время общих чтений для развлечения никто не слушал внимательнее, а в сумерках под праздник, когда я собирала своих птенцов вокруг себя и по очереди заставляла рассказывать что-нибудь, никто не фантазировал прелестнее… Его любили все, потому что чувствовали, как он любил всех. Впечатлительности его не было пределов, поэтому обходиться с ним надо было очень осторожно. Обидеть, задеть его мог каждый пустяк. Это был стеклянный ребенок».

Фанни Дюрбах, по книге Модеста Чайковского «Жизнь Петра Ильича Чайковского»

Еще в детстве Петр Чайковский начал сочинять стихи, а затем увлекся музыкой. Чтобы развить способности будущего композитора, родители наняли ему учительницу — бывшую крепостную Марию Пальчикову. Вскоре Чайковский начал на слух подбирать пьесы и романсы, которые играли у него дома. Его брат Модест Чайковский вспоминал: «Когда ему запрещали быть у инструмента, продолжал на чем попало перебирать пальцами. Однажды, увлекшись этим немым бренчанием на стекле оконной рамы, он так разошелся, что разбил его и очень сильно ранил себе руку» .

В 1848 году отец композитора Илья Чайковский вышел в отставку и вместе с семьей переехал в Москву, а затем в Петербург. Там Петра Чайковского отдали в Императорское училище правоведения — родители хотели, чтобы он получил юридическое образование. Однако в то же время будущий композитор продолжил заниматься музыкой. Вместе с матерью Чайковский часто бывал на балетах и операх в петербургском Большом театре и Мариинке.

В училище Чайковский познакомился и подружился с поэтом Алексеем Апухтиным. Вместе они издавали журнал «Училищный вестник», где публиковали свои стихи и статьи. Будущий композитор много читал — выписывал журнал «Современник», покупал книги Александра Пушкина, Александра Грибоедова и Михаила Лермонтова. Кроме того, в училище он занимался в хоре. Когда преподававший там Гавриил Ломакин болел, его заменял Чайковский и проводил для своих одноклассников уроки музыки. В то же время отец нанял будущему композитору нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера. Чайковский вспоминал: «Каждое воскресенье я проводил с ним час и делал быстрый прогресс в игре на фортепиано» . С Кюндингером он занимался около трех лет.

Образование будущего композитора и работа на госслужбе

Учиться на инженера мальчику так и не пришлось, в отличие от старшего брата Николаши. В августе того же года его решено было оттуда забрать и определить в Петербург в закрытое Императорское училище правоведения. Двадцать второго числа, будучи в Питере, Петр с мамой посетил театр, в котором как раз давали «Жизнь за царя» Глинки, что и произвело на него буквально шокирующее впечатление. В училище преподавали фортепиано (Франц Беккер) и был хор Гавриила Ломакина.

В пятьдесят четвертом году добрая и любимая матушка заразилась холерой и несмотря на все усилия врачей скончалась, оставив несчастного супруга и шестерых малолетних детей, старшему из которых Никоше исполнилось всего шестнадцать. Петр возвращается в училище, а также берет уроки игры на фортепиано Рудольфа Кюндингера, однако в пятьдесят восьмом его отец влезает в сомнительную аферу и теряет абсолютно все свое состояние. Однако все его прежние заслуги не были забыты, семейству выделили казенную квартиру и определили трудиться в Технологический институт. В конце мая 1859 года обучение было завершено, а несмотря на явное отвращение к правоведению, Петр Ильич даже сочинил марш и песнь для хора к пятидесятилетнему юбилею учебного заведения, правда, сам на торжество не пошел, потому его первые произведения исполнялись в его отсутствие.

После учебы Чайковской получил распределение в Первое отделение департамента Министерства юстиции, где вел дела крестьянства. Он много работал, но и развлекался и снова учился, к примеру, итальянскому языку с приятелем Луиджи Пиччиоли, настоящим оперным певцом. В шестьдесят первом Чайковский отправляется за границу в качестве переводчика. В этом турне он посетил Брюссель, Антверпен, Берлин, Париж, Гамбург, Лондон и многие другие города.

В этот период отец Петра предлагает ему совмещать государственную службу и занятия музыкой и даже консультируется с его учителем. Правда, тот отвечает, что особого таланта нет, да и в двадцать лет поздно начинать строить карьеру музыканта. Позже учитель Кюндингер раскается в своих словах и даже запишет это в своих мемуарах. Тем не менее, отец отправляет Петра в Санкт-Петербургскую консерваторию, где он стал одним из первых слушателей курса композиции. В качестве дипломной работы Чайковский написал свою знаменитую кантату «К радости», исполненную в декабре 1866 года. Уже в семидесятом году он получил диплом «свободного художника».

«Он уже не был чиновником, он был музыкантом»

Ян Ционглинский. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1894. Смоленский государственный музей-заповедник, Смоленск

Даниил Чашечкин. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 2020. Частное собрание

Александр Христиненко. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1999. Частное собрание

В 1859 году Чайковский закончил Императорское училище правоведения. В его аттестате почти по всем предметам были отличные оценки, и будущего композитора приняли на работу в Министерство юстиции. Он продолжил общаться с сокурсниками по училищу, среди которых было много представителей высшего общества. Чайковский посещал их салоны и музыкальные вечера.

В 1861 году друг Ильи Чайковского Василий Писарев пригласил будущего композитора съездить с ним в Европу в качестве секретаря и переводчика. Это путешествие стало первым у Чайковского, но позднее он писал сестре: «Если я в жизни сделал какую-нибудь колоссальную глупость, то это именно моя поездка. Ты помнишь Писарева? <…> Я до сих пор и не подозревал, что бывают на свете такие баснословно подлые личности; теперь тебе нетрудно понять, каково мне было провести три месяца неразлучно с таким приятным сотоварищем»</…>. В путешествии композитор посетил Германию, Францию и Великобританию.

На родине Чайковский вернулся к работе в Министерстве юстиции. На службе его не повышали, хотя брат композитора Модест Чайковский вспоминал: «Он не только усердствовал на Малой Садовой, но приносил работу на дом и писал доклады по ночам». По совету отца Чайковский совмещал работу и занятия музыкой. С сентября 1861 года он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе (РМО), а в 1862 году стал одним из первых студентов только что открывшейся Санкт-Петербургской консерватории. Успехов на службе у Чайковского в это время не было. Должность чиновника особых поручений, на которую рассчитывал композитор, досталась другому служащему министерства, и в 1863 году он уволился и сосредоточился на творчестве.

«Теперь он уже не был чиновником, он был музыкантом: отчисление от штатного места в министерстве юстиции произошло незаметно — он просто перестал ходить в департамент. К началу второго года у него было на пятьдесят рублей в месяц уроков. Денежные дела отца шли все хуже, Чайковский не мог надеяться на его помощь. Приходилось порой пешком бегать из Коломны на Охту, щегольские сюртуки его истрепались; кое-кто из прежних знакомых на Невском перестал узнавать его, может быть, — умышленно, а, впрочем, вероятно, — искренне: он отрастил волосы, носил широкополую шляпу».

Нина Берберова, «Чайковский»

Петр Чайковский, увертюра «Гроза»

Многие родственники не приняли решения Чайковского. Композитору с отцом и младшими братьями пришлось переехать в более дешевую квартиру, экономить на одежде. Сестре Чайковский писал: «Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, — я просто хочу делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, — но совесть моя будет спокойна» . В консерватории он был одним из лучших учеников: в четыре руки вместе с другим студентом учреждения Германом Ларошем играл оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», сочинял свои первые произведения — увертюру «Гроза» по пьесе Александра Островского, кантату на оду Фридриха Шиллера «К радости», пьесу «Характерный танец».

Ларош писал Чайковскому: «Вы самый большой музыкальный талант современной России. Я вижу в вас самую великую или лучше сказать — единственную надежду нашей музыкальной будущности» . Консерваторию композитор закончил в 1865 году с высшей наградой — большой серебряной медалью и званием «свободного художника».

Детство и молодость

Прославленный композитор родился 25 апреля 1840 года. Местом его появления на свет стал городок Воткинск в Удмуртии. Отец Чайковского — Илья Петрович — работал директором предприятия. Также он преуспел в исследовательской деятельности. Маленький Петр являлся наследником одного из наиболее известных украинских родов. Папины предки были казаками, а мамины — французами.

По словам самого Чайковского, его родственники обожали музыку и даже организовывали дома скромные концерты. Однако никто из его близких не блистал особой одаренностью в этой области, хотя мама мальчика неплохо владела фортепиано и имела выдающийся голос. Детские годы Петра прошли в музыкальной атмосфере. Помимо концертов, проводившихся у них дома, он ежедневно слышал красивейшие напевы крестьян, направлявшихся на отдых после тяжелого трудового дня. Все это можно узнать из биографии Чайковского. Краткое содержание и главные факты из жизни композитора желательно помнить всем любителям его творчества.

В 5 лет мальчик начал впервые выказывать свой интерес к музыке. Он довольно рано овладел различными инструментами, научился разбираться в нотах. Чайковскому особенно нравилось фиксировать на бумаге свои чувства, которые захлестывали его в процессе наслаждения музыкой. Когда мальчику исполнилось 10 лет, семейство переехало в городок Алапаевск, но прожило там всего лишь около шести месяцев, переселившись впоследствии в Петербург.

Родители направили ребенка получать знания в элитное заведение, именовавшееся Училищем правоведения. Чайковскому понадобилось провести два года за пределами родной страны. Дело в том, что на обучение можно было поступить лишь по достижении 12 лет. Мальчик был очень расстроен разлукой с мамой — Александрой Андреевной — но все стойко перенес и возвратился в Петербург, чтобы поступить в это заведение.

Сразу после зачисления в училище Петр начал демонстрировать серьезное увлечение музыкальным творчеством. В академии часто проходили дополнительные занятия, которые он аккуратно посещал, делая доклады и музицируя. Учителя считали его отличным импровизатором и молодым человеком, обладающим талантом к игре на фортепиано.

В 15-летнем возрасте юноша еще больше увлекся музыкой, стал брать уроки у знаменитого преподавателя Л. Пиччоли, а затем он обрел другого наставника — Р. Кюндигера, который действительно много ему дал. В 1859 году Чайковский получает диплом и устраивается трудиться в Министерство юстиции. Когда выпадает несколько незанятых часов, он ходит на оперы и спектакли, более всего его увлекают произведения Моцарта и Глинки. Его не интересует ни политика, ни актуальные новости — он полностью погружен в творчество.

Преподаватель и музыкальный критик

Александр Лопухов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1981. Частное собрание

Анатолий Тумбасов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1950. Частное собрание

Григорий Светлицкий. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1938-1945. Мемориальный дом-музей Григория Светлицкого, Киев, Украина

В начале 1866 года по приглашению Николая Рубинштейна, брата композитора Антона Рубинштейна, Чайковский переехал из Петербурга в Москву — преподавать на недавно созданных музыкальных курсах, которые вскоре были преобразованы в Московскую консерваторию. Ежегодно у него было около девяноста студентов.

Чайковский был требовательным преподавателем и давал им много заданий. Профессор Московской консерватории Николай Кашкин вспоминал: «Безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе».

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть I «Грезы зимнею дорогой»

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть II «Угрюмый край, туманный край»

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть III

Петр Чайковский, Первая симфония («Зимние грезы»), часть IV, финал

В это же время Чайковский занимался творчеством: сочинил первую симфонию «Зимние грезы». Он сыграл ее в Петербурге на концерте Русского музыкального общества в Москве в начале 1868 года. Публика встретила симфонию с одобрением, хотя преподаватель композитора Антон Рубинштейн раскритиковал ее.

Вскоре в Аристократическом клубе Чайковский познакомился и подружился с драматургом Александром Островским. Еще во время учебы в консерватории композитор написал по его пьесе «Гроза» увертюру. Теперь он хотел создать по тому же произведению оперу, и ему нужно было либретто. Островский отказал: над оперой по «Грозе» уже работал Владимир Кашперов.

Однако драматург предложил Чайковскому написать музыку по другому произведению — комедии «Воевода, или Сон на Волге». Для этой оперы Островский сам написал либретто. Премьера «Воеводы» состоялась в Большом театре в 1869 году. Публика встретила оперу хорошо, а критики писали о том, что музыка мало сочетается и либретто. Композитор уничтожил почти всю партитуру оперы.

Петр Чайковский, увертюра «Ромео и Джульетта»

В эти же годы Чайковский познакомился с критиком Владимиром Стасовым и членами объединения «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева он стал писать программную музыку — инструментальные произведения без слов. Для новой увертюры композитор взял сюжет трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Чайковский закончил ее быстро — за два месяца. Впервые композитор исполнил «Ромео и Джульетту» в 1870 году на очередном концерте Русского музыкального общества.

«Нет сомнения, что музыка создавалась с необыкновенным вдохновением и энтузиазмом. В увертюре впервые зазвучали главные темы будущего творчества Чайковского: психологическая драма несбывшейся любви и неутоленность юношеской страсти в соприкосновении с поглощающей темой смерти».

Александр Познанский, «Чайковский» (книга из серии «Жизнь замечательных людей»)

Петр Чайковский, пьеса «Юмореска»

Петр Чайковский, пьеса «Ноктюрн»

В 1871 году Чайковский вновь побывал за границей. В путешествие композитора пригласил его ученик из Московской консерватории Владимир Шиловский. Они посетили Германию и Италию, где Чайковский написал две пьесы — «Юмореска» и «Ноктюрн». Композитор посвятил их Шиловскому.

В это время Чайковский испытывал проблемы с финансами. Чтобы заработать денег, он стал писать для газет «Русские ведомости» и «Современная летопись». Статьи композитора о музыкальных произведениях были популярными и вызывали споры. В газетах композитор работал до 1875 года.

Не Чайковский Чайковский

У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.

Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически не возможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

«Прелестная музыка Чайковского»

Алексей Можаев. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1957. Частное собрание

Николай Кузнецов. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 1893. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Сергей Марков. Портрет Петра Чайковского (фрагмент). 2020. Частное собрание

Петр Чайковский, опера «Опричник», интродукция

Петр Чайковский, Вторая симфония, «Малороссийская»

В начале 1870-х Чайковский работал над новой оперой «Опричник» по одноименной трагедии Ивана Лажечникова. Произведение композитор закончил уже к 1872 году, однако еще несколько лет не мог добиться его премьеры в Мариинке. В итоге, ему пришлось приехать в Петербург. Там же он встретился с членами «Могучей кучки» и на одном из их собраний исполнил «Вторую симфонию». Владимир Стасов одобрил произведение и предложил Чайковскому сочинить еще одну симфоническую фантазию, а сюжет ее взять из литературы — произведений Шекспира. Композитор написал произведение по пьесе «Буря». Премьера симфонической фантазии на новом концерте Русского музыкального общества прошла с большим успехом. За произведение Чайковскому вручили лавровый венок и серебряный кубок.

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Январь. У камелька»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Февраль. Масленица»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Март. Песнь жаворонка»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Апрель. Подснежник»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Май. Белые ночи»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Июнь. Баркарола»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Июль. Песня косаря»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Август. Жатва»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Сентябрь. Охота»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Октябрь. Осенняя песнь»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Ноябрь. На тройке»

Петр Чайковский, цикл «Времена года», «Декабрь. Святки»

В апреле 1874 года в Мариинском театре впервые поставили «Опричника». Однако критики в очередной раз нашли в произведении Чайковского недостатки. Цезарь Кюи считал, что опера «бедна идеями» и написана «без единого счастливого вдохновения». Тем не менее уже в том же году «Опричника» поставили в Одессе, а затем в Киеве. На премьеру в этот город приехал и сам Чайковский. Позднее он вспоминал: «Опера имела успех, по крайней мере шумели ужасно и овации были самые лестные, каких я никогда и не ожидал. Огромная толпа студентов провожала меня от театра до гостиницы. Я был вполне счастлив». В 1875 году «Опричника» поставили в Москве в Большом театре, а вскоре оперу запретило правительство — цензоры нашли в ней революционные мысли. В том же году по заказу издателя журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда Петр Чайковский написал фортепианный цикл «Времена года».

Петр Чайковский, опера «Евгений Онегин», интродукция

Следующим крупным произведением Чайковского стала опера «Евгений Онегин», работу над которой он начал в 1877 году. Идею композитору подсказала певица Елизавета Лавровская, а либретто написал Константин Шиловский. Над оперой Чайковский работал в его имении Глебово недалеко от Москвы.

«Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия,но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, потому что меня к этому тянет. Я совершенно погрузился в сочинение оперы. Правда и то, что нельзя себе представить обстановки более благоприятной для сочинения, как та, которою я пользуюсь здесь. В моем распоряжении целый отдельный, превосходно меблированный дом; никто, ни одна душа человеческая <…> не появляется ко мне, когда я занят, а главное, у меня фортепиано, звуки которого, когда я играю, не доходят опять-таки ни до кого». </…>

Петр Чайковский, из письма брату Модесту Чайковскому

В 1877 году композитор познакомился с меценатом, вдовой железнодорожного промышленника Надеждой фон Мекк. Она стала финансировала путешествия Чайковского в Европу и ежегодно выплачивала ему шесть тысяч рублей. Эта сумма была в два раза больше зарплаты в Московской консерватории, и вскоре он оставил работу и сосредоточился на творчестве. Последнее занятие композитор провел в октябре 1878 года, а на место профессора рекомендовал своего ученика Сергея Танеева.

Петр Чайковский, Четвертая симфония, часть I

Чайковский вновь уехал за границу и поселился в Швейцарии. Там он закончил оперу «Евгений Онегин» и начал писать Четвертую симфонию. В письме фон Мекк композитор сообщал: «Никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». Свое произведение Чайковский создал под влиянием Пятой симфонии Людвига ван Бетховена. Как и Бетховен, композитор размышлял над столкновением человека и судьбы. В 1878 году в Москве на концерте Русского музыкального общества симфонию исполнил Николай Рубинштейн, а вскоре с успехом прошла премьера «Евгения Онегина». В газете «Московские ведомости» написали, что «прелестная музыка Чайковского достойна прелестных стихов Пушкина».

Петр Чайковский, балет «Лебединое озеро», «Танец маленьких лебедей»

Петр Чайковский, балет «Лебединое озеро», «Летят лебеди»

Петр Чайковский, опера «Орлеанская дева», интродукция

Петр Чайковский, фантазия«Итальянское каприччио»

Петр Чайковский, увертюра «1812»

С конца 1870-х произведения Чайковского играли не только в России, но и за рубежом — во Франции и США. Композитор стал давать концерты в Европе. В то же время он работал над новыми произведениями — балетом «Лебединое озеро», оперой «Орлеанская дева», фантазией «Итальянское каприччио». В 1880 году Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год» в память о победе над Наполеоном, за которую от российского правительства получил орден Святого Владимира IV степени.

В 1880-х Чайковский путешествовал по Европе, бывал на концертах Эдварда Грига, Ганса фон Бюлова, Артура Никиша и других композиторов, с которыми начал переписываться. Его слава в России в это время росла. В 1885 году Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества и возглавил его московское отделение. Там композитор мог помогать начинающим музыкантам, выбирать произведения для концертов РМО.

Петр Чайковский, опера «Черевички», интродукция

Петр Чайковский, опера «Чародейка», интродукция

Петр Чайковский, симфония «Манфред»

В том же году Чайковский купил имение Майданово недалеко от подмосковного города Клин. В дневнике композитор писал: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе». В Майданово композитор написал оперы «Черевички» и «Чародейка», симфонию «Манфред». Жил Чайковский уединенно, не принимал у себя просителей. В гости к композитору приезжали только близкие друзья — Надежда фон Мекк и музыкальный издатель Петр Юргенсон.

Расцвет карьеры

В Московской консерватории Чайковский показал себя как прекрасный преподаватель. Кроме того, он прикладывал немало усилий для качественной организации образовательного процесса. Поскольку достойных учебников для его студентов на тот момент существовало немного, композитор занялся переводами зарубежной литературы и даже созданием собственных методических материалов.

Впрочем, в 1878 году Петр Ильич, уставший разрываться между преподаванием и собственным творчеством, оставил свою должность. Его место занял Сергей Танеев, ставший самым любимым учеником Чайковского. Сводить концы с концами Чайковскому помогала богатая покровительница Надежда фон Мекк. Будучи обеспеченной вдовой, она боготворила композитора и ежегодно предоставляла ему субсидии в размере 6000 рублей.

Петр Чайковский

Именно после переезда в Москву начался настоящий подъем творческой карьеры Петра Ильича Чайковского и произошел существенный рост его как композитора. В это время он познакомился с композиторами-участниками творческого содружества «Могучая кучка». По совету Милия Балакирева, главы содружества, Чайковский в 1869 году создал увертюру-фантазию по мотивам произведения Шекспира «Ромео и Джульетта».

В 1873 году Петр Ильич написал другое свое знаменитое произведение – симфоническую фантазию «Буря», идею для которой ему подсказал авторитетный в те времена музыкальный критик Владимир Стасов. Примерно тогда же Чайковский снова стал путешествовать, набираясь за рубежом вдохновения и используя запечатленные в памяти образы для формирования основы последующих своих творений.

В 1870-ые годы композитор написал такие произведения, как балет «Лебединое озеро», опера «Опричник», Концерт для фортепиано с оркестром, Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», опера «Евгений Онегин», фортепианный цикл «Времена года» и многие другие. В 1880-1890-ые годы Петр Чайковский еще чаще, чем ранее, ездил за границу, причем в подавляющем большинстве случаев – в рамках концертных поездок.

Во время таких поездок музыкант познакомился и подружился со многими музыкантами из Западной Европы: Густавом Малером, Артуром Никишем, Эдвардом Григом, Антонином Дворжаком и другими. Сам композитор во время концертов выступал как дирижер. В начале 1890-ых годов Чайковскому даже удалось побывать в США. Там его ждал ошеломляющий успех во время концерта, где Петр Ильич дирижировал свои же произведения. Написанные в пору творческой зрелости, они уже ни у кого не вызывали сомнений в таланте композитора.

Последние годы перед своей кончиной Чайковский провел в окрестностях городка Клин под Москвой. Там же он договорился об открытии школы, недовольный качеством жизни местных крестьян, и жертвовал деньги на ее содержание. В 1885 году он помогал клиновцам бороться с пожаром, из-за которого в городе сгорело несколько десятков домов.

В этот период своей жизни композитор написал балет «Щелкунчик», оперу «Пиковая дама», увертюру «Гамлет», оперу «Иоланта», Пятую симфонию. Тогда же было подтверждено международное признание таланта Петра Ильича: в 1892 году его избрали членом-корреспондентом Академии изящных искусств в Париже, а в 1893 году – почетным доктором университета в Кембридже.

Чайковский скончался 6 ноября 1893 года от холеры. Его отпевали в Казанском соборе, а похоронили в Некрополе мастеров искусств.

Личная жизнь: «Жить без Вас я не могу»

Петр Чайковский. Фотография: gq.ru

Петр Чайковский с братьями. Фотография: gq.ru

Петр Чайковский с супругой Антониной Милюковой. 1877. Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского, Клин, Московская область

В 1868 году Петр Чайковский познакомился с французской оперной певицей Дезире Арто, которая в том году приехала на гастроли в Россию. Для нее композитор сочинил несколько романсов и пьесу для фортепиано. Брату Модесту он писал: «Ах! Модинька <…> если б ты знал, какая певица и актриса Арто! Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз. <…> Как бы ты восхищался ее жестами и грацией ее движений и поз!»</…></…> Чайковский хотел жениться на Арто, однако против свадьбы выступили ее родители. Композитор и певица расстались и больше не общались.

Единственной женой Чайковского стала студентка Московской консерватории Антонина Милюкова. Они познакомились в 1872 году на одном из музыкальных вечеров. Милюкова присылала Чайковскому письма с признаниями в любви.

«Неужели Вы прекратите со мной переписку и не повидавшись даже ни разу? Нет, я уверена, что Вы не будете так жестоки!.. Я готова буду броситься к Вам на шею, расцеловать Вас, но какое же я имею на то право? Вы можете принять это за нахальство с моей стороны… Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой. Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй. До свидания. Ваша вечно А. М».

Антонина Милюкова, из писем к Петру Чайковскому

Чайковский и Милюкова поженились в 1877 году. Известие о свадьбе обрадовало отца композитора: «Я перекрестился и подпрыгнул даже от радости. Слава Богу! Господь да благословит тебя!!!» Однако вскоре композитор и певица расстались. Развод они так и не оформили, но вместе жить перестали.

Личная жизнь

Сохранилось немало фото, где Петр Чайковский запечатлен в более чем благопристойном виде со своими друзьями-мужчинами. Ориентация композитора еще при его жизни становилась предметом для пересудов: некоторые обвиняли музыканта в том, что он гомосексуалист. Предполагалось, что его мужчины (мужчины, к которым он испытывал платоническую привязанность) — это Иосиф Котек, Владимир Давыдов и даже братья Алексей и Михаил Сафроновы.

Петр Чайковский с Иосифом Котеком (слева) и Владимиром Давыдовым (справа)

Сложно судить, есть ли доподлинные доказательства того, что композитор любил мужчин. Его связи с упомянутыми выше личностями вполне могли быть и просто дружескими. Как бы то ни было, женщины в судьбе Чайковского тоже были, хотя некоторые исследователи утверждают, что так композитор пытался скрыть, что он гей.

Петр Чайковский с женой Антониной Милюковой

Так, несостоявшейся женой Петра Ильича стала молодая французская примадонна Арто Дезире, которая предпочла ему испанца Мариана Падилью. А в 1877 году его официальной женой стала Антонина Милюкова, которая была младше новоиспеченного супруга на восемь лет. Впрочем, этот брак продлился всего несколько недель, хотя официально Антонина и Петр так и не развелись.

Стоит напомнить и о его связи с Надеждой фон Мекк, которая преклонялась перед талантом композитора и долгие годы поддерживала его материально.

Переезды

В 1848 году вся семья отправилась в Москву, причиной стал выход на пенсию Ильи Петровича, который хотел отправиться на частую службу. В столице Чайковские прожили не так долго, буквально через несколько месяцев их ждал новый переезд. На этот раз – в Санкт-Петербург. Там трое сыновей Ильи Петровича отправились на обучение в пансион Шмеллинга. В Петербурге будущий композитор продолжил обучение музыке. Там он узнал, что такое балет, опера и симфонический оркестр. В то время Петр заболел корью, но после излечения у него время от времени случались припадки. Спустя год старший сын Николай отправился в Институт Корпуса горных инженеров, а остальное семейство вернулось на родину, на Урал. На этот раз местом жительства стал город Алапаевск. Там Илье Петровичу предложили должность главы завода. Гувернантка Фанни оставила семью инженера, а для обучения Петра была нанята новая учительница – Анастасия Петрова. После переезда в семье Чайковских случилось пополнение – Александра Андреевна родила близнецов Модеста и Анатолия.

Министерство юстиции

В 1859 году, успешно окончив училище с чином титулярного советника, Петр Ильич поступает на службу в министерство юстиции.

Ему поручают вести дела крестьян. В свободное время он много развлекается в обществе сестры, брата, кузины и их гостей. Он много отдает времени посещениям оперного театра, изучает итальянский язык, добавляя его к знанию французского и немецкого, которыми свободно владеет. К его неописуемой радости, знакомый его отца приглашает его на три месяца в 1861 году в качестве секретаря поехать за границу.

Ранние годы

В семье Чайковских было четверо детей. У Петра Ильича был старший брат Николай, младший Ипполит и младшая сестра Александра. В огромном доме Чайковских проживали не только хозяева особняка. Здесь поселились также родственники отца Чайковского. Обучались и воспитывались дети гувернанткой французского происхождения Фанни Дюрбах. За свою многолетнюю работу и преданность Чайковским она быстро стала практически членом семьи. Ни один день в доме не обходился без музыки. Илья Петрович играл на флейте, а Александра Андреевна — на фортепиано и арфе. Вечерами матушка любила садиться за инструмент и часто исполняла романсы. Несмотря на то что музыкального образования гувернантка Фанни не имела, музыка также привлекала ее. В доме стоял механический орган и рояль, на котором Петр Ильич изучал музыкальную грамоту. Помимо музыки младший Чайковский тяготел к поэзии. Он писал на французском языке маленькие стихотворения. Кроме музыки и стихов Петра увлекала история, особенно его интересовала личность Людовика Седьмого. Любовь к этой исторической фигуре Чайковский пронес через всю свою жизнь. Биография композитора Чайковского в «Википедии» наполнена интересными фактами, которые мы разберем дальше.

Учеба в консерватории

Творческая биография Чайковского в «Википедии» начинается как раз с учебы в Санкт-Петербурге. Все кардинально переменилось, когда в городе открылась новая консерватория под руководством Антона Рубинштейна. Чайковский твердо намеревался поступить на обучение в эту консерваторию, и это у него получилось. Петр стал одним из первых студентов по классу композиции. Вскоре, несмотря на проблемы с финансами, Чайковский бросил государственную службу и полностью посвятил себя творчеству. Дипломной работой композитора стала кантата «К радости». Однако музыканты не оценили творение по достоинству. Влиятельные критики называли Чайковского слабым композитором. Однако негативная критика никак не повлияла на Петра Ильича, он окончил консерваторию с серебряной медалью и с азартом приступил к поискам работы. В 1866 году Чайковский переехал в столицу, где стал профессором Московской консерватории.

Творческая деятельность

Первые свои произведения Чайковский Петр Ильич написал во время преподавания в консерватории. Не отрываясь от педагогической деятельности, он создал целый ряд выдающихся композиций, принадлежащих к различным жанрам музыки. Первое десятилетие в его биографии, это один из самых плодотворных периодов, Чайковский написал оперу «Опричник», музыку к сказке «Снегурочка», ряд симфоний, Первый струнный квартет. В это же время было создана опера «Ундина». К сожалению, музыкальное произведение так и не было представлено на суд зрителей, однако небольшая его часть сохранилась и известна современникам как «Лебединое озеро».

В 1878 году композитор прекращает свою преподавательскую деятельность и, отказавшись от должности в консерватории, полностью отдает себя творчеству. В конце следующего десятилетия он также пробует себя в роли дирижера. Выступления оркестров под управлением Чайковского Петра Ильича имели большой успех как на родине, так и за рубежом.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]